Каникулы – школа. адаптация ребенка к школьному графику

Адаптация ребенка к школьному графику

Каникулы совершенно меняют режим дня ребенка и его времяпровождение. Школа может неожиданно обрушиться 1 сентября, а можно помочь ребенку адаптироваться к школьным будням.

Режим сна

За три месяца летних каникул режим сна ребенка мог серьезно нарушиться. Переутомление и недосыпание вместе способны привести к тому, что уже к концу первой недели ребенок будет вялым, уставшим и не сможет осваивать новый материал. Исследования показывают, что около 67% детей не досыпают.

Ночной сон школьника в среднем должен длиться 10 часов: для первоклассника обязательны 11 часов сна, для старшеклассника – 9 часов сна. Пробуждение не должно быть стрессовым: никаких будильников, громкой музыки, резкого отдергивания штор и т.п. Разбудите ребенка поглаживанием и поцелуем.

Медики настаивают на том, чтобы в первый школьный месяц сон школьника длился на час дольше. График сна должен быть четким – подъем и отход ко сну в одно и то же время. Не стоит давать ребенку спать до обеда для отсыпания в последние дни перед 1 сентября – это только ухудшит включение в школьный режим дня. Лучше начните уже сейчас вводить школьный режим сна.

Физическая активность

Школа и домашнее задание снизят физическую активность ребенка по сравнению с бурным летом. Сидение за партой в школе, за рабочим столом дома лишает ребенка важной потребности в движении. Суточная потребность в движении ребенка – около 2 часов, причем без перерыва.

Современные школьники страдают ее дефицитом, который составляет около 60%. Что можно сделать? Приучите ребенка делать утреннюю зарядку или вместе совершайте утреннюю пробежку. К сожалению, привычка эта вырабатывается в течение года.

Поэтому вам и ребенку потребуется терпение, но позитивные результаты неоспоримы.

Прогулки в жизни школьника – это необходимость, а не баловство. Доказано, что для ребенка 3 часа в день на улице – это гарантия его быстрого развития, крепкого мышечного корсета, большего объема легких, редких заболеваний, высокого уровня успеваемости. Рекомендовано совершать прогулки после уроков до выполнения домашнего задания. Не лишайте ребенка прогулок в наказание.

Вечером можно отправиться с ребенком кататься на роликах, на велосипеде, гулять в парке. На выходные просмотр телевизора замените пикником на природе. И прекрасно, если вы запишите ребенка на танцы или в спортивную секцию.

Домашние задания

Педагоги не советуют откладывать домашнее задания на вечер. Идеальное время для начала выполнения домашнего задания – 15:00-16:00. А после домашнего задания дайте ребенку поиграть и отдохнуть.

Адаптация ребенка к школьному коллективу

Ребенку предстоит вернуться в школьный коллектив, от которого он немного отвык. Перед 1 сентября повспоминайте его одноклассников, учителей. Можно посмотреть школьные альбомы, вспомнить самые разные ситуации из школьных дней. Не настраивайте ребенка на негативные сцены школьной жизни в общении с ребятами. Лучше расскажите, что интересного может быть в общении с его друзьями и учителями.

Если ребенку придется влиться в новый коллектив, то на адаптацию уйдет, минимум, 2 месяца. Окажите ребенку поддержку в это время, стимулируйте позитивом и помогайте выходить из конфликтных ситуаций. Помогите ребенку вспомнить о своих достоинствах и увлечениях, которые могут быть интересны его сверстникам, установить объективную самооценку (повысить ее).

Научите давать отпор обидчикам и находить общий язык с детьми. Лучше не настраивать ребенка, что вы будете вмешиваться в его отношения с другими детьми. При необходимости лучше разбираться с родителями обидчика или учителем, не уследившим за конфликтом. А ребенок должен научиться решать проблемы со сверстниками сам.

Это только улучшит мнение о нем среди одноклассников.

Если ребенок – первоклассник, который не посещал детский сад, ему понадобится более активная ваша помощь. Возможно, кого-то из класса стоит пригласить в первое же время обучения к вам в гости. Потом предложите родителям одноклассника (одноклассников) вместе с детьми выбраться на природу и т.п.

Привыкание к школьным условиям в педагогической терминологии называется «врабатыванием». Длится оно около 1,5 мес. Для первоклассников этот период может составлять около 6 мес. Следует учесть этот факт перед тем, как требовать от школьника невозможного.

Пусть школа начнется для вашего ребенка максимально легким привыканием!

Источник: http://roditeli.ua/deti/education/adaptation_to_school_after_holidays

Адаптация к школе после летних каникул. 12 правил для детей и родителей

« — Дорогой, я уже готова к детям.
— А я нет!!!
— Ничего не поделаешь. Лето заканчивается, надо их забирать из деревни…»

Летние каникулы заканчиваются. Пора возвращаться к «реальности» в виде нового учебного года. Не имеет значения, где были дети – в лагере, в деревне или бездельничали дома.

Привыкать к школьной жизни все равно придется. Родителей это тоже касается. Детский и семейный психолог Светлана Ройз предлагает уже летом готовиться к первым дням учебы.

Какие правила следует соблюдать, чтобы адаптация к школе прошла легко и спокойно?

Вам легко возвращаться к рабочему режиму  после отпуска? Для детей это тоже стресс. Имеет смысл уже в августе «настроить» правильный распорядок: ложиться и просыпаться раньше.

Когда организм постоянно испытывает стресс, возникает дефицит цинка. Это, в свою очередь, негативно сказывается на способности к запоминанию и учебе. Пока есть время – пополните организм витаминами или биодобавками. Не обязательно искусственными: предлагайте школьнику продукты, содержащие цинк.

Так уже наш мозг устроен, что без тренировок никак. Вы задумывались над тем, почему первые месяцы учебного года отведены для повторения? Дело в том, что за лето дети забывают часть пройденного раньше материала.

Пока каникулы не закончились, можно в спокойном темпе «разбудить» мозг путем пролистывания тетрадок за прошлый год.

Если ребенок планирует посещать секции или кружки, то по возможности отправьте его заниматься еще летом.

Некоторым детям трудно возвращаться в коллектив. Особенно, если каникулы они провели в относительном уединении. Выход – встретиться классом еще в августе. Заняться можно чем угодно: сходить в кино, на пикник или поиграть в игры.

Адаптация к школе пройдет легче, если ребенок принесет с собой в класс что-то домашнее. Как вариант, книгу или вазон.

«Опять школа, ничего хорошего меня не ожидает» —  с таким настроем за парты отправляются немало учеников. Как помочь маленьким пессимистам? Предложите вспомнить все приятные моменты каникул. Переведите внимание из негатива на позитив. Можно сделать коллаж из веселых фотографий или записать приятные воспоминания в «дневник лета».

  1. Праздник завершения каникул.

Всегда проще адаптироваться к новому, если на старом поставить точку. Помогите ребенку красиво завершить каникулы. Он был в лагере или  у бабушки? Встретьте его подарком, сладостями или букетом шариков. Возраст ученика не имеет значения, главное – сделать сюрприз.

За лето ребенок меняется. Особенно, если каникулы он провел в лагере или в другом месте вдали от вас. У него появились новые знакомства, знания, возможно – первая любовь. Относитесь с уважением к чувствам ребенка. Примите их, будьте другом.

Умейте хранить тайны, которые вам доверят. Не исключено, что сейчас ваше чадо переживает огромный спектр эмоций. Это может повлиять и на успеваемость. Если чувствуете, что ваша власть над ребенком слабеет, не возвращайте ее «силой».

Примите новый уровень ваших взаимоотношений.

Подготовка к новому учебному году не обходится без покупки канцелярских принадлежностей, школьной формы и других полезных вещей. Если есть возможность – позвольте ребенку самому выбирать себе вещи. Конечно, в пределах разумного.

  1. Школа – отдельно, дом – отдельно.

Дом – это безопасное пространство. Не делайте его продолжением школы, поддерживайте ребенка.

Вы хотите для ребенка самого лучшего, это нормально. Но не жертвуйте собой. Отдавая «все», вы отдаете и непереносимую ответственность за результат. Таким образом, вы лишаете ребенка радости.  Не становитесь «жертвой», ищите компромисс. Будьте примером. Требуете от ребенка уважения? Уважайте его. Требуете заниматься спортом? Делайте утреннюю гимнастику.

  1. Школьные оценки субъективны.

Оценки в дневнике не всегда отражают реальные знания ребенка. Просто помните об этом.

Статья в тему: 100 счастливых воспоминаний, которые нужно подарить детям

В школе ребенок проводит большую часть времени. Но не все. За стенами учебного заведения его должна ждать интересная жизнь. Именно в ней он черпает вдохновение для покорения новых высот и счастливого взросления. Удачной адаптации к школе! И помните, что нет идеальных систем: образование не исключение.

Источник: http://klyovamama.com/adaptatsiya-k-shkole-posle-letnih-kanikul/

Школа после каникул: как адаптироваться ребенку

Трудности в адаптации после летнего отдыха испытывают не только взрослые, но и дети.

Возвращение к школьному режиму они воспринимают крайне болезненно: если у взрослых отпуск, как правило, длится всего две недели, то их любимые чада расслабляются около трех месяцев.

За это время они теряют способность быстро концентрироваться, а организм школьников успевает «забыть» о том, как справляться с учебными нагрузками.

Окончание школьных каникул зачастую означает конец неорганизованным дням и позднему отбою. Следует аккуратно подойти к процессу возвращения в рабочий школьный распорядок жизни. Каникулы заканчиваются, и подходят к концу веселые дни, проведенные на дачи с друзьями, в детских лагерях и самые длительные и долгожданные школьные каникулы плавно перетекают в «1 Сентября».

В зависимости от ребенка и его опыта, возвращение в школу одновременно может вызывать у ребенка радость и в тоже время принести огорчения и переживания по поводу предстоящей учебы. Но каким бы, радостным или нет, не было возвращение в школу, возвращение к учебному расписанию, вставаниям по утрам до начала занятий, покупка школьной канцелярии и формы и конец отдыху.

Возвращение к подходящему времени отбоя.

В течение каникул родители и дети не сильно заботятся о соблюдение фиксированного времени, когда ребенок должен идти спать и зачастую оставляют будильники на положение «Выкл». В течение долгих летних дней важно дать ребенку расслабиться от жесткого расписания.

Особенно если ваш ребенок отдыхал в летнем лагере, то расписание было полностью изменено, и отбой мог затягиваться намного дольше, чем это бывает в школьное время. Ведь после долгого летнего дня, наполненного эмоциями и радостью, детям просто необходимо высказаться и поделиться своими впечатлениями.

Это, несомненно, крадет время у «отбоя» но, чем раньше вы начнете возвращаться к необходимому для ребенка расписанию отбоя и подъема, тем легче ребенку будет вставать по утрам в начале учебного года и в дальнейшем.

Если вы сдвинули время отбоя на час или больше от того времени, когда ему нужно ложиться во время учебного года, возвращайте его по 15 минут каждые пару дней, вместо того, чтобы изменить его внезапно за день до школы.

Школьные принадлежности и форма.

Помогите детям подготовиться к переходу к школе после каникул, выбирая вместе с ними школьную канцелярию. Выбор новой ручки, книги и тетрадки поможет ребенку ощутить больше радости и предвкушения ожидания от начала учебного года.

Также каждый ребенок будет иметь свое личное мнение, какую одежду приобрести к началу года, и какой пенал выбрать. Превратите все это в увлекательное мероприятие.

В противном случае скорая подготовка в ночь перед школой превратиться в изнуряющую рутину, которая никак не поможет ребенку ощутить радость от начала учебных месяцев после прекрасных школьных каникул.

Подготовка к изменениям и разлуке.

Возвращение в школу после школьных каникул несет вместе с собой множество изменений, связанных со знакомством с новыми одноклассниками, учителями и расписанием.

Очень правильным шагом является отправка ребенка на подготовительные курсы для детей младшего возраста или для детей, которые переходят из начальной школы в среднюю. Поговорите с ребенком, что они ожидают от нового учебного года.

Маленькие дети, которые первый раз идут на подготовительные курсы перед школой, могут нуждаться в поддержке родителей, особенно если ребенок по натуре стеснительный или незнаком с новыми правилами, которым ему придется следовать.

Во время каникул резко меняется распорядок всего дня — сна, питания, прогулок.

«Лето — такой период, когда ребенку нужно позволить слушать свой организм. Если он хочет допоздна смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, много времени проводить на свежем воздухе, в этом нет ничего страшного, потом ребенок не сможет себе этого позволить», — комментирует проблему психолог Наталья Толстая.

С наступлением осени детям приходится втягиваться в школьный режим: вставать в 7 утра, соблюдать дисциплину, выполнять домашние задания и активно работать на уроках. Подобная нагрузка по плечу не каждому. У старшеклассников могут возникнуть проблемы психологического характера, у младших учеников наблюдаются проблемы со здоровьем — организм просто еще не настроился на учебный лад.

Читайте также:  Как пользоваться методикой "перепутанные линии" для исследования концентрации и устойчивости внимания детей

Чтобы избежать проблем с адаптацией к школе, специалисты рекомендуют родителям заблаговременно подготовить детей к нелегким будням.

Примерно за две недели до начала учебы ребенку следует раньше ложиться спать и раньше вставать, свести к минимуму занятия на компьютере и просмотр телевизора. Что касается прогулок, то свежий воздух — залог нормального развития ребенка.

Прогулки (не менее полутора часов в день) и занятия спортом помогут ему справиться с учебными нагрузками, увеличат работоспособность и снизят утомляемость.

Полезно будет вспомнить пройденный за прошлый год материал и выполнить летние задания. Задача родителей — проследить, чтобы все было сделано не в последний вечер перед первым учебным днем, а постепенно, на протяжении всего отдыха.

«Во время отдыха родители должны проконтролировать, чтобы дети ежедневно читали по 15-20 минут. Можно попросить их переписать абзац текста, это помогает формировать внимание.

Самое важное — проверять выполнение домашних заданий в сентябре: в первый месяц у ребенка могут возникнуть сложности, родители должны помочь и поддержать его.

Стоит также обратить внимание на питание ребенка», — рекомендует Татьяна Клименко, руководитель отделения ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского» Росздрава.

Источник: https://shkola5sosva.ru/shkola-posle-kanikul-kak-adaptirovat-sya-rebenku.html

Расписание занятий: Как адаптировать ребенка к школе после каникул

Переход от свободы на каникулах к напряженному графику школьных будней не так уж и легок для ребенка.

А если у него в школе непростые отношения с одноклассниками, то начало учебного года и вовсе может стать определенным стрессом.

Как правильно адаптировать здоровье ребенка к школе, какие моменты учитывать и в течение учебного года, рассказывает педиатр Елена Фещенко, врач медицинской сети «Добробут».

Как проявляется школьный стресс у детей? Какие формы он может принимать?

Любой стресс может активизировать хронические заболевания, вести к их обострению. Включаются законы психосоматики, когда психологические проблемы могут становиться пусковым механизмом для ухудшения здоровья.

Конечно, после трехмесячного периода каникул, когда у детей нет жесткого режима, школа становится своеобразным стрессом. Многие подростки, с которыми я общаюсь на приеме, летом, во время каникул, ложатся за полночь, а утром спят до полудня.

Они привыкают жить в таком ритме, трех месяцев хватает для привыкания к новому режиму. К тому же летом у них гораздо меньше ответственности, чем в школе, большая часть времени посвящена отдыху. Соответственно, когда ребенок идет в школу, то ему необходим период адаптации.

Его длительность зависит от мотивации ребенка, и здесь большую роль играет позиция родителей.

Если ребенок идет первый раз в первый класс, то родителям нужно объяснять ребенку, что школа – это начало нового интересного этапа обучения тому, что уже умеют взрослые.

Важно прививать мотивацию на обучение и овладение новыми знаниями, вместе с ребенком покупать красивые школьные аксессуары, яркие тетрадки, ручки, ранец, красивую школьную форму, чтобы процесс подготовки к школе проходил с любовью и интересом.

В среднем школьном возрасте наступает второй этап – соревновательный и структурированный.

Ребенок выполняет задания, учится соблюдать дедлайны, учится концентрироваться и принимать свои детско-подростковые мини-решения, учится брать ответственность за свои поступки.

Родителям важно быть рядом с ребёнком, быть ему другом и поддержкой, помогать структурировать процесс и распределять свое время рационально.

Если родители спохватываются в последний момент и суетливо готовят ребенка к школе, то и ребенку передается это настроение. Ему в этом возрасте нужен стабильный уверенный спокойный взрослый, который всегда поддержит и поймет.

У старшеклассников мотивация связана с процессом осознания своего профессионального призвания и выбора дальнейшего пути в жизни, где они могли бы себя проявить в полной мере и выделиться среди остальных.

Родителям необходимо перед школой проговаривать и обсуждать эти темы вместе с детьми, и даже на каникулах летом. И в этом случае школа не будет стрессом, а только лишь отправной точкой во взрослую жизнь.

Школа – она не будет стрессом, если родители будут хорошо взаимодействовать со своими детьми, часто общаться, обсуждать проблемные вопросы, да и просто будут друзьями. А процесс подготовки к школе будет плавным, постепенным и увлекательным.

Есть ли анализы, обследования, которые лучше бы сделать ребенку перед школой?

Да, это может быть элементарный общий развернутый анализ крови. Важно видеть формулу и уровень гемоглобина. Иногда возникают жалобы на утомляемость, головокружения, снижения аппетита у ребенка без явных видимых причин, что может вызвать снижение успеваемости. Такое состояние может быть проявлением анемии, а при правильной коррекции, — самочувствие улучшится.

В детских клиниках существует программа профосмотров перед школой, ее цель — обследовать ребенка и выявить патологию, которая, может пропускаться.

  • Окулист должен проверить остроту зрения, от этого, в частности, будет зависеть, на какой парте сидеть ребенку.
  • Ортопед должен посмотреть, что происходит с костно-мышечной системой, суставами ребенка, можно ли ему заниматься физкультурой и с какой интенсивностью.
  • Кардиолог должен проверить сердечный ритм, сделать кардиограмму, чтобы понимать, какие физические нагрузки сможет ребенок выдержать.
  • Психолог определяет психологическую готовность к школе и уровень стресса.

Ребенок растет, развивается, каждый год он меняется, и этот процесс нужно отслеживать и направлять наши усилия на профилактику.

Какие рекомендации по режиму дня и питанию вы можете дать, чтобы детям лучше войти в школьный ритм?

Вообще режим питания не должен меняться – какой бы сезон и занятия у ребенка ни были. Здесь ключевое слово – режим, благодаря ему у детей в определенное время вырабатываются необходимые ферменты, желудочный сок, чтобы переваривать пищу.

Между приемами пищи не должно быть длительных перерывов, и на каникулах, и в школе. При этом утром лучше начинать с более легкой пищи и в течение дня переводить организм на более плотную.

В школе важно, чтобы не было обилия булочек на голодный желудок и сухоедеения, что является профилактикой гастритов.

Адаптацию ребенка к школе хорошо начинать уже с середины августа. В отношении режима дня школа может быть стрессовой поначалу, так как в первые недели учебного года дети все равно ложатся спать поздно и с трудом встают рано. Родителям надо контролировать этот процесс и устанавливать рамки, важно адаптировать ребенка постепенно, каждый день ложиться и вставать на 15-20 минут раньше.

Насколько обязательны прививки перед школой?

Шесть лет – это декретированный возраст, когда ребенку необходима ревакцинация от некоторых заболеваний. Нужны две комплексные вакцины – одна для профилактики дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и вторая для профилактики кори, краснухи и паротита.

Их можно сделать с интервалом в месяц. К шести годам снижается уровень специфического иммунитета, который ребенок получил от вакцинации в раннем возрасте, если они делались по графику.

Нужно повышать уровень защищенности от этих инфекций перед походом в новый коллектив.

В Украине идет эпидемия кори, есть случаи столбняка, дифтерии, полиомиелита, ежегодно регистрируются случаи коклюша. Пока у нас нет массового иммунитета, но в последние годы появилось больше осознанности в пользу профилактической вакцинации, проводятся грамотные вакцинальные кампании.

Может ли школа отказаться принимать ребенка, если у него нет прививок?

Юридически школа не может этого сделать, так как по конституции каждый ребенок должен иметь среднее образование.

Если у ребенка нет прививок из-за отказа от вакцинации, то родители берут на себя ответственность за его здоровье.

Бывают случаи, когда ребенка нельзя вакцинировать по медицинским показаниям, тогда врач выдает соответствующий документ для школы с указанием четких сроков медицинского отвода от прививок.

Есть определенный перечень медицинских противопоказаний к вакцинации, который оговорен в Приказе МОЗ по вакцинации. Гораздо чаще встречаются временные противопоказания, когда ребенок болеет, а после выздоровления ему можно продолжать проведение профилактичеких прививок.

К сожалению, с этим вопросом среди родителей происходит путаница, так как временные противопоказания принимают за постоянные. К примеру, ребенок часто болеет, у него бронхиальная астма, и родители считают, что прививаться нельзя.

Как раз наоборот, такому ребенку необходима профилактика от тяжелых инфекций, которую можно проводить вне обострения.

Бывает, родители считают, что в жару или мороз нельзя делать прививки, но это миф и таких ограничений не существует. Важно правильно построить режим дня в день вакцинации с ограничением контактов и пребывания ребенка под палящим солнцем или на морозе.

Есть ли определенные периоды накопления стресса после 1 сентября?

В первый месяц может возникнуть ранний стресс, когда ребенок осваивается в школе. Могут быть проблемы в коллективе, когда подростки не могут адаптироваться, а подростками сейчас я называю детей лет с десяти, они очень отличаются от прежних десятилеток.

Первый месяц – показатель того, как ребенок позиционирует себя в коллективе, становится ясно, какие межличностные отношения складываются между сверстниками. Если у ребёнка возникают проблемы в этой сфере, то может появляться протестное поведение – ребенок замыкается в себе, не хочет учиться, у него рассеивается память, концентрация внимания, снижается аппетит.

С первого взгляда кажется, что это простейшие медицинские жалобы, но в итоге выясняется их психологическая подоплека.

Здесь очень важна позиция родителей – общение с ребёнком на равных, ведь если родитель доминирует, говорит в приказном тоне, порой не слышит ребёнка, то ребенок еще больше закрывается, остается один на один с проблемой, и это запускает психосоматические расстройства. Ни с того, ни с сего могут возникнуть энурезы, анорексии или, наоборот, переедание.

Лишний вес – еще одна большая проблема. Если девочка, даже в десять лет, имеет склонность к лишнему весу, то у нее уже могут развиваться комплексы.

Иногда таких детей за их вес унижают родители, одноклассники, и девочки перестают есть, еще не понимая, как правильно построить сбалансированную диету.

В итоге они не получают необходимых элементов для роста, гормонального развития, но и не худеют, так как запускается патологическая реакция. С одной стороны, протестует ребенок, а с другой – его организм и обменные процессы.

Источник: http://womo.ua/po-raspisaniyu-kak-adaptirovat-rebenka-k-shkole-posle-kanikul/

Адаптация ребёнка к школе

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем.

На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания.

Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Читайте также:  Что придумать ребенку на летние каникулы?

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях.

 Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу.

Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.

  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным.

    Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель — непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/podgotovka-k-shkole/adaptaciya-rebenka-k-shkole.html

Адаптация детей к школе после летних каникул

Адаптация детей к школе после летних каникул — процесс нормальный для детей любого школьного возраста и продолжается он совсем не два-три дня, как ошибочно считают многие родители и даже некоторые педагоги. На деле все гораздо сложнее.<\p>

— Первоклашки привыкают к школе около 1,5 месяцев, — пятиклассники — месяц,

— у учащихся остальных классов период адаптации длится 2-3 недели.

С началом учебы коренным образом меняется образ жизни ребенка.

Ведь во время летних каникул распорядок дня — питания, сна, прогулок, скорее всего, отличался поблажками от общего режима сезонов «осень-зима-весна». Три летних месяца ребенок отдыхал, спал, сколько хотел, и гулял, когда хотел.

И внезапно ему приходится не только сидеть на 4-5, а то и на 6-7 уроках, учить общеобразовательные предметы, но и подчиняться жестким требованиям учителя музыки , ведь вы выявили музыкальные способности у вашего ребенка, и теперь он должен ежедневно выполнять домашние задания по игре на инструменте.

Чтобы все успеть, время расписывается буквально по минутам. Подчиниться такому распорядку после летней свободы безумно сложно — даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка…

В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они, как правило, носят психологический характер, а младшие школьники могут кроме того испытывать и проблемы со здоровьем.

Настраиваться на учебный процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно. Уже с конца августа постарайтесь приблизить режим дня к тому, который будет в учебное время: — пусть ребенок раньше ложится спать и раньше встает, — ограничьте ему время просмотра телевизора и игры за компьютером.

— исключите бесцельное времяпрепровождение, когда ребенок слоняется, не находя, чем бы ему заняться, это только больше утомляет его.

Действия должны быть осознаны и достаточно конкретны: ем, сплю, катаюсь на велосипеде, иду в магазин, играю в компьютерные игры, читаю, гуляю с младшим братом, слушаю музыку, пеку пирог, чиню табуретку, играю с папой в футбол и т. д.

— среди игр и развлечений ребенок должен найти время для небольших поручений и обязанностей, о которых он будет сам помнить и выполнять непременно — это настроит его на выполнение не только бытовых, но и учебных обязанностей, — активный отдых (особенно на свежем воздухе), смена видов деятельности очень хорошо помогают подготовиться к предстоящей учебе.

— обязательно возьмите сына или дочку на школьные ярмарки и в магазины, и не только для примерки школьной формы и портфеля, а также и для выбора канцелярских принадлежностей.

Покупка школьных принадлежностей, одежды для школы – занятие, как правило, приятное и в то же время настраивающее на учебный лад.

Не стоит с самых первых дней сентября торопиться с загрузкой малыша дополнительными занятиями в кружках и секциях. Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух.

Невероятные усилия, непосильный объем совокупных заданий могут вызвать нежелание выполнять их вообще, и чтобы не слушать истерику с текстами типа «я эту вашу гимнастику (музыку, танцы, английский и т. д.

) ненавижу и заниматься больше не буду», лучше добавлять кружки и секции постепенно.

Не забывайте, что ребенок должен вовремя пообедать, после школы отдохнуть хотя бы часок и только после этого идти на дополнительные занятия. Все домашние задания должны быть выполнены в дневное время или ранним вечером, а не в полночь со слезами.

Важны для ребенка и ежедневные прогулки. Младшим школьникам, например, на свежем воздухе ежедневно надо проводить минимум 3 часа, ученикам средней школы — около 2 часов, а старшеклассникам — не менее 1,5 часов.

Постоянно наблюдайте за своим ребенком: важно вовремя заметить, не испытывает ли ребенок перегрузок, не переживает ли он стрессы. Беспокойный сон, головная боль или боль в животе, угнетенное состояние или, наоборот, сильное возбуждение должны насторожить внимательных родителей.

Адаптация детей к школе после летних каникул — непростой процесс, но с помощью мудрых родителей ребенок легче преодолеет его и быстрее включится в рабочий ритм.

БЛАГО, ДАРУЕМОЕ НАМ ИСКУССТВОМ, НЕ В ТОМ, ЧЕМУ МЫ НАУЧИМСЯ, А В ТОМ, КАКИМИ МЫ, БЛАГОДАРЯ ЕМУ, СТАНОВИМСЯ.

Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки.Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.Ибо музыка — пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия.

И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля — не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

Люблю цветы на воле – В лесах и на лугах, Ромашковое поле

И поле в васильках.

Вот в вазе полыхает Роскошных роз букет, А сердце лишь вздыхает –

Мелодии в нём нет.

А в поле, на просторе, Душа поёт в цветах, И сердце сладко ноет,

И мысли в облаках.

Алевтина Бохан

Источник: https://rcmuzyka.com/adaptatsiya-detej-k-shkole-posle-letnih-kanikul/

9 советов, которые помогут вернуться к школьному режиму после каникул

До начала учебного года остался еще (или уже всего?) целый месяц. Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина считает, что сейчас — самое время начать подготовку к школе в спокойном режиме.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Вчера видела, как птичьи вожаки начали готовить свои стаи к длительному перелету на зимовку в тёплые страны и кружить в небе, выписывая виражи. Для меня это ежегодная примета: пора собирать детей в школу.

Да, с конца июля-начала августа пора понемногу готовиться к возвращению в чёткий рабоче- школьный график. Кажется, что времени до 1 сентября ещё много, почти половина лета и всё успеется, но адаптация — вещь не быстрая. Она длится не день-два, а месяц-полтора.

Переходные периоды непросто даются даже взрослым людям, а детям тем более.

Я знаю многих родителей, которые привозят детей с отдыха в последний летний день, чтобы «наотдыхаться по максимуму». Я тоже, если честно, пару раз так поступала.

Итог: ребёнку требуется не меньше 5−6 недель на раскачку и привыкание к графику, ещё нужно вспомнить, как писать и что такое математика, а тут и первая четверть закончилась с не очень хорошими результатами.

У ребёнка ощущение неуспеха, нежелание ходить в ужасную школу, а дальше попытки «взяться за ум» во второй четверти с разной степенью успешностью. Поэтому лучше адаптацию начинать заранее.

Перестройте график сна

За две-три недели начните сдвигать график сна к школьному: раньше ложитесь и вставайте. Не стоит делать резких перепадов, лучше сдвигать минут на 15 каждый день.

Самые радикальные родители уезжают с детьми в отпуск в страны, где время сдвинуто на 2−3 часа, чтобы возвращение в режим прошло естественно. Не знаю, насколько «естественно», но это реально работает.

Если вы не готовы к таким мерам, то можно планировать разные семейные выходы и мероприятия на утреннее время, давать специальные утренние задания и обязанности.

Вспомните о заданиях на лето

Хорошо бы вспомнить, что на лето что-то задавали и, наверное, даже давали список литературы. Ещё есть время, чтобы прочитать книги и сделать то, что просил педагог. Даже если в школе не давали специальные тетради или листки с заданиями на лето, то можно их легко найти в интернете или ближайшем магазине и начать делать по часу в день.

Особенно это касается детей, которым учеба даётся не очень легко.

С ними мы иногда играем в опережение: не только повторяем пройденное, но и проходим 2−3 (не больше!) новые темы из учебника: «Давай посмотрим, что вы будете проходить, о, интересно!» Наша задача сделать так, чтобы ребёнок пришёл в школу подготовленным и сразу почувствовал себя компетентным и успешным.

Готовьтесь к новому учебному году, но не увлекайтесь

Не стоит заставлять ребёнка сидеть над учебниками летними часами против его желания, даже если по вашему мнению ему надо догнать программу. Тогда школа будет вызывать ненависть ещё до того, как ребёнок придёт в неё в сентябре.

Поддержите ребёнка

Начало школьного года связано с изменениями и разлуками. Новые одноклассники, новые учителя, расписание, расставание с друзьями по даче или летнему лагерю. Маленьким детям часто нужна поддержка родителей, особенно если ребёнок застенчивый или замкнутый. Постарайтесь узнать хотя бы о некоторых изменениях, которые предстоят ребёнку, чтобы подготовить его к ним заранее.

Поговорите по душам

Начало школьного года дети ждут с разными, часто противоречивыми чувствами. Кто-то ждёт школу с ужасом перед ранними вставаниями, домашними заданиями или из-за отношений с одноклассниками. Кто-то — с нетерпением перед встречей с друзьями и любимыми учителями.

Поговорите с ребёнком и узнайте, чего он ожидает от начала учебного года, чего опасается, что его радует. Возможно, есть проблемы, которые можно решить летом или хотя бы найти пути их решения. Иногда летом ребёнок готов рассказать о том, о чем не мог рассказать в течение года.

В результате таких разговоров бывает, что родители меняют школу, ищут репетиторов или летние курсы для ребёнка, отправляют его к психологу.

Пройдите диспансеризацию

Перед школой хорошо бы посетить основных врачей, чтобы удостовериться, что у ребёнка всё в порядке со здоровьем, и дырки в зубах или то, что ничего не видно с доски, не будут мешать учебе. Заодно можно начать разбираться с проблемами школьного обучения: с дислексией, дисграфией, школьными неврозами. В августе многие специалисты выходят из отпуска и к ним легче попасть.

Составьте расписание

Август — время планирования расписания. Обсудите кружки и секции, которые ребёнок хотел бы посещать в этом году, чем он хотел бы заниматься помимо школы. Попытайтесь составить условное расписание вместе с ребёнком, даже если вы не знаете ещё точно, когда и где будут проходить занятия.

Отправляйтесь за покупками
Организуйте совместную подготовку к школе: купите вместе школьную форму и канцелярские принадлежности. Дайте ребёнку самому проявить себя и выбрать то, что нравится именно ему.

Можно составить список необходимых покупок и выделить ребёнку определенную сумму денег, чтобы он потренировался укладываться в бюджет, а заодно вспомнил математику.

Новые линейки и карандаши добавят радостных ожиданий от будущего школьного года.

Попрощайтесь с летом

Можно организовать специальный ритуал «прощания с летом». Для многих детей важны ритуалы-переходы, показывающие реальность изменений.

Это может быть семейный пикник, ведь лето нужно в том числе для того, чтобы больше общаться с семьёй. Или встреча с одноклассниками — знакомые лица и установленные отношения позволят себя чувствовать спокойнее в сентябре.

Может быть это будет встреча с друзьями по летнему лагерю, где дети часто сильно сдруживаются.

Постарайтесь превратить подготовку к школе в радостное событие, а не скучную работу, тогда и адаптация к новому школьному году пройдёт легче.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной:

Для успешного проявления себя нужна возможность потерпеть неудачу

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11228

Адаптация ребенка к школе

После каникул ребенку очень сложно быстро включиться в учебный процесс.

Ведь часто каникулы сопровождаются отсутствием режима дня, поэтому школьник может быть не готов к умственным нагрузкам, а в результате рассеянность внимания, несобранность, может снизиться успеваемость.

Организм ребенка будет тратить много энергии для адаптации, а это чревато переутомлением и сильным стрессом. Существует даже специальный термин, характеризующий такое состояние школьника, постканикулярный синдром.

Адаптация ребенка к школе может сопровождаться нестабильным эмоциональным состоянием школьника. Если ваш ребенок стал агрессивным, часто дерзит взрослым, стал нервным и раздражительным, то это первые признаки проблем в школе.

Кроме того, ребенок может конфликтовать с учителями или одноклассниками, нарушать дисциплину.

Постканикулярный синдром у детей может вызывать равнодушие к учебе, пассивность, нежелание вообще ходить в школу, а также могут проявиться различные заболевания (как старые, так и новые).

Естественно, ребенку нужен отдых, поэтому не нужно фанатично загружать его работой на каникулах. Но чем раньше начнется адаптация ребенка к школе, тем лучше для здоровья школьника.

Главное для успешной адаптации школьника — это соблюдение режима, а именно правильное распределение времени для труда и отдыха. Ребенка нужно эмоционально настроить на учебу.

Попробуйте поговорить с ребенком, объяснить, что вы всегда готовы ему помочь, а также напомните вашему школьнику, что с любыми трудностями можно справиться. Постарайтесь, чтобы ребенок высыпался и хорошо питался. Также вы можете помочь ребенку активизировать мышление, внимание, память.

Адаптация ребенка к школе может пройти и в игровой форме. Например, предложите ребенку какие-нибудь логические игры. Также вы можете поиграть всей семьей, это, возможно, поможет укрепить ваши отношения.

Например, возьмите ряд слов (объединенных общим признаком) и добавьте одно неподходящее,а потом предложите ребенку исключить лишнее слово. Вы можете вместе разгадывать кроссворды, проходить тесты на смекалку, ребусы, загадки.

Также вы можете играть с ребенком во время прогулки.

Если ребенку дали домашнее задание на каникулы, постарайтесь ему помочь с выполнением заданий. Но не делайте домашнее задание за своего ребенка, просто постарайтесь быть рядом.

Адаптация школьника должна проходить плавно, без стрессов. Также чтобы ребенок не переутомлялся, попробуйте составить расписание дня во время учебы. Например, приучите ребенка собирать ранец в школу с вечера. Обязательно нужно хорошо завтракать. Также не загружайте школьника занятиями в различных секциях, у него должно оставаться время на отдых и игры.

Старайтесь хвалить ребенка, никогда не говорите, что он хуже других, уделяйте ему внимание. Помните, что успешная адаптация ребенка к школе больше зависит от родителей, чем от детей.

Участвуйте в жизни ребенка, помогайте ему справиться с трудностями.

Преодолеть каникулярный синдром и быстро адаптироваться к школе ребенок сам, скорее всего, не сможет, а с вашей помощью — запросто.

Источник: http://topgorod.com/deti/shkolniki/1633-adaptatsiya-rebenka-k-shkole.html

Адаптация учащихся после каникул

Адаптация  – процесс приспособления  организма к новым условиям окружающей среды. К чему человек может адаптироваться? (к новым людям,  к новым требованиям, одежде, новому режиму).

Вместе с началом осени в нашу жизнь приходит много изменений.

Какие изменения происходят? Меняется погода, одежда и настроение. Заканчивается время отпусков и летних каникул.

Для детей начало учебного года – не только приятные встречи с одноклассниками (а для первоклашек – новые друзья), но и большой стресс.

Почему? Переход на новый распорядок дня, изменение режима. 

Процесс адаптации после лета у школьников разного возраста проходит тоже по-разному. Быстрее всего справляются с этим нелегким делом старшеклассники. Они уже не первый год ходят в школу и проходили этот период несколько раз. Так что пары недель будет достаточно, чтобы привыкнуть к учебному процессу и изменению режима.

Привыкшие за лето ложиться спать в более позднее время, а просыпаться, когда душа пожелает, дети очень болезненно переживают возвращение к режиму.

Не хватает усидчивости и внимательности, желания «включить мозги» и войти в процесс обучения.

Они быстро устают и теряют интерес к занятиям, порой даже впадают в депрессивное состояние, которое отражается на здоровье нервной системы и общем самочувствии.

Нашим детям так непросто садиться за школьную парту сразу после отдыха. Многие родители думают, что ребенок в первый же учебный день сам по себе настроится на учебу, сконцентрируется и станет внимательным.

Легко ли вам адаптироваться к работе после отпуска?

Неужели Вы каждый раз после отпуска беретесь за работу с повышенным энтузиазмом, будто не чувствуя изменений в своем распорядке дня? Поэтому и дети, которые мгновенно чувствуют повышение нагрузки, не могут так же мгновенно переключится на школьные будни, подготовку уроков, написания контрольных и тому подобное.

Какой режим дня был у детей летом?

Ребята, как правило, «отсыпаются» до 9-10 часов утра, потом завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (в лучшем случае) или сосуществуют с компьютером (что в настоящее время распространено), а спать ложатся поздно.

Если в таком режиме ребенок продолжает существовать до последнего дня каникул, то, конечно, переход на учебное время  дается ему очень нелегко. Привычку вставать о 7.00 на каникулах все бросают, поэтому первые школьные дни дети почти спят на уроках.

Какая уже здесь концентрация внимания и хорошие оценки?

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти. Сделайте этот вечер спокойным.

Нет ничего плохого в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно. Помогите подготовить одежду, которая завтра нужно будет одеть.

Продумайте все до пустяков, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать носки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Также лучший помощник при многих проблемах — это свежий воздух. Будет чудесно, если вы сделаете эти прогулки семейными. Ребенок, который проводил много время на улице во время каникул, адаптируется к школе намного быстрее, чем тот, кто все это время просидел возле компьютера и телевизора.

Родители в жизни ребенка играют основную роль. Именно они закладывают фундамент будущей личности, помогают сформировать привычки, развивают способности.

Школьный период не является исключением, так как от домашней среды во многом зависит желание ребенка учиться и достигать при этом хороших результатов. Обязательно следите за режимом ребенка. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе.

Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.

Советы родителям:

  • Следите за каникулярным режимом ребёнка. За месяц или хотя бы за несколько дней до учебы надо отучать ребёнка от ночных бдений у телевизора, укладывать спать раньше и повторять пройденное за прошлый год. По мнению специалистов, это позволит резко снизить последствия стресса после отдыха.

    Родители, не следящие за каникулярным режимом школьников, должны быть готовы к их серьезным расстройствам.

  • Ребёнок должен высыпаться. В начале сентября обратите особое внимание на тщательное соблюдение режима. Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон.  Доказано, что дети, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими.

      Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.

  • Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от ребенка слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего.

    Важно, чтобы дети воспринимали учебу  как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет на занятия с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха.

    Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.

  • Окружите ребёнка заботой и пониманием. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства.

    Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.                                                                                                                                                                                  

Адаптация к школе: советы преподавателям

Очень часто учителя забывают о том, что школьникам нужно адаптироваться после лета и привыкнуть к нагрузкам. Они могут интенсивно начать их вводить в школьную программу, требуя безукоризненного выполнения заданий. Дети, в свою очередь, не готовы концентрировать внимание на новой теме, они переполнены воспоминаниями о лете и горят желанием поведать обо всем этом своим одноклассникам.

Гораздо эффективнее будет сделать небольшое отклонение от программы и устроить «свободный» урок, на который ученики смогут принести предметы, которые им напоминают о прошедшем лете. Это могут быть и фотографии, и ракушки, привезенные с моря, значки, магнитики, какие-то поделки или рисунки. Пусть они расскажут о событиях лета в свободной форме, легкой для понимания сверстниками.

Устраивайте посреди урока минутки свободы, пусть поболтают немного. Это даст стимул к хорошему поведению и улучшению внимательности. Для детей младших классов полезно делать перерывы на физкультминутки.

Подводя итог, хочется сказать, что все находится в ваших руках. Ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка как дома, так и в школе.

Автор материала: Антонова Елена Владимирована

Следующая статья Консультация: «Девочки и мальчики» Предыдущая статья Советы для родителей: «Как помочь ребенку проснуться»

Источник: https://www.prodlenka.org/psihologija-shkolnikov/4371-adaptacija-uchaschihsja-posle-kanikul.html

Ссылка на основную публикацию