Как узнать больше о самооценке ребёнка с помощью методики «какой я?»?

Тест для родителей: проверьте, какая самооценка у вашего ребенка

Почему один ребенок растет жизнерадостным, уверенным в себе, легко заводит друзей, а другой — вечно испытывает неуверенность и с трудом сходится с людьми? Все дело в самооценке.

Представление о себе — оценка своих возможностей, качеств, места среди других людей — начинает формироваться в раннем детстве. Она напрямую зависит от семейной атмосферы, в которой растет ребенок. Так, у вечно недовольных родителей, занятых, в основном, собственными проблемами, дети обычно имеют заниженную самооценку.

В любящей семье, где малыша холят и лелеют, умиляются каждому шагу и бесконечно хвалят, у ребенка, напротив, часто формируется завышенная самооценка. И та, и другая крайность может плохо повлиять на качество жизни в будущем. Неуверенному в себе человеку трудно добиться успеха, признания.

Ну, а тот, кто слишком высоко себя ценит, часто сталкивается с проблемами в личных взаимоотношениях.

Посмотрите, какой я!

С трехлетнего возраста самооценка ребенка начинает складываться, с одной стороны, под воздействием похвалы, оценок взрослыми его достижений. С другой, — на нее влияет осознание своей самостоятельности. Ребенок пробует разные виды деятельности, и многое у него получается («я сам!«).

Для формирования собственного «я» малыша это важно — личный опыт успеха и признание достижений взрослыми. В этом возрасте он часто произносит: «Смотри, как я умею», ожидая одобрения со стороны родителей.

Интересно, что для возраста 3−4 лет нормой считается завышенная самооценка, но, становясь старше, ребенок должен учиться более реально оценивать себя.

Родителям дошкольников полезно знать, как ребенок воспринимает себя, чтобы иметь возможность скорректировать его представления. Пройдет немного времени, и он выйдет в «большую жизнь» — отправится в школу, где адекватная самооценка ему понадобится. Не только для того, чтобы наладить отношения, но и чтобы без страха включиться в учебу.

«Говорящие» признаки в поведении

Ребенок с заниженной самооценкой ✔ тревожен, не уверен в себе, обидчив, плаксив; ✔ недоверчив и всегда ожидает худшего, настроен на неудачу; ✔ стремится к уединению; ✔ нерешителен, боится, что не справится с новыми видами деятельности; ✔ плохо адаптируется к незнакомым условиям;

✔ переоценивает чужие достижения и не замечает своих успехов.

Малыш с адекватной самооценкой ✔ обычно не сомневается в себе; ✔ способен попросить окружающих о помощи; ✔ умеет принимать решения; ✔ может признавать ошибки в своей работе, поступках; ✔ не стесняется своих чувств;

✔ принимает себя и других такими, какие они есть.

Ребенок, с завышенной самооценкой ✔ считает, что он во всем прав; ✔ стремится управлять другими детьми; ✔ видит чужие слабости и ошибки, не замечая своих; ✔ старается обратить на себя внимание; ✔ агрессивен, когда не получает желаемого;

✔ не умеет быть благодарным.

Важные принципы

Что помогает сформировать и поддержать адекватную самооценку?

Ответственность. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Только выполняя посильные задачи, он сможет почувствовать себя умелым и полезным.

Инициатива. Поощряйте ее: если сын или дочь хотят вам помочь, позвольте, даже если результат не слишком устроит. Ребенок сотворил странный кулинарный «шедевр»? В следующий раз выйдет лучше, а сейчас пусть получит удовольствие от проделанной работы и похвалу.

Ошибки. Не стесняйтесь демонстрировать собственные промахи: ошибаются все — и взрослые тоже. Показывайте разумное отношения к успехам и неудачам: «У меня что-то не получилось, но ничего, в следующий раз сделаю по‑другому, и тогда у меня обязательно получится».

Анализ. Обсуждайте вместе с ребенком его неудачи, делая выводы. Важно проговаривать также и его достижения (обращая внимание на те способы и средства, которые помогли добиться желаемого). Так у ребенка будет развиваться умение планировать и оценивать собственные поступки.

Сравнение. Старайтесь сравнивать ребенка только с ним самим (тем, каким был вчера, будет завтра), но не с другими детьми. Для здоровой оценки своих возможностей нужно исходить из индивидуальных способностей и обстоятельств. Из-за привычки оглядываться на можно и потерять себя.

Оценка. Спрашивайте малыша, как бы он оценил себя, свой поступок или просто свой день. Можно даже ввести систему баллов или распечатать смайлики, яркие картинки («Превосходно», «Я молодец», «Упс!» и т. п.).

Похвала и наказание. Обращайте внимание на все поступки малыша и реагируйте на них соответственно: хвалите за хорошие и порицайте за плохие. Важно отделять поступок от личности. Ругайте за конкретные поступки, а не вообще (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»). Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть.

Поддержка. Сопереживайте, оказывайте помощь в исправлении ошибок, вдохновляйте на хорошие поступки, радуйтесь успехам. Покажите малышу, что признаете самые разные его чувства, даже когда не согласны с ним. Не оскорбляйте малыша, срывая на нем плохое настроение. Старайтесь выстроить доверительные отношения. Только так он сможет научиться уважать себя и других людей.

Тест: какая самооценка у ребенка?

Объясните малышу:

«Посмотри внимательно на лесенку.

Если на ней расставить всех детей, то на самых верхних ступеньках (покажите три верхние) окажутся самые хорошие дети: послушные, добрые, сильные, здоровые, и чем выше, тем они лучше.

На самых нижних ступеньках окажутся самые плохие, непослушные, злые и слабые дети, — чем ниже, тем они хуже. А вот на средней ступеньке (покажите ее) оказываются дети самые обычные, и не плохие, и не хорошие».

Задайте ребенку 2 вопроса:

  1. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?
    2. Как думаешь, на какую ступень тебя поставит мама? (Папа, бабушка, дедушка, воспитатель — кто-то очень близкий и важный).

Результаты теста

На какую ступеньку ребенок поставил себя? Это говорит об отношении к себе.

✓ Первая ступенька. Неадекватно завышенная самооценка. Если ребенок ставит себя на самый верх не раздумывая, говоря, что он «самый лучший», и при этом уверен, что и взрослые поместят его на ту же ступеньку, — у вас подрастает маленький воображала.

✓ Первая—вторая ступеньки. Высокая самооценка. После размышлений он ставит себя на высокие ступеньки, замечая, что все-таки иногда у него есть промахи («Я конечно очень хороший, но у меня не всегда получается помогать маме, потому что ленюсь»).

✓ Третья ступенька. Адекватная самооценка.
Малыш обдумывает задание и объясняет свой выбор, ссылаясь на реальные примеры и достижения. Значит, у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет анализировать свои поступки: «Я хороший, потому что я помогаю маме».

✓ Четвертая ступенька. Нестабильная самооценка.
«Я и ни хороший, и ни плохой, потому что бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика кричу)».

Это говорит о проблемах во взаимоотношениях в семье или с другими значимыми взрослыми. У ребенка нет уверенности в собственных силах, не хватает поддержки.

Он и сам не очень понимает, какой же он, — и не может поставить себе оценку.

✓ Пятая—шестая ступеньки. Заниженная самооценка
Малыш помещает себя вниз и аргументирует примерно так: «Я всегда делаю все плохо», «в садике и дома на меня всегда ругаются». Часто такая оценка носит ситуативный характер (поссорился с кем-то, не получается какое-то дело), — важно повторить тестирование в другой день.

✓ Седьмая ступенька. Низкая самооценка.
Он уверен: «Я плохой». Часто это связано с целым комплексом негативных воздействий (в семье, саду). Ребенок чувствует себя ненужным, нет людей, которые безусловно поддерживают, а ведь это как раз задача родителей.

Кстати!

Ребенка постарше (начиная с 6 лет) можно протестировать по самым разным сферам его жизни, предложив оценить себя в спорте, в учебе, в поведении и т. п.

На какую ступеньку, по мнению малыша, его поставит значимый взрослый? Это расскажет об отношениях с ним

Для нормального, комфортного самоощущения малыша (а оно связано с чувством защищенности), важно, чтобы он был уверен: кто-то из взрослых поставит его на самую высокую ступеньку.

Вот пример благоприятного расклада: ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку, а мама (или папа), по его мнению, помещает его на самую высокую. Аргументы такие: «Я не самый хороший, балуюсь иногда.

Но мама меня отправит наверх, потому что очень любит». Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует поддержку и полное приятие, а это необходимое условие для нормального развития.

Если разница в оценках (своей и взрослого) составляет более одной—двух ступеней, это говорит о трудностях во взаимоотношениях.

У ребенка может развиться гиперответственность, он будет стремиться доказать свою значимость и пытаться соответствовать высоким ожиданиям.

А это часто приводит к обесцениванию собственных достижений и агрессии к взрослому, если не удается добиться его похвалы. Малышу явно нужно уделять больше внимания.

Важно!

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности часто отказываются проходить тест, отвечая на вопросы: «Не знаю». Предложите ребенку оценить не себя, а свои игрушки. Возьмите несколько разного пола: с одной малыш ассоциирует себя, с другими — важных взрослых.

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/62964-test-dlya-roditeley-proverte-kakaya-samoocenka-y-rebenka/

Самооценка методика для подростков

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других.

Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации.

И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль.

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми.

Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими».

У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом.

Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Вот несколько советов, которые помогут вам не переступить порог заниженной самооценки (каждому раздается памятка).

Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти.

Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

Принимайте все комплименты и поздравления ответным “спасибо”. Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: “да ничего особенного”, вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу.

Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

Сформируйте список ваших положительных качеств и почаще к нему обращайтесь!

Упражнение ”Я в лучах солнца”(рефлексия). Переверните памятки, нарисуйте солнце, в центре круга напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков.

— Какие чувства вы испытывали, выполняя задание?

— С какими трудностями вы столкнулись? Как вы думаете, почему?

Я надеюсь, что вы периодически будете возвращаться к памятке и к “своему портрету в лучах солнца”. Положительные эмоции тесно связаны с понятием ”адекватная самооценка”. Успехов!

Адекватная самооценка – это объективная оценка себя и своих способностей, это основа успешной жизни, база для гармоничного, стабильного психологического состояния. Человек с адекватной самооценкой знает свои достоинства и недостатки, доволен собой, не склонен доказывать что-то окружающим, уважительно относится к себе, знает себе цену, умеет любить.

Поэтому так важно, чтобы в подростковом возрасте человек обрел правильные, неискаженные представления о собственной личности.

  • Уверенность в себе, вера в себя и свои силы
  • Решительность
  • Независимость от чужого мнения
  • Умение слушать и слышать себя
  • Понимание своих чувств и желаний
  • Собственное мнение, которое не страшно высказывать
  • Спокойное восприятие конструктивной критики
  • Способность противостоять стрессам и справляться с негативными эмоциями
  • Способность принимать решения и пользовать шансами
  • …и многое другое!
  • Подростковый возраст – сложное время для подростка, время бурных перемен во всех сферах жизни. Ещё не взрослый, но уже не ребенок, подросток направлен «во вне», и ищет поддержки, принятия и понимания у тех, кто его окружает.Подростковый возраст дается человеку, чтобы сформировать свою идентичность. При этом самооценка и Я-концепция еще неустойчивы, отвержение и критика переживается крайне болезненно.Тренинг по самооценке для подростков – это возможность в уютной и безопасной атмосфере приобрести и усвоить необходимые в жизни навыки.

    Как проходят наши занятия?

    Подростки будут участвовать в форум-театре, где смогут обсуждать, предлагать свои и услышать другие варианты выхода из проблемной ситуации; будут формировать свои приоритеты ценностей; познавать себя через арттерапию и ассоциативно-метафорические карты; смотреть и делать собственные видеопрезентации; отдохнут и наполнятся внутренней силой, благодаря техникам релаксации и визуализации; попробуют себя в роли лидера, выполняя групповые интерактивные упражнения.Наши занятия помогут ответить на вопросы «Кто я? Какой я? Чем отличаюсь от других?»Арттерапевтические техники, интерактивные методы, видеопросмотры, элементы психодраммы.psycenter.byThis message will be pushed to the admin’s iPhone instantly.Самооценка подростка позволяет ему занимать своё место в иерархии группы. В этом случае заниженная самооценка будет мешать социальной адаптации, самореализации, возникновению правильных стереотипов в будущей жизни, может нести негативное влияние на процесс учёбы, взаимоотношений с близкими и окружением.Само по себе формирование самооценки происходит в результате межличностного взаимодействия подростков между собой и с взрослыми. Правильное отношение взрослых к подростку будет помогать социальной адаптации в своей среде, повышать внутренний статус подростка, а как результат и его реальный статус в группе. Также в этот период закладываются не только собственные оценочные показатели, но и оценка окружающей среды, своих методов взаимодействия и уровня воздействия внешнего окружения на личность подростка.Как влияет общество на подростка в зависимости от его уровня самооценки?Общество влияет на всех нас, независимо от возраста, но в зависимости от наших внутренних оценок данного влияния оно получит различную внутреннюю реакцию.1. Мнение общества сталкивается с мощным сопротивлением-фильтром внутри человека (при слишком высокой самооценке, отрицание авторитетов, неприятие всего, что выходит за рамки представлений)2. Мнение общества принимается безоговорочно как истина, при низкой самооценке, действует как довлеющий механизм без включения сопротивления, нанося вред неокрепшей психике чуждыми установками.3. Мнение общества адекватно обрабатывается, делится на полезное и вредное. (При правильно заложенных родителями взглядах на влияние общества, внятной системе ценностей).Как пример можно привести курение в подростковом возрасте. Для многих «соска» — лишь атрибут «принятия стаей», «взрослости». Без влияния общественного мнения, без телевизионных героев, сосущих табачные палочки, без окружения в социуме, также сосущем «вонючие трубочки», подросткам без надобности курение в принципе.И тут вступает в ход самооценка и личный выбор — только зрелые в умственном отношении и самостоятельные психологически подростки способны самостоятельно принимать решения, без влияния стада. Это называется психологической устойчивостью.Адекватная самооценка – как это?В подростковом возрасте критерии самооценки могут показаться взрослому самыми абсурдными, тем не менее, важными для подростка. Критерии меняются с возрастом, и различны для обоих полов. Также выше способность адекватно оценивать других у девочек, что обусловлено многими факторами, в том числе и повышенным интересом к другим людям, большей внимательностью к деталям, более ранним пробуждением половой сферы. Также у девочек более развито критическое мышление по отношению к другим.Адекватная самооценка — оценка самого себя по отношению к другим на основании здравого сравнения способностей, качеств, поступков и результатов действий. Это способность критически относиться к себе, и без лишней эмоциональности оценивать других.Завышенная самооценка — чрезмерное завышение в оценках себяЗаниженная самооценка — чрезмерное занижение в оценках себяЧаще всего адекватно оценивают себя подростки, когда им помогают в этом родители, также при сформированных целях и задачах, чётких планах на будущее, профессионально ориентированные, занимающиеся спортом, достигающие результатов в соревнованиях, олимпиадах.Как завышенную, так и заниженную самооценку могут придавать подростку окружение и преподаватели. Самая важная роль в формировании самооценки лежит на родителях.С течением времени, и большим задействованием подростка в социальной среде, увеличением сферы общения, ростом количества интересов самооценка становится более разноплановой и сложной. За достаточно краткий период оценки подростка становятся на порядки сложнее, глубже и происходит переход к полной картине оценки себя и определения своего места в обществе и группе.В этот период происходит скачок в количественном объёме суждений о себе. Все сферы деятельности — учёба, спорт, внешность, способность общаться, отношение с окружающими, отношение и принятие в «стае-группе», место в иерархии группы, взаимоотношения с противоположным полом. Также формируются оценочные показатели: хорошо — плохо, красиво — некрасиво и так далее.Это период возникновения Амбивалентности — такое состояние противоречий, когда внутреннее ощущение расходится с общественным или навязываемым извне. Простой пример – моя мама всегда старалась навязать мне правильные с её точки зрения позиции и поведение. Но у неё были женские методы решения вопросов, которые совершенно не подходят мужчине. Таким образом получая противоречие между внешним и внутренним было очень сложно разобраться что правильно для меня.Для юношей в подростковом периоде весьма важно его место в иерархии класса, двора, секции, общежития и любой другой группы, где есть особи такого — же пола. Согласно расстановке иерархии подростки сидят за партами, участвуют в мероприятиях, выбирают себе роли в играх, получают повышенное или пониженное внимание противоположного пола, что опять же начинает влиять на самооценку и место в иерархии. Важны волевые, физические, коммуникативные, умственные качества.Также весьма важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для подростка мужчина может дать совет по методам взаимодействия или решению тех или иных проблем подростка. Желательно, чтобы это бы успешный человек, прошедший через подростковый возраст во взрослую жизнь с хорошим багажом. Чаще всего такие люди успешны во всех сферах социальной и личностной реализации. После решения и определения своего места в стае-группе у подростка решается масса проблем. Уважение и принятие в стае возможно после одной успешной драки с лидером, после достижения авторитета через спортивные достижения, в свою очередь через самоутверждение в учёбе юноше сложно завоевать авторитет в среде подростков. Успехи в музыке буду засчитаны только в случае принятия в группе той музыки, которую играет подросток. Скрипка и фортепиано отличные инструменты, но гитара будет более востребована, чем аккордеон или флейта.У девочек самооценка будет в основном строиться исходя из отношений с противоположным полом независимо от возраста. Также важно принятие в группе, отношения с подругами, круг общения и его интересы.На место подростка в иерархии будут очень сильно влиять навязанные обществом стереотипы. Вещи, музыка, наличие «крутого телефона» и прочие внешние атрибуты — очень важны в подростковом возрасте, но их значимость может быть отрегулирована правильным отношением родителей. Наличие предметов «как у всех» будет сильно беспокоить подростка, особенно, если родители придают вещам большое значение.Физический облик и самооценкаВсе подростки создают своё представление о желаемом внешнем облике, в основном на это мнение влияет окружение, а на окружение влияет телевизор. Именно так появляются поколения , у которых мнение о манере одеваться, причёска, лексике, физическом состоянии и привычках складывается под влиянием моды. Мода есть не что иное, как навязанная извне стереотипическая идея о том, что именно толпа-стадо должна покупать в каждом конкретном сезоне. Это бизнес на миллиарды долларов, и толпа послушно следует за поводырём. Как только человек понимает, что находится в состоянии белки в колесе, у него отпадает надобность в следовании за модой. В подростковом возрасте весьма сложно отказаться от мнения толпы. Некоторые подростки бросают вызов толпе, переодеваясь экстравагантно или необычно, вливаясь в другую толпу. Примеряя на себя различные маски, одежду, роли подросток ищет свой будущий облик, как модница примеряет на себя сто платьев перед выходом на улицу. Совершенно необязательно, что через год он будет одеваться так же, слушать то же самое и думать так, как сегодня. Либо мода изменится, либо эта маска надоест. Важно в таком случае научить подростка самостоятельно выбирать и роль и соответствующую этой роли одежду. Если вы не поможете это делать, то он или она будут экспериментировать самостоятельно и далеко не всегда это будет хорошим опытом.Подросток видит успешного человека с определённой внешностью и старается подражать ему внешне. Будет хорошо, если пример выбран удачно, подражание станет не только внешним, но и внутренним. Часто подростки копируют родителей, если родители достойны подражания – это замечательно. Вместе с внешним обликом будут скопированы и самооценка и методы поведения и решения вопросов.Половые отличия в самооценке.У девушек основным критерием является внешность, тогда как у юношей – эффективность тела и физическая форма. Здесь опять же мы видим влияние социума на ролевые функции.Результаты правильной самооценки в детстве и подростковом возрасте приводят к отличным результатам в жизни. Формируется уверенность в своих силах, настойчивость в достижении целей, правильное взаимодействие с противоположным полом, занятие своего места в иерархической лестнице общества. Уже не будет резких скачков в образовании, нарушений в психике и срывов.www.nadsoznaniem.ruТогда заходи и мы обязательно поможем!Внимание! В связи с большим количеством обрашений мы переехали на новый VIP серверЕсли сайт долго не загружается,

    Самооценка личности подростка

    Технология нового тысячелетия переживание единения с богом тренинг холотропное дыхание ощути себя живым! Самосознание и самооценка — самооценка подростка, — тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, — у тебя есть цель? Начни делать то, о чем мечтаешь! Уникальная методика в новом курсе! Курсовая работа по психологии! Курсовые от 600 руб!Дипломные от 5000 руб! Торопись заказать! , хотите управлять своими эмоциями? Получите бесплатные уроки курса эмоциональная скорая помощькрасивое женское тело: мнения как полюбить себя такой, какая ты есть? Читайте обсуждения на: , классный час самооценка личности. Классный, классные часы, самооценка, личности, развитие личности, подростка, девочки. Личность подростка — кто и что — самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств, самооценка личности подростка секреты уверенности в себе.Бесплатный видео-курс. Доступ ограничен. Личность подростка — самооценка. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки, самооценка подростка самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной.Тесты для подростков. Изучение — изучение самооценки личности. Выявление адекватности самооценки основано на сравнении — , самооценка подростка | мир успеха самооценка подростка. самооценка личности или кто кого: жизнь вас, или вы ее : )самооценка, низкая самооценка. Помощь психолога в диагностике и коррекции самооценки личности, подростка, ребенка. Уверенность подборка вебинаров на тему: уверенность-бесплатно. Классный час самооценка личности. Классный час самооценка личности подростка. И ваша самооценка личности, самооценка личности подростка. Родителям всегда следует помнить: достигает успеха в жизни тот, кто обладает высокой.

Источник: http://stokey.ru/psihologija-muzhchin/433-samoocenka-metodika-dlja-podrostkov/

Исследование уровня самооценки младших подроcтков

В условиях кризиса ценностных и нравственных ориентиров, в ситуации высокой социальной нестабильности, для большинства людей теряются ориентиры, в опоре на которые личность вырабатывает стандарты, свои собственные «значимые маяки».

Следовательно, необходимы сознательно организованные формы деятельности и общения, направленные на то, чтобы оказать психолого-педагогическое влияние на процесс формирования и коррекции самооценки личности подростка.

Поэтому сегодня особенно актуально исследование самооценки у детей младшего подросткового возраста.

Cамооценка — это оценка личноcтью cамой cебя, cвоих возможноcтей, качеcтв и меcта cреди других людей. Cамооценка влияет на развитие личноcти человека и эффективноcть его деятельноcти. Оcобенноcти cамооценки влияют и на эмоциональное cоcтояние, и на cтепень удовлетворенноcти cвоей работой, учебой, жизнью, и на отношения c окружающими [1].

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростки претерпевают гормональные изменения, у них появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир. Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

Несомненно, мы можем отметить, что все вышесказанное способствует становлению у подростков такого явления, как самооценка [2].

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей требует со стороны взрослых создания системы условий для формирования психологической безопасности общения в подростковом возрасте [3].

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, изучающие особенности этого возраста. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочее [4].

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. Самооценка в подроcтковом возраcте характеризуется непоcтоянcтвом; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что завиcит от многих факторов, в чаcтноcти, от окружения подроcтка и его личных cуждений, от его внешнего вида и оcобенноcтей полового cозревания.

В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [5].

Опытно-экcпериментальная работа по изучению заявленной тематики проходила в неcколько этапов: поиcково-подготовительный; теоретичеcкий; опытно-экcпериментальный; контрольно-обобщающий этап.

В психолого-педагогическом исследовании принимали участие 45 обучающихся 6 классовМОУ Гимназия им. К. Орфа, с.Варна Челябинской области.

В 6 классах 45 учащихся из них 26 мальчиков и 19 девочек. Составы классов по возрасту в основном одинаковы. Большая часть детей воспитывается в полных семьях, хотя у некоторых есть отчимы, мачехи. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.

Сложившиеся коллективы 6 классов являются активными, энергичными коллективами. Основная масса ребят добросовестны, старательны и ответственны. Активно участвуют во всех общешкольных, классных и внеклассных мероприятиях, посещают различные кружки и спортивные секции. Класс управляем и обучаем. В классах 4-отличника; 15-хорошистов; 26 человек учатся на «3» и «4»;

Для опытно-экспериментального исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси); «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан); «Какой Я?» (Р.С. Немов) [6].

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси).

Рисунок 1 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси) 

Проведённый анализ по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси) показал, что у 32% испытуемых (8 чел.) низкий уровень самооценки. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач.

При заниженной самооценке человек характеризуется чрезмерной неуверенностью в себе.

Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество [6].

Средний уровень самооценки у 56% испытуемых (14 чел.). Люди с таким уровнем самооценки правильно соотносят самооценку со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе.

Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям.

Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

У 12% испытуемых (3 чел.) высокий уровень самооценки.

Люди с высоким уровнем самооценки гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод.    А.М. Прихожан).

Рисунок 2 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан) 

Анализ проведённый по результатам методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан) показал, что у 40% испытуемых (10 чел.) низкий уровень самооценки.

Люди с низким уровнем самооценки оценивают свои возможности ниже реальных возможностей личности. Это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе [6].

У 48% испытуемых (12 чел.) средний уровень самооценки. При среднем уровне самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе.

Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям.

Такой уровень самооценки является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Высокий уровень самооценки у 12% испытуемых (3 чел.). При высоком уровне самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и способностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.

Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватной — чисто эмоциональным.

Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда — как заниженная.

Неуспех представляется как следствие чьих-то козней, или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Какой Я?» (Р.С. Немов).

Рисунок 3 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Какой Я?» (Р.С. Немов) 

Проведённый анализ по результатам методике диагностики «Какой Я?»      (Р.С. Немов) показал, что у 28% испытуемых (7 чел.) низкий уровень самооценки. Люди с таким уровнем самооценки крайне неблагополучны в развитии личности.

За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий [7].

У 60% испытуемых (15 чел.) был выявлен средний уровень самооценки. Люди с таким уровнем самооценки правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле

12% испытуемых (3 чел.) испытуемых обладают высоким уровнем самооценки. Это указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Высокая самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Распределение показателей самооценки младших подростков по трем методикам: «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси), «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан), «Какой Я?»      (Р.С. Немов). 

Рисунок 4 – Распределение показателей самооценки младших подростков по трем методикам: «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси), «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан), «Какой Я?» (Р.С. Немов). 

Проведя количественный и качественный анализ результатов по трём методикам, мы пришли к следующим выводам: 33,40% испытуемых имеют низкий уровень самооценки, 54,60% — средний уровень, а 12% испытуемых высокий уровень самооценки.

Таким образом, самооценка – сложное личностное образование, которое характеризуется непостоянством в подростковом возрасте; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что зависит от многих факторов, в частности, от окружения подростка и его личных суждений, от его внешнего вида и особенностей полового созревания.

Исходя из полученных результатов психолого-педагогического исследования, можно говорить о том, что самооценка младших подростков нуждается в психолого-педагогической коррекции, посредством реализации специально разработанной программы.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56093.htm

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)

Глава 2. Экспериментальное изучение гендерных особенностей самооценки старших дошкольников
^ Данное эмпирическое исследование проводилось в МДОУ Старомаинский детский сад «Солнышко».

Общий объем выборки составляет 18 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них – 9 мальчиков и 9 девочек. Список участников эксперимента представлен в приложении.

Исследование носило констатирующий характер и проводилось с ноября 2010 года по февраль 2011 года.

Цель исследования заключалась в определении гендерных особенностей самооценки старших дошкольников.

Исходя из цели, мы поставили ряд задач:

  1. Разработка программы диагностики обследования детей по определению особенностей самооценки детей.
  2. Апробация программы.
  3. Представление и анализ данных эмпирического исследования.

Психодиагностический инструментарий. В работе использовались следующие методики: методика «Лесенка», автор В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя» авторы А.М. Прихожан, З. Василяускайте; методика «Какой я?» автор Р.С. Немов; Опишем выбранные методики.

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка» автор В.Г. Щур.

Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества.

Обследуемым предлагалось на изображении лестницы в семь ступеней отметить фишками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний (такой уровень развития этих качеств, какой бы их удовлетворил).

Кроме оценки, данной детьми самим, себе предлагалось отметить другими фишками свое место с позиции окружающих его людей: сверстников, родителей, воспитателей.

Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом себе. Данная методика является модификацией техники шкалирования, представленной в графической форме.

Методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте.

Данная методика является проективной методикой изучения личности детей старшего дошкольного возраста. Методика основана на предложении детям нарисовать три рисунка определенными цветными карандашами.

На первой странице – отмечается имя, возраст ребенка, пол; на второй – необходимо нарисовать «плохого мальчика» или «плохую девочку» черным и коричневым карандашами; на третьем – «хорошего мальчика» или «хорошую девочку» синим и красным карандашами, на четвертой – себя, «Я», всеми цветами, предложенными за все исследование.

Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста.

Методика «Какой я?» автор Р.С. Немов.

Данная методика направлена на определение способности детей к самооцениванию по таким качествам, как хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный.

Ребенку в индивидуальной беседе задается 10 вопросов по данным качествам, на которые он может ответить: — да (присваивается 1 балл), — нет (присваивается 0 баллов), — не знаю и иногда (присваивается 0,5 баллов). После ответов на вопросы определяется общее количество баллов, которое соотносится со следующими показателями.

10 баллов – очень высокий уровень,8-9 баллов – высокий уровень,4-7 баллов – средний,2-3 балла – низкий уровень,0-1 балл – очень низкий уровень.Данные, полученные в ходе методик, подвергались количественному и качественному анализу.

^

После проведения методики «Лесенка» были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты определения типа самооценки по методике «Лесенка»

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Имя ребенка Тип самооценки Имя ребенка Тип самооценки
Виталий М. ЗС Полина П. АС
Антон Л. АС Маша Б. АС
Арсений Б. АС Варя К.. НЗС
Антон Д.. ЗС Даша К. ЗС
Денис С. ЗС Ангелина К. АС
Тимур Г. ЗС Полина Ф. НЗС
Вова Т. ЗаС Наташа Л. ЗС
Данил Д. ЗаС Маша Н. ЗС
Леша И. АС Лера Ц. ЗС

^

ЗС – завышенная самооценка;

АС – адекватная самооценка;

ЗаС – заниженная самооценка;

НЗС – неадекватно завышенная самооценка.

Полученные данные можно представить графически.

Диаграмма 1.

Распределение типов самооценки между мальчиками и девочками

^

ЗС – завышенная самооценка;

АС – адекватная самооценка;

ЗаС – заниженная самооценка;

НЗС – неадекватно завышенная самооценка.

Как видно из таблицы 1 и диаграммы 1 завышенная и адекватная самооценка преобладает и у мальчиков и девочек, причем количество по типам самооценки совпадает (у 4 мальчиков и 4 девочек – завышенная самооценка, у 3 мальчиков и 3 девочек – адекватная самооценка). У остальных детей результаты не совпали.

В группе мальчиков есть дети с заниженной самооценкой, но нет детей с неадекватно завышенной самооценкой. В группе девочек наоборот: 2 девочки имеют неадекватно завышенную самооценку, но нет заниженной самооценки.

Во время исследования по методике «Лесенка» нами было выявлено, что значимыми критериями для всех детей старшего дошкольного возраста (и мальчиков, и девочек) в данной выборке являются все перечисленные выше личностные качества: доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества; старание.

В предоставленной группе детей наибольшая зависимость была выявлена между самим ребенком и взрослыми (родителями), наименьшая – между ребенком и сверстниками.Также необходимо отметить, что в таких качествах как здоровье, сила и смелость проявлялась зависимость личных оценок мальчиков от того, как они думали их, оценят сверстники.

Видимо, в данной группе детей среди мальчиков наибольшую значимость имеют именно эти личностные качества. У девочек эти качества больше зависели от мнения родителей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди группы девочек имеется тенденция к завышенной самооценке. Девочки оценивают себя выше по всем параметрам диагностики.

В группе мальчиков имеются различные типы самооценки, кроме неадекватно завышенной, некоторые из них даже занижают собственную самооценку.Необходимо отметить, что большинство девочек при выполнении заданий ставили себя на самую высокую ступеньку и объясняли свой выбор тем, что они очень хорошие, но иногда не хотят заниматься или слушаться.

Две девочки категорично заявили, что они хорошие и не дали объяснение этому факту. По мнению девочек и родители их оценивают достаточно высоко, но фигурку при этом расположили на ступеньку ниже.В группе мальчиков поведение большинства детей совпало с девочками, но двое мальчиков показали результаты соответствующе заниженной самооценке. Они ставили фигурки на самые нижние ступени, старались не объяснять свой выбор.

После проведения методики «Нарисуй себя» были получены следующие данные.

Среди мальчиков 7 детей тщательно прорисовывали портреты, особенно автопортреты, и при рисовании себя использовали «хорошие» цвета, что говорит о положительном отношении к себе и о достаточно высокой самооценке. У 3 мальчиков размер автопортрета, по сравнению с другими рисунками больше, это указывает на высокую самооценку ребенка.

У 4 мальчиков размер автопортрета такой же, как и размер рисунка «хорошего мальчика», что указывает на желание быть хорошим, положительным, и соответствует адекватной самооценке.Рисунки трех других мальчиков указывают на наличие низкой самооценки. Размеры автопортретов этих детей меньше предыдущих рисунков.

В автопортрете были использованы только цвета рисунка «плохого мальчика», данная характеристика указывает на негативное отношение ребенка к себе, проявление конфликта с собой, неуверенности. Среди девочек 6 детей достаточно детально прорисовывали рисунки.

Размеры автопортретов этих девочек сходны с размерами рисунка «хорошей девочки», что указывает на положительное и хорошее отношение детей к себе. Кроме этого, использованная цветовая гамма и повторение деталей в автопортрете (голова, костюм) также относится к «хорошей девочке».

Таким образом, у данных девочек отмечается адекватная, несколько завышенная самооценка.У 4 девочек наблюдалась тщательная прорисовка деталей рисунка, его закрашивание указывает на положительное отношение к себе, что является признаком высокой самооценки.

Размер автопортрета немного больше двух предыдущих рисунка, также в автопортретах этих девочек присутствует прорисовывание новых платьев, что свидетельствует о достаточно высокой завышенной самооценке.Полученные данные можно представить в виде диаграммы 2.

Диаграмма 2.

Результаты методики «Нарисуй себя»

^

ЗС – завышенная самооценка;

АС – адекватная самооценка;

ЗаС – заниженная самооценка.

Таким образом, результаты проведенной методики указывают на то, что девочкам свойственна высокая и завышенная самооценка. У некоторых же мальчиков наблюдается заниженная самооценка.

После проведения методики «Какой я?» были получены следующие данные, представленные в таблице 2.

^

Результаты определения типа самооценки по методике «Какой я?»

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Имя ребенка Тип самооценки Имя ребенка Тип самооценки
Виталий М. высокая Полина П. средняя
Антон Л. средняя Маша Б. средняя
Арсений Б. высокая Варя К.. очень высокая
Антон Д.. средняя Даша К. средняя
Денис С. средняя Ангелина К. средняя
Тимур Г. средняя Полина Ф. высокая
Вова Т. низкая Наташа Л. высокая
Данил Д. очень низкая Маша Н. средняя
Леша И. средняя Лера Ц. средняя

Полученные данные можно представить графически.

Диаграмма 3.

Распределение типов самооценки между мальчиками и девочками

^

В – высокая самооценка;

Ср – средняя;

Н – низкая;

Оч.н – очень низкая;

Оч.в – очень высокая.

Таким образом, у мальчиков преобладает средняя или адекватная самооценка, но присутствует низкая самооценка. У девочек же низкой самооценки не отмечено, наоборот имеется завышенная самооценка. Кроме того, анализируя ответы детей, необходимо отметить, что девочки чаще давали категоричные утвердительные ответы («всегда честная», «всегда аккуратная» и т.д.

), что может свидетельствовать о недостаточной самокритичности. У мальчиков таких ответов практически не встречалось.

Таким образом, на основании данных полученных после проведения всех экспериментальных методик, можно сделать вывод о том, что девочки склонны завышать собственную самооценку.

Они стараются оценивать себя очень высоко по всем предлагаемым параметрам, причем оценивания себя они всегда характеризуют себя положительно и категорично, что указывает на неадекватно завышенную самооценку. У мальчиков более адекватное оценивания себя, причем у некоторых наблюдается заниженная самооценка и неадекватно отрицательное восприятие себя.

Мальчики более неуверенно отвечали на задания и длительнее обдумывали свой выбор.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех девочек в данной выборке достаточно высокая самооценка, с преобладанием неадекватно завышенной самооценки, что отличает их от мальчиков. Это обстоятельство указывает на наличие гендерных особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста.Исходя из этих данных, мы не можем судить до конца ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки. Также можно говорить о необходимости выяснения причин заниженной самооценки у мальчиков и, по возможности, ее коррекции. Эти обстоятельства являются главными для определения направления и целей дальнейшего исследования.

Источник: http://shkolnie.ru/pshologiya/105161/index.html?page=3

Ссылка на основную публикацию