Эйдетика для детей – увлекательное развитие памяти

Эйдетика – методика по развитии памяти и мышления

При общении с высокоэрудированным человеком, мы удивляемся, как ему удается помнить столько фактов, формул, важных дат, исторических событий, стихов, музыкальных произведений, результатов научных исследований, информации по бизнесу и при этом дословно цитировать лучшие страницы тематической литературы. Всё дело в человеческой памяти. Как правило, с феноменальной памятью от рождения на этот свет приходят только гении, процент которых мизерно мал (3% от всего населения планеты). К счастью, у нас с вами есть возможность развивать собственную память и мышление с помощью эйдетики.

Хорошая память гарантирует нам быстрое и качественное обучение, умение держать в голове важные даты, не забывать о списке приоритетных дел. Что же такое эйдетизм и эйдетика? Как работает эйдетика? Чего мы можем добиться с помощью данной методики? Для какого возраста она подходит лучше? Как научиться быстро запоминать? Команда Elgreloo.com подготовила ответы на интересующие вас вопросы.

Что такое эйдетизм и эйдетика?

Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.

Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.

Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги.

Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное.

Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.

В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:

  1. эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
  3. «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)

История исследования методики эйдетики

Одним из первых, кто описал феномен эйдетизма является сербский учёный Виктор Урбанчин. Исследования учёного датируются 1907 годом, от чего можем сделать вывод, что эйдетике на сегодняшний день более ста лет.

После 1933 года в Германии в марбургской психологической школе Эрика Йенша были проведены колосальные исследования эйдетизма. В следствии этого развивалась «интеграционная типология» – концепция идеологий, которая объединяет эйдетику с национал-социалистическими идеями.

Активное развитие психологии в советское время знаменательно повлияло на становление эйдетики. Теорию эйдетики исследовали: Пётр Блонский, Сергей Кравков, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякини и другие. Научные статьи печатались в Большой Советской Энциклопедии, а в 1930 годах академиком Александр Луриея написал «Маленькую книжку о большой памяти».

Сегодня эйдетика невероятно популярна! К ней обращаются психологи, педагоги, врачи, бизнесмены, литераторы, студенты и просто интересующиеся люди.

Для кого подходит методика эйдетика?

Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, эйдетике у бизнесменов, эйдетике у юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:

  • миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
  • вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
  • вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
  • вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.

Эйдетика для детей

В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.

Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).

Эйдетика для взрослых

Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше.

Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом.

Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.

Методы и результаты эйдетики

Чаще всего, занятия эйдетики проходят в виде тренинга по развитию памяти. В него входит психологическая беседа, объяснение методики, комплекс различных упражнений, тесты. На сегодняшний день профессионалы предлагаю разные способы проведения тренинга:

  • индивидуальная консультация в Skype
  • выездной тренинг
  • корпоративный тренинг для улучшения работы в компании
  • групповые тренинги
  • индивидуальные тренинги
  • семейные занятия

Это делает методику доступной и понятной. Оценивать её качество конечно же вам.

Команда Elgreloo.com рекомендует школу развития памяти в Киеве «Шалений равлик» под руководством Елены Калачиковой! Разработанные тренинги для взрослых и детей всех возрастов.

Эйдетика – популярная мнемотехника, которая позволяет любую необходимую информацию запомнить в виде картинок или образов в игровой форме.

Вместе с профессиональными педагогами вы достигнете положительных результатов во многом!

Итог

Не случайно, фраза «Кто владеет информацией – тот правит миром» зачислена в ряд крылатых. Когда вы с лёгкостью запоминаете важный для вас материал, вы чувствуете себя уверенно и имеете больше возможностей, вы – энциклопедия. Научиться правильно мыслить и проще запоминать совершенно реально. Обучение с помощью эйдетики – отличная инвестиция в собственное будущее.

Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме

Источник: https://elgreloo.com/nauka-obuchenie/ehjdetika-metodika-razvitiya-pamyati

Методика эффективного запоминания для детей

«Давай выучим стишок к празднику!» — вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают.

Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь.

Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием «мнемотехника» (от греч. «мнемо» — память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной.

Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения.

Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Упражнение для развития двигательной памяти

Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение.

Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном. (По материалам И. В. Вачкова.)

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых.

Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной.

Так действует память чувств.

Упражнение на развитие эмоциональной памяти

Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу.

Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья.

Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников. (По материалам И. В. Вачкова)

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п.

Это образная память — память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную.

В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Упражнение на развитие слуховой памяти

Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. (По материалам И. В. Вачкова).

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти — эйдетическая память.

Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память — возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин: «Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т.

д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует».

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, «спутываются» с образами других объектов.

Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений — это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти — прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память — память на информацию, представленную в словесной форме, — развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом.

Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность.

Читайте также:  Выбор вида активного метода обучения

Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен.

Запоминание литературных произведений — сказок, стихотворений — в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Так, в исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий.

Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению — 23 строчки; после повторной игры и показа картинок — 38 строчек.

Таким образом, активное действие — игровое или мысленное — значительно повышает словесное запоминание.

Упражнение на развитие словесной памяти

Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания.

Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои.

Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (по 3. М. Истоминой).

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно «прилипают» к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить.

Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память. Психолог П. И.

Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли.

Самый простой пример проявления произвольной памяти — ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: «Надо запомнить стихотворение».

Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами «А что было потом?», «А дальше?».

Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям.

Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками — правого.

Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции.

Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог А. Н.

Раевский установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента — на шестой.

Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: «Расскажи, какой я был, когда был маленьким», и такого рода вопросами: «А помнишь, вчера ты сказал…» Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Основной любого обучающего процесса является запоминание предмета — без этого школьники не смогут в полной мере усваивать информацию, полученную на уроках, не будут иметь возможность использовать знания и навыки, полученные в образовательных учреждениях.

Сведения подобно страницам книги располагаются в мозге — при необходимости человек «перелистывает» их и находит нужное место. Ученые выделяют два основных типа возникновения образов в памяти. В первую очередь, речь ведется о последовательных образах, хорошо изученных психофизиологией.

После того, как глаза фиксируют изображение предмета, необходимо перевести взгляд на белую или серую поверхность — та де самая фигура, например, будет видна в ином цвете.

Мнемотехника, техника скорочтения

Второй метод запоминания — это образы представления (составляют основу человеческой памяти в подавляющем большинстве случаев). Представляя в уме предмет, мы представляем себе не то, что видели перед глазами в буквальном смысле — перед нами предстает сам образ данного предмета (его следовые раздражения).

Между данными методиками и располагаются наглядные образы, использовать для запоминания которые и предлагает мнемотехника. Эйдетические образы занимают срединное положение между образом представления и последовательными образами.

Популярная сегодня техника скорочтения, базирующаяся на изучении именно наглядных образов, позволяет детям развить в себе принципиально новые возможности, что даст им в дальнейшем возможность достичь серьезных успехов в образовании.

Практика показала, что дети, посещающие курсы скорочтения для школьников на порядок лучше своих сверстников усваивают информацию — они просто «достают» ее из мозга в нужный момент.

Что же представляет собой эйдетика для детей?

Под термином эйдетика современные ученые понимают новое направление о субъективных наглядных образах, которые наблюдаются у детей и подростков на некоторой фазе их развития.

На практике эйдетика для детей позволяет им в буквальном смысле «видеть» на пустом экране то изображение, которое было показано ранее.

Исследователи полагают, что эйдетические феномены наблюдаются у 40 процентов малышей школьного возраста — практически 100 процентов представителей младшей возрастной группы являются латентными эйдетиками.

Грамотно преподаваемая мнемотехника полностью избавит детей от трудностей с усвоением школьной программы. Методика эффективного запоминания, мнемотехника или техника скорочтения кардинально изменяет подход к запоминанию информации. Зубрежка остается в прошлом — курсы скорочтения для школьников позволят детям и подросткам извлекать необходимую информацию в определенный момент.

Эйдетика для детей, курсы скорочтения для школьников

Можно ли сказать, что эйдетика для детей является в полной мере универсальной методикой? Как уже было сказано выше, практически 100 процентов малышей, по крайней мере, скрытые эйдетики.

Посещая курсыскорочтения для школьников, дети развивают те способности, о наличии которых они раньше и не догадывались.

В данном случае мнемотехника выступает в роли мощного ресурса, дающего возможность более эффективно распоряжаться имеющимися возможностями памяти.

Конечно же, эйдетика для детей является достаточно молодым направлением в изучении субъективных наглядных образов. Практика же показывает, что курсы скорочтения для школьников реально помогают детям в изучении материала — даже отстающие ученики очень скоро выбиваются в ряды хорошо успевающих.

Данная техника скорочтения, мнемотехника в разы сокращает время, необходимое для усвоения материала. Если мнемотехника дает возможность достичь таких блестящих результатов, родителям стоит подумать о том, чтобы приобщить к ней своих любимых чад.

Тем более, что ученые доказали: способность к восприятию эйдетических образов наблюдается у детей с самой различной конституцией и степенью начальной подготовки.

Источник: https://osoznanie.org/2152-metodika-effektivnogo-zapominaniya-dlya-detey-chto-lezhit-v-ee-osnove.html

Как развить эйдетическую память: советы, упражнения

На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные.

К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое, что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».

Как развить эйдетическую память?

Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать, как завещал нам великий Шерлок Холмс.

Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь.

Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).

Для развития памяти, максимально приближенной к эйдетической, полезным будет внимательное разглядывание картинок в течение 10-30 секунд (в ходе тренировок время желательно постепенно уменьшать) с последующим описанием того, что вы увидели. Постарайтесь припоминать мельчайшие детали, в точности восстанавливать в голове образ увиденного.

Вспоминайте события минувшего дня, просмотренный фильм и другие увиденные явления. Некоторые специалисты советуют также вспоминать сны, однако, со снами могут возникнуть определенные проблемы: как правило, мы в принципе запоминаем их не полностью, непоследовательно, и вообще сны — это не всегда зрительные образы.

Подробнее смотрите в статье «Интересные факты о снах».

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то,что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Читайте также:  Что придумать ребенку на летние каникулы?

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после. Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика, изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.

Источник: https://experimental-psychic.ru/razvit_ehjdeticheskuju_pamjat/

Эйдетика для детей: как все запомнить и ничего не забыть

Детям, как и взрослым, свойственно что-то забывать.

Сегодня малыш помнит названия всех животных и транспортных средств, которые вы разучивали вместе на протяжении трех месяцев, а, после летнего отдыха, когда все немного расслабились, ребенок вдруг удивил родителей полным отсутствием знаний? Мама нервничает, чадо пытается вспомнить, и процесс изучения начинается если и не с самого начала, то с уже надоевшего мычания и блеяния.

На помощь маме и ребенку может прийти явление, с интересным названием «эйдетизм». Чаще всего под ним понимают зрительную память, но это не совсем одно и то же. Эйдетизм связан со способностью человеческого мозга воспроизводить образ объекта спустя длительное время после исчезновения раздражителя.

Навык эйдетизма развит у детей с рождения. Малыши как раз и мыслят образами, абстракциями. Не случайно, чем большими свойствами для ребенка нацелен предмет — тем лучше он его запомнит.

Для малыша представление о предмете и его восприятие практически одно и то же. Если воспользоваться этой особенностью памяти можно развить действительно полезную и достаточно редкую способность к запоминанию объектов и явлений в мельчайших деталях.

Мы разучились фантазировать

Исследования, затрагивающее понятие эйдетизма проводились в Германии еще в начале столетия. По данным исследований Э. Йенша и его учеников было выявлено, что около 40 % детей Мельбурна возрасте от 8 до 15 лет — явные эйдетики, остальные — скрытые. В то же время среди взрослых этот показатель резко снижался до 7 %.

Более поздние исследования показали, что количество школьников, обладающих образной памятью снижается. С чем это связано? Спорный вопрос. Но, вероятно причиной является массовая культура, многообразие информации, как зрительной, так и звуковой, которая в буквальном смысле обрушивается на детей.

Действительно, если ранее ребенок получал большую часть знаний из сказок и песен, он был вынужден самостоятельно представлять себе описываемые события. В настоящее время необходимость в этом отпала.

Большое количество мультфильмов, компьютерных игр, а позже заучивание наизусть и бездумное запоминание не оставляет простора для детской фантазии.

Можно сказать, что мы сами учим своих детей мыслить и запоминать иначе, а после жалуемся на проблемы с памятью и плохую успеваемость в школе.

Образное мышление и память. Есть ли связь?

Обратите внимание на то, как происходит процесс общения родителей с ребенком.

В каком виде мы предлагаем ему информацию? Не знаю, многие ли повторяют мою ошибку, но когда сын пошел к логопеду, и ему пришлось столкнуться с необходимостью запоминать значительное количество названий, мы пользовались большим числом карточек, кубиков и уже готовых шаблонов, а главной составляющей была зубрежка.

Заучивание было, конечно не в школьном понимании, но, по сути, данный метод мало чем отличался от зубрежки непонятных правил на уроке: «Это корова, она говорит „му-уу“. Корова — домашнее животное, у нее ноги, рога, хвост. Это травоядное животное, оно ест траву». Далее следовал переход к следующей карточке.

По сути, ребенку предлагалось запоминать уже готовые образы — рисунок, звук, перечень признаков, но не давался алгоритм того, как можно воспользоваться информацией, которую мозг, разумеется, записывал все это время. Зачем ребенку корова? Какое ему дело до гуся, быка и барана?

Как часто родители сталкиваются с ситуацией, когда необходимо выучить с ребенком стихотворение к празднику, а он никак не может запомнить слово. А домашний адрес? Телефон? Да, я сама пыталась заучивать наизусть с сыном цифры и пришла к выводу, что только частое повторение может помочь запомнить необходимую для его безопасности информацию.

Но что такое для ребенка номер телефона? Просто набор цифр. А если малыш еще совсем мал и не знаком со счетом — набор бессмысленных звуков. Представьте сами, насколько легко было бы Вам запомнить информацию, которая ровным счетом ничего не значит, является абсолютной бессмыслицей?

Согласно И.Ю. Матюгину, основателю «Школы Эйдетики» в Москве, основной проблемой запоминания является не невозможность «записать в мозг» информацию, а сложность ее воспроизведения. Он предлагает ряд методов, направленных на то, чтобы ребенок (да и взрослый) смогли выстроить необходимую цепочку от разрозненных, и часто не относящихся к объекту элементов до целостного образа.

Это и есть основа образного мышления — возможность вызвать «перед глазами» необходимый объект, исходя из уже знакомых признаков. По сути, память сама вытянет всю информацию за ниточку, «кончик» которой может быть довольно неожиданным.

Принципы эйдетики на практике

Манипулирование образами позволяет малышу в любой момент обратиться к тому, что он уже знает. Главное наделить необходимый объект наибольшим числом свойств, к которым может оперировать чадо.

Словарный запас

Если подключить фантазию и образное мышление, данная область будет даваться малышу намного легче. Более того, подобный способ можно применить и при изучении иностранных языков уже в подростковом и даже взрослом возрасте. Система эйдетики предлагает несколько подходов к запоминанию.

1. Подобрать нужные образы

Например, надо запомнить слово «телескоп». Первая часть слова похожа на «телевизор», который знаком, к сожалению, нашим детям с пеленок — в него так же смотрят.

Вторая часть слова «скоп» может ассоциироваться с копанием, раскопками (да, не удивляйтесь, ассоциации могут быть самыми разными и в данном случае я привела свою). Раскопки — большая яма, из ямы мы смотрим вверх.

Вот такая интересная ассоциация получается со словом «телескоп».

Самое главное предложить ребенку самому подобрать необходимые ассоциации, задачей родителей будет помочь малышу развить ту картинку, которую предлагает его воображение.

Если малыш с ранних лет занимается иностранными языками, словарный запас так же дастся ему легче, если он сможет визуализировать слово. Возможные ассоциации могут оказаться не только помощниками в обучении, но и источником веселья для всей семьи.

2. Создание нового образа на основе имеющихся слов

Данный метод применим, если необходимо запомнить сразу несколько слов или их последовательность. Новая игра предполагает составление небольшого рассказа с использованием имеющегося набора.

Например, из слов:

  • полюс;
  • гусь;
  • бабочка;
  • рама;
  • шапка.

Можно составить такой шутливый рассказ:

«На далеком заснеженном южном полюсе, среди снега и льда сидел маленький белый гусь. Вдруг, появилась большая красная бабочка, вылетевшая из открытой рамы на научной базе. Полярник старался поймать ее своей большой, пушистой и теплой шапкой».

Слова в этом случае запоминаются как бы сами собой. Ведь вся картина словно оживает перед глазами. Это больше не вырванные из контекста понятия, а целые образы, сложенные в единую картину. При этом, чем больше прилагательных описывает слово, тем лучше.

3. Последовательность слов, как последовательность действий

Ассоциации могут быть не только зрительные, но и динамические. Самое главное — включить фантазию. Например, если необходимо запомнить канцелярские принадлежности:

  • карандаш;
  • линейка,
  • точилка,
  • ластик,
  • краски,
  • пенал.

Можно сесть и порисовать с применением вышеуказанных инструментов. Действия малыш должен выполнять сам, задача же родителей озвучивать, что он делает и употреблять нужные слова периодически, используя разные прилагательные.

Как запоминать стихи

Уже в самом раннем возрасте большинство малышей хотят удивить родителей и воспитателей громким и выразительным чтением стихов. И с этого момента могут возникнуть первые сложности с разучиванием всего того, чем чадо желает нас порадовать.

Всклокоченная мама раз за разом дергает бедного ребенка и предлагает ему прочесть стихотворение наизусть, малыш путается, сбивается, требуется еще и еще одно повторение, и еще несколько через неделю.

Если малышу тяжело дается запоминание стихов или рассказов, в этом так же может помочь эйдетика. Наверное, многие уже догадались как — необходимо создать образ. А значит, визуализировать произведение.

Помочь в этом могут краски и кисточки, карандаши, пластилин, цветная бумага и крупы для аппликаций. Заметили? Вместо одного занятия можно будет потренировать и иные навыки.

В данном случае необходимо последовательно воспроизвести сюжет стихотворения или рассказа в картинках, аппликациях или даже пластилиновых фигурках. Мы с сыном рисовали, а после вырезали героев сказок, чтобы сделать пересказ. После, этот наглядный материал помогал в играх и даже составлении новых, сочиненных им самим рассказов.

Как запомнить картинку

Если прежде мы говорили, главным образом, о том, что звуковую информацию стоит визуализировать, то картинку стоит максимально «озвучить». И это вовсе не означает, что надо рассказывать малышу, что хотел показать художник (это и для взрослых скука смертная), наоборот, позвольте ему заметить те детали, на которые Ваш натренированный глаз сразу и не обратил внимания.

Например, на картинке с изображением весны, сын в первую очередь обратил внимание на зеленую травку, которая была изображена в виде дух слабеньких листочков на заднем плане. Позвольте малышу самому решать, как именно описать рисунок. Ваша задача предложить ему составить небольшой рассказ и помочь его сформулировать.

Запоминаем движения

Студии танцев очень популярны. Так же бывает необходимо выучить серию движений к празднику в детском саду или школе. Если малыш постоянно сбивается — помогите ему. Придумайте к каждому движению воображаемое действие. Хлопок в ладоши — убили комара, прыжок — качнули люстру, поворот — посмотрели, кто пришел и тд.

Готовимся в школу

Кстати, изучать цифры и буквы так же будет намного веселее, если придумывать к ним различные ассоциации. Составители азбук давно используют данный метод, но, на мой взгляд, в нем есть небольшой недостаток. Не все ассоциации оказываются яркими для ребенка, а, следовательно, запоминающимися.

Когда мы учили буквы с сыном, я поняла, что моему чаду совершенно не интересно, что буква «ж» похожа на жука, а на «м» начинается машина.

Я не педагог, и могу ошибаться, но, на мой взгляд, ребенок куда быстрее запомнит то, что действительно интересно и необычно. Мы учили буквы по старой, еще советской книжке А. Шибаева.

Образы там яркие, оригинальные и запоминающиеся. Еще лучше, если малыш сам придумает, на что похожа та или иная буква или цифра.

Игра — развивает память

Из вышесказанного следует, что одно из самых полезных занятий для развития детской памяти — игра в ассоциации. Подобное времяпровождение поможет скрасить длинную дорогу, сделать прогулку интереснее, а поход в магазин увлекательнее. Можно предложить детям решить, на что похож столб или машина, что напоминает плывущее по небу облако и лужа на асфальте.

Образы и ассоциации, которые будут возникать у ребенка не всегда должны быть визуальными или звуковыми. Можно и нужно подключать иные методы, например, тактильные ощущения, двигательные, вкусовые и даже с запахи.

Например, тактильные и динамические ощущения можно применить при знакомстве с формой предметов: шарик катиться, а попробуйте покатить квадратный кубик.

Подключать воображение: «А как будет выглядеть машина с треугольными колесами?».

Если при этом вы вместе пофантазируете, как будет трясти бедного водителя, попрыгаете на месте — малыш не только запомнит форму, но и получить массу положительных эмоций.

Самое интересное, что представители современной школы эйдетики ориентированы не только на детей школьного и дошкольного возраста, но и на взрослых. Они уверены, что при должной тренировке можно добиться значительных результатов и запоминании сложных фамилий, иностранных языков, любых числовых значений, лиц и т.д.

При написании статьи использовались следующие источники:

  • Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т.2. Вып. 1.
  • Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии
  • Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М. — Л., 1930
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984, Т. 6
  • Матюгин И., Рыбникова И. «Методы развития памяти, образного мышления, воображения» // М.: «Эйдос», 1996
  • Матюгин И. Бонк И. «Как развивать память и внимание ребенка» // М.: «Эйдос», 2012
  • Шибаев, А. «Взялись за руки друзья». Художник В. Гусев. Л.: Детская литература. 1982 г.

Источник: http://hvatalkin.ru/deti/eidetika

Методики развития памяти у детей разного возраста

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте.

Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно.

Читайте также:  Как нарисовать розу поэтапно карандашом для детей, в вазе, гуашью для начинающих и др: пошаговые инструкции с фото и видео

Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст.

Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию.

Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода.

Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее.

Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят.

Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной.

Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия.

Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей.

Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Заключение

Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий.

Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей.

Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.

Методики развития памяти у детей разного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-pamyati-u-detej

Ссылка на основную публикацию