Физическое развитие ребёнка

Физическое развитие детей: что нужно знать родителям

Физическое развитие детей – это важный показатель здоровья. Важно знать, что такое норма развития вообще, каковы нормы физического развития детей дошкольного возраста, какие отклонения от нормы должны заставлять родителей насторожиться, а какие — нет.

Физическое развитие – это определенные закономерности развития организма ребенка по возрасту, которые позволяют оценить уровень здоровья и функционирования всех органов и систем.

В каждом возрасте ребенок растет по особым законам, и выраженные отклонения от норм развития могут указывать на наличие проблем в здоровье, питании или уходе за малышом. Физическое развитие также тесно связано и с нервно-психическим, интеллектуальным развитием.

Физическое развитие детей на первом году жизни

В первый год жизни ребенок растет и развивается наиболее интенсивно, вес прибавляется в пять и более раз. За счет интенсивного роста организм испытывает большое напряжение, и малейшие нарушения в обмене веществ могут быстро отразиться на росто-весовых показателях.

Поэтому врачи весь первый год ежемесячно следят за физическим развитием, так как созревание многих органов и систем еще не закончено и все отклонения нужно корректировать немедленно. На физическое развитие детей могут существенно влиять нерациональное питание, неудовлетворительные бытовые условия, частые заболевания и ненадлежащий уход.

При оценке развития ребенка от рождения до первого года жизни необходимо ориентироваться на антропометрические данные (измерения) вкупе с двигательной активностью (психомоторным развитием) и развитием зачатков речи, формированием навыков и приобретением умений, мыслительным развитием. Одни показатели физического развития не дадут полной картины развития. Также стоит ориентироваться и на то, что девочки и мальчики несколько отличаются по темпам физического развития.

Прежде всего, оценивается рост и вес ребенка помесячно, а также динамика прибавок таких показателей, как окружность головы и груди.

Средний рост новорожденных составляет от 47 до 57 см, при этом девочки обычно на 2-3 см меньше, чем мальчики. Динамика прибавок роста детей в первый год определяется таким образом:

  • до 3 мес. – по 3 см в месяц;
  • с 3 до 6 мес. – по 2,5 см в месяц;
  • с 6 до 9 мес. – по 1,75-2 см в месяц;
  • с 9 до 12 мес. — по 1 см в месяц.

Таким образом, малыш за первый год вырастает на 20-25 см.

Масса тела — второй важный показатель физического развития малыша, при рождении она составляет от 2700 до 4000 г, при этом девочки обычно весят 3200-3500 г, мальчики – 3300-3700 г.

В первые дни после рождения дети теряют в весе до 8%, что обусловлено физиологическими перестройками в организме, но затем также быстро набирают этот вес.

За первый месяц жизни малыш может прибавить от 500 до 1500 г, но колебания прибавок веса еще более динамичны, чем колебания роста.

Для простоты стоит принять для себя за нормы следующие показатели: до полугода прибавка в весе должна быть не менее 500 г, со второго полугодия – в среднем 200-400 г.

Таким образом, к году средний вес ребенка составляет 9,5-12,5 кг.

Колебания веса в ту или иную сторону могут быть вполне допустимы, но превышение этих значений на 20% и более – это повод для того, чтобы проконсультироваться с врачом.

Одними из важных показателей первого года жизни являются окружности головы и груди. Головка новорожденного при рождении крупнее всех других окружностей, в среднем составляет 32-34 см. За год объемы увеличиваются на 10-12 см, по месяцам головка в первый месяц увеличивается на 2-3 см, затем по 1,6-2 см, затем по 1 см.

Примерно к 3-4 месяцам окружности головы и груди сравниваются, и в дальнейшем грудь должна быть больше, чем головка. Грудь новорожденного составляет 31-33 см. Прирост составляет в норме 1,6-2 см, и грудная клетка впоследствии растет быстрее головы.

Физическое развитие детей после года

К годовалому возрасту ребенок уже достаточно активен, он уже может ходить и активно осваивает мир, поэтому его физическое развитие меняется. Прибавки массы уже не столь значительны, так как большое количество энергии тратится на физическую активность, а рост продолжает оставаться интенсивным.

В среднем после года прибавки массы ежемесячно составляют от 100 до 250 г, в зависимости от аппетита и физической активности, в год прибавляется по 2-3 кг.

Вес ребенка можно рассчитать по специальной формуле:

Вес = масса малыша в год+2 кг*М-1 (где М – число лет).

Примерный вес ребенка к двум годам составляет 11-14 кг.

Рост малыша прибывает достаточно активно, в среднем ежемесячно ребенок подрастает на 1 см, к двум годам рост ребенка может составлять от 83 до 92 см.

У детей меняется режим сна и бодрствования, режим питания и общая физическая активность. Дети много гуляют и играют, у них остается один дневной сон и длительный ночной, постепенно они переходят на общий стол со взрослыми, при этом без вредных продуктов и строгим контролем за питанием.

Ребенок активно и быстро овладевает новыми навыками, становится более подвижным, многие дети в этом возрасте начинают посещать детские коллективы.

Развитие детей с двух до трех лет

После двух лет у детей уже сформированы основные функции организма – дыхание, пищеварение, сосудистая система, хотя нервная система и иммунитет у него еще очень слабые. Но малыш уже вполне приспособлен к окружающей среде, у него много возможностей для изучения окружающего мира и развития своих двигательных и познавательных навыков.

Меняются пропорции тела, конечности вытягиваются, уменьшается количество подкожного жира, и ребенок становится стройнее, укрепляются мышцы кисти, движения рук становятся более точными.

На третьем году жизни дети в среднем прибавляют 2-3 кг, а рост увеличивается примерно на 7-9 см.

Детей по типу телосложения и особенностям физического развития можно разделить на три типа:

  • крупные дети с весом в 14 кг +- 2 кг и ростом в 97 см +- 3-4 см;
  • средние дети с весом в 12 кг +- 2 кг и ростом в 92 см +- 2-3 см;
  • маленькие дети с весом в 10 кг +- 1,6 кг и ростом в 85 см +- 2 см.

Задержка роста и веса в этом возрасте ниже возрастных границ более чем на 20-25% говорит о тревожных симптомах, нехватке питания или дефиците физических нагрузок. Необходима консультация педиатра и эндокринолога, особенно при сильном дефиците веса, если к трем годам малыш весит менее 12 кг, или при избытке веса, если ребенок весит более 18-20 кг.

shutterstock.com

Развитие детей с трех до четырех лет

В этом возрасте наряду с физическим развитием активно происходит социализация и психическое развитие ребенка, формируется характер и возникает так называемый кризис трех лет. Дети могут стать упрямыми, капризными, разборчивыми в еде, неуправляемыми. Такое поведение временно и требует повышенного внимания к малышу.

Рост и вес ребенка в 3-4 года остается главным показателем физического развития. К трем годам рост детей обычно составляет 105 см +- 4-5 см, к четырем годам малыш подрастает до 112 см +- 2 см.

Вес детей к трем годам обычно составляет от 15 до 20 кг, с колебаниями веса в 1-2 кг. Превышение массы тела на 15% и более либо дефицит его на 20% и более требует консультации специалистов.

Пропорции тела детей меняются, дети по сравнению с предыдущими периодами выглядят гораздо стройнее, руки и ноги у них вытягиваются, в то время как тело еще остается достаточно крупным.

Пропорциональность развития можно оценить по особому индексу:

ИП = рост малыша в см – (вес тела в кг + окружность грудной клетки в  см).

Для мальчиков этот индекс составляет 25-26, для девочек – 27-28.

Развитие детей от четырех лет до пяти лет

В четыре года рост ребенка прибавляется на 5-6 см, в среднем рост составляет около 100 см, вес прибавляется на 2-3 кг. К пяти годам ребенок прибавляет еще 2 кг и подрастает на 6-8 см, вес мальчиков составляет около 18 кг, рост 106-108 см, девочек — 16-17 кг и 106-107 см.

Окружность груди у мальчиков составляет около 55 см, у девочек – около 53 см.

Дети становятся крепкими и выносливыми, они много двигаются, их мышцы становятся сильными, укрепляется иммунитет, дети уже гораздо меньше болеют, хорошо едят и спят.

Крепкими становятся мышцы ног, и в пять лет можно задумываться о первых занятиях спортом – плаванием, бегом, гимнастикой. Детям полезны катание на велосипеде, активные игры и длительные прогулки. Можно начинать обучение чтению и основам письма.

Развитие детей шести-семи лет

Дети продолжают совершенствовать свои физические навыки, становятся активными и любознательными, занимаются спортом и подвижными играми.

В среднем дети подрастают в этот период на 5-7 см, особенно мальчики, и прибавляют вес на 2-3 кг. К возрасту семи лет формируется первая линия вытяжения, буквально за год дети могут вырасти на 1-2 размера одежды, тело их приобретает вытянутые пропорции. В возрасте шести-семи лет многие дети поступают в школу, и на них ложатся серьезные физические и умственные нагрузки.

Рассчитать норму развития для своего ребенка вы можете, воспользовавшись калькулятором развития детей

Источник: http://VitaPortal.ru/semya-i-deti/detskoe-zdorove/fizicheskoe-razvitie-detej-chto-nuzhno-znat-roditelyam.html

Оценка физического развития ребенка

Педиатры, инструкторы, учителя физкультуры регулярно проводят диагностирование детей. Физическое развитие – основной критерий, по которому получают данные о состоянии здоровья, а также о самочувствии малыша.

Оно напрямую связано с психоэмоциональным развитием, поэтому с помощью диагностирования можно найти отклонения. Родителям важно до года регулярно посещать с крохами педиатра, чтобы своевременно обнаружить отклонения.

Оценка физического развития ребенка помогает с решением этой задачи.

Для чего нужна диагностика физического состояния?

Оценка проводится по централизованным показателям, принятыми специалистами мировой медицины.

У каждого врача для этого есть специальные таблицы, в которых приведены границы нормы основных измерений грудничка: роста, веса, окружностей головы, груди.

Исследования показали, что методы диагностики с каждым годом совершенствуются. Сейчас они основываются на отечественном опыте, результатах зарубежных наработок медицинских организаций.

Родители часто не понимают, почему нет четких цифр, которым должны соответствовать реальные параметры. Это связано с тем, что исследования далеки от реальности.

Врачи могут только предполагать, какими могут быть дети, исходя из наследственности, образа жизни семьи, среды ее обитания. Благодаря своевременной диагностике обнаруживаются дети с особенностями психофизического развития.

Для них составляется индивидуальная программа оздоровления. Рекомендации по укреплению здоровья получают все родители.

Многие мамы считают, что оценка физического состояния их малыша не нужна, так как он родился здоровым. Это совершенно напрасно, так как к нарушениям развития может привести:

  • несбалансированное питание;
  • плохая экология в районе проживания;
  • недостаток витаминов и микроэлементов;
  • гиподинамия.

Недостаток двигательной активности является большой проблемой, особенно для школьников.

Большую часть дня взрослые проводят на работе или за компьютером, пытаясь заработать на жизнь, а дети берут пример со своих родителей или начинают бродить по всемирной паутине от безысходности.

Врачи не первый год пытаются привлечь внимание к этой проблеме, так как проблемы со здоровьем в детстве чреваты большим количеством хронических заболеваний.

Оценка развития грудничков

До года протекает стадия интенсивного роста, изменяется скелет младенца, его внутренние органы. Это время чаще всего помогает обнаружить отклонения развития. Для этого педиатры ежемесячно осматривают кроху, проводят измерения, тестирование.

Развитие ребенка до года можно разделить на этапы:

  1. За первые два месяца младенец учится держать голову, поворачивать ее. Он начинает отзываться на голоса родителей, следит взглядом за подвижными объектами.
  2. В три месяца он переворачивается на спину, если выложить его на живот. На руках младенец отлично удерживает голову и верхнюю часть туловища. Вы можете заметить, что у грудничка позвоночник стал менее подвижным. Диагностические процедуры обязательно включают поддержку малыша под мышками. По нормативам он должен отталкиваться ногами от горизонтальной поверхности. К этому времени снижается тонус рук, кулачки крохи разжимаются, он начинает поддерживать во время кормления бутылочку или грудь мамы. 
  3. К четвертому месяцу жизни малютка начинает подтягиваться, если его потянуть за ручки, когда он лежит на спине. К пяти месяцам он задерживается в положении сидя. Кроха начинает свободно поворачиваться на бок.
  4. Для периода с 6 по 8 месяц жизни характерен скачок физического развития. Дети начинают садиться, ползать или подтягиваться к интересным предметам, вставать у опоры или даже прогуливаться вдоль нее. Они держат в руках предметы, тянут их ко рту, пытаются кусать.
  5. До года малыш старательно обучается ходьбе. Он может лишь осторожно перемещаться у опоры или требовать, чтобы родители водили его за ручки. Некоторые малютки начинают делать первые шаги свободно.
Читайте также:  Советы по обучению ребёнка устному счёту

Оценка физической формы состоит из проверки нормативных параметров, измерений. Показатели физического развития детей (рост, вес, окружность головы и груди) зависят от параметров, которые были при их рождении. Маловесные новорожденные развиваются по особому графику, тогда как родившиеся крупными могут расти медленнее.

Особенности периода от 1 до 2 лет

Рост ребенка замедляется, но формирование его костей продолжается. Диагностика физического развития этого периода состоит из стандартных измерений (рост, вес), осмотра. Особое внимание уделяется осанке, стопам, полученным навыкам. К двум годам кроха уже должен уметь:

  • подниматься на носочки;
  • невысоко подпрыгивать на одном месте;
  • выполнять разнообразные упражнения с мячом (катать, подбрасывать, пинать, поднимать);
  • передвигаться по лестнице вверх или вниз.

За заботу о физическом развитии ребенка на втором году жизни целиком ответственны его родители.

В качестве профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата, необходимо подбирать для малыша правильную обувь – изготовленную из натуральных материалов, с жестким задником, ортопедической стелькой со специальной подушечкой. Ее ношение станет лучше профилактикой плоскостопия. Дополнительно разрешается ходить по неровной поверхности босиком.

Родители к двум годам начинают приучать кроху к туалету. Они делают в этом процессе серьезную ошибку, высаживая заснувшего малютку на горшок. Лучше всего включить эту процедуру в ритуал перед укладыванием. Малютка учится терпеть к трем годам, к этому момент ночи должны быть сухими.

Особенности развития на третьем году жизни

Физическое развитие детей раннего возраста к трем годам взаимосвязано с интеллектуальным. Большую часть времени родители занимаются интеллектуальным развитием, забывая о том, что нужно прививать малышам физические навыки. Малыш развивается правильно, если к трем годам он умеет:

  • уверенность стоять на носочках;
  • уверенно держаться на одной ноге;
  • совершать прыжки вперед;
  • ловить с двух метров мяч и бросать его обратно
  • перемещаться на велосипеде;
  • одновременно выполнять несколько действий, например, топать и хлопать.

Навыки самообслуживания не имеют таких четких границ. Если взрослые дают достаточную свободу ребенку он может в три года полностью одеваться, включая завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Другие же дети до 5-6 лет осваивают только простейшие навыки – вытирание рук, умывание, чистка зубов.

Не стоит бросать ребенка на произвол судьбы, найдите в процессе обучения золотую середину». Дайте ему возможность учиться на своих ошибках. Ведь умение застегнуть пуговицы или завязать шнурки важно не только для физического развития. Оно помогает совершенствовать мелкую моторику, а положительный результат повышает самооценку.

Старший дошкольный возраст

К четырем годам дети начинают посещать дошкольные учреждения. Там они будут получать гармоничное развитие. Диагностика физического развития будет проходить регулярно во время утренней гимнастики.

Если чадо не будет справляться с заданиями инструктора, маму или папу поставят в известность.

Также с этого возраста за детьми устанавливается наблюдение медицинских работников, помогающее выявить особенности физического развития детей, не замеченные ранее.

Если ранее вы не уделяли внимания физическому развитию или укреплению иммунитета, то эта ошибка будет замечена в первые месяцы. Для этого периода характерно увеличение количества заболеваний.

Многие родители сознательно решают не отдавать малыша в детский сад. Это неверное решение, так как организм не станет устойчивым к большинству распространенных вирусов.

Пик заболеваемости наступит в начальной школе, что помешает учебному процессу.

Чтобы развитие физических качеств было в пределах нормы, в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить закаливание. В него включаются:

  • солнечные и воздушные ванны;
  • обтирания и обливания прохладной водой;
  • проветривание помещений
  • регулярные длительные прогулки;
  • отсутствие переохлаждения и перегревания.

Оценивают развитие ребенка этого возраста по усредненным нормативам. Проверяют физическую форму при помощи бега, прыжков, бросания мяча.

Перед тем как провести диагностику, всегда проводится тщательное медицинское обследование.

Его цель – составить характеристику малыша, определить группу здоровья, обнаружить наличие хронических заболеваний. Обычно оно проводится перед поступлением в детский сад.

Особенности развития школьников

Физическое развитие детей школьного возраста также оценивается постоянно. Делается это во время сдачи нормативов по физической культуре.

До 12 лет формируется скелет школьников, в связи с этим важно правильно организовать день ребенка, следить за его осанкой и весом. Эту задачу помогает решить школьное образование, получаемое очно.

Если нет показаний по здоровью, домашнее обучение выбирать не стоит, так как родители чаще всего не в силах отдавать полностью весь день на организацию правильного режима, занятия спортом.

Возраст с 9 до 14 лет наиболее сложен для оценки, так как для него нет норм по росту и весу ребенка. Медицинские показатели берутся усредненные. Это связано с тем, что в организме протекает гормональная перестройка.

У школьников скачок роста может проходить в разное время, это связано с индивидуальными особенностями у детей обоих полов. На рост влияет количество выбрасываемых в кровь гормонов. Наследственность в школьном возрасте становится все более заметной.

Если родители не отличаются высоким ростом, то их чадо вряд ли преодолеет средний показатель.

Основными проблемами младших и средних школьников являются:

  • гормональные перестройки;
  • непропорциональный рост частей тела;
  • увеличение секреции сальных желез;
  • повышенная утомляемость;
  • появление запаха от тела.

К подростковому периоду эти проблемы только усиливаются и осложняются началом полового созревания. Оно стартует с 12 лет, вместе с ним изменяется поведение наследника.

Родителям, начиная с первого класса, необходимо учитывать все перечисленные факторы. Если своевременно не были начаты процедуры по закаливанию, то осложняться это время будет многочисленными вирусными и инфекционными заболеваниями.

Чаще всего они встречаются у детей, ранее не посещавших детский коллектив.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста оценивается по особым нормативам, которые изменяются после перехода в 5 класс. Наибольшее внимание в начальной школе отдается гигиене.

Школьников регулярно проверяют на наличие вшей, родителям могут сделать замечание, если от них исходит неприятный запах. Научите своего наследника следить за своей гигиеной, приучите к принятию водных процедур каждый день.

Одной из распространенных проблем у младших школьников является запах изо рта и кариес. Раз в 6 месяцев необходимо посещать со своим чадом стоматолога, следить за тем, чтобы он чистил зубы.

Не стоит перекладывать ответственность за оценку физической формы ребенка на педагогов и врачей. Родители должны самостоятельно следить за режимом дня, весом, состоянием здоровья малютки в любом возрасте. Своевременно реагируйте на жалобы чада, посещайте с ним врачей.

Не занимайтесь самолечением. Именно в детском возрасте можно непоправимо навредить здоровью. Если наследник посещает образовательные учреждения, узнавайте о результатах оценки от педагогов, чтобы своевременно скорректировать режим дня или посетить необходимого врача.

Источник: https://pups.su/psihologiya/otsenka-fizicheskogo-razvitiya.html

Оценка психического и физического развития детей первого года жизни

Давая объективную оценку физического развития детей первого года жизни и его психологического состояния, а также для того чтобы отследить динамику физиологического и психоэмоционального развития малыша по месяцам, неонатологи и педиатры оперируют несколькими объективными показателями. Среди них антропометрические данные новорожденного, психомоторные факторы, память, речевой потенциал и скорость мышления.

Показатели развития ребенка первого года жизни: прибавка в весе и росте

Для оценки физического развития детей первого года жизни применяется антропометрия — метод исследования, основанный на измерении и оценке признаков развития ребенка.

Физическое развитие ребенка оценивается путем систематического определения веса, роста, окружности головы, груди, вычисления соотношения этих показателей между собой и сравнения их с возрастными нормами.

Масса тела определяется с помощью медицинских весов утром натощак (лучше без одежды). Для измерения веса ребенка первого года жизни применяются специальные весы.

Рост измеряется с помощью ростомера. Для детей до одного года используют горизонтальный ростомер. При измерении роста ребенка первого года жизни малыша укладывают так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу измерителя. Ножки ребенка выпрямляют, нажимая ему на колени, пододвигая в это время передвижную подставку.

Измерение массы тела. Ребенок рождается со средней массой 2800-4000 г.

Нормальная масса тела ребенка первых 6 месяцев жизни определяется по формуле:

Масса при рождении плюс 800, умноженные на число месяцев жизни:

М = Мр + (800 х n).

Во втором полугодии для детей первого года жизни формула прибавки в весе несколько видоизменяется:

М = Мр + (800 х 6) + 400 (n — 6), где М — масса тела; Мр — масса при рождении; n — число месяцев жизни.

Измерение роста. Рост новорожденного равен в среднем 50 см. В первые три месяца жизни он увеличивается на 2 см. С третьего до шестого месяца первого года жизни ребенка рост увеличивается по 2,5 см ежемесячно. С шестого до девятого месяца — по 1,5 см в месяц. С девяти до двенадцати месяцев — по 1 см. Рост ребенка в один год в норме составляет 75 см.

Нормы развития детей первого года жизни: окружность грудной клетки и головы

Говоря о нормах развития детей первого года жизни, обязательно учитывается окружность грудной клетки и головы.

Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возраста проводится в положении лежа.

Для измерения окружности грудной клетки у детей до года сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, спереди — на околососковые окружности. Измерение проводится дважды: во время вдоха и во время выдоха, учитывается экскурсия грудной клетки.

Норма окружности грудной клетки у детей при рождении составляет 33—34 см, к 6 месяцем она достигает 45 см.

Размеры грудной клетки у детей до 6 месяцев:

ОГ = 45- (2 х n).

После полугода окружность груди равна:

ОГ = 45+ (2×0,5 n), где ОГ — окружность груди; n — число прожитых месяцев.

Измерение окружности головы. Для измерения окружности головы у детей до года сантиметровая лента накладывается на выдающуюся часть затылка, а спереди проходит по надбровным дугам. При рождении окружность головы у ребенка в норме составляет 34-36 см. В 6 месяцев она достигает 43 см, в 8 месяцев — 44 см.

Приведенные выше формулы дают средние показатели физического развития детей в первый год жизни, более точной является оценка по специальным таблицам. Основная задача в этом случае — определить по таблицам, в какой интервал попадают величины измерения. В зависимости от величины этих показателей делается заключение о гармоничности или дисгармоничности развития ребенка.

Характеристика психомоторного и эмоционального развития детей в течение первого года жизни

Динамика психомоторного развития детей первого года жизни дает представление о прогрессировании интеллектуального потенциала и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных качеств и обеспечивающих связь с внешней средой реакций ребенка.

Особенно бурно развивается малыш в первые два года жизни.

Первая неделя жизни.

В течение первой недели жизни ребенок постоянно находится в характерной позе (поза эмбриона): руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки; ноги согнуты и чуть отведены в бедрах.

Первый месяц жизни.

Читайте также:  Педагогика сотрудничества

Моторное развитие. На первом месяце жизни новорожденный еще сохраняет позу, характерную для внутриутробного периода, это связано с повышенным тонусом конечностей. Развитие моторики у детей первого года жизни в этот период носит рефлекторно-стереотипный характер, движения не взаимосвязаны между собой.

Психоэмоциональное развитие. Для этого возраста свойственно, что любое раздражение быстро приводит к торможению коры головного мозга и, следовательно, засыпанию. Сон в сутки занимает до 20-22 часов.

Реакция младенца на окружающий мир определяется безусловными рефлексами: пищевыми, защитными, ориентировочными. Воздействие окружающей среды новорожденный воспринимает через тактильные, звуковые, вкусовые анализаторы.

Психическое развитие на первом году жизни в этот период таково, что в ответ на сильное раздражение ребенок реагирует беспокойством, криком, плачем.

Второй месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок в состоянии самостоятельно держать голову, в положении лежа совершает много движений, пытается перевернуться на живот, лежа на животе, высоко поднимается на руках. Младенец тянется к предметам и удерживает их, если вложить их ему в руку.

К концу второго месяца кулачки разжимаются, в вертикальном положении (на руках у взрослых) малыш удерживается не менее 30 секунд (может, и не совсем уверенно, немножко покачиваясь, но удерживается).

Развитие ребенка первого года жизни в этот период позволяет ему в положении на животе поднимать голову на 10-15 см от стола и удерживать ее 30-60 секунд.

Постепенно снижается тонус мышц-сгибателей, и количество произвольных движений становится больше: ребенок может отводить ручки в стороны, поднимать их выше горизонтального уровня.

Психоэмоциональное развитие. Малыш чувствует себя комфортно на руках у матери, он дает о себе знать, когда чувствует дискомфорт, спокойно относится ко всем перемещениям, наблюдая за происходящим вокруг. Он с интересом рассматривает окружающие предметы, тянется к ним, рассматривает свои руки, сосет кулачки, ощупывает живот.

Психическое развитие детей первого года жизни на втором месяце прогрессирует: младенец делает попытки привлечь внимание взрослых, проявляет радость (улыбается), возмущение, заигрывает.

Первые 12 недель для малыша являются критическими: все новое! За это время ребенок обязан адаптироваться к внеутробным условиям жизни.

Если это происходит нормально, то к концу критического периода малыш начинает реагировать на блестящий предмет (фиксирует взгляд и следит за предметом одними глазами, без поворота головы), вздрагивает и мигает при резком звуке, лежа на животе, может поворачивать голову к свету.

У ребенка в этом возрасте выделяются 5 промежутков сна, причем два из них длинные, остальные — короткие. Длинный ночной сон, но с перерывами для кормления, продолжается до 10 часов.

Обратив пристальное внимание на развитие ребенка в первый год жизни уже в этот период можно определить, будет малыш «совой» или «жаворонком». Последние засыпают в 19-21 час, просыпаются в 6-8 часов, а совы укладываются в 23-1 час, просыпаются в 10-12 часов дня.

У младенца возможны проявления повышенной чувствительности к изменению погоды, смене фаз Луны в виде повышенной активности, сонливости, беспричинного плача.

Развитие речи. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, пытается гулить, различает речевые интонации, пытается «разговаривать», повторяя за родителями отдельные звуки.

Третий месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок делает попытки встать с захватом опоры, стоит с поддержкой подмышки (стоит при поддержке за подмышки на выпрямленных ногах не менее 30 секунд), при этом «топчется» ножками.

Сидит на руках, пытается перевернуться на спину из положения, лежа на животе, пытается самостоятельно переворачиваться на бок.

Ребенок с нормальными показателями развития на первом году жизни уже в этот период лежа на животе, опираясь на предплечья, может приподнять туловище на 10-15 см от стола в течение 30-60 секунд.

Малыш уже в состоянии захватывать руками мелкие предметы. Контакт его с окружающей средой продолжает совершенствоваться: из любого положения ребенок может фиксировать взглядом неподвижный предмет, поворачивает голову на голос мамы, пристально рассматривает ее лицо и игрушку, вложенную ему в руку, тянет игрушку в рот.

Психоэмоциональное развитие. Малыш способен 10-15 минут заниматься самостоятельно. Будучи на руках, знакомится с обстановкой и окружающим миром, следит глазами за перемещающимися предметами. Он изучает свое тело, ощупывает отдельные его части, кусает кулачки.

Источник: http://vkapuste.ru/?p=7422

Физическое развитие детей первого года жизни по месяцам

Физическое развитие новорожденного ребенка происходит поэтапно, по нарастающей. Уже ко второму месяцу жизни малыш начинает приподнимать голову, реагировать на то, что происходит вокруг. Ознакомиться с этапами развития грудничка по месяцам и тем, как происходит увеличение веса и роста младенца в зависимости от возраста, вы узнаете в данном материале.

Влияние питания на физическое развитие детей

Основными показателями правильного питания детей является их физическое развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья.

Ребенок, получающий достаточное питание, имеет довольный вид после кормления, спокойно играет, легко и быстро засыпает, хорошо спит.

Малыш ежемесячно хорошо прибавляет в весе и росте, показатели его нервно-психического развития соответствуют возрасту, зубы прорезываются своевременно. Организм ребенка достаточно хорошо сопротивляется различным заболеваниям.

Показатели содержания гемоглобина в крови соответствуют норме. Отсутствуют признаки рахита, аллергии.

Во время грудничкового периода младенец очень быстро растет и интенсивно прибавляет в весе. Чтобы родители могли правильно оценить физическое развитие детей первого года жизни, воспользуйтесь таблицей «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста», в которой показано, на сколько увеличиваются его рост и вес за 1 месяц и за весь прожитый период.

Таблицу роста и веса ребенка по месяцам вы можете скачать в формате картинки, она находится ниже.

Пользуясь этой таблицей, необходимо к показателям веса и роста ребенка при рождении прибавлять показатели за прожитый ребенком период.

Если в какой-то период показатели веса и роста ребенка отстают от нормы или, наоборот, превышают ее в пределах 10 %, это не должно вызывать беспокойства — в следующем месяце они могут нормализоваться.

При больших отклонениях от норм развитие ребенка в течение первого года жизни обратитесь к врачу.

Важно наблюдать и за тем, как ребенок развивается в первый год жизни психически.

Этапы развития движений ребенка первого года жизни по месяцам

Один месяц

Ребенок начинает активно двигаться и реагировать на окружающий мир. Развитие движений ребенка первого года жизни позволяет ему лежа на животе, он начинает приподнимать голову.

Два месяца

Удерживает голову более длительное время, отвечает улыбкой на разговор с ним, следит за движущимся ярким предметом. Прислушивается к различным звукам (голосу взрослых, звучанию погремушки и др.) и сам начинает произносить отдельные звуки,

Три месяца

Может долго лежать на животе, подняв голову и опираясь на ладони; при общении с ним оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает гулящие звуки. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – исчезновение напряжения мышц. Движения младенца становятся более свободными. Позднее малыш, лежа на спине, начинает поворачиваться сначала на бок, а потом и на живот.

Четыре месяца

Малыш уже громко смеется, гулит, поворачивает голову в сторону звука, узнаёт мать. Он уже играет с висящими над ним игрушками, рассматривает, ощупывает их.

Пять-шесть месяцев

Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко поднимает голову и грудь.

Развитие грудничка по месяцам до года таково, что он самостоятельно переворачивается со спины на живот, пытается ползать сначала на животе, а позднее — приподнимаясь на коленки; при помощи взрослого может стоять. В это время ребенок уже способен сидеть с опорой.

Но все-таки лучше не разрешайте ему долго сидеть — он может привыкнуть играть сидя и не будет стремиться ползать и вставать. А это задерживает развитие самостоятельных движений.

Семь-восемь месяцев

Начинает активно лепетать, часто умеет уже произносить отдельные слоги; активно интересуется окружающим, различает своих и чужих. Уверенно ползает на четвереньках, пытается вставать у барьера, позднее — передвигаться вдоль опоры. Он следит за действиями взрослых, знает названия некоторых предметов, по просьбе взрослого находит их глазами, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.

Девять месяцев

Стоит при поддержке за одну руку, начинает свободно передвигаться, держась за опору, при поддержке за обе руки может ходить. В этом возрасте он уже быстро ползает, самостоятельно садится.

У него совершенствуются движения рук, он хорошо захватывает мелкие предметы, манипулирует игрушками, перекладывает их из одной руки в другую.

Он знает свое имя, играет «в прятки», натягивая на лицо пеленку или косынку.

Десять-одиннадцать месяцев

Может стоять без опоры, начинает учиться ходить самостоятельно, может пить из чашки, придерживая ее руками, сам ест из ложки густую пищу. Он с удовольствием выполняет различные поручения (принести куклу, покатать мяч и пр.), понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Один год

К году жизни многие дети уже свободно ходят без опоры, хорошо знают 11-12 слов и уверенно их произносят, понимают настроение взрослых, пытаются активно с ними общаться.

Показатели физического развития детей-грудничков до года по месяцам

Таблица: «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста»:

Одним из показателей хорошего развития детей первого года жизни по месяцам является своевременное прорезывание молочных зубов. Обычно первые зубы (два нижних резца) появляются в 7 месяцев (реже — в 5-6 месяцев).

Затем прорезываются два верхних резца (обычно в 8 месяцев). К 9-12 месяцам у малыша появляются еще четыре резца — сначала верхние, затем нижние.

Таким образом, к году жизни малыш имеет восемь зубов и может откусывать твердую пищу, хотя пережевывать ее еще не способен.

Важно отметить, что у детей, отстающих в физическом развитии, а также у больных рахитом, зубы появляются позднее, хотя и у здоровых детей зубы иногда прорезываются с опозданием.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/fizicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/fizicheskoe-razvitie-detej-pervogo-goda-zhizni-po-mesyacam.html

Физическое развитие детей до 1 года

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра.

Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка.

Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука.

Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

Читайте также:  Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (купд)

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д.

Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет.

Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник: https://viline.tv/moda/article/fiziceskoe-razvitie-detej-do-1-goda

Развитие детей. Физическое развитие ребенка

Здравствуйте, дорогая мама. Я очень рада видеть Вас на страницах моего блога «Здоровая мама и малыш».

Мы продолжаем серию статей о развитии детей. И сегодня поговорим о физическом развитии ребенка. Давайте разберем, что влияет на физическое развитие ребенка, поговорим об оценке физического развития ребенка, узнаете как можно развивать малышей физически.

Под физическим развитием ребенка следует понимать непрерывный процесс роста детского организма, в результате которого происходит изменение его длины и массы тела, а также его органов и систем. Растущий организм заканчивает свое развитие примерно к 16-17 годам, когда ребенок превращается в юного подростка.

От чего зависит физическое развитие

Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие детей:

  • генетическая предрасположенность;
  • организация правильного и сбалансированного питания, отвечающего всем потребностям организма;
  • создание развивающей среды, а также организация полноценного ухода за растущим организмом;
  • наличие наследственных и хронических заболеваний, а также различных видов травм, они тормозят полноценное физическое развитие ребенка;
  • рациональное распределение физической нагрузки, правильная организация двигательной активности малыша.

На основе каких признаков и показателей проводится оценка физического развития ребенка?

Основными показателями, указывающими на полноценное и гармоническое развитие, принято считать:

  • показатели веса, роста, окружности грудной клетки и головы;
  • функциональные показатели жизненной емкости легких, мышечной силы кистей рук и другие;
  • в старшем и подростковом возрасте обращается внимание на развитие мускулатуры и мышечного тонуса ребенка, а также на правильное формирование осанки и опорно-двигательного аппарата.

Показатели физического развития, соответствующие всем требованиям и возрастным нормам, свидетельствуют о гармоничном и полноценном развитии ребенка.

Физическое развитие по возрасту

Физическое развитие детей раннего возраста происходит более интенсивно в период нахождения в утробе матери, когда из небольшого сияния клеток вырастает малыш 45-55 см, а также в первый год своей жизни.

По мере увеличения возраста ребенка происходит замедление прибавок по всем основным показателям.

Так, если за первые 12 месяцев своего развития малыш набрал около 6-7 килограмм и вырос на 20-30 см, то в последующем его физическое развитие будет проходить не так интенсивно.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется основным закономерностям роста и развития детского организма:

  • для каждого возрастного периода характерна определенная интенсивность роста и развития организма;
  • рост и развитие разных систем организма происходит не одновременно;
  • правильный процесс роста обеспечивает появление половых различий на определенном возрастном этапе;
  • интенсивность физического развития зависит от генетической предрасположенности организма;
  • наличие признаков акселерации в росте и развитии подростков.

Физкультура как помощь в развитии ребенка

Важное место в полноценном физическом развитии занимает физкультура для детей всех возрастных периодов. В первые месяцы жизни малыша особо необходимы занятия физической культурой, которые представляют собой комплекс рефлекторных, пассивных и активных упражнений.

В дальнейшем активной физической деятельностью малыш начинает заниматься в дошкольном учреждении, в школе, а также при посещении различных спортивных секций. В более юном возрасте дети проявляют интерес к элементарным физическим упражнениям и играм, а в старшем и подростковом периоде увлекаются шейпингом, акробатикой и различными видами спорта.

Хорошим обучающим пособием для молодых и неопытных родителей может стать «Физкультура для детей» — видео в форме небольших уроков по правильному выполнению полезных физических упражнений, необходимых для полноценного развития крохи. Все занятия разработаны и проводятся под руководством опытных профессиональных педагогов и инструкторов.

Есть несколько важных правил:

  • не заставляйте ребенка, а показывайте своим примером;
  • пусть ребенок занимается той активностью, которая ему нравится (танцы, плаванье);
  • необходимо ходить минимум 30 минут в день.

Здоровья Вам и Вашим деткам,

Ваша Анна Пацкова.

Развитие детей. Физическое развитие ребенка was last modified: Февраль 23rd, 2015 by Анна Пацкова

Источник: http://zdorovayamama.com/razvitie-detey-fizicheskoe-razvitie-rebenka/

Физическое развитие ребенка

У детей очень трудно провести границы между физическим, умственным и эмоциональным развитием. А все потому, что эти процессы в их организме тесно взаимосвязаны.

Двигательная активность стимулирует интенсивную работу головного мозга, опосредованно влияя на психику и интеллект малыша.

По каким же параметрам определяется физическое развитие? И как могут родители повлиять на здоровье ребенка?

Нормы физического развития от 0 до 4 лет

Каждый ребенок развивается по индивидуальному графику. Но существуют усредненные нормы физической активности, которые помогают врачам и родителям исключить наличие грубых функциональных нарушений:

  • Новорожденный. Малыш появляется на свет с ростом 46-56 см, весом от 2,6 до 4 кг и обхватом грудной клетки 32-34 см. Он еще не умеет держать голову и менять положение своего тела. Мышцы находятся в гипертонусе, все движения спонтанные.
  • 3 месяца. Младенец может поворачиваться на бок, удерживать голову. Его движения становятся более плавными.
  • 6 месяцев. Грудничок легко хватает и удерживает в руках предметы, переворачивается со спины на живот. Умеет сидеть без поддержки.
  • 9 месяцев. Ребенок активно ползает, делает первые шаги, самостоятельно садится. Хлопает в ладоши. Умеет бросать предметы.
  • Год. Малыш уверенно ходит, собирает с пола предметы. Учится кидать и ловить мячик. Его примерный вес составляет к этому времени 10-10,5 кг, рост — 70-75 см, окружность груди — 45-48 см.
  • 2 года. Ребенок может бегать, бросать и ловить мяч. Однако центр тяжести у него пока приходится на нижнюю часть тела, поэтому малыш плохо удерживает равновесие, часто падает. Весит от 11 до 14 кг. В росте за год прибавляет до 15 см.
  • 3-4 года. Это пик физической активности ребенка. Он уже свободно ходит, не шаркая и не расставляя широко ноги. Бегает, легко разворачиваясь на ходу. Прыгает, отталкиваясь от поверхности двумя ногами. Может самостоятельно кататься на 3-4 колесном велосипеде, вставать на коньки или лыжи. К этому времени уже достаточно развивается и мелкая моторика: малыш умеет застегивать пуговицы, управляться с карандашами, пользоваться столовыми приборами.

К 6-7 годам двигательная активность немного снижается. У девочек этот процесс происходит чуть быстрее, именно поэтому в школе им бывает проще усидеть за партой.

Как повлиять на физическое развитие ребенка?

Стимулировать физическое развитие малыша можно, если с ранних лет приучать его к здоровому образу жизни. Что входит в это понятие?

1. Рациональное питание

Для нормального развития мышечно-суставного аппарата ребенку необходимо достаточное количество белков, углеводов и витаминов. Если чадо начинает посещать спортивные секции, ему требуется обеспечить особый рацион с повышенном содержанием калорий и жидкости.

Новорожденные дети могут отставать он норм физического развития из-за плохого питания матери в период беременности. Такая ситуация часто наблюдается, если женщина сидит на низкокалорийной диете и недополучает необходимые для плода нутриенты.

Незаменимыми витаминами, влияющими на развитие зародыша, являются кислоты омега-3. Восполнить их дефицит будущая мама может, усиленно налегая на морепродукты или потребляя специальные пищевые добавки, например, АлвоГений.

Этот препарат содержит докозагексаеновую кислоту, которая служит основным компонентом омега-3. Докозагексаеновая кислота при беременности стимулирует формирование нервных тканей малыша и повышает тонус его мускулатуры.

После появления на свет потребность в ценных элементах у ребенка меньше не становится. Находясь на грудном вскармливании, все необходимые вещества он получает от мамы.

Поэтому кормящей матери следует повнимательнее отнестись к своему рациону, сделав его максимально сбалансированным и разнообразным.

После перехода на обычные продукты имеет смысл периодически добавлять в рацион малыша витаминные комплексы.

Какие витамины пить детям? Любые, которые подходят по возрасту. Особое внимание нужно обратить на присутствии в препаратах:

  • йода,
  • железа,
  • омега-3 кислот.

По данным врачей, именно этих соединений часто не хватает современным детям. Дополнительную витаминизацию достаточно проводить 1-2 раза в год.

2. Воспитание физической культуры

Приучать ребенка к двигательной активности нужно с младых ногтей. В раннем возрасте (до года) это могут быть простые упражнения на развитие мелкой моторики (игры со стаканчиками, кубиками), а также занятия с мячом.

После года можно приступать к ежедневному выполнению гимнастики. В этот период малыши уже вполне способны повторять простые упражнения за взрослыми. До 3-4 лет все уроки должны проводиться в игровой форме — только так ребенка удастся увлечь и привить ему любовь к спорту.

Источник: http://www.alvogenius.ru/razvitie-mozga-u-rebenka/fizicheskoe-razvitie-rebenka

Ссылка на основную публикацию