Как пользоваться методикой «перепутанные линии» для исследования концентрации и устойчивости внимания детей

Как пользоваться методикой «Перепутанные линии» для исследования концентрации и устойчивости внимания детей

Методика «Перепутанные (переплетённые) линии» является традиционным и надёжным средством изучения концентрации и устойчивости внимания детей и подростков, которая много лет входит в инструментарий практикующего психолога. Её преимущества — быстрота проведения диагностики, минимум необходимого оборудования, лёгкость обработки результатов.

Сущность методики, её автор и модификации

Концентрация (сосредоточение) внимания — это способность удерживать его на одном объекте, отвлёкшись от всего остального. Устойчивость — временной параметр, способность к длительной концентрации на объекте.

Впервые изучать концентрацию и устойчивость внимания с помощью переплетённых линий предложил Андре Рей в 1958 году.

Тест, которому исследователь подвергал испытуемых, представлял собой лист бумаги с изображением 16 ломаных линий, сложным образом переплетавшихся между собой.

Экспериментатор фиксировал время, затраченное тестируемым на то, чтобы проследить глазами линии от начала до конца, и количество допущенных им при этом ошибок.

За более чем полувековую историю своего существования методика отлично себя зарекомендовала, появилось множество её модификаций, получивших широкое распространение в разных странах мира. Хорошо она известна и отечественным психологам.

В профессиональной среде пользуется заслуженной популярностью модификация «Перепутанные линии», предложенная в 1980 году доктором психологических наук Константином Константиновичем Платоновым.

Её отличием от оригинала является не только изменение стимульного материала (увеличение количества линий до 25 и замена ломаных на кривые), но и возможность определить, как утомляемость влияет на процесс тестирования.

Методика К.К. Платонова предназначена для исследования внимания школьников среднего и старшего возраста, малыши с ней не справятся.

Для диагностики внимания дошкольников и младших школьников целесообразно использовать вариант, предложенный Маргаритой Николаевной Ильиной.

Он отличается упрощением стимульного материала (в её модификации всего 10 линий), сокращением времени проведения исследования (до 5 минут) и соответствием нормативов возрасту испытуемых.

Первоначально стимульный материал представлял собой 16 сложно переплетённых ломаных линий

Тестирование учащихся среднего и старшего школьного возраста

Рекомендации по организации исследования

Необходимые условия для проведения теста — хорошее освещение и тишина. Уделите внимание тому, чтобы ничто не отвлекало ребёнка до завершения исследования. Не забудьте перевести телефон в беззвучный режим.

Вам понадобится следующее оборудование: секундомер, стимульный материал (специальный бланк с изображением перепутанных линий), лист бумаги, карандаш.

Инструкция для испытуемого к первому бланку: «На листе изображён ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них берёт своё начало слева, а заканчивается справа.

Задача ‑ проследить каждую линию и в ту клетку, где она заканчивается, записать её номер. Начинать надо с первой, затем перейти ко второй и так далее до конца.

Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцем или карандашом запрещается. Работать нужно быстро и стараться не допускать ошибок».

Руководство по работе со вторым бланком: «На бланке представлено 25 переплетённых линий. Нужно зрительного проследить ход каждой и определить, где она заканчивается. Начинать полагается с левого номера и следить до правого. Если вы сбились, попробуйте ещё раз.

Если и во второй раз не получилось проследить ход линии, то переходите к следующей. Записывать нужно сначала номер линии, с которой вы начали работать, а затем цифру, означающую место, куда вы привели её взглядом (например: 1–18; 2–12 и так далее)».

Тестирование можно проводить в групповой форме, но необходимо учитывать недостатки такого исследования

Если необходимо протестировать группу детей, инструкцию нужно дополнять словами: «Когда закончите работу над заданием, поднимите руку. Я назову время, которое вы затратили на тест, а вы запишите его внизу бланка».

Проведение исследования одновременно с несколькими подростками, безусловно, позволит вам сэкономить время. Но будьте готовы к тому, что они будут хихикать, комментировать работу друг друга, ронять карандаши и так далее.

Конечно, всё это непременно отразится на результатах.

Индивидуальное исследование более информативно. Оно даёт возможность понаблюдать за испытуемым, определить, что для него важнее (быстрее закончить или выполнить задание без ошибок), а также понять, сомневается ли он в правильности своих решений, пытается ли перехитрить психолога и проследить линию с помощью пальца или ручки и так далее.

Приведённые варианты инструкций не предусматривают ограничений по времени выполнения задания, что не всегда бывает целесообразно. Поэтому некоторые предлагают всё же выделять испытуемым всего 7–10 минут.

Этот вариант удобен, если вы обследуете группу детей. Им легко пользоваться школьникам: проследил за линией — записал в пустую клетку её номерТакой бланк можно вложить в файл или заламинировать, превратив в полноценный стимульный материал.

Правильные ответы испытуемым нужно будет записывать на отдельном листе бумагиТретий вариант подходит тем, кому буквы нравятся больше, чем цифры

При использовании методики без ограничения испытуемого по времени подсчитывается показатель продуктивности деятельности (Р) по формуле: P = t×25/n, где t — время, затраченное на тест (в секундах), n — количество правильных ответов. Выведенное значение сравнивается со следующими нормативами:

При проведении теста с ограничением по времени необходимо подсчитать количество правильных ответов и перевести в баллы по следующей шкале:

Очевидно, что чем выше балл, тем лучше тестируемый справился с заданием.

Чтобы оценить влияние утомления на результат теста, необходимо записать время, которое затрачивает испытуемый на просмотр каждых 5 линий (1–5, 6–10, 11–15, 16–20, 21–25) и построить график (ось Х — время; ось У — количество прослеженных линий). Снижение темпа выполнения задания по мере приближения к завершению указывает на неустойчивость внимания.

Таблицы: Ключи к бланкам

Диагностика устойчивости и концентрации внимания дошкольников и младших школьников

Процедура проведения

Перепутанных линий всего десять, они меньше пересекаются и их легче проследить взглядом малышу

Для организации тестирования среди детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимые те же условия и оборудование, что и для детей постарше.

Только стимульный материал выглядит немного иначе и инструкция для ребёнка чуть-чуть упрощена: «У тебя перед глазами рисунок, на нём много перепутанных линий.

Найди конец каждой, проследи её с самого начала. Пальцем и карандашом пользоваться нельзя».

Экспериментатору необходимо внимательно наблюдать за ребёнком, обращая внимание на точность его действий, скорость и длительность выполнения задания, комментарии, которые он делает в процессе прохождения теста.

Не каждый испытуемый в возрасте 5–6 лет будет с интересом водить взглядом по чёрным и плохо пропечатанным линиям. Поиграйте с тестируемым.

Например, поведайте ребёнку историю про маленького, но очень любопытного ёжика, которому будет грустно, если он не узнает, какая цифра находится в конце дорожки.

Подведение итогов

Сравните результаты наблюдения за ребёнком со следующими нормативами:

Тренировка внимания с помощью перепутанных линий

От взгляда исследователей, работавших с методикой «Перепутанные линии», не ускользнуло, что концентрация и устойчивость внимания испытуемых имеют свойство совершенствоваться в процессе выполнения задания. Этот факт препятствует многократному применению методики в диагностических целях, но открывает широкие возможности для использования переплетённых линий в качестве тренажёра внимания.

Упражнения для детей 5–6 лет, основанные на распутывании линий, в огромном количестве встречаются в специализированной литературе для подготовки к школе. Выполнять их важно и нужно, так как от внимания ребёнка во многом зависят успехи в освоении школьной программы.

Чтобы малышу захотелось выполнить задание, оно должно быть интересным, красочным, вызывать улыбку. Всем этим критериям соответствуют картинки, нарисованные немецкой художницей Ани Боретцки.

Дошкольникам доставит большое удовольствие разглядывание забавных иллюстраций, призывающих помочь изображённым на них персонажам.

Детям постарше (а также их родителям и педагогам) можно порекомендовать простое использование любого из вариантов стимульного материала.

Как зайке поскорее попасть на пикник?Каких зверюшек пасёт усталая девочка?Кто поймал сапог?Почему плачет ковбой в жёлтой шляпе?

Методика представляет собой точный диагностический инструмент, тестирование на основе которого воспринимается детьми как увлекательная игра. Вне процедуры стимульный материал и его варианты могут быть использованы для тренировки умения сосредотачиваться на определённых объектах и удерживать их в поле зрения.

(Visited 8 491 time, 1 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-pereputannyie-linii-izuchaem-kontsentratsiyu-i-ustoychivost-vnimaniya-detey.html

Методика «перепутанные линии»

Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии» (рис.1.3).

Оборудование: секундомеры, специальные бланки ).

Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа.

Ваша задача ‑ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя.

Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта ‑ с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого ‑ установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики «Перепутанные линии»

Читайте также:  Направления в образовательных функциях

Ф.И.О.______________ Дата________

Обработка результатов.

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

где Т ‑ время выполнения задания (мин),

N np, ‑ количество правильно прослеженных линий.

Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.

После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более -отлично; 4 — 9 — удовлетворительно;
10 — 18 — хорошо; 3 и менее — неудовлетворительно.

Рис.1.3. Ключ к методике «Перепутанные линии»


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Источник: https://cyberpedia.su/9xa2c.html

Тест переплетенных линий (Рей А.)

Методика предназначена для оценки концентрации и устойчивости внимания. На бланке имеются 25 перепутанных извилистых линий, пронумерованных с правой и левой сторон бланка (от № 1 до № 25). Необходимо взглядом, без помощи посто¬роннего предмета или пальца, проследить путь каждой линии слева направо и определить, у какого номера на правом поле бланка она заканчивается.

История создания

Тест А. Рея – тест переплетенных линий. Он очень хорошо известен отечественным психологам, но либо без упоминания автора, либо под именами других авторов, либо в модифицированном варианте и, соответственно, измененном названии.

Тест был предложен для изучения концентрации зрительного внимания A.Rey в 1958 г. Этим же автором разработаны нормы для швейцарского населения (см. Й. Шванцара и колл. 1978). Данный тест представляет собой 16 переплетенных ломаных линий. Основные показатели, учитываемые при исследовании и анализе результатов, – время, затраченное на 16 линий и количество ошибок, допущенных при этом.

В отечественной психологической практике используется подобная методика «перепутанных линий», предложенная К.К. Платоновым в 1980, но с использованием не ломанных, а 25 кривых линий, кроме того по этому варианту методики отсутствуют нормативы для детей.

В отечественной спортивной психодиагностике оценка результатов этой методики ведется в баллах, в зависимости от количества правильных ответов за 7 минут выполнения задания на основе использования бланка, предложенного К.К. Платоновым, с 25-ю перепутанными кривыми линиями (В.Л.

Марищук, Ю.М. Блуднов и др., 1984).

Процедура проведения

Для проведения исследования нужны «Бланк переплетенных линий», секундомер, бумага и ручка.

Инструкция

Инструкция: «На бланке имеются 25 перепутанных извилистых линий, пронумерованных с правой и левой сторон бланка (от № 1 до № 25). Необходимо взглядом, без помощи посто¬роннего предмета или пальца, проследить путь каждой линии слева направо и определить, у какого номера на правом поле бланка она заканчивается.

Предположим, что вы проследили линию № 5 и убедились, что она заканчивается на правом поле бланка против № 19. В этом случае около № 5 на левом поле бланка через черточку нужно написать № 19 (показывает). Этим вы утверждаете, что линия, обозначенная с левой стороны № 5, заканчивается на правой стороне около № 19.

Все линии заканчиваются на правом поле бланка. Если вы никак не можете проследить какую-либо линию, то переходите к следующей, соблюдая при этом порядок номеров на левом поле бланка. Работа продолжается в течение 10 минут. Если вы проследите все линии раньше, поднимите руку, Я определю время выполнения задания.

Цель работы — быстро и точно проследить максимальное количество линий. Работать начнете по моей команде «Начали».

Обработка результатов

КЛЮЧ к методике «Перепутанные линии»:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6 5 22 25 19 3 11 2 4 9
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
12 18 20 10 15 13 8 23 7 21
21 22 23 24 25
1 16 17 14 24

Вычисляется показатель продуктивности деятельности (П) по формуле:

П = Т *25/ N

Где Т – время выполнения задания в секундах

N – количество правильно прослеженных линий.

Норма:

От 861 и выше– низкий уровень концентрации внимания (низкая продуктивность);

От 455 дол 860– средний уровень концентрации внимания (средняя продуктивность);

От 454 и меньше– высокий уровень концентрации внимания (высокая продуктивность).

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://psy-clinic.info/index.php/testy/135-test-perepletennykh-linij-rej-a

Методика «Перепутанные линии» (методика Рисса)

Предназначена для диагностики степени устойчивости зрительного внимания, оценки концентрации внимания, показателей импульсивности – рефлексивности испытуемого.

Для проведения используют специальные бланки, на которых изображены перепутанные между собой линии. Испытуемому предлагается взглядом, без помощи пальца или карандаша проследить каждую линию слева направо и у правого конца её поставить тот номер, который стоит на бланке. Подобным образом прослеживаются все изображенные на бланке 25 линий.

Время выполнения задания – 5 минут. По истечении времени испытуемый отмечает кружком на бланке номер последней линии, которую он успел проследить. Если испытуемый заканчивает выполнение задания ранее отведенных на него пяти минут, то сразу же после окончания работы, фиксируется затраченное время.  

Критериями оценки успешности выполнения методики являются: затраченное время, общее число просмотренных за это время линий, количество ошибок. К.К. Платонов и И.И. Скрипюк рекомендуют рассчитывать показатели успешности (У) и продуктивности (П):

У = 25Т/Nпр.

где Т – время, затраченное на выполнение задания (всего или какой-либо его части), 25 – общее количество линий в стимульном материале,

Nпр. – количество линий, правильно просмотренных за время выполнения задания;

П = Nпр. – Nош., где Nпр. – количество линий правильно просмотренных за время выполнения задания, Nош. – количество ошибочно отмеченных линий.

Таблица Горбова-Шульте (Оценка переключения внимания)

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова — Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

9 17 9 25 20 14 11
4 13 20 22 19 5 3
21 18 6 7 16 23 8
15 2 5 10 16 6 24
4 12 3 21 19 13 14
2 17 24 15 22 1 11
1 18 12 7 10 23 8

Рис.1.2. Черно-красная таблица Горбова — Шульте для исследования переключения внимания.

Примечание. Выделенные цифры – черные.

Порядок работы. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.

Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные ‑ в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».

Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ‑ ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры ‑ изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета ‑ вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация времени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
1 24
2 23
t 1 3 22
4 21
5 20
6 19
7 18
t 2 8 17
9 16
10 15
11 14
12 13
t 3 13 12
14 11
15 10
16 9
17 8
t 4 18 7
19 6
20 5
21 4
22 3
t 5 23 2
24 1
25

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам.

Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно.

Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А = Т — С, где

А ‑ показатель переключения внимания,

Читайте также:  Риск для подростков

Т и С ‑ балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Источник: https://studopedia.net/7_29131_metodika-pereputannie-linii-metodika-rissa.html

Методика «Перепутанные линии» (концентрация и устойчивость внимания)

Цель методики «Перепутанные линии»: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».
Оборудование: секундомеры, специальные бланки .
Ход опыта.

Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа.

Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя.

Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта — с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого — установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики «Перепутанные линии»

Ф.И.О.______________ Дата________

Обработка результатов.

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

где Т — время выполнения задания (мин), N np, — количество правильно прослеженных линий.

Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания.

Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.

После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более -отлично; 4 — 9 — удовлетворительно;
10 — 18 — хорошо; 3 и менее — неудовлетворительно.

Методика диагностики развития стадии конкретных логических операций Ж.Пиаже

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цели:

— изучение оценочного компонента установки по отношению
к употреблению ПАВ;

— изучение системы отношений ребёнка к себе и другим значи­мым людям в семье и школе.

Обоснование методики

Цветовой тест отношений (ЦТО) — невербальный тест, отражаю­щий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни эмо­циональных отношений человека.

Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики отношений к объектам и яв­лениям окружающего мира, другим людям и самому себе отражаются в цветовых ассоциациях с ними.

Цветоассоциативный тест показыва­ет неосознаваемые компоненты отношения, минуя защитные меха­низмы сознания.

Методика ЦТО используется нами с целью выяснения отношения детей к употреблению ПАВ на основе их оценки потребителей психо­активных веществ.

Оборудование

Набор цветных стимулов из восьмицветового теста М. Люшера.

Процедура обследования

Обследование проводится индивидуально. Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

1. Исследователь совместно с ребёнком составляет список значимых людей из непосредственного окружения ребёнка.

Для того чтобы оценить отношение ребёнка к употреблению психоактив­ных веществ, этот список дополняется людьми, употребляющи­ми ПАВ: «человек, который курит», «человек, который выпива­ет (пьёт спиртные напитки)», и по решению ведущего группы, если ребёнок отчётливо представляет, что вкладывается в поня­тие «наркотик», — «человек, который принимает наркотики», или понятиями «сигареты», «алкоголь», «наркотики».

2. Перед ребёнком на белом фоне в случайном порядке раскладывают цветные карточки и предлагают подобрать каждому человеку и понятию из списка подходящие цвета. Выбранные цвета
могут повторяться.

Инструкция может быть, например, такой: «Не знаю, правда ли, просто ли красивая легенда, но говорят, где-то далеко, а может быть, и близко есть удивительная страна. От всех жителей этой страны, от животных, растений и всех предметов исходит Внут­ренний Свет, различимый для человеческого глаза.

То есть можно ви­деть не только внешнюю сторону предметов и не только внешний облик живых существ, но и их внутреннюю сущность, их характер, их душу (Внутренний Свет). При этом разные люди и предметы све­тятся разными цветами. Кто-то синим, кто-то красным.

Представляешь, как красиво — самые обычные улицы, с самыми обычны­ми домами, фонарями, прохожими сияют и переливаются всеми цве­тами радуги! Посмотри на цветные карточки. Если бы ты попал(а) в эту страну, какого цвета был бы твой внутренний лучик? Выбери самую подходящую тебе карточку и покажи…

Интересно, какими цветами светились бы твои родные и знакомые или разные предме­ты? Давай поиграем в такую игру: я буду называть людей или пред­меты, а ты подберёшь подходящий цвет для их внутренних лучиков. Один и тот же цвет можно подбирать для разных людей.

Попробу­ем? Подбери цвет, подходящий твоему папе…» (ребёнок подбирает цвета всем людям и понятиям из списка).

3. После завершения ассоциативной процедуры ребёнок ранжирует цвета в порядке убывания предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаза» и заканчивая «са­мым некрасивым, неприятным» (таким образом, выполняет­ся краткий вариант восьмицветового теста М. Люшера).



Источник: https://infopedia.su/3xc3b8.html

Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников

Аннотация.

В статье представлено исследование влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников; исследование реализовано в три этапа: поисково-подготовительный, опытно­экспериментальный и контрольно-обобщающий; был использован комплекс методов и методик (теоретические методы — наблюдение, сравнение, обобщение литературы по проблеме; эмпирические — эксперимент, тестирование по методикам «Корректурная проба» Б.Бурдона, «Перепутанные линии» Риссе; объяснены результаты исследования концентрации и устойчивости внимания и их взаимосвязь с успеваемостью младших школьников).
Ключевые слова: свойства внимания, успеваемость, младшие школьники; концентрация внимания, устойчивость внимания, этап.

Традиционная психология определяет внимание как такую деятельность, при помощи которой нам удается расчленить сложный состав идущих на нас извне впечатлений, выделить в патоке важную часть, сосредоточить на ней всю силу нашей активности и тем самым облегчить её проникновение в сознание.

Благодаря этому достигаются особые отчетливость и ясность.

Однако и прежняя психология знала, что в актах внимания мы встречаемся с явлениями не одного «психологического» порядка и что внимание чаще всего начинается и в своем развитии исходит из целого ряда проявлений чисто двигательного характера.

Так, если мы собираемся внимательно разглядывать что-нибудь, мы принимаем соответствующую позу, придаем известное положение голове, нужным образом приспособляем и фиксируем глаза. В акте внимательного слушания не меньшую роль играют приспособительные и ориентировочные движения уха, шеи и головы [1].

Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания.

Д.Н. Узнадзе связывал возникновение и устойчивость внимания с формированием у субъекта установки, побуждающей его проявить определенную деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Установка может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совершить какое-либо действие, направленное на достижение поставленной цели [2].

П.Я. Гальперин считал внимание как один из моментов ориентировочно­исследовательской деятельности, направленный на содержание психических явлений, возникающих в процессе познания. Основная функция внимания осуществлять контроль за правильностью содержания психических явлений, обеспечивающих осуществление деятельности на высоком уровне.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом [3].

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами.

Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.

Читайте также:  Роль бабушки и дедушки в воспитании

), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые-с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг.

При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко в 2,1раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9 — 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий [4].

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное интенсивно развивается.

Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес [5].

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно ре­гулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления.

Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности.

В младших классах через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка [6].

В результате этой деятельности учащиеся 4 класса становятся более внимательными, чем учащиеся 1 класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания, увеличению объема внимания [7].

Именно из-за неумения управлять вниманием, его несформированности ребенок испытывает трудности в школе.

Анализ литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем [8, 9, 10].

Опытно — экспериментальное исследование влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников проводилось нами по соответствующим рекомендациям ученых [10, 11, 12].

Исследование проводилось на учащихся 3 класса школы № 67, г. Челябинска. Класс состоит из 24 человек. Все дети в классе дружные, общительные, из благополучных семей. Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были сосредоточены, внимательны.

В классе все дети приняты. Среди них есть группа лидеров. Дети в классе дружные, отзывчивые, оказывают друг другу посильную помощь, терпимы к детям с эмоциональной нестабильностью. 5 человек хотят завести больше друзей. Дети в большинстве организованы и ответственны, активны. Особенности учебной мотивации.

У 8 человек — высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания. У 7 человек – хорошая школьная мотивация.

Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. У 8 человек — положительное отношение к школе, которая интересна учащимся вне учебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Успеваемость в классе 100%. нет неуспевающих.

По методике «Корректурная проба» Б.Бурдона были получены результаты, представленные на рисунке 1. 

Рис. 1. Результаты диагностики концентрация внимания младших школьников по методике «Корректурная проба».Б.Бурдона.

Среди испытуемых школьников были выявлено следующее:

  • · 13 учеников имеют высокий уровень концентрации внимания (55%- 80%) — после предъявления инструкции и соответствующей установки на скорость и точность выполнения задания, испытуемым был задан вопрос о том, всё ли им понятно. Испытуемые, дав положительный ответ, приступили к работе, выполняли задание внимательно, но все равно допустили несколько ошибок.
  • · 9 учеников имеют средний уровень концентрации внимания (35%-60%) — при средней продуктивности испытуемые показали, в равной степени, достаточно высокую точность и скорость выполнения задания. А также при большом объёме внимания испытуемые имеют средний уровень, концентрации, нормальное распределение и некоторую неустойчивость внимания.
  • · 2 ученика имеющие низкий уровень концентрации внимания (10%-40%) -в начале работы испытуемые очень быстро работали. Но, начиная с третьей минуты, стали проговаривать вслух все просматриваемые буквы, отмечая при этом, что среди них находит слова. Cчитаем нужным отметить, что после сигнала «черта», испытуемые не сразу продолжал работу.

По методике «Перепутанные линии» Риссе были  полученные результаты и представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики избирательности внимания младших школьников 

Полученные результаты показывают, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. В процессе исследования слабая концентрация внимания выявлена у четырех учащихся.

Об устойчивости концентрируемого внимания судят по сохранению или снижению темпа работы от начала к концу задания.

У восьми учащихся сравнительно хорошая развитая способность к концентрированному вниманию, но у них наблюдается некоторая истощаемость концентрированного внимания, так как в конце работы они допустили по две-три ошибки, и несколько раз сбивались, перепроверяли свои ответы.

И двенадцать испытуемых продемонстрировали значительное развитие концентрированного внимания, выполнив почти безошибочно задания. Работа не вызвала затруднений и утомления, что говорит об устойчивости концентрированного внимания.

Анализ успеваемости младших школьников, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты успеваемости младших школьников 

По рисунку 3 мы видим, что в классе преобладают «хорошисты», оценка 5 — это те предметы, которые обычно любят все дети- это музыка, технология, и изобразительное искусство, так же учащимся очень интересен окружающий мир, тоже в основном хорошие отметки, а вот, что касается точных наук — это математика, русский язык, иностранный язык оценки «удовлетворительные». По предметно: русский язык, литература, английский, математика, окр. мир, музыка, ИЗО, технология, физкультура — отлично 9 учащихся, хорошистов 11 школьников и 4 получили удовлетворительно. Это хороший результат для 3 класса.

Таким образом, внимание — это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Наше исследование влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно­экспериментальный и контрольно-обобщающий.

Был использован комплекс методов и методик исследования: теоретические методы наблюдение, сравнение, обобщение литературы по проблеме; эмпирические — эксперимент, тестирование по методикам «корректурная проба» Б.

Бурдона, «перепутанные линии» Риссе.

Дети младшего школьного возраста способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания.

Ссылки на источники

  1. Добрынин Н.Ф. Внимание и личность. XVIII Международ. конгресс психологов, т. 11. Проблемы общей психологии.: 2011. – 315 с.
  2. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания.: Изд-во Московского. ун-та. – 2011. – 101 с.
  3. Добрынин Н.Ф. Послепроизвольное внимание на уроке.// Сов. педагогика.: 2010. – 230 с.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2.: Педагогика, – 2011. – 504. с
  5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. Педагогика. – 2010. – 160 с.
  6. Понарядова Г.М. О Внимании младших школьников с различной ус­певаемостью. – 2010. – 305 с.
  7. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. Учеб. пособие.: Флинта Наука. – 2010. – 306 с.
  8. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / Вестник Челябинского педагогического университета. – 2014. -№7. – С.89-98.
  9. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  10. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
  11. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  12. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.

Источник: https://e-koncept.ru/2015/95528.htm

Ссылка на основную публикацию