Как заинтересовать ребенка чтением

10 нескучных способов, как увлечь детей чтением

Несмотря на то что сегодня практически каждый носит в своём кармане большую часть всемирной библиотеки, общий уровень грамотности, эрудиции и кругозора детей не увеличивается. И здесь мы снова сталкиваемся с вечным вопросом: «Что делать?».

И это вовсе не риторический вопрос. Необходимо показать детям, что от чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции.

Алихан Динаев по мотивам исследования филолога и педагога Евгении Абелюк и на основе личного опыта рассказывает о десяти эффективных приёмах.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Читайте детям вслух

И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.

При этом надо не бубнить что-то несвязное себе под нос, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова ребёнка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.

Если автор пишет, что герой прокричал, — кричите, если он прошептал — сделайте то же самое! А если он воет — то почему бы на несколько секунд не разыграть роль волка при свете луны?

Вам кажется это смешным? Да, так оно и есть. Но кто сказал, что если это выглядит комичным, то это плохо? Поверьте, дети будут в полном восторге, а их искренний и заразительный смех будет разливаться по всему дому. Автор этих строк успешно испробовал этот метод на своих племянниках.

Он одинаково захватывает и 11-летнего пятиклассника, и 7-летних девочек, и даже 2,5-летнего мальчика, который, проявляя чудеса выдержки, почти 15 минут увлечённо слушал историю из книги «Чарли и шоколадная фабрика».

А когда его дедушка начал громко расспрашивать о том, что все они здесь делают, ещё толком не умеющий говорить ребёнок поднёс указательный палец ко рту и произнёс: «Тссс!»

3. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь

Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода.

То же самое можно сделать и в чтении книг: ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось.

Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он уже на следующее утро будет разыскивать книжку и читать её сам.

Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги.

Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво.

А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон.

Это, пожалуй, ключевой совет. Родители сами должны читать. В противном случае вероятность, что их дети увлекутся чтением, крайне мала. Пусть дети с ранних лет регулярно видят вас с книгой в руках, читают и изучают вашу домашнюю библиотеку.

Нет ничего плохого в том, чтобы читать не классические бумажные книги, а электронные. И если уж телефон стал естественным и неотъемлемым продолжением рук ваших детей, то пусть используют его с пользой.

Предложите им скачать, например, приложение Bookmate («Букмейт»). Это не просто программа для чтения с огромной библиотекой.

Это ещё и настоящая социальная сеть для любителей книг, где они могут находить себе новых друзей, делиться впечатлениями и обмениваться книжными полками.

7. Проводите параллели между героями и собой, находите общее и отличное

Сравнивайте литературных персонажей с собой, родными, знакомыми и, конечно, с самим ребёнком. Задайте ему вопрос: «Чем ты похож на Маленького принца? А чем ты отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, встретив Лиса?» Эти и подобные вопросы подогревают интерес к содержанию романа, рассказа или сказки.

В хорошей книге всегда есть место загадкам. А уж если школьник читает, например, Жюля Верна, то они там почти на каждой странице любого произведения. Но можно задавать себе и другие вопросы. Как поднять Обломова с дивана? Как помочь Муму сбежать от Герасима и спасти её от смерти?

Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают. Картинки, рисунки, графика — все это может оказать большую помощь.

И если вашему ребёнку не интересен даже «Гарри Поттер», то он вряд ли откажется от той же книги, изданной недавно с иллюстрациями британского художника Джима Кея. Его рисунки поразили даже Джоан Роулинг.

Они настолько красивые, яркие и захватывающие, что их всё время хочется разглядывать и изучать. Они заинтересовывают и увлекают, давая простор фантазии и воображению. А это то, что нам нужно.

Многим книгам, конечно, все возрасты покорны. Но если вы хотите именно заинтересовать ребёнка чтением, то «Денискины рассказы» Виктора Драгунского или «Путешествие вокруг света за 80 дней» того же Жюля Верна будут в числе лучших примеров.

Но если ваш 15-летний сын говорит, что не хочет читать романы, написанные «давно умершими седыми и бородатыми стариками из позапрошлого века», то посоветуйте ему, например, книгу «Изгои» — недавно впервые переведённую на русский язык классику американской литературы.

Её автор Сьюзан Хинтон написала «Изгоев», когда ей было 18 лет (начала писать ещё в 15), а главным героям романа — от 14 до 20 лет. Несмотря на юный для писателя возраст, книга Хинтон стала бестселлером, общий тираж которого более 20 миллионов экземпляров.

Источник: https://mel.fm/blog/alikhan-dinayev/63182-10-neskuchnykh-sposobov-kak-uvlech-detey-chteniyem

Как заинтересовать ребёнка чтением

Инструкция

Старайтесь сделать так, чтобы компьютерные игры и телевизор минимально присутствовали в жизни ребенка.Прививайте ему любовь к книгам с раннего детства – даже когда малыш еще не умеет читать, он с удовольствием будет разглядывать картинки в детских книжках, трогать страницы и слушать сказки, которые ему читают родители.

Недостаточно просто читать ребенку книги вслух – он должен выработать навыки быстрого чтения, чтобы читать книги самостоятельно. Для выработки этого навыка используйте летнее время года, когда и у вас, и у ребенка будет больше свободного времени для осваивания новых горизонтов.

На природе, на даче, на курорте или оставшись дома, читайте с ребенком книжки, доступные для его возраста и понимания.

Ребенку должна быть интересна книга, которую вы читаете – подбирайте книжки так, чтобы они соответствовали интересам ребенка. Начните читать и заинтересуйте ребенка сюжетом.

Как только сюжет подойдет к самому интересному месту, скажите, что вы устали, и предложите ребенку почитать вам вслух.

Оставляйте ребенка наедине с книгой как можно чаще, остановив чтение на самом интересном месте. Любопытство возьмет свое, и малыш начнет читать самостоятельно.

Читайте интересные детские книги по ролям – выберите книгу, в которой есть два главных героя, и в которой подробно описаны их диалоги. Распределите роли между собой и ребенком. Он воспримет такое чтение как увлекательную игру. Обязательно похвалите ребенка за чтение – это мотивирует его на дальнейшие действия.

Также стимулировать ребенка на чтение можно, предложив ему читать книгу по очереди. Читайте две главы, а затем дайте ребенку прочитать третью.

Если ребенок не проявил интереса к книге, попробуйте взять другую, которая заинтересует его больше. Спросите у ребенка, на какую тему ему хотелось бы услышать и прочитать историю. Не делайте чтение слишком длительным – делайте перерывы.

Ребенку нужно привыкнуть к новой мыслительной активности. Всегда хвалите и поощряйте ребенка. Вы можете придумать для него самодельные медали и ленточки с баллами за успехи в чтении.

И конечно, подавайте ребенку собственный пример – он должен видеть, что родители с удовольствием и с интересом читают книги.

Родители, стремясь обучить малыша чтению как можно раньше, частенько забывают о том, что мотивация гораздо важнее технического навыка.

Нужно, чтобы ребенок любил читать, а умеет ли он это делать – не столь значимо, поправимо. Сначала постарайтесь увлечь чтением, привить любовь к нему.

Инструкция

Чтобы ваш ребенок полюбил книги, попробуйте увлечь его словесным творчеством, языком до того, как он научится читать. Поиграйте с ним в игру «Отгадай-ка!» К примеру, так: «Это напоминает кусок сыра — что это?» (Месяц); «Они похожи на сверкающие искорки» (Снежинки); «Кто такая рыжка?» (Белка: она же не белая, а рыжая!).

Придумывание слов, которых нет в языке, сравнения — это художественные средства, используемые писателями. Ребенок, освоивший их, еще до начала самостоятельного чтения будет чувствовать себя в мире книг как дома.Не упустите время, когда ребенок увлеченно и настойчиво стремиться знакомиться со всем новым: игрушка, книга.

Для малышей приобретайте книжки с крупным шрифтом, красивыми и реалистичными иллюстрациями. Восприятие сюжета и словесного мастерства тесно связаны с впечатлением, которое производят любимые всеми детьми картинки. Если вы не можете с ходу определить, кто изображен на картинке – собачка или мышь, отложите это экземпляр.

Сделайте так, чтобы книги в доме были всегда доступны ребенку.

Оборудуйте специальное место, небольшой стеллаж или шкаф, который малыш мог бы самостоятельно использовать (доставать и складывать в него книжки) в любое время.

Даже когда ваш ребенок научился читать сам, продолжайте читать ему вслух. Совместное с малышом чтение – процесс творческий и увлекательный, пусть на мгновение, возвращение в мир собственного детства.

Читая, вспомните о важном позабытом деле, остановитесь на «самом интересном» месте и предложите ребенку продолжить самостоятельно.

Освободившись, расспросите о том, что же произошло дальше (вам ведь тоже очень интересно узнать).

Заведите традицию вместе читать на ночь, в дороге, путешествии, в очереди в детской поликлинике. Делитесь с ребенком мыслями о прочитанном, обсуждайте поступки героев (почему тот или другой поступил так, а не иначе; чем бы все закончилось, если бы…).

Посоветуйте ребёнку прочесть любимую книгу вашего детства, сравните ваши впечатления.

Сходите вместе в книжный магазин. Купите книгу, которую ребенок выберет сам, даже если это будут комиксы.

Не заставляйте его читать книги только по вашему выбору или школьной программе.

Будьте главным заразительным примером для ребенка – читайте сами.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-16421-kak-zainteresovat-rebyonka-chteniem

Как заинтересовать ребенка чтением?

С появление планшетов и компьютеров, а вместе с ними и разнообразных красочных, интересных игр, проблема чтения стала для детей школьного возраста особенно острой.

Все реже дети интересуются чтением, им скучно, не интересно, чтение книг требует усидчивости и сосредоточенности, которые дети зачастую попросту не хотят проявлять.

Кроме того, у большого количества детей в голове образовался своеобразный блок: в школе заставляют читать книги, а значит, они не могут быть интересными.

Вместе с тем, чтение формирует кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, способствует развитию фантазии.

Ребенок читает книгу и как бы смотрит на мир глазами другого человека, а значит, учится смотреть на ситуацию под разными углами, лучше понимать людей, ставить себя на их место. Без чтения, в конце концов, не получить 5-ку в школе.

Это, впрочем, не должно обозначать, что читать нужно обязательно из-под палки, заставлять, настаивать и произносить заветное «никакого компьютера, пока не прочитаешь 2 главы».

Задача школы и родителя – не только научить ребенка чтению, но и заинтересовать книгами. К сожалению, школы зачастую не справляются с задачей. Научить учителя могут, а вот привить любовь к книгам намного сложнее. Зачастую, родителям приходится брать контроль над ситуацией в собственные руки. BrainApps расскажет, как заинтересовать ребенка чтением.

Когда ребенок должен начинать читать?

Чтобы не задаваться вопросом о том, как заинтересовать ребенка и научить читать с интересом, начните знакомство с книгами в раннем возрасте.

Ребенок должен понимать, что книга – неотъемлемый атрибут жизни каждого человека, и его жизни в частности. Пока ребенок еще не умеет читать, он может играть с книгами вместо игрушек.

Главное – вовремя привить уважение к книге, что нельзя мять страницы, рвать, рисовать, портить.

Пусть книги будут в свободном доступе, там, где малыш сможет до них дотянуться. Не забывайте читать ребенку перед сном, дети стремятся подражать взрослым, а значит, для полной заинтересованности, ребенок должен как можно чаще видеть вас с книгой в руках.

Выбирайте интересные книги, интересуйтесь тем, что нравится вашему ребенку.

Взрослые люди, любящие читать, в детстве, как правило, хотели как можно скорее научиться чтению, чтобы читать можно было самостоятельно, в любом количестве, вне зависимости от родителей.

6 советов, как заинтересовать ребенка чтением

1.    Совмещайте чтение с актерской игрой

Когда вы читаете ребенку книгу, постарайтесь отказаться от невнятного бубнежа и невыразительных интонаций. Такое чтение навивает скуку, хочется зевать и поскорее сменить занятие на что-нибудь более увлекательное. Делайте паузы, ударения, выделяйте слова голосом.

Озвучивайте героев, говорите то тонким голоском, то внушительным басом. Проявите актерские способности! Незачем стесняться ребенка. Такое чтение действительно заинтересовывает ребенка и одинаково хорошо работает на детях любого возраста, от дошкольников до пятиклассников.

2.    Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер

Если вы когда-нибудь с интересом читали книгу, или смотрели сериал, то наверняка знакомы с таким понятием, как клиффхэнгер. Глава, или серия сериала заканчивается напряженным событием, неожиданным поворотом, хочется как можно скорее узнать, что же будет дальше.

Так создатели сериалов подогревают интерес к следующей серии, а авторы книг заставляют читателей перелистывать страницу и начинать следующую главу. Используйте этот прием, когда читаете ребенку.

Чувствуете, что повествование подходит к кульминационному моменту, вот-вот, произойдет что-то, что изменит судьбу персонажа? Перестаньте читать. Отложите книгу, скажите ребенку, что дальше читать вы будете завтра.

Как правило, детям настолько интересно узнать, что же будет дальше, что они пытаются начать читать самостоятельно. В педагогике такой метод называется методом Кассиля.

Читайте также:  Физическое развитие ребёнка

3.    Предоставьте право выбора ребенку

Сегодня дети читают не так охотно, как читали дети 10-20 лет назад. Это проблема не только родителей, но и книжных издательств. Поэтому, со своей стороны они делают все возможное, чтобы привлечь юных читателей: иллюстрации на страницах, яркие, привлекающие внимание обложки.

Дайте ребенку выбрать книгу самостоятельно. Сходите в книжный магазин, а затем не подгоняйте, дайте возможность походить между книжными рядами, все разглядеть, подержать понравившиеся экземпляры в руках.

Либо посетите библиотеку, возможно, ребенку понравится особенная атмосфера и красота бесчисленных книжных рядов.

4.    Покажите, что читать можно с любимого гаджета

Современные дети привыкли всегда держать в руках телефон или планшет. Их уже почти не привлекает шелест страниц, запах типографии, и это совершенно нормально. Научите ребенка пользоваться мобильными приложениями для чтения, возможно, так читать будет комфортнее и привычнее. В конце концов, какая разница, обычная книга или электронная книга, если ребенок ее читает?

5.    Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы

Некоторым малышам бывает сложно сопереживать героям, а значит, и интересоваться в полной мере сюжетом.

Это все какие-то непонятные, далекие от него персонажи, почему ему должно быть интересно? Пока вы читаете книги, в процессе чтения попробуйте задавать ребенку вопросы: нравится ли ему персонаж? На кого он похож из родственников или друзей? Чтобы сделал ребенок, окажись на месте героя повествования? Проявите инициативу, попробуйте провести параллель между персонажами и людьми, которых ваш юный читатель знает. Как только ребенок поймет, что персонажи книги намного ближе к нему и людям, которые его окружают, читать станет интереснее.

6.    Выбирайте книги с красочными иллюстрациями

Нет, это вовсе не значит, что ребенок будет рассматривать картинки в книге вместо того, чтобы заниматься чтением. Маленькому читателю намного проще погрузиться в сюжет или атмосферу книги, если он может подсмотреть, как все выглядело.

Ребенок видит места, главных героев, пейзажи, ему проще представлять, что же происходит.

Как мы уже говорили, книжные издательства сегодня заинтересованы в привлечении маленьких читателей, поэтому даже если речь идет о Гарри Поттере, возможно найти издание с красочными, изумительно проработанными иллюстрациями.

Если ничего не помогает. Еще несколько способов, как приучить ребенка к чтению

1.    Читайте по ролям

Если вы видите, что вашего собственного чтения не достаточно, чтобы заинтересовать чадо, пусть ребенок читает книгу вместе с вами. Вы можете читать диалоги по ролям, или, например, вы читаете авторскую речь, ребенок – прямую.

2.    Поставьте себя на место главных героев

Чем лучше у ребенка развита фантазия, тем проще ему погружаться в мир книги. Попытайтесь представить себя персонажами книги. Пусть чтение для ребенка не ограничивается лишь тем, что он читает книгу.

Попросите написать небольшой рассказ от лица героя, попытайтесь представить, что происходило до или после событий повествования.

Раздвигайте границы книги, так вы сможете сильнее заинтересовать своего юного читателя.

3.    Пусть ребенок вам помогает

Допустим, вы занимаетесь какими-то важными домашними делами: готовите, убираетесь, гладите. Пожалуйтесь ребенку на скуку и попросите, пусть он займется для вас чтением вслух. Он должен чувствовать, что приносит пользу.

В процессе чтения ребенок, возможно, заинтересуется сюжетом и захочет дальше читать книгу самостоятельно.

Пусть это превратится для вашей семьи в своеобразный ритуал, это не только заинтересует ребенка книгами, но и создаст более теплую атмосферу в семье.

Подведем итоги: что делать, если ребенок не читает книгу?

Если вы хотите, чтобы ваши дети увлеклись чтением и начали больше читать, необходимо помнить, что все дети разные. В первую очередь, вам нужно не сравнивать себя самого с ребенком, не рассказывать, что мама с папой в детстве читали очень много книг.

Такой подход не работает, времена довольно сильно изменились, ребенку сложно сравнивать себя с родителем. Лучше поинтересуйтесь, чем увлекается чадо. Иногда, если ребенок не хочет читать книгу по художественной литературе, его больше заинтересует энциклопедия или какие-нибудь научные издания, написанные специально для детей.

Вполне возможно, что чтение ребенку, конкретно в вашем случае, должно приносить практическую пользу.

Самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать. Последний совет на сегодня: дарите ребенку книги. На праздники и в моменты, когда хотите похвалить и поощрить. Так юному читателю будет проще осознавать ценность книг, он научится им радоваться.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-zainteresovat-rebenka-chteniem/

Как заинтересовать ребенка чтением

Обычно детки знакомятся с книгами в очень раннем возрасте. Сначала мама рассказывает сказку «О сороке-вороне», затем играет с малышом в «Ладушки», чуть позже показывает яркие картинки из специальных книжек для маленьких, сопровождая их стишками знаменитых детских поэтов.

Такие экземпляры очень привлекательны внешне, они имеют твёрдые плотные страницы или очень мягкие, даже клеёнчатые.Малыши любят полистать такую книжку, пощупать объёмные или рельефные рисунки, поиграть шнуровкой.
Постоянный просмотр одной и той же книги развивает у ребёнка память, он запоминает картинки, образы и проговариваемый мамой текст, привязанный к каждой странице.

Родители, общаясь таким образом с крохой, даже не замечают, что развивают у неё познавательный интерес.

Первая книга ребенка — мягкая книжка-раскладушка

Покупаемые книги должны подходить малышу по возрасту. На первом году жизни это могут быть предметные и тематические рисунки, рассказы (сказки) в картинках о том, как кто-то играет, проводит свой день: умывается, одевается, кушает и т.д.

Малышу от года до двух уже можно читать перед сном. Подойдут коротенькие рассказы или сказки. Детки их с удовольствием слушают и в десятый раз, уже зная сюжет, всё равно просят рассказать о «Колобке», «Лисе и Зайце», «Курочке Рябе».

Кроме народных сказок можно почитать, например, «Тараканище» Корнея Чуковского. Не опасайтесь, что что-то из этих сказок напугает малыша. Чувства детей отличаются от взрослых. Они хоть и яркие, но более спонтанные.

Ребёнок не боится того, что Колобок оказывается съеденным, а заяц выгнан из дому лисой. Придуманная мамой новая концовка сказки его всегда удовлетворяет и восхищает. Все подтексты, видимые для взрослого, остаются незамеченными.

Малыши всегда уверены в победе доброты над злом.

Примерно в четырёхлетнем возрасте юные создания начинают активнее интересоваться буквами, надписями. Они уже физиологически готовы запоминать новое, складывать слоги и слова, воспроизводить написанное.

Но иногда у малыша, с неподдельным интересом слушающего сказки и стихи из книжек в мамином исполнении, абсолютно отсутствует интерес к самостоятельному чтению. Ему нравиться слушать, как читает кто-то и абсолютно не хочется учиться этой премудрости самому.

  Чаще всего это случается оттого, что медленно развивающиеся навыки быстрого чтения отбирают у ребёнка очень много энергии, и понять то, что им только что было прочитано, уже нет сил.

Для того чтобы научить его самостоятельно читать, маме потребуется много времени, терпения и настойчивости.

 Когда и как учить читать?

Мягкие кубики с алфавитом очень нравятся малышам

Книга должна сопровождать малыша с первых осознанных им дней, сначала наравне с яркими игрушками, затем как предмет, из которого всегда можно почерпнуть новые знания.

Книги должны стоять в доступном месте, чтобы их всегда можно было взять, но не вместе с игрушками, а на специально отведённой полке. К уже знакомым, прочитанным и просмотренным экземплярам время от времени нужно добавлять новые.

Можно подкладывать и любимые сказки из маминого детства, и совершенно незнакомые родителям произведения.

Начните читать малышу перед сном в самом раннем возрасте, введите это в привычку.

Обучаем чтению, играя

Научиться чтению проще всего в игровой форме

Дети не любят обучение, проходящее из-под палки или в виде принудительных занятий. Учить читать можно играя, ребёнок даже не поймёт, что это задание или очередная проверка. Как это сделать:

  1. Играя с малышом в настольную игру, попросите, чтобы он прочитал вам инструкцию к ней. Пусть он поможет вам на кухне: в его обязанность будет входить оглашение пунктов рецепта, по которому вы готовите блюдо.
  2. Поиграйте с ним в поиск сокровищ. Вы прячете «клад», а ваш маленький кладоискатель ищет его по составленной вами заранее письменной инструкции.
  3. Сочините вместе сказку или какую-то историю. Запишите её в альбом печатными буквами. Пусть теперь другие члены семьи попросят его перечитать, что получилось. Обычно дети очень гордятся своим творчеством и с радостью выполняют подобные задания.
  4. Гуляя на улице, проходя по магазину, пребывая в гостях, читайте с малышом всё, что попадается на глаза – будь то большая вывеска, яркая реклама, небольшая открытка и другие подобные вещи. Составляйте из букв-магнитиков на холодильнике короткие фразы, если это войдёт в привычку, ребёнок будет с нетерпением ожидать нового сообщения.
  5. Используйте детскую привязанность к компьютеру – покажите, что с его помощью можно читать электронные книги.
  6. Предлагайте прочитать произведения, по которым созданы любимые детские мультики или киноленты.
  7. Заинтересуйте ребёнка теми книгами, которыми вы увлекались в таком же возрасте.
  8. Побольше читайте сами, чтобы ребёнок видел, что это интересно. Если вы отдаёте предпочтение телевизору или компьютеру, то доказать малышу, что книга – это интересно, будет весьма сложно.
  9. Покажите свою книгу, расскажите вкратце, о чём в ней написано.
  10. Объясните, что такое библиотека, покажите, где она находиться, если возраст позволяет – запишите в неё ребёнка, дайте возможность самому выбрать книгу.
  11. В вашем доме должны быть разножанровые книги и журналы, пытайтесь заинтересовать ими малыша и объяснить различие между ними.
  12. Дарите к праздникам книги близким и ребёнку в том числе, говорите об их ценности и значении.

Научившись читать, дети с удовольствием делают это самостоятельно

При чтении книги малышу, умеющему читать самостоятельно, сделать остановку на очень интересном эпизоде и уйти, сославшись на занятость. Отрывок, оставшийся недочитанным, не должен быть большим, иначе ребёнок устанет и в следующий раз не захочет дочитывать самостоятельно.

Совместное чтение — прекрасный способ научить ребенка читать

Ролевой метод

Распределите между собой роли и читайте по очереди. Один из вас будет автором, а второй — озвучивать слова действующих лиц.

Метод главных героев

Переписывайтесь с ребёнком от имени его любимого персонажа. Начните с маленькой записки и в каждой следующей добавляйте текста. Постарайтесь, чтобы написанное послание было интересным, иначе малышу быстро надоест такая игра.

Метод помощи

Ссылаясь на занятость, просите сына или дочь о помощи. Пусть он почитает вам, пока вы готовите, убираете или гладите, нужное место из поваренной книги или даже просто газету, заметку из журнала, которая вам якобы нужна.

Ещё несколько полезных рекомендаций

Внимательно прислушивайтесь к настроению ребенка

  • В вашей семейной библиотеке должны быть книги, интересующие ребёнка (о динозаврах, космосе, о принцессах и т.д.).
  • Поощряйте малыша, хвалите, рассказывайте друзьям и знакомым о его достижениях.
  • Школьников приучайте читать и во время каникул и в дни занятий, пусть это станет привычкой.
  • Начинать самостоятельное чтение лучше с коротеньких рассказов. Ребёнок, справившийся с текстом, должен почувствовать удовлетворение от сделанного.
  • Не заставляйте малыша читать долго, пусть сделает перерыв, отдохнёт. Чтение для него – тяжёлый труд. Если ребёнку надоело читать именно эту книгу, она ему не интересна – разрешите закончить чтение и выбрать для следующего раза что-нибудь более интересное.
  • Обговаривайте прочитанный материал, высказывайте своё мнение и просите ребёнка поделиться впечатлениями.

Хитрости в обучении чтению

«Азбука» С. Маршака поможет научить ребенка чтению

Буквы можно лепить из пластилина, рисовать мелками и на магнитной доске, прочерчивать палочкой на песке и так далее.

Можно не только учиться читать по слогам и проговаривать определённые звуки, деткам очень нравятся декламировать четверостишия о буквах.

Вы можете заинтересовать их «Азбукой для малышей» Маршака или любой другой из имеющихся в книжных магазинах в большом количестве. Желательно не покупать подобную книгу вслепую, а прочесть пару страниц.

Иногда их содержание напоминает зарифмованную свалку слов. Если смысл прочитанного вам понятен – берите, вашему малышу понравится.

Часто пятилетние дети знакомы со всеми буквами, но испытывают затруднения при складывании их в слоги. Не нужно форсировать процесс. Воспользуйтесь приведёнными выше советами. Поищите в компьютере обучающие игры, задачей которых является поиск пропавших букв или слов, купите подобную настольную игру и играйте в неё всей семьёй.

 Какие книги любят читать дети?

«Волшебное слово» — одна из любимых книг многих поколений юных читателей

Детям младшего школьного возраста нравятся книги о приключениях, о жизни сверстников, их дружбе и переживаниях. Может, вашему ребёнку пора познакомиться с «Денискиными рассказами» Драгунского, «Волшебным словом» Осеева или «Ванькой» Чехова? Список может быть длинным, если сами не помните, что читали в детстве и не знаете современных авторов, посоветуйтесь с детским библиотекарем.

Читайте также:  Особенности развития детей в раннем детстве

Иногда даже при наличии приличной библиотеки в доме дети не хотят читать. Начинается скандальный процесс усаживания сорванца за книгу.

Если это ваш случай, предлагаем вспомнить, когда лично вы последний раз читали.

Говорите ли вы с малышом о книгах, советуете ли ему что-то по этому поводу? Делитесь ли вы с ним своими детскими воспоминаниями о полюбившихся литературных героях? Выводы делайте сами.

Видео о том как научить ребенка читать:

Статья прочитана 5895 раз(a).

Источник: http://sorokulya.ru/kak-zainteresovat-rebenka-chteniem/

Как увлечь ребенка чтением

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В  этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

Светлана Сторожук, психолог 

Книжки — малышкам

Телевизор, конечно, удобнее. Посадил перед ним наследника, включил мультики — и занимайся спокойно своими делами. Компьютер тоже весьма облегчает жизнь: пока чадо возит мышкой по столу, а носом — по монитору, можно тридцать раз успеть добежать до канадской границы и один раз обсудить с подружкой последние модные тенденции.

Но только не обижайтесь потом, что ребенок идею «почитать» воспринимает как «а не отправиться ли тебе на каторгу?».

Не злитесь, что из всех героев Великой Отечественной войны подросший сын знает только рядового Райана, которого спасали всем телевизором, — и имеет в связи с этим двойку по истории.

Не недоумевайте, почему дочка-первоклассница все еще пыхтит над «Ма-ма мы-ла ра-му», когда ее ровесники хохочут над рассказами Носова. Вы не читали им книг в детстве — и они не научились получать удовольствие от бумажных страничек, наполненных буковками и рисунками.

А без изначального, в подсознании с младенчества заложенного: «Книжки — это интересно!» овладеть навыком быстрого и непринужденного чтения так же сложно, как научиться плавать при водобоязни или прыгать с парашютом при страхе высоты. 

«Дядя Степа» назубок

Книги — это больше, чем бумага, испачканная типографской краской. Книги — это возможность развить свой интеллект, это умение мыслить и сопереживать, шанс понять себя и… почувствовать, как это сладко — засыпать, слушая сказку, которую читает мама.

Но с какого возраста приобщать малыша к букинистическому разнообразию? С года? С рождения? С зачатия?

Психологи рекомендуют активно вводить книгу в детский «рацион» с момента, когда малыш научится ползать. Тем более, что сейчас появилась масса чудесных «антивандальных» книг — клеенчатых, картонных, даже пластмассовых.

Их странички можно смело пробовать на зуб — книга выдержит! Конечно, чтением первое знакомство с книжкой назвать нельзя. Кроха будет вместе с мамой листать странички и узнавать, что «Это петушок — видишь, какой у него золотой гребешок? А это корова — му-у-у!».

Задув свою первую свечу на именинном торте, малыш уже может переходить к «настоящим» книжкам — с текстом. Впрочем, главное место на страничках по-прежнему должно отводиться картинкам.

Книга без ярких, легко узнаваемых рисунков для полуторагодовалого малыша смысла практически не имеет — ребенку еще слишком сложно воссоздать в голове образ главного героя (да-да, Колобок — это тоже главный герой), если он не нарисован на картинке.

Поэтому маме приходится читать книжку так, чтобы малыш видел все рисунки. Очень удобно, кстати, листать странички лежа рядом с сыночком или дочкой на полу — малыш тут и к маме может бочком прижаться, и ладошкой по плохому волку похлопать, и порцию поглаживаний и поцелуев в процессе чтения от мамы получить — руки-то у обоих свободные!

Выбирая сказку для крохи, следите за тем, чтобы сюжет в ней был прост и последователен

Даже если вам очень-преочень нравится Андерсен, отложите его на будущее. Не оценит Ганса Христиана ваш маленький книголюб — в свои полтора года он сделает выбор в пользу «Курочки Рябы», «Репки» и «Колобка». А душевным терзаниям Герды он еще посочувствует — потом, лет в пять.

Есть у малышей еще одна особенность — рифмованные строки они воспринимают лучше, чем прозу. Вслушайтесь: даже первые слова малыша — это рифмы: «ма-ма», «ба-ба», а пресловутое «дай» большинство крох произносят как «дай-дай-дай». В общем, стихов в мире полуторагодовалого малыша должно быть много.

Барто, Михалков, русские народные потешки вроде «Идет коза рогатая за малыми ребятами» — то, что несомненно вызовет заинтересованную улыбку у ребенка.

Только, читая стихи, включайте эмоции — вы же не телефонный справочник декламируете! Говорите, актерского мастерства нет? А вы попробуйте — и по лицу своего зайчонка увидите: у вас получается!

«Я не была уверена, что „Дядя Степа“ понравится моему Славе, — рассказывает Ольга, — сыну было чуть больше полутора лет, когда я впервые прочитала ему: „Уважали дядю Степу за такую высоту — шел с работы дядя Степа — видно было за версту“. Просто мне самой очень уж нравились эти стихи. Я и стала их читать, не скрывая собственного восторга. Славик затих, а потом… стал требовать „Дядю Степу“ каждый день».

Как в сказке!

Сколько диссертаций и научных монографий написано о детских сказках — не сосчитать. Американский психолог Эрик Берн был уверен: по тому, какую сказку в детстве предпочитает ребенок, можно судить, каков будет сценарий его взрослой жизни.

Зачитывается девочка «Спящей красавицей» — значит, в будущем в общении с мужчинами предпочтет тактику «завоюйте меня, красавицу, сами, а я стану пассивно наблюдать за вашими попытками разбудить мои эмоции».

Обожает «Золушку» — будет жить по принципу: «Все хорошее дается тяжелым трудом». Я, конечно, утрирую, но сказка — она и вправду значит для ребенка очень и очень многое. Сказками лечат детские страхи, сказками учат общению…

Недаром сказки — самый любимый жанр дошкольников.

«Я заметила, — рассказывает Елена, мама четырехлетнего Павлика, — что мой сын «читает» каждую сказку раз по десять. Если мы берем с полки «Красную Шапочку» — значит, мы и завтра перед сном будем читать «Красную Шапочку», и послезавтра, и послепослезавтра… И только потом, недели через полторы, начнется эпоха «Мальчика-спальчик» или «Царевны-лягушки»…

Ничего удивительного в этом нет. Каждый сюжет малышу нужно прожить, примерить на себя, «переварить» — так что не возмущайтесь: «Мы с тобой уже прочитали „Кощея Бессмертного“, давай сегодня возьмем другую книжку!» Вы — прочитали, а ваш малыш — еще нет. Он еще читает. Не мешайте ему.

Лучше раскрывайте книгу и начинайте с выражением про «яйцо в утке, утка в зайце»…

К пяти годам воображение и мышление малыша развиваются до такого уровня, что он уже может уследить за хитросплетениями сюжета и переживаниями героев — но пока еще не так быстро, как это происходит у взрослых.

Порой мамы ужасаются «шквалу насилия и жестокости», которые они обнаруживают в сказках.

Нет, ну куда это годится — волку вспарывают брюхо и извлекают оттуда Красную Шапочку, Змею-Горынычу отрубают махом сразу три головы (да, не белый и пушистый, но все ж живое существо)…

Не драматизируйте, мамы! Для маленького ребенка волк, которому вспороли брюхо — не реальное животное, испытывающее реальную боль, а обобщенный образ зла, которое должно быть наказано.

Другие мамы боятся читать малышам «страшные сказки» — с Бабой Ягой, тем же Змеем Горынычем, троллями… Однозначных рецептов тут не существует — в первую очередь нужно ориентироваться на реакцию малыша.

Если кроха увлечен сюжетом и не боится Бабы Яги — вам этой почтенной старушки тем более незачем опасаться

В конце концов, вспомните свои поездки в пионерский лагерь. Что рассказывалось вечером после отбоя? «В черном-черном лесу росло черноечерное дерево…», «Открыла девочка дверь — и в комнату въехал гроб на колесиках», «И исчезла девочка, а желтые шторы так и остались висеть». Классические детские страшилки.

В двенадцать лет пощекотать себе нервы хочется «Красной рукой», а в пять — «Кощеем Бессмертным». Нормальный психологический тренинг перед реальными страхами взрослой жизни. Впрочем, если малыш слишком бурно реагирует на перипетии «страшного» сюжета, плохо засыпает после таких сказок — отложите их до лучших времен.

Перед сном вообще лучше читать что-нибудь успокаивающее, не вызывающее бурных эмоций.

Считается, что сказка должна иметь конец в стиле: «И жили они долго и счастливо». Однако далеко не всегда после прочтения сказки хочется крикнуть «Ура!» и бросить в воздух чепчик.

Тот же Ганс Христиан Андерсен, которого мы отложили в полтора года, был редкостным пессимистом. Одна его «Русалочка» чего стоит! Можно ли читать малышам сказки со столь… неоднозначным концом? Да, конечно.

Такие произведения развивают чувства малыша, учат сопереживать, понимать боль другого.

Только не говорите, жалея кроху: «Да не плачь, все потом у Русалочки стало хорошо!»

Не стало. И для малыша важно это знать — иногда случается так, что события развиваются не лучшим образом и нам уже ничего не изменить. Мы можем только научиться правильно принимать это. Но, конечно, увлекаться грустными сказками и историями не стоит. Большинство детских книг должны быть веселыми и позитивными! 

Тренируем эмоции

А еще шестилетки обожают истории с продолжением. Книги, чтение которых растягивается на неделю, сказки с множеством героев и невероятными приключениями — все это увлекает дошколят так, что на мамино: «Сынок, я уже охрипла читать!» слышится просящее: «Ну ма-ам, еще страничку!».

Раскройте вместе с малышом «Незнайку» или «Приключения Буратино» — получите искреннее удовольствие!

Кстати, о будущих школьниках…

«Моей Кате уже 6 лет, скоро в школу, и я стараюсь читать ей в основном познавательные энциклопедии, — говорит молодая мама Татьяна, — дочке интересно узнавать про то, как устроен мир, почему днем мы видим солнце, а ночью — луну.

Воспитательница в садике говорит, что моя Катя — самая умненькая девочка в группе, она старается и другим детям рассказывать то, что знает сама.

Но меня беспокоит, что Катя никак не научится дружить с другими девочками и мальчиками, ее просто не принимают в компанию».

Конечно, Татьяне лучше проконсультироваться с детским психологом, но одно можно сказать сразу: маленькой Кате явно не хватает… книг. Настоящих детских книг — с приключениями, рассказами из жизни ее сверстников, стихами и переживаниями.

Психологи уже давно создали шкалу оценок не только IQ (коэффициента интеллекта), но и EQ (эмоционального интеллекта). Выяснилось, что люди, чей EQ низок, с большим трудом приспосабливаются к жизни в обществе — каким бы высоким ни был их уровень интеллекта. Недаром говорят, что главный талант, который открывает перед человеком все двери — это талант общения.

Художественная литература — один из самых успешных способов развития эмоций. Вместе с героями книг дети проживают их жизнь, учатся общаться, сочувствовать другим, разбираться в хитросплетениях чужих поступков и мотивов… В погоне за школьными успехами не забывайте о реальной жизни — ведь вашему малышу предстоит жить в мире людей, а не формул.

Он уже читает сам!

В жизни каждой мамы настает замечательный, чудный, невероятный день, когда ее ребенок впервые ведет пальчикам по строчке аршинных букв и читает — сам, своими собственными глазками читает: «ма-ма», «мо-ло-ко», «во-ро-на». Но, как правило, за этим восхитительным днем скоро наступают другие, менее восхитительные. В ответ на мамину просьбу: «Давай-ка, почитай немножко» — ребенок морщит носик: «Не хочу-у-у!» А что вы думали?

Это для вас чтение — развлечение, а для малыша — тяжелый труд

Если бы вам кто-нибудь предложил на досуге порешать тригонометрические неравенства, вы бы тоже наморщили нос и предложили альтернативный вид отдыха.

Разница между вами и вашим ребенком в том, что вам в тридцать лет тригонометрией можно увлекаться, а можно и нет. Ребенку же в его шесть увлечься чтением необходимо — впереди школа, где читать придется каждый день, помногу и желательно — с удовольствием.

Поэтому, давая малышу первые книжки для самостоятельного прочтения, выбирайте те, где много картинок и мало текста.

Пусть ребенок сам прочитает «Курочку Рябу» и «Колобка». Знакомые сказки помогут безболезненно преодолеть этап «читаю то — не знаю что».

И, главное, читайте дома сами. Если мама каждый вечер садится на диван с книжкой, а папа регулярно с интересом изучает журналы, малыш будет уверен: ежедневное чтение — это такая же «обязательная жизненная программа», как телевизор или утреннее умывание. Приятного чтения!

«Сказочные» анекдоты

— Добрая девочка и злая девочка плевались с балкона. Добрая девочка попала в пятерых прохожих, а злая — в трех. Потому что добро всегда побеждает зло!

Читайте также:  Что нужно делать маме перед свадьбой дочери?

— Три дня и три ночи скакал Иван Царевич… пока скакалку не отобрали.

— На берегу озера сидел Змей-Горыныч и пел хором, невпопад.

— Буратино упал с табуретки. Папа Карло, волнуясь, спрашивает у врача «скорой»: — Доктор, что с ним?! — Жить будет, но серьезно пострадала кора головного мозга.

Источник: http://www.moy-rebenok.ru/article/momclass/754/

Источник: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-01-14-09-33-17

Лекция для родителей «Как заинтересовать ребенка чтением»

То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям.

Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

  • Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.(СЛАЙД)
  • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.(СЛАЙД)
  • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.(СЛАЙД)
  • Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.(СЛАЙД)
  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.(СЛАЙД)
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.(СЛАЙД)
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.(СЛАЙД)
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.(СЛАЙД)
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
  • Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
  • Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
  • Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.(СЛА
  • Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.
  • Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.(СЛАЙД)Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Источник: https://infourok.ru/lekciya-dlya-roditeley-kak-zainteresovat-rebenka-chteniem-1279139.html

Малыш не торопится учиться читать? Заинтересуйте его!

В настоящее время принято отдавать детей в школу в 6 лет, когда они уже освоили навыки чтения и знают буквы. Даже на подготовку сейчас приводят малышей, которые уже читают, хотя бы по слогам. На родителей детей, которые совсем не умеют читать, возможно, будут косо смотреть не только педагоги, но и их «коллеги», над самим ребенком издеваться будущие одноклассники.

Не всем детям наука дается легко – некоторые отказываются учиться, не хотят запоминать буквы, и между ними и родителями завязывается нешуточная борьба – с истериками и плачем с одной стороны, и криками с другой. Как заинтересовать ребенка чтением, чтобы обучение было ему в радость?

Содержание статьи

Современным родителям не очень трудно выучить с малышом буквы и освоить основы процесса – этим занимаются также воспитатели в детском саду, так что определенная подготовка проводится. Почему-то сначала родители детей учат запоминать буквы в игровой форме, а когда малыши освоят основы сложения слов, читать уже заставляют.

Игры в электронную азбуку или освоение прикладного творчества, когда буквы вырезают или лепят из пластилина, малышам интересны.

Они с удовольствием занимаются, играют и учатся одновременно.

Но затем оказывается, что книги читать никто не собирается – способности демонстрируют на названиях улиц и заголовках газет, изучают описания компьютерных игр, и все. Заинтересовать ребенка обучению навыкам чтения намного проще, чем привить сами навыки, как решить эту задачу?

Без чтения развитие интеллекта и расширение кругозора невозможно, поэтому нужно сознательно прививать любовь к литературе.

Очень трудно понимать прочитанное, если читаешь плохо. На усвоение информации уходит слишком много времени. Поэтому ребенка нужно не просто научить читать, а обучить делать это достаточно бегло.

Для этого можно предложить следующие упражнения.

  1. Прочитать вместе книжку, а затем составить предложения, в которых пропущены имена или отдельные фразы. Это поможет ему научиться воспринимать информацию из прочитанного;
  2. Развитие творческих способностей. Пусть на основе прочитанного малыш сам составляет предложения и пробует переделать сюжеты. Например: Элли встретила Страшилу. А как она попала бы домой, если бы Страшилу не встретила?
  3. Упражнение на внимательность и умение запоминать. Специально отпечатывают два небольших текста по прочитанной книге. В одном из них смысл изменен. Задается вопрос: в каком тексте ошибки?
  4. Развитие навыков в осмыслении информации. Малышу дают прочитать короткие стишки, пословицы и поговорки – любые фразы, смысл которых зависит от порядка слов. Затем выдаются карточки с отдельными словами. Если прочитанное удалось запомнить, с заданием удастся справиться легко.

Так можно решить задачу, как заинтересовать чтением ребенка в 5-6 лет, детям постарше подобные игры уже не будут интересны.

Подготовка дошкольников к школе, как уже упоминалось, не ограничивается освоением навыка чтения по слогам. В школе обязательно спрашивают, какие книги уже успели прочитать.

Как заинтересовать ребенка чтением в 6 лет, если он отказывается играть в школу? Дети в этом возрасте активно стремятся участвовать в жизни семьи, помогать взрослым.

Поэтому можно применить различные способы:

  • читать интересную книгу вместе и закончить на «самом интересном» моменте – пусть дальше узнает сам, что произошло с героями;
  • использование ролей – вряд ли малыш откажется поиграть с родителями в театр;
  • договориться читать по очереди по одной главе;
  • если есть младший братик или сестренка, попросить почитать книжки им.

Есть еще метод, как заинтересовать ребенка учится много читать. Пусть мама или папа притворятся, что болит горло, но им очень нужно узнать погоду, положение в мире или еще что-то… Игра в «медсестру» или «медбрата» принимается с удовольствием – за прихворнувшим родителем обязательно поухаживают и по его просьбе даже почитают книжку.

В летнее время с собой в отпуск не стоит брать планшет – лучше прихватить побольше книг и оставлять с ними наедине. Пусть малыш поймет, что чтение – лучший способ избавиться от скуки.

В этом возрасте «почти подростки» уже умеют настоять на своем, точно знают, чего хотят, уже пытаются попрать родительский авторитет и книгам предпочитают компьютерные игры.

Что делать родителям в этом случае?

Книги, которые задали в школе, нужно изучить обязательно. Можно придумать поощрение, если сюжет кажется скучным. Прочитал – получил поход в кино или в парк, мороженое. Если метод не сработает – придется знакомиться с содержанием вместе.

Если дополнительная литература не заинтересовала, не нужно заставлять ее дочитывать. Так можно совсем убить любовь к литературе. Необходимо найти историю, которая покажется интересной.

Как только становится заметно, что чтение утомило – его следует прервать. Зевает чадо, отвлекается на посторонние предметы, смотрит в окно, начинает быстро перелистывать страницы – все это показывает, что накопилась усталость. Если сюжет увлекает, а описания природы или погоды навевают скуку, их можно смело пропускать.

Хвалить нужно за любые успехи, даже самые маленькие. Почитал сам – похвалили, рассказал о сюжете – достоин поощрения. Пусть с книжками будут связаны только приятные моменты. Всегда следует найти время, чтобы показать, насколько интересно совместное общение, вместе почитать, обсудить прочитанное. Только так можно добиться, чтобы чадо не воротило нос от книжек.

Если малыш читать категорически не желает, не следует его усаживать за книжки силой. Это только полностью отобьет желание знакомиться с литературным творчеством.

Если книга неинтересна, но ее прочитать задано, не следует запирать с ней чадо, лишая игр. Скорее всего, он будет сидеть и смотреть в потолок. Стоит попытаться заинтересовать сюжетом, найти интересные черты в характере у героев.

Следует анализировать, что интересует малыша в данный момент. Если это домашние животные, стоит приобрести книгу о собаках и кошках.

Если оружие, можно достать книги с описанием стрелковых или древних видов вооружения. Интересуется Древним миром, динозаврами, компьютерными играми – приобретите книгу с сюжетом по мотивам данной игры.

Если знать увлечения собственного дитяти, то всегда его можно заинтересовать.

Обязательно нужно дать понять чаду, что книжки – это важно. Для этого достаточно в разговорах с друзьями и приятелями упоминать о прочитанном, обсуждать какие-либо литературные произведения, дать понять, что очень важную информацию почерпнули из книг. Желательно при встречах обсуждать со знакомыми, что читают их дети, предлагать меняться книгами.

Очень трудно приучить к чтению малыша, если сами родители не читают, и в доме нет ни одной книги. Если он привык, что вечера окружающие его взрослые проводят перед экранами компьютера или телевизора, вряд ли он будет стремиться получать знания из книг.

Не нужно обзаводиться библиотеками и многотомными фолиантами. Достаточно приобрести несколько журналов, детективов-однодневок, легкую литературу, и обсудить прочитанное в семейном кругу.

Существует литература для всей семьи: о путешествиях и путешественниках, древнем мире, жанр фэнтези – такие книги обычно снабжены красивыми иллюстрациями. Совместное чтение и просмотр сблизят домашних, заинтересуют чтением не только детей, но и их родителей.

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/kak-zainteresovat-rebenka-chitat

Ссылка на основную публикацию