Кубики зайцева

Методика Зайцева: как простые кубики учат детей сложным вещам

Если вы еще не знакомы с «кубиками Зайцева», которые помогли тысячам ребятишек буквально в два счета освоить навык чтения в раннем возрасте, значит вы еще «новичок» в теме раннего развития детей. Потому что эти «волшебные» кубики уже давно прославили имя своего создателя…

Методика Зайцева: нестандартный подход работает лучше!

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году.

За свою жизнь автор «методики Зайцева» приобрел колоссальный опыт педагогической работы с детьми: работая воспитателем в детском доме, педагогом в исправительной колонии для подростков, учителем в больнице-интернате для умственно отсталых детей. Конечно, Зайцев работал и с обычными детьми: учителем английского языка, а также русского языка и литературы. Опыт колоссальный!

Еще до появления «методики Зайцева», ее автор был уверен, что не будет следовать традиционным методам обучения чтению. Зайцев считал этот подход не просто устаревшим, но даже вредным для психомоторики и здоровья ребенка.

Методика Зайцева – это принципиально другое направление в способах обучения чтению (кубики Зайцева), а также обучения грамматики и математики.

Основная идея его подхода основывается на предположении, что у любого ребенка с рождения есть естественная потребность к игре.

Пособия, которые используются в методике Зайцева – это, прежде всего, игрушки, увлекательные детские игрушки. И только во вторую очередь — учебные материалы.

Работая над методикой, Зайцев занимался с детьми в младших классах. Он столкнулся с тем, что традиционные методы обучения детей русскому языку чересчур громоздки, перегружены условностями и правилами, страдают отсутствием наглядности.

Чтобы выучить родной язык, ученики зачастую вынуждены зазубривать правила, не вникая в содержание. Зайцев посчитал, что менять систему обучения в школе – довольно трудно.

Поэтому он обратился к дошкольному образованию, к маленьким ученикам – от полутора лет.

Учитесь, играючи!

Согласно методике Зайцева, обстановка, в которой проходит обучение, должна быть свободной, игровой. Детям не нужно сидеть за маленькими партами, вместо этого они могут расположиться прямо на полу.

Это будет способствовать творческому процессу, кроме того, не будет вредить осанке ребенка. Но, несмотря на свободную обстановку, процесс обучения все же не отдых.

В своей методике Зайцев утверждает, что в основе любого учебного процесса, даже организованного в виде игры, лежат поиск и выбор.

Занимаясь со «складовыми таблицами» и кубиками Зайцева, ребенок будет постоянно искать ответ или решение. В процессе «игры», ребенок научится читать, выделять слоги из слов, определять ударение в словах, составлять слова в предложения, а также считать и писать. При этом методика Зайцева полностью задействует все детские органы чувств: осязание, слух и зрение.

«Изюминка» методики — кубики Зайцева

Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева – это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно использовать для обучения чтению ребенка, начиная с двух лет. Их можно применять как дома, так и в детском саду.

Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка.

Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится читать, а малышам (от 1 года) помогут начать говорить и, возможно, читать.

Разрабатывая методику, Зайцев пришел к нескольким важным выводам. Эти заключения помогут вам понять, как работают «волшебные кубики»:

  • Во-первых, чтобы ребенок научился читать, он не обязан запоминать названия букв. Вообще, Николай Зайцев всегда был против традиционной азбуки. В азбуке всем буквам соответствует определенный рисунок. На букве «А» нарисован «арбуз», на «Б» — «бегемот» или «батон» и так далее. Занимаясь по азбуке, ребенок, конечно, запоминает буквы и рисунки. Но как он потом сложит зебру, арбуз, ящерицу и цаплю в слово «заяц»? Вот и выходит, что родители и учителя, после того, как ребенок выучил буквы, должны придумывать, как ему показать, что буквы потом должны составить слоги, а потом и слова.
  • Во-вторых, некоторые слова по слогам читать трудно. Иной слог может состоять из четырех, пяти, а то и десяти букв. Взять, к примеру, «всплеск». Одно слово, один слог, и целых семь букв. И таких примеров в русском языке множество. Поэтому вместо слогов в методике Зайцева используются склады – пары из согласной и гласной (также из согласной и твердого или мягкого знака, и из одной буквы). Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3 и так далее.

Советы как работать с кубиками Зайцева

Начинать знакомить ребенка с русским языком с помощью «кубиков Зайцева» нужно по следующей схеме:

  • 1 Групировка и классификация кубиков.
  • 2 Озвучивание кубиков.
  • 3 Поиск.
  • 4 Чтение слов.

Группировка кубиков – это их распределение по группам в соответствии с выбранными признаками. Такими признаками могут быть:

  • Размер кубика.
  • Цвет кубика.
  • Цвет и звучание кубика.
  • Размер, цвет и звучание кубика.
  • По гласным буквам.

Согласуйте и смешивайте

Начните с простого. Попробуйте отделить все большие кубики от маленьких, объясняя ребенку, чем они отличаются друг от друга, и почему большой кубик нужно положить к большим, а маленький – к маленьким. К двойным кубикам переходите только после того, как ребенок привыкнет и научится группировать по размеру одиночные кубики.

Затем переходите к группировке по цвету. Соберите отдельно все серые кубики, отдельно желтые и так далее. Попросите ребенка показать вам серый кубик, затем показать коричневый. Попросите его подать вам серый, затем коричневый кубик.

На следующем этапе группируйте кубики по цвету и звучанию. Попросите ребенка показать вам серый кубик. Затем потрясите серый кубик. Затем возьмите кубик другого цвета и потрясите его. Кубики звучат по-разному. Попросите принести вам кубик, который звучит так же, как серый.

На этапе озвучивания кубиков, покажите ребенку кубик и произносите нарисованные на нем склады, каждый раз поворачивая соответствующую грань кубика к ребенку. Затем предложите ребенку «озвучить кубики» вместе.

Этап поиска нужен для усвоения и закрепления пройденного материала. Попросите ребенка найти кубик с каким-нибудь складом, например, с «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», и принести его вам.

Самое сложное и самое приятное

Наконец, самый сложный этап – Чтение (а точнее, согласно методике Зайцева, «письмочтение»). На этом этапе из складов на разных кубиках нужно складывать слова. Начните с имени ребенка. Сложите, например, слово «Саша» из кубиков со складами «СА» и «ША». Пусть ребенок сам найдет для вас эти кубики.

Напоследок еще один совет. Когда вы купите комплект «кубиков Зайцева», не торопитесь сразу склеивать из заготовок кубики. Если вы хотите сделать ваш «кубико-словарный запас» шире, откопируйте наиболее часто встречающиеся склады (например, кубики со складами «МА», «ПА» и другие с гласной «А»). Позже вы сможете сделать из этих заготовок больше новых слов.

Более подробные инструкции по использованию кубиков вы можете без труда найти в многочисленных публикациях Береславского.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/141906/

Кубики Зайцева. Что это такое?


Кубики Зайцева. Что это такое?

Это кубики, сделанные собственноручно или приобретенные в магазине. На каждую грань которых, нанесены склады (сочетания звуков), в строго определенной последовательности.

Кубики между собой различаются по наполнителю, который звучит глухо или мягко, в зависимости от того какой звук изображен, твердый или звонкий.
Принцип обучения строится на основе сочетания восприятия. Вербального, слухового или же зрительного.

Склады, которые видит ребенок, взрослый прочитывает или пропевает. Повторяя, ребенок запоминает, как выглядит звук.

Какие плюсы методики Зайцева?

Доступность и универсальность – вот главный ее плюс. Любой взрослый человек прочитавший методичку, которая прилагается к кубикам, запросто может стать учителем своего ребенка. Ребенок учится читать весело и ненавязчиво.

Обучение с помощью кубиков Зайцева не ограничивает детей в их подвижности и проходит не так нудно, как это было бы при скучном заучивании. Вполне естественно, что в игровой форме материал усваивается значительно эффективнее.

Во время игры с кубиками повторяя за взрослыми склады, которые на них написаны ребенок узнает свое имя, имена близких и вскоре без проблем узнает и читает ранее не знакомые слова. Писать буквы можно учить как одновременно, так и после обучения чтению.

Склад – что это такое?

Склад, по методике Зайцева – это согласный звук или же сочетание его с гласным звуком, может быть твердым или мягким знаком, а так же просто гласным звуком.

К примеру, слово ПРАВДА (ПРАВ-ДА) состоит из двух слогов, но содержит четыре склада (П-РА-В-ДА).

По мнению Зайцева, такое членение звучащей речи наиболее фонетически оправданно и логично, а традиционное членение на буквы с целью их изучения слишком искусственно и лишь мешает обучению чтению.

В каком возрасте оптимально начинать учить чтению?
Точный возраст назвать нельзя. Этот вопрос очень индивидуален. У ребенка должен проявляться интерес к написанным словам и тексту. Интерес может проявиться как в два так и в четыре года. Когда дети начинают спрашивать: «Что здесь написано?», «Что это за буква?» – интерес явно назревает, и можно задуматься о начале обучения. В зависимости от возраста может отличаться скорость усвоения и принцип обучения. Можно начинать заниматься, когда ребенок только начинает овладевать речью. Это даст сильный толчок в развитии речи и естественное овладение умением чтения.

Ребенок воспринимает слова так, как будто их можно не только слышать, но и видеть. В памяти, одновременно откладываются сразу два образа. Актуализированный интерес, как правило возникает около трех лет, и если удастся поддержать его, то обучение может дать хорошие результаты.

Ближе к пяти годам ребенок уже вырос для самостоятельного чтения. Он уже понимает для чего необходимо читать. Обучение в этот период проходит максимально эффективно.<\p>
Какие часто совершаются ошибки, во время обучения по методике Зайцева?

Главная ошибка – попытка слишком рано начать или насильно ускорить процесс.

В этом абсолютно нет никакой необходимости. Не стоит так же через силу ускорять процесс обучения. Все равно большинство детей не могут в полной мере пользоваться этим навыком в два года. А если не читать постоянно навыки потеряются, попросту говоря, забудутся.

Тем не менее, необходимо понимать, что проявления интереса к чтению у ребенка может внешне и не проявляться, поэтому его необходимо постоянно заинтересовывать.

Влияет ли скорость обучения на возраст ребенка?

Естественно, маленькие дети требуют больше времени для обучения.

Специалисты говорят, пятилетний ребенок осваивает процесс прочитывания первых слов до четырех дней, отработка навыка чтения до трех месяцев.

В четыре года необходимо в два раза больше времени, а трехлетнему в три раза. Но эта статистика весьма условна. Многое зависит от индивидуальных способностей обучаемого, его интеллекта и психики.

Каким образом можно закрепить приобретенные знания?

Навык чтения у дошкольника нужно поддерживать, в противном случае через короткое время ребенок забудет большинство букв. Необходимо постоянно придумывать давать различные задания: рассортировать по определенным условиям карточки с написанными словами, предложить делать семейную стенгазету, подписывать фотографии и т.д. Эта работа будет очень полезна для закрепления полученных навыков.

Не нанесет ли вред обучение в раннем возрасте?

Психологи считают, что ребенок в своей жизни должен пройти все этапы развития, в том числе и «дописьменный». Трехлетнему ребенку необходимо двигаться, играть, проявлять творческие способности, реализовывать свои фантазии.

Кубики Зайцева довольно рано включают у ребенка логику. В результате форсируется развитие логического полушария, а другого, творческого притормаживается. Слишком мрачным и практичным становится ребенок. Не раскрывается его творческий и эмоциональный потенциал.

Читайте также:  Воспитание ребенка до года

По этим причинам у методики Зайцева достаточно много оппонентов.

(Мой коммент, психологи много чего говорят, чаще и противоположное. По мне так, пусть будут все вокруг мрачными и практичными, чем дебиловатыми курящими и пьющими разгильдяями, каких много).

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/fanatka/996671

Обучение чтению по методике кубиков Зайцева. Видео

Вопрос обучения ребенка чтению волнует каждого сознательного родителя. Некоторые считают, что учить малыша грамоте не стоит раньше школьного возраста, ведь учебный процесс является утомительным, скучным.

Другие родители приветствуют различные методики раннего развития, к которым и относится методика Зайцева.

Автор говорит о высокой результативности метода, ведь фактически малыш не учится, а играет кубиками и поет веселые песенки.

Педагог Николай Зайцев

Николай Александрович Зайцев — российский педагог, является автором новаторских методов раннего обучения чтению, письму, математике, иностранным языкам. Основал образовательный центр «Нестандартные технологии в образовании». Родители Николая Александровича были учителями, поэтому неудивительно, что он посвятил свою жизнь именно преподаванию.

Поворотным моментом в создании методики стала работа Зайцева в Индонезии: там ему предстояло в максимально короткие сроки обучить взрослых людей одному из самых сложных языков в мире — русскому.

Столь непростая задача подтолкнула Николая Александровича к изобретению новых, прогрессивных методов обучения. Он буквально на ходу начал придумывать таблицы, картинки и другие способы передачи языка.

Успех вдохновил Зайцева на разработку собственной системы обучения, которая отличалась бы такими особенностями:

  • была наглядной;
  • не была перегружена громоздкими, замысловатыми правилами;
  • учитывала психологические особенности учащихся.

Сделав первые наработки, педагог принялся их тестировать на школьниках средних классов, однако результат был неутешительным — методика не шла на пользу, так как к данному возрасту дети уже привыкли усваивать новую информацию при помощи «зубрежки», а не вдумчивого вникания в суть. Тогда педагог адаптировал методику для самых юных учеников — малышей от 1,5 года и дошкольников. И это был настоящий успех! Обучаясь при помощи кубиков Зайцева в игровой форме, малыши начинали читать уже спустя несколько занятий.Ознакомьтесь также с особенностями раннего развития детей по методике Домана и Монтессори.

Методика оказалась настолько эффективной, что ее всецело применяют во многих школах.

В чем суть методики

При работе с малышами педагог заметил ключевые особенности в обучении детей младшего возраста:

  1. Знать названия букв вовсе необязательно, чтобы уметь читать.
  2. Чтение по слогам вызывает у детей сложности. А все потому, что слог в русском языке может состоять как из одной, так и пяти букв. Многие односложные слова представляют для детей настоящее препятствие в чтении.
  3. В обучении письмо первично, чтение — вторично. При изучении как родного, так и иностранного языка, детям и взрослым намного проще сопоставлять звуки со знаками.

В процессе обучения ребенок задействует многие органы восприятия: зрение, слух, осязание. Это стимулирует не только обучение чтению, но и развитие творческих способностей в целом.Важно! Главный принцип обучения заключается в чтении по складам (буквосочетаниям), а не по слогам, как принято в классическом методе обучения. Под складом подразумевается усилие, которое совершает человек, чтобы произнести звук.

Буквосочетания напоминают те самые первые попытки заговорить, которые предпринимает малыш. Буквосочетания наиболее естественны, а поэтому являются знакомыми и интуитивно понятными для всех.

Ведь когда кроха пытается говорить, то произносит буквосочетания, но никогда не отдельные буквы.

Поэтому Зайцев утверждает, что попытки обучать малыша по классическому способу противоречат природе и даже могут сформировать у малыша языковые комплексы.

Чтение по методике Зайцева обязательно включает такие принципы:

  • подача материала исключительно в форме игры. В такой форме малышу легче усваивать информацию, ведь он не чувствует давления и знает, что не должен показать определенный результат;
  • время на усвоение материала дается малышу в достаточном количестве. Акцент ставится на индивидуальных особенностях каждого карапуза, с учетом его подготовки, способностей;
  • урок не должен продолжаться более 25 минут.

Как выглядят кубики Зайцева

Педагог не зря выбрал именно кубики при создании авторской методики. Дело в том, что малыш еще не обладает аналитическим мышлением, которое отвечает за преобразование абстрактных символов (букв) в звуки и слова.

Зато он отлично может анализировать сигналы, которые получает от органов чувств. Благодаря зрению, слуху и тактильному восприятию дети могут в прямом смысле слова прочувствовать, что передает тот или иной склад и буква.

Кубики отличаются по размеру, цвету, они также наполнены разнообразными предметами (деревянными и металлическими), которые издают при встряхивании разные звуки. Так у малыша формируется стойкая ассоциация между символами и звуками: глухими, звонкими, согласными и гласными.

Разновидности кубиков:

  • железные обозначают звонкие склады;
  • деревянные обозначают глухие склады;
  • золотые маркируют гласные звуки;
  • белый кубик обозначает пунктуационные знаки;
  • железно-деревянные используются для твердых складов;
  • деревянно-золотые используются для складов с мягким знаком.

Всего в наборе 52 кубика. Они могут быть одинарными и двойными; маленькими и большими; также имеют различное окрашивание букв:

  • гласные отмечаются голубым оттенком;
  • согласные маркированы синим;
  • зеленый оттенок закрашивает твердый и мягкий знаки.

Важно, что в школьной системе обучения используется синий, зеленый и красный цвета для маркировки гласных и согласных букв, а значит ребенок может путаться, его придется переучивать. Зайцев имеет на это свою точку зрения: отказ от классического школьного цветового разнообразия помогает малышам легче воспринимать буквы, поэтому при чтении они делают намного меньше запинок.

Для обучения чтению по методике Зайцева можно приобрести кубики в разных наборах: несобранные, собранные и выполненные из пластмассы. Несобранные кубики придется склеить самостоятельно.

К этому увлекательному занятию можно пригласить кроху — так получится не только занять малыша на пару часов, но также избежать природного желания ребенка разорвать изделие и посмотреть, что там шумит внутри кубика.

Дополнительно их можно обклеить скотчем.

Узнайте, как себя вести при кризисе одного, трех и семи лет у ребенка.

Как обучать по кубикам

Для занятий необходимо иметь набор кубиков и таблиц. Перед уроком стоит внимательно прочесть рекомендации к авторской методике. Выберите момент, когда у ребенка есть настроение, не принуждайте малыша к занятию, потому что «подошло время», однако старайтесь проводить занятия каждый день.

Как понять, что можно начинать обучение с малышом:

  • ребенок использует целые предложения в речи;
  • отсутствуют серьезные логопедические нарушения;
  • ребенок различает отдельные звуки, из которых состоит слово;
  • развитая ориентация в пространстве (ребенок понимает, что такое верх-низ, право-лево).

Для наибольшей эффективности нужно использовать созданные автором игры, примеры которых мы приведем ниже. Однако некоторые родители и преподаватели используют лишь определенные элементы из авторской методики.Важно! Несмотря на то, что занятия проходят в форме игры, не стоит заниматься с ребенком больше положенного времени с целью «впихнуть» в него как можно больше информации, даже если вам кажется, что малыш воспринимает знания легко. Перегрузки могут обернуться для малыша капризностью, проблемами со сном, нервозностью, повышенной активностью.

Игры

Зайцев разработал множество интересных приемов, с помощью которых обучение превращается для малыша в увлекательную и веселую игру.

  1. «Веселый паровоз».Основная задача крохи построить паровоз, все «вагоны» которого будут состоять из одной буквы. Это может быть буква А на золотистом кубике или любая другая. Ребенку важно показать, как искать нужную букву, а также объяснить, что она может располагаться на разных кубиках. В процесс поиска стоит вмешиваться минимально, помогая ребенку только в том случае, если он не понял принципа поиска или задачи. Данная игра подходит для карапузов 3-4 лет.
  2. «Абракадабра или Смешные слова».Суть заключает в том, что ребенок может самостоятельно сложить любое слово из двух и более кубиков. Здесь важно научить его правильно ставить кубики: слева направо, не вверх ногами и не горизонтально. Это упражнение подготовит малыша к осознанному написанию слов, он научится чувствовать «рамки» слов, научится работать с кубиками.
  3. «Найдем пары». В этой игре малышу нужно объяснить, что у всех кубиков есть свои пары: у маленьких старшие, и наоборот. Но все они перемешались и разделились, поэтому им нужно помочь найти друг друга. К примеру, возьмите первый кубик с буквой С и повторите малышу в такой последовательности: СЮ-СЕ-СЯ-СЕ-СИ. Далее объясняете, что нужно найти старшую пару: СУ-СЭ-СА-СО-СЫ. Когда малыш подберет нужный кубик, прочитайте два получившихся склада. Эта игра годится деткам постарше: 4-6 лет.
  4. «Голоса животных». Спросите малыша, какие звуки издают знакомые ему животные, и попросите его найти нужные склады на кубиках. К примеру, коровка говорит МУ, козочка говорит БЕ и т. д. Можно также поиграть в целый зоопарк: покажите крохе фигурку или изображения животных, и пусть он попробует при помощи кубиков сложить их названия. Данная игра будет по силам деткам 3-4 лет.

Таблицы методики

Обязательными комплектующими для обучения являются таблицы Зайцева. Они компактно развешиваются на стене так, чтобы нижний край был на уровне около 1,5 м. Под таблицами нужно разместить полки для кубиков.

  1. Таблица 1. На таблице расположены цифры, математические символы, пунктуационные знаки.
  2. Таблица 2. На ней изображены буквы русского алфавита с названиями. Интересно, что буквы написаны пятью разными шрифтами.
  3. Таблица 3. Здесь показаны непосредственно склады русского языка в количестве 246 шт.

Ознакомьтесь с календарем развития ребенка по месяцам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 1 год.

Чтобы малыш более естественно запоминал информацию, таблицы нужно не просто читать, а петь. При помощи указки педагог или родитель водит по буквам, при этом взгляд малыша плавно скользит по строчкам, опускаясь по окончании одной строки справа на начало нижней строки слева.

«За» и «против»

Данная методика имеет множество плюсов:

  • подходит для деток разных возрастов, уровня подготовки и способностей, разного темперамента, уровня активности и других индивидуальных особенностей;
  • метод показал себя как чрезвычайно эффективный и быстрорезультативный;
  • малыш изначально заучивает склады грамотно. На кубиках нет таких буквосочетаний, как ЖЫ, ШЫ, поэтому он просто не может допустить подобных ошибок в будущем;
  • за небольшое время урока (25 мин.) ребенок успевает усвоить много информации;
  • увеличивается лексикон;
  • развивается умение работать самостоятельно;
  • игровая форма подачи материала не утруждает малыша, не вызывает перенапряжения и не отбивает желания учиться;
  • методика обучения Зайцева стимулирует работу многих органов восприятия, а поэтому комплексно воздействует на развитие ребенка: улучшается зрительная и музыкальная память, мелкая моторика, логическое мышление, другие интеллектуальные способности.

Но полностью идеальной ее нельзя назвать. Так, у метода имеются такие недостатки:

  • он больше подходит для коллективных, а не одиночных занятий (сам педагог испытывал методику только в классах);
  • высокая стоимость набора;
  • необходимость каждодневных тренировок;
  • необходимость переучивания в школе (цветная маркировка звуков, разбор слова на отдельные буквы — ведь малыш сразу воспринимает готовый склад);
  • несоответствие с речью — в русском языке в очень редких случаях применяются буквосочетания -сэ, -мэ, -пэ и подобные, поэтому ребенку нужно будет объяснять, почему в большинстве слов после согласных нужно писать Е, а не Э.
Читайте также:  Чтение - сила и как сэкономить время на поиск книг для детей

Кому подойдет

На просторах интернета можно найти как положительные, так и отрицательные отзывы о методике. Некоторые родители пишут, что ребенку было непонятно или неинтересно. Однако есть вероятность, что при выполнении задания не были соблюдены авторские методические рекомендации.

Методика обучения, разработанная Зайцевым, подходит практически для любого ребенка — если вы можете финансово позволить себе набор кубиков и таблиц, а затем выделять на регулярной основе по полчаса для занятий каждый день, то однозначно стоит попробовать.

Наиболее эффективными являются занятия с детками от 3-х лет, однако некоторые родители используют кубики и с годовалыми малышами для изучения цветов, формы, размера или в качестве погремушки.

Главное помнить, что малыш должен с радостью воспринимать обучение, сам процесс должен вызывать положительные эмоции, смех и веселье.

Источник: https://agu.life/bok/1516-metodika-nikolaya-zayceva.html

Кубики Зайцева

Сейчас мы уже почти привыкли обучать ребенка по какой-нибудь модной системе. Мы, конечно же, немного идеалисты — верим в некую чудо-методику, которая непременно в несколько месяцев обучит малыша читать, разовьет его многочисленные способности, а, возможно, и поможет «не упустить гения».

Безусловно, и это еще никто из методистов не отменял, любому новому рывку в развитии, любому объемному умению, знанию, опыту требуется серьезная, как минимум внутренняя работа.

Я не верю в высказывания типа: «я показывал ему по 15 слов в день и через месяц он зачитал» или «только мы принесли в дом кубики, как он стал читать книжки» — если это так, вы действительно растите гения и я вам не позавидую, а скорее всего, ребенка уже давно знакомили с любимыми взрослыми символами: буквами. Оставался лишь последний шаг, чтобы ребенок смог продемонстрировать какой-то видимый результат.

Никогда не стоит кидаться во все новое и модное сразу. А вот разобраться в том, как не делать лишнего и выбрать то, что подходит именно вам и вашего малышу, будет полезно.

Что такое «Обучение чтению по Зайцеву»?

Основные принципы обучения:

• ребенок переходит не от простого к сложному (от буквы к слогу, а потом слову), а получает сразу доступ ко всем складам (не путать со слогом), присутствующим в русском языке. Т.е. вопросы слияния букв перед ним не ставятся, он изначально запоминает уже результат этого слияния через многократные повторения, складовые попевки, игры и т.п.

Если совсем упростить: в то время, когда ребенок, обучающийся по классической системе сначала учит букву М и А по отдельности, потом ему объясняют, что если «ММММ бежит к А», то, в итоге, получится «МА», то ребенок, обучающийся по зайцевской системе, изначально видит именно склад МА (если до этого он видел его уже сотни раз, то легко вычленит в слове).

• Весь материал предъявляется ребенку сразу целиком, а не по частям, т.е если это кубики — то сразу все, если таблицы — то тоже вся целиком, а не по частям (в наборе она поделена на части для удобства наклейки на стенку).

• Методика игровая и долгого сидения и заучивания чего-либо (букв, складов и т.д.) не предполагает.

А что такое склад?

Склад — это одно мускульное усилие, т. е, когда мы говорим МА-Р-ТЫ-Ш-КА — мы делаем 5 мускульных усилий, чтобы четко произнести все буквы в слове, т.е. в нем 5 складов, хотя слогов в нем только 3.

Все склады для удобства представлены кубиками, каждый кубик — это одна согласная с гласными У-О-А-Э-Ы — т.е. на кубике представлены все случаи, где эта согласная ТВЕРДАЯ или с буквами Ю-Ё-Я-Е-И-Ь — т.е.

все случаи, где она мягкая.

Первые кубики по размеру больше, чем вторые, чтобы ребенок смог на вербальном уровне осознать различие твердых и мягких звуков (в первом случае мы открываем рот широко, во втором нет).

Вот что по поводу деления кубики на большие и маленькие пишет сам Зайцев: «Это объём резонатора полости рта с речевыми органами. Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — челюсть опущена, язык назад и вниз, щеки раздуваем.

БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ — челюсти почти сомкнуты, язык вперед и вверх, между языком и нёбом на фонетической схеме лишь узенькая полосочка свободного пространства, щеки поджаты. В большой колокол бьём — Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — низкий тон.

В маленький — БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ — высокий тон.

Одной «переднестью» и «заднестью» русскую фонетику не объяснишь, через объёмность — намного легче».

Кроме этого, кубики нескольких цветов: коричневые с глухими согласными и поэтому с глухим звуком, т.к. внутри деревяшки (например, ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П), серые со звонкими согласными и поэтому звенят звонким металлическим звоном (БУ-БО-БА-БЫ-Б) — в этом случае понятия «звонкий» и «глухой» тоже осваиваются детьми без ввода самих этих понятий по звучанию.

Есть еще кубики только с гласными, большие: У-О-А-Э-Ы и маленькие: Ю-Ё-Я-Е-И, смешанных цветов: для согласных с твердым знаком и двойные для шипящих.

А теперь самое важное: Ребенку сразу предъявляются сразу ВСЕ кубики. Эта основная особенность методики, в ней нет перехода от легкого к сложному, от части к целому и т.д.

Смысл в том, что у маленького человечка появляется возможность увидеть целостную картинку, а фактически он может обучаться с той скоростью и в том направлении, в каком выберет сам.

Программы обучения, что сначала учим вот эти буквы, потом эти, а потом слияния вот этих и т.п. — не существует в принципе.

Получается, что ребенок, который обучается по системе Зайцева, получает более чем в 10 раз больше информации, чем тот, которого обучат читать, как обычно? Не слишком ли мы загружаем маленького ребенка?

Фактически, это так. Практически же по кубикам Зайцева не столько обучаются, сколько в них играют, поэтому сам процесс запоминания информации проходит незаметно и естественно больше, чем малыш сможет на данном этапе, он и не возьмет, но и устойчивой неприязни к обучению как таковому тоже не возникнет.

Эта методика для работы в группе, подойдет ли она моему ребенку и есть ли смысл покупать кубики домой?

Есть ли смысл покупать кубики — это должен решать родитель исходя из особенностей своего ребенка и своих собственных взглядов на образование и наличия свободного времени.

Фактически — кубики Зайцева одно из хорошо зарекомендовавших себя, проверенных временем учебных пособий по обучению чтению с отличной методической базой (книги Зайцева и Лены Даниловой сейчас продаются почти во всех крупных книжных магазинах).

У кубиков, пожалуй, есть только один существенный минус — это пособие недешево, за последний год цена на кубики в наших магазинах поднялась ровно в 2 раза, насколько я знаю, теперь они стоят уже 1600 руб. за несобранный комплект и 2000 руб. — за собранный.

Теперь что касается работы в группе. Кубики Зайцева создавались для работы в группе, но уже давно только такими быть перестали. Вышли книги Лены Даниловой, которая ратует именно за домашнее обучение по кубикам с рождения, накопились данные педагогов, обучающих читать и логопедов по индивидуальной работе с кубиками — все это при желании легко найти и в Интернете.

С какого возраста можно начинать заниматься с малышом по кубикам дома и в группе?

Дома — хоть с самого рождения. Только не заниматься, а играть (причем, только играть!). В группе: лет с трех; если раньше, то очень и очень внимательно отнестись к выбору педагога и самим занятиям.

Дело в том, что все игры с кубиками, описанные самим Зайцевым для работы в группе, не подходят детям младше 3-х лет, поэтому, если педагог работает с детками от 2-х или даже 1,5 лет по этой методике, то, скорее всего, это будут более чем наполовину его собственные наработки.

Если педагог опытный и знает, как подать материал малышу — то это несомненный плюс, если же детям предлагаются игры-занятия для явно более старшего возраста (самостоятельно собери слово, найди самостоятельно нужный склад, «кто быстрее прочитает/напишет» и т.п.

) — то это просто дань моде на кубики Зайцева, ребенок вынесет с занятий не очень много.

Как выбрать подходящую группу? На что обратить внимание?

Прежде всего, посмотрите, как работают с кубиками, выполняются ли основные принципы обучения:

• у детей есть доступ сразу ко всем кубикам;

• есть хотя бы минимальный временной интервал свободной в них игры (т.е. когда ребенок может взять кубик и может, если захочет, спросить, что здесь написано и получить ответ);

• никто не сажает малыша за парту, не требует утомительного заучивания букв, результата их слияния и т.п. и не предлагает различные наукообразные понятия;

• учитываются ли возрастные особенности деток или для всех возрастов вся информация подаётся одинаково? Правда, данный пункт немного спорный в том плане, что сейчас ведутся наработки по совместному обучению старших деток с малышами, когда старшие начинают фактически опекать маленьких, подсказывать им — такое обучение в некоторых случаях дает очень даже неплохие результаты,.

• Обратите внимание, есть ли у преподавателя какой-то дополнительный материал по обучению чтению по складовому принципу (альбомы, карточки, книжки, складовые картинки и т.д.

), когда все занятия-игры строятся только вокруг кубиков и таблиц, очень скоро кубики могут начать вызывать у ребенка устойчивую неприязнь. Если ребенку очень нравится, и при этом занимаются только по кубикам и таблицам к ним, то ваш педагог — уникум.

Берегите его (возможность и умение один и тот же материал преподнести десятки и сотни раз разными способами поистине уникальна).

• И безусловный пункт, который надо всегда иметь в виду: нравятся ли занятия самому ребенку?

А что делать с этими кубиками дома?

Главное — не прятать на антресоли. Включайте кубики в свою повседневную жизнь, в любые игры с малышом, в чтение книг. Приучите себя, отвечая на вопрос малыша или же демонстрируя новое слово, игрушку, вещь — писать нужное слово кубиками и показывать и его тоже.

Если ребенок любит играть в машинки, стройте мосты, дороги и гаражи из кубиков, возите кубики в кузове, делайте из них «дорожные знаки», потихоньку подключая информацию: «здесь напишем МОСТ», а ШУ-ШО-ША-ШЕ-ШИ-Ш давай положим в кабину, его надо отвезти на стройку.

Если ваша любимая игра в куклы — их можно кормить различной едой, подписанной кубиками: «Видишь, куколка, написано КАША, мы покормим тебя кашей», так и самими кубиками: «Давай «МО» будет морковкой. Кушай, зайка, морковку».

Советов можно дать очень много — они все очень индивидуальны.

Можно ли играть в эти кубики с уже читающими детками?

Даже нужно, раз уж они есть в доме. Кубики — отличный материал для расширения словарного запаса. Когда ребенок уже читает/складывает слова, самое время менять ассортимент игр, вот только несколько вариантов:

• кто больше придумает слов на выпавший склад;

• цепочка: я складываю МОРОЖЕНОЕ, а другой игрок придумывает слово на последний склад в этом случае — это Е, собирая, например, слово ЕДА, следующий уже сочиняет слово на склад ДА и т.д.

• вариация «Эрудита»: все кубики закрыть простынкой, каждый игрок, не подглядывая, достает себе по 5-6 кубиков, и кто сможет больше придумать слов со своими кубиками или же ставит слово первый, потом к нему должен подставить свое слово второй игрок, после составления слова недостающие кубики добираются до 5, за каждый выставленный кубик по 2 очка, за двойной кубик (с шипящими) по 3, за кубик разноцветный (согласная + ъ) по 4 очка.

Читайте также:  Характер отношений

Кстати параллельно вы будете развивать и слух: кубики-то звенят по-разному.

Много хороших советов по работе с читающими детками есть в прилагаемой к набору кубиков книжке. Зайцев Н. даже рекомендует писать кубиками или по таблице в первом/втором классе диктанты — резон в этом есть, ребенок еще на этапе приобщения к грамотному письму подсознательно усваивает большинство правил грамматики (кубика, где «Ж» написана с буквой «Ы» он в наборе найти не сможет).

Наталья Чечулина

Источник: http://depils.com/kubiki-zajtseva/

Методика Зайцева – обучаюшие кубики

Методика, которую разработал и впервые применил наш современник, русский педагог Николай Александрович Зайцев, проста, но удивительна по силе воздействия на разум ребенка. С ее помощью малыши учатся читать в том возрасте, когда их родители еще не знакомились с буквами. И не только читать.

Занимаясь с сыном или дочкой по правилам, установленным Н. Зайцевым, применяя наглядные материалы, разработанные им и группой единомышленников, можно быстро и увлекательно, в легкой и интересной ребенку форме обучить его чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка и даже английскому языку.

В основе всех обучающих занятий «по Зайцеву» лежат глубоко продуманная дидактическая система и бережное отношение к детскому здоровью.

Для родителей деток с неврологическими диагнозами (ОНР, ММД, СНВ/СНВГ, аутизм, задержка развития речи, некоторые другие) это особенно важно.

И очень обнадеживают результаты, которые показывают «особые» дети, занимаясь по методике Зайцева с опытными педагогами.

Почему кубики Зайцева — особенные

Педагог заметил, что единицей речи, воспринимаемой ребенком, являются не буквы и не слоги. А то, что он назвал складом. По-научному – это «единый артикуляционный комплекс».

Легко понять, что такое склад, и чем он отличается от слога, если рассмотреть слово «дуб». Одна гласная, один слог. Но, произнося это слово, мы его делим, — ду-б.

Для «ду» одно положение щек и языка, для «б» уже другое – то есть в слове два разных склада. Каждое слово мы с легкостью поделим именно не на слоги, а на склады.

И ребенок, с младенчества воспринимая мамины слова, привыкает по слуху ориентироваться именно на речевые склады.

И вот оно, простое, но мудрое решение – дать малышу возможность оперировать написанными готовыми складами. Нанести все склады на грани кубиков, чтобы из них легко складывались слова.

Расширить каналы восприятия за счет различного цвета, звучания, веса кубиков с разным типом складов.

Кубики Зайцева дополняются таблицами складов и аудиозаписью с попевками. Более подробно ознакомиться с этим можно на официальном сайте кубиков Зайцева.

Занятия по кубикам Зайцева развивают фонематический слух и артикуляцию ребенка

Еще не зная букв, он начинает на слух отличать склады по признакам (мягкие — твердые, звонкие — глухие) и узнавать их написание.

Затем большинство детей, с помощью обучающей методики Зайцева, начинают писать кубиками свои слова, а потом и читать.

Заниматься по этой методике можно и дома, выполняя упражнения, доступные для понимания ребенка, не переутомляя его и поддерживая в нем живой интерес к складам и звукам речи.

Какие кубики входят в набор

Всего в дидактическом наборе 61 кубик.

Некоторые из них дублирующие, так как многие знакомые детям слова содержат по два одинаковых склада (ДЯ-ДЯ, ПА-ПА). Шесть двойных кубиков, на которых нанесены склады, близкие по звучанию.

На гранях сорока основных кубиков крупно нанесены различные склады, их дети обычно быстро запоминают и используют для составления слов.

Для более естественного запоминания комбинации складов на каждом кубике, и для того, чтобы установить аналогию между звучанием и физическими характеристиками кубиков со складами одного типа, их делят на группы

  • по цвету — в четырех вариациях, золотые, железные, деревянные, белые
  • По размеру – в четырех
  • По наполнению, а от него зависят вес, звук и вибрация, тоже в четырех

Кубики первого выпуска отличались от тех, которые используются сейчас. В деталях раскраски произошли изменения, она стала проще. Но принцип комбинации цвет-вес-звук-склад остался неизменным.

Железные предназначены для звонких складов, деревянные — для тех, что произносятся глухо. Большие используются для твёрдых складов, а маленькие нужны для мягких.

Упражнения с использованием кубиков Зайцева

По методике Зайцева занимаются с детьми от полутора лет, хотя есть примеры успешного развития и детей от 6 месяцев. Вот какие упражнения принесут пользу деткам разного возраста.

До года

Пока ребенок совсем мал, ему все интересно, и он впитывает информацию обо всем, что видит. Разместите самый мелодичный склад на уровне глаз ребенка, сидящего на руках.

Упражнением «самолетик» подносите малыша к кубику, пропевайте звук, например, МО. Не меняйте кубик достаточно долго, пусть ребенок привыкнет к складу.

Через некоторое время учите его показывать кубик, спрашивая, «Где у нас МО?». Поставьте рядом второй кубик, лучше другого цвета, когда ребенок будет безошибочно показывать, где МО.

Кроме этого упражнения, нужно вводить те, где кубики Зайцева помогут развивать мелкую моторику.

Их можно перекладывать из одной коробочки в другую. Учите ребенка группировать кубики по цвету.

Из них можно складывать дорожку, и катать по ним машинку. Построить небольшие лесенки, по которым будут подниматься маленькие игрушки, пропевая названия ступенек.

Акцентировать внимание на звучании складов можно лишь на короткое время. Ни в коем случае не стоит вводить обязательные занятия, на которых ребенок заскучает. Ничего не нужно от него требовать.

1– 2 года

И в этом возрасте дети воспринимают исключительно игровые ситуации, заниматься с кубиками Зайцева можно только до тех пор, пока не исчез интерес малыша. Обязательно нужно проговаривать склад, когда ребенок обратил на него внимание.

Упражнения со складом, лежащим на полке, можно усложнять. Например, положить фигурку коровы и склад МУ. Поднося ребенка к полке, проговаривать склад, пока малыш не запомнит.

Можно показывать ребенку сложенные и лежащие рядом на полке слова – его имя, МАМА, ПАПА, и просить угадать то или иное слово.

В этом возрасте очень популярны строительные упражнения.

«Паровозики». Строим паровозик из кубиков с похожими складами, например, все склады с буквой А. Можно разнообразить игру, если один из кубиков в поездке перевернуть, заметить ошибку и исправить ее.

Строим высокую башню, проговаривая склады. Кубики для строительства нужно выбирать по принципу – или с одинаковой гласной, или с одинаковой согласной, например, заканчивая с А, приступать с Е.

Строим домики для игрушек. Например, из складов с буквой О для куклы Оли, с У для уточки. Все склады проговариваем-пропеваем.

Рассматриваем книжки с картинками животных, и раскладываем к ним кубики со складами по принципу «корова – МУ».

2-3 года

Уже можно вводить элементы обучения ребенка буквам.

Группируем кубики по разным характеристикам, например, гремящие и пустые.

Просим ребенка угадать произнесенный склад. Если получилось, мигаем фонариком, или звеним колокольчиком.

Приглашаем определенные склады в гости к куклам, катаем их на машинах, по одному, или сложив в короткие слова.

Переворачиваем кубики вверх ногами, озвучиваем, просим, чтобы ребенок перевернул их в правильную сторону.

Начинаем использовать сложенные из кубиков знакомые слова. Например – имя ребенка, МАМА, МОЛОКО, МАШИНА.

Некоторым детям уже доступна игра «Измени слово», когда первый склад остается на месте, а второй меняется. КОЛЯ, КОНЬ, КОЗА

Детям нравятся слушать сказки, если в процессе рассказа имена персонажей вместе с ним складывать из кубиков.

От 3 лет

Теперь занятия с кубиками Зайцева усложняются, и в них усиливается элемент состязательности.

Важно, чтобы ребенок привыкал побеждать и гордился своими успехами

Упражнения, которые очень любят дети этого возраста.

«Угадайка» — в сумку или коробку прячется нечто. Показывается первый склад слова, обозначающего спрятанный предмет, ребенок должен отгадать его и сложить название полностью.

«Попадайка» — выстраивается мишень из нескольких кубиков. Из пистолета с присоской, или просто бросая небольшой мячик, нужно попасть по названному складу.

«Цепочка» — игра по принципу составления нового слова, меняя один склад. К примеру, НОГА — РОГА — РОЗА.

Становясь старше, дети с удовольствием пишут и читают составленные для них короткие фразы. Очень интересно играть, оставляя записки из кубиков в укромном месте.

Как видите, кубики Зайцева можно использовать в совершенно разных ситуациях, а его методика работает таким образом, что ребенок, даже не стараясь, будет запоминать написание знакомых по звучанию складов.

Самостоятельное изготовление кубиков Зайцева

Цена готовых кубиков Зайцева довольно высока, и поэтому велико желание многих родителей собрать их самостоятельно. Да, это достаточно хлопотно, но для ребенка стоит постараться, как, например, сделать кубики Зайцева своими руками.

Нужно помнить, что кубики должны быть полыми, ведь в них накладывают звучащий наполнитель.

Хорошие результаты дает использование картонных пакетов из-под молока или сока, в этом случае шаблон развертки кубиков Зайцева уже не понадобится, а расположение складов на гранях кубиков должно все же соответствовать методике.

Пакет разрезают, оставляя клапан для приклеивания последней грани, наполняют, заклеивают и обтягивают самоклеющейся пленкой нужного цвета. Буквы для кубиков Зайцева можно купить в организации, занимающейся плоттерной резкой, стоит это недорого.

Сборка такова:

    • 1.АОУЫЭ, 2.ЯЮЕИЁ. Первый большой, второй -маленький кубик. Звенящее металлическое наполнение. Золотистый цвет.
    • Затем девять кубиков, собранных по типу Б,БА,БО,БУ,БЫ,БЭ, вместо Б поочередно подставляем буквы ВГДЛМНРЗ. По 2 экземпляра с нужны с буквами Б, В и М. Все эти кубики – большие, с металлическим заполнением, серый тон.
    • Ж,ЖЬ,ЖА,ЖЁ и ЖО,ЖУ,ЖИ,ЖЕ – два кубика, склеенные вместе так, что на большой грани рядом Ж,ЖЬ. По виду такие же, как предыдущие.
    • Теперь очередь четырех маленьких «железных», наполненных металлом, но полегче. Склады по типу БЬ,БЯ,БЮ,БЁ,БЕ,БИ,и от букв В, Г, Д,З.Л,М,Н,Р маленькие, с легким металлическим заполнением, серый металлический тон.
    • Буква Й на каждой грани – маленький «железный», самый тяжелый.
    • П,ПА,ПО,ПУ,ПЫ,ПЭ, и аналогичные ему от Ф К Т С Х — большие по размерам, но звучат глухо, «деревянно». Можно и заполнить их кусочком дерева. От П и К – по 2 кубика.
    • Большие двойные деревянные, аналогичные Ж Ш,ШЬ,ША,ШЁ,ШО,ШУ,ШИ,ШЕ и Ц,ЦА,ЦО,ЦУ,ЦИ,ЦЫ,ЦЕ, на одной грани Ш и ШЬ, ШЁ и ШО, ЦИ и ЦЫ.
    • Маленькие деревянные по цвету и наполнению ПЬ, ПЯ,ПЁ,ПЮ,ПИ,ПЕ, то же от ФКТ (два кубика), СХ.
    • Опять двойные деревянные Ч,ЧЬ,ЧА,ЧЁ,ЧО,ЧУ,ЧИ,ЧЕ и тот же порядок от Щ. Ч с ЧЬ, ЧЁ с ЧО, а также Щ с ЩЬ, ЩЁ с ЩО лежат на одной грани соответственно.
    • Затем кубик – большой, серый БЪ,ВЪ,ДЪ,ЗЪ,ТЪ,СЪ наполнение смешанное, и металл, и дерево.
    • Последний – белый маленький кубик. Остается пустым. На кубике знаки препинания – точка, запятая, знаки вопроса и восклицания, дефис и знак ударения. Это очень важный кубик, его ставят на склады с ударением.

Для заполнения кубиков можно использовать монетки, металлические крышки там, где нужен металлический звук и обрезки картона, деревяшки – там, где глухой.

Источник: http://tinymini.ru/poleznie-statii/razvitie-i-uhod-za-rebenkom/obuchayushhie-kubiki-zajceva.html

Как научиться читать играючи – кубики Зайцева

Источник: https://babytoday.ru/articles/kak-nauchitsya-chitat-kubiki-zajceva/

Ссылка на основную публикацию