Кружковая работа в школе

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

1.1 Активизация познавательной деятельности как психолого –

педагогическая проблема

1.2. Дополнительное образование детей в условиях

общеобразовательного учреждения

1.3. Внеурочные формы занятий, активизирующих

познавательную деятельность учащихся

2. Методические основы учебно – воспитательной работы кружка

2.1.  Возможности и особенности внеурочных форм организации

познавательной деятельности учащихся

2.2 Фрагмент рабочей программы кружка  «Волшебная бусинка»

2.2.1 Пояснительная записка

2.2.2 Сводный тематический план занятий кружка

 «Волшебная бусинка»

2.2.3 Календарно – тематическое планирование по курсу

 «Волшебная бусинка»

                   2.2.4 Развернутый план-конспект занятия на тему:

 «Родословная стеклянной бусины, материалы и инструменты»

2.2.5 Развернутый план – конспект занятия на тему:

«Браслеты и фенечки – быстро и красиво»

2.2.6  Развернутый план – конспект занятия на тему:

» Техника вышивания бисером»

2.2.7   Самоанализ результативности работы учителя

 3. Выполнение картины из бисера

3.1 Материалы, инструменты для изготовления картины из бисера

3.2. Последовательность выполнения

4. Экономический расчет себестоимости картины выполненной

 из бисера

5. Охрана труда и правила техники безопасности в кабинете технологии

 (обслуживающего труда)

5.1 Санитарно – гигиенические требования к помещению

5.2. Безопасность в кабинетах обслуживающего труда

5.3. Требования к освещению, отоплению и вентиляции

5.4. Правила техники безопасности

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

       В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сего­дняшняя цель общеобразовательных учреждений – дать ребенку знания, пре­дусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образова­ние влияет на  формирование личности ребенка, развивая его творческую актив­ность, интерес к познанию.

       Основанное на принципе добровольности, объединения по интересам, с уче­том возраста детей, дополнительное образование может и должно стать основой для воспитания нового поколения, творчески мыслящего, бережно относящегося к наследию предков, способного создавать новые ценности.

       Дополнительное образование охватывает, пожалуй, все сферы интересов – му­зыка и спорт, изобразительное искусство и история, техника и поэзия, экскур­сии по родному краю и археологические раскопки, всего не перечесть.

       Для решения проблемы становления и развития дополнительного образова­ния используется внеурочные формы развития организация занятий: факульта­тивы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и  художественные школы.

Их главная задача – активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала.

В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного об­разования является факультатив или кружки.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=499558

Курс повышения квалификации «Организация кружковой работы в школе»

В целях удовлетворения индивидуальных потребностей, обучающихся в образовании предусмотрено время на внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах как экскурсии, кружки, секции и т.д.

Организация и проведение внеурочных занятий являются неотъемлемой частью работы любого учителя — предметника.

Значение кружковой работы состоит в том, что она расширяет и углубляет знания учащихся, развивает их инициативу, творчество, кругозор.

В связи с этим при разработке и составлении программ особое внимание необходимо уделить основному содержанию, продумать формы и методы работы с учащимися.

Главная задача внеурочных форм организации дополнительного образования – активизировать процесс познавательной деятельности учащихся путем приобщения к нетрадиционному изучению материала.

В школе необходимо осуществлять интеграцию основного и дополнительного образования, которое ориентировано на выявление и развитие природных задатков у детей, формирует высокую самооценку, потребность в саморазвитии, уверенность в своих силах, развивает творчество.

Количество часов 72 часа
Форма обучения заочная (дистанционная) в итоговом документе не указывается
Расписание занятий в удобное для вас время
Начало обучения 18 декабря новые группы формируются каждую неделю
Выдаваемый документ удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки отправляется почтой России бесплатно
Образовательная лицензия №5251 от 25.08.2017 г.
Срок обучения 1 месяц при необходимости может быть продлен
Контроль усвоения знаний промежуточное и итоговое тестирование
Требования к слушателям наличие доступа в интернет

Главные причины записаться на этот курс прямо сейчас:

  • низкие цены и возможность оплаты в рассрочку,
  • качественные программы обучения,
  • удобное дистанционное обучение и аттестация,
  • бесплатная отправка итогового документа, учитываемого при аттестации,
  • возможность досрочного завершения обучения,
  • обучение в комфортное для вас время и краткие сроки.

Образец выдаваемого документа: по окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки.

Преподаватель курса:

Козулина Виктория Борисовна

Магистр филологических наук

Целью курса «Организация кружковой работы в школе» является раскрытие сущности профессиональной деятельности педагога-руководителя кружка, определить область его профессиональной деятельности, его социальную роль и практическую функцию.

Задачи курса:

Оказать методическую поддержку в разработке рабочих программ для проведения кружковой работы;

Дать рекомендации по разработке приложений, которые могли бы использоваться не только на кружковых занятиях, но и на учебных и индивидуальных.

Название модулей, разделов, тем Коли-чество часов Лекции Самостоя-тельная работа Выполне-ние теста
Модуль 1. Методические основы построения кружковой работы в школе
История возникновения кружковой работы. Роль кружковой работы в системе образования. Принципы организации кружковой работы. Виды кружков в школе их цели и задачи. Направления кружковой деятельности. Организация кружка и основные принципы его работы. 12 2 9,5 0,5
Модуль 2. Психолого-педагогические основы кружковой работы как внеурочной формы активизации познавательной деятельности
Активизация познавательной деятельности учащихся как психолого-педагогическая проблема.Дополнительное образование детей в условиях общеобразовательного учреждения.Внеурочные формы занятий, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Возможности и особенности внеурочных форм организации познавательной деятельности учащихся. 12 2 9,5 0,5
Модуль 3. Общие рекомендации по организации работы кружка в общеобразовательном учебном заведении
Количество ставок руководителей кружков. Определение уровней кружков. Количество групп в кружке.Учебная программа работы кружка. Календарно-тематический план. График работы кружков. Карточка кружка. Ведения журнала работы кружка. 12 2 9,5 0,5
Модуль 4. Пакет документов для организации кружковой работы
Схема-модель организации работы кружка;Тетрадь учета посещаемости кружка;Список содержание образования кружка;Перспективный план работы кружка;Диагностирование воспитанников кружка;Материалы из опыта работы кружка;Материалы по работе с родителями. 12 2 9,5 0,5
Модуль 5. Руководитель клубно-кружковой работы в школе
Цели и задачи руководителя клубно-кружковой работы в школе.Права и обязанности руководителя кружка (клуба). Ответственность руководителя кружка (клуба).Взаимоотношения руководителя кружка (клуба) с администрацией школы (связи по должности).Критерии оценки эффективности работы руководителя кружка (клуба). Стимулирование. 12 2 9,5 0,5
Модуль 6. Организация кружковой деятельности в лагере
Этапы организации кружковой деятельности в лагере.Методические рекомендации по организации кружковой деятельности в лагере.Критерии эффективности воспитательного процесса в кружке.Наполнение плана (программы) кружковой деятельности в лагере. 11 2 7,5 0,5
Итоговая аттестация 1
Итого 72

Источник: https://videouroki.net/course/orghanizatsiia-kruzhkovoi-raboty-v-shkolie.html

Кружковая работа в детском саду: логопедический, оригами, танцевальный и другие кружки, план, программа, организация в соответствии с ФГОС

На формирование личности дошкольников оказывает влияние не только основное образование, но и факультативное. Всевозможные секции уже давно являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ.

С каждым годом количество кружков и студий увеличивается, но несмотря на их разнообразие, они похожи между собой по реализуемым задачам и методам организации.

Грамотно организованная деятельность кружка в детском саду позволит ребятам овладеть полезными навыками и развить творческий потенциал.

Значимость кружковой работы в ДОУ

Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительныму образованию в детском саду.

Кружки выполняют несколько функций:

  • Образование. Ребёнок получает дополнительные знания и развивает определённые навыки в интересующей его области.
  • Воспитание. Работа в кружке развивает у детей коммуникативные навыки, социально адаптирует, воспитывает культуру поведения.
  • Коррекция и развитие. Занятия в кружках улучшают способности ребёнка или же корректируют их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок).Кружковая работа помогает раскрыть творческий потенциал детей

Кружковая работа может осуществляться для различных целей:

  • Повышение знаний и умений в определённой области или же их компенсация.
  • Ознакомление с материалом, не рассчитанным для изучения в обязательной программе.
  • Формирование социальных навыков.
  • Творческое развитие.

При создании того или иного кружка воспитатель должен учесть:

  • интересы в группе;
  • возраст детей;
  • время нагрузки на ребёнка.

Виды кружков в детском саду

Вся кружковая работа делится на 4 направления:

  • Художественно-эстетическое развитие — реализация творческого потенциала воспитанников.
  • Познавательное развитие — удовлетворение интересов и любознательности детей.
  • Физическое развитие — приобретение опыта двигательной активности, привитие ЗОЖ.
  • Социально-личностное развитие — совершенствование коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Кружки по изобразительному искусству

Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение. Кружок художественного рисования, знакомящий детей с нетрадиционными техниками рисования, подойдёт как для младших групп, так и для ребят постарше. Педагог может экспериментировать с показом разных техник ребятам, учитывая их интерес.

Рисование — одно из самых любимых детских занятий

В возрасте 3–4 лет у ребёнка только начинают формироваться представления о предметах, поэтому в процессе рисования дошкольники не могут уловить многие детали, но зато активно экспериментируют с цветом. Подойдёт:

  • рисование ладошками,
  • рисование пальчиками,
  • рисование нитками,
  • печать поролоном,
  • набрызг.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Аппликация поможет развивать восприятие детей.

Занятия лепкой развивают мелкую моторику, а значит, и речевые способности дошкольника

Читайте также:  Модели воспитания

В средней группе дети очень любят мастерить. В этом возрасте детям будут интересны занятия по работе с бумагой и картоном, пластилином, тканью, различными природными материалами:

  • оригами;
  • аппликация;
  • рисование нитью;
  • монотипия;
  • отпечатки листьев;
  • печать пластилином;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование воском.

Полноценное общение со сверстниками является важным фактором формирования гармоничной личности старшего дошкольника. Работа в коллективе приобщает детей уважать интересы других, воспитывает организованность, волевые качества, коммуникативную культуру. В старшем возрасте уже можно использовать более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография («Каляка-маляка»);
  • граттаж;
  • пластилинография («Пластилиновая ворона»).

Фотогалерея: нетрадиционные техники изобразительного искусства

Рисование ладошками является простым в исполнении и подойдёт для самых маленьких воспитанниковМонотипия позволяет получить целостную картину методом зеркального отпечатка нарисованной половиныС помощью кляксографии можно создавать очень выразительные композицииРисование мыльными пузырями развивает творческие способности детей, а также артикуляциюТехника рисования ватными палочками хорошо подойдёт для создания зимних пейзажейКартины, выполненные в технике граттаж, требуют большой внимательности, поэтому подойдут для ребят старшей группыПластилинография помогает создавать объёмные картины

Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Каляка-маляка» в первой младшей группе

Видео: мастер-класс по пластилинографии

https://youtube.com/watch?v=W9bWAkqprI4

Музыкальные кружки

Кружки по музыке приучают ребят к культуре, воспитывают вкус, способствуют развитию творческих способностей. Пение — основной вид музыкальной деятельности в детском саду. Вокальный кружок помогает развивать слух, память, чувство ритма, способствует развитию речи.

Источник: https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/kruzhkovaya-rabota-v-detskom-sadu.html

Кружковая работа и деятельность клубных объединений

Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправ- ленной познавательной деятельности в кружках.

Целью работы кружков является развитие творческих способ- ностей и дарований детей и подростков, формирование практиче- ских умений и навыков, использование учащимися имеющихся зна- ний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.

Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на опреде- ленном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характе-

рен. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопроси- тельное» отношение к жизни, к окружающей действительности. Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов.

Им свойственны любознатель- ность вообще и переключения внимания на различные области зна- ния. При организации кружковой работы с младшими школьниками эти возрастные особенности обязательно учитываются.

Кроме того, учитывается также их уровень знаний, умений и навыков.

Строится работа кружков на основе занимательности, содержа- ние работы должно быть близким интересам учащихся. При органи- зации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педаго- га. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний.

Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено. При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы.

Кружко- вая работа обязательно должна носить общественно полезную на- правленность, дети должны не только получать новые знания, прак- тические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке.

План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование прак- тических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности.

Продолжительность кружковых занятий — 20—40 минут (в за- висимости от профиля кружка и возраста детей). Одним из важных требований педагогического руководства кружком должно быть создание условий для активной самостоятельной деятельности (по- знавательной, художественной, спортивной и др.).

В работе круж- ков должно правильно сочетаться сообщение новых знаний с зани- мательностью, словесные методы сообщения знаний с практически- ми делами учащихся и с привитием практических умений и навыков. Ведущим методом кружковой деятельности является практическая работа учащихся.

Практическая деятельность выражается в кон-

струировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др.

Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчи- тываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний.

Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др.

Кроме того, как показывают наши наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.

Клубное объединение— это самодеятельная организация, ко- торая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением.

В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены пер- вые в России детские клубы. Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на осно- вании требований, исходящих из детской природы». Большое значе- ние С.Т.

Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т.

Шацким была организована летняя тру- довая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловаж- ное значение организации досуга детей.

Первостепенными были во- просы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива.

Отличительными особенностями клубной работы С.Т. Шацкий так же, как и А.С. Макаренко, считал прежде всего творчество, са- моорганизацию и самоуправление. А.С. Макаренко полагал необхо- димым сделать досуг коммунаров содержательным и интересным. Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получе-

ния разнообразных знаний и умений, которые они могли использо- вать в общественно полезной деятельности.

Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое станови- лось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить вос- питанников к различным видам деятельности — все это имеет не- посредственное отношение к педагогической деятельности А.С. Ма- каренко. Он подчеркивал, что необходимо привлекать всех без ис- ключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Выводы этих педагогов раз- рушали сложившееся представление о ребенке только как объекте педагогического воздействия. Они показали, что ребенок во внеу- рочное время является активным субъектом воспитательного про- цесса.

Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совмест- ных действий.

Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:

l целенаправленность и многообразие форм деятельности;

l действенность актива;

l социально-психологический климат;

l наличие традиций;

l учет интересов каждого участника объединения.

В практике работы школ и учреждений дополнительного обра- зования можно выделить разнообразные виды клубных объедине- ний. Самыми распространенными среди них являются:

1) объединения общественной направленности (например, эко- логические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.);

2) объединения производственной и научной направленности

(клубы технического творчества);

3) объединения естественно-научной направленности (клуб лю- бителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.);

4) объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фо- тографов и др.).

Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискусси- онные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др.

Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:

— составление общих положений деятельности клубного объе- динения;

— определение цели, задач и форм деятельности;

— определение прав и обязанностей членов клубного объеди- нения;

— составление программы работы клубного объединения. Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях

https://www.youtube.com/watch?v=fbhsDOM6yKo

способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их но-

выми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих спо- собностей, привитию навыков коллективной работы.

Индивидуальный досуг

Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби.

Поэтому педагогу, родителям необходимо вовремя выявить этот ин- терес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности.

В организации индивидуального досуга важна реализация поискового метода, поэтому остановимся на его характеристике более подроб- но. К основным видам поисковой деятельности относятся:

1) библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа уча- щихся по подбору и изучению литературы, связанной с опре- деленной темой. Устойчивый интерес ребенка к той или иной проблеме первоначально стимулируется учителем, родите-

лями, которые могут предложить ребенку для ознакомления с той или иной проблемой дополнительную литературу. Впо- следствии ученик, овладевший соответствующими библио- графическими навыками, уже сам способен подобрать и изу- чить интересующие его литературные источники.

Библио- графический поиск совершенно необходим при выполнении работ творческого характера (доклады, рефераты, выступле- ния и др.).

Также этот вид поиска используется и при органи- зации индивидуального досуга (подбор и изучение литерату- ры по интересующей ребенка проблеме), и при организации самостоятельной подготовки учащихся к проведению экс- курсий, турпоходов, путешествий;

Читайте также:  Что придумать ребенку на летние каникулы?

2) сбор краеведческих материалов: археологических, истори- ко-литературных, этнографических и др. Краеведческий по- иск включает много разнообразных умений и навыков само- стоятельной познавательной деятельности: сбор различных фольклорных, природных, историко-культурных материа- лов, их систематизация и анализ;

3) коллекционирование — следующий вид поисковой деятель- ности. Учащиеся коллекционируют чаще всего монеты, от- крытки, значки, фотографии животных, автомашин, вклады- ши, фишки и др.

Умелое педагогическое руководство может превратить это подобие детской игры в серьезное увлечение, в поисковую деятельность, обогащающую детей и подрост- ков новыми знаниями и способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы.

Коллекционирование без контроля со стороны родителей и педагогов может приводить и к отрицательным результатам, не всегда безобидным может быть и сам пред- мет коллекционирования;

4) опытно-практические работы, например, в кружках, сек- циях, в трудовых объединениях, в школьных лабораториях и др. Здесь поиск, как правило, сложный, он нередко прово- дится в течение длительного времени и осуществляется в основном коллективно, но служит основой для продолжения

индивидуальной работы, в то же время дает возможность са- мостоятельно применять полученные теоретические знания на практике, помогает каждому учащемуся найти для себя конкретный участок по интересам и способностям.

Основными этапами поисковой деятельности являются:

— определение цели и объекта поиска, постановка и конкрети- зация его задач, т.е. ответы на вопросы: «Зачем нужен по- иск?», «Что искать?» и «Для чего?». Это один из наиболее ответственных моментов работы, во многом предопределяю- щий успех дела и его воспитательные результаты;

— сбор материалов (от того, насколько учащиеся будут обуче- ны правильно обращаться с самыми разнообразными наход- ками, которые могут попасть к ним в руки, во многом зави- сит ценность результатов всей поисковой деятельности);

— обработка, систематизация, изучение и оформление подо- бранного материала. Участники поиска под руководством педагога определяют эффективность использования собран- ной информации, оформляют подобранный материал, руко- водствуясь соответствующими требованиями и правилами.

К формам индивидуального досуга мы можем также отнести разнообразные виды увлечений, например, цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышива- ние, конструирование и др. Здесь уже важна роль родителей, их под- держка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой ли- тературы, материала, инструментов.

Практика показывает, что наиболее привлекательными формами для детей и подростков являются игры, музыка, танцы, занятия спор- том, конструирование и др. Интерес к тому или иному виду деятель- ности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему опреде- литься в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка.

Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуаль- ный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного вре-

мени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыха- ет по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.

Следует отметить, что структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга — это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяет- ся на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы.

Чем человек занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоцио- нальную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызыва- ет настроение покоя.

Это может быть чтение, настольная игра, не- принужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, ин- дивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга.

И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит под- готовительной степенью к более сложной и творческой деятель- ности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с пре- вышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психиче- ским функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздей- ствий, общением с друзьями.

Активный отдых, в отличие от пассив- ного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки.

К нему относят физкультуру, спорт, физические и пси- хические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посе- щение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Выделяют три основные функции активного отдыха: восстано-

вительную, функцию развития и гармонизации. Первая обеспечива- ет человеку физиологическую норму здоровья и высокую работо- способность, вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела. В общем, многие стороны лично- сти могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культу- ры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность лично- сти, состоящую в систематическом чтении научной литературы, по- сещении музеев, выставок и др.

Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия пси- хологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности.

Этот вид до- суга носит целенаправленный, систематический характер, это овла- дение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удо- влетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного вре- мени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на сози- дание культурных ценностей — творчество.

Потребность в творче- стве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно явля- ется средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность тво- рить открывается всем без исключения.

Творческой может быть лю- бая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душев- ные силы и способности человека.

Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качества- ми и особенностями, все это и делает отдых социально-педагоги- ческим видом деятельности.

Важно, чтобы каждый человек зани- мался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, ко- торые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Также, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть по- требность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга на- зывают созерцательным.

Ему соответствует общение между близки- ми по духу людьми. Следовательно, досуг представляет собой мно- гоуровневую структуру.

Глава 3. СЕмЕЙНЫЙ ДОСУГ



Источник: https://infopedia.su/9xb4e0.html

Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

Одна из важных обязанностей классного руководителя состоит в том, чтобы помочь учащимся своего класса правильно выбрать тот или иной вид кружковых занятий. Нередко случается, что ученик ошибочно записывается в кружок и, разочаровавшись, перестает в нем заниматься.

Бывает и так, что учащийся, обладая заметными способностями в определенной области, не участвует в работе соответствующего кружка. Можно встретиться и с такими фактами, когда ученик записывается сразу в несколько кружков и, как правило, нигде не добивается успеха.

Некоторые же ребята не хотят заниматься ни в одном из существующих в школе кружков, а свободное время тратят на бесполезные занятия.

Нет необходимости доказывать, сколь велико значение занятий учащихся в предметных кружках, в кружках самодеятельности и др. Кружковая работа является действенным фактором формирования профессиональных интересов учащихся. Вот почему лучшие классные руководители считают своим долгом оказывать помощь учащимся в выборе видов кружковых занятий, не пускают на самотек это важное дело.

Однако встречаются еще классные руководители, которые не знают, как правильно организовать кружковую работу. А кое-кто просто не придает должного значения этому.

Так, например, классный руководитель 5-го класса одной из школ в план по воспитательной работе включил пункт: «Добиться участия всех детей в кружках внеклассной работы к 15 сентября». На вопрос о том, как он думает этот пункт выполнить, классный руководитель ответил: «Я объявил учащимся, чтобы они записывались в кружки, время от времени напоминаю нм об этом».

15 сентября выяснилось, что большинство ребят из этого класса в кружки не записались. Вместе с классным руководителем мы попытались выявить причины. Вот некоторые ответы учеников: Коля Р.: «Я не знаю, какой кружок лучше». Рая П.: «Я хотела записаться в юннатский кружок, но туда никто не записывает». Витя Д.: «Я еще не придумал, куда записаться». Миша Н.: «Я хотел записаться в географический, а мне сказали, что там неинтересно». Славик Г.: «Неохота». Из этих ответов ребят можно сделать вывод о том, что с ними не было проведено необходимой предварительной работы.

Читайте также:  Помощь в обучении детям

Иначе поступает другой классный руководитель. В начале учебного года он сообщает ребятам, какие кружки будут работать в школе, предлагает продумать и выбрать для себя тот или иной. Он выясняет наклонности ребят, беседует с ними, с учителями. После этого проводит в классе беседу: «В какой кружок записаться». На беседу приглашаются руководители кружков.

Каждый из них знакомит ребят с работой своего кружка. Иногда это делает не руководитель, а староста кружка или кто-нибудь из его наиболее активных членов. После того как у ребят составится представление о работе кружков, они делают осознанный выбор.

В некоторых случаях классный руководитель сам может порекомендовать ученику записаться в кружок, соответствующий его способностям.

Автору этих строк довелось «быть свидетелем одного поучительного случая, произошедшего в одной из алма-атинских школ.

Учитель истории после двух недель учебного года объявил в классах, где вел уроки, о первом занятии исторического кружка (до этого он на уроках познакомил ребят с планом работы этого кружка).

Учитель сумел заинтересовать ребят, и в объявленное время на занятие кружка пришло столько учеников, что их трудно было поместить в одном классе.

На другой день классная руководительница 6-го класса сказала учителю истории, что из-за исторического кружка в ее классе не состоялась намеченная по плану беседа. Между ними произошел спор.

Учитель истории утверждал, что такая «массовость» объясняется склонностью большого количества ребят заниматься историей.

Классная руководительница же объясняла это тем, что в школе еще не начали работать другие кружки и не была проведена соответствующая работа по привлечению детей в эти кружки.

Спор этот разрешило время: через месяц в историческом кружке, работа которого, кстати, была организована очень интересно, осталось 27 человек. Остальные ребята занимались в других кружках, которые они, в конце концов, избрали в соответствии со своими склонностями.

Аналогичные факты в школах встречаются нередко. Иногда бывает так, что учитель создает кружок без ведома классных руководителей, а те не могут определить, правилен ли выбор, сделанный ребятами, или, что еще хуже, не знают вообще, в каких кружках ученики занимаются.

На основе передового опыта школ, лучших классных руководителей можно дать ряд методических рекомендации. Прежде всего, сообщать учащимся, какие кружки будут в школе, должен классный руководитель. Это следует делать в первые недели учебного года, чтобы дать учащимся время подумать. Затем необходимо учесть интересы, способности и склонности ребят.

С этой целью необходимо побеседовать не только с ними, но и с учителями и родителями. Последним этапом предварительной работы по вовлечению учащихся в кружковую работу можно считать беседу, во время которой у ребят должно сложиться более или менее полное представление о том или ином кружке. Лишь после этого можно приступить к записи в кружки.

Записывать можно поручить старосте класса или другому активисту:

Общий список членов кружка должен составляться не на первом занятии, как это часто практикуется, а заранее, на основе списков, поданных от классов. В дальнейшем классный руководитель должен следить за тем, как занимаются в кружках учащиеся его класса.

Источник: http://nazarovilya.alnaz.ru/pedagogika/organizatsiya-kruzhkovoj-raboty.html

Цель, задачи и формы организации деятельности кружка

Во внеурочной работе применяются разнообразные формы организации деятельности учащихся.

В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания, и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач.

Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе, используемые для нескольких классов, в масштабе всей школы. Одной из универсальных форм организации внеурочной деятельности является кружок.

Кружок, по определению советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора Сергея Иванович Ожегова – группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь [15, с. 257].

Кружок — традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного об­разования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуника­тивный опыт. Кружок — это наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности по технологии.

Кружковая работа предполагает определенную программу деятельности, которая строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных, индивидуальных особенностей.

Целью кружковой работы является:

— всестороннее удовлетворение образовательных потребностей дошкольников и их родителей;

— создание условий для гармоничного развития личности дошкольников в различных видах деятельности;

— расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности;

— повышение качества воспитательно-образовательной работы.

Задачи кружковой работы.

1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.

3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.

4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.

5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.

6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.

7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.

8. Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;

9. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом [25].

Планирование работы кружка (группы, студии). План работы кружка (группы, студии) обычно составляется на год или на все года обучения.

Программа кружковых (групповых, студийных) занятий составляется руководителем кружка (группы, студии) по форме, принятой в данной организации (школе, Центре дополнительного образования и т.д.).

Содержание занятий варьируется в зависимости от возраста учащихся, их интересов, основных целей кружка (группы, студии).

Для успешной организации кружка используются разные формы. Форма – это структура, система организации чего-либо. Наиболее распространенными являются такие формы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Кружок включает в себя индивидуальные задания, задания в парах, в группах, а также ролевые игры и различные этические задачи [19].

Методы кружковой работы: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Из первой группы методов в кружковой работе наиболее употребляемыми являются такие методы как:

1) рассказ на этическую тему, который используется преимущественно
в младших классах, – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает учащихся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

2) разъяснение – метод эмоционально – словесного воздействия на учащихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

3) этическая беседа – метод систематического и последовательного
обсуждения знаний. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Из второй группы методов широко используются:

1) упражнение – всеобщий метод формирования необходимых качеств личности. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности.

2) приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Практически не используется метод «требование» Из методов стимулирования применяются такие методы как:

1) поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий учащихся. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, благодарность.

2) соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств [26].

Недопустимым в кружковой работе является наказание. Каждый метод в кружковой работе выполняет свои функции, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними замедляется движение процесса к намеченной цели.

Поэтому оптимальное и гармоничное сочетание системы методов в кружковой работе способствует целостному развитию личности воспитанника, формированию запрограммированных отношений, определенных личностных качеств и развивает в нем способность адекватно реагировать на воспитательное воздействие.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоя­нием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, нахо­дила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев.

Таким образом, кружковая работапроводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склон­ностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Она служит средством профессиональной ориентации учащихся, в которой тесно переплетаются образовательные, развивающие, а главное, воспитательные задачи.

Источник: https://cyberpedia.su/6×558.html

Ссылка на основную публикацию