Что такое школьная дезадаптация и как её избежать?

Что такое дезадаптация первоклассника и к чему она может привести

Школьная дезадаптация может случиться с каждым первоклассником. По мнению детских психологов, причина отставания в учебе ребенка – первоклассника – его дезадаптация к школьным условиям.

И помочь ребенку стать успешным в трудное время перехода от беззаботного детства к школьному обучению может только семья. Но многие родители, не имея педагогического образования, не знают, как правильно подготовить своего малыша. Что же такое дезадаптация школьника?

При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым.

Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей. Однако часто бытовые проблемы не дают родителям уделять необходимое время ребенку.

И тогда бывает так, что ребенок:

  • боится идти в школу;
  • начинает часто болеть;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит;
  • в школе ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к педагогам школы;
  • может заблудиться в здании школы;
  • теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;
  • не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.

Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста.

Если вы вовремя не обратите внимания на эти признаки, ребенок в лучшем случае будет двоечником, в худшем – вам придется долго лечить его у невролога, а то и у психиатра.

Трудности привыкания ребенка к школе могут быть вызваны как особенностями еголичности, так и неправильным воспитанием в семье.

Причины школьной дезадаптации:

  • Ребенок не подготовлен к школе: не осознает важности перехода к обучению, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».
  • Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.
  • Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.
  • Имеет нарушения движений.
  • Неуравновешен, часты неоправданные перепады настроения.

Как проявляется школьная дезадаптация и что нужно делать для ее устранения?

  • Ребенок плохо учится по всем предметам. Возникает в результате неподготовленности к школе, неправильного воспитания в семье, недостатков развития, а также из-за отсутствия помощи и поддержки от учителей и родителей.Рекомендация: вместе с педагогом выясните, какие процессы, необходимые для успешной учебы, не сформированы у вашего ребенка, постарайтесь следовать советам учителя. 
  • Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или рассмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Обычно так себя ведут дети, которых в семье или очень строго контролируют, или, наоборот, позволяют все.Рекомендация: побеседовать с учителем о его отношениях с ребенком в классе, обратиться к школьному психологу за советами по изменению поведения ребенка. Не нужно резко ужесточать или ослаблять требования к первокласснику, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы не травмировать ребенка, которому и так нелегко. 
  • Малыш часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроках, сильноустает к концу учебного дня. Эти признаки проявляются у часто болеющих школьников, а также говорит о слабой нервной системе, возможной задержке развития или неправильном воспитании дома.Рекомендация: постараться приучать ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня. 
  • Малыш боится школы. Чаще такие дети приходят из неблагополучных или разводящихся семей.Рекомендация: ребенку нужна помощь психолога. 
  • Малыш хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учебе, он недисциплинирован, плохо учится. Поведение ребенка может объясняться несколькими причинами: в семье с ним обращаются как с маленьким, стремятся как можно дольше удержать его в детстве; ребенок психологически не готов к школе; дома неблагоприятная ситуация, поэтому школа в данный момент его не интересует.Рекомендация: нормализовать обстановку в семье; обращаться с ребенком в соответствии с его возрастом. Вместе с педагогами школы формировать готовность ребенка к учебе.

  Узнайте, какие ошибки родители совершают чаще всего при переходе ребенка из детсада в школу (читать здесь), а также как обеспечить преемственность детского сада и школы (читать здесь).
дезадаптация это

Вот ряд рекомендаций для родителей.

  • Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет. Советуйтесь с детским психологом. 
  • Для того, чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться. 
  • С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Например, во время уборки комнаты можно поиграть в такую игру: на полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза. В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает. Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям. 
  • Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают вразличные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить. 
  • Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы. 
  • Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах. 
  • Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми. 
  • Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма. 
  • Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок. 
  • Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы. 
  • На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность. 
  • Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

Ваши старания не пройдут бесследно. Сын или дочь будут радовать вас хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.

Источник: http://tvoiyapravda.ru/for-deti/schkola/dezadaptaciya-pervoklassnika.html

Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика

Школьная дезадаптация — что это такое, понятие

С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.

Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.

В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.

Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.

Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • частым отсутствием на школьных занятиях;
  • резким переходам от пассивности в активность;
  • частыми жалобами на плохое самочувствие;
  • отставанием от учебного курса.

Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:

  • — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
  • — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
  • — негативизму и протесту;
  • — проявлению характера через внешний вид;
  • — могут не отставать от учебного курса.

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

Типы проявления школьной дезадаптации

1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.

Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:

  • узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
  • оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
  • определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
  • выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
  • составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.
Читайте также:  Определимся с цветом

Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.

Профилактика школьной дезадаптации

Комплексными в решении данной проблемы должны быть как методы коррекции, так и способы профилактики. На сегодняшний день предусматриваются различные меры для помощи ребенку с дезадаптацией.

Это компенсирующие классы, социальные тренинги, квалифицированные консультации для родителей, специальные методики коррекционного обучения, которым обучают школьных педагогов.

Адаптация к школьной среде – процесс стрессовый не только для ребенка, но и для родителей, для педагогов. Именно поэтому задача взрослых на этом этапе жизни ребенка — постараться ему помочь сообща.

Здесь все силы бросаются только на один важный результат – восстановить позитивное отношение ребенка к жизни, учителям и самой учебной деятельности.

С появлением позитивного мышления у школьника появится интерес к урокам, возможно, к творчеству и к окружающим. Когда будет ясно, что ребенок начал испытывать радость от школьной среды и учебного процесса, тогда и школа перестанет быть проблемой.

Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика

Источник: https://japsix.ru/shkolnaya-dezadaptatsiya-prichiny-proyavleniya-korrektsiya-profilaktika/

Школьная дезадаптация

Психологические проблемы

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении.

9 661 20 сентября 2016

Термин школьной дезадаптации  существовал со времен появления первых учебных заведений.  Только раньше ему не придавалось особого значения, теперь же психологи активно говорят об этой проблеме и ищут причины ее появления.

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении. Иногда школьная дезадаптация никак не связана с процессом усвоения знаний, а проистекает из неудовлетворительного взаимодействия с окружающими.

Общение со сверстниками – важная сторона школьной жизни, которую никак нельзя обойти стороной. Иногда случается так, что внешне благополучного ребенка начинают травить одноклассники, что не может не сказываться на его эмоциональном состоянии.

В данной статье мы рассмотрим причины дезадаптации в школе, коррекцию и профилактику явления. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор.

Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Если девочка или мальчик страдают повышенной впечатлительностью, им будет трудно справиться с собой. Такие дети обычно часто подолгу тревожатся и не знают, как следует себя вести.

Ни для кого не секрет, что одноклассники больше всего подвергают нападкам именно новеньких, желая «проверить их на прочность». Насмешки лишают моральных сил, уверенности в себе, создают дезадаптацию. Не все дети могут выдержать подобные испытания. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу.

Так формируется дезадаптация к школе.

Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Учителя тоже не всегда отличаются корректностью.

Если ребенок плохо успевает по предмету, то ему ставят соответствующие оценки. Некоторые вообще не обращают внимания на отстающих, предпочитая спрашивать только сильных учеников.

Откуда может взяться дезадаптация? Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием. Известно, что учителя не любят тех, кто пропускает уроки и не выполняет домашние задания.

Дезадаптация к школе возникает чаще тогда, когда ребенка никто не поддерживает в его начинаниях или в силу определенных обстоятельств ему уделяется мало внимания.

Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять на себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе.

Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер.

Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником.

Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать.

Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать.

Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

Коррекция школьной дезадаптации

Если получилось так, что ребенок испытывает определенные трудности в классе, обязательно следует начать принимать активные меры по устранению проблемы. Чем раньше это будет сделано, тем проще ему придется в дальнейшем.

Коррекция школьной дезадаптации должна начинаться с установления контакта с самим ребенком. Выстраивание доверительных отношений необходимо для того, чтобы вы смогли понять суть проблемы, вместе выйти на истоки ее возникновения.

Перечисленные ниже способы помогут справиться с дезадаптацией и повысить уверенность малыша в себе.

Метод беседы

Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо разговаривать. Никогда не  следует игнорировать эту истину. Ничто не заменит живое человеческое общение, а стеснительному мальчику иди девочке просто необходимо почувствовать себя значимым.

Не обязательно сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о чем-то постороннем, несущественном. Малыш сам раскроется в какой-то момент, не переживайте. Не нужно подгонять его, лезть с расспросами, давать преждевременные оценки происходящему.

Помните золотое правило: не навредить, а помочь преодолеть проблему.

Арт — терапия

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Как правило, дети, страдающие от дезадаптации, начинают сразу рисовать школу. Нетрудно догадаться, что именно там и сосредоточена основная трудность. Не торопите и не прерывайте его во время рисования. Пусть выразит душу сполна, облегчит свое внутреннее состояние.

Дезадаптация в детском возрасте – это непросто, поверьте. Ему тоже важно побыть наедине с собой, обнаружить имеющиеся страхи, перестать сомневаться в том, что они нормальны. После того, как рисунок будет завершен, расспросите ребенка, что к чему, обращаясь непосредственно к изображению.

Так вы сможете прояснить некоторые значимые детали, выйти на истоки дезадаптации.

Учим общаться

Если проблема состоит в том, что ребенку трудно взаимодействовать с окружающими, то следует проработать с ним этот непростой момент. Выясните, в чем именно заключается сложность дезадаптации.

Быть может, дело в природной стеснительности или просто ему неинтересно с одноклассниками. В любом случае помните, что для школьника оставаться вне коллектива – почти трагедия. Дезадаптация  лишает моральных сил, подрывает веру в себя.

Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и неотъемлемым звеном общества, в котором находится.

Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание для психики. От этой трудности нельзя просто так отмахнуться, сделать вид, что ее вовсе не существует. Необходимо проработать страхи, поднять самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать себя принимаемым.

«Проблемный» предмет

Иногда ребенку не дает покоя неуспех по конкретной дисциплине. Редкий ученик при этом будет действовать самостоятельно, добиваться расположения учителя, дополнительно заниматься. Скорее всего, ему надо будет в этом помочь, направить в нужное русло.

Лучше обратиться к специалисту, который сможет «подтянуть» по конкретному предмету. Ребенок должен почувствовать, что все сложности решаемы. Нельзя оставлять его наедине с проблемой или обвинять в том, что материал сильно запущен. И уж точно не следует делать негативных прогнозов по поводу его будущего.

От этого большинство детей ломается, у них пропадает всякое желание действовать.

Профилактика школьной дезадаптации

Мало кто знает о том, что проблему в классе можно предупредить. Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций.

Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру.

Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей.

Таким образом, проблема дезадаптации в школе требует к себе внимательного отношения. Помогите ребенку справиться со своей внутренней болью, не оставляйте наедине со сложностями, которые наверняка кажутся малышу неразрешимыми.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/psihologicheskie-problemy-detej/shkolnaya-dezadaptatsiya.html

Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки

Школьная адаптация – сложный, системный и длительный процесс усвоения ребенком новой социальной ситуации, социального статуса, системы обязанностей и прав, системы социальных взаимоотношений. В результате этого вырабатываются новые формы и средства поведения, перестраиваются все системы организма.

При неподготовленности ребенка к школе, принудительном переходе от дошкольника к школьнику высоки риски дезадаптивного поведения: пассивный или активный протест, невротизация, самотизация. Подобные проявления требуют незамедлительного вмешательства психологов и оказания соответствующей помощи. 

Суть школьной дезадаптации

Школьная дезадаптация – состояние личности, выражающееся в неспособности принять новые условия и приспособиться к ним. Является следствием несоответствия социопсихологического статуса ребенка и психофизиологического. Это может быть вызвано рядом причин:

  • недостаточное развитие физического и функционального здоровья ребенка;
  • проблемы со здоровьем и психофизическими функциями ребенка;
  • недостатки семейного воспитания;
  • сложность и интенсивность образовательных программ.
Читайте также:  Как телевизор и компьютер влияет на нашего ребенка

Признаки

Дезадаптация оценивается по следующей таблице.

Уровень адаптации Характеристика ученика
Низкий Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
Средний Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
Высокий Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

Первые два уровня – признаки развитой и начинающейся дезадаптации соответственно.

Формы дезадаптации

Можно выделить 2 основные возможные формы дезадаптации в школе:

  • неадекватное поведение, граничащее с предневрологией, и утрата учебной мотивации;
  • болезненность, нарушение эмоционального, гормонального, поведенческого фона.

Вместе с этим принято выделять специфические и неспецифические проблемы адаптации.

  • К первым относится задержка моторики, речевого развития, зрительно-пространственного восприятия.
  • Ко вторым – повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость.

Из этого следует, что первая категория проблем – естественна и распространена в период школьной адаптации; проблемы второй части могут сигнализировать о личностных проблемах ребенка.

Как правило, проблемы возникают в комплексе или одни влекут за собой другие. Проблемы с адаптацией могут возникнуть в познавательной, личностной, психической сфере ребенка или носить тотальный характер.

Риски школьной адаптации

Смена устоявшегося уклада жизни и режима дня для первоклассника является настоящим стрессом. В связи с этим можно выделить несколько рисков:

  • Нарушения развития (физического, психического и интеллектуального), проблемы со здоровьем.
  • Формирование заниженной самооценки, способной перерасти в комплекс неполноценности. В свою очередь это может спровоцировать задержку психического и интеллектуального развития, развитие асоциального типа личности.

На основе возможных рисков и проявлений дезадаптации можно выделить 3 категории проблем адаптации к школе:

  • отношения с педагогом (например, непонимание специфики роли учителя как последствия социальной депривации);
  • отношения с одноклассниками (например, проблема в налаживании контактов, неумение работать в коллективе как последствие чрезмерной родительской опеки);
  • отношения с самим собой (формирование заниженной или завышенной самооценки как следствие строгого или расслабленного стиля воспитания).

Как мы видим, многие из представленных характеристик базируются на личностных качествах ученика, темпераменте и характере: прилежность, трудолюбие, усидчивость, дружелюбие, активность, открытость и другое. Источником формирования этих черт является не столько наследственность, сколько семейное воспитание.

Причины дезадаптации

Согласно исследованиям Т. С. Копосовой, 30-48 % первоклассников страдают задержкой развития, что затрудняет адаптацию к школе. Первопричины данного явления кроются в детско-родительских отношениях.

  • Дети с задержкой психического или физического развития, как правило, лишены внимания, любви, заботы; с ними мало общаются, взаимодействуют.
  • То есть в возрасте до 7 лет дети не получали надлежащего ухода, удовлетворения потребностей.
  • При соответствующей коррекционной работе можно преодолеть задержки, дезадаптацию и добиться успеха в учебе.

Именно в период школьной адаптации детям важно понимающее и принимающее, теплое и поддерживающее отношение взрослых. Для успешной адаптации к школе важен:

  • учет родителями возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • понимание его возможностей и потребностей;
  • создание адекватной системы требований и ожиданий;
  • учет ближайшей зоны развития ребенка.

Как мы видим, перечисленные компоненты напрямую относятся к стилю семейного воспитания, поведению родителей, отношению к ребенку.

Можно выделить ряд возможных проблем с адаптацией, вызванных ошибками семейного воспитания (смотрите таблицу ниже).

Проблема Причина
Несфомированность навыков учебной деятельности Педагогическая запущенность, недостаточное интеллектуальное развитие ребенка; отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей
Слабое развитие школьной мотивации; направленность на нешкольные виды деятельности Стремление родителей «инфантилизировать» ребенка; психологическая неготовность ребенка, разрушение такой мотивации под воздействием неблагоприятных факторов семьи
Школьный невроз или «боязнь школы» Ребенку не позволяют выйти за границы семейной общности
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни Игнорирование индивидуальных особенностей детей
Неуверенность ребенка, незрелость учебной мотивации, неумение преодолевать трудности Ограждение детей от трудностей и самостоятельности
Болезненность ребенка, увлеченность внешкольной жизнью (общение со сверстниками) Зависимость поведения родителей от оценок ребенка (ориентация на оценки)
Отказ ходить в школу, невротические и психосоматические реакции Дискредитация школы в глазах ребенка
Повышенная тревожность, боязливость, неадекватная реакция на стресс Завышенные требования к ребенку, амбиции

Советский психиатр А. Е.

Личко выделил несколько типов разрушающего родительского поведения (стиля воспитания): гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность. Подобные стили не только не помогают ребенку справиться с трудностями адаптации, но и усугубляют их, создают новые. Соответственно, рекомендуется избегать таких отношений.

Источник: https://psychologist.tips/847-shkolnaya-dezadaptatsiya-chto-eto-prichiny-i-priznaki.html

Факторы, способствующие дезадаптации ребенка или подростка

Школьная дезадаптация (Употребление термина «дезадаптация» для обозначения нарушенной, искаженной адаптации, а не ее полное отсутствия, вместо более распространенного в последнее время термина «дезадаптация», более адекватно.

) представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует.

Наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в нарушениях поведения, не согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами.

Школьная дезадаптация представляет собой сложное вторичное социально- личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия личности школьника и среды.

Роль средовых факторов играют особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностные характеристики учителей, администрации и персонала школы, психогигиенические факторы учебного процесса, взаимоотношения в семье, психическое здоровье родителей школьника, межперсональные отношения в среде сверстников и т.п. Любой из перечисленных факторов может создавать предпосылки для возникновения школьной дезадаптации, но центральное место в ее происхождении все же занимает психический фактор — особенности личности ребенка во всем их многообразии в процессе становления и взаимодействия со средой.

За достаточно однообразными проявлениями школьной дезадаптации скрывается крайне многообразная психическая патология, преимущественно пограничного уровня (остаточные явления резидуально-органического поражения ЦНС с церебрастеническим синдромом, энцефалопатией, неврозоподобным и гипердинамическим синдромами, органическим инфантилизмом, психопатия и психопатоподобный синдром различного генеза, реактивные и невротические депрессии, пограничная умственная отсталость, неврозы, невротические реакции и т.д.). Немалое место среди психической патологии у детей и подростков со школьной дизадаптацией занимают и эндогенные заболевания (от 15% до 29%) — шизофрения и циклотимия. Во многих случаях они длительное время (иногда многие годы) остаются нераспознанными и правильно диагностируются лишь при осмотре психиатром на фоне глубоких формах социальной и учебной декомпенсации. В этих случаях у больных шизофренией преобладающими являются многолетние стертые приступы, ремиссии с астеническим или психопатоподобным дефектом и «нажитой» циркулярностью; у больных циклотимией — стертые аффективные фазы, маскированные сомато-вегетативными нарушениями или поведенческими расстройствами. Больные циклотимией и шизофренией значительно отличаются от других дезадаптированных школьников не только по структуре личностных особенностей, но и в отношении механизмов формирования школьной дезадаптации и способов ее преодоления.

В происхождении школьной дезадаптации никогда не участвует один изолированный из причинных факторов. Школьная дезадаптация является результатом влияния всего комплекса факторов, причем, указанные факторы не только декомпенсируют подростка, но и патологически взаимодействуют друг с другом.

В популярно изложенной здесь типичной, «модельной», ситуации взаимодействуют все факторы: школьный, семейный, средовой, соматический, психический.

Именно последний — психический (в данном случае депрессия) — составляет здесь предрасполагающую, хотя и не единственную, основу школьной дизадаптации, без которой все прочие факторы в значительной мере теряют свою разрушительную силу.

Активные, целеустремленные, эмоционально уравновешенные, общительные личности в любом возрасте способны противостоять отрицательным воздействиям и, как правило, при любых обстоятельствах остаются адаптированными в микросоциальной среде.

Амбулаторные формы депрессии редко попадают в поле зрения психиатра, что имеет не только клинические, но и социально-психологические корни: при существующей системе психиатрической помощи обращение в диспансер и постановка на психиатрический учет наталкиваются на непреодолимый психологический барьер как у самого подростка, так и у его родителей.

Школьная дезадаптация при депрессии у детей и подростков нарастает постепенно и не является ранним признаком патологического состояния, проявляясь после достаточно длительного периода нераспознанной депрессии или даже в повторных депрессивных состояниях.

Ведущая роль в формировании школьной дезадаптации при депрессивных расстройствах у детей и подростков принадлежит идеаторным и анергическим нарушениям, сопровождающимся осознанием своей несостоятельности, ощущением чужеродности в коллективе сверстников, появлением сензитивных идей отношения, а также изменению мотивационной стороны деятельности (утрате радости, удовольствия от любой деятельности), загруженности сверхценными переживаниями малоценности, потере перспективы, кажущейся невозможности реализации планов, фиксации на патологических ощущениях и ипохондрических идеях, тревожности и неуверенности депрессивного школьника.

Депрессивные идеаторные расстройства проявляются в замедленности мышления, трудностях или невозможности осмысления и запоминания учебного материала, отказе от ситуаций с необходимым умственным напряжением.

Депрессивные школьники все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, связывая это в основном с усложнением учебной программы.

Стремительное падение успеваемости при сохранении прежнего уровня притязаний, в общем-то соответствующих природным способностям ребенка или подростка, ведет сначала к длительному просиживанию за уроками, выполнение которых уже не приносит удовлетворения, а, напротив, сопровождается раздражением и яростью.

При отсутствии успехов от усиленных занятий подросток в дальнейшем стремится избежать ситуаций, контролирующих качество достижений, тайком пропускает некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу. Особенно быстрая учебная декомпенсация наступает у подростка при депрессии с «интеллектуальным крахом».

Ухудшение физического самочувствия также может вызывать желание любым путем избежать психических и физических нагрузок.

В случае выраженной моторной заторможенности в некоторых депрессиях появляется ранее несвойственная ребенку медлительность, неловкость, неуклюжесть.

Они теряют навыки уже приобретенной ручной умелости, постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие особенно большого физического напряжения и внимания.

Утрата воли, энергии, импульса к деятельности проявляются в томительном безделье, мучительном «убивании времени» с помощью просмотра всех без исключения телевизионных передач, в перечитывании много раз прочитанных книг, в не свойственных возрасту играх (солдатики, машинки и т.п.).

При этом депрессивный школьник не может сесть за учебники, ругая себя за лень, отсутствие силы воли, характера. Описанное своеобразие суточного ритма настроения с отсутствием улучшения во второй половине дня нередко полностью лишает подростка возможности спонтанной компенсации.

У депрессивного ученика постоянно присутствуют мысли о том, что учителя, одноклассники, родители, видя их измененность и скучность, относятся к ним неприязненно или едва терпят из жалости, помня о прежних способностях и возможностях.

Дети держатся настороженно, порой стремятся любым способом защищаться, параллельно отмечается углубление молчаливости, замкнутости; дети и подростки становятся все более скрытными, отчужденными, стараются держаться в стороне от класса, перестают принимать участие в общих делах, предпочитая одиночество, то есть нарастает «депрессивный аутизм».

Ввиду направленности «вектора вины» вовне дети и подростки склонны винить в своих неприятностях окружающих: учителей, родителей, товарищей, что еще больше отдаляет их от общества.

Родители, педагоги, одноклассники, действительно, не могут объяснить изменения характера подростка и падения его успеваемости, расценивая эти проявления как лень, избалованность, распущенность или находя этому причины в ссоре с приятелями, влиянии улицы, дурной компании. Соответственно, ближайшее окружение, в том числе родные, к такому подростку подходят с дисциплинарными мерками — требованиями, порицаниями, взысканиями, наказаниями, порой публичными и очень жестокими.

Уязвленный, непонятый, отчаявшийся что-либо изменить в своей жизни, подросток реагирует на все замечания в своей адрес грубостью, резкостью, словесной, а иногда и физической агрессией. Он становится конфликтным, драчливым, заносчивым и нетерпимым.

В семье он скрытен, враждебен, особенно к тому из родителей, кто проявляет большую жестокость и прямолинейность. Оппозиционность, негативизм, отрицание авторитетов в этих случаях выступают в утрированной, гротескной форме. Возможны разного рода истероформные состояния, демонстративные попытки самоубийства, уходы из дома и бродяжничество.

Читайте также:  Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Пропуская школу, такой подросток часто сталкивается с асоциальной компанией, которая становится для него своеобразным прибежищем и защитой от требований школы и семьи.

В поисках облегчения своего состояния, сиюминутной радости он пробует курить, употребляет алкоголь, наркотические и токсические вещества, что, как правило, не приносит заметного улучшения состояния, а, напротив, усугубляет его.

Ввиду повышенной подчиняемости и эмоционального безразличия депрессивный подросток может вступать в беспорядочные сексуальные связи, становится жертвой сексуальных перверзий или бездумно участвует в криминальных актах. В таких случаях истинная природа патологического состояния часто выявляется только при стационировании больного, поводом для которого служат не депрессивная симптоматика, а поведенческие нарушения или неожиданная суицидальная попытка.

Особый вид школьной и социальной дезадаптацииформируется у детей и подростков с депрессиями, имитирующими соматическое заболевание и имеющими тенденцию к затяжному течению или частому повторению.

Дети с нераспознанными «маскированными» соматизированными депрессиями многократно обследуются в общесоматических стационарах и многие месяцы, а иногда и годы не могут посещать школу, получая амбулаторное непсихиатрическое лечение.

Несмотря на отсутствие реальных физических недугов, психосоматические нарушения, таким образом, приводят детей и подростков к глубокой и длительной социальной дизадаптации, по существу, к фактической инвалидизации.

Такая дезадаптация в определенной мере связана с объективными причинами: склонностью соматизированной депрессии к затяжному и рецидивирующему течению, сочетанию сомато-вегетативных расстройств со снижением физической и умственной активности подростков, падением у них интереса к учебе, затруднением общения, сезонностью обострений, падающих в основном на осенне-весеннее время, то есть на период наибольших учебных нагрузок. Длительное присутствие психосоматических расстройств отрицательно влияет на личность ребенка или подростка, делая ее более хрупкой, ранимой, конфликтной, фиксированной на своем физическом здоровье. Однако, не менее важными являются и субъективные причины, связанные с реакцией микросоциальной среды на состояние здоровья школьника и способствующие углублению и пролонгированию его дезадаптации. Недостаток врачебных знаний в области детско-подростковой психосоматики, отсутствие специально подготовленных кадров и специализированных детских психосоматических стационаров исключают своевременную правильную диагностику расстройств, выбор адекватной врачебной тактики, приводят к искусственной депривации подростков вследствие необоснованных ограничений их деятельности, запретов на занятия спортом, освобождений от посещения школы. Все это усложняет проблемы обучения, нарушает связь детей и подростков со сверстниками, углубляет чувство неполноценности и концентрацию на собственных болезненных ощущениях и переживаниях, сужает круг интересов и снижает возможности реализации своих способностей. В этом случае речь идет об «ятрогенной (вызванной врачом) дезадаптации».

Между тем семейная ситуация также является существенным фактором, способствующим дезадаптации ребенка или подростка.

Нередко родители сами вводят необоснованный сверхщадящий режим для своего ребенка; ставя заболевание сына (или дочери) в центр внимания, они дают панические реакции на малейшие ухудшения его самочувствия, не доверяют врачам, действительно не способным облегчить состояние больного, ищут все новых специалистов, в том числе и так называем

Источник: http://centrparus.ru/shkolnaya-dezadaptatsiya/

Школьная дезадаптация как педагогическое явление: как она формируется?

Всем известно, что при поступлении в школьное учреждение ребенок испытывает небольшой стресс. Происходит сильное воздействие на его психику, так как привычный образ жизни навсегда изменился.

В связи с этим и возникает явление школьной дезадаптации. Как правило, такая ситуация длиться до трех-четырех месяцев. Бывают случаи, когда у детей вообще не возникает адаптационных затруднений, либо же они появляются не на первом году обучения.

Итак, следует более подробно рассмотреть, что же такое школьная дезадаптация как педагогическое явление. У этого понятия есть несколько значений.

Во-первых, оно рассматривается, как неумение ученика приспособиться к изменяющимся условиям обучения в школе, что в свою очередь является частным нарушением психической адаптации в целом в связи с некоторыми патологическими факторами. В этом случае школьная дезадаптация понимается как нарушение в здоровье, как болезнь, как отклонение от нормы. Возникают трудности в избавлении от данной проблемы, так как понятие нормы очень расплывчато и неоднозначно.

Во-вторых, школьная дезадаптация понимается как процесс снижения у ребенка способности к обучению в связи с тем, что учебная среда не соответствует его индивидуальным особенностям. Здесь основными факторами дезадаптации видятся как особенности ребенка, так и условия школьной среды. В этом случае школьная дезадаптация не рассматривается как болезнь, а выступает явлением вполне нормальным.

В-третьих, школьная дезадаптация рассматривается как совокупность педагогических и школьных факторов, которые и приводят к нарушениям. Чаще всего дезадаптация возникает при несоответствии требований к ученику с его способностями.

В-четвертых, дезадаптация может рассматриваться, как неспособность найти учеником «своего» места в школе, в процессе обучения. Здесь важно, чтобы учитель имел к каждому ребенку индивидуальный подход.

Ученые выделяют несколько периодов, в которые школьная дезадаптация может возникать наиболее часто:

Поступление в первый класс, начало школьного обучения, когда меняется весь привычный образ жизни ребенка, и он попадает в совершенно незнакомую для себя среду обитания;

Переход из младшей школы в среднюю, когда на смену первой учительнице приходят другие учителя;

Окончание средней школы, когда ребенок еще не определился, как жить дальше, по какому пути пойти.

На возникновение школьной дезадаптации могут повлиять различные факторы. Надо выделить самые основные среди них:

· Уровень развития ребенка в целом, его психофизиологических и психических функций, его здоровья. По психофизиологическим признакам ребенок может быть не готов в школе, тогда следует рассмотреть вариант отдать его в школу на год позже;

· Особенность организации учебного процесса. Чаще всего педагоги предпочитают авторитарный стиль обучения, то есть, не учитывая особенности учеников и их индивидуальные различия;

· Семейное воспитание. Здесь могут быть два варианта: либо чрезмерная опека, либо полное неприятие родителями ребенка. Гиперопека приводит к тому, что ребенок оказывается полностью неприспособленным к жизни, а отвержение – к тому, что он перестает подчиняться школьным правилам, соблюдать элементарные формы поведения;

· Также дезадаптация может возникнуть, если школьная программа чересчур сложна, а нагрузка велика;

· Самооценка школьника играет важную роль в явлении школьной дезадаптации. Если ребенок невысокого о себе мнения, то у него возникнут нарушения в адаптационном процессе. То же самое будет, если самооценка слишком завышена.

Школьная дезадаптация – это довольно частое явление, особенно среди учащихся начальной школы. Если состояние дезадаптации не преодолено, ребенок будет чувствовать постоянный дискомфорт, снижение активности, нежелание учиться.

Если же адаптация к школе пройдет успешно, то ребенок будет вести себя активно, у него сформируется положительное отношение к школе. Поэтому очень важно диагностировать школьную дезадаптацию на ранних стадиях проявления.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/shkolnaya-dezadaptaciya-kak-pedagogicheskoe-yavlenie-kak-ona-formiruetsya/

Трудности школьной дезадаптации

в разделе: Дети: развитие, воспитание
Психологи стали говорить о «трудных детях» в тридцатые годы XX века. В России нет синонима этому определению.

Что же такое школьная дезадаптация? Можно говорить о том, что это нарушение адаптации в обществе, при котором становится практически невозможным обучение по выбранной, в соответствии с интеллектуальными способностями ребенка, программе, а также нарушение принятым поведенческих норм в образовательном учреждении.

Психологи выделяю три важных признака содержания понятия «трудные дети».

  • дети и подростки проявляют отклоняющееся или девиантное поведение;
  • агрессивное поведение (разрушительное поведение, направленное на других людей);
  • аутоагрессивное поведение (разрушительное поведение, направленного на самого себя);
  • суицидальное поведение;
  • аддитивное поведение (алкоголь, наркотики, кибер), страсть к чему-либо;
  • делинквентное поведение (несовершеннолетнее лицо, совершающее противоправные действия);
  • криминальное поведение (уголовно-наказуемое правонарушение).
  • дети и подростки, поведение которых исправляет крайне трудно (не следует путать два термина «педагогически запущенный ребенок»* и «трудные дети»).
  • дети и подростки, которым крайне необходим индивидуальный подход от воспитателей, а также коллектива сверстников

Пример: подростки, у которых очень ярко протекает подростковый кризис; дети с яркими проявлениями акцентуаций характера.* «Педагогически запущенный ребенок» – ребенок, по тем или иным причинам выпал из системы педагогического воздействия;Как распознать школьную дезадаптацию у ребенка? Где начинаются проявления социальной и школьной дезадаптации? Если родители замечают следующие факторы в поведении ребенка, то в этом случае можно предполагать у ребенка о дезадаптации:

  • увеличение времени подготовки домашних заданий либо отказ его выполнения;
  • ребенок постоянно нуждается в помощи со стороны взрослых и контроле при выполнении домашних заданий;
  • ребенок нуждается в сопровождении репетитора;
  • ребенок теряет интерес к процессу обучения;
  • ребенок значительно больше получает неудовлетворительных оценок в школьной деятельности, когда ранее она была успешной;
  • страх перед контрольными работами.

Причины формирования школьной дезадаптации

На формирование школьной дезадаптации влияют не только факторы внешнего окружения. Практически все вокруг ребенка — семейные отношения, наличие братьев или сестер, даже состояние здоровье — влияет на отношение ребенка к учебе и со сверстниками.

Внешние факторы: школа и семья

  • к ребенку не подходят индивидуально;
  • меры воспитания неадекватны;
  • нетерпимое отношение учителя, резкие высказывания в адрес ребенка;
  • несправедливость оценки деятельности ребенка;
  • отсутствие сопровождения ребенка в обучении при пропусках уроков;
  • непонимание ребенка;
  • смысловые барьеры – ребенок понимает, что от него требуют, но упорно отказывается выполнять.

Внутренние факторы:

  • соматический фактор (здоровье);
  • психический фактор;
  • существует несколько видов школьной дезадаптации;
  • учебная школьная дезадаптация;
  • плохая успеваемость;
  • второгодное обучение;
  • школьные страхи;
  • дисциплинарная (поведенческая) школьная дезадаптация;
  • прогулы;
  • нарушение дисциплины;
  • контактная школьная дезадаптация;
  • изоляция ребенка (шизоидный тип акцентуации);
  • конфликты (демонстративные, эпилептоидный, гипертивный).

Существуют также смешанные формы школьной дезадаптации, например, причиной может быть определенные заболевание в совокупности с проблемами в школе.Как же не допустить родителям такой проблемы, как школьная дезадаптация, а если уж ее диагностировали, то как с ней справиться?Первый шаг к недопущению школьной дезадаптации — запись ребенка в школу в «его» период. То есть, не стоит отправлять малыша учиться раньше, чем положено. Детские психологи недаром отметили возраст, когда и нервная система ребенка, и его внутренний мир готовы к восприятию новой информации — это минимум 7 лет. Перед школой стоит подготовить ребенка. Поговорить об обучении, рассказать, как живет школа, что в ней есть. Попытаться заинтересовать ребенка, записав на дошкольные курсы именно к тому учителю, к которому планируете ходить в дальнейшем.Проводите с ребенком больше времени за развивающими занятиями, наиболее подходящими его возрасту. Обратите внимание на то, что до школы ребенок воспринимает новое в виде игры, а не скучных лекций.

Таким образом, родители смогут избежать массу проблем, связанных с появившейся школьной дезадаптацией.

Вы не вошли в свой аккаунт.

Источник: https://vkusnyasha.ru/statyi_na_saite/21436-trudnosti-shkolnoy-dezadaptacii.html

Ссылка на основную публикацию