Как ребенку адаптироваться в детском садике

Как помочь ребенку пройти социальную адаптацию в детском саду

Здравствуйте уважаемые читатели блога! В сегодняшней статье мы расскажем, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Собрать ребенка утром в сад без лишних капризов и слез – это только половина дела, гораздо важнее, как у вашего малыша будет происходить социальная адаптация в новом для него коллективе.

Под социальной адаптацией понимают время, в течении которого ребенок «вольется» в новый коллектив, примет установленные в группе правила и распорядок, поймет, что делать можно, а чего делать нельзя.

Естественно, что в период привыкания ребенка к садику очень многое зависит от воспитателей, количества детей в группе, но самое главное — как будут вести себя родители малыша. Рассмотрим несколько наиболее важных моментов, которые стоит учитывать, чтобы дошкольник скорее адаптировался на новом этапе своей жизни:

Осознание ребенка как личности

Прежде всего, маме необходимо принять, что ее ненаглядный малыш подрос, и настала пора отделить его от своей юбки, позволить пройти новый жизненный этап. Стоит понять, что даже маленький человек – это личность со своими интересами, и ему важно научиться вести себя в коллективе.

Инициатива и самостоятельность

Помогите малышу стать самостоятельным, старайтесь давать ему право выбора даже в малейших делах, пусть он сам выберет цвет футболки, блюдо, которое захочет съесть на ужин.

Любое бытовое мелкое действие, сделанное ребенком самостоятельно – это маленький шаг к становлению его личности.

Инициатива не должна быть наказуема, тогда крохе будет гораздо легче в детском саду делать простые бытовые действия – самостоятельно одеваться, есть, мыть руки.

Проговаривание конфликтов

Постарайтесь заблаговременно проговорить с ребенком возможные конфликтные ситуации, ведь в любом детском коллективе ссоры просто неизбежны. Малышу лучше еще до начала посещения сада знать, как можно решить проблемы, уметь защищаться, он не должен бояться отстаивать свою правоту.

Общение со сверстниками

Во время прогулок научите детку общаться с ровесниками, совместные игры, обмен игрушками – все это в значительной мере облегчит жизнь вашему чаду в саду и поможет скорее адаптироваться.

Распорядок дня

Заранее постарайтесь приучить малыша к примерному распорядку дня, который заведен в детском саду. Старайтесь вставать, принимать пищу, играть и гулять по режиму, тогда ребенок будет проживать в дошкольном учреждении закономерный для него ход событий, делая все то же самое, что обычно происходит дома.

Советуем к прочтению интересную статью на тему: Как правильно составить режим дня ребенка дошкольника

Положительный настрой

Настоятельно не рекомендуется запугивать малютку садиком, если вы точно намерены отдавать туда ребенка, настройте его на позитивные мысли относительно детсада. Читайте книги, смотрите мультфильмы, придумывайте истории, в которых герои ходят в детский садик, находят там новых друзей и проживают в нем массу интересных приключений.

Рассказывайте малышу, что ему предстоит делать в группе, постарайтесь добавить больше положительных эмоций в свой рассказ.

У вашей дочки или сына должно складываться о садике только самое положительное представление.

Если мама будет паниковать и нервничать о том, как же ее ненаглядное чадо станет воспринимать сад, то малыш сразу прочувствует это и может отрицательно отнестись к предстоящему этапу жизни.

Несмотря на то, что социальная адаптация не всегда проходит легко, наступает время, когда ребенок осваивается в садике настолько, что чувствует себя в группе, как «рыба в воде».

Благодаря адаптации, малыш получает уникальную возможность определить свое место в коллективе, научиться взаимодействовать с ровесниками, поймет, как вести себя в различных жизненных ситуациях и получит прекрасную возможность подготовиться к школе. До встречи в новых статьях!

Рекомендуем вам посмотреть видео по этой теме: Советы психолога.

Источник: http://PomoshRoditelyam.ru/vospitanie/kak-pomoch-rebenku-projti-socialnuyu-adaptaciyu-v-detskom-sadu.html

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Для деток, привыкших находиться рядом с родителями, первые посещения детсада становятся стрессом. В этот период они нуждаются в понимании и поддержке взрослых.

Каждый ребенок – это личность, поэтому адаптация в детсаду для каждого проходит по-разному. На ее продолжительность способно влиять много факторов. Большую роль играет характер и темперамент ребенка, состояние здоровья, атмосфера в семье, личность воспитателя, уровень подготовки к детскому саду и готовность родителей отдать малыша в дошкольное учреждение.

Некоторые дети с первых дней с удовольствием начинают идти в группу, другие устраивают истерики, не желая расставаться с мамой. В коллективе малыши могут вести себя замкнуто или проявлять повышенную активность.

Почти всегда в период адаптации к детскому саду поведение детей меняется. Такие изменения наблюдаются и вне стен дошкольного учреждения. Ласковые милые дети могут начать вести себя агрессивно, стать неуправляемыми и капризными.

Дети могут много плакать, плохо есть и с трудом засыпать. Многие начинают болеть, у некоторых ухудшается речь. Не стоит пугаться – в большинстве случаев это считается нормой.

Дети, вырванные из привычной среды, не осознают, что с ними происходит и таким образом реагируют на переживания и нервные потрясения. Как только ребенок привыкнет к детскому саду, его состояние нормализуется.

Период адаптации может иметь разную длительность – все индивидуально. В среднем он занимает 1-2 месяцев, но может затянуться на полгода, а в некоторых случаях и больше. Намного сложнее проходит привыкание к детскому саду у часто болеющих или пропускающих садик детей.

Необходимо позаботиться о подготовке малыша к детскому саду.

Детям, которые проводили достаточно времени со сверстниками, которые обладают элементарными коммуникативными навыками и умеют себя обслужить, будет легче привыкнуть к новым условиям.

Чем лучше у малыша будут развиты подобные навыки, тем меньше вероятность испытать физический и эмоциональный дискомфорт, пребывая вдали от родителей в незнакомом коллективе.

Начинать посещение детсада рекомендуется летом или с сентября, поскольку на этот период приходится меньший процент заболеваемости. Желательно, чтобы привыкание к садику проходило постепенно.

Прежде, чем начать постоянно посещать дошкольное учреждение, самостоятельно освойте его территорию.

Затем начните водить кроху на утренние или вечерние прогулки, познакомьте его с воспитателями и детьми.

Режим посещения детсада на время адаптации для каждого ребенка планируется и индивидуально, исходя из его особенностей.

Первую неделю или две малыша лучше приводить к 9 утра или на утреннюю прогулку, так он не увидит негативных эмоций и слез детей, расстающихся с родителями. Хорошо, если сначала он будет проводить в садике не более 1,5-2 часов.

Затем ребенка можно оставить на обед. А через месяц, когда он привыкнет к новым людям, стоит попробовать оставить его на дневной сон, а позже и на ужин.

На время адаптации ребенка в садике постарайтесь снизить нагрузку на его нервную систему. Не посещайте шумные мероприятия и ограничьте просмотр телевизора.

Уделяйте малышу больше внимания, читайте ему книги, ходите на прогулки, играйте в спокойные игры. Старайтесь не критиковать и не наказывать ребенка, дарите ему любовь и тепло.

Для облегчения адаптации можете воспользоваться рекомендациями:

  1. Отведя ребенка в садик, не устраивайте долгих прощаний возле группы, это может спровоцировать истерику. Лучше скажите ребенку, что вам нужно уходить и что вы придете за ним после обеда или сна.
  2. Не показывайте своих переживаний, так как ваше волнение передастся ребенку.
  3. Если ребенок тяжело расстается с мамой, попробуйте, чтобы в детский сад его отводили папа или бабушка.
  4. Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, можете дать ему с собой любимую книгу или игрушку.
  5. Одевайте ребенка в садик в удобные вещи, в которых он будет себя чувствовать свободно и раскованно и которые сможет сам снять и надеть.
  6. На выходных придерживайтесь такого же режима, как и в детском саду.
  7. Не поддавайтесь на провокации и обращайте меньше внимания на капризы ребенка.
  8. Не пропускайте детский сад без уважительной причины.
  9. Придумайте мотив для посещения детсада. Например, там ребенку нужно поздороваться с аквариумными рыбками или в группе по нему скучает мишка.

Основным признаком успешной адаптации будет нормализация психического и эмоционального состояния малыша. Данные изменения не гарантируют того, что он будет с удовольствием ходить в садик. Ребенок при расставании с вами может плакать и грустить, но уже будет принята необходимость посещать детский сад.

Источник: https://polzavred.ru/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-detskom-sadu.html

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Добрый день, уважаемые читатели! Вот уже и август вступил в свои законные права, а значит не за горами сентябрь.

А вы поведете своего ребенка этой осенью в садик? Если да, то наверняка Вы уже начали задумываться, как сделать так, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла в наиболее легкой форме.

Как же помочь своему ребенку привыкнуть к переменам в его жизни? Каких ошибок следует избежать? На все эти вопросы постараемся ответить в этой статье.

Попадая в детский сад, ребенок кардинально меняет свою жизнь. Даже взрослому человеку, согласитесь, зачастую тяжело внести изменения в уже привычный уклад жизни. Представляете как может быть сложно малышу в период адаптации?

Ведь столько изменений практически «врывается» в его стабильную и размеренную жизнь:

  • Отсутствие близких и родных рядом.
  • Совершенно иная обстановка. Новое большое помещение, новые игрушки, новый порядок, новые правила.
  • Четкий распорядок дня, который может не совпадать с тем, который у ребенка был летом, например.
  • Большое количество сверстников.
  • Уменьшение персонального внимания.
  • Необходимость слушаться незнакомого взрослого человека.

Все эти изменения происходят в его жизни единовременно и могут являться стрессом для вашего малыша.

Но, подготавливая ребенка к садику заранее, многих тревог и проблем, связанных с адаптацией, можно избежать!

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад

Начнем с очень популярного вопроса среди родителей: «С какого возраста лучше отдавать ребенка в детский сад?»

По мнению большинства психологов и педагогов, отдавать ребенка в садик на полный день лучше в 3 — 4 года.

До трех лет у детей еще не сформировывается потребность в активном взаимодействии со сверстниками. А после 3 лет ребенок обычно уже начинает лучше говорить, может учиться договариваться и общаться со сверстниками. А также, что на мой взгляд не менее важно, смогут рассказать вам о том, как прошел их день, о том, что их, возможно, испугало или наоборот обрадовало.

Но жизненные ситуации у всех разные, и не у всех имеется возможность так долго находиться в декретном отпуске. Как наиболее успешный вариант совмещения работы мамы и посещения ребенком садика — это посещение групп кратковременного пребывания (КПБ), младшие группы. Сейчас они открыты практически в каждом детском саду.

Если вы уже решили в каком возрасте вашему крохе лучше пойти в садик, перед вами встает следующий вопрос — какой сад выбрать?

Какой садик выбрать

Сейчас существует огромный выбор дошкольных учреждений — как государственных, так и частных.

Многие садики специализируются на какой-то определенной программе развития и воспитания детей раннего возраста (программа Марии Монтессори, Вальдорфская методика и т. д.).

Перед тем как записаться в детский сад почитайте отзывы, поговорите с родителями детей, посещающих это учреждение, с воспитателями. Лучше делать ставку не на «элитность» детского сада, а на человеческий фактор. Главное, чтобы в группе был отзывчивый и грамотный воспитатель.

Было бы здорово, если выбранный детский сад будет находиться недалеко от дома или места работы.

Известный педиатр Комаровский, советует родителям отдавать малыша в тот садик, где не пытаются накормить ребенка насильно и где поддерживается в группах оптимальный температурный режим в помещениях.

Посмотрите видео доктора Комаровского «Хороший детский сад»:

Вставать на очередь в детский сад можно практически сразу после рождения ребенка. Сейчас это можно быстро и удобно сделать через интернет.

Чтобы период адаптации прошел более гладко, ребенок к детскому садику должен овладеть некоторыми навыками самообслуживания.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад

Педагоги, воспитатели, да и сами родители советуют перед детским садиком обучить ребенка навыкам самообслуживания:

  1. Самостоятельно ходить в туалет, для детей в младших группах хотя бы проситься на горшок.
  2. Мыть руки, пользоваться полотенцем.
  3. Пытаться раздеться или одеться самостоятельно. Понятно, что со шнурками ребенок в возрасте 3 лет не справится, но пытаться расстегнуть молнию на куртке или липучку, чтобы снять ботинки он может уже пробовать.
  4. Самостоятельно кушать без помощи взрослых. Уметь пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Режим

То, что однозначно родитель может сделать заранее — это подготовить ребенка к определенному режиму. Заранее следует уточнить распорядок дня в выбранном вами садике, правда в большинстве своем они стандартны. И где-то за месяц-другой до начала посещения детского сада начать соблюдать этот режим дома.

Если ребенок пока еще не может запомнить последовательность действий, то можно на видном месте повесить картинки с изображением основных режимных моментов. Тогда он будет лучше ориентироваться во времени и понимать, что за чем следует.

Сон

Адаптация к детскому саду — это сложный период для ребенка. Поэтому сон, как отдых для нервной системы малыша, очень важен! Так как в садик вставать придется рано, укладывайте малыша спать часов в 21:00—21:30, чтобы за ночь ваш малыш смог отдохнуть и выспаться.

Дневной сон

Хорошо, если ваш ребенок научится самостоятельно засыпать в кроватке. Сейчас становится все распространеннее ситуация, когда детей дошкольного возраста не укладывают на дневной сон.

Если это ваша ситуация, постарайтесь хотя бы, чтобы этот час все равно был тихим. Можно просто полежать в кроватке, почитать книжку, отдохнуть.

Учимся общаться

Обучите вашего малыша фразам, которые помогут ему простроить взаимоотношения со сверстниками. «Привет!», «Как тебя зовут?», «Можно посмотреть твою машинку?», «Давай играть вместе?», «Не надо так делать, мне не приятно!».

Разлука с мамой

Подготовьте ребенка к тому, что мама может отлучаться, но она всегда возвращается. Попробуйте оставить малыша ненадолго с бабушкой или с родной тетей, или с близкой подругой и ее ребенком.

Тогда разлука уже не будет так сильно пугать, ведь ваш малыш будет знать, что вы всегда возвращаетесь за ним.

Играем в детский сад

Расскажите ребенку, что такое детский сад. Конечно, акцент стоит делать на его плюсах. Что там много разных игрушек, можно весело играть с другими ребятами и т. д. Покажите фотографии, картинки с изображением играющих детей.

Читайте также:  Индивидуальные особенности подростков, влияющие на усвоение иностранного языка

Проходя мимо, покажите ему, можно даже зайти на территорию и посмотреть как играют дети на площадке. Разыграйте различные ситуации с помощью кукол и игрушек. Это будет понятно вашему ребенку и поможет снизить тревогу.

Разговариваем с воспитателями

По возможности познакомьте ребенка с его будущей воспитательницей. Расскажите воспитательнице об особенностях вашего малыша, особенно это касается его здоровья. Например, если у ребенка есть аллергия на какие-то продукты, эта информация обязательно у нее должна быть! Родителям лучше заранее проконсультироваться с лечащим педиатром о состоянии здоровья малыша.

Здравствуй садик, вот и я!

И вот настал тот день, ваш малыш перешагнул порог детского сада. Как помочь ему адаптироваться? На что следует обратить особое внимание?

Адаптация у всех детей может проходить по-разному. Выделяют несколько видов:

Длительность адаптационного периода может зависеть от множества факторов: от характера самого ребенка, от воспитателей, многое зависит и от самих родителей. В младших группах данный период обычно чуть длиннее, чем в более старших. В среднем, адаптация длится от 3-х недель до 2-х месяцев. Но, конечно же, все очень индивидуально.

Адаптация ребенка к детскому саду: как помочь своему малышу адаптироваться к новым условиям?

Вот несколько советов педагогам и родителям:

Разговариваем с ребенком.

В разговоре с малышом или с друзьями с положительной стороны рассказывайте о детском садике. Какие там милые воспитательницы, как здорово, что у него появились новые друзья!

Спрашивайте, как прошел его день. Разговаривайте с воспитательницей. Если происходят конфликтные ситуации, необходимо вовремя о них узнать и разрешить.

Признаем чувства ребенка!

Многие мамы думают, что слезы в раздевалке — это капризы и манипуляции малыша, чтобы мама не уходила. Это не так! Слезы вашего ребенка в период адаптации — это его страх и тревога.

На картинке ниже отображены основные тревожные мысли малыша:

Часто можно услышать в раздевалке: «Там не страшно! Не бойся!». Но для ребенка это страшно. И это надо признать. Для него пока это так. И это нормально. Это ведь абсолютно новая для него обстановка. Лучше сказать: «Я понимаю, что тебе тревожно. Я тебя очень люблю. Ты поиграешь с ребятами, потом вы покушаете, а после обеда я сразу за тобой приду». Просто необходимо время, чтобы малыш привык.

Соблюдаем режим дня и в выходные.

Мы все так ждем выходных, хочется столько всего успеть, что зачастую мы можем позволить себе в выходные лечь спать попозже, и, соответственно, проснуться с малышом позднее и еще долго нежиться в кровати. Подождите немножко. В период адаптации к детскому саду лучше соблюдать режим и в выходные дни, чтобы вашему малышу было проще в понедельник отправится в детский садик.

Стабильность в доме.

Постарайтесь уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка. Побольше прогулок на свежем воздухе, поменьше телевизора и компьютера.

Лучше воздержаться от каких-либо дополнительных изменений. Если вы хотели приучить ребенка самостоятельно засыпать в своей комнате, или отвести его заниматься в какую-либо секцию, то лучше это сделать хотя бы недели через три.

Ох, уж это ОРЗ.

Поступая в детский садик, нужно быть готовым к тому, что ребенок может принести оттуда инфекцию. Если вы заметили, что ваш малыш начал чихать и шмыгать носом, лучше сразу «отсидеться дома» пару дней, чтобы не заболеть.

Доктор Комаровский, например, консультируя родителей, успокаивает, говоря о том, что, если ребенок переболеет детскими инфекциями в детском саду, то его иммунитет в будущем будет крепче, чем у того ребенка, которого родители берегут от каждой пылинки.

Продолжаем играть.

Играть в детский сад актуально и когда ваш малыш уже пойдет в него. С помощью игровых ситуаций и сказок можно разобрать на примере волнующие для ребенка ситуации.

Напоминание о доме.

Дайте малышу в садик с собой знакомую и любимую игрушку.

С ней в руках ему будет спокойнее. Единственное, не стоит давать в садик очень дорогостоящие вещи.

Идем в садик с папой.

Если малыш очень остро переживает расставание с мамой можно попросить в начале адаптации, чтобы папа или бабушка отводила малыша. Зачастую ребенку такое расставание будет проще.

Ритуал прощания.

Придумайте свой ритуал прощания. Главное — он должен быть не длительным. Например, пусть ребенок помашет Вам из окошка, когда вы выйдете. Или, перед тем как сказать «пока», вы крепко обнимаетесь и три раза целуетесь в щечки. И потом спокойно уходите.

Некоторые родители считают что лучше уйти, пока ребенок отвернулся и не видит. Это миф! При таком раскладе, малыш может испугаться гораздо сильнее! Ведь мама исчезла скоропостижно, оставив его и ничего не сказав.

У него может возникнуть ощущение, что его бросили. Значит, мама может исчезнуть в любой момент, как только он отвернется, он не в безопасности! Малыш с этого момента может цепляться за мамину юбку еще крепче.

Выполняем обещания.

Если, прощаясь с ребенком, вы говорите ему, что заберете его сразу после обеда, то выполняйте свои обещания. Многие родители, говорят, что они идут в магазин и купят малышу, например, сок.

Тогда, забирая ребенка из садика, обязательно не забудьте принести то, что ему обещали. Не говорите то, чего не сможете выполнить. Например, поиграешь тут пару минут и я приду.

Малыш перестанет доверять словам, а значит его тревога только возрастет.

Защищаем своего малыша!

Очень внимательно наблюдаем за состоянием ребенка. В период адаптации возможно он станет меньше есть, или будет более капризен, тревожен. Надо помочь крохе справиться со своими чувствами. Спросите у воспитательницы — как ваш малыш ведет себя в группе.

Вариант первый. После вашего ухода ребенок играет с другими ребятами — значит, адаптация проходит успешно.

Вариант второй. Ваш малыш весь день стоит и смотрит в окошко в ожидании вас. Значит, ему очень тяжело, и стоит искать пути решения выхода из данной ситуации. Может, он еще не готов к садику, или произошел конфликт со сверстником, или его невзлюбила воспитательница.

Будем откровенны, такое, к сожалению, тоже бывает в наших садах. Встаем на защиту своего ребенка! Ведь кто, если не мы? Вплоть до того, что можно поменять группу или сам садик. Если вы видите, что у ребенка появляются невротические реакции, то надо срочно «вынимать» его из травмирующей среды.

Спокойствие, только спокойствие.

Конечно, период адаптации волнует не только детей, но и самих родителей. Постарайтесь справиться со своими тревогами, если они появляются. Ведь наши дети очень хорошо нас чувствуют. И, согласитесь, если мама сама волнуется и с испуганными глазами провожает ребенка, конечно, малышу станет еще страшнее и он не захочет никуда уходить.

Избегаем ошибок.

  • Не пугайте детским садом: «Если будешь плохо себя вести — не заберу»
  • Не стоит сравнивать с другим детьми: «Посмотри, какой Петя спокойный, а ты…»
  • Не задариваем: «Пойдешь в садик, а я тебе новую игрушку куплю»
  • Не обманываем: «Там не страшно», — ребенку страшно. «Я приду через пару минут».
  • Не стыдим за слезы.
  • Не приводим в садик больного ребенка.

Посмотрите небольшое видео, в котором психолог детского сада Discovery рассказывает о самых распространенных ошибках, которые допускают родители при адаптации детей к детскому саду, а также предлагает пути для их разрешения:

И вот, Ваш малыш пошел в детский садик. Это совершенно новый период в жизни для всей вашей семьи. Потребуется время, чтобы привыкнуть к совершенно новой ситуации, вне зависимости от того, сколько лет ребенку — 2, 3 или 4 года.

Малышу нужно привыкнуть к детскому саду, родителям — научиться доверять своего кроху воспитателям. Бесспорно, это может быть не просто. Будьте терпимы, поддерживайте друг друга, проявляйте свою любовь и заботу, и тогда адаптация ребенка к детскому саду пройдет безболезненно. Помните, что от вас самих, от вашего спокойствия и уверенности зависит и настрой малыша.

Если вы с малышом уже проходили период адаптации, поделитесь, пожалуйста в комментариях, как этот период прошел у вас. Что вам помогло облегчить привыкание ребенка к детскому саду? А я желаю всем счастливых детей, любящих воспитателей и успешной и легкой адаптации!

Если статья понравилась вам — поделитесь ею с друзьями в соцсетях! Кнопочки расположены чуть ниже).

Источник: https://malishandriya.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu/

Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей

Ваш малыш подрастает… Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.

(еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли…»)

Я всегда — «против» яслей (ясли — группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей.

Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет, быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием.

По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются большими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития — первая ступень социализации малыша.

Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов.

Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки.

Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3,5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду.

Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания.

Какова последовательность прибавления нагрузок в саду?

Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно.

Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние!

Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать.

Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств.

Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее.

Осень – не самое удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки.

Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности».

Как они проявляются:

— дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание

— эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца

— на улице холодно, и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, — создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам

— трудно проснуться утром, утренняя вялость

Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т.е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера.

1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее.

Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1,5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка.

Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает за день много впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях.

А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера.

Эмоционально проживать разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка.

Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок, и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге.

Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации — это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли.

Читайте также:  Причины детской лжи. отучаем ребёнка от вранья

Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих.

Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку.

Сначала малыши выбегают обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым.

В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку.

КАК РОДИТЕЛЯМ ПОЛЕЗНО ПРЕБЫВАТЬ В САДУ В ПЕРВЫЕ ДНИ?

Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю.

Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет».

Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем.

Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым.

Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе.

Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет.

Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы.

В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла!

Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство.

Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации.

Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

Как можно было маме уйти?

Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям.

Но сад не отменяет первостепеннейшей роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы.

В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в сад».

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/adaptaciya-k-detskomu-sadu-oshibki-i-zabluzhdeniya-roditelejj/

Что такое адаптация в применении к детскому саду

 Адаптация в детском саду не простое мероприятие и родителям надо знать, что и как предпринять.

Собирая малыша в первый раз в детский сад, мамы плохо представляют, что и как должен уметь ребенок, какие испытания ждут его в новом месте, и как он будет на них реагировать.

Одни не очень беспокоятся, мол, привыкнет, другие, наоборот, сильно нервничают и переживают первое расставание со своим крохой. К моменту, когда ваш ребенок переступит порог своей группы, познакомится с воспитателями и детьми, нужно готовиться за несколько месяцев.

  Молодые родители отдают своих малышей в детский сад обычно в 2-3 года, когда ребенку еще трудно объяснить, почему он вдруг должен разлучаться с папой и мамой.

Самое главное, вам, как маме и папе, важно понять, что выдавая свои переживания, страхи и негативные эмоции, вы заранее настраиваете ребенка против детского сада. Ваши положительные эмоции, веселые рассказы о играх и занятиях в детском саду заинтересуют малыша, настроят его на общение с детьми и воспитателями.

Где-то за полгода до намеченного события начинайте гулять с малышом возле детского сада, наблюдайте с ним за играющими на прогулке детьми. На своей детской площадке поощряйте ребенка знакомиться с другими малышами, учите его делиться игрушками.

Дома попробуйте играть с ним в «детский сад», где роль воспитателя сначала выполняете вы, а потом первенство передается ребенку. Пусть он «гуляет» с ними, кормит, одевает, укладывает спать.

Все игры должны сводиться к тому, что за детьми приходит мама, тогда ребенку будет легче понять это в группе детского сада.

Получив путевку, вам нужно будет несколько дней, чтобы пройти медкомиссию. Используйте эти дни для знакомства с воспитателями, с разрешения заведующей погуляйте с детьми вашей будущей группы.

Подготовьте ребенка, научив его пользоваться горшком или унитазом заранее, иначе это может стать лишним поводом для расстройств и истерик.

Ребенок должен уметь самостоятельно или при помощи взрослых:

  • кушать ложкой;
  • одевать на себя сандалики, носочки, трусики, майку, штаны;
  • проситься в туалет;
  • умываться и мыть руки.

  Если вы прививали своему ребенку эти навыки, привыкать к детсаду ему будет легче.

Хорошо так же попытаться приучить ребенка к режиму. Приблизительно зная, во сколько вам нужно будет поднимать ребенка утром, чтобы успеть отвести его в садик и не опоздать на работу, за месяц до начала посещения сада начинайте поднимать малыша в это время.

В садиках обычно прием детей заканчивается в 8.00, затем в 8.30 – завтрак, с 9.00 до 10.00 воспитатели проводят с малышами занятия, затем выводят их гулять, если хорошая погода, или они играют в группе до 11.30, обедают и примерно в 12.30 укладываются на дневной сон, который продолжается до 15.00 – 15.30. После этого дети полдничают, а около 17 часов ужинают.

Режим дня в детском саду – один из факторов, к которому дети привыкают с трудом, если мама их к нему не приучала.

  Оказывается получив тем или иным способом место в детском саду вам предстоит решить следующую задачу — устранить проблему адаптации. А если вы устраивали в садик приемного ребенка? Это еще усложняет задачу.

Подготовка завершена, и вы с малышом шагаете в детский сад. Обычно первые пару дней мамам разрешают находиться в группе с ребенком, поэтому можете походить с ребенком по группе, все рассмотреть и потрогать, попробовать умыться и полежать на кроватке. Первые дни ребенок находится в группе 1,5 – 2 часа, и это не прихоть воспитателя.

Попадая в новую обстановку, ребенок получает огромное количество новых впечатлений, с которыми его нервной системе нужно справиться. Поэтому не пытайтесь форсировать события, а слушайте советов опытных педагогов вашей группы.

  Адаптация малыша к детскому саду должна проходить спокойно, чтобы он не получал психических травм от расставания с родителями на слишком долгое для него время, иначе привыкание может затянуться надолго, и вы будете вынуждены вталкивать в группу вашего любимого кроху, ревущего и цепляющегося за вас.

Слезы, скорее всего, будут. Небольшой процент детей привыкает к садику без слез, в основном же это нормальный процесс. И от вас зависит, насколько быстро и легко ребенок будет расставаться с вами по утрам.

Возьмите за правило собираться в детский сад вместе с любимой игрушкой.

Если котенок или медвежонок будут радостно торопить малыша побыстрее собираться, рассказывать, что их ждут детки и воспитатели, ребенок охотнее и веселее будет выходить из дома.

Игрушку лучше тоже брать с собой в группу, потому что родной и знакомый предмет поможет ребенку привыкнуть к новой обстановке. Как бы напоминая ему о доме и маме.

Приблизительно через неделю или две можно попробовать оставить ребенка до обеда, и если все пройдет спокойно, то на дневной сон. Забирайте малыша сразу после сна, пока он не привык просыпаться в спальне детского сада, иначе он может решить, что мама забыла его забрать.

Обязательно выполняйте обещания: если сказали малышу, что заберете его после сна – не опаздывайте ни на минуту. Дети воспринимают опоздания как обман, и вы потеряете его доверие.

Не пугайтесь, если дома после детского сада поведение ребенка изменится. Он может стать агрессивным и перевозбужденным или вялым и апатичным, «позабыть» приобретенные навыки самообслуживания, может ухудшиться речь.

Создайте дома спокойную атмосферу: поменьше включайте телевизор, так как ребенок целый день находился в шумной обстановке, старайтесь по чаще выражать ему свою любовь, обнимайте, гладьте по головке.

Все вернется и восстановится, как только ребенок привыкнет и примет необходимость ходить в детсад.

Адаптация длится обычно 1-2 месяца, к концу этого периода ребенок станет спокойнее, хотя плакать при расставании, возможно, будет продолжать еще долго, но быстро успокаиваться, занявшись играми. Чтобы не доводить слезы до истерического плача, придумайте короткий ритуал прощания, обязательно целуйте перед расставанием малыша, помашите ему рукой в окно.

Если через 2 месяца ребенок не привык к саду, плачет в группе целый день, плохо ест – необходимо показать его психологу.

Адаптация ребенка к детскому саду – очень важный период в жизни малыша: он становится более самостоятельным, попадает в коллектив сверстников, учится играть и общаться.

Старайтесь быть с ним бережными, не торопитесь оставлять его в группе на весь день, так как он в силу возраста может не понять, почему папы и мамы долго нет, и испугаться.

Страх он может пронести через весь период дошкольного детства, что будет выражаться в нежелании идти в детсад, истериках.

Нужно ли обращаться к психологу

  Психолог в детском саду обычно наблюдает за привыканием малышей к обстановке и режиму детского сада, и, если что-то идет не так, беседует с воспитателями и родителями.

Но если вы чувствуете беспокойство за состояние своего ребенка, то можете сами попросить принять вас. Психолог расскажет вам обо всех тонкостях адаптации вашего малыша, даст советы по поведению дома, а так же поможет снять вашу излишнюю озабоченность и тревогу.

Источник: http://tvoiyapravda.ru/for-deti/detsk-sad/adaptaciya.html

Адаптация ребенка к саду

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке.

Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни.

Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду. Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.

Детям всех возрастов довольно таки непросто начать посещать дошкольное учреждение. Каждый из малышей проходит период адаптации к детскому саду. В этот период кардинальным образом меняется вся его жизнь.

В сложившуюся, привычную жизнь малыша в семье врываются изменения: отсутствие близких и родных, четкий режим дня, постоянное присутствие других детей, необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых, уменьшение количества персонального внимания.

Читайте также:  Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (купд)

Новая обстановка для малыша предстает как нервно-психическое напряжение, а также стресс, который не прекращается в первые дни ни на минуту. У малыша отмечаются изменения в период адаптации к детскому саду. Впервые дни, пребывая в детском саду, у каждого ребенка отмечаются сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, плач за компанию или постоянный приступообразный плач.

Яркими выступают проявления детских страхов. Малыш зачастую боится встречи с незнакомыми детьми, неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а также того, что родители о нем забудут, уйдя из сада.

Ребенок думает, что его предали и вечером за ним не придут, поэтому на фоне стрессового состояния у него вспыхивает гнев, вырывающийся наружу.

Придя утром в сад, малыш не дает себя раздеть, закатывает истерику, нередко бьет взрослого, который собирается его оставить.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными.

Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе.

Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана.

Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания.

Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика.

Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно.

Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

Адаптация ребенка к саду — рекомендации для родителей

В период адаптации к детскому саду кроха настолько ранима, что для детской агрессивности поводом выступает все. Нередки случаи проявления депрессивных реакций, заторможенности эмоций.

Первые дни в саду проходят без положительных эмоций, кроха очень расстроена расставанием с мамой, а также с привычной средой.

Если малыш и улыбается, то зачастую это реакция на яркий стимул или новизну (необычная игра, яркая игрушка).

Отрыв от матери для ребенка это стрессовая ситуация. Ребенок воспринимает детский сад, как новую ужасную обстановку с незнакомыми детьми, которым нет дела до него.

Чтобы в новых обстоятельствах продержаться, ему следует вести себя по-другому и не так, как дома. Однако не зная новой формы поведения и от того страдая, малыш боится сделать что-то не так.

Детский страх поддерживает стресс – отрыв от матери.

Адаптация мальчиков 3-5-лет к детскому саду проходит более тяжело, чем у девочек. В этот период мальчики болезненно реагируют на разлуку с матерью, поскольку очень сильно привязаны к ней.

Кризис трех лет, наслаивающийся на период адаптации ребенка к детскому саду, зачастую осложняет ее прохождение.

Одна часть детей — легко проходит адаптацию к саду, и негативные моменты у них исчезают на 3-й неделе, другие же сложнее, и адаптация затягивается до 2-х месяцев.

Если малыш не адаптирован по истечении 3-х месяцев, то такая адаптация относится к тяжелой и нуждается в помощи специалиста-психолога.

Особенно трудно приходиться тем малышам, которым не рассказывали о предстоящем посещении дошкольного учреждения и для них это неожиданность. Родители могут помочь своей крохе быстрее адаптироваться к новым условиям. Комплекс мер включает создание дома бережной обстановки, щадящей нервную систему ребенка.

Рекомендации для родителей по адаптации ребенка включают следующее:

— в присутствии малыша следует отзываться всегда положительно о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравится. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателей это делать легче;

— разговаривая о саде с крохой, необходимо рассказать еще кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный теперь сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;

— в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться очень долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.

В адаптационный период ребенка к саду родителям необходимо набраться терпения. Отрицательные эмоции непременно сменятся положительными, свидетельствующими об окончании данного периода. Некоторые малыши будут еще долго плакать при расставании, но это не свидетельствует о плохой адаптации. Если малыш успокаивается после ухода мамы спустя некоторое время, то привыкание идет хорошо.

Как адаптировать ребенка к саду

Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.

Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.

Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера.

Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей.

Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.

Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.

Адаптация ребенка к саду — советы психолога

Придумав родителям свою сказку о маленьком зайчике, который впервые пошел в садик, и как ему было немного страшно и неуютно, но потом появились друзья, и стало весело, позволит крохе увереннее шагать в дошкольное учреждение.

Психологи советуют проиграть эту сказку с игрушками. Ключевым моментом в сказке, а также в игре выступает возвращение мамы за малышом, поэтому пока этот момент не настанет — нельзя прерывать повествование.

Все это затевается с тем, чтобы кроха поняла: мама обязательно вернется.

Подмечено, что больше всего ребенок и родитель расстраиваются вместе при расставании. Как правильно организовать утро, чтобы и у мамы, и у крохи день прошел удачно, а главное спокойно?

Совет психологов: спокойная мама — спокойный малыш. Ребенку передается неуверенность мамы, и он расстраивается еще больше. И в саду, и дома необходимо разговаривать с малышом уверенно и спокойно.

Следует проявлять доброжелательную настойчивость утром при пробуждении, потом при одевании, а в дошкольном учреждении при раздевании. Разговаривать с малышом нужно не громким, но твердым и уверенным голосом.

Зачастую при пробуждении хорошим помощником является та самая любимая игрушка, которую малыш берет с собой в сад. Видя, что мишка «очень сильно хочет в сад», ребенок заразится хорошим настроением и его уверенностью.

Психологи советуют отводить малыша тому взрослому, с которым легче ему расстаться. Давно подметили, что ребенок может с одним из родителей расстаться достаточно спокойно, а с другим тяжело, продолжая страдать после его ухода. Важно обозначить и сказать ребенку, когда его заберут: после обеда, после прогулки, или как он поспит.

Крохе легче знать, что мама за ним придет после какого-то режимного момента, чем каждую минуту ждать ее. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания.

Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Чем дольше взрослые проявляют нерешительность, тем сильнее переживает малыш.

Нередко взрослые совершают серьезные ошибки, затрудняющие адаптацию.

Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:

— нельзя сердиться или наказывать малыша за плач дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в дошкольное учреждение. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Малыши этого возраста не умеют еще «держать свое слово». Лучше сказать крохе о своей любви и что обязательно заберете его;

— стоит избегать разговоров с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;

— нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;

— нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;

— нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.

Родители также нуждаются в психологической помощи, поскольку поступление в сад – это испытание не только для детей, а и для родителей, испытывающих сильное волнение.

Родителям необходимо быть уверенными в необходимости посещения детского сада, тогда малыш, видя уверенность мамы, адаптируется быстрее. Следует поверить, что ребенок на самом деле совсем не слабое создание и его адаптационная система выдержит, и он справиться.

Гораздо хуже, если ребенок совсем не плачет и зажат стрессом. Плач выступает помощником нервной системы, не давая ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детского плача и сердиться на малыша.

В тяжелых случаях можно воспользоваться помощью детского психолога, который расскажет родителям, как проходит адаптация, и уверит, что в саду работают действительно внимательные люди.

Зачастую родителям очень нужно знать, что их малыш быстро и легко успокаивается после их ухода, и эту информацию дает психолог и воспитатели, которые наблюдают за детьми в процессе адаптации. Взрослым также следует заручиться поддержкой от других родителей, чьи малыши посещают детский сад. Поддерживая друг друга, важно отмечать и радоваться успехам малышей, а также самих себя.

Источник: http://psihomed.com/adaptatsiya-rebenka-k-sadu/

Ссылка на основную публикацию