Личностно-ориентированное обучение

1. Личностно ориентированное обучение (стр. 1 из 31)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Бишкек, 2007

Авторы-составители

Ч. Джумагулова, менеджер проекта ПИКС, советник по образованию фонда «Спасите детей» (Великобритания)

Н.П. Задорожная, к.п.н., эксперт программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ст.н.с. Лаборатории критического мышления АУЦА

Т.В. Знакомская, ведущий специалист гос. инспекции по лицензированию МОН и МП

Л.П. Кибардина, д.п.н., профессор КАО

И.А. Низовская, эксперт проекта ПИКС, директор лаборатории критического мышления АУЦА

Г.С. Султаналиева, директор Общественного фонда «Шаг за шагом»

Содержание Стр.

Введение ……………………………………………………………………………………………9

Тема 1. Личностно ориентированное обучение

Материалы для чтения

Л.П. Кибардина. Личностно ориентированное обучение и его особенности……………..11 С.В. Буланов. Личностно ориентированное обучение………………………………………….16

И.А. Низовская. Ключи к успешному преподаванию……………………………………..……19

Ч. Джумагулова. Концепция инклюзивного образования…………………………………..… 24

Упражнения …………………………………………….…………………………………………27

Приложение …………………………………………….…………………………………………33

Тема 2. Учебная среда

Материалы для чтения

Введение в тему…………………………………………….………………………………………35 Л.П. Кибардина. Понятие образовательной среды……………………………………………..37

Н.П. Задорожная. Среда как показатель профессиональных качеств учителя………………..41

Ю. Долженко. Принимайте ребенка таким, какой он есть………………………………………46

К. Роджерс. Учить – значит провоцировать изменения в учениках………………….………48

Упражнения …………………………………………….…………………………………………55

Приложение …………………………………………….…………………………………………65

Тема 3. Интерактивное обучение. Пути обновления учебного содержания

Материалы для чтения

Л.П. Кибардина. Понятие формы организации учебной деятельности……………….……….67

Е. Коротаева. Погружение в общение………………..………………..…………..……..………71

Л.П. Кибардина. Нравственные аспекты содержания (по материалам проекта «Глобальное образование») ………………..………………..………………..………………..…………………77

Упражнения …………………………………………….…………………………………………84

Приложение …………………………………………….…………………………………………85

Тема 4. Оценка деятельности учителя

Материалы для чтения

Л.В.Трубайчук. Профессиональное становление педагога: компетентностный подход……………..……………………..……………………..……………………..……………93 И. А. Низовская. Оценка ключевых компетенций. (По материалам педагогических публикаций) ……………..…………………………………………………………………………99 Т.В. Знакомская. Оценка профессиональной деятельности и личности учителя……………..……………………..……………………..……………………..…………104

Упражнения ………………………………………….………………………………………….111

Приложение …………………………………………….…………………………………….…116

Тема 5. Учебная деятельность школьников. Оценка учебных достижений школьников

Материалы для чтения

Н. П. Задорожная, И. А. Низовская. Оценка в классе в русле критического мышления…………………….…………………….…………………….……………………….118

Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередис. Методика оценки в русле развития критического мышления……………………………………….…………………….……………………..……129

Какую таксономию создал Бенджамен Блум? (По материалам книг: Кларин М.Б.Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989.; Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996). …………………….…………………….…………………….………………135

Упражнения ………………………………………….………………………………………….137

Приложение …………………………………………….…………………………………….…137

Словарь …………………………………………….………………………………………….…145

Введение

Инновационные процессы, происходящие в образовании во всем мире, находят отражение и в Кыргызстане. В Кыргызстане в настоящее время действуют разнообразные проекты, учителям предлагаются разные инновационные технологии.

Цель данного пособия – познакомить специалистов образования, призванных инспектировать работу школ и педагогических работников, с новой образовательной философией. Изменения в образовании призваны изменить не только учителя, но специалистов на разных уровнях.

Освоение учителем инновационных технологий – сложный, непростой процесс. На пути к инновациям для специалистов важно переориентировать свои функции с контроля на наставничество, на помощь учителю в его профессиональном развитии.

В этих условиях специалистам образования необходимо хорошо ориентироваться в инновациях, понимать их специфику, знать их основные принципы.

В Кыргызстане в настоящее время действуют разные программы и проекты. Обратимся к самым распространенным.

Проект по повышению участия общественности в вопросах образования и улучшения качества знаний (ПИКС) направлен на улучшение качества в секторе образования в четырех центральноазиатских странах. Проект ПИКС осуществляется при финансовой поддержке Американского Агентства по Международному сотрудничеству (ЮСАИД).

Проект ПИКС – комплексная программа, реализация которой требует взаимодействия как между партнерами по проекту, так и координации действий с правительственными структурами различных уровней, неправительственными и донорскими организациями.

Консорциум проекта в Кыргызстане включает Академию развития через образование (АРО), Фонд «Сорос-Кыргызстан», Альянс «Спасите детей» (Великобритания и США) и организацию Абт Ассошиитс, которые тесно сотрудничают с Министерством образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики, местными образовательными управлениями и государственными структурами, школами и местными сообществами. В разных регионах страны определены 13 школ профессионального развития, в которых были внедрены инновационные технологии обучения и обучены учителя и администрация. На базе школ профессионального развития были обучены учителя кластерных школ. Более 4 тысяч учителей прошли обучение по программам «Шаг за шагом», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Инклюзивное образование».

Программа «Шаг за шагом» — это международная образовательная программа, разработанная Институтом открытого общества. Она была основана в Кыргызстане в 1994 году. Данная программа предлагает учителям начальной школы интерактивные методы работы с детьми и поддерживает участие местного сообщества и семьи в процессе дошкольного и начального школьного обучения.

Центр образовательных инициатив «Шаг за шагом» является членом международной Ассоциации Step by Step (ISSA), которая объединяет 29 стран мира. Миссия состоит в том, чтобы подготовить детей к активной жизни в демократическом обществе, прививая знания и навыки, столь необходимые в меняющемся мире. В различных регионах Кыргызстана функционируют тренинг-центры.

Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) появилась в Кыргызстане в 1997 году. Осуществлялась Фондом «Сорос-Кыргызстан». В основе программы – инновационная педагогическая система.

Ее характеризуют гуманистическая психолого-педагогическая основа, особая базовая модель обучения/учения, нетрадиционная методика. Программа базируется на интерактивных методах. Интерактивные методы, используемые для развития критического мышления, предполагают взаимодействие между учащимися, преподавателем и учащимися.

Использование этих методов позволяет организовать следующее формы общения: «ученик-ученик», «учитель-ученик», «ученик-информация».

Программа «Инклюзивное образование» (ИО) – программа, основанная на подходе, при котором все дети, несмотря на физические, интеллектуальные и другие особенности, включены в общую систему образования. Инклюзивное образование называется также интегрированным образованием.

В настоящее время Министерство образования, науки и молодежной политики совместно с ЮНИСЕФ осваивают проект «Глобальное образование».

Это целостная парадигма образования, которая построена на том, что в мире все связано: между собой связаны сообщества людей, связаны природные явления; связано прошлое, настоящее будущее; связаны вопросы мира и социальной справедливости; устойчивое развитие будущего зависит от каждого из нас. В целом в глобальном образовании выделены следующие направления: экологическое, межкультурное и правовое.

Принципы, методы и приемы, используемые названными программами, пересекаются, имеют близкие методологические основания, обусловленные общими тенденциями в образовании.

Данное пособие призвано информировать специалистов образования о новых тенденциях, инновационных подходах, нетрадиционных методиках, которые применяются кыргызстанскими учителями.

Пособие состоит из пяти частей, отражающих пять тем, предлагаемых на тренинге. Каждая тема включает материалы для чтения, упражнения и приложение. Заключает пособие словарь понятий и терминов, отражающих инновационные процессы в образовании.

Тема 1. Личностно ориентированное обучение

Л.П. Кибардина, д.п.н.,

профессор КАО

Личностно ориентированное обучение и его особенности

Личностно ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

ЛОО– это педагогика, направленная на ребенка, через организацию, кооперацию, коммуникацию, самовыражение. Это обеспечивает ответственность, самостоятельность и гражданственность в жизни.

Источник: http://MirZnanii.com/a/283547/1-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie

Личностно ориентированное обучение — Педагогика Библиотека русских учебников

Личностно ориентированное обучение направлено на решение ключевых проблем гуманизации общего среднего образования: повышение престижа школьного образования, развития у учащихся устойчивого интереса к познанию, б желание и умение самостоятельно учиться; преодоление трудностей, вызванных генетически и социально обусловленными различиями в уровне развития детей, формирование основ базовой культуры личности.

. Целью личностно ориентированного обучения является выявление субъектного опыта каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении, самореализации эти.

Срок«субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком до школы в конкретных условиях семьи, окружающей среды, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют осо. Личный, индивидуальным, жизненным, стихийным и т.п..

В этих названиях отражены различные источники приобретения этого опыта, различные его аспекты. Термин»субъектный»устанавливает принадлежность опыта конкретному человеку время он не дает оценку его истинности, научности, непротиворечивости с позиций общественно-исторического познаниячного пізнання.

Если традиционное образование приближает каждого ученика к параметров личности с предварительно заданными качествами, то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого у ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности. В учебном процессе происходит»встреча»того, что изучается, и субъектного опыта, его»окультуривания», обогащенныйння», збагачення.

. Главными задачами личностно ориентированного обучения являются:

— раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;

— развитие его индивидуальных познавательных способностей;

— помощь ему в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;

— формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить собственную жизнь

Личностно ориентированное обучение маг давнюю историю и несколько других названий: гуманистическая педагогика, экзистенциализм, неопрагматизм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США,. Европа 70-е годы), педагогика ка сотрудничества (СССР, 80-е годы). Все эти близкие концепции объединяющее название»либеральная педагогика», в противовес авторитарной и технократическиехнократичній.

Либеральный подход к образованию в. США и. Европе начали идеи. ДжДьюи и других педагогов-реформаторов начала XX века. ДжДьюи критиковал традиционную школу за авторитарную позицию учителя, за пренебрежение к личности ученика.

Он заложил, как уже отмечалось, основы педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы, формы обучения) должна вионачаты, исходя из интересов, потребностей ребенка.

Это нтральною фигурой учебного процесса должен быть ученик, а не учитель или школьный предметомдмет.

С середины XX века получает распространение новое направление в психологии — гуманистическая психология ее представители (Р. Берне,. АМаслоу,. К. Роджерс и др.

) рассматривают личность как сложную, индивидушиьигу эти илиснисть, неповторимость и высшую ценность, которая нуждается в самоактуализации — реализации своих возможностей (АМаслоу).

Личность ученика способна развивать свои природные ресурсы, ум и сердце, допитлы весть, делать выбор, выбирать решения и отвечать за них, вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и иной деятельности (КРоджерсжерс).

В свете изложенного представители гуманистической психологии предлагают строить обучение на других (по сравнению с традиционной и технократической школой) принципах. Главным считают принцип»развивающей помо.

Омогой»Суть его проявляется в том, чтобы не делать за ребенка, не указывать ей, что делать, не решать ее проблемы, а помочь ей осознать себя и пробудить собственную активность и внутренние силы, чтобы она сама делала выбор, находила решения и отвечала за них. Поэтому задача учителя, считает. К.

Роджерс, не диктовать готовое и, возможно, не нужно ученику знания, а разбудить его собственную познавательную активность, которая проявляется в выборе целей, содержания, методов работы, поведения и ценностей. Учитель, считает. К. Роджерс, стимулирует и облегчает (gacilitate) самостоятельную деятельность ученика.

Читайте также:  Гармоничные взаимоотношения в семье

Для этого вместо автор итарного, заключенного обучения (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем, следует ввести другой тип обучения -«исследовательское.

Учино ния», при котором ученики учатся в свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью исследовательского учения с развитие самосознания личности, ее самореализации я. Знание, школьная программа служат средством развитияама слугують засобом розвитку.

Создание такого учения требует: изменения позиции учителя, создание атмосферы»свободы учения»в классе, использование методов, которые стимулируют активность ученика и его развитие

Позиция учителя в исследовательском учении — это позиция консультанта и во многом психотерапевта, который осуществляет»развивающую помощь»

Атмосфера»свободы учения»характеризуется тем, что учащиеся свободно обсуждают проблемы, не боятся делать ошибки, взаимодействуют в учении друг с другом, видят в учителя источник опыта, знаний, старшего член лена групплена групи.

К методам, которые стимулируют»свободу учения», относятся: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных, использование различных источников знания: людей, опыта, книг, аудиовидеотехники т.д.

о; метод контрактов, организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента, специальные занятия по самопознанию, межличностного взаимодействия для создания атмосферы»Откуда ритого учения»педагоги этого направления предлагают использовать и эмоционально окрашенные методы (игровые), и рациональные («учебные пакеты», программируемые пособия», програмовані посібники).

Ценностью концепций представителей гуманистической психологии является прежде внимание к внутреннему миру ребенка, развития личности ученика путем учения, во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения ния.

Однако абсолютизация отдельных сторон, в том числе определение содержания и методов обучения, исходя исключительно из интересов и спонтанной деятельности учащихся, лишает процесс обучения систематичности, снижает. Риве нь образования.

Это признают и сами западные педагогги.

Близкой к позиций гуманистической, педоцентричнои педагогики. Запада была педагогика сотрудничества учителей — новаторов (70-80 годы XX века), главными идеями которых были:

— изменение позиции учителя с авторитарной на демократическую («сотрудничество»);

— решения в процессе учения задач обучения, развития и воспитания;

— использование методов и форм учения, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся и их развитие

Опыт учителей-новаторов показал производительность идеи сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика с гуманной установкой па важнейшую ценность — личность ребенка

Построение личностно ориентированной системы обучения базируется на следующих исходных положениях:

— приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта, сложившегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а от са амого начала является субъектом познания)

— для конструирования и реализации учебного процесса нужна особая работа учителя по выявлению субъектного опыта каждого ученика;

-в образовательном процессе происходит»встреча»общественно-исторического опыта, задается обучением, и субъектного опыта ученика;

— взаимодействие двух видов опыта ученика должна происходить не путем вытеснения индивидуального, наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоп пичене учеником в его собственной жизнедеятельности

— развитие ученика как личности (его социализация) происходит не только путем овладения нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника а собственного развития

— главным результатом учения должны быть сформированы на основе усвоения знаний и умений познавательные способности школьника

Личностью ориентированная модель обучения сегодня разрабатывается многими учеными.

Из значительного количества теоретических концепций личностно ориентированного обучения прежде выделяются психолого-ди идактична концепция.

ИСЯкиманськои и дидактическая модель личностно ориентированного образования. ВВ. Серикова, которые по нашему мнению, наиболее соответствуют новым потребностям образованийвіти.

ИСЯкиманська рассматривает процесс учения как индивидуально значимую деятельность отдельного ученика, в которой реализуется его субъектный опыт (опыт, полученный ребенком самостоятельно, вне учебного процесса).

Роль обучения состоит в том, чтобы выявить особенности этого опыта (личностные смыслы, ценности, отношения), обогатить его научным содержанием, при необходимости преобразовать, создать условия для развития др. дивидуальности ученика.

Поэтому основой технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в таких дидактических требованиях к содержанию учебного процессацесу:

— учебный материал (характер его подачи) должен обеспечить выявление содержания субъектного опыта ученика;

— направленность изложения знаний не только на расширение их объема, структу-руваиня, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование имеющегося опыта каждого ученика;

— постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием новых знаний;

— активное стимулирование ученика к самооценочной образовательной деятельности с целью обеспечения возможностей самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

— создание возможности выбора при выполнении заданий, решении задач;

— стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

— выделение общелогических и специфических приемов учебной работы с учетом их функций в личностном развитии

— обеспечение контроля и оценки не только результата, а, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

— обеспечение построения, реализации, рефлексии, оценки учения как субъектной деятельности

Основной формой обучения в концепции. ИСЯкиманськои является личностно ориентированный урок, который концентрирует все вышеуказанные положения организации личностно значимого учения:

— использование разнообразных методов и форм организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

— стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий, право на ошибку получения неправильных ответов и т.п.;

— использование на уроке дидактического материала, который позволяет ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

— оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно * неправильно), но и в процессе его достижения; 1

— поощрение попыток ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и использовать рациональные;

— создание на уроке педагогических ситуаций общения, которое дает возможность каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание ситуаций для природного самовираж ния. УЧН.

Важнейшими условиями индивидуально личностного развития учащихся, по мнению. ИСЯкиманськои, е:

— разработка предметного содержания, технологий его использования в учебном процессе.

Для этого в рамках программы (тематического планирования) учитель должен иметь дидактический материал, который варьирует вид и форм м подачи учебного материала, а ученик масс свободу выбора задания (то же задание должно обеспечить возможность его исполнения через образ, слово, схему, моделирования и т.п.));

— выявление отношения ученика к учению, анализ использованных учеником различных способов обработки учебного материала (выбор рациональных из них, сопоставление своих и чужих способов, их анализ обсуждение, аргументация, применения и под)

— направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты личностного (познавательного) развития ребенка, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой передо овсим на успех в достижении положительных учебных результатов

— построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика раскрытия и максимальное использование субъектного опыта ребенка, стимулирование учащихся к использованию разнообразия анитних способов выполнения заданий с правом на ошибку, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога.

Концепция.

ИСЯкиманськои показывает возможности возникновения и действия внутренних механизмов развития, которые создаются самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности (например, способ учения я, способ самореализации и др.). Очевидно, эти механизмы имеют значительно большую степень действенности, чем те, которые возникают под влиянием внешних педагогических факторов и превращаются во внутренний план осо бистостисті.

В основу модели личностно ориентированного образования, разработанной. ВВ. Серико-ным, положена теория личности.

СЛРубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в способности занимать определенную позицию («о личности характерен такой уровень психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью»).

Идея концепции — создание условий для полноценного проявления и развития таких функций личности учащегося избирательности (способности человека к выбору), рефлексии (личность должна оценивать собственную жизнь), бытия, заключается в поисках смысла жизни и творчества, формовочной (форми ния образа»Я»), ответственности («Я отвечаю за все»), автономности личности (по мере развития она все больше становится высвобожденной от других факторов). Образование, ориентирована на личность, достигает своей цели такой мере, в какой создает ситуацию стремление личностью собственного понимания жизни, жизненных смыслов, сил саморазвития життєвих смислів, сил саморозвитку.

Проявления личностных способностей в образовательном процессе способствуют специально созданные личностно ориентированные ситуации (учебные, познавательные, жизненные) — ситуации, в которых потребует проявления личностных функций.

Например, ребенок попадает в ситуацию, когда нужно искать смысл, подумать о себе, построить модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку факторам и под. В этой ситуации возникает задача, которую нельзя решить на знаниевой-репродуктивном уровне, т.е.

нет правил, однозначных истин, простых решений. Ориентация на предыдущий смысл оказывается неэф ной. Тогда происходит явление, которое психологи называют»ревизией смысла»Ребенок сам выискивает проблему, противоречия, находит причину и источники собственной ошибки, пытается самостоятельно объяснить явления и по д.

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии в доу по фгос: современные виды, примеры использования, авторы и проекты + фото и видео

В такой ситуации формируется ее субъектный опыт. Содержание личностно ориентированного образования должен включать различные виды такого опытди такого досвіду.

ВВСсриков разработал педагогическую технологию создания личностно ориентированных ситуаций. Эта технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно ориентированной ситуации: жизнедеятельности евого контекста, диалогичности и ролевого взаимодействия ее участниковв. *

В новых концепциях личностно ориентированного обучения усиливается гуманистическая направленность процесса обучения; рассматривается личность, которая, кроме социальных качеств, обладает субъектных свойств себя (ее независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и под) личность выступает системообразующим началом педагогического процесса; главными целями образования становится создание условий для разви тку индавидуально-личностных способностей, свойств; рядом с интериоризацией (превращением внешних воздействий во внутренний план личности) важное значение приобретает персонолизация, стремление к самоактуализации, самореализации и другие внутренние механизмы индивидуального саморазвитияу.

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/osobistisno_oriyentovane_navchannya.htm

Личностно ориентированное обучение

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 51Следующая ⇒

Одним из современных типов развивающего обучения является личностно ориентированное обучение.

В этом случае обучение пони-мается как совместная деятельность преподавателя и учащегося, на-правленная на индивидуальную самореализацию учащегося и разви-тие его личностных качеств в образовательном процессе.

Вопросами разработки психолого-педагогических основ личностно ориентиро-ванного обучения занимаются отечественные ученые Н.И. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.

4.4. Личностно ориентированное обучение

Личностно ориентированное образование следует рассматривать как организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с потребностями, интересами, склонностями и способностями сту-дентов, с учетом требований социума к нравственному, интеллекту-альному и профессиональному уровням подготовки будущих специ-алистов. Речь идет об образовании, которое ориентируется не только на знания, умения и навыки, а главным образом на личность и жиз-недеятельность учащегося, т.е. на его нравственный облик, культу-ру, мировоззрение, интересы, интеллект (качество ума), отношения, эмоции, здоровье и образ жизни.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его до-статочно высокое качество, может и непременно должно стать обу-чение, ориентированное на самообразование и саморазвитие лич-ности. Эта новая педагогическая парадигма строится на следующих базовых постулатах:

1) осознании самоценности каждой личности, ее уникальности;

2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности,

в том числе ее творческого саморазвития;

3) приоритете внутренней свободы – свободы для творческого са-моразвития;

4) понимании природы творческого саморазвития как интеграль-ной характеристики рефлексивного сознания личности, компонен-тами которого являются самопознание, самоуправление, самосовер-шенствование и творческая самореализация личности.

Личностно ориентированный подход рассматривается как по-строение педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида. Наряду с опытом усвоения и применения знаний, способами решения задач и творче-ским опытом студент должен овладеть опытом «быть личностью».

Что значит быть личностью? Личности присущи следующие свой-ства и линии поведения:

• осознанный выбор профессии;

• нравственная воспитанность и культура;

• социальная ответственность;

• стремление к самореализации, к социальному признанию;

• рефлексивное сознание;

• ценностные ориентации;

• избирательное отношение к окружающему миру, личная пози-ция;

• стремление к самообразованию, саморазвитию;

• поиск жизненного смысла;

• индивидуальность, уникальность.

78 Глава 4. Сущность и закономерности процесса обучения

Личностно ориентированное обучение строится на основе сле-дующих принципов:

самоактуализации – в каждом человеке существует потребность

в актуализации и реализации своих интеллектуальных, коммуника-тивных, физических и других способностей, поэтому важно побу-дить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

индивидуализации – создание условий для формирования и раз-вития индивидуально-психологических качеств личности студен-та – главная задача образовательного процесса;

выбора – без выбора невозможно развитие индивидуальностиобучающегося, поэтому педагогически целесообразно, чтобы уча-щийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе целей, содержания форм и спосо-бов организации образовательного процесса;

творчества и успеха – индивидуальная и коллективная творче-ская деятельность позволяет развивать особенности каждого учаще-гося. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способ-ствует формированию позитивной Я-концепции личности студента, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершен-ствованию личности;

доверия и поддержки – решительный отказ от авторитарного сти-ля в педагогической деятельности, поскольку не внешнее воздей-ствие, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и вос-питания учащегося.

Отметим некоторые особенности проектирования личностно ориентированного обучения.

При личностно ориентированном обучении элементом про-ектирования учебного процесса становится не фрагмент учебно-го материала, а событие жизни личности, дающее ей жизненный опыт. Знания являются только частью этого опыта. Личностный опыт – это опыт выполнения одного из видов деятельности, дости-жение определенных результатов в этой деятельности и их оценка.

Сформировать личностный опыт – значит выработать у обучаю-щегося культуру выполнения этой личностно-творческой деятель-ности. Кроме того, личностный опыт – это осмысленный субъек-том опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала приложение личностного потенциала индивида, проявление его как личности.

«Есть только один способ реализовать личностный подход

в обучении – сделать обучение сферой самоутверждения личности» [141, с. 91].

4.4. Личностно ориентированное обучение

Проектирование обучения становится совместной деятельностью преподавателя и студентов, включающей диалог, поиск, дискуссию, рефлексию, анализ ситуации, деловые игры, эксперимент, конструи-рование и др. Обучение утрачивает традиционные для него черты искусственности, внешней регламентации и приближается к есте-ственной жизнедеятельности обучающихся.

Взаимодействие студентов обретает черты межличностного обще-ния. В силу этого преподаватель прежде всего выступает как лич-ность, а не как функционер, поскольку его внутренний личностный мир становится частью содержания образования. В процессе обуче-ния усваиваются не только знания и умения, но и фрагменты жиз-ненного опыта.

Личностно ориентированное обучение имеет множество источ-ников целеполагания:

• социальный заказ общества, цели воспитания личности;

• требования будущей профессиональной деятельности специа-листа;

• цели и содержание изучаемых наук в соответствии с образова-тельным стандартом соответствующей специальности;

• потребности и интересы студента, его личностные цели; каждый студент – это личность; у него уже есть собственные цели, в том чис-ле цели своего образования;

• преподаватель как носитель жизненного опыта, личностных свойств;

• организационная культура вуза, требования правил внутреннего распорядка, традиции.

В основе личностно ориентированного обучения – признание уникальной сущности каждого обучаемого и индивидуальности его учебной траектории. Роль преподавателя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей обра-зовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на лич-ностный потенциал и используя соответствующие технологии обу-чения.

Адекватной характеристикой личностно ориентированного обу-чения является деятельность. Нас интересует учебно-познавательная деятельность, которая приводит к образовательным изменениям

и личностным приращениям учащегося по отношению к самому се-бе и к изучаемым дисциплинам.

По рекомендациям ученых, занимающихся проблемой личностно ориентированного обучения, для его дидактического обеспечения необходимо выполнение следующих требований:

80 Глава 4. Сущность и закономерности процесса обучения

• учебный материал должен быть субъективно значим для обу-чающегося, а организация его учебно-познавательной деятельности должна учитывать актуальный уровень его развития;

• систематически стимулировать обучающегося к самоценной об-разовательной деятельности, которая переходила бы в самообразо-вание, саморазвитие;

• учебный материал следует организовать таким образом, чтобы

у учащегося оставалось право выбора (возможность выбора учебных задач);

• всячески поощрять учащихся и стимулировать их к самостоя-тельному выбору наиболее приемлемых для них способов проработ-ки учебного материала;

• не только оценивать конечный результат учебной деятельности, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизи-ровать рефлексию мышления.

Логическим развитием личностно ориентированного подхода к обучению является личностно-деятельностная образовательная технология. В основе этой технологии лежат личностно-деятель-ностный подход, проблемность содержания и рефлексивность пове-дения обучающихся. Ей присущи следующие особенности:

• Основной акцент делается не на передачу информации, а на ор-ганизацию различных видов деятельности обучающихся. Меняется статус преподавателя – он становится менеджером учебного процесса.

• Меняется содержание образования – не информация о деятель-ности, а деятельность, основанная на информации.

• Изменяются формы взаимодействия преподавателей и обучаю-щихся, а также обучающихся между собой – на смену традиционным формам приходят формы активного обучения (дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, дискуссии, тре-нинги и т.д.).

• Изменения целей, содержания и форм обучения существенно влияют на характер общения преподавателя и студентов, на атмо-сферу их взаимодействия (партнерство, равенство субъектов в обра-зовательной деятельности, взаимная ответственность при принятии решения, положительный эмоциональный фон).

Специфика личностно-деятельностной технологии заключает-ся в принципах ее проектирования и реализации. К ним относятся принципы деятельностной активности, индивидуализации, парт-нерского взаимодействия, рефлексивности, свободы личного выбо-ра и ответственности за него.

4.5. Закономерности и принципы обучения

Принцип деятельностной активности – это целенаправленноеактивное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творче-ская переработка информации и применение знаний. Обучающийся становится субъектом процесса познания благодаря включению

в различные виды деятельности: в решение проблемных ситуаций,

в совместный коллективный поиск решений учебных, научных и практических задач (проблем).

Принцип индивидуализации учебно-познавательной деятельности

направлен на создание наиболее благоприятных условий реализации каждым студентом цели учения в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Кроме того, в содержание это-го принципа входят требования доступности, последовательности, целостности обучения, реализация которых возможна путем струк-турирования содержания учебной дисциплины.

Принципы рефлексивности, партнерского взаимодействия (сотруд-ничества) и ответственности можно объединить в одну группу, таккак они определяют условия для творческого подхода к организации взаимоотношений между преподавателем и студентами.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x582c.html

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.

Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте.

Читайте также:  Как пережить подростковый возраст

Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Ключевые лова: личностно-ориентированное обучение, формы организации обучения, младшие школьники, проблемы обучения в современной образовательной школе.

В конце XIX — начале XX веков в России определенное распространение получили идеи свободного воспитания, представляющие собой «первый вариант» индивидуально-ориентированной педагогики. Основателем российского варианта школы свободного воспитания по праву считается Л. Н.

 Толстой. Положение российского варианта школы свободного воспитания по содержанию было связано с идеей самоопределения человека во всех областях его жизни. И это несмотря на то, что концепции индивидуальной свободы в России отсутствовали, отмечает Е. В. Бондаревская.

Целевая установка обучения того времени выглядела следующим образом: «…научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавать себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности» [Крупская Н. К., с. 185].

Направления индивидуально-ориентированного обучения, а также формирование конкретных знаний, умений и навыков, посвященных личностному развитию младших школьников, были отмечены в научных трудах В. В. Серикова.

В советской дидактике проблемы личностно-ориентированного обучения относительно теории и практики решались различными способами.

Развитие нового этапа советской дидактики 30–50 годов нашего столетия, характеризуется определенными факторами в проблематике личностно-ориентированного обучения [Атутов В. Н., с. 87].

Идея формирования самостоятельности учеников, учета их индивидуальности и возраста при организации обучения продолжает регламентироваться, но на первое место ставится задача вооружения учащихся системой научных, предметных знаний.

Исследованиями данного периода являются идеи педагогов-новаторов: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина. Некоторые из них в большей степени сосредоточивали свое внимание на инструментальной стороне деятельности учащихся, другие — на их личностном развитии, но системообразующим фактором для их работ всегда выступала целостность ученика.

До недавнего времени стали активно распространяться первые работы В. В. Серикова «Личностный подход в образовании; концепция и технологии», И. С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и др., где достаточно подробно обсуждается проблематика конкретно личностно-ориентированного обучения.

По мнению ученого А. Г. Асмолова, личностное развитие ученика зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме.

Основой для активного применения в рамках обучения новой личностно-ориентированной парадигмы образования служит учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Именно поэтому в процессе обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности. [Асмолов А. Г., с. 107].

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась такими учеными, как: А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская и другими.

Все вышеперечисленные педагоги-исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности.

В настоящее время ведущие педагоги и психологи все чаще придерживаются именно этой точки зрения.

Понятие «личностно-ориентированное обучение» появилось в начале 90-х годов прошлого столетия как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Новые приоритеты и ценности, требовали полного пересмотра системы образования, приведения ее соответствующим стандартам нового поколения.

В результате практических работ И. С.

 Якиманской, мы выяснили, что перестройка системы российского образования не может ограничиваться неполными изменениями, а влечет систематические изменения, которые затрагивают философию и методологию всего образовательного процесса. Так возникли и стали постепенно развиваться научные исследования, направленные на создание инновационной личностно-ориентированной системы образования в России.

Возникнув в новой исторической эпохе, личностно-ориентированное обучение стало представлять иные цели и новые поведенческие стандарты. Личностно-ориентированное обучение направлено, прежде всего, на развитие личности каждого ребенка, его индивидуальности.

Следовательно, индивидуализация обучения выступает в личностно-ориентированном образовании на первый план, так как практически невозможно представить истинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму [Селевко Г. К., с. 186].

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность представлена системой всех ее психических свойств, которые составляют ее индивидуальность.

В основу технологии личностно-ориентированного обучения заложен принцип дифференцированного подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.

В большей мере, именно на соответствие возможностям и способностям ребенка направлено личностно-ориентированное обучение.

Выдающийся русский психолог и педагог П. Ф. Каптерев стоял у самих истоков учета личностных сторон в обучении, он же, в конце ХIХ и начале ХХ веков разрабатывал вопросы формирования детского мировоззрения, развитие ума, мышления, характера и воли, содержание и методы обучения.

Он попытался адаптировать психологический процесс обучения и воспитания, по сути один из первых основал отечественную педагогическую психологию. Развитие мышления ребенка невозможно без участия учителя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого урока в отдельности следует считать когнитивное развитие личности.

Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день личностно-ориентированное обучение является такой формой образования, которая позволит рассматривать образование как ресурс и систему общественного развития.

При личностно-ориентированном обучении учитель должен строить процесс обучения таким образом, чтобы на первом плане стояли именно интересы и потребности ученика. И только учитывая всего особенности, учитель может определить основополагающую направленность своей деятельности.

Этот момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном порядке.

Следовательно, цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие потенциалы, необходимые для становления личностного образа.

Личностно-ориентированное обучение, по мнению И. С. Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у ребенка в дошкольном возрасте, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И. С.

 Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально-личностное развитие учащихся нашло отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъектный опыт учащихся и ориентировались на использование разных способов учебной работы [Якиманская И.

 С., с. 169].

Неслучайно автор, рассматривая функции личностно-ориентированного образования, выделяет:

гуманитарную, смысл, которой состоит в признании самоценности человека, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Понимание, общение и сотрудничество являются средствами реализации данной функции;

культурообразующую, которая направлена на сохранение, воспроизведение и развитие культуры посредством образования. Механизмами реализации данной функции является принятие его ценностей в качестве своих и построение своей жизни с учетом данных особенностей;

социальную, которая обеспечивает усвоение и воспроизведение индивидом социального опыта, необходимого для того, чтобы человек вошел в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности.

Содержание личностно-ориентированного обучения направлено на взаимопомощь человеку в исследовании собственного «Я», в определении позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих его научных и жизненных проблем, освоить способы их решения. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, мы выявили, что построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.

Приведенные примеры демонстрируют многообразие взглядов и подходов к личностно-ориентированному образованию, и подтверждают точку зрения И. С.

 Якиманской о том, что личностно-ориентированное обучение — такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

Литература:

  1.                Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. — Ростов Д.: Феникс, 2006. — 332 с.
  2.                Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 107 с.
  3.                Атутов В. Н. Технология и современное образование / В. Н. Атутов. — М.: ИФРАН, 1999. — 298 с.
  4.                Кураченко З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. — с. 60–64.
  5.                Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  6.                Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. — с. 125–127.
  7.                Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Просвещение, 1998. — 312 с.
  8.                Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — Педагогика, 1990.
  9.                Шелехова Л. В. Личностно-ориентированное обучение решению сюжетных задач. — Майкоп: АГУ, 2009. — 212 с.
  10.            Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1999. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, Россия, свободное воспитание, личностное развитие, особенность, механизм реализации, развитие личности, российский вариант школы, процесс обучения.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8982/

Личностно-ориентированный подход в преподавании — Психологос

Личностно-ориентированный подход в преподавании — концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования — создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;
  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Учитель и ученик в ЛОО

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Отличие от традиционного обучения

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
  • Педагогические технологии адаптивной школы [5 — 8]
  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. [9]
  • Игровые технологии
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
  • Технология «Педагогические мастерские»

Дисциплинарный подход и свободное воспитание Дисциплинарный подход тяготеет скорее к традиционному, нежели к свободному воспитанию, при этом утве…Корни гуманистического подходаПедагогика Монтессори Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения дете…Развитие личности Развитие личности — часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, вх…Самоактуализация по К.Роджерсу Самоактуализация по Карлу Роджерсу — естественное раскрытие в человеке его природного личностного по…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-prepodavanii

Ссылка на основную публикацию