Критерии успешности обучения учеников общеобразовательных школ

Условия достижения успешности обучающихся

Условия достижения успешности обучающихся

Современная школа, изменения, происходящие в системе образования, всецело направлены на ученика. Мы говорим о создании ситуаций комфортности ребенка, о развитии его внутреннего потенциала. Применяя различные методы и технологии стараемся, чтобы каждый ученик попал в среду действия, раскрыл свой талант.

С введением новых стандартов мы говорим о требовании к профессиональной деятельности педагога — что требуется новое педагогическое мышление, установка на индивидуальность. Но сам учитель тоже индивидуальность.

Инновационные процессы в современной системе образования направлены на создание условий для полноценного развития и реализации не только ученика, а так же личностного и профессионального потенциала преподавателя.

Преподаватель реализует свой личностный и профессиональный потенциал по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признаёт педагогические ценности.

Развитие личностного и профессионального потенциала — это непрерывный процесс, влияющий на педагогическую деятельность в целом.

Конечно, самое главное в этом — личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании.

Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения (мировоззрение, мотивацию к самореализации), личностные качества (коммуникативный, эмоциональный, познавательный, творческий потенциал).

Второй его составляющей служит профессиональный потенциал (деловые способности и возможности, а также профессиональные качества — профессиональное мышление, лидерские способности)».

Развитие личностного потенциала требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать своё поведение в соответствии с задачами и ситуациями.

Педагогическая деятельность является сферой, где реализуется личностный потенциал. В педагогических ценностях, личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Для развития профессионального потенциала необходимо обладать личностными качествами.

Тогда раскроются и способности, и интересы, и инициативность, и самостоятельность, и ответственность, и пригодится педагогический опыт, будут развиты творческие возможности.

Появится необходимость творить себя, творчески осмысливать события жизни и собственного опыта, творчески использовать и преобразовывать известное, создавать качественно новое.

Качества творчески работающего педагога:

— нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности);

— педагогический такт;

— способность к сочувствию, сопереживанию;

— артистизм;

— развитое чувство юмора;

— умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;

— создание проблемных ситуаций;

— умение возбуждать вопросы детей;

— поощрение воспитателем детского воображения;

— знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам захотеть этого. Удовлетворённость профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью.

Огромную роль в развитии и реализации личности педагога, его профессионализма играет возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; выбор темы по самообразованию; возможность побывать на уроках коллег; выступления на методическом совете, на районном методическом совете; курсы повышения квалификации; участие в конференциях, семинарах, мастер — классах, конкурсах педагогического мастерства.

Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие

Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Чем большего педагог достигает в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность.

Только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.

Какой же он – современный учитель, учитель XXI века, учитель Новых федеральных стандартов. Невозможно лечь спать одним человеком, а проснуться абсолютно другим. Но определенный набор качеств у людей, выбравших профессию учитель, формируется еще в студенчестве.

Учитель должен быть организатором. Какую бы важное первостепенное значение мы не отдавали бы ученику – дирижер все равно учитель.

Учитель должен обладать чувством юмора. Дети любят нас разных, но более всего они любят нас – веселых, когда мы в легкую можем найти выход из сложной, казалось бы, ситуации. Да еще не без доли юмора. Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Учитель должен быть настойчивым и самодисциплинированным. Эти же качества мы обычно хотим видеть в учениках. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с коллегами, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Современная общественно-педагогическая мысль гласит: «Только успешный педагог способен создавать благоприятные условия для достижения успешности обучающихся».

Школа = Учитель + Ученик. Успешность школы главным образом зависит от успешности Учителя и Ученика. Но в чём заключается их «успешность»? Какими качествами должен обладать успешный Ученик? Ученик должен получать удовольствие от учёбы. Когда мы удовлетворены – мы счастливы. Когда мы счастливы — мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого — мы успешны.

Успешный ученик — это:

• — способность к усвоению образовательных программ, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям;

• — способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

• — высокий уровень знаний – чаще всего именно он является основным критерием школьной успешности;

• — способность использовать полученные знания в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

• — положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

• — позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

• — позитивные отношения с одноклассниками;

• — хорошее физическое и психическое здоровье;

• — адекватно-позитивная самооценка – ученик сам должен чувствовать себя успешным;

• — чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Результаты опроса среди старшеклассников на тему: «В чём проявляется успех ученика»: уверенный в себе, имеет хорошие отметки, внушает доверие учителям, имеет взаимопонимание с учителями, пользуется в классе популярностью, морально-устойчивый человек и хорошо учится, ответственный, дисциплинированный, учится с удовольствием, коммуникабелен, трудолюбивый.

Что необходимо успешному учителю чтобы создать успешного ученика?

1. Чётко управлять учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников.

2. Хорошо знать и любить свой предмет.

3. Уметь терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует. Учить, предпочитая тёплое, человеческое общение с учениками.

4. Быть всегда организованным, собранным, активным, энергичным, подготовленным к работе.

5. Считать своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания.

6. Владеть образовательными технологиями, уметь объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы.

На сегодняшний день учитель в школе — это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.

успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Говоря об успешности, мы всегда имеем в виду и ее противоположность – школьную неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности?

— Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным.

— Низкий «паспортный» или биологический возраст. Ребенок просто мал и не способен в силу своего возраста справиться со школьными нагрузками.

— Методики, технологии обучения не соответствуют типу познавательной деятельности ребенка. Способ обучения один, а дети разные.

— Нарушение позитивных взаимоотношений между учеником и учителем.

— среда, не учитывающая психические особенности ребенка данного возраста.

— Дискомфортное состояние учителя. Если учителю плохо, то и его ученики будут чувствовать дискомфорт.

— Проблемная семья.

— Высокая «цена» успешной познавательной деятельности. Мы говорим: «Вот ведь можешь же!», — когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с заданием. Но ведь невозможно все время жить в состоянии «повышенной боевой готовности», мобилизуя все свои резервы, даже те, которые не предназначены для выполнения данной деятельности.

— Подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития ребенка — подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче ЕГЭ.

Наша с вами задача- и учителей, и родителей- сделать всё для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в школе и дома счастливым.

Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других.

Есть очень страшное определение для этих детей: «приговоренные к необучаемости».

…Один не самый успешный третьеклассник на вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?», — написал: «Идеальный ученик должен быть счастливым». И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово «счастливый» он написал через букву «щ».

Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью.

И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность.

Источник: https://multiurok.ru/files/usloviia-dostizhieniia-uspieshnosti-obuchaiushchikhsia.html

Успешность в обучении младших школьников

Термин «учебная деятельность» понимается по-разному в работах разных исследователей. Некоторые авторы используют его как альтернативу таким словам, как «учение», «обучение» или «научение».

Читайте также:  Приоритетные дисциплины

Если читать труды Эльконина Д.Б., то можно заметить, что она воспринимает учебную деятельность, как основной вид деятельности учащихся младшей школы.

Еще одну грань этого явления характеризуются Маркова А.К. и Давыдова В.В., которые наделяют учебную деятельность содержанием и смыслом.

Важно, чтобы обучаемый ответственно относился к содержанию школьной программы на протяжении всех лет обучения.

От остальных видов учения учебная деятельность имеет особые отличия. Задачей учебной деятельности является помощь обучаемому в изучении материала и в решении учебных задач. В процессе обучения ученик приобретает способность к общим методам действий, приобретает понимание научных понятий, что делает его способным решать учебные задачи.

Согласно Эльконину Д.Б., направлена на то, чтобы удовлетворить познавательную потребность человека, которая обладает свойством ненасыщаемости. В результате влияния учебной деятельности сам обучаемый начинает изменяться.

Лингарт И. пишет о том, что это весьма активная форма деятельности, которая перестраивает особенности психики и поведение человека. Они начинают зависеть от того, каковы результаты проводимой им учебной деятельности.

Успешность учебной деятельности напрямую зависит не только от внешних условий, но и от внутренних. Например, большое влияние на успех в обучении оказывают личностные качества ребенка, уровень развития его интеллекта, особенности мышления и памяти, степень развития речи и воображения.

Учебная деятельность, как и любой другой вид деятельности человека, имеет в своем составе мотивационную составляющую, цели, методы, результаты. Но основным отличием учебной от иных видов деятельности является то, что в роли объекта в ней выступает сам субъект.

В результате осуществления деятельности трансформация наблюдается у самого субъекта: он начинает развиваться, совершенствоваться, вырабатывает новые личные качества, перенимая чужой опыт.

Ученик становится носителем глубоких знаний, приобретает навыки к общим способам действий, осознанно использовать эту информацию для решения различных жизненных ситуаций.

Под успешностью учебной деятельности будем рассматривать внешнюю объективную оценку со стороны учителя и внутреннюю субъективную, которую дает себе сам ученик. Результаты учебной деятельности признаются успешными в том случае, если так считают другие люди – участники процесса: учителя и одноклассники.

Успешность учебной деятельности включает в себя три аспекта: объективный (тот, который осуществляется педагогом), показывающий степень соответствия достигнутых учеником результатов предъявленной программой по обучению; субъективный (психологический), отражающий степень удовлетворенности ученика этими результатами; социальный, включающий в себя взаимодействие ученика с другими участниками процесса в виде коллективной деятельности и общения.

Обычно на первых порах каждый ученик начальной школы учится достаточно хорошо, так как на это влияют благоприятные отношения с коллективом внутри класса и с семьей. Также в этом возрасте достаточно сильна личная мотивация – им движет сильное желание получить хорошую оценку, добиться расположения учителей и родителей.

Ребенок пока еще недостаточно осознает важность самого учебного процесса. Однако у него наблюдается повышенный к нему интерес.

Однако для дальнейшего поддержания этого интереса важно добиться личной заинтересованности в результатах своей деятельности.

Благодаря этому будут созданы благоприятные условия, формирующие мотивацию высшего порядка, которая является частью ответственного отношения к своей обязанности принимать активное прилежное участие в учебной деятельности.

От самооценки ребенка во многом зависит степень успешности учебной деятельности. Занков Л.В. в своих работах отмечает, что развитие личности школьника оказывает сильное влияние на успехи его учебной деятельности.

Результатом воздействия на человека его мотива достижений является самооценка – это наиболее подходящий вид мотивации к обучению. Разные дети испытывают разное влияние на самооценку в результате одного и того же со бытия.

Кто-то считает, что ему вполне достаточно выполнить задание так же хорошо, что и остальные, другой хочет быть чуть лучше остальных, а кому-то обязательно хочется сделать все намного лучше других и получить самый высокий возможный балл.

Еще одним очень важным фактором, оказывающим влияние на успешность учебной деятельности в процессе обучения в младшей школе является эмоциональный компонент.

Далее обсудим педагогические условия, которые важны для увеличения успешности учебной деятельности учащихся младшей школы.

Так как мотивация оказывает большое влияние на учеников в процессе учебной деятельности, следует уделить ей особое внимание.

Под мотивами мы будем подразумевать все внутренние факторы, оказывающие влияние на учебный процесс успешность учебной деятельности. Это могут быть интеллектуальные потребности, цели, которые ставит перед собой ребенок, его внутренние установки, степень чувства долга, интересы ребенка и т.д.

Формирование мотивации у обучаемого включает в себя три аспекта: эмоциональный блок, познавательный блок и мотивационно-целевой блок. Каждый этот блок включает в себя целый комплекс отдельных компонентов, которые взаимосвязаны между собой.
Эффективным средством повышения мотивации являются дидактические игры. На это есть две причины.

  • Во-первых, игры побуждают ученика быть активным участником учебного процесса.
  • Во-вторых, они учитывают преобладающие мотивы в этом возрасте, а именно мотивация к игровой деятельности.

Сами по себе игры прекрасно активизируют познавательный процесс у участников учебной деятельности, игры пробуждают в учениках чувства самостоятельности при достижении поставленной цели, поиске информации и поиска решения поставленной игровой задачи.

Для того, чтобы изучить условия повышения успешности учебной деятельности учеников начальных классов, мы провели исследование.

Исследование показало, что на констатирующем этапе эксперимента было установлен низкий уровень успешности учебной деятельности у 30 процентов испытуемых. Это было выявлено, исходя из критериев обозначенных до проведения эксперимента.

Ученики, входящие в эту группу, не испытывают побуждения выполнять задания, не способны проявлять в этом самостоятельность. Если возникают затруднения, то эти дети склонны к таким отрицательным эмоциям, как раздражение и огорчение.

Они не задают вопросов учителю, даже условия задания им нужно объяснять особенно тщательно и поэтапно, они нуждаются в помощи учителя, который должен показывать им и напоминать как можно использовать готовую модель для решения поставленной задачи.

Для того, чтобы повысить успешность учебной деятельности младших школьников, мы провели в экспериментальном классе формирующий этап эксперимента. Мы реализовали все описанные нами педагогические условия в полном объеме.

Контрольное обследование, проведенное после формирующего этапа, показало что уровень успешности у двух групп (контрольной и экспериментальной) стал значительно отличаться. Дети экспериментальной группы показали рост уровня успешности, и их результаты значительно превзошли результаты контрольной группы.

Источник: https://diplomustart.ru/informacionnye-stati/nachalnaya-shkola/uspeshnost-uchebnoi-dejatelnosti.html

Методы и формы оценки эффективности обучения в школах

Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ; МЕТОДОЛОГИЯ; ФОРМЫ ОЦЕНКИ; СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ШКОЛА; КРИТЕРИИ; TEACHING EFFECTIVENESS; METHODOLOGY; EVALUATION FORMS; SECONDARY EDUCATION; SCHOOL; CRITERIA.

Аннотация: В статье рассмотрена основная методология и понятийный аппарат оценки эффективности среднего образования. Автором проанализированы действенные формы и методы оценки на основании теоретического материала и практических исследований современных ученых в данной области. По итогу работы определена роль оценки эффективности обучения в школах на современном этапе развития образовательной системы.

В современных условиях повышение уровня государственного финансирования сферы общего среднего образования при одновременном снижении его качества свидетельствует о нерациональности использования выделенных в данную сферу бюджетных ресурсов, но при этом не является показателем эффективности обучения. Для оценки данного показателя важной аксиомой является то, что принципы организации и финансового обеспечения общего среднего образования являются стандартными. Одновременно при равных условиях качество образовательных услуг, предоставляемых различными образовательными учреждениями могут существенно отличаться. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что данное исследование является актуальным и может внести соответствующий вклад в развитие теоретических аспектов оценки эффективности функционирования учреждений образования.

На общеэкономическом уровне отдельные стороны поставленной проблемы представлены в работах таких современных ученых как: Зеленова Л. [1], Курапова Т. [2], Новожилов Э. [4], Осетрова В. [4], Тюков А. [5], Гапсаламова А. [6; 7; 8] и др. В то же время остаются актуальными вопросы изучения методов и форм оценки эффективности обучения в системе общего среднего образования.

Образование является особым звеном в обществе. Оно влияет не столько на социально-экономические преобразования настоящего, сколько обеспечивает будущее нации и страны. Образование — это не только передача знаний, навыков или умений. В современном мире роль образования меняется, оно призвано сформировать мировоззрение, научить учиться, наметить путь в будущее учеников.

В педагогической науке термин «эффективность» характеризует качество обучения (эффективность занятия, методов обучения и т.д.). Понятие педагогической эффективности входит в систему всей педагогической теории.

Очень часто проблема измерения эффективности обучения заменяется критериями, которые касаются только определения качества усвоения знаний, хотя образование — лишь один из компонентов обучения, поэтому эффективность качества обучения не может получить исчерпывающую характеристику, если будет рассматриваться только в рамках психологической теории усвоения [2, c. 106].

Как утверждает Тюков А.А., процессы внешней и внутренней оценки будут иметь положительный эффект, если они сосредоточатся на существенных сторонах функционирования образовательной системы школы, будут ориентированы на различные аспекты эффективности образовательного процесса [5]:

а) эффективность текущего функционирования образовательного процесса в школе; б) эффективность образовательного процесса в основных звеньях школы (начальной, основной, средний); в) эффективности урока (мероприятия), системы уроков (мероприятий), учебной, методической, воспитательной, научной деятельности в целом;

г) эффективности состава и деятельности участников образовательного процесса.

Осетрова В. отмечает, что эффективность текущего функционирования образовательного процесса в школе отражается в следующих критериях: функциональности и надежности. Критерий функциональности в общем виде отражает качество подготовки образовательного процесса (целенаправленность, технологичность, организованность, обеспеченность).

Критерий надежности характеризуется совокупностью единичных критериев, отражающих качество образовательного процесса со стороны выполнения: тщательность, функциональная и структурная надежность.

Его измерителями могут служить экспертные оценки, данные анализа отчетных документов, контроля образовательного процесса, наблюдений директора школы и его заместителей, самооценки участников образовательного процесса [4, c. 12].

Зеленова Л.

в своих исследованиях указывает, что критерий эффективности представляет результативную сторону качества образовательного процесса, свойство достижения конечных целей и представлен критериями педагогической и управленческо-организационной эффективности [1, c. 87]. Качество образовательного процесса в основных звеньях школы оценивается той же системой критериев, что и качество образовательного процесса в школе в целом.

Вместе с тем, качество функционирования основных звеньев школы имеет важную особенность — продуктивность деятельности. Его смысл вкладывается в полноту выполнения подсистемой поставленных перед ней задач, взноса в высшую систему.

Читайте также:  Социальное развитие личности

В общем случае выбрать подходящую единицу измерения знаний чрезвычайно трудная задача, которая окончательно не решена до сих пор, но в большинстве случаев адекватным методом является измерение эффективности знания так называемыми «информативными единицами».

Информативной единицей называют одну из основных смысловых единиц текста, сообщения и т.д. [1, c. 89]. Использование предложенного подхода позволяет определить, какой критерий эффективности знаний существенно упрощает дальнейшую интеграцию в обобщенный критерий.

Исходя из результатов работы Т. Кураповой, оценку эффективности обучения, зачастую, осуществляют учителя школы с целью определения успеваемости учеников по дисциплинам учебного плана. К основным задачам системы оценки качества обучения учителем относятся [2, c. 107]:

— выявление, проверка и оценка уровня полученных знаний, умений и навыков учеников и качества усвоения ими учебного материала по конкретной дисциплине на всех этапах обучения с помощью устной и письменной проверки; — сравнение фактических результатов учебно-познавательной деятельности с запланированными; — оценка соответствия содержания, форм, методов и средств обучения конкретной школы целям и задачам государственных стандартов образования; — стимулирование систематической самостоятельной работы и познавательной активности учеников; — выявление и развитие творческих способностей, повышение заинтересованности в изучении учебного материала; — определение уровня проявления способностей и развития мышления учеников посредством проведения творческих уроков; — оценка эффективности самостоятельной, индивидуальной работы учеников школы;

— выявление лучшего опыта и разработки мер по повышению качества обучения путем внедрения в учебный процесс инновационных технологий.

По мнению Э. Новожилова, базовым критериям эффективности школы необходимо считать решение вопроса разнородности целей реального уровня образования и формальными показателями успеваемости.

Автор считает, что разработка решений основной проблематики вопроса повышения уровня качественного обучения является фундаментальным звеном сохранения и развития интеллектуальных способностей нации [3, c. 25].

Эффективность урока (мероприятия), системы уроков (мероприятий), учебной, методической, воспитательной, научной деятельности в целом можно выразить вышеперечисленными критериями функциональности, надежности, эффективности, производительности, скорректированным с учетом специфики и масштаба объекта представления.

Важнейший критерий качества учебной работы — оптимальность, то есть соотнесение совокупных затрат времени, сил, ресурсов и полученных результатов, отдачи, обеспечивающих максимально возможные в данных условиях результаты в образовании, воспитании и развитии школьников при соблюдении научно установленных норм времени на классную и домашнюю работу учащихся и учителей.

Критерий подготовленности в процессе движения ученика по индивидуальному образовательному маршруту последовательно и постепенно трансформируется в педагогическую эффективность. Неоднородность эффективности образования по составу учащихся преимущественно обусловлена разбросом в значениях показателей подготовленности.

Проведенный анализ литературы показывает, что под эффективностью обучения понимается отношение достигнутых результатов поставленной цели при некоторых ограничениях, таких, например, как продолжительность обучения, квалификация преподавателей и т.д.

В условиях обновления целей и содержания образования на основе компетентностного подхода и личностной ориентации, учета мирового опыта и принципов устойчивого развития; перехода от процессуальной к результативной, компетентностной парадигме образования требуют разъяснения методы измерения, инструментария и процедур оценки эффективности образовательного процесса как основной составляющей конкурентоспособности школы.

Роль учителя, который обеспечивает режим развития, заключается не в оценке ученика на основе сравнения его с другим учеником, а в создании условий для самооценки учеником своих достижений, которая согласовывается затем с оценкой учителя.

Чтобы избежать неудобства в обращении абсолютными числами информативных единиц, объем знаний целесообразно оценивать в относительных единицах, делая нормирование по количеству выделенных по данной теме информативных единиц и проводя соответствующую статистическую обработку.

Список литературы

  1. Зеленова Л.П. Показатели качества образования и оценки эффективности образовательной деятельности // Народное образование. 2011. № 10. С. 86–91.
  2. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. С. 106-109.
  3. Новожилов Э.Д. Определение экономической эффективности образования // Народное образование. 2011. № 10. С. 21–30.
  4. Осетрова В.В. Оценка эффективности школы: противоречия в подходах // Управление образованием. 2012. № 1. С. 11-15.
  5. Тюков А.А. Критерии оценки эффективности деятельности школы. [Электронный ресурс]: Психология методология образования. Режим доступа: http://psyhoinfo.ru/kriterii-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-shkoly (Дата обращения: 22.05.2017).
  6. Гапсаламов А.Р. Уроки прошлого в решении современных проблем российской науки, А.Р. Гапсаламов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12–5. С. 1008-1011.

Источник: http://novaum.ru/public/p245

от чего зависит успешность школы

От чего зависит успешность школы?

Каждая школа может стать тем, чем она

Задумывалась — зданием о четырех стенах

С будущим внутри….

Бывший председатель IBM John Fellows Akers

Совсем недавно слово « успешность» можно было применить только к человеку, а сегодня « успешность»- это универсальная категория. ЕЕ можно отнести к бизнесу, семье, личным отношениям, карьере и даже к здоровью.

Современные инновации в образовании говорят нам о том, что школа должна воспитывать успешную личность. А это значит, что слова « школа» и « успешность» сегодня являются неотъемлемой частью друг друга.

Я заместитель директора по УВР небольшой школы, расположенной в маленьком городке в старом кирпичном здании. Работаю в этой должности с 2005 года. Пришла на эту должность тогда, когда толком еще не понимала « Что делать»,

« Куда идти школе?» « В каком направлении развиваться?».

В городе Курлово, самом молодом городе Владимирской области, работают две школы. У родителей встает вопрос, в какую школу отдать своего ребенка? Конечно, в лучшую, успешную, инновационную. Общество всегда делит все на успешное и неуспешное. Каждый родитель хочет чтобы его ребенок добился успеха в школе, чтобы у него появились шансы добиться успеха и в жизни.

Сегодня вопреки всему наша школа- гордость не только нашего городка, но и Гусь- Хрустального района. В школе трудится квалифицированный педагогический коллектив: активный, ищущий, творческий, высокомотивированный.

Педагоги успешно применяют в образовательном процессе и внеурочной деятельности современные образовательные технологии, активно участвуют в различных районных, областных конференциях, « штурмуют» ВИПКРО с целью повысить квалификацию. Разрабатывают образовательные модули по предметам, ведут диагностику учебных достижений. У некоторых педагогов есть статус « Учитель- экспериментатор».

Школа участвовала в различных конкурсах, в том числе на звание « Лучшее образовательное учреждение». Нами создана программа профориетационной работы в школе, что помогает учащимся определиться и сделать свой социальный выбор( модель предпрофильной подготоки).

Курловская СОШ №2 является областной площадкой по теме « Модель сопровождения образовательной деятельности обучающегося на основе интеграции общего и дополнительного образования». Руководителем площадки в школе является бессменный генератор идей, учитель физики высшей категории- Прошина Галина Михайловна.

Школа стала успешной, продвинутой, быстро реагирующей на изменения окружающей среды. Но так было не всегда…

Успешность сегодня можно рассматривать как синоним слова « статусность».

Таким образом, школе необходимо было установить свой «статус –кво».

С 2005 года ряд педагогов работая над методической темой школы « Личностно- ориентированное образование и его технологии», изучил его особенности, стал активно внедрять в образовательный процесс.

Реализация Концепции модернизации российского образования, введение профильного обучения в школе заставило задуматься о том, как предоставить возможность свеем учащимся 10-11 классов выбрать свой профиль в обучении.

Какой класс открыть: физико – математический или социально- гуманитарный? И как быть, если такие классы уже существуют на базе другой школы? Как удержать своего ученика? Поиски, мысли, изучение опыта школ области постепенно привели нас к тому, что лучшая, перспективная и оптимальная для нас модель профильного обучения- это выстраивание учеником своей собственной индивидуальной траектории.

В 2007 году мы стали районной площадкой по этой теме : составляли программу, внедряли технологии, активно делились опытом с другими школами района. В 2010 году вышли с этой темой на областной уровень.

Школа заняла свое положение в обществе, приобрела свой статус. В глазах жителей горда школа стала другой- перспективной. В школе определена структура, позиция, приоритеты.

Сегодня это «школа для всех, школа для каждого».

Успешность- это еще и синоним слова « известность».Чем может быть известна наша школа? Своей историей, ведь нашей школе скоро исполнится 125 лет со дня основания. Это одна из старейших школ района. Еще известна своими традициями: воспитательными, педагогическими. У школы имеется свой собственный гимн, написанный учителем музыки – Хромовой Ю.Н.

Сложилась в школе система внеурочной и воспитательной работы, которая стала впоследствии частью эксперимента в школе. В Курловской СОШ №2 есть творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети не могут.

Необходимо было создать такую модель развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволила бы им реализоваться в различных областях науки и техники. Было решено организовать научно- исследовательскую деятельность через создание школьного научного общества учащихся. Так появилось ШНОУ « ФОТОН».

Стало традицией ежегодно проводить научно – практические конференции. Число участников растет год от года. И это не только ученики и учителя нашей школы, но и других образовательных учреждений района. Педагоги совместно с учениками принимают участие в различных конкурсах самого разног уровня.

В этом году мы приняли участие в международном конкурсе на лучший учебно-практический проект « Природа. Человек. Страна». Известна школа и своими учителями: строгими и величественными, темпераментными, артистичными, энергичными и неугомонными. Именно благодаря им школа стала узнаваемой. Ученики становятся призерами олимпиад, прославляя имя школы.

Известность любой школе придают ее выпускники: за всю историю школы их немало. Среди них: химики- технологи, инженеры- строители, военные, медики, учителя. Можно сказать, что Курловская СОШ №2 известна в разных уголках нашей Родины.

Успешность- это синоним слова « эффективность».Современное общество требует качественного образования. В начале экспериментальной работы в школе проводились педагогические советы, методические советы. Общешкольные собрания. Люди прямо признавались, что многого не понимают .Тратилось время на объяснения сути инноваций, возникали споры.

Читайте также:  Различные варианты занятий по рисованию по теме "посуда" в средней группе доу

А затем учителя заговорили терминами нового образовательного мышления: индивидуальность, дифференцированность, траектория, маршрут. Это говорило о том, что произошли изменения в коллективе. Большинство педагогов улучшили свой профессионализм через курсовую подготовку. Учителя получили другой статус даже в собственных глазах.

Многие вышли на обобщение своего педагогического опыта и на его распространение.

Успешность- это также количество и качество достижений в победах.

Поэтому необходимо было подвигнуть педагогов на участие в профильных конкурсах « Наш классный — самый классный», « Сердце отдаю детям», « Учитель года».Учителя неохотно на это шли. Пришлось самой показывать пример.

В 2007 году школа заняла 2 место в районном смотре- конкурсе моделей методических служб .В 2009 году я стала лауреатом районного конкурса « Учитель года». Теперь в школе много достойных продолжателей. Конкурсы дают возможность проявить себя среди равных и сильнейших.

Победы имеют большое эмоциональное значение для имиджа самого учителя и всей школы. В школе появились учителя- творцы, созидатели, открылись новые таланты, что отразилось и на детях: у продвинутого педагога- продвинутые ученики. В коллективе прижились такие качества.

Как взаимопомощь, взаимоподдержка. Педагоги школы успешно проходят аттестацию, повышая свою квалификационную категорию.

Многие моменты говорят о том, что мы умеем замечать моменты успешности, а значит, работа эффективна. Рейтинг успешности …..( чего-то не связывается).

Но главный критерий успешности- это то, что мы сами думеем о себе, то как мы воспринимаем и оцениваем себя, то, что мы делаем и каких результатов достигаем.

Я сошла с учмааааа, мозги в расгоряку….

«

«

Источник: http://aplik.ru/ref/27142/

Аникеев: найти единые критерии успешности для всех школ очень трудно

Критерии, призванные оценивать качество образования, одинаковы для всех школ, вне зависимости от их задач и условий, в которых они работают.

О необходимости учитывать специфику образовательного учреждения и о том, как выбрать подходящую школу для каждого ребенка в отдельности, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор Китежской средней общеобразовательной школы, большинство учеников которой — дети из приемных семей, в свое время оставшиеся без попечения родителей, обладатель диплома победителя II степени Всероссийского конкурса «Директор школы-2011» Максим Аникеев.

— Максим Владимирович, можно ли и нужно ли сравнивать школы между собой?

— С одной стороны, это необходимо: управленцам — для решения административных вопросов, учителям — для профессионального развития, ученикам и родителям — для сознательного выбора. С другой — всё зависит от того, по каким показателям вести сравнение, что ставить во главу угла.

Сейчас формируется Всероссийская ассоциация директоров школ как экспертное сообщество при Министерстве образования, и как активный участник этого сообщества могу сказать: существующая критериальная база такова, что за ней и ученика-то не видно.

Только «средняя температура по палате».

— Какими же должны быть эти критерии?

— Есть два подхода. Первый — технологический, по результатам исследований качества. Он претендует на объективность, но на самом деле тяжело найти единые критерии успешности для всех школ: малокомплектных, сельских, городских, общеобразовательных, лицеев, гимназий, школ при университетах и так далее.

Этот подход достался нам с советских времен, от поточно-производственой системы образования. Человека мы при этом теряем. И еще есть такая проблема в современной школе: ориентация исключительно на успешных учеников, тех, у кого лучшие результаты.

А как же средние? И где отстающие? Мы их выкидываем из оценочного поля как неконкурентоспособных?

Второй подход — как в Финляндии: у каждой школы своя история, свои ценности, которые она несет миру, свои образовательные достижения, и никто не мерит всех общим мерилом. Естественно, для всех существует образовательный стандарт, но каким путем идти к его выполнению — это индивидуально.

— В этом случае внешняя оценка вообще невозможна?

— Возможна, только она должна быть другой. В ней должно участвовать то сообщество, в котором функционирует школа. Это может быть действующий попечительский совет, с реальными людьми, которые знают, что происходит в школе.

Это могут быть приглашенные в качестве консультантов внешние специалисты, которые ведут школу на протяжении многих лет: профессионалы в образовании, психологи или семейные консультанты.

Их оценка будет не балльной, не критериальной, а содержательной: «Посмотрите: в таком-то классе и в такой-то параллели ученики себя не очень хорошо чувствуют»; «В столовой тяжело найти собственное место и почувствовать себя в безопасности»; «Не очень хорошо выстроены отношения между старшим и младшим коллективом». Такие рекомендации намного эффективнее, чем оценка по десяткам критериев, введенных для всех школ страны или региона. Лучше ориентироваться не на результаты, качество, успехи, отчеты, на «мы должны быть первые», «победить в соревновании», «сделать учеников конкурентоспособными», а постараться увидеть человека в каждом ученике и сделать так, чтобы ему было комфортно, а уже потом он будет стремиться к формальным результатам. Я за этот подход — за своеобразие каждой школы.

— В чем заключается именно ваше своеобразие?

— У большинства наших учеников за плечами опыт жизни в детском доме. Китеж — это поселок, построенный приемными родителями, и школа, где они сами же и преподают. Так что для нас образовательный процесс — это прежде всего мощный рычаг, стимул для развития личности. Мы постарались, чтобы школьная среда была приближена к модели семейного образования.

В домах, построенных для приемных семей, оборудованы классы. Ученик приходит не в казенное здание, а в дом к соседям — и преодолевает страх перед учителем, может пообщаться неформально: попить чаю, поговорить на перемене, почувствовать себя комфортно.

Дело в том, что у детей из сиротских учреждений четкие ассоциации: школа — это мрачное заведение с серыми стенами, где у них внутренний ярлык «я неуспешен», а отношения с учителями — опасны.

В нашей человечной атмосфере у них восстанавливается познавательный интерес к миру, к людям, к событиям — и уже после этого они начинают овладевать учебными умениями и навыками, действиями и, как сейчас говорят, компетенциями. Все это направлено на то, чтобы ребенок умел совершать выбор: принимать осознанные решения, которые помогли бы ему в жизни.

Это выбор профессии, своей позиции в профессии, выбор учебного учреждения, выбор друзей. Мы учим совершать его в классе, на уроке, в любых занятиях: что мне нужно сделать, чего я хочу, как мне это достичь, что у меня не получается, откуда разрыв между желаемым и результатом? Это для всех важно, но для наших детей в особенности, ведь они привыкли, что за них всё выбирает государство и «государевы люди».

— Это так непохоже на многие школы…

— Да, в российском образовании конкурируют две мощные тенденции. Первая — к унификации, к соответствию правилам и стандартам, в том числе программам, расписаниям, СанПиНам, требованиям Пожнадзора, к устранению любых отличий, но при этом обеспечению надлежащего уровня во всем.

Вторая — авторские школы, с определенным направлением, своими традициями, своей историей. Государству, органам управления образованием они интересны, потому что их опыт можно изучать, использовать их как ресурсную базу.

Так вот: проблемы возникают как раз на стыке этих двух тенденций: между уникальностью и необходимостью соответствовать стандартам. С одной стороны, стандарты — не только в содержании образования, но и в оснащении школы — необходимы для того, чтобы защищать право каждого ребенка на образование и безопасность.

С другой — надо четко понимать, что же является для детей вот этой самой защитой их права на образование, на получение индивидуального подхода к собственным образовательным нуждам.

— Как преодолеть это противоречие?

— Любое своеобразие должно быть обоснованным. Нужно быть максимально открытым: объяснять, что происходит в школе, привлекать общественность, родителей. Писать, рассказывать, приглашать людей, которые могут высказать профессиональное мнение о том, что является успехом и что — неудачей.

Тогда мы сможем доказать, что, несмотря на то что у нас многие вещи не похожи на традиционный образовательный процесс, в итоге они приведут к замечательным результатам: например, к тому, что ребенок усвоит английский язык, общаясь с его носителями-волонтерами, сможет выстроить собственную стратегию подготовки к будущей жизни, выбрать профессию.

У нас ведь учатся не только дети из приемных семей. В поселке живут семьи приехавших к нам волонтеров, многие с детьми. Кроме того, мы как обычная муниципальная школа приглашаем детей, которые проживают рядом — в соседних поселениях. Так создается то, что теперь принято называть «инклюзивной средой».

Дети из разных социальных слоев, с разными социальными историями обучаются вместе, и мы ищем ресурсы, которые могли бы поддерживать каждую из этих групп, каждого ребенка.

— Значит, родители и дети могут выбирать вашу школу. Как понять, подходит ли она ребенку?

— Для ученика начальной школы важно, чтобы она была поближе к дому и чтобы учительница была открытая, эмоционально теплая — это гораздо лучше, чем пусть даже заслуженный учитель, обладатель всех возможных регалий и наград, но уже уставший от детей и только тренирующий их на сдачу тестов и экзаменов.

Для более старшего ребенка главное — найти среду, которая была бы для него полезна, дружелюбна и в первую очередь воспринимала его как человека, а уже потом как субъект образовательной деятельности.

Чтобы убедиться в этом, можно поспрашивать других родителей, посмотреть в интернете рейтинг школ, поговорить с завучем и директором, понаблюдать, как ведут себя дети с учителями и без них, на каком уровне культуры общаются.

Загляните в столовую, в библиотеку, в спортзал, в коридор во время перемены — и примерьте каждую увиденную ситуацию на себя: что бы вы чувствовали, оказавшись в ней? Как в ней себя будет ощущать ваш ребенок? Всё это называется атмосферой школы. И именно она, я думаю, важнее всего.

Источник: https://ria.ru/ratings_analytics/20130114/796166827.html

Ссылка на основную публикацию