Дифференциация и индивидуализация в обучении

Дифференциация и индивидуали­зация обучения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В настоящее время происходит интенсивная разра­ботка теоретических, методологических и практических подходов к проблеме дифференциации и индивидуализа­ции процессов обучения учащихся.

Разрабатываемые ме­тодологические подходы по проблеме дифференцирован­ного обучения учащихся являются основой для разработ­ки различных концепций развития национальной школы Республики Беларусь, работа над которыми в настоящее время успешно продолжается.

Теоретическая незавершенность терминологической проработки понятий «дифференциация» и «индивидуали­зация» привела к тому, что диапазон значений, которые приобретает термин «дифференциации обучения», очень широкий; от структурирования педагогического процес­са, разделения его на множество процессов до близости с понятием «индивидуализация», «индивидуальный подход».

Индивидуализация — это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе. Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося опреде­ляет и характер дифференциации обучения.

Дифференциация обучения учащихся выступает, как способ индивидуализации педагогического процесса и практически может быть организована за счет базового обра­зования, на основе которого будет осуществляться кон­струирование всех компонентов образования.

В средней общеобразовательной школе дифференциация обучения организуется через систему подбора и создания специ­альных условий для учащихся с целью развития их инди­видуальных особенностей и личностных качеств.

В отличие от зарубежных стран, где дифференциро­ванное обучение учащихся введено в старшем звене, в средних общеобразовательных школах Республики Бела­русь дифференцированное обучение вводится во всех звеньях учебно-воспитательного процесса.

Одновременная реализация методологических прин­ципов единства и разнообразия национальной школы является необходимым условием успешной дифферен­циации и индивидуализации процесса обучения, уча­щихся в средней общеобразовательной школе

Особенности организации дифференцированного обучения учащихся

 Организация дифференцированного обучения в учеб­но-воспитательном процессе в средней общеобразова­тельной школе является условием для индивидуализации педагогического процесса и составляет основу техноло­гии разноуровневого обучения учащихся. Создание спе­циальных условий через использование различных педа­гогических средств, способов и методов способствует раз­витию индивидуальных и личностных качеств учащихся.

Организационная модель средней общеобразовательной школы включает три варианта дифференциации обуче­ния учащихся:

1.     Комплектование классов гомогенного состава с на­чального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладе­ния общеучебными умениями.

2.     Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку с углубленным изучением этих предметов (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного инте­реса учащихся).

3.     Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психологической ди­агностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределение школьников.

Этот подход гарантирует усвоения ба­зовых знаний всеми учащимися и одновременно возможностями для каждого ученика реализовать свои склонно­сти и способности.

Выделяют две основные формы организации диффе­ренцированного обучения: внутреннюю и внешнюю диф­ференциации.

Внешняя дифференциация обучения — это основная форма дифференцированного обучения учащихся, кото­рая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образова­ния и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Стабильные группы профильных классов учащихся формируются на основе определенных крите­риев, таких, как познавательные интересы, общие и спе­циальные способности, достигнутые в обучении результаты и успеваемость, проектируемая профессиональная дея­тельность и т.д.

 Сущность внешней дифференциации обучения за­ключается в такой направленной специализации образования в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития.

Методы обучения учащихся в профильных классах имеют специфику, связанную с интересами, склонностями и способностями учеников к избранным ими предме­там.

  Эта специфика выражается в:

1)     большем объеме самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой при изучении нового ма­териала, решении задач, выполнении экспериментальных и творческих заданий;

2)     интенсификации обучения за счет введения лекционно-семинарской системы преподавания, введения те­матических зачетов и укрупнения блоков усвоения учеб­ного материала;

3)     усилении индивидуальной работы учителя с уча­щимися (на уроках и во внеурочное время);

4)     создании особой атмосферы доверия, сотрудниче­ства, настроя на учение, длительную умственную дея­тельность и труд.

Характерной особенностью работы в этих классах яв­ляется перенос центра тяжести с обучения на учение как самостоятельную проработку и усвоение информации, овладение учебными умениями и навыками. Учитель оказывается уже не единственным и даже не основным источником информации, а, прежде всего, организатором самостоятельной работы учащихся и их консультантом.

 Внутренняя дифференциация обучения — это форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала. Эта форма дифференциации предполагает вариативность темпа изучения учебного программного материала, выбор учебных заданий и раз­ных видов педагогической деятельности на уроках, опре­деление характера и степени дозировки помощи со сто­роны учителя.

 Внутреннее дифференцированное обучение организовывается в достаточно большой группе учащихся или классе.

Учебные группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны и подобраны по определенным крите­риям и признакам в зависимости от цели урока.

Особенностью внутренней дифференциации обучения учащихся является ее направленность не только на уча­щихся, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.

В ходе внутренней дифференциации обучения уча­щихся используются технологии разноуровневого обуче­ния, согласно которым различия по уровню обучаемости основной массы учащихся сводятся ко времени, необхо­димому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школь­ной программы

Внутренняя дифференциация обучения учащихся под­разделяется на одноуровневую и много­уровневую.

 Одноуровневая внутренняя дифференциация обученияосуществляется путем разработки и применения разнооб­разных форм и методов обучения, которые вели бы школьников с разными индивидуально-психологически­ми особенностями к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

Одноуровневая дифференциация осуществлялась дли­тельное время и продолжает существовать в традицион­ной системе учебно-воспитательного процесса в общеоб­разовательной средней школе. Школьный кризис обнаруживается в первую очередь в низкой эффективно­сти учебного процесса.

Практически в любом учебном классе учатся и усваи­вают один и тот же программный материал учащиеся с разным уровнем обучаемости (высоким, средним и низ­ким).

Можно утверждать, что учащиеся с высоким уровнем успеваемости полностью усваивают программный учеб­ный материал, учащиеся со средним уровнем успеваемо­сти усваивают его частично, а учащиеся с низким уров­нем успеваемости не усваивают его совсем.

 Многоуровневая внутренняя дифференциацияобученияхарактеризует такую форму организации учебного про­цесса, при которой учащиеся, занимаясь по одной школьной программе, имеют право и возможность усваивать ее на разных образовательных уровнях (но не ниже уровня обязательных программных требований). Возникает про­блема разработки обязательного образовательного стан­дарта (ядра) и вариативной части содержания образования при организации многоуровневой внутренней дифферен­циации обучения учащихся в средней общеобразователь­ной школе.

 Интеграциясодержания образования вызвана необходимостью установления ор­ганических межпредметных связей, создания научной картины мира, целостного представления о природе, об­ществе и человеке.

 Дифференциациясодержания образования создает возможность углубить знания учащихся в определенной избранной ими области деятельности.

Эти две задачи могут решаться совместно: сочетание диффе­ренциации и интеграции содержания образования необ­ходимо для преодоления перезагрузки учащихся, связан­ной с решением задачи углубления знаний в избранных областях деятельности.

 Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности

          Начиная с 5-го класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количест­во активности на уроках падает.

Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учеб­ной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Педагогическое стимули­рование понимается учителями как поощрение деятельности учащих­ся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эф­фективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оцен­ка деятельности учащегося.

 Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

              оценка;

              запись благодарности в дневник,

              словесное поощрение;

              групповая работа;

              назначение консультантом;

              выставка лучших работ.

 Возможна постановка следующих целей:

              сбор и изучение стимульного материала;

              выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотива;

              выработка своего отношения к понятию «Стимулирование учебной деятельности».

 Сбор стимульного материала осуществляется через посещение уроков, опрос и анкетирование учащихся, анкетирование учителей, работающих в этих классах.

Наиболее часто называются стимулы:

   в 5-х классах — похвала, оценка, включение в учебную дея­тельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;

   в 6-х классах — познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;

   в 7-х классах — познавательные игры, юмористические минут­ки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, срав­нение своих результатов с прошлыми, положительные эмо­ции учителя.

Учителя часто включают «мнимые стимулы», не имеющие соци­ально-педагогической значимости: обещание поставить отметку «9» или «10», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителей на усталость, плохое самочувствие.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/88584.html

Дифференциация и индивидуализация обучения

Центральная идея в реформах школы: идея индивидуализации обучения, соотнесения содержания и темпов обучения с возможностями и интересами ребенка.

Основное назначение и смысл индивидуализации состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей.

Индивидуальность – совокупность интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения; особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

Индивидуализация обучения — форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует с одним учеником; ученик взаимодействует лишь со средствами обучения.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

*Помимо индивидуализации можно говорить также об индивидуальном подходе – принципе педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с учениками по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

— учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

Вопрос: Какие индивидуальные особенности учащихся следует учитывать в процессе обучения? /…/

Два способа решения проблемы индивидуализации обучения.

А. Собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Б. Дифференциация: к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности и другим параметрам.

Для этого учеников делят на группы по типу: «физики», «гуманитарии», «техники»; способные, средние, отстающие…

№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Индивидуализация обучения в зарубежных странах: экспериментирование с формами организации обучения, альтернативными классно-урочной.

Дальтон-план: 1919 год, г.Дальтон, США, Елена Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом.

Читайте также:  Кризис трех лет

*Аналог в России: «Метод проектов» или «бригадно-лабораторный метод» — применялся во многих школах и вузах в 20-е годы 20 века. Классно-урочная система объявлялась отжившей формой и заменялась бригадно-лабораторным методом, который в 1932 году был отменен.

Батовская система (США): учебный процесс делится на две части: урочная работа со всем классом и индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях (отстающие и те, кто отличается развитыми способностями).

План Трампа (США): система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции для 100 – 1500 человек занимают 40% времени; дискуссии и обсуждение лекций в группах 10 – 15 человек с меняющимся составом – 20% времени; индивидуальная работа – 40 % времени.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ.

А. Индивидуальное обучение.

Формы индивидуальных занятий: репетиторство, гувернерство, семейное воспитание, самообучение, тьюторство. /Тьютор – научный руководитель учащихся. Учителя могут осуществлять функции тьютора во время проведения в школах творческих и научных недель/.

В современной массовой /российской/ школе индивидуальное обучение в «чистом» применяется очень ограниченно, преимущественно для занятий с девиантными детьми /А.В.Хуторской/.

Б. Построение индивидуальных образовательных траекторий —

— результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности;

— персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

В. Технологии внутриклассной индивидуализации обучения.

Технология индивидуализированного обучения Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе.

Адаптивная система обучения А.С.Границкой: оригинальная нелинейная структура урока. первая часть: обучение всех, вторая часть: самостоятельна работа учащихся и индивидуальная работа с отдельными учениками.

Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д.Шадриков): Разработаны учебный план, программы и методические пособия для 6 уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика.

Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом.

Выбор уровня сложности делается не «навсегда», как в классах «выравнивания», а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащихся.

№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Дифференцированное обучение – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Виды дифференциации. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп: По возрастному составу /школьные классы, разновозрастные группы/.

По полу /мужские, женские, смешанные классы, группы, школы/. По области интересов /гуманитарные, физико-математические, химико-биологические и др. группы, направления, отделения, школы/. По уровню умственного развития (уровню достижений).

По состоянию здоровья.

По организационному уровню гомогенных групп. Внешняя дифференциация: Региональная – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи). Внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны). Межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы). Внутренняя дифференциация: Внутриклассная, внутрипредметная (группы в составе класса).

Дифференциация по уровню умственного развития: Истоки: Маннгеймская система. Особенности дифференциации по уровню умственного развития (уровню достижений). Оценивается неоднозначно, так как есть как очевидные положительные, так и очевидные отрицательные стороны.

(+)Исключается уравниловка, усреднение детей.

Появляется возможность уделять внимание как сильным, так и слабым учащимся /коррекционные классы, классы педагогической поддержки, классы «выравнивания»/.

Более эффективна работа с трудными учащимся, плохо адаптирующимся к общественным нормам. Слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех. Сильные ученики быстрее и глубже продвигаются в образовании.

(–)Деление детей по уровню развития негуманно. Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства. Несовершенство диагностики: в разряд слабых могут переводиться неординарные дети. Понижается уровень мотивации в слабых группах. В сильных группах возникает иллюзия исключительности.

Уровневая дифференциация обучения на основе образовательных результатов (В.В.Фирсов).

Вводятся два стандарта:

Уровень, который школа обеспечивает интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику и уровень, которого должен достичь каждый.

Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной лестницей деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/17610.html

Дифференциация и индивидуализация обучения

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»

Тема:
Дифференциация и индивидуализация обучения

Выполнила: Колотовкина А. О.

Студентка 2 «А» группы

Проверил:Южакова О. Е.

Преподаватель педагогических
дисциплин

г. Камышлов
2016 г.

Понятие «дифференциация» и «индивидуализация»

Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия «дифференциация обучения», а также его соотношение с понятием «индивидуализация обучения», поскольку однозначная трактовка этих понятий в современной дидактической литературе отсутствует. Так, некоторые исследователи употребляют их как синонимы, другие используют какой-либо один из этих терминов, но в достаточно широком смысле. Вообще, предпочтение того или иного из этих слов в педагогике – это по большей части вопрос традиции или договоренности.

«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

«Индивидуализация» — это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

Сущность, необходимость использования в практике

В индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Индивидуализация — это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.

При использовании понятия индивидуализация обучения необходимо иметь в виду, что, при его практическом осуществлении учителем, речь идёт не о об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

Следующий вариант — дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Необходимость в ней тем настоятельнее, чем более гетерогенный класс служит объектом такой дифференциации.

Следовательно, дифференцированный подход к школьникам — это важнейший принцип воспитания и обучения.

Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Исходя из этого, можно считать возможным отождествление понятий «индивидуализация» и «дифференциация». Индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения. В самом общем плане, цель обучения — это всегда развитие ребёнка.

Анализ различных подходов по дифференциации и индивидуализации

По мнению А.А. Рабунского, под индивидуализацией обучения обычно понимается «особая организация учебного процесса в коллективе класса (группы), которая направлена на осуществление требований индивидуального подхода».

Термин «дифференциация обучения» обозначает, по мнению автора, «разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, осуществляемое на факультативных занятиях, в специализированных школах и классах». В соответствии с подходом М.Н.

Скаткина, дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое.

В этом случае «учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением.

При этом различают внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Под внутренней дифференциацией понимают такую организацию учебного процесса, при которой учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в рамках их обучения в обычных группах.

Все они работают по одинаковым учебным планам, программам и пособиям, но учитель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения. Внутренняя дифференциация в рамках рассматриваемого подхода называется индивидуализацией обучения. Внешняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в группы в соответствии с их особенностями, способностями и склонностями. Обучение в этих группах осуществляется по особым программам и учебникам.

Достаточно полный анализ существующих подходов к определению понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения проведён И. Унт.

В результате этого анализа автор приходит к мнению, что для определения понятия «индивидуализация» следует исходить из необходимости, чтобы это понятие правильно и исчерпывающе отражало в общих чертах учёт индивидуальных особенностей детей и по возможности охватило бы все формы и методы учёта этих особенностей.

По этим соображениям понятие «индивидуализация» используется И. Унт как «учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».

Под дифференциацией же понимается «учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам». Таким образом, индивидуализация понимается И.

Унт более широко, чем дифференциация, и включает в себя последнее. Дифференциация в этой работе в рамках принятого определения рассматривается как один из основных вариантов индивидуализации.
Итак, проведённый анализ действительно свидетельствует о наличии различных подходов к определению понятий «дифференциация» и «индивидуализация». Каждый из них в определённой степени правомерен.

Направления работы по дифференциации и индивидуализации:

Направления работы подифференциации
1) Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формированиеадекватного представления об опасности и безопасности.
2) Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природнымпорядком.
3) Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности и ответственности во взаимодействии сосредой.
4) Развитие способности ребёнка взаимодействовать в освоении окружающего с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт иделиться своим, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок и др.).

Направления работы по
индивидуализации

1) Индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению; 2) Специфичная методика урока: в целях ликвидации неуспеваемости класс делится на три относительно стабильные группы, часть урока работа идет фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая группа получает различные задания (обучение в сотрудничестве); 3) Индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся получают индивидуальные задания.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/planirovanie/diffierientsiatsiia-i-individualizatsiia-obuchieniia

Индивидуализация и дифференциация обучения как одно из направлений сохранения здоровья обучающихся

МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»

Индивидуализация и дифференциация обучения как одно из направлений сохранения здоровья обучающихся

Учитель: Миягашева Полина Николаевна

Декабрь 2016г.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, эти вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.

Проблема дифференцированного контроля знаний — одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребёнка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребёнка.

«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

«Индивидуализация» — это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

Сегодня, во многом, обучение, в том числе и иностранным языкам, нацелено на среднего ученика. На практике не делается упор на индивидуальные особенности отдельного учащегося, на особенности восприятия материала, скорость его усвоения, уровень развития школьника, его мотивов и интересов.

Все это является коренной причиной того, что слабые ученики не успевают за средним темпом работы класса и зачастую пополняют ряды второгодников, а сильные ученики теряют интерес к предмету и даже оказываются отстающими.

Поэтому тема индивидуализированного и дифференцированного обучения школьников является актуальной.

Теоретическая значимость состоит в выявлении сходства и различия индивидуализации и дифференциации подростков на уроках иностранного языка, в выявлении достоинств и недостатков обучения группах.

Практическая значимость состоит в разработке практических рекомендаций по индивидуализации и дифференциации обучения подростков на уроках иностранного языка.   

«Индивидуализация обучения — это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных  возможностей                 каждого ученика».

«Дифференциация — учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам».

«Дифференциация — это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности».

Таким образом,  сходство изучаемых явлений заключается в том, что процесс обучения направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные, психологические особенности, а основным отличием является то, что при индивидуализации воздействия учителя направлены на каждого конкретного ученика, а при дифференциации — на группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам.

Индивидуальный подход  нужен ко всем учащимся класса (или группы): и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей. Однако сущность данного подхода заключается не в приспособлении содержания обучения к особенностям подготовки и развития отдельных учеников.

Применение на уроках современных образовательных технологий — один из путей к решению Проблемы индивидуализации и дифференциации обучения Наиболее приемлемой является технология индивидуализации и дифференциации обучения, так как индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащихся. Познакомившись , с теоретическими основами технологии индивидуализации обучения Инге Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова; дифференциации обучения В.В. Фирсова «Уровневая дифференциация», заимствовав у них эффективные и приемлемые формы и методы. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика. Все это помогает ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Технология И. Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова позволяет мотивировать сам процесс обучения, дать возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня доступен, возможен, а завтра продвигаться дальше.

Для учеников индивидуализация и дифференциация имеет огромное значение: дети видят свои результаты, чувствуют, что у них получается, и стараются делать лучше знаний учащихся. Без участия самого ученика правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно.

Дети сами оценивают свои знания, свою самоорганизацию, заинтересованностью они относятся к такому занятию! Это помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. В этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету.

Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.

Использую разноуровневые задания:

1) карточки с лексическими единицами

2) карточки на составление предложений из слов, которые имеются

3)придумать предложения с новыми лексическими единицами и предлагаю учащимся выполнить те задания , которые они считают для себя выполнимыми—можно работать группой.

Сам ученик (группа), исходя из своих способностей, желания, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.

Задания, формирующие навыки использования полученных знаний в жизненной практике: сильные учащиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым учащимся:

1) при проверке нового лексического материала сильные ученики могут проконтролировать знания слабых,

2) поставить соответствующую оценку.

Не обойтись сегодня и без внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют развивать системное мышление, стимулировать творческую активность школьников. Повышается темп урока, увеличивается объем самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения.

Положительно влияет на состояние здоровья ребенка и включение в содержательную часть урока текстов, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, формирующих отношение к человеку и его здоровью, как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни. Без здоровьесберегающей технологии ,почти, не проходят уроки иностранного языка. Например, тема «Цвета» (начальный класс). Называю красный цвет. Встает тот ученик, у кого в одежде есть такой цвет. Тема «Местоимение», «Цифры». Существует прямая связь между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье ученика. Учителю необходимо находить пути повышения у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к предмету, стремление больше узнать, узнать что-то в необычной форме, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Этому способствуют нетрадиционные формы проведения уроков (дидактические игры, путешествия к Успеху и т.д.).

Индивидуализация и дифференциация обучения способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес.

Применение технологии индивидуализации и дифференциации обучения помогло в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций и, как следствие, в достижении результатов в образовании и воспитании школьников.

Таким образом, индивидуализация — цель, а дифференциация — средство её достижения. Индивидуализация невозможна без дифференциации, и учета здоровьесбережения, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Источник: https://multiurok.ru/files/individualizatsiia-i-diffierientsiatsiia-obuchieni.html

Индивидуализация и дифференциация процесса дошкольного и школьного обучения —

Существующая в России система образования постоянно подвергается изменениям и модернизации. Чтобы идти в ногу со временем, в дошкольную и школьную практику внедряются новые, современные технологии, отвечающие потребностям детей. Кроме того, воспитатели и учителя прибегают к применению личностно-ориентированных технологий, к которым относятся индивидуализация и дифференциация обучения.

В основе данных процессов находятся:

  • уровень обучаемости детей;
  • уровень умственных возможностей учащихся;
  • индивидуальный стиль умственной деятельности каждого отдельного ребенка;
  • скорость усвоения информации детьми;
  • психофизические особенности воспитанников детских садов и учащихся школ.

Под индивидуализацией понимается учет индивидуальных характеристик детей во всех формах и методах обучения. В свою очередь, под дифференциацией подразумевается организация учебного процесса с учетом интересов и способностей учеников.

Рассматриваемые методы обучения имеют между собой много общего.

При этом очень важно, чтобы воспитатели и педагоги видели динамику роста детей, понимали их склонности и помогали им на всех этапах обучающего процесса.

В чем суть индивидуализации учебных процессов

Индивидуализация обучения включает в себя:

  • дифференциацию обучающего материала;
  • разработку комплексов заданий разной сложности и объемов;
  • разработку организационно-учебных мероприятий в различных учебных группах с учетом особенностей каждого ученика.

Цель такого подхода – в раскрытии индивидуальных особенностей и способностей учеников, развитии их самостоятельности и ответственности.

Педагоги вместе с учащимися определяют их интересы, цели, способности и пути преодоления препятствий, которые им мешают.

Индивидуализация обучения предусматривает:

  • индивидуально направленную поддержку учащихся в осознании личных приоритетов, потребностей, целей обучения;
  • формирование условий для реализации природных способностей;
  • помощь учащимся в их творческой самореализации.

Таким образом, суть индивидуального подхода заключается в управлении развитием ребенка с учетом ключевых черт его личности и условий жизни.

Индивидуализация обучения может проводиться на самых ранних этапах в дошкольных и школьных учреждениях. Ведь очень важно правильно направить ребенка, помочь ему и подсказать направление развития именно в тот момент, когда он только начинает воспринимать информацию обучающих программ.

Дифференциация может внедряться уже на более поздних этапах, когда становится вопрос о выборе профиля дальнейшего обучения.

Особенности дифференцированного обучения

Применение дифференциации способствует созданию возможностей для развития творческой личности, понимающей финальную цель и итоги обучения, а значит – усилению ее мотивации и активности.

Дифференцированное обучение предусматривает организацию учебного процесса с обязательным учетом особенностей, характерных для отдельных групп детей.

Существует два основных вида:

  • внешняя дифференциация (подразумевает создание отдельных учреждений – школ-гимназий, коррекционных школы, а также отдельных классов – ККО, КРО, профильных);
  • внутренняя дифференциация (предполагает внутреннюю работу в классах в соответствии с группами учащихся, которые имеют схожие особенности).

Внутреннее дифференцированное обучение организовывается в несколько этапов:

  • для начала проводится диагностика и выявление индивидуальных особенностей детей;
  • по итогам диагностики учащиеся распределяются по группам (к примеру, дети, которые быстро усваивают новую информацию, формируют отдельную группу, а учащиеся, которым требуется больше времени для усвоения данных – другую);
  • для каждой из групп прорабатываются дифференцированные задания;
  • разработанные задания внедряются во время учебного процесса;
  • выполняется контроль за результатами применяемого подхода.

Дифференциация может осуществляться по содержанию знаний, уровню творчества, объему воспринимаемой информации, степени самостоятельности учеников и по многим другим признакам.

Плюсы и минусы рассматриваемых систем

Очевидно, что учет особенностей детского развития в процессе обучения играет положительную роль.

К основным преимуществам можно отнести:

  • уход от «усреднения» детей во время получения ими знаний и навыков;
  • возможность реагировать на отставание детей по тем или иным показателям;
  • возможность уделять внимание сильным сторонам детей, а также развивать их;
  • повышение мотивации учащихся;
  • упрощение процесса обучения детей в группах со схожими особенностями учащихся;
  • развитие самостоятельности среди учеников.

Как и любой другой процесс, рассматриваемые системы имеют и отрицательные стороны.

Среди них можно выделить:

  • акцентирование неравенства среди детей;
  • негативные психологические последствия самовосприятия некоторых детей вследствие попадания в слабые группы;
  • лишение отстающих детей возможности соревноваться с более сильными;
  • несовершенство процесса диагностики, которое может приводить к тому, что в слабых группах оказываются дети с нераскрытыми способностями.

Таким образом, рассматриваемые методы организации процесса обучения требует постоянного изучения и усовершенствования.

Источник: http://semeynoepravo.com/medicina/individualizatsiya-i-differentsiatsiya-protsessa-obucheniya.html

Материал по теме «Индивидуализация и дифференциация обучения»

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

      Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.  Это отражается в педагогической теории  под названием  принципа индивидуального подхода.

 Но его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приемами. Как говорил  Инге Унт: «Индивидуализация — это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».

  Под дифференциацией  подразумевается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся  группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько  различным учебным планам и программами.

При использовании термина «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного обучающегося, а в группе учащихся, обладающих примерно схожими  особенностями; Учитываются лишь известные особенности или их комплекс и именно такие, которые важны с точки зрения учения /например, умственные способности /; на ряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или не так уж необходим; иногда происходит учёт некоторых свойств состояний в том случае, если именно это важно для данного ученика /например, состояние здоровья/.

Индивидуализация реализуется не во всем объёме учебной деятельности, а эпизодически.

Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения: 1— процесса обучения; 2 — содержания образования; 3 — построения школьной системы. Первая касается отбора форм, методов и приемов обучения.

Вторая — создание учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых обучающимся. Третья — формирования разных типов школ и классов.

УЧЕТ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Итак, индивидуализация представляет собой учёт индивидуальных особенностей обучающихся в учебной  работе. Прежде всего тех, которые влияют на учебную деятельность и от которых зависит результат обучения.

Таковыми могут быть различные психологические и физические качества и состояния личности:  особенности всех познавательных процессов, свойств нервной системы, черты характера, воли, мотивация, способности, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма и др.

Кроме того, на учебную деятельность оказывают влияние социальные факторы- статус ученика в данном коллективе, домашние и другие внешние влияния. Возникает противоречие между фактором и весьма  ограниченными возможностями массовой школы. Что надо учитывать в первую очередь? 1.

Уровень умственного развития обучающегося, обучаемость и способность к обучению. 2.Скорость усвоения — комплексное явление, существенный показатель которого не столько скорость запоминания, сколько темп обобщений. 3.Общие умственные способности — комплекс способностей, требуемых для осуществления обучающимися учебной деятельности.

Сюда относят  способности запоминать материал, поведение логических операций, творческого мышления.  Основными методами диагностики является эксперимент, который и осуществляется в школе.

Формы индивидуализации и дифференциации обучения. Три  основных формы индивидуализации: 1. дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей для обучения по нескольким учебным планам и программам. Так создаются относительно гомогенные классы / профильные, с углубленным изучением какого-либо предмета/; 2.

внутриклассная /внутригрупповая/ индивидуализация учебной работы; 3. прохождение учебного курса в различном темпе, или убыстренно, или замедленно. Нас в большей степени интересует внутриклассная индивидуализация учебной работы.

Возможности индивидуального подхода во фронтальной работе:   — учёт индивидуальных особенностей при опросе; — использование различных уровней для рассказа  в устном изложении учителя, т.е.

учитель сначала упрощает свой материал , а затем усложняет; — применение учебной беседы, в ходе которой ученики провоцируются на выдвижение проблемы и демонстрацию своих дополнительных знаний; — учёт индивидуальных различий в ролевых играх.

Ряд возможностей предоставляет групповая работа, но только в том случае, если группы будут составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы составляются специальные задания в соответствии с их силами. Однако в групповых методах таится и известная опасность — более сильные и старательные ученики начинают заглушать инициативу более пассивных.

Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет – индивидуальная самостоятельная работа, которая выполняется в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных способностей детей.

Учебные задания для самостоятельной работы разнообразны. Их можно разделить на 4 логических основания: 1/ по методу самостоятельной работы учащихся (наблюдения, упражнения..); 2/ по звеньям учебного процесса ( задание на восприятие, систематизацию, закрепление, повторение учебного материала); 3/ по характеру познавательной деятельности учащихся (репродуктивные, творческие); 4/ по характеру руководства (подробное или менее подробное инструктирование).

Как учитель может работать с разными группами детей. Учебные ситуации, которые можно назвать критериальными, т.е.

наиболее информативными, наилучшим образом  дифференцирующими учащихся: — ситуации, требующие длительного умственного напряжения- трудный урок, написание сочинения; — продолжительный школьный день (6-7) уроков; — экзамен, контрольная работа; — урок, на котором надо работать в быстром темпе; — ситуация после неудачного ответа, после порицания; — работа в шумной, беспокойной обстановке (группа продленного дня); — выполнение однообразной , монотонной работы; — выполнение работы по алгоритму; — самоконтроль.

  По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется  соблюдать такие правила: — не ставить их в состояние неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа, предоставлять достаточно времени для обдумывания и подготовку; -не требовать отвечать новый материал; — путем правильной тактики  опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах; — осторожно оценивать неудачу этих учеников; -в минимальной степени отвлекать от работы, создавать спокойную обстановку; — учить умению переживать неудачу; — стараться вовлекать ребенка в широкий круг занятий. По отношению к детям с сильной нервной системой рекомендуется: -тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление эмоционального напряжения; — необходимы непродолжительные перерывы,  смена видов деятельности; — в целом дети этой группы хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Но не отличаются углубленностью обучения, их нужно учить планировать и рационально организовывать свою деятельность. При работе с инертными учениками необходимо: -не требовать от них немедленного включения в работу, поскольку их активность возрастает постепенно; — помнить, что они не могут активно работать с разными заданиями, а некоторые из них вообще отказываются выполнять такие задания; — не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; — не следует спрашивать их в начале урока, поскольку инертные с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации; — избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый ответ на неожиданный вопрос; При работе с подвижными детьми необходимо помнить: — трудности в учении у них обусловлены быстрым угасанием активности, утратой интереса к выполняемой деятельности, частыми отвлечениями от работы, они в большей степени нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя; — им надо помочь произвольно регулировать свою деятельность; — внимательности на уроке от них просто нельзя требовать, но вполне можно выработать, воспитать терпеливым напоминанием;

— при включении ребенка в работу на первых порах можно сократить общий объём работы (первокласснику вместо трех строчек, написать одну); -самую большую трудность учащиеся с подвижной нервной системой испытывает при монотонной работе. Индивидуальный подход на уроке.

Учёт индивидуальных особенностей важен для достижения двух целей — повышение эффективности обучения и облегчения труда учителя. Можно выделить 2 разных критерия, которые лежат в основе классной индивидуализации: 1) ориентация на уровень достижения школьника; 2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности.

Учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение – это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего учитель выбирает индивидуализацию заданий.  Слабым  – легкие, сильным – трудные.

     Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности школьников, встречается крайне редко. В ней учитываются появления свойств нервной системы.     Учение в индивидуальном темпе – самая старая форма индивидуализации обучения. До возникновения классно-урочной системы именно она и использовалась.

В массовой школе индивидуальный темп обучения для того или иного ученика можно обеспечить лишь в течение небольшого промежутка времени, иначе это проявится в отставании от программы.  Определённые возможности в этом отношении представляет программированное обучение, когда материал порциями выдается. Машина задает вопросы и тут же оценивает знания ученика.

Индивидуальный подход может быть успешно применен в сочетании с учетом возрастных закономерностей психического развития. Так известно, что дети младшего школьного возраста отличаются повышенной восприимчивостью впечатлительностью, хорошей обучаемостью. Отмечается их расположенность к послушанию, к подражательности, исполнительности.

  Важный способ индивидуализации – это помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это целая система индивидуально-своеобразных приёмов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека.

Если у ученика выработан индивидуальный стиль учебной деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился, адоптировался к условиям обучения, используя свои индивидуально- типологические особенности. Помочь учащемуся найти свой стиль учебной деятельности – это значит помочь ему найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям. Это сложная задача.

Принцип нивелирования ученика так же стар, как и принцип индивидуального подхода. Искушению применить его  подвергаются многие (делай как я). Взрослые не должны проецировать на ребёнка свои особенности и ожидать ответных реакций, сходных с собственными. Нужно уважать индивидуальный опыт ребенка. Психологам известно, что в любом возрасте человек создает те модели своего поведения, которые  приносят  желаемый  результат.   Никто и ничего не может приспособить ребёнка к жизни лучше, чем он сам.

Нивели́ровать — уничтожать (уничтожить), сглаживать (сгладить) различия между кем-либо, чем-либо, устранять (устранить) индивидуальные особенности чего-либо.

КГУ ОШ № 12 акимата города Шахтинска

Учитель начальных классов:

Андреева Любовь Анатольевна

2013 – 2014 учебный год

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/material-po-teme-individualizatsiya-i-differentsiatsiya-obucheniya.html

Ссылка на основную публикацию