Инсерт на уроках в школе: что представляет собой приём и как его использовать

Инсерт или прием «пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста.

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERTInteractive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Создание системы маркировки текста

Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  • «галочкой» помечается то, что им уже известно;
  • знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
  • знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  • «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Расставить пометки

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

3 этап:Заполнение таблицы

Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

V + ?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Для заполнения таблицы необходимо вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Можно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты. Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется. После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе.

Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного.

Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли.

И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

  • предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;
  • объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;
  •  четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом;
  •  найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Авторы учебников ставят перед  учащимися  самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих  детей  ни в учебниках, ни на уроках нет.

А результат всего этого хорошо известен: школьники не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации:

  •  спросить у родителей, что они думают по этому поводу,
  •  поискать ответ в дополнительной литературе,
  • получить ответ от учителя на следующем уроке.

Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

  Что же формирует и развивает такая работа?

  • формируется умение ранжировать информацию по степени новизны;
  • развивается умение анализировать и классифицировать информацию,  пересказывать информацию;
  • учатся обсуждать и текст и доказывать свою точку зрения.

Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации.

Ресурсы:

  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke
  • http://kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm

Источник: http://nitforyou.com/insert/

Мастер — класс. Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Мастер-класс

Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтении и письмо»

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежат: текст об имени числительном, карточки с приветствиями на разных языках, таблицы «инсерт», карточки с заданием «верные — неверные  утверждения», карточки с историями числительных, смайлики (грустные и веселые)

Учение без мысли – напрасный труд.

Конфуций

Мышление – это новое сотворение мира.

Альбер Камю

Если вы мыслите ясно, вы и писать будите ясно,

если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение

Джек Лондон

Подготовительно – организационный момент

Рада всех приветствовать! Меня зовут Баймуратова Гульнара Исмагиловна.

Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно работать , я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко. Позитивно. Не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечаем на этом же языке.

Я начну на нашем родном языке, .на татарском

-Исәнмесез! Здравствуйте!- Нихао ! (Китай)- Гомар Джоба ! (Грузия)- Хэллоу! (Англия)- Бонжур! (Франция)- Здравей! (Болгария)- Здоровэньки булы! (Украина)- Норуон норгуй! (Якутия)- Джечь буречь (Удмуртия)

— Добры дзень! (Белоруссия)

Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Тогда приступим к серьезной части моего выступления.

Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль. Мышление – это ключевое слово в основе технологии, некоторыми приемами которой я хочу с вами поделиться.

Этап – вызов.

На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Почему? Давайте вдумаемся, что происходит с учеником на этой стадии.

Во-первых, он начинает работать. Но работать не заставишь, сказав, как водится: «Открыли тетради, записали число и тему урока». Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать лично.

Как в нашем случае это происходило?

Вопрос к классу: вы записали число. Назовите части речи, которые есть в русском языке? тему нашего урока мыопределим, решив орфографическую задачу – свореч/шник. Какая часть речи в русском языке начинается на букву «Ч»?

— В каких ситуациях обычно мы употребляем имя числительное?

— В каких народных мудростях часто употребляется имя числительное?

-В каких народных мудростях часто употребляются имена числительные? Озвучьте некоторые пословицы содержащие имя числительное.

— У каждого из вас на столе есть таблица «Бортовой журнал» с вопросами «Что мне известно по данной теме?». «Что я хочу узнать по теме?». Заполните первый столбик.

-Что у вас получилось?

— Сейчас поработаем над заданием «Верные – неверные утверждения».

— Если вы согласны с утверждением, поставьте слово «Да», если не согласны «Нет»

Верные- неверные утверждения»

— Имя числительное – это служебная часть речи.

— Имя числительное обозначает только число предметов.

— Имя числительное отвечает на вопросы какой? Сколько?

— Подлежащее может быть выражено только именем существительным и местоимением.

— Имена числительные изменяются только по падежам.

— Имя числительное имеет один корень.

— Числительные делятся на 3 разряда.

— Имя числительное ва предложении является либо подлежащим. Либо сказуемым, либо определением.

— Что мы должны знать рассказывая о частях речи? Что обозначает имя числительно? На какие вопросы отвечает? Как изменяется ? какими членами паредложения бывают имена числительные. Теперь вы сами можете сформулировать цель нашего урока. Задачи над которыми мы будем работать.

— заполняем вторую колонку нашей таблицы «Бортовой журнал».

Этап – осмысление.

— У каждой группы есть «лист новых знаний». Необходимо взять простой карандаш и сделать пометки следующим образом. Затем заполнить таблицу.

«Инсерт»

В дословном переводе инсерт с английского языка означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов .

1 этап: предполагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

— знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст , учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные обзацы и предложения.

3 этап: Учащимися предполагается систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

Варианты:

1.Два значка — «+» (новое) и «v» (уже знал); 2. Три значка – «+» (новое) и «v» (уже знал), «?» — (не понял); 3. Четыре значка – «+» новое) и «v» (уже знал), «?» — (не понял) и «-» — думал иначе.

V «галочка» (то. Что уже известно) Знак «минус» ( то. Что противоречит представлению) + знак «плюс» ( то, что является интересным и неожиданным) ? « вопросительный знак» ( если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

4 этап: последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

— А кто знает . откуда появились названия чисел. В действительности, каждое число имеет свою историю. Каждая группа изучает историю своего число и передает ее нам.

Группа 1.

Слово «сорок» в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

Группа 2.

Слово миллион имеет собственного «создателя».

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

Группа 3.

Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей. То их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый.

К этим именам добавлялись еще и клички, например: ЖданПервуш ( то есть желанный первенец), НежданСемый (то есть нежданный седьмой ребенок), КрикунПяток, ЕгозаШесток, ПузанЧетвертак, ВеселкаТретьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями.

Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк.

Этап – рефлексия.

«Письмо по кругу»ю

— перед вами чистый лист бумаги. Давайте каждый напишет по одному предложению, что нового узнал об имени числительном. Затем передаст своему соседу и так , пока письмо не вернется к первому участнику.

— Что у нас получилось?

— Давайте каждый напишет свой синквейн о нашем уроке.

«Синквейн»

Это прием технологии РКМ на стадии рефлексии. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать все это в кратких заключениях.

Читайте также:  Как пережить разлуку с ребенком

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк.

Данное стихотворение пишется по следующим правилам:

— на первой строке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

— на второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

— третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

— на четвертой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить свое отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица, или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

— пятая строка включает слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

— Что у вас получилось?

— А сейчас прошу оценить наш мастер – класс смайликами, которые имеются у вас на партах. Спасибо за работу!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/mastier-klass-ispol-zovaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-priiemov-tiekhnologhii-kompietientnostnogho-podkhoda-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo

Использование технологии Инсерт на уроках русского языка Познание слова. — презентация

1<\p>

2 Использование технологии Инсерт на уроках русского языка Познание слова<\p>

3 Технология Инсерт Метод Инсерт – чтение с пометками. 1 шаг. Учащимся раздаётся текст. 2 шаг. Чтение текста учителем. 3 шаг. Чтение текста учащимся. Выставление на полях знаков по ходу чтения текста карандашом.<\p>

4 Знаки ! – мне это место в тексте понравилось. ! – мне это место в тексте понравилось. ? – место текста, над которым хотел бы поразмыслить. ? – место текста, над которым хотел бы поразмыслить. — этого я не знал. — этого я не знал. + новые знания. + новые знания. /- это меня взволновало. /- это меня взволновало.<\p>

5 Заполнение таблицы со знаками Заполнение таблицы со знаками !? __ __+/ Почему?Почему?Что? О чём? Почему?Почему? 4 шаг. Таблица<\p>

6 5 шаг. Дискуссия по записанным предложениям. Дебаты. Учащиеся аргументировано отвечают на вопрос «Почему?» Работу можно проделать индивидуально с выходом на рефлексию, парную работу на взаимопроверку, взаимодискуссию, групповую с выходом на дискуссию.<\p>

7 Тема: Моя малая родина Цели: пробудить у учащихся чувство гордости своей малой родиной, желание беречь её, приумножить её богатства и красоту; учить бережному отношению к хлебу как к главной части малой родины;ответить на вопросы: Цели: пробудить у учащихся чувство гордости своей малой родиной, желание беречь её, приумножить её богатства и красоту; учить бережному отношению к хлебу как к главной части малой родины;ответить на вопросы:<\p>

8 Что такое малая родина? Чем запомнилась герою рассказа Е. Евтушенко его малая родина? В каких строках выражена основная мысль текста? Как относятся к хлебу в вашей семье? Кто бережнее относится к хлебу? Почему? Подобрать пословицы о хлебе. Познакомить с лексикой к тексту «Моя малая родина» (актриса, перрон, оператор, узелок, стрекот, бугристые пальцы, жалость) Через ключевые мысли текста, через пословицы подвести уч-ся к написанию творческой работы.<\p>

9 Оборудование: 1. Доска, схемы. 2. Текст «Моя малая родина» Е. Евтушенко. Структура урока I фаза. Вызов интереса. II фаза. Осмысление текста. III фаза. Размышление над текстом через погружение в смысл текста.<\p>

10 Ход урока 1. Вызов интереса. Учитель обращается к учащимся с вопросом: — Что вы считаете своей малой родиной? Учащиеся составляют кластер 1: каждый ученик записывает в центре вопрос, поставленный учителем, вокруг него записывает ассоциации, возникшие у него в связи с этим вопросом(1 ученик работает у доски).<\p>

11 Кластер 1 лесная полянка первая учительница река п поле М Малая май любимые цветы берёза родная школа мама папа б бабушка родина тропинка в школу к ключи детство<\p>

12 После обсуждения кластера 1учитель обращается к учащимся с вопросом: — Чем малая родина запомнится вам? Кластер 2 Ярким солнцем на Суре Тропинкой во ржи Играми во дворе Румяными яблоками Улыбкой и заботой матери Добротой и любовью бабушки Богатым урожаем в огороде Добротой учителей<\p>

13 2. Осмысление текста. Учитель просит учащихся обратить внимание на то, чем запомнилась автору текста «Моя малая родина» Е. Евтушенко его детство. Учитель читает текст, учащиеся прочитывают его, составляя кластер 3.<\p>

14 Кластер 3 Мучительной синевой глаз сибирячки Отношением к хлебу старой женщины Чем запомнилась Е. Евту Умением старой женщины не обижать жалостью Дешёвеньким алюминиевым ко лечком Рукой с тёмными морщинами на ладони малая родина шенко? Бережными бугристыми пальцами<\p>

15 Повторное чтение текста по методу Инсерт 1. Актриса очень старалась, но в пальцах была ложь. Над этим местом текста я хотел бы поразмыс- лить. Это предложе- ние имеет перенос- ный смысл. На самом деле пальцы не могут иметь ложь. Актриса не смогла сыграть роль бедной крестьянки, которая очень голодна, т. к. она не знает, что такое голод.<\p>

16 2. Поднесла правую ладонь лодочкой ко рту так, чтобы не выпало ни одной крошки,- слизнула их, неотрывно глядя на жадно жующего мальчика. лодочкой ко рту так, чтобы не выпало ни одной крошки,- слизнула их, неотрывно глядя на жадно жующего мальчика. Это место текста меня взволновало. Я представляю старую, плохо одетую женщину, жадно смотрящую на хлеб. Она поднесла ладонь ко рту лодочкой, чтобы не уронить ни крошки хлеба. Это говорит о том, что она знает цену хлеба. Мы можем сказать, в какое страшное время она жила.<\p>

17 3. Размышление над текстом Учитель ставит вопросы перед учащимися: 1. В каких строках выражена основная мысль текста? 2. Как относятся к хлебу в вашей семье? Кто относится бережнее? Почему? 3. Какие пословицы о родине, хлебе можете привести?<\p>

18 Примеры синквэйнов, подобранных детьми: 1 Родина 2 большая, малая, 3 улыбается, помогает, растёт. 4.Родина у всех одна. 5.Мама. (Сибирякова О.) 1.Родина 2 добрая, сердечная, 3 молодеет, бережёт, богатеет. 4 Родина – моя вторая мать. 5 Счастье. (Савельева А.)<\p>

19 Домашнее задание: Сочинение «Я берегу мою малую родину» или «Отношение к хлебу Сочинение «Я берегу мою малую родину» или «Отношение к хлебу в нашей семье как к главному богатству Родины»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/564826/

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Закирова Галия Тагировна учитель начальных классов второй категории, стаж 15 лет, Мамлютская школа-гимназия № 1. Мамлютский район, город Мамлютка, СКО

Мышление развивается в проблемной ситуации, Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский )

Цель: Ознакомление учителей начальных классов Мамлютского района с приёмами критического мышления (из опыта работ)

Задачи:

  • расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
  • показать приемы критического мышления в своей практической работе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ожидаемые результаты:

  • коллеги будут знать приемы критического мышления;
  • уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас с началом нового учебного года. Пусть новый учебный год порадует нас всех большими успехами и достижениями и принесёт удовлетворение от оценки нашей творческой работы.

Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране.

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды)

Я предлагаю вам провести приветствие с коллегой сидящей рядом с вами Приветствие «Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

— Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам.

Здравствуйте, те кто готов творчески работать! Здравствуйте, те кто окончил трёхуровневые курсы Здравствуйте те, кто умеет мечтать… Здравствуйте те, кто мечтает полетать! Здравствуйте те, кто в отпуску хорошо отдохнул! Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит сладкое!

— Предлагаю взять со стола один понравившийся десерт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.

— В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают.

Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах» Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий»

2. Теоретическая часть. Что такое критическое мышление и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах

Но для начало я хотела с вами провести приём который называется «Микрофон»

— Что такое мышление?

— Что такое критическое мышление в вашем понимании?

— Кто испытывает затруднения в модуле критического мышления?

— Используете ли вы на уроках приёмы критического мышления?

— А можно узнать какие приёмы вы используете на своих уроках?

Применять её можно на всех учебных предметах. КР — это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить.

Модуль «Критическое мышление» является одним из модулей Программы, «основное содержание которой представлено в контексте семи модулей, находящихся во взаимосвязи» и как красной чертой через весь образовательный процесс обучения проходит «критическое мышление» основанное на диалоговом обучении в группе, паре, индивидуально. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группе — группы формируются в классе.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий.

Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.

На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

Приведу, несколько приёмов стадии

Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению». На этой стадии использую такие приемы:

«Верите ли Вы, что…?», «Проблемный вопрос» «Загадка» «Корзина идей», «Знаю-хочу», «Мозговой штурм» «Авторский стул» «Корзина» идей, понятий, имён» «Кластер» «Ассоциации» «Дерево предсказаний» «Перепутанные логические цепочки» «Верные и неверные утверждения»

«Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения тем)

Второй этап — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная. На этом этапе я использую такие приёмы как:

«Инсерт», «Чтение с пометами» «Кластер», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы»…

«Знаю — Хочу знать — Узнал»

Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы:

«Метод 6 шляп», «Авторский стул» Кластер Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал) «Синквейн» «Пятиминутное эссе» «Толстые» и «тонкие» вопросы «Перепутанные логические цепочки»

«Ромашка вопросов или ромашка Блума»

3. Практическая часть мастер-класса

Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами КМ, используемые на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами КМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Урок литературного чтения. Тема Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Психологический настрой «Кувшин счастья»

Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок

Деление на группы — Сладкий десерт

Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст, по которому участники группы будут работать

Стадия «Вызов»

Приём «Корзина понятий», идей портрет Л. Н. Толстого (На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом)

— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

Приём «Мозговой штурм» по картинке

— Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

— Определите тему рассказа

— Что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.

— Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать?

— Кто написал это произведение?

— Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»?

— О чем может быть рассказ с таким названием?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)

Приём «Верите ли, что..»

— Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+«, если нет, то »-«.(Работа в группах по карточкам можно индивидуально)

• Верите ли, что действие происходит в зоопарке. • Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её. • Верите ли, что лев полюбил собаку. • Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год. • Верите ли, что собака умерла.

• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

Метод «Чтение с пометками»

(Обращение к портрету)

— Мы прочитаем автобиографию Л. Н. Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.

V — уже знал + — узнал новое

? — хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).
б) Проверка (озвучивание помет).

— Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого, который называется «Лев и собачка»

— Какие еще произведения Л. Н. Толстого читали?

Стратегия «Кластер» можно применить

Работа над новым материалом.

Стадия «Осмысление»

Стратегия «Чтение с остановками» работа в группе

— Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»

— Что произойдет дальше?

— Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

— Как он к ней относился?

Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).

— Какие у вас возникли чувства?

— Что произойдет дальше?

Прием «Тонкие и толстые вопросы» каждой группе даю задание

Тонкие вопросы: однозначный ответ Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. 
Кто….Что…Когда ..Может…Будет..Мог ли..Как звали…Согласны ли выВерно… Дайте объяснение почему…Почему вы думаете……Почему вы  так считаете…..В чем разница…Предположите, что будет…Что, если..

Стадия «Рефлексия»

Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (каждой группе даю листочки с заданием ) можно работа в паре

Можно ещё синквейн (со словами лев, собачка, дружба, друзья) составить, «Шесть шляп» разделив участников на шесть групп

Д/з Приём «Написание эссе» о прочитанном произведении

Итог работы. Работая по КМ я отмечаю следующие преимущества:

• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; • увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас; • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; • обостряется любознательность, наблюдательность; • развивает активное слушание;

• повышает самооценку.

— Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ, т. к. она применима на всех ступенях обучения. Большое спасибо.

Наше занятие закончено! Давайте будем в течение всего этого года радоваться каждому дню: просыпаться утром и думать, какие встречи нас ждут, какие возможности Всевышний нам даровал — каждый день не похож на предыдущий! Каждый день мы можем проявлять свои таланты, способности, свое творчество! Каждый день нас ждут десятки светлых детских глаз.

Рефлексия «Шарики успеха»

— Было интересно…

— Сегодня на мастер классе я узнал, что…

— Больше всего мне понравилось…

— Новым для меня стало…

— Возьму с собой

— Особенно мне понравилось

— Что нового я узнал?

— Где мне было легко?

— Что давалось с трудом?

— Реально ли применить это на своих уроках?

— Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

— Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь

Что не понравилось или не понятно?

— Благодарю вас за плодотворное сотрудничество. Все вы очень творческие личности. На этом наш мастер-класс закончен. Я предлагаю Вам на память буклеты, в которых содержится краткая информация о приемах КМ. Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

Вопросы:

1. Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем) 2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом) 3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ? (да, нет, уже применяю)

4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)

Коллеги, спасибо Вам за внимание. Мне было приятно с Вами работать.

Источник: http://www.azbyka.kz/master-klass-ispolzovanie-priemov-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-v-nachalnyh-klassah

Метод Инсерт в рамках уроков математики по развитию критического мышления

Сегодня одна из важнейших задач в образовании состоит уже не в том, чтобы обеспечить обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие обучающегося происходит в процессе его собственной деятельности.

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у обучающих не только критическое мышление, но и логическое, алгоритмическую культуру, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, ставить перед собой обдуманные цели и обосновывать их.

На этапе изучения нового материала можно использовать методический приём под названием инсерт.

Инсерт – это один из способов работы с текстом, который способствует развитию критического мышления и является средством отслеживания и понимания материала.

Учащимся при работе с текстом можно предложить использовать определенную маркировку: знаком «+» помечается то, что уже известно; знаком «Δ» помечается то новое, что учащийся узнал из текста; знаком «?» – то, что вызвало затруднения.

После самостоятельной работы с текстом учащимся можно предложить обсудить результат своей деятельности в паре или группе (или то и другое).

Далее идет коллективное обсуждение информации с учителем, который комментирует каждый этап работы и фиксирует его в таблице на доске, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием Инсерт сделает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

Уроки, проведенные с помощью этого приема, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает не только детям знания, но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики

их преподавания ДРИДПО

Отдел математики ДРИДПО 

Источник: http://nachshkola405.blogspot.com/2017/06/blog-post_24.html

Инсёрт — прием технологии критического мышления

Алгоритм работы с приемом «Корзина идей»

По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер».

В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа.

Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как «Корзина идей» всего лишь определяет «поле интересов». Если хотите, это «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с «Корзиной идей»:

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

  • Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться «выжимка» из верных.
  • На этапе рефлексии можно снова обратиться к «Корзине идей», чтобы подвести итог урока.

Нюансы использования приема «Корзина идей»

  • Прием ТРКМЧП «Корзина идей» можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.
  • Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.
  • На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.
  • Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

«Плюсы» приема «Корзина идей»

Прием «Корзина идей» предлагается для проведения на этапе вызова.

То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — «вызываются» из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала. (Смотрите также другие приемы, используемые на этапе вызова: «Мозговой штурм», «Синквейн», «Да-нет», «Верю-не верю», «Кластер», «Отсроченная догадка»).

Здесь очень важно помочь ученикам самостоятельно определить цели урока. Ведь обычно учитель намечает цели и строит свой урок так, чтобы максимально приблизиться к достижению этих целей. При этом по умолчанию подразумевается, что учащиеся тоже знают эти цели или, в крайнем случае, учитель просто зачитывает их, ставя учащихся, так сказать, перед фактом.

Но психологи и ученые-дидакты отмечают, что процесс обучения гораздо эффективнее, если ученик сам определяет цель обучения и цель конкретного урока. Здесь, наряду с познавательной функцией работает и мотивация: это я хочу узнать, это мне интересно.

Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема «Корзина идей» — привлечение к работе всех учащихся.

На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу.

«Корзина идей» включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.

Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся.

То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым.

Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН.

Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

Примеры использования приема «Корзина идей» на уроках

Предмет: Литература

Тема урока: роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

На первом этапе учащиеся кратко фиксируют в тетрадях, все, что им известно по теме.

На доске рисуется корзина (либо прикрепляется картинка). После обсуждения в группах в корзину попадают примерно следующее: русский писатель XIX в., преступление — это…, наказание — это…, Раскольников — главный герой, «Тварь я дрожащая или право имею?» и т.д.

Далее, в процессе урока каждое утверждение анализируется и осмысливается.

Предмет: история

Тема: Древний Египет

В «Корзину идей» могут попасть: «Египет — государство в Африке», «Египтяне использовали иероглифы», «Царь в Египте назывался фараон», «Египтяне строили пирамиды» и т.д.

Предмет: Окружающий мир

Тема: Почва

Один из важнейших понятий, которые должны быть усвоены в ходе этого урока — «Что такое почва?».

В корзину могут попасть такие предположения учащихся: это земля, это не вода и не воздух, это вещество, это место обитания животных и растений и т.д.

Этот пример показывает, как использовать прием ТРКМЧП «Корзина идей» в начальной школе для обсуждения одного из вопросов по новой теме, а не всей темы.

Прием «Корзина идей» позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. 

Источник: http://mbou11.ucoz.net/publ/metodicheskie_razrabotki/insjort_priem_tekhnologii_kriticheskogo_myshlenija/2-1-0-7

Использование стратегий критического мышления на уроках в начальной школе

                                                                  Лавникова Светлана Викторовна,

                                                                                        учитель начальных классов сш №1

города Ушарал Алакольского района

                                                                  Алматинской области, Казахстан

                                                                              Сертифицирована по

                                                                                 Программе Кембриджского Университета

                                                                      Первый(продвинутый ) уровень

   Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды.

Одной из такой технологией является технология развития критического мышления.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.

Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Стратегическая цель программы развития нашей школы сформулирована следующим образом: создать образовательную среду, которая предоставляет каждому учащемуся доступное, отвечающее его запросам,  качественное образование посредством эффективных, личностно-ориентированных педагогических технологий, в которой у учащихся развиваются ключевые компетенции, необходимые для успешной деятельности в открытом обществе 21 века.

Современная жизнь устанавливает перед  школьниками свои приоритеты:

  •          не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенными знаниями
  •          не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

      Я хочу   поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках  в начальной школе, которыми  пользуюсь   и которые, на  мой  взгляд, дают хорошие результаты.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап — «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

1. На этапе вызоваидет формирование личностного интереса к получению новой информации.

Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы.

Задача учителя на этом этапе — обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

Приёмы, используемые на этом этапе на уроках чтения:

 Таблица «Знаю — хочу знать — узнал»

Перед учащимися ставятся вопросы:

Что вы знаете об этом

Что узнали нового?

Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу ,например, развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви —предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    Главными задачами второго этапа осмысленияявляется активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе — установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.

«Чтение с пометами»

Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + — это новое для меня; ! — этим я удивлен; * — это было интересно. Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами

«Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

«Кластер» Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Например, центр — название темы,

 Корзина идей (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

Урок  «Познание  мира»  в 4 классе по теме «Солнце». 

— Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце? 
 Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:      
Солнце – это… … — космическое вещество … — огонь, греющий Землю … — горящий шар и др.

предположенияПодведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения. 
Постановка целей урока.  — Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос.

Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце?

— Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о Солнце. 

Еще один прием — «Бортовой журнал». Чтобы сделать урок интересным не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности учащихся, я делю урок на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания — рефлексия.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
   — Что я знаю по данной теме?

    -Что я узнал нового из текста по данной теме?

     — Где эта информация мне может пригодиться в жизни?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.                  

Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления.

 Для заполнения таблицы учащимся приходится вновь возвращаться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

 
   — Делайте пометки:

 «V «- информация  мне знакома

 «?» – информация для меня незнакома,  возникло желание узнать больше  

 «+ » – информация интересная

  «- » -информация интересная и неожиданная

  Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы («Инсерт»), количество граф которой соответствует числу значков маркировки. 
Например, такую таблицу «Инсерт» составили  учащиеся на уроке  «Познания мира»

в 4 классе. Тема: «Солнце».

V

+

?

Солнце находится на небе, значит оно небесное тело

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли

Солнце – это раскалённая звезда 

Как возникла Солнечная система?

Солнце даёт нам свет и тепло

Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли

Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

Солнце имеет форму шара

Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров

Есть ли другие системы в космосе кроме Солнечной?

Солнце похоже на клубок, значит оно круглое

Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца 15-20 миллионов градусов

На этапе рефлексии учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа

«Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

 «Создание викторины»

Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

 «Синквейн»

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1.       В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2.       Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3.       Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами  
  4.       Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть.

Примеры синквейнов, которые составили учащиеся.
   Почва
  Живая, плодородная,  Разрушается, впитывает, выращивает  Солнце, ветер и вода разрушают горы  Земля. 

Почва 
Живая, неживая,  Разрушают, беречь, выращивать  1см образуется за 300 лет!  Земля-матушка

Метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. 
Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей. 
Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями.
Черная. Проблема.

При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая. 
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая.
Зеленая. Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты.
Синяя .Философия.

Обобщают высказывания каждой группы.
 Диаманта– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

  строчка 1: тема (существительное)  строчка 2: определение (2 прилагательных)  строчка 3: действие (3 глагола)  строчка 4: ассоциации (4 существительных)  строчка 5: действие (3  глагола)  строчка 6: определение (2 прилагательных) 

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) Чтение учащимися ДИАМАНТ

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение. Старуха злая, жадная сидит, прогнала, бранится пряжа, сеть, рыба, желание закинул, отпустил, отвечает

добрый, послушный 

Доброта

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии.

Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

             Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии  критического мышления даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся.

Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, но и это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/7226-ispolzovanie-strategiy-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html

Ссылка на основную публикацию