Мастерство и искусство педагога в организации общения

Занятие №3 24 февраля 2011 года Мастерство педагогического общения

Занятие № 3

24 февраля 2011 года

Мастерство педагогического общения

— педагогическая дискуссия

— тренинг

Ведущий:

Сложно представить себе общение, которое вовсе не приносило бы познаватель­ного либо воспитательного заряда. Не смотря на это, в литературе и практике больше употребляет довольно «молодое» словосочета­ние: педагогическое общение.

Профессор Алексей Алек­сеевич Леонтьев определяет его так: «Это – профессио­нальное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педаго­гические функции и направленное (если оно полноцен­ное и оптимальное) на созда­ние благоприятного психо­логического климата, оптимизацию учебной деятельно­сти и от­ношений между педагогом и учащимся внутри коллектива». Иными словами, педагогиче­ское общение — это общение педагога с воспитанниками в педагогиче­ских целях.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастер­ства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узна­вать о неко­торых признаках душевных движений.

Педагогическое мастерство заключа­ется в постановке голоса воспита­теля, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы иг­рать. Но нельзя просто играть сценически, внешне.

Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность.

Я сделался настоящим мастером только тогда, ко­гда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, ко­гда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фи­гуры, голоса».

Вопрос для обсуждения: какие стили педагогиче­ского общения вы можете отме­тить?

Ведущий: В зависимости от стиля педагогиче­ского общения американские психо­логи выявили три типа педагогов. «Проактивный» педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик).

Он четко индивидуализирует свои контакты с учащимися. Но его установки меняются в соот­ветствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сло­жив­шейся установки.

Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении или поведении уча­щихся способствует достижению этой цели.

«Реактивный» педагог тоже гибок в своих уста­новках, но он внутренне слаб, под­чинен «стихии обще­ния». Различие в его установках на отдельных учащихся — не различие в его стратегии, а различие в поведении самих ребят. Другими словами, не он сам, а уча­щиеся диктуют характер его общения с группой. У него рас­плывчатые цели, он приспо­сабливается и подстраивается к учащимся.

«Сверхреактивный» педагог, замечая индивиду­альные различия, тут же строит со­вершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если учащийся чуть активнее других — в его гла­зах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин.

Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им учащимися и ведет себя соответствующим об­разом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совер­шенно нестереотипных учащихся. Учащиеся при этом — его личные враги, а его поведение — род защитного психологического механизма.

Утверждение: педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естествен­ным и даже радост­ным процессом взаимодействия.

Вопрос для обсуждения: каковы слагаемые оп­тимального педагогического общения?

1) Во-первых, это высокий авторитет педагога.

2) Второе условие успешности педагогического об­щения — владение психикой и прие­мами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практиче­ский психолог.

3) Третье составляющее успеха — это накопленный опыт, это то, что в обыденной прак­тике и называется «сначала умение, а потом мастерство».

Вопрос для обсуждения: с чего начинается ис­кусство и мастерство общения? (оно на­чинается с приня­тия личности или коллектива таковыми, каковы они есть в действитель­ности. Великий французский гуманист и философ М.

Монтень (1533 — 1592) важнейшим усло­вием успешной педагогической деятельности рассматри­вал эта способность “способ­ность снизойти до влечений ребенка”, которая в его понимании “присуща лишь душе воз­вышенной и сильной”. Такая душа способна прочув­ствовать, понять и “откликнуться” на душу другого че­ловека. В сказке Дж.

Родари рассказывается о трех типах людей: стеклян­ные разбивались от неосторожного при­косновения, деревянные были глухи даже к силь­ным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях.

Каким мастерст­вом необходимо обладать пе­дагогу, чтобы совершить созидательное прикосновение к их психике, к их внутреннему духовному миру! Что ле­жит в основе этого мастерства? Врож­денное или приоб­ретенное? Великий проповедник Серафим Соровский сказал так: “Об­рети мир в душе и вокруг тебя спасутся тысячи”.

Мир в душе — это гармония с природой, обще­ством, с самим собой, со своим физическим и духовным состоянием.       Мир в душе — это и природная любовь к людям, детям, способность переселяться в их мир, понимать их. Только переселившись в мир ребенка, педагог сможет предвосхитить и построить с ним продуктивное обще­ние..

       Мастерство и искусство общения начинается там, где возведено в культ равен­ство позиций в акте общения, когда ученик не только объект, но и равно­правный, желанный субъект педагогического обще­ния, когда общение строится на основе пси­хологиче­ского единства с детьми, а они ощущают неподдель­ный, устойчивый инте­рес и любовь к себе педагогов.

Вопрос для обсуждения

: назовите характеристики личности, необходимые для успеш­ного общения.

      (- глубокое знание психологии другого человека, прежде всего его ценностных ориен­тации;      — умение чувствовать других людей (сформированная в личности направленность на человека);      — наличие в интеллекте, в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это отно­сится буквально ко всем познавательным процессам, ко­торые в него входят: к вниманию, к восприятию, к па­мяти, к воображению;      — наблюдательность, развитое мышление, интуиция;      — наличие развитого воображения, которое в данном случае проявляется в умении ста­вить себя на место дру­гого человека и видеть мир, работу, нас, все происходя­щее его гла­зами;      — соответствующая воспитанность эмоциональной сферы, проявляющаяся в умении сопереживать;

      — умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обра­щения с ним).

      Вопрос для обсуждения: что такое педагогиче­ская техника? (совокупность педагогиче­ских приемов, доведенных до совершенства). Что является ее средст­вами? (речь и невер­бальные средства общения (мимика, пантомимика).

Какое место она занимает в структуре мастерства педа­гогического общения?

(владение техникой и культурой речи, управление эмо­циональным состоянием, мимикой и пантомимикой, языком жестов, достижение контакта глазами превра­щает технику педа­гога в тонкий инструмент педагогиче­ского общения).

Важно! Конечно, мастерство и искусство педагоги­ческого общения не сводится к на­личию у педагога на­званных качеств. Диапазон их значительно шире. Струк­тура мастер­ства педагогического общения — сложное образование.

Оно представлено и комплексом других со­ставляющих его элементов.

Вопрос для обсуждения: с чем связаны успехи в осуществлении педагогического обще­ния?

(успехи в осуществлении педагогического общения на­прямую связаны с внешним комму­никативным видом педагога (опрятность, подтянутость, собранность, актив­ность и т.д.), с природным (и приобретенным в процессе работы над собой) обаянием, лаской, заботой, общитель­ностью по отношению к учащимся.

Вывод! Продуктивное педагогическое общение строится на умении слушать и выслу­шать собеседника. В идеальном варианте оно всегда направлено на создание радости и желания общения, на стимулирование позна­вательного интереса и мотивации учения.

Вопрос для обсуждения: от чего зависит успеш­ность общения преподавателя с учащи­мися на уроке?

(зависит от:      — профессиональной подготовленности педагога (если учащиеся считают его компетентным в своей области знаний и проблем, о которых он говорит);      — от понятности сообщаемой информации, ее доступ­ности для понимания (умения убе­дительно излагать);      — от учета обратных связей относительно того, на­сколько правильно воспринята и по­нята информация;      — от способности следить за мыслью слушателей и общаться так, чтобы слова не обго­няли мысли;

      — успешность общения зависит и от умения педагога сделать учащихся соучастниками учебного и воспита­тельного процесса.

Мастерство в общении достигается через поста­новку вопросов, выяснение мнений, обсуж­дение вариантов решений возникших задач и проблем (которые могут мобилизовать на активное участие в об­щении) и осуществление совместного поиска решений вопросов, задач, проблем).      

Вывод! Мастерство общения, в том числе и педаго­гического, связано с познанием и уче­том индивидуаль­ности участника общения, его темперамента, характера, направленности, возрастных, половых и других особен­ностей, установок, интересов, потребностей, внут­ренней настроенности — проявлении всего этого ансамбля в акте общения.

Мастерство и искусство общения заклю­чается и в проявлении педагогом искреннего интереса к лично­сти учащегося, к его исследованию (диагностике) в процессе общения, в проявлении доб­рожелательного, ровного, выдержанного, пластичного отношения к от­дельным личностям и коллективу.

Общение всегда свя­зано с пониманием душевного состояния и мотивации.

Источник: https://refdb.ru/look/1131137.html

Методическая разработка на тему: Выступление на педагогическом совете по теме » Мастерство и культура педагогического общения»

Доклад

Мастерство и культура педагогического общения

        План:

  1. Сущность педагогического общения и его функции.
  2. Стили педагогического общения.
  3. Система педагогического общения и технология его организации.
  4. Технология разрешения конфликта.
  5. Педагогический такт.

Учитель – тот, кто с добротой выводит 

блуждающего на его дорогу. 

Квинт Энний, древнегреческий поэт. 

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама. Джованни Руффини, 

Итальянский писатель XIX века 

Учитель – человек, который может 

делать трудные вещи легкими. 

Ральф Эмерсон, 

американский философ XIX века.

Учитель, ставящий целью воспитание ту детей доброго сердца, сам должен быть устремлен к человеку, дорожить им, чувствовать и понимать душевное состояние другого.

«Любовь воспитателя к воспитанникам – не готовое чувство, с к которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая, захватывающая работа».

Это путь развития собственной личности, а не просто приобретение «технологических умений». 

Выдающиеся воспитатели прошлого – И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, А.С. Макаренко и др.

, лучшие учителя современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого педагога.

Речевое общение имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново. 

Общение — важнейшая составная часть бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей, обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно.

В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. 

Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологическогой оптимизации учебно-воспитательного процесса». (А.Леонтьев) 

А.С.

Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.

Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения. 

 В.А. Сухомлинский  подчеркивал, что воспитание словом – самое слабое и наиболее уязвимое место современной советской школы, Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «каждое слово сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Это позволяет лучше понять и усвоить тему урока. 

В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания, и предупреждал: «Слово педагога должно прежде всего успокаивать». Сухомлинский видел мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником. 

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. 

Задача педагога – способствовать осознанию школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

 
Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех школьников, которые нуждаются в помощи учителя; надо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечить сотрудничество и сотворчество. 

Одной из форм взаимодействия является беседа. Она является средством согласования действий, распределения ролей и т.п. 
Один из ведущих телепередачи «В мире животных» Н.Н. Дроздов рассказал: «Как правило, не животное готовишь к студийной обстановке, а сам общаешься с ним, чтобы оно к тебе привыкло.

Читайте также:  Современные педагогические технологии

Гиена, например, которую я показывал зрителям, потребовала двухнедельного «общения». Я каждый день ездил к ней в зоопарк. Сначала стоял около клетки, потом в самой клетке. В первые дни я садился на пол, сидел тихо в углу. Возникло «общение на одном уровне», на одной высоте. Животное постепенно перестало бояться.

Подойдет, даст почесать бок, а потом еще и еще раз. Уже через несколько дней, я, заходя в клетку, выпрямлялся во весь рост, наши отношения уже это позволяли». Пусть не смутит вас этот пример, но в нем заключен тот же механизм, что действует и в общении между воспитателем и школьниками – механизм выравнивания общающихся.

Равенство сказывается в том, что партнеры по общению, забыв о своих социальных, возрастных или других положениях, оказываются одинаково заинтересованными в разрешении какого-либо вопроса. Добиваясь равенства в общении, люди должны приспосабливаться друг к другу. Как только появляется то, что может объединить собеседников, общение начинает набирать силу.

Отыскивается то, что может их сблизить. И первое, что делают даже незнакомые люди, — устанавливают этот общий интерес. 

Общение – процесс двусторонний. Понимают и принимают в качестве собеседника лишь того, кто сам умеет слушать и слышать других, ощущать, как воспринимается его речь окружающими, уместны ли его высказывания в данной обстановке, в данной конкретной ситуации. 

Современная педагогика считает необходимым для педагога: 

  • Актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей); 
  • Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств); 
  • Чувство юмора; 
  • Умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль). 

Наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает: 

  1. Способность правильно понимать ребенка, видеть происходящее его глазами. 
  2. Способность видеть в нем равноправную личность. 
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят. 
  4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду. 
  5. Умение оказывать влияние на детей 
  6. Умение владеть словом. 

Педагог – профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую, человеко — роль, чтобы не казаться детям скучным и серым.

Здесь важны два момента: 

  1. Нужно выбрать себе роль «к лицу», т.е. такую, которая вам подходит, а не станет «пиджаком с чужого плеча»; 
  2. Раз выбрав одну определенную роль, нужно придерживаться ее постоянно. 

. Не скупитесь на улыбку! Не смущайтесь отрабатывать мимику и жесты перед зеркалом! 

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.

Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.

Стиль общения педагога с детьми — это категория социальная и нравственная.

Различают несколько стилей педагогического руководства.

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон.

Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает к активному участию в обсуждении хода работы. У учеников появляется уверенность в себе.

Развивается самоуправление. Нагрузки оптимально распределяются в классе с учетом склонностей и способностей каждого; поощряется активность, развивается инициатива. Основные способ» общения у такого учителя: просьба, совет, информация.

Правила поведения в конфликтных ситуациях 

  1. Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» физическое напряжение, скованность, бесцельные движения. Внешнее спокойствие и выдержка. 
  2. Своим поведением повлиять на партнера. Снять аффективность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что дает возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние. 
  3. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. 
  4. Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать ее, выходя на позицию «мы». 

Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. По разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать причины его возникновения и возможности предотвращения.

Педагогический такт учителя 
Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой».

Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это в каждом удобном случае. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся.

Для этого можно прибегнуть к приему умышленного преувеличения первых успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов.

Доверие не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, угнетающим подозрением. 

Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся.здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях.

Известны случаи, когда дети-заики забывают о своем недуге на уроках мастера-учителя и цепенеют у бестактного учителя. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием.

При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, прерывающие ответ, нежелательны.

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявление такта в разных тональностях.

На уроке – четкость, корректность, строгость и суховатый тон общения, когда класс не готов к занятию.

Во внеклассной работе – непринужденность, задушевность, раскованность, которые особенно необходимы в индивидуальных беседах, походе, экскурсии; дружеское общение во время игры, доверие в свободное вечернее время или в походе у костра. 

Обычная позиция учителя – сотрудничество, предполагающий деловой уровень общения. Эта позиция проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей. Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. 

А также необходимые знания способов воздействия на учеников, которые должны переходить в умения: 

  • Любить детей, показывать свою любовь; 
  • Наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей; 
  • Ориентироваться в обстановке; 
  • Избирать целесообразный способ воздействия; 
  • Беседовать с детьми. 

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство. 

Общение – одна из главных сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. От того, как строится общение в детском коллективе, зависит: будет ли детям интересно в школе, какие отношения сложиться между участниками воспитательного процесса, какой психологический климат будет преобладать в классе.

Самочувствие детей в школе во многом зависит от системы межличностных отношений, сложившихся в классе. А это значит, что классному руководителю необходимо создать коллектив достаточно высокого уровня развития. И в этом ему помогают педагогический такт и правильное педагогическое общение. 

Задачи классного руководителя – помочь детям вступить в контакт друг с другом, с учителями, углубить и укрепить эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равного диалога, а также предупреждать и разрешать возникающее конфликты. Нельзя надеяться на то, что дети по природе своей общительный народ и легко идут на сближение.

Учить детей правильному общению – задача педагога.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/09/24/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-po-teme-masterstvo-i-kultura

Мастерство педагогического общения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Мастерство педагогического общения

Профессионально-педагогическое общениеесть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

В этой связи общение в педагогической деятельности — это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

Одним из важнейших требований, которое предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога — это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

  1. авторитарный стильобщения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

  2. Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общенияхарактеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты.

    Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

    Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.

  3. стиль сотрудничестваучастников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим.

    При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация.

    Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Помимо основных существуют промежуточные стили педагогического взаимодействия, в отношении которых следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е. всецело зависят от личности педагога.

общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

стиль педагогического общения на основе дружеского расположения,который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля.

общение-дистанция. Исследования показывают, что достаточно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений и является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете.

общение-устрашение. Оно наиболее популярно у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Однако рефлексирующий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особенно пристальное внимание на то, какие способы общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е.

должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся.

  1. Конспект >> Педагогика

    … .2. Специфика педагогического общения 14.2.1. Особенности педагогического общения 14.2.2.

    Направленность педагогического процесса 14.2.3. Модели педагогического общения 14.2.1.

    Особенности педагогического общения Педагогическое общение

  2. Курсовая работа >> Педагогика

    … необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на … . 23 Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 24 Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед …

  3. Курсовая работа >> Педагогика

    … учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь … [6; 98 с.

    ] Глава 2 Педагогическое общение 2.

    1 Понятия педагогического общения Педагогическое общение — система ограниченного социально-психологического …

  4. Контрольная работа >> Педагогика

    … —педагогического общения.

    Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства … . Кан-Калик В.А.

    Учителю о педагогическом общении. М, 1987. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед …

  5. Дипломная работа >> Психология

    … помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства учителя, его общения зависят взаимопонимание …

Хочу больше похожих работ…

Источник: https://works.doklad.ru/view/uxz8Nb4bvK4.html

Искусство педагогического общения — Введение в педагогической профессии Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаВведение в педагогической профессииПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Педагоги, постоянно общаясь с учениками, их родителями, коллегами по работе, должны избегать конфликтов, недоразумений, неконструктивных-споров, соблюдать правила профессионально-педагогического взаимодействия й. Учитывая это учителям необходимо овладевать искусством общения, которое является основой профессионального успеху.

Педагогический конфликт и причины его возникновения

Владение технологией общения помогает педагогу выбирать правильное поведение в каждой ситуации. Неправильный педагогическое воздействие или неправильная форма общения, т.е.»технологическая»неподготовленный ность к общению, может привести к конфликту между учителем и учнелем і учнем.

. Конфликт (лат. соnfictus-столкновение) — столкновение противоположных взглядов, интересов и действий

К распространенных причин возникновения педагогических конфликтов во взаимодействии»учитель — ученик»,»учитель — ученики»принадлежат (по. Н. Волковой):

— неспособность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление в любой способ преодолеть и конфликт время ограниченность информации о причинах случившегося, затрудняет выбор оптимального поведения, средств воздействия на классс;

— попытка учителя сохранить свой социальный статус путем снижения статуса учащегося. Учитель употребляет выражения низкого стиля («развесил уши»,»открыл рот»,»шляешься»,»что ты говоришь?»). Это нарушает принцы ипи взаимодействия, доводит ситуацию до конфликтавзаємодії, доводить ситуацію до конфлікту;

— оценка учителем не отдельного поступка ученика, а его личности («простофиля»,»дурак»,»нахал»). Такое отношение к ученику влияет на формирование отношения к нему других учителей и свидетелей (особенно в начальной школе) (особливо у початковій школі);

— поспешность в стремлении строго наказать ученика учитывая, что лишний строгость не помешает;

— субъективизм учителя в восприятии поступка ученика, недостаточная осведомленность о его мотивах, качества личности, условия проживания в семье;

— неумение спрогнозировать последствия необъективного оценивания поступков детей;

— применение наказания без учета позиции учащихся; унижение достоинства ученика, порождает защитную реакцию ребенка;

— черты характера и нестандартное поведение отдельных учащихся в эмоционально-личностных взаимоотношениях с педагогами;

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/vstup_do_pedagogichnoyi_profesiyi_-_meshko_gm/mistetstvo_pedagogichnogo_spilkuvannya.htm

Мастерство педагогического общения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

психолого-педагогический факультет

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

                                                         ВЫПОЛНИЛА:

                                                         СТУДЕНТКА ГРУППЫ ДН 4

БЕЛОУС ИРИНЫ ИВАНОВНЫ

Севастополь

2011

Введение

Проблема приобретения педагогического мастерства в настоящее время стоит очень остро. Было время, когда наработанный за Долгин годы опыт преподавания отметался как старое «застойное» ненужное, к сожалению это обыкновение русского человека.

В настоящее время мы возвращаемся к прошлому, перечитываем Сухомлинского, Макаренко, Крупскую и многих других выдающихся педагогов вдумываемся, анализируем их деятельность и все больше убеждаемся, что их деятельность и их опыт приемлем и в наше время. Их работы, опыт очень нужен молодым, начинающим учителям, которые приходят работать в школу, зачастую находятся в растерянности, что им делать с учениками.

Из этого можно сделать вывод, что каждый начинающий и уже много лет отработавший учитель должен совершенствовать свое мастерство, узнавать новое, совершенствовать преподавание, расширять свой кругозор. Учитель не должен прекращать учиться. Только учась, совершенствуется мастерство.

1. Педагогический такт и мастерство учителя

1.1 Педагогическое мастерство учителя — понятие и сущность

Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество — учительское мастерство. Определенный педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу.

Поражает то, что в любом из них подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством.

Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».

В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства.

Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании.

Но поскольку метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство — как метод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующую метод.

Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди (за исключением отдельных) наделены самой природы качествами воспитателей.

Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.

Такой учитель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподают, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события, он постоянный читатель популярных журналов, которые любят его воспитанники. Но одних знаний мало.

Учитель может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знания до учащихся.

Итак, мастер — это учитель, в совершенстве владеющий современными методами преподавания. Можно ли этому научиться? Опыт многих учителей-мастеров показывает, что можно. Большинство учителей при желании и должных условиях в состоянии овладеть основными современными приемами обучения.

Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы. Этапы этого пути такие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.

Нельзя, конечно, механически перенимать опыт другого учителя.

Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний.

Секрет успеха опытных учителей состоит в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель-мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, способен управлять работой учеников, развивая их умение активно овладевать материалом.

Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения.

Следующая составная часть педагогического мастерства — это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.

Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Учитель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача учителя — найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения.

Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы.

Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют росту симпатии к учителю, решают главную задачу — вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету.

Суть педагогического мастерства — это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом.

Одним из важных признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя. Учитель-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных с оптимальными усилиями.

«Педагогическая техника, — читаем в «Педагогической энциклопедии», — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанни4ов, так и на детский коллектив в целом. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки».

Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т.е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. В отношении с детьми необходимы простота и естественность. Нельзя говорить с учащимися, сбиваясь на искусственный тон надзирательности, панибратства.

Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Педагог постоянно имеет дело с большой группой детей со значительным количеством выполняемых ими операцией, и все это не должно уходить из под его контроля.

Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических приемов.

Учет действительного психологического состояния воспитанника в каждый момент составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.

Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического воздействия.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых или проявлениями моральных качеств. Педагог не может оставаться равнодушным. Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим.

Его переживания всегда воспринимается как самая реальная оценка их действий. В этом смысле мастерство педагога в какой-то мере сродни мастерству актера. Обращение педагога может быть и просьбой, и осуждением, и одобрением, и приказом.

Педагог «играет» всегда одну и ту же роль — самого себя и преследует этим только одну цель — правильно влиять на воспитанников.

1.2 В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о педагогическом мастерстве учителя

В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

Учителя должны быть образцом: простоты — в пище и одежде, бодрости и трудолюбия — в деятельности, скромности и благонравия — в поведении, искусства разговора и молчания — в речах. А также подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни». Я.А. Каменский.

С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего «что ослабляет дух».

Я.А. Каменский требует, чтобы учитель внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением; а привлекал их отеческим расположением, минералами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».

«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения.

Без них нельзя стать настоящим учителем — воспитателем юношества: «…главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением».

Всякая программа преподавания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности Макаренковские альтернативы. Пожалуй, никто из педагогов так страстно не убеждал педагогическую теорию заняться всерьез вопросами мастерства, как А.С. Макаренко.

Выступая в Высшем коммунистическом институте просвещения, он говорил: «Теория должна разработать педагогическую технику, она должна повернуться лицом к практике. Ко мне приходит молодежь, окончившая советские вузы, она тоже не вооружена педагогически.

Они знают и психологию, и физиологию, и педагогику, и другие науки и даже «премудрости» педагогики, а пусти их усмирять двух расшалившихся ребят, и они не знают не только как им поступить, а как подойти к этим ребятам. И в конце концов в работе опираются на ходячий, чисто мещанский так называемый «здравый смысл».

Большая бедность в педагогической методике, в технике, и поэтому окончившие педагогические вузы ничего не знают: как надо говорить с учеником, нет умения сидеть, стоять, не знают, как надо пройти по лестнице. Вы скажете, что это пустяк… А я утверждаю, что в педагогике это не пустяк.

В подготовительных материалах к «Педагогической поэме» Макаренко высмеивает педагогическую литературу. «Наудачу достаю с полки, — пишет он, — одну из книг по педагогике. Я не могу это сделать наудачу потому, что во всех книгах по педагогике о воспитателе говорится одно и то же».

В этой педагогической литературе выделялись такие главные качества педагога: чуткий, добрый, любящий детей, энтузиаст с сердцем, переполненным любовью даже к самому испорченному ребенку. Макаренко возмущал столь неделовой и сентиментальный подход к труду педагога.

О считал, что «сердце воспитателя» не должно постоянно использоваться в качестве регулятора отношений детей. Иначе воспитатель не только быстро состарится, но и не проживет 35 лет. Макаренко против «припадочных добрых сердец» изможденных педагогов-подвижников.

Эта «система добрых сердец» приведет не только к ханжеству, но скоро осложнится борьбой за симпатии детей, за титул «наиболее любимого учителя».

Макаренко призывает подойти к воспитателю не с позиций «гипертрофии сердца», а с позиций производства предлагает «посмотреть на воспитателя как на человека труда, на рабочего». Проблема педагогического мастерства связывалась у Макаренко с проблемой рационализации труда воспитателя.

«Нельзя же допустить, — говорит он, — чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди.

И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать».

А.С. Макаренко говорит о том, что педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Нужно уметь владеть своей мимикой, когда необходимо придавать своему лицу различное выражение. Воспитатель должен уметь владеть и своим настроением, быть веселым, сердитым, уметь шутить, ходить, организовывать.

«Воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если «воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» Так, в одном из своих очерков А.С.

 Макаренко рассказал об учителе словесности Мефодии Васильевиче Нестерове, который обладал могучей силой влияния на ребят.

Рассказывая им о героических событиях, учитель предпочитал простую и тонкую речь, очень редко прибегал к открыто эмоциональному слову, но зато в мимике было столько эмоций-то восхищения, то осуждения, то сомнения, столько сдерживаемой силы души, что ученики не могли оторваться от его лица.

Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/masterstvo-pedagogicheskogo-obshheniya/320092-960557-page1.html

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» » Архив блога » МАСТЕРСТВО И КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

В педагогической деятельности общение является функциональным и профессионально значимым. Установление контакта с учащимися — важная задача для учителя. Требуется немало усилий работы над собой.

 
настроение: высокопрофессиональное

ключевые слова: педагогическая культура, коммуникативные способности, речевая культура, имидж, самоутверждение личности, адекватная самооценка

город: Белгород

e-mail: tatiana71vip@mail.ru

  «Педагог — человек высокой культуры, ее носитель. К нему

предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре».[О.С. Газман]

1. Педагогическая культура — это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию ребенка, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

Понятие «культура педагога» намного уже, чем понятие «педагогическая культура». Культура педагога — комплексное многоуровневое явление, включающее и личностные качества — черты характера, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом .

Для того чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению, учащимся, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей и, возможно, неудач в педагогическом общении: от чего зависит успех в общении, почему мы не всегда понимаем друг друга, чем объяснить неожиданную реакцию партнера по общению, почему учебный материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объяснил учитель, остается не усвоенным учащимся, как найти путь к взаимопониманию.

Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.

В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Учитель должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевой культурой.

Педагогическое общение это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.

Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений.

Содействуя самоутверждению личности, педагог выполняет сложную задачу — способствует созданию школьником своего Я, ощущения своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспективы развития личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе.

Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.

АНКЕТА

Приятно ли с вами общаться?

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Вы больше любите слушать, чем говорить? 2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? 3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника? 4. Любите ли Вы давать советы? 5. Если тема разговора Вам неинтересна, станете ли Вы показывать это собеседнику? 6.

Вы раздражаетесь, когда Вас не слушают? 7. У Вас есть собственное мнение по любому вопросу? 8. Если тема разговора Вам незнакома, станете ли её развивать? 9. Вы любите быть в центре внимания? 10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым Вы обладаете достаточными знаниями?

11.

Вы хороший оратор?

Обработка результатов

За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, начисляйте по 1 баллу и подсчитайте сумму баллов.

От 1 до 3 баллов — трудно сказать: то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли очень общительны. Однако общаться с вами не всегда просто, а порой даже трудно. Следует над этим задуматься.

От 4 до 8 баллов — вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

От 8 баллов — вы, наверное, одни из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам много играть, как на сцене?

Таким образом, общение с учащимися требует от учителя высокой
культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала.

Имидж — облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. [В.М. Шепель].

Имидж — это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем.

  1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение других;
  2. Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту, с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.

Значение имиджа — предмет любимый, потому что нравится преподаватель;

— из двух способов «убеждать» и «нравиться» — наиболее эффективен второй.

Ядро имиджа — личностные качества педагога: — природные;

— профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях).

И если ранжировать значимые качества учителя и тем самым определить, что нужнее для школы: яркая личность или хороший профессионал, — то ответа однозначного мы не найдем.

Личностный имидж — база, профессиональный — надстройка.

На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление. Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: «Он мне нравится», «Она очень мила» и т. д. А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4 минут.

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми — это категория социальная и нравственная.

В общении выделяются две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение учителя к классу, ученику может быть устойчиво-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.

Различают несколько стилей педагогического руководства:

  • авторитарный стиль;
  • демократический стиль;
  • либеральный стиль.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми — сложный процесс, связанный с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности учителя, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции общения, как передача информации.

В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенные коммуникативные позиции.

А: позиция — «над». Активным субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализуя свои цели.

Б: позиция — «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.

В: позиция — «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.

Так, позиция А («над») может быть эффективна в общении с учениками младшего школьного возраста, которым необходима опека, управление учебной и внеучебной деятельностью, контроль учителя. Эта же позиция нужна учителю в работе со средними и старшими классами, но в основном в ситуации обучения. Учитель поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение учебной программы.

Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образцом для подростков, во внеурочном общении со школьниками учителю нужно уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию Б («наравне»), знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям.

Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации.

Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понимать, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество.

Это помогает развить в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя тайны человеческого общения, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.

[links&resources]

1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 448 с.
2. Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: ИД Первое сентября. — 496 с.
3. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Книга и технологии превращения детей в хороших учеников. М.: Феникс. — 448 с.

Источник: http://iyazyki.ru/2013/03/culture-pedagogika/

Ссылка на основную публикацию