Благородство, патриотизм и гражданская ответственность

» Благородство, патриотизм и гражданская ответственность

Недавно на телестудии «5 канал» Санкт-Петербурга разгорелась дискуссия на тему «Стучите за деньги!». Речь в передаче шла о том, что Министерство внутренних дел запросило у правительства 280 миллионов рублей на оплату услуг всякого рода внештатных информаторов.

Каждое сообщение, помогающее раскрыть преступление, будет щедро вознаграждено вплоть до 300 тысяч рублей. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые напрямую связаны с воспитанием гражданской ответственности в школе.

Первый и главный вопрос состоит в том, что именно полицейские подразумевают под словосочетанием «внештатные информаторы».

Во многих фильмах о милиции мы наблюдаем такую картину, когда какой-нибудь мелкий воришка, хулиган или мошенник, избежавший в свое время «меча правосудия», сообщает оперуполномоченным ценные сведения о готовящемся или свершившемся преступлении за небольшое вознаграждение, за бутылку пива или даром.

Если они этих информаторов имеют в виду, то дискуссию надо было сворачивать в самом начале или, по крайней мере, перевести ее в другое русло.

Второй вопрос – если все-таки полиция намеревалась выплачивать денежную премию законопослушным гражданам, то это вознаграждение противоречит как минимум пяти статьям Конституции и как минимум трем статьям Уголовного кодекса. То есть, если человек отказывается поделиться информацией, то его действия можно приравнять к укрывательству преступников, сокрытию преступления и даже к соучастию в преступлении.

Полицейский же, который вознаградит информатора, должен будет раскрыть конфиденциальную информацию об этом человеке, иначе денег ему никто не даст, это во-первых.

Во-вторых, если полицейский все-таки получит информацию и не прореагирует на нее, то он сам будет уличен во всех трех, как минимум, преступлениях и понесет за них полную ответственность.

Если же он попытается представить в качестве информатора какого-нибудь своего знакомого или родственника, то совсем не факт, что он не положит к себе в карман эти средства.

Все эти вопросы напрямую связаны с воспитанием гражданской ответственности в школе. Ведь ни для кого не секрет, что средства массовой информации много лет подряд поливают грязью работников внутренних органов. Дети все это прекрасно видят.

Кроме того, работники милиции в обстановке всеобщего попустительства властей и разрухи в экономике на самом деле стала больше похожи не на стражей порядка, а на союзников богатых преступников, которые могли купить себе хороших адвокатов, судей, свидетелей и легко уйти от преследования закона.

Воспитание патриотизма, чувства справедливости и гражданской ответственности в таких условиях было не меньшим фарсом, чем воспитание любви к коррупционной партии и к ее вождям в годы Советской власти.

Многие преподаватели, особенно люди старшего поколения, старались внушить детям, что далеко не все в милиции такие продажные, что есть среди них честные и ответственные люди. Однако верилось в это с трудом.

Что же произойдет сейчас, если просьба МВД будет удовлетворена? Уже сейчас появляются мнения о том, что нормальных свидетелей найти будет не так-то просто.

А те мнимые свидетели, которые пожелают получить премию из рук полиции, только введут следствие в заблуждение. Появится множество доносчиков, которые только на этом будут зарабатывать.

Соответствующим образом изменится мнение школьников о «доблестной полиции», которой тогда уже будет точно не до отлова преступников, с информаторами бы вовремя расплатиться.

Существует мнение, что реформа внутренних органов, связанная с переименованием и аттестацией, опять ни к чему хорошему не приведет, а в итоге окажется чистейшей формальностью. Полицейским собираются поднять заработную плату вдвое, и это будет гарантией их неподкупности. Судьям уже подняли оклады в пять раз, желаемых результатов это не принесло.

Вот что реально может дать результаты, так это реформа образования с повышением благосостояния преподавателей, оснащением школ новым оборудованием и организацией военно-патриотических клубов, правовых, исторических и литературных кружков.

Воспитывать детей пора уже начинать, холодные годы фактического безвластия давно закончились, и уже становится жарковато. Правительство вот уже вторую пятилетку осуществляет углубленные реформы то в одной, то в другой государственной сфере.

Создается впечатление, что мы вообще ничего не можем делать сами, обязательно требуется непосредственное вмешательство «батюшки-царя». Чиновники министерств будто бы ничего не ведают о том, что творится во вверенных им структурах. А чиновники пониже званием очень дорожат своими креслами и не смеют даже слово молвить.

Такое раболепие наблюдается буквально во всех государственных структурах, притом, что мы живем в демократическом государстве, где права человека и свобода слова не пустой звук.

Источник: https://paidagogos.com/blagorodstvo-patriotizm-i-grazhdansk.html

Гражданско-патриотическое воспитание

ИНФОРМАЦИЯ О ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В 2018-2019 УЧ.ГОДУ

План школьных мероприятий (Рождественские чтения ноябрь-декабрь 2018г.)

Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

(В. Г. Белинский)

   В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.

Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

 Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Чувство патриотизма у юного гражданина — это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

   Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  •  повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  •  развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • формирование у учащихся ответственности, гражданской  активности, стремления к самореализации;
  •  воспитание толерантности;
  • формирование чувства гражданского долга;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

   Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

   Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

  • Духовно — нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко — культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  • Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно — патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно — патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

   Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

  • в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
  • развивается музейная работа;
  • развивается школьное ученическое самоуправление;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

    Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

    В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

   Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком­петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.

Читайте также:  Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога

   На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис­ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

  • Тематические классные часы;
  •  Ведение курса обществознания;
  •  Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
  • Кружковая работа;
  • Проведение общешкольных мероприятий;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Экскурсии по городам России;
  • Военно-спортивная игра «Зарница»;
  • Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.                                          

Источник: https://dmouvn.edumsko.ru/activity/vospitanie

Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности молодого гражданина

Построение правового государства и гражданского общества, формирование гражданской ответственности молодого человека является важнейшим ценностным ориентиром и одной из основных задач современного этапа развития России.

Одним из основных компонентов, которые необходимы для формирования гражданской ответственной личности – истинного гражданина, является патриотизм.

Патриотизм – является чертой, которая разделяет молодое поколение: y одних есть чувство родины, y других его нет; одни мыслят себя ee гражданами, другие – временными жильцами, готовыми в любой момент поменять страну проживания, одни беспокоятся за страну, другие безразличны к ней. Подобную позицию ни в коем случае нельзя допустить, чтобы она преобладала во взглядах подрастающего поколения.

Естественно настоящий патриотизм неразрывно связан c уважением к другим народам, к их обычаям, культуре, быту, национальным традициям. Патриотизм выступает как проявление гражданственности и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества.

Иногда гражданственность и патриотизм приобретают значение синонимов. Ho это совсем не значит, что можно говорить об их тождественности. Государство является объектом гражданственности, объектом же патриотизма выступает Отечество – Родина.

Патриотизм и гражданственность органически объединяются, когда интересы Отечества совпадают c государственными интересами [2].

Безусловно, здесь важно государственное отношение к обсуждаемой проблеме. Нет сомнений, что государство заинтересовано в поднятии социально ответственных граждан – ведь будущее страны зависит от того, насколько грамотно решается этот вопрос.

Человек, воспитанный в духе гражданственности, имеет ряд преимуществ над «негражданственным» человеком. Данные преимущества можно изобразить в виде схемы:

Рисунок 1. Преимущества над «негражданственным» человеком

Необходимо отметить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая разработана в соответствии c Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Государственная политика направлена на формирование y граждан Российской Федерации чувствa верности конституционному долгу, духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, в особенности в процессе военной и государственной службы.

Мероприятия, которые проводятся органами власти в данном направлении, безусловно, играют важную роль. Однако только государственных мер и инициатив недостаточно для воспитания ответственных граждан и истинных патриотов страны.

В единстве процессов социального воспитания и социального развития личности как субъекта социальной деятельности и субъекта саморазвития, самовоспитания, самореализации в социуме происходит воспитание гражданственности y молодого человека.

Результатом данного процесса является обретение личностью гражданской позиции, основанной на высоких идеях и чувствах социальной ответственности, правового, нравственного, национального достоинства, готовности личности к деятельности, соответствующей требованиям общества [1].

Однако необходимо помнить, что воспитание гражданина начинается именно в семье. Семья как важнейший социальный институт определяет благополучие нации, общества и государства.

Родителям нужно воспитывать у своих детей любовь к идеалам гуманизма и прививать общечеловеческие ценности.

B то же время, школам и другим образовательным учреждениям необходимо уделять особое внимание воспитанию гражданственности y подрастающего поколения.

В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию, формирования представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодёжи на примерах отважных поступков их сверстников в общеобразовательных учреждениях играет важную роль в воспитании патриотических чувств подрастающего поколения проведение классных часов, бесед, «круглых столов», уроков мужества, соревнований военно-патриотической направленности и т.д.

Так, гражданственность и патриотизм в условиях общеобразовательных учреждений традиционно формируются в ходе работы c историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги; уважение к атрибутам государственности страны.

Важное место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания учащихся общеобразовательных учреждений занимает содержание образования.

Например, изучение истории знакомит c богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России.

Содержание каждого школьного предмета, таких как «Историческое краеведение», «Основы религиозных культур и светской этики», «Обществознание» играют особую и не маловажную роль в формировании гражданственности учащихся общеобразовательных учреждений.

B связи c этим основными задачами мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию могут быть:

  • воспитание у учащихся общеобразовательных учреждений духовно-нравственных чувств, а также чувств патриотизма;
  • развитию гражданско-правовой компетентности подрастающего поколения на базе освоения ими основных правовых и моральных норм и т.д.

Мы видим главную цель образовательных учреждений в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнёрские связи c центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, через связь c советом ветеранов, шефскую помощь и совместные дела. При этом условии возможен высокий результат деятельности образовательного учреждения [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданская позиция и патриотизм формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств. Целенаправленным процессом выработки у молодёжи гражданского сознания и жизненной позиции является формирование патриотизма, гражданственности, уважения к правам, социальной ответственности, свободам и обязанностям человека.

Авторы статьи не закрывают тему, a приглашают к продолжению диалога, так как необходимо постоянно расширять спектр используемых методов и приемов работы c молодыми людьми. Ведь именно молодёжь завтра будет строить наше общество, решать актуальные проблемы и определять, как будет развиваться наше государство.

Список литературы:

  1. Андреева Г.M. Социальная психология, M., 2003г.;
  2. Вяземский E.E. Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.oboznik.ru/?p=22696/ (дата обращения: 07.02.2018);
  3. Пазина O.E. Социальная ответственность личности в современном обществе, H. Новгород, 2007г.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/lxii/98240

Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности у обучающихся

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного обучения и воспитания сделались хорошими —это в нашей власти»Плутарх

Воспитание — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский).

Воспитание – старейшее из человеческих дел. Оно кажется нам совершенно несложной работой: все справляются, и мы справимся. Но на самом деле это ощущение довольно обманчиво: воспитание обучающихся более чем непростое дело, в этом я убедилась  на собственном опыте.

 Я работаю в системе среднего профессионального образования сравнительно недавно. Каждый учебный год я начинаю знакомством с новой группой обучающихся в роли классного руководителя, так как на втором курсе обучения по профессиям «Повар, кондитер», «Официант, бармен» группы работают только с мастерами производственного обучения.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем группы первого курса по профессии «Повар, кондитер». Проблем в группе на 2014-2015 учебный год немало: это и неполные семьи (12 чел.), малообеспеченные семьи (17 чел.), дети-сироты (5 чел.

), иногородние обучающиеся, проживающие в общежитии нашего лицея(10 чел.). Анкетирование показало низкий культурный уровень подростков, низкий уровень воспитанности. Ребята приходят  обучаться, уже имея большой запас негативного жизненного опыта. Зачастую и настроены они агрессивно и пессимистично.

  Но есть, конечно, очень активные юноши и девушки, которые посещают различные  спортивные секции, кружки и готовы активно  принимать участие в жизни лицея. Поэтому свою воспитательную позицию я вижу в индивидуализированном и гуманистическом подходе к воспитанию.

А именно, стараюсь выстраивать отношения и общение на основе диалога, взаимопонимания, доверия, уважения и открытости.

Для меня очень важным является определение состояния каждого обучающегося в группе, выделение его психологических особенностей и личных качеств, выявление будущих лидеров в зарождающемся коллективе. Для этого использую такие методики, как анкетирование и диагностика.

Уровень тревожности в группе первого курса на начало учебного года оказался выше среднего – 46% (Приложение № 2 «Шкала самооценки уровня тревожности Опросник Спилберга (тест на уровень тревожности).»). Кроме того, провожу диагностику уровня воспитанности обучающихся (Приложение №3 анкета «Как определить уровень воспитанности).

Педагог должен уметь видеть хорошее даже там, где другие замечают только плохое, работать с опорой на положительные эмоции, он должен учить ребят радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждать у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дать им стимул для саморазвития.

Свой план классного руководства я составляю с учетом выявленных проблем, результатов анкетирования и диагностики, опираясь на программу воспитательной работы образовательного учреждения. Но, учитывая особенности контингента, уровень воспитанности обучающихся, считаю, что  следует уделять больше внимания такому направлению в воспитательной работе, как патриотическое воспитание.

Можно сказать с уверенностью, что сложности с призывом молодых людей на военную службу, распространение наркомании, детская преступность находятся в прямой зависимости от патриотического и гражданского воспитания, так как гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнить гражданские обязанности.  

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» дает определение понятия «патриотизм» как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Читайте также:  Молодой учитель

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, 2001г.] (Приложение №4 схема «Понятие патриотизма на личностном и общественном уровнях»).

Соответственно мероприятия в области патриотического воспитания должны быть направлены на формирование мировоззренческих, нравственных и поведенческих норм каждого обучающегося, с одной стороны, и формирование коллективного отношения к своему народу, культуре, истории, государству, системе основополагающих ценностей, с другой стороны.

Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна на сегодняшний день и  проявляется в том, что условия, в которых сегодня находятся и молодежь, и российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Цель моей работы: создание системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающим чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.

Задачи для достижения цели в моей работе:

 — освоение  традиционной культуры своего народа, привитие литературно-художественного вкуса, потребности в общении с искусством через изучение высокохудожественных образцов современной российской культуры;

— формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, воспитание гражданина и патриота России через изучение жизни и деятельности выдающихся людей, истории родной земли Отечества;

— физической готовности обучающегося к действиям, воспитание любви к природе, привитие трудовых навыков и норм;

— развитие способностей взаимопонимания и сотрудничества с различными религиозными и социальными группами.

Героические события истории России, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Поэтому в своей воспитательной работе по проблеме гражданского — патриотического воспитания выделяю следующие направления патриотического воспитания:

—                   личность в истории и история в личности;

—                   культура, быт, традиции малой Родины;

—                   моя страна — моя Россия;

—                   мы — интернационалисты.

Используя системно-структурный подход, выстраиваю свою работу как во время учебных занятий, так и на внеклассных мероприятиях.

Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Формирование активной гражданской позиции девушек и юношей происходит через привлечение их к участию в жизни группы и коллектива, в жизни учебного заведения, района, города и страны.

Провожу тематические классные часы: «День знаний», «День пожилого человека», день матери «Славим матерей своих», «Героические подвиги наших земляков», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Звезды над Енисеем», классный час, посвященный 90-летию В. П. Астафьева.

Моя группа активно принимала участие в организации и подготовке краевого открытого мероприятия «Белеет парус одинокий…» — классного часа, посвященного  празднованию 200-летия со дня рождения поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.

Такие классные часы расширяют кругозор, помогают оценивать окружающий мир, способствуют развитию литературно- художественного вкуса, а также формируют нравственные идеалы через ознакомление с жизнью и деятельностью выдающихся людей.

Воспитание – это непрерывный процесс, независимо от того идет ли урок, началась перемена или внеурочное мероприятие.

Поэтому на уроках литературы, преследуя цель формирования любви к Отечеству и своему народу, я предоставляю обучающимся возможность свободного выражения своего мнения через понимание и осмысление таких понятий, как  гражданин, Отечество, Родина, малая Родина, история родной земли, любовь к Родине, к Отечеству, народу, краю.

Расширяя социальные связи, сотрудничаю с музеем «Мемориал Победы» — это и экскурсии, и приглашение специалистов в лицей с лекциями: «Эвакогоспитали Красноярска в годы ВОВ», «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны», посвященные 80-летию Красноярского края, 70-летию Великой Победы.

Беседуя с ребятами, вижу их неравнодушие к истории Отечества, наблюдаю, как крепнут их патриотические чувства.

В результате такой системы работы обучающиеся моей группы достигли высоких результатов: 2-е место во внутрилицейском конкурсе сочинений «Моя малая Родина – Сибирь»; 2-е место во внутрилицеском конкурсе сочинений и стенгазет, посвященного празднованию Дня Памяти могилы Неизвестного солдата (3 декабря 2014г.).

Почти все парни группы задействованы в традиционных общелицейских  конкурсах «А, ну-ка, парни!» (ко Дню защитника Отечества), «Поклонимся великим тем годам» (ко Дню Победы в Великой Отечественной войне). Большой интерес вызывают у ребят встречи с ветеранами и тружениками тыла.

Интернациональные чувства развиваю через такие мероприятия:

встреча с участником Афганской войны (1979-1980г.), воином-интернационалистом, награжденного медалью «За Отвагу», Кравцовым А.Е.(встреча приурочена ко дню вывода Российских войск из Афганистана),

участие в общелицейской научно-практической конференции с докладом «Аляска-Сибирь. Трасса мужества» (3 место, Шаварин Денис).

Кроме того, укрепляется и жизненная позиция.

Это проявляется в спортивных достижениях: 3- е место в краевом соревновании среди учреждений СПО по армспорту, 1-е место в городском легкоатлетическом забеге, 2-е место в общелицейском теннисном турнире, 1-е место в городском квесте «Георгиевская лента». Принимая участие в общественной жизни, обучающиеся становятся уверенными в себе, успешнее на уроках учатся работать в команде, раскрывая свои таланты и приобретая жизненный опыт.

Подобные встречи и рассказы гостей о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у ребят. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений подростков, формированию у них гражданской ответственности, стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

Коллективная самоорганизация — один из лучших образов развития социальной личности обучающегося. Ребята из моей группы входят в состав движения по самоуправлению «Школа лидерства».

Накоплен опыт волонтерского движения, участия в  социальных проектах: 2012г. – проект «Здорово быть здоровым» (совместно с ПЛ №9, ПУ №20); 2013г.- акция «Рисунки на снегу», (совместно с ПУ№20); 2014г.

– акция по уборке могил ветеранов Великой Отечественной войны на кладбище Бадалык.

Я считаю, что одним из важных средств патриотического воспитания является пример родителей. Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс — немаловажный фактор. В отличие от родителей, педагог более информирован о существующих методах воспитания, у него есть определённый опыт работы.

Такое сотрудничество приносит заметные результаты. Я регулярно провожу классные часы и беседы с участием родителей: «Как создать гармонию отношений в семье», «Воспитание нравственности», тренинги: «Учимся понимать друг друга», «Подводные камни в отношениях родителей и детей».

Для успешной воспитательной работы следует поднимать авторитет родителей в глазах детей, передавать родителям научные, педагогические, психологические знания.

С этой целью провожу тематические родительские собрания «Особенности обучения и воспитания в профессиональном заведении», «Мой повзрослевший ребенок».

Не смотря на то, что до конца учебного года еще несколько месяцев  интенсивной работы, но уже сегодня я бы хотела отметить положительные результаты  своей воспитательной работы:

1.      в коллективе группы преобладает благоприятный климат;

2.      самооценка обучающихся улучшилась, они стали чувствовать свои силы и возможности, активнее принимают участие в конкурсах и общественных мероприятиях,

3.      повысился уровень воспитанности обучающихся: 1 курс (1 полугодие) – 0,62 (уровень воспитанности ниже среднего), 1 курс (2 полугоде) -0,78 (средний уровень воспитанности) (Приложение №3 анкета «Как определить уровень воспитанности»).

Таким образом, главным  условием эффективности формирования патриотизма личности обучающихся является приоритет форм внеклассной работы, оказывающих комплексное педагогическое воздействие на  личность.

Источник: https://nsportal.ru/user/413163/page/vospitanie-patrioticheskih-chuvstv-i-formirovanie-grazhdanskoy-otvetstvennosti-u

Патриотизм и гражданское общество

?

russiancommun

September 18 2017, 14:06

Патриотизм и гражданское общество, как эти два понятия уживаются в головах россиян, союзники ли это или противники в вопросах социологизации личности, ее адаптации в социокультурной среде? Именно с этой точки зрения сравним эти два, в принципе несравнимых, понятия. И не сравнимых, в первую очередь, по своей природе. Ведь патриотизм есть ничто иное, как социальное чувство, или, как некоторые считают, психическое состояние. В обоих случаях он имеет принадлежность к личности.  

Гражданское общество, это система общественных отношений, иными словами – общественный институт, который характеризуется совсем иными состояниями не психологического характера и является, в первую очередь, коллективным инструментом.

Из множества существующих взглядов и формулировок патриотизма как явления, возьмем пожалуй самую гармоничную, которую дает нам Евразийский толковый словарь Зорина В.И.

Патриотизм — это моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.

Чем сегодня поддерживается патриотизм современного среднестатистического россиянина. В основном он сегодня основан на внешнем векторе государственной деятельности. Его сегодня питают победы российской дипломатии, успехи военных в борьбе с террористическими группировками в Сирии.

Так как в силу народного характера русский человек всегда готов защищать слабых и обиженных, то для многих граждан то же важным «удобрением» является недружелюбная политика запада, с ее санкционными механизмами против российской экономики в частности и Российской государственности в целом.

В итоге, сегодня россиянин в принципе готов встать на защиту Родины против супостата, как это делали его героические предки в 1941, 1914, 1812 и прочих годах лихолетья.

И эта готовность, защищать свой дом, свою семью и свою Родину от внешнего врага, несомненно, ценное личностное качество, но достаточное ли.

Читайте также:  Как пользоваться методикой "перепутанные линии" для исследования концентрации и устойчивости внимания детей

А что же гражданское общество? Под гражданским обществом – принято понимать такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются и защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве.

Как видим деятельность гражданского общества наоборот, направлена на внутренние проблемы. И главная задача гражданского общества – это соблюдение прав и свобод человека, контроль за законностью действия власти.

Сегодня же многие государственные «деятели», высказывают позицию о том, что любые действия против власти преследуют одну лишь цель – ослабление власти, а значит ослабление государства. А ослабление государства может быть выгодно только его внешним противникам.

Соответственно такие действия уж точно не патриотичны и, по сути, должны рассматриваться как предательство. Но ведь власть, власти рознь. И действия против нее тоже бывают разные.

В случае же с действием институтов гражданского общества, в лице общественных организаций или гражданских активистов эти действия направлены не против власти, а в противовес власти. И, как правило, в противовес лишь только конкретному ее органу или ветви, а чаще всего в противовес конкретному ее представителю.

И цель этого противостояния – обеспечить законность и рациональность действий последних. Власть как таковая никак не может ослабнуть, исполняя установленные ею же законы или избавляясь от своих неграмотных или коррумпированных элементов. Иначе это будет противоречить здравому смыслу.

Такие действия гражданских институтов способствуют только укреплению государства. Как часто приходится наблюдать, когда вместо устранения справедливо отмеченных недостатков и недоработок в действиях представителей власти, они начинают борьбу с заявителями, выявившими эти недостатки. А ведь уже не редко эти их действия из борьбы переходят в охоту на правдорубов.

Именно с целью оправдания такой охоты со стороны ее практикующих намеренно допускаются искажения в оценке действий представителей общественности. В результате чего у людей возникают ассоциации – гражданский активист, значит предатель.

Таким образом и сталкиваются в людских головах два понятия: патриотизм и гражданская ответственность. И человек не понимает что ему выбрать. А понять ему нужно другое. Понять ему нужно то, что его перед этим выбором искусственно поставили. И никакого противоборства между патриотизмом и гражданским обществом нет.

А есть лишь попытка неэффективных менеджеров удержаться у власти, и еще есть псевдоактивисты с иностранными счетами, дискредитирующие своими действиями идею гражданского общества.

Теперь если вернуться к выше приведенной трактовке патриотизма, то мы увидим, что «Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости», что есть одна из основных функций гражданского общества и с этой точки зрения эти понятия есть синонимы.

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности».

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.

2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

БФ ПокровРусская общинапатриотизм

Источник: https://russiancommun.livejournal.com/330388.html

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Словарь темы

Патриотизм– в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности.

Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Воспитание в широком смысле– процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле– целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание– целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

1. Понятие и сущность патриотизма.
Патриотизм и гражданственность

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» — интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира.

Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю.

Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности.

Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности, приоритетного направления работы образовательных учреждений.

Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека.

Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна.

Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Задание 1

1. Дайте определение понятием гражданин и патриот.

2. Как соотносятся духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3. Какова наиболее общая цель гражданско-патриотического воспитания молодежи?

1.2. Патриотическое воспитание в России:
исторические традиции, направления, формы

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности.

В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности — «Отчизноведение» (Н.Х.

Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.

В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР».

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.

В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России.

Задание 2

1. Почему в России в начале 1990-х годов произошел кризис патриотического воспитания.

2. Какие факторы позволили преодолеть этот кризис.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/13553.html

Ссылка на основную публикацию