Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (купд)

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

За время школьного обучения ребенок включается в различные виды деятельности, в процессе которой он овладевает знаниями, умениями, навыками, у него формируются основные черты личности.

В деятельности возникают и развиваются потребности, интересы, склонности, чувства, мотивы.

В процессе деятельности развиваются общие и специальные способности, усваиваются нравственные понятия, приобретается жизненный опыт.

Как показывают наблюдения, воспитательная эффективность всякой деятельности находится в прямой зависимости от ее организации, от продуманности, когда учитываются возрастные особенности детей, происходит необходимое чередование и дозировка самих видов деятельности.

Все виды деятельности имеют важное значение в формировании всесторонне развитой личности школьника. Однако следует отметить, что в воспитательном отношении важна не только сама деятельность и ее конечные результаты, но также те отношения и то общение между детьми, которые возникают в процессе деятельности и по ее поводу.

Именно поэтому деятельность, протекающая в коллективе, имеет особенно большое значение для формирования личности школьника.

В формировании всесторонне развитой личности, особенно ее коллективных черт, большое место занимает коллективная деятельность. Эта форма организации деятельности является ведущей в сплочении и развитии воспитания коллектива.

Коллективная познавательная деятельность школьников, есть деятельность, организуемая под руководством педагога. Она направлена на овладение знаниями, умениями, навыками, и протекает в условиях детского коллектива, реализует активизирующий, познавательный процесс связи зависимости между учащимися.

Для того чтобы деятельность в коллективе решала задачи формирования личности школьника, необходимо обращать серьезное внимание на характер общения между детьми.

В познавательной деятельности школьников общение — это важнейшая предпосылка развития познавательного интереса.

В основе коллективной познавательной деятельности лежат активное сотрудничество школьников в главном для них труде — учении. Такое сотрудничество, понимаемое как совместная, заинтересованная работа в целях овладения знаниями, умениями, навыками, происходит не только между учащимися, но и между учениками и их учителями.

Предполагаемое «всестороннее развитие школьников» в соответствии с документами, определяющими процесс модернизации обучения и воспитания, основывается на изменении характера учебного процесса и способов организации деятельности учащихся. Из пассивного потребителя знаний, исполнителя воли учителя учащийся должен стать активным субъектом познавательной деятельности.

Коллективная познавательная деятельность предполагает создание в школьном коллективе такой системы отношений, которой чужд дух нездорового соперничества, пренебрежительного отношения к отстающим.

Она способствует созданию атмосферы доброжелательности, воспитанию товарищеской взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей личной учебе, но и к успехам своего коллектива.

Обстановка сотрудничества и доброжелательности положительно влияет не только на развитие познавательной и общественной активности школьников, но и на воспитание детского коллектива.

Ярко и последовательно эффективность и оптимальность организации коллективной познавательной деятельности школьников прослеживается на уроках физической культуры.

Проблемы, с которыми сталкивается учитель физической культуры, начиная работу с учащимися образовательного учреждения, усиливаются в школах — лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением отдельных предметов.

К числу таких проблем относятся: неадекватность, как правило, завышенная самооценка учащимися уровня сформированности индивидуальной подготовленности в процессе конкретной образовательной и повседневной деятельности; неумение управлять своими эмоциями при осуществлении творческого сотрудничества в коллективных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; неумение и даже нежелание предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций, возникающих в частности, в игровой и соревновательной деятельности на уроках физической культуры, терпимо относиться к одноклассникам, имеющим более низкую физическую подготовленность.

Более того, эти проблемы признаются актуальными и обозначены для решения в документах Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.

Определяющими по физической культуре признаются: деятельностные подходы в обучении и воспитании как оптимизирующие процесс достижения учащимися личностных, метафизических и предметных результатов.

В категории личностных результатов — это «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира».

В категории метапредметных результатов, в области нравственной культуры — «проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде, соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности».

Таким образом, обозначенные проблемы, которые возникают в современной школе на уроках физической культуры, могут успешно решаться при организации коллективной познавательной деятельности.

Способы повышения коллективной познавательной деятельности на уроках физической культуры.

Максимальное включение в деятельность всех учащихся, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений.

Освобожденные учащиеся должны присутствовать на уроке, внимательно следить за тем, что делают на уроке их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает учитель.

Наблюдение за действиями товарищей приводит к улучшению к концу урока показателей внимания у освобожденных учащихся.

Освобожденные от выполнения физических упражнений школьники не должны освобождаться от урока физической культуры. Они должны принимать в нем участие не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли помощников-организаторов.

Особо стоит вопрос, что делать на уроке физкультуры школьникам-спортсменам. Дискуссия по этому вопросу обычно носит односторонний характер: нужен ли урок физкультуры школьнику, занимающемуся спортом, если и так он физически развит, многое из школьной программы умеет делать, да и нагрузки у него на занятиях в спортивной школе больше — зачем же их еще увеличивать?

Школьники-спортсмены должны быть активными участниками уроков физической культуры, выступая на них в роли помощников, организаторов, судей, более опытных и умелых товарищей, своего рода наставников, особенно для слабо успевающих по физической культуре или проявляющих низкую активность на уроке.

Групповая работа — одна из традиционных форм организации урока физической культуры, а объединение в пары учащихся с высокой и низкой двигательной активностью помогает повысить активность слабых учащихся. У школьников-спортсменов необходимо воспитывать на уроках физической культуры чувство ответственности перед своими товарищами за оказываемую им помощь.

Работая в группах, ученики не только обсуждают (на уроках теории) или совместно выполняют задания, но и какую — то часть работы делают самостоятельно. В школьной практике лучше использовать групповые занятия со смешанным составом учащихся, где совместно работают сильные, средние и слабые ученики, это более эффективно в воспитательном отношении.

Смешанный состав учащихся предполагает более интенсивный обмен деятельностью между сильным, средним и слабым учеником, благодаря чему укрепляются межличностные отношения учащихся. Характер деятельности предполагает активность учащихся всех уровней подготовленности, где сильные учащиеся помогают более слабым, мотивируют их на результат своим примером.

Особенно эффективно вопрос коллективной познавательной деятельности решается через подвижные игры,которые формируют уверенность, развивают организаторские умения, лидерские качества.

Задача учителя научить детей играть активно и самостоятельно.

Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими.

В конце игры следует проанализировать поступки участников, похвалить тех, кто проявил дружелюбие, смелость, выдержку, ловкость, желание помочь.

Акценты могут быть разными: поощрить, активизировать застенчивых детей, показать на примере активных, как важно быть смелым и ловким, указать на досадные ошибки.

Приобретенные в подвижных играх навыки положительных взаимоотношений служат основой для проявления у играющих чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе, а не только о своих результатах.

Правильно подобранные подвижные игры способствуют развитию многообразных функций: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коммуникативной, творчески детерминирующей, адаптивной.

Кроме этого, благодаря соблюдению установленных правил игры блокируют негативные черты характера, предотвращая девиантное (отклоняющееся от норм) поведение.

В подвижно игровой деятельности ребенок расширяет свой личный жизненный опыт и кругозор, знакомится с играми разных народов, с их обычаями и традициями, что способствует воспитанию национальной культуры.

Игровые приемы организации познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры воспитывают такие качества личности, как толерантность, умение критически оценивать свои возможности для выполнения конкретной задачи в сравнении с другими членами команды, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Организация коллективной познавательной деятельности также прослеживается во внеклассной работе учителей физической культуры. Это различного вида спортивные соревнования, спортивно-развлекательные конкурсы, спортивные праздники.

Во время соревнований каждый ребенок учится оценивать деловые, физические и нравственные качества других ребят, признавать и понимать их неповторимую индивидуальность, не зазнаваться при выигрыше, не унывать при проигрыше, сохранять дружеские отношения с проигравшими.

Он начинает понимать, что результат в любой коллективной деятельности зависит от: мотивов и устойчивых установок, от четкого и слаженного взаимодействия, проявления выдержки и ответственности, способности терпеть, преодолевая усталость, умения взаимодействовать с партнерами, подчинять свои интересы интересам команды.

Использование различных форм коллективной познавательной деятельности создает такие условия, при которых ученик вынужден работать активно.

Но, необходимо помнить, что положительные результаты коллективной познавательной деятельности могут быть достигнуты лишь, при вдумчивом, квалифицированном педагогическом руководстве, которое предполагает, прежде всего, целесообразное сочетание коллективных форм с индивидуальной и фронтальной работой учащихся.

Литература:

  1.    Пермяков А.А «Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности». М 1961.
  2.    Чередов И.М «О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке» Омск, 1973.
  3.    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Ж. Завуч № 3, 2010.
  4.    Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., Просвещение, 1981.
  5.    Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Наука, 1983.
  6.    Погадаев Г. И. Играйте в игры народов России. Ж. Физическая культура в школе, 2001.

Источник: https://moluch.ru/archive/106/25113/

» Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (КУПД)

      В общеобразовательной школе, как известно, давно утвердилась классно-урочная система обучения. На уроке преподаватель занимается со всей группой учащихся класса, которые выполняют его указания и инструкции. При этом каждый ученик в меру сил, возможностей и способностей усваивает учебный материал индивидуально и независимо от других, хотя и вместе со всеми.

Точнее, он зависит только от темпа занятий, который задает учитель. А учитель равняется в основном на скорость продвижения ученика ниже средней успеваемости. Он, как правило, считает, что если слабый ученик усвоил материал, то средние и сильные— тем более. Картина такая: учащиеся сидят в классе вместе, а каждый отдельно взятый из них учится за себя.

Ученик либо отличником, либо отстающим будет независимо от успехов или неудач соседа. Недостаток такой организации обучения состоит в том, что учение — основной вид деятельности школьников — мало влияет на их взаимодействие в учебном процессе, формирование у них чувства солидарности и взаимной ответственности.

      Учителя, конечно, видят этот недостаток, но обычно продолжают работать по традиции. Но педагоги-исследователи и неуемные практики ищут варианты такой организации обучения, при которой проявились бы и взаимодействие, и взаимная ответственность учащихся. Одним из них и является коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (КУПД). Исследованием проблемы занимались М.Д.

Виноградова, И.Б. Первин, В.П. Тарантей и др. (1970-е годы), В.А. Караковский, М.Е. Кульпединова, Х.Й. Лийметс, М.М, Поташник, В.В. Рубцов, М.Е. Труба-чева и др. (80-е годы).       Вместе с тем следует вспомнить, что в 20-е годы и до 1932 г.

в советской школе уже был опыт подобной организации учебной деятельности под названиями «бригадно-лабораторный метод» (занятия по бригадам) и «метод проектов». Бригада коллективно выполняла полученный проект; в процессе этой работы учащиеся получали знания, опыт выполнения проектов. После известных постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам образования в 1931—1932 гг.

школы вернулись к классно-урочной системе обучения и к предметному преподаванию. (Мы не проводим в данной теме анализ этого интереснейшего периода истории советской школы.) Прошло полвека, пока в новых условиях развития школы теоретики и практики начали разрабатывать идеи коллективной учебно-познавательной деятельности школьников. Рассмотрим основные положения такой организации занятий.

      Разработчики КУПД исходят из ряда посылок. Она включает самих учащихся в активный поиск новых знаний, в формирование умений и навыков, не ограничиваясь лишь сообщением готовых.       Существенной особенностью КУПД является разбивка учащихся класса на группы по 2-7 человек. (В группе более чем из 7 учеников занятия затрудняются.

) Занятия организуются по схеме:       1) фронтальное занятие со всем классом;       2) занятие по группам;       3) фронтальное — подведение итогов занятий групп.       Сначала фронтально дается общая инструкция всем учащимся: какой учебный материал они должны изучить, усвоить, какую работу провести. На это отводится возможно более короткое время.

Читайте также:  Применение педагогических технологий: за и против

Затем каждая группа приступает к выполнению полученного задания. На это отводится основное время урока. К проведению этой части занятия у учителя подготовлены помощники для каждой группы: консультанты, лаборанты, ассистенты, комментаторы, добытчики знаний (информаторы). Это учебный актив из лучших ребят по успеваемости, доверенные лица учащихся, и учителя.       От особенностей учебного предмета и характера учебного материала4 зависит и работа групп учащихся в разных вариантах.

      Групповая работа. Важно сформировать группу учащихся так, чтобы она была психологически комфортной, взаимно благожелательной для ее членов.

Сюда войдут учащиеся и сильные, и средние, и слабые (если в классе есть такие) по успеваемости; организаторы и неформальные лидеры, ведомые и тихони (по активности). Группы получают от учителя либо общее задание, либо дифференцированное для каждой. Затем группа под руководством консультанта выполняет это задание.

Учащиеся изучают материал по учебнику или другим пособиям, используют справочники и дополнительную литературу, пересказывают выученное, спрашивают друг друга. Если нужно — дополняют неполный, исправляют неточный или ошибочный ответ, взаимно помогают при затруднениях.

Выполняют упражнения по языковым предметам и решают задачи по математике и другим дисциплинам; проводят опыты, лабораторные работы по разным предметам; составляют схемы, диаграммы и краткий отчет о проделанном.

      Продуктивность групповой работы объясняется и тем, что в ней происходит сложение интеллектуального потенциала членов группы. То, что непосильно одному, осилит группа в ходе ли дискуссии, обсуждения ли разных вариантов решения задач или доказательств теорем и т.д. При решении проблемных заданий возникает ситуация «мозгового штурма»: каждый член группы при обсуждении какой-либо проблемы может предложить любой, самый неожиданный или «невозможный» вариант ее решения. Работа идет по принципу: «Учись сам, учи других, учись у других». При явных затруднениях группа обращается за консультацией к учителю, который наблюдает, как идет работа в группах.       В конце занятия каждая группа отчитывается о выполненном задании, отмечаются положительные стороны работы, высказываются пожелания по ее улучшению.

      Парная работа используется для взаимоконтроля, взаимопомощи. Она весьма удобна и продуктивна при изучении иностранного языка (взаимоконтроль словарного запаса, переводы, тренировочные диалоги), заучивании наизусть стихотворений, формул, хронологических дат, изучении правил дорожного движения, работе над географической, исторической картой и т.п.

      Коллективная познавательная деятельность широко используется во внеклассной работе. Это смотр знаний, олимпиады, КВН, недели, декады по учебному предмету, конкурсы знатоков. Эти вопросы подробно изучаются в курсах методик частных учебных предметов, поэтому мы на них не останавливаемся.       Что дает КУПД учащимся и учителям? У учащихся повышается познавательная активность, совершенствуется логическое мышление, формируются общеучебные умения, отчетливее проявляется познавательный интерес и другие общественно значимые мотивы учения, чувство долга перед товарищами по группе.       Особенно важным приобретением становится развитие у школьников эмпатии, чувства товарищества, взаимопомощи, взаимной ответственности: в процессе коллективных занятий ученик учится не в одиночку, а в прямом смысле совместно с товарищами. Эту сторону особенно следует отметить, так как в последнее время наша школа, особо заботясь о работе с сильными и талантливыми учащимися, забывает о формировании у школьников чувства солидарности и взаимной ответственности, которые, как и интеллектуальное развитие, одинаково нужны любому человеку.       Как и любая другая работа, КУПД будет успешной при условии соответствующей подготовки учителя: содержательной и методической, а также при хорошо налаженной организационной работе. Особенно большого внимания от учителя ждут активисты из числа учащихся-помощников.

      Сейчас, пожалуй, трудно найти учителей и школу, организующих учебный процесс строго по типу КУПД, но она, несомненно, входит как элемент в новые разработки по развивающему обучению, адаптивной системе обучения (работы В.В. Рубцова, А.С. Границкой, Н.В. Репкиной и др.). Вариантом коллективного обучения Ч. Куписевич считает классно-урочную систему, что не соответствует нашему представлению о КУПД.

Источник: https://paidagogos.com/Kollektivnaya-uchebno-poznavatelnaya.html

«Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности»

Автор: Абросимова Валентина Викторовна

Выступление на педсовете по теме «Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности».

Учитель начальных классов

Абросимова Валентина Викторовна.

МБОУ Мукшинская СОШ

Якшур-Бодьинского района УР

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). 

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения и воспитательной деятельности.

Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования.

Воспитание, рассматривают не как самостоятельный вид, а как функцию свойственную любой педагогической деятельности.

Воспитанию, прежде всего, должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая, социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не просвещая.

Цель внеурочной деятельности методического объединения учителей начальных классов:

Создание условий для развития личности учащихся;

Создание условий для позитивного общения вне урока;

Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;

Проявление интереса к внеклассной работе .

Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

формированием гражданско-патриотических чувств.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат — получить возможность научиться. Например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др. 

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как: 

Познавательных УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия.

Регулятивные УУД:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;

умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД:

самоопределение;

смыслообразование;

умение решать проблемы планирования свободного времени.

осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД — элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия — это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 

В более узком (психологическом значении) «универсальные учебные действия» — это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Предназначение УУД: 

обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

обеспечение целостности содержания образования;

профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием — показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) — является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности.

Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное. 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают: 

социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность.

Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД:

  Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность — умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий.

Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность.

Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила.

Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.

Планируемые результаты:

Становление самоопределения личности учащегося, развитие гражданственности, формирование внутренней позиции;

Развитие мотивов и смысла учебной деятельности;

Развитие системы ценностных ориентаций.

Формирование УУД в внеурочной деятельности:

Внеклассная деятельность начальной школы многопланова и разнообразна. По всем направлениям проводится много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, экскурсии, прогулки в лес, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, познавательные игры, анализ педагогических ситуаций и другие формы проведения мероприятий.

В целях создания необходимых условий для проявления творчества были организованы различные мероприятия и конкурсы. На некоторых мероприятиях необходимо остановиться.

Школьный этап олимпиады в этом году провели в виде интеллектуального марафона, но впредь вернемся к традиционной форме, приближенной к районному этапу, чтобы учащиеся могли осознать, что такое олимпиада.

В районном этапе олимпиады участвовали по следующим предметам: удмуртский язык — 3 место, русский язык – 4 место, математика – 8 место, конкурс чтецов по теме «Во славу подвига» участвовала Исаева Карина со стихотворением «Ботинок».жюри отметило хорошую постановку дикции. Подготовила Вахрушева Ел. Эд. По окружающему миру Исаева Карина стала победителем в номинации «Юный натуралист»), подготовила Абросимова В.В.

— научно-практические конференции: в школе проходит традиционная научно-практическая конференция отдельно от средней школы. Уже второй год в конференции принимают участие воспитанники детского сада.

В конференции приняли участие 17 человек (49 % от общего числа учащихся) Темы были разнообразные: творческие проекты, историко-краеведческие, о семейных реликвиях, о природе родного края.

Победители среди дошкольников: 1 место – Артамонова Сабина, 2 место – Мадьяров Роман, место – Власов Савелий.

Среди реферативно-исследовательских работ 1 место поделили Иванов Сергей (3 кл) и Исаева Карина (4 кл), 2 место – Ардашев Иван и Вахрушева Екатерина (2 кл), 3 место – Широбокова Софья (3 кл).

Читайте также:  Проводим школьные каникулы с пользой

По защите творческих проектов 1 место заняла Широбокова Варя, 2 место – Мадьярова Ксения и 3 место — Вахрушева Юлия

— участие в различных конкурсах по предмету: Конкурсы чтецов, посвященные –70-летию со Дня Победы (победители по начальной школе: Широбоков Павел 1 кл; Ардашев Иван 2 кл.; Широбокова Софья 3 кл.) Новому году, дню Матери.

— Неделя детской литературы, заключительное мероприятие были приглашены библиотекари школьных и сельских библиотек. Самым читающим классом в этом году стал 2 класс. Самым читающим учеником стала Вахрушева Екатерина 2 кл. — (кл. рук. Первозчикова З.Г.),

— конкурсы «Ученик года». Финалисты: 2 кл. Вахрушева Ек., Ардашев Ив.; 3 кл. Иванов Сергей, Широбокова Софья, 4 кл. Исаева Карина, Мадьярова Ксения), учеником Года – 2015 стала Широбокова Софья, она же стала победителем конкурса «Мисс Веснянка»

— фестиваль солдатской песни «Салют Победа»

— районный конкурс сочинений учащихся начального звена общеобразовательных учреждений «Моя род)ословная» (4 человека,)

— районный конкурс«Флаг и герб овеянные славой» (1 человек)

— участие в районном мероприятии «Яркыт арня»,

— районный фестивале удмуртской культуры.

— районная конференция «Анай кылмес ум вунэтэ, ум вунэтэ анай кылмес», посвященная творчеству В. Широбокова. Учителями ШМО была подготовлена интересная программа для учсатников, в этом мероприятии участвовали 7 школ.

Совместные праздники с ДОУ Мукшинский д/с «ЛопшоПедуньдорынкуноын»; праздник, посвященный дню Семьи с вылазкой на природу «В семье единой»

— участвовали участие в работе РМО краеведов. Учащимися начальной школы была проведена интересная и содержательная экскурсия по музею.

— участие в школьном конкурсе стенных газет, посвященных Новому Году, 9 Мая (газеты начальных классов заняли призовые места); конкурсе рисунков к «Мифы удмуртского народа», «Салют Победа».

— участие в республиканских конкурсах «Школьное молоко» руководители Абросимова В,В. и Ившина Т.Н.,

— участие в конкурсе по правильному питанию «Путешествие во времени» Ившина Т.Н. заняла 2 место в районе.

Кроме вышеуказанных мероприятий учащиеся начальной школы примут участие во всех общешкольных мероприятиях по общешкольному плану.

В результате реализации данной программы на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов таких, как развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. – это становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов

духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Источник: https://solncesvet.ru/formirovanie-universalnyih-uchebnyih-3/

Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников

ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 372. 4

Т. В. Кузнецова

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривается проектно-исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, этапы проектно-исследовательской деятельности, универсальные учебные действия.

Новый ФГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников так называемых универсальных учебных действий.

Термин «универсальные учебные действия» означает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса; полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [1].

В стандарте выделены четыре вида универсальных учебных действий: личностные (внутренняя мотивация к учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение), регулятивные (способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия), познавательные (умение использовать знаково-символические средства, овладение действиями моделирования, широким спектром логических действий и операций, общими приемами решения задач), коммуникативные (умение учитывать позицию собеседника, партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи).

В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность [2].

Под проектно-исследовательской деятельностью подразумевается специально организованная учебно-познавательная деятельность учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает: а) постановку образовательных задач; б) планирование хода и способов исследования; в) определение ожидаемых результатов и продуктов; г) развертывание деятельности по решению личностно значимых образовательных задач (инициатив); д) создание конкретного продукта.

Интерес педагогов к проектно-исследовательской деятельности на современном этапе развития начальной школы обусловлен следующими ее образовательными ресурсами [3]: дети приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий; у них формируются следующие универсальные учебные действия: познавательные — формулировать

проблему, искать и анализировать информацию, наблюдать, сохранять в памяти увиденное, прочитанное; творчески преобразовывать добытые знания; информационно-речевые — добывать информацию разными способами и ориентироваться в ней, делиться информацией, аргументированно отстаивать свою точку зрения; связанные с организацией деятельности — планировать свою деятельность и целенаправленно ее осуществлять, сотрудничать с другими детьми, учителем, оформлять результаты деятельности; дети получают представление о работе ученых, ее назначении, практически знакомятся с понятием «исследование» и методами исследования (наблюдение, описание, измерение, сравнение, анкетирование и др.).

Для реализации вышеуказанных ресурсов в течение четырех лет проводилась опытно-экспериментальная работа в начальных классах школ Томского района, в которой участвовали 139 учащихся и девять педагогов.

Целью эксперимента было разработать и реализовать содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников, проверить их в плане достижения учебных и образовательных результатов. Работа включала следующие этапы (табл.

1-3), каждый из которых характеризуется целью, содержанием, формами организации детско-взрослой и детской совместностью, определенной позицией участников совместной деятельности.

Кроме того, проанализировав образовательные результаты учащихся на каждом из реализованных этапов, были выделены и конкретные универсальные учебные действия (УУД), формируемые у младших школьников в рамках данной работы.

1. Пропедевтический этап (1-й класс)

Цель этапа — погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися 5-х классов.

Формы работы:

— презентационные занятия с учащимися 5-х классов;

— коллективные творческие дела, классные часы;

— свободные уроки.

Таблица 1

Содержание и этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся 1-го класса

Содержание Позиция учителя и учащихся Деятельность детей УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

Формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися 5-х классов; организация пробных исследовательских действий с участием родителей и пятиклассников; Учитель: лидер в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей. Учащиеся: исполняют, выбирают Знакомятся с книгой, со способами получения информации; овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе); учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов; Познавательные: — умение наблюдать; — находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя, старших учеников; — сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное; — составлять небольшие сообщения по изучаемой теме; — представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели.

оформление мо- с помощью родите- Регулятивные:

бильных детских лей и пятиклассни- — способность принимать учебную

групп, реализую- ков выполняют цель, участвовать в планировании ее

щих мини-проекты; мини-проекты; реализации;

проведение свобод- под руководством — способность сосредоточиться на

ных уроков с целью учителя проводят общем деле, определять свою роль;

формирования и кратковременные — сотрудничать с другими детьми,

реализации собст- исследования в учителем для реализации проекта;

венных познава- рамках уроков; — обсуждать результаты деятельнос-

тельных интересов; учатся оценивать ти с учителем, пятиклассниками.

децентрализация свою деятельность Коммуникативные:

пространства (по совместно с — умение услышать другое мнение;

класса учителем разработанным критериям) — отстаивать свою точку зрения без конфликтов; — делиться информацией в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение)

Результатом первого этапа обучения детей проектно-исследовательской деятельности можно считать:

— появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического характера;

— приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учащимися 5-х классов, учителями;

— опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью пятиклассников, учителя, родителей.

2. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2-й класс)

Цель этапа — научить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы работы:

— коллективные исследования, осуществленные с учетом детской инициативы с постепенным развертыванием всех этапов исследования;

— организация осуществления мини-проектов в рамках учебных предметов;

— специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений на всех уроках.

Таблица 2

Содержание и этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся 2-го класса

Содержание Позиция учителя и учащихся Деятельность детей УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

Практическая реализация основных этапов исследования (рождение замысла, разворачивание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов; формирование первоначальных проектно-исследовательских умений; работа по реализации коллективных и индивидуальных мини-проектов; выход учащихся за пределы класса школы с результатами работ Учитель: помощник-консультант в организации совместной проект-но-исследо-вательской деятельности детей. Учащиеся: выбирают, инициируют Осуществляют поиск информации из рассказа учителя, рисунка, наблюдения в природе, учебного текста, схемы; сотрудничают в группе по реализации коллективных проектов; самостоятельно осуществляют минипроекты; совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность; участвуют в районных и областных конференциях с результатами своих работ Познавательные: — с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы; — искать и анализировать доступную информацию; — представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей; — совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта. Регулятивные: — выбирать учебную цель, планировать ее реализацию; — участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации; — осуществлять взаимооценку действий и результатов коллективной работы, оценивать свой вклад в нее. Коммуникативные: — консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы; — вести учебный диалог с учителем, одноклассниками; — строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала; — способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками класса, школы

Результатами второго этапа можно считать: приобретение детьми опыта создания инициативных групп, реализующих коллективные исследовательские проекты; формирование универсальных учебных действий, связанных с реализацией проектов (осуществлять поиск информации разными способами; формулировать вопросы и выстраивать простейшие гипотезы исследования; разнообразно представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою деятельность и деятельность группы); на данном этапе происходит расширение коммуникативных каналов за счет выхода детей с результатами работ за пределы не только класса, но и школы.

3. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3-й и 4-й классы)

Цель — научить детей разным видам проектирования с осуществлением индивидуальных и групповых исследований по определенному плану.

Формы работы: учебный проект; образовательный проект; социальный проект; овладение способами организации индивидуального исследования

Таблица 3

Содержание и этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся 3-4-х классов

Содержание Позиция учителя и учащихся Деятельность детей УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

Формирование более сложных проектно-исследовательских умений; овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный проект); организация разновозрастного сотрудничества с учащимися среднего и старшего звена. Учитель: организатор и участник проектно-ис-следовательской деятельности детей.

Учащиеся: инициируют, выбирают Осуществляют поиск информации в источниках разного типа; анкетируют других детей и взрослых; осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты; с помощью учителя осуществляют образовательные проекты; овладевают навыками социального проектирования; оценивают свою деятельность по разработанным совместно с учителем критериям; участвуют в конференциях с результатами своих работ и выступают в качестве экспертов Познавательные: — формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы; — выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение, интервьюирование и др.); — творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.; — формулировать выводы и заключения. Регулятивные: — инициировать учебную цель, планировать деятельность по ее реализации; — распределять задачи в группе и самостоятельно по реализации проекта; — осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта. Коммуникативные: — аргументированно отстаивать свою точку зрения; — сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнеров; — инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов; — представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, области

Читайте также:  Индивидуальные особенности подростков, влияющие на усвоение иностранного языка

— б7 —

Результатами третьего этапа можно считать: овладение детьми способами организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умение самостоятельно осуществить все этапы этой деятельности, приобретение навыков равноправного делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями, учащимися среднего звена; анализ (экспертиза) результатов и продуктов своей и совместной работы; приобретение опыта разных видов проектирования.

Как видно из табл.

1-3, решение вопросов, связанных с использованием ресурсов проектно-исследовательского обучения для формирования УУД, неразрывно связано с изменением позиции педагогов в совместной деятельности с детьми.

В условиях такого обучения педагог для учащегося постепенно становится партнером, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом.

Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него в дальнейшем кроме хорошей общей и предметной эрудиции умения передавать эти сведения детям, быть способным планировать и вести исследовательский поиск и, самое важное, уметь пробуждать в детях к этому интерес.

Эффективность проделанной работы была проверена с помощью анализа учебных и образовательных результатов детей. Итоговая диагностика показала прирост не только результата учебной деятельности детей, но и уровня развития их личностных качеств (табл. 4).

Таблица 4

Динамика развития личностных качеств учащихся

Критерий 2007 г. 2009 г. Коэффициент прироста

Любознательность 2,39 2,93 0,54

Мое отношение к школе 2,51 2,94 0,43

Я и общество 2,69 2,94 0,25

Отношение к природе 2,53 2,96 0,43

Творчество 2,31 2,95 0,64

Навыки исследователя 1,90 2,90 1

Как видно из табл.

4, произошел прирост по всем исследуемым качествам, но наибольший коэффициент прироста выявился по показателю «Навыки исследователя» (1), это говорит о том, что у детей постепенно приобретается не только готовность (желание) к исследованию, но и специальные универсальные учебные действия, формирующие способность его осуществлять. По остальным исследуемым параметрам наибольший прирост по критериям «Творчество» (0,64) и «Любознательность» (0,54), что подтверждает предположение о позитивных изменениях в овладении детьми проектно-исследовательской деятельностью.

Таким образом, можно говорить о проектно-исследовательской деятельности как об эффективном способе формирования универсальных учебных действий у учащихся только в том случае, если педагог, организующий данную деятельность, предоставляет ребенку максимальную возможность для реализации его личностных замыслов, интересов, потребностей в самообразовании. Только в этом случае проектно-исследовательская деятельность становится мощным ресурсом, который позволяет формировать и особые личностные качества, и специальные умения, связанные с проектированием и исследованием.

Список литературы

1. Алексеева Л. Л., Алашенкова С. В., Биболетова М. З. и др. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). 120 с.

2. Кузнецова Т. В., Поздеева С. И. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 65-67.

3. Кузнецова Т. В., Поздеева С. И. Проектно-исследовательская деятельность как личностно ориентированная технология обучения / Современные технологии начального образования: материалы Всероссийской заочной научной конференции (Барнаул, 18 февраля 2010): в 2 ч. / под ред. Г. Ф. Свиридовой, Е. Н. Ставской. Барнаул: АлтГПА, 2010. Ч. 1. С. 37-39.

Кузнецова Т. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

ТОИПКРО.

Ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, 634034.

Материал поступил в редакцию 29.10.2012. T. V. Kuznetsova

USING PROJECT AND RESEARCH WORK WITH PUPILS AS ONE OF THE WAYS FOR FORMATION OF THE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES.

In .postlight.com»>

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-odin-iz-sposobov-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov

Формирование УУД учащихся в урочной деятельности (практикум работы с применением технологической карты) Дунаева Светлана Александровна, учитель начальных. — презентация

1 Формирование УУД учащихся в урочной деятельности (практикум работы с применением технологической карты) Дунаева Светлана Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории<\p>

2 Особенность ФГОС второго поколения – нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата. Цель: получение новых образовательных результатов – счастливые, верящие в себя люди XXI века. Какой урок более результативен?<\p>

3 УРОК, ЕГО РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Изменение на уроке позиции учителя Индивидуализация учебного процесса Активизация познавательной деятельности учащихся Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности Организация различных видов самостоятельной работы учащихся Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока Использование интерактивных технологий<\p>

4 Что должно измениться в деятельности учителя? учитель учащиеся учитель Ставит цели Планирует Контролирует и корректирует Выполняет учебные действия Оценивает Традиционный подход Системно-деятельно- стный подход учащиеся вместе с учителем учащиеся вместе с учителем учащиеся учащиеся вместе с учителем учащиеся вместе с учителем<\p>

5 Учитель – организатор учебной, коллективно- распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога. Этап урока Содержан ие Деятельност ь учащихся Деятельность учителя Формир уемое УУД Деятельность учителя приводит к осознанию проблемы, показывает, напоминает, совещается, создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, стимулирует, формирует мотивы учения, проявляет поощряющую требовательность, координирует, закрепляет авторитет ученика среди товарищей… Деятельность учащихся Ставят и решают учебные задачи, контролируют и оценивают свою деятельность, сравнивают, анализируют, классифицируют, моделируют, общаются, отстаивают свою точку зрения, слушают и слышат одноклассников, активно взаимодействуют, планируют и контролируют совместную деятельность …<\p>

6 — вместо конспекта учитель может подготовить сценарный план (или технологическую карту урока), который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся, — помимо учебника и методических рекомендаций, он пользуется ресурсами Интернета, — свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами, — при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.<\p>

7 на уроке больше времени для самостоятельной работы детей, характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным, выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности, педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки, не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий, возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.<\p>

8 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю<\p>

9 Психологическое значение универсальных учебных действий Совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса<\p>

10 Универсальные учебные действия В широком смысле означают умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (самоусвоение новых знаний и умений)<\p>

11 Универсальные учебные действия Реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ученика Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося<\p>

12 Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества<\p>

13 Для формирования личностных УУД участие в проектах подведение итогов урока творческие задания мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия дневники достижений<\p>

14 Для диагностики и формирования познавательных УУД «найди отличия» «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» упорядочивание «цепочки» хитроумные решения составление схем-опор работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями<\p>

15 Для диагностики и формирования регулятивных УУД «преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)<\p>

16 Для диагностики и формирования коммуникативных УУД составь задание партнеру; отзыв о работе товарища; групповая работа «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д.<\p>

17 Процесс интериоризации Регулирующая речь Преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Проговаривание последовательности выполнения учебных действий<\p>

18 Для развития регулирующей речи работа в парах, группах (постоянных и подвижных) в речи ученика должна быть отражена цель учебной задачи, шаги решения задачи, сформулирован полученный результат речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся) речь должна быть произвольной и осознанной<\p>

19 поставить цель и определить результат изучения темы построить последовательность работы по освоению темы от цели до результата определить : — формирование каких УУД возможно в процессе изучения темы — межпредметные связи — формы и время для проведения промежуточной и итоговой диагностики осмыслить воспитательные возможности темы выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя Технологические карты позволяют учителю:<\p>

20 Разработка конспекта урока с применением технологической карты<\p>

21 Урок окружающего мира в 3 классе Тема: Кто что ест Цели: 1) Познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи. 2)Рассмотреть цепи питания животных. 3)Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. 4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в парах, группах, умение договариваться.<\p>

22 Планируемые результаты Личностные УУД: У учеников будут формироваться: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Ученики получат возможность для формирования: Выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения.<\p>

23 Познавательные УУД: Ученики будут учиться: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Владеть общим приёмом решения задачи Осуществлять синтез как составление целого из частей Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи Ученики получат возможность научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач<\p>

24 Регулятивные УУД: Ученики будут учиться: Учитывать правило в планировании и контроле способа решения Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Ученики получат возможность научиться: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве<\p>

25 Коммуникативные УУД: Ученики будут учиться: Задавать вопросы Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Ученики получат возможность научиться: Учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию.<\p>

26<\p>

27<\p>

28<\p>

29<\p>

30<\p>

31<\p>

32<\p>

33<\p>

34<\p>

35<\p>

36 История из жизни Молодые деревья Козы Волки<\p>

37<\p>

38<\p>

39<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/721098/

Ссылка на основную публикацию