Молодой учитель

Педагогическая статья «Молодой учитель в современной школе – это…»

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Д.С.Лихачев

Путь к профессии может быть разным: случайным или осознанным, трудным или легким, удачным или ошибочным. Для меня этот путь был единственным: сколько себя помню, я всегда мечтала работать с детьми.

Поэтому после окончания школы проблемы выбора образовательного учреждения не возникло. Это был педагогический колледж. После его успешного окончания желание работать в школе только усилилось.

И вот я – учитель русского языка и литературы!

Вот и первый звонок, первый урок… Испытываешь чувства, которые сложно передать. Это страх, тревога и в то же время счастье, что наконец-то начинают сбываться мечты. Чувствуешь также и большую ответственность за то доверие, которое видишь в глазах детей.

Великий философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей [2, 248].

И вот я начала задумываться, каким должен быть настоящий учитель? Конечно же, профессионально владеть своими предметами, грамотно доносить материал до учеников. Но, работая в школе, поняла, что это важно, но для успеха одних знаний мало.

Необходимо также уметь общаться с учениками, понимать их, завоевать доверие и обязательно любить детей.

Таким учителем стараюсь быть и я.

Именно таким учителем, который умеет видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, что отличает нас всех друг от друга, и понять, что ученик – это человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства и желания, каждый из них неповторим и талантлив. Своевременно разглядеть талант, развить лучшее в детях – вот самое важное для учителя. Мне повезло, мне есть с кого брать пример, ведь в нашей школе работают талантливые педагоги.

В начале моей работы педагогический коллектив встретил меня настороженно, но уже после первого школьного месяца я поняла, что в этом коллективе найду помощь, опору и поддержку. И я не ошиблась! Буквально с первых минут общения, понимаю, что всегда могу обратиться за помощью к этому замечательным людям. С ними мне все по плечу!

И вот незаметно пролетели уже 2 года моей работы. Я очень рада, что с первых дней своей педагогической деятельности являюсь классным руководителем.

Сколько волнений и тревог пришлось пережить: как встретят меня дети, понравлюсь ли я им, найду ли поддержку у родителей и учителей, смогу ли заслужить уважение коллег, правильный ли я сделала выбор? Да, я только делаю первые шаги. Уже сейчас эти первые шаги своей учительской профессии считаю удачными. Понимаю, что я нужна детям.

Нужна каждый день, каждый час и даже каждую минуту. Приходишь в класс, а тебе сразу рассказывают новости, иногда даже забыв поздороваться, делятся своими успехами и неудачами.

Нужна также родителям, которые надеются, что я помогу их детям добывать самостоятельно знания, дружить, жить в коллективе. В толпе находят тебя знакомые сияющие глаза, бегут навстречу, делятся своими впечатлениями. Разве это не счастье?

Каждый раз, прежде чем войти в класс, думаю, какие слова произнести в чуткой тишине класса, чтобы заставить ребят думать, действовать, достучаться до самого сердца. На всю жизнь запомнила мудрую мысль В.А.

Сухомлинского: «Слово – наш единственный, самый тонкий, самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело пользоваться, врачуя сердца наших питомцев».

Поэтому, готовясь к урокам, мероприятиям, стараюсь продумать каждую мелочь, каждую фразу, понимаю, что это очень важно.

Именно учитель русского языка и литературы должен привить любовь к прекрасному, научить пользоваться словом (а не только правилами на письме), развить логическое мышление ребенка.

Очень люблю приходить в школу пораньше, когда в ней непривычно, удивительно тихо. Я знаю, что эта тишина ненадолго. Пройдет несколько минут, и всё оживет. Школа загудит, зашумит, зазвенит веселыми ребячьими голосами, затопочет, звонко полетит навстречу учителям разноголосое «здравствуйте».

А пока у меня есть эти несколько минут, чтобы сосредоточиться, привести в порядок свои мысли и чувства, еще раз проверить готовность встретиться с детьми, продумать предстоящую работу так, чтобы пробудить у ребят высокий полет мысли, желание узнавать мир, передать им ощущение неповторимости дарованной им жизни, заразить любовью к своему предмету.

Каждый ученик – это целый мир, мир загадочный и неповторимый, и поэтому очень ценный. Главное для меня – уметь уважать право каждого ученика быть самим собой, быть непохожим на других, иметь свой характер, свои мысли.

Вспоминаю слова Германа Крупина: «Какое счастье быть полезным людям, Учить Его Величество — Народ!». Учитель – это не просто призвание, это – почетная миссия. И с этими ценными словами я согласна.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? И отвечаю: Да, у меня есть любимая работа. Работа? … Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Да, я всего лишь третий год работаю в школе, а уже не представляю себя вне ее стен. За это время, что я проработала, были и бессонные ночи, и минуты боли и обид, но и добрые, согревающие душу моменты.

Часто спрашивают: «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» Отвечаю: «Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо быть счастливыми». Приходят на ум слова: «Несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика». А ведь это так. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Думаю, слова этого замечательного человека очень важны в моей профессии. Надо видеть в каждом человеке что-то хорошее, доброе, искреннее и обязательно нужно верить в своих учеников, и тогда все получится. Каждый из нас может подарить частичку своего тепла и любви другому.

Я не могу сказать, что все сразу получалось. Бывают такие моменты, когда опускаются руки от осознания того, что не все из моих воспитанников усваивают материал, не все послушны и внимательны. Признаюсь, бывает и эмоциональный сбой от переутомления.

Но вот родители меня воспитали так, что не могу я отчаиваться и опускать руки. Я нахожу силы, набираюсь терпения и рвусь вперед. Ведь еще Антуан де Сент-Экзюпери призывал: «Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери» .

И не случайно взяла в качестве эпиграфа слова Дмитрия Лихачева, ведь действительно, учитель – самая главная профессия. Именно от учителя зависит будущее отдельного ученика и человечества в целом. Для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу.

Что значит школа для меня? Я всем отвечу однозначно: «Жизнь школьная – моя судьба…

Моя судьба…и не иначе».

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7408

Социальные льготы молодым учителям в 2018-2019 году

Федеральные и региональные власти реализуют различные программы помощи и предоставляют льготы молодым учителям. Рассмотрим, на какие именно меры социальной поддержки вправе рассчитывать сегодня молодые специалисты.

Кто является молодым специалистом

К молодым специалистам принято относить недавних выпускников, получивших среднее или высшее профессиональное образование.

Однако, для получения такого статуса и пакета социальных льгот необходимо соответствовать и ряду критериев.

К молодым учителям это также относится.

  1. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. И по его окончании выпускнику должны выдать диплом государственного образца.
  2. Обучение молодого специалиста должно проходить в очной форме и на бюджетной основе. Выпускники, получившие образование в коммерческом образовательном учреждении или на договорной основе также будут считаться молодыми специалистами, но не смогут претендовать на ряд мер социальной поддержки.
  3. Для получения льгот молодой учитель должен работать по специальности, то есть в школе. И приступить к педагогической деятельности не позже, чем через год после выпуска.
  4. Молодым специалист считается только в течение первых трех лет своей профессиональной деятельности.

В этот срок не включаются такие отрезки времени, как:

  • срочная служба в армии;
  • декретный отпуск;
  • обучение в очной аспирантуре;
  • стажировка или дополнительное образование.

Ряд государственных программ помощи молодым учителям ограничивает и возраст участников. Верхняя граница составляет 35 лет. После этого, даже если всем прочим критериям молодой специалист соответствует, то принять участие в ряде госпрограмм он не сможет.

Льготы учителям, связанные с трудовой деятельностью

Молодой учитель, по сравнению с многими другими специалистами, находится в более выгодном положении.

Согласно трудовому законодательству, у педагогических работников сокращенная рабочая неделя — 36 ч. Из них непосредственно на аудиторные занятия (уроки) приходится только половина — 18 ч. Остальное время тратится на выполнение внеаудиторной нагрузки и подготовку к занятиям.

Что касается длительности рабочего дня, то она не фиксирована и может быть разной, в зависимости от особенностей учебного процесса в конкретной школе.

Полагается педагогам и удлиненный отпуск. Его продолжительность составляет от 42 до 56 дней. В силу специфики работы предоставляется он не в течение всего года, а летом. Впрочем, по договоренности с руководителем школы, часть отпуска можно взять и в иное, каникулярное, время. Или получить компенсацию в виде денежной выплаты за часть отпуска, превышающую стандартные 28 дней.

В течение одного года с даты выпуска, молодой специалист может быть принят на работу без испытательного срока. Но только в том случае, если идет работать в школу по специальности.

Рассмотрим структуру зарплаты молодого специалиста-учителя в 2018-2019 году.

Базовая ее часть зависит от размера нагрузки (ставки), педагогического стажа и уровня образования. Понятно, что у молодого специалиста, только что получившего диплом, она будет невелика. Однако, есть ряд способов увеличить итоговую сумму за счет стимулирующей части.

В нее входят доплаты:

  • за классное руководство;
  • за совмещение нескольких предметов;
  • за режим работы (например, в две смены);
  • за выполнение общественной нагрузки;
  • за работу в спецклассах и т. д.

Кроме того, для педагога возможно и совместительство. Но общее количество аудиторных часов при этом не должно превышать 30.

Учителя, в том числе молодые, могут участвовать в реализации различных платных услуг на базе своей школы. Это также позволит увеличить размер заработной платы.

В каждом регионе предусмотрены свои льготы для молодых специалистов. Уточнить информацию можно на официальных порталах органов власти.

Как правило, поддержка молодых педагогов предусматривается в следующих формах:

  • подъемные выплаты;
  • льготы при оформлении ипотеки;
  • помощь в обеспечении жильем.

Подъемные

Подъемные выплаты — это денежная помощь молодым учителям, которые идут работать в школу в течение первого года после него. Важным критерием является трудоустройство в государственное образовательное учреждение. Работникам частных школ подъемные выплаты не полагаются.

Точная сумма зависит от региона. Как правило, в сельской местности она выше, чем в городе. Это должно стимулировать выпускников трудоустраиваться именно в сельские школы. Уточнить размер подъемных можно в местной администрации.

Отчитываться за то, куда были потрачены эти средства, не нужно.

Ипотека

Для молодых учителей ряд банков предусматривает льготные условия при оформлении кредитов на покупку жилья. Вместо 12-14% годовых, им предлагается ипотека со ставкой от 8,5%.

Но для того, чтобы получить такой кредит, необходимо отвечать ряду условий:

  • возраст до 35 лет;
  • работа именно в государственном учреждении;
  • трудовой договор не менее, чем на 3 года;
  • стаж работы по специальности не менее 3 лет и не менее года на последнем месте;
  • достаточный для погашения кредита доход;
  • внесение начального взноса не менее 10% от стоимости жилья.

Обеспечение жильем

Ряд регионов готов помочь молодым специалистам-учителям и в обеспечении их жильем. Чаще всего дом или служебная квартира предоставляются в сельской местности. До тех пор, пока учитель трудится на своей должности, он имеет право ей пользоваться.

Иногда такое жилье предоставляется с правом последующего его выкупа по льготной цене.

В городе иногородний специалист получит место в общежитии, которое может занимать пока работает по специальности. Ряд регионов предлагает начинающим педагогам ссуды и субсидии на покупку квартиры или земельного участка под ИЖС, а также приобретение жилья из муниципального фонда. Цена на такое жилье существенно ниже рыночной.

Закон разрешает регионам самим устанавливать и реализовывать программы социальной помощи молодым специалистам.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Льготы молодым учителям

3 февраля 2017, 14:08 Окт 20, 2018 18:26Льготы всемСсылка на текущую статью

Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/sotsialnye-lgoty-molodym-uchitelyam.html

«Он совсем без опыта и будет мягким»: все родительские страхи про молодых учителей

Я начала преподавать, когда мне едва исполнилось 20. Первое время было сложнее и страшнее всего пообщаться с родителями учеников. Честно признаюсь, что и сейчас я долго набираюсь смелости перед тем, как позвонить родителям и сообщить об успехах или сложностях их ребёнка.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Дело в том, что в российском обществе и в школе сложился стереотип, что учитель (а точнее, человек, носящий гордое звание Педагог), должен обязательно соответствовать примерно такому портрету.

Женщина (предпочтительнее именно женщина!), лет сорока (а лучше и побольше!), обязательно строгая внешне (здесь все атрибуты строгости и серьёзности: очки, короткая аккуратная стрижка, юбка-карандаш, туфли на максимально устойчивом каблуке и так далее), ну и, конечно же, высшее педагогическое за плечами.

Из всего этого набора я соответствовала только по гендерному признаку и по очкам, всё остальное — мимо, и доверие родителей при первой встрече было завоевать непросто.

Сначала я не понимала, откуда берутся все эти стереотипы про учителей, а потом вспомнила свои школьные годы чудесные, и всё-всё стало ясно! И меня, и моих родителей, и моих бабушек учили педагоги советской школы, идеально подходящие по всем параметрам портрету идеального учителя.

У меня за всю школьную жизнь было всего два мужчины-учителя: ОБЖшник и физрук.

Молодыми можно было назвать 5-10% моих учителей, у нас в школе было не принято брать на работу выпускников педагогических вузов, ведь гимназия — это почётно и ответственно, а опыт можно приобрести и в обычных общеобразовательных школах.

Думаю, что у половины школьников страны и по сей день такая ситуация в их школах. Молодой учитель — это страшно и это риск для многих родителей. За несколько лет преподавания я слышала много аргументов, почему молодость — это не самая сильная сторона педагога.

Читайте также:  Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Главные родительские страхи по поводу молодых учителей

1. Молодой учитель будет мягким, бесхарактерным и распустит детей

Мягкость характера — это не из-за возраста, а из-за особенностей личности. И в школе, и в университете у меня были педагоги, которые не умели поддерживать дисциплину в аудитории, и это было никак не связано с их возрастом. Дети начинают себя плохо вести, кривляться, болтать, нарушать порядок, когда им неинтересно, о чём говорит учитель.

Если педагог смог увлечь темой занятия, то в классе будет дискуссия, ученики вовлечены в процесс и им не до телефонов, записок и посторонней болтовни. Большинство молодых учителей это прекрасно понимают, ведь они сами недавно вышли из-за парты, поэтому стараются делать уроки максимально интересными.

А там, где есть вовлечённость, там есть и дисциплина.

Совет родителям. После первых занятий с молодым педагогом, поинтересуйтесь у ребёнка, было ли ему интересно, какая атмосфера была в классе. Обменяйтесь с учителем телефонами.

Предупредите, что в случае, если ребёнок будет опаздывать, мешать на уроке, неуважительно относиться к одноклассникам или учителю, вы бы хотели об этом знать, чтобы поговорить дома и помочь решить возникшую проблему.

Кстати, неуважительное отношение к молодому педагогу часто возникает из-за того, что родители дома обсуждают учителя при ребёнке, старайтесь избежать этого.

2. У такого молодого специалиста нет опыта подачи материала

Этот страх оправдан. Вполне может быть, что молодой учитель ещё не совсем знаком с особенностями школьной программы, а опытный педагог из года в год спокойно и размеренно проходит одни и те же темы.

Но! Молодые учителя обычно более открыты к нововведениям, они с удовольствием учатся сами, и у них ещё не пропал интерес к предмету.

К сожалению, если одни и те же темы в одной и той же последовательности преподавать ежегодно, то и глаза уже не будут так гореть.

Дети — это самая честная в мире аудитория, и они всегда видят, владеет ли педагог нужными знаниями

А ещё в каждом классе есть отличники и дети, крайне заинтересованные в предмете. Такие ученики обычно задают вопросы, хотят узнать предмет глубже, обычно в такие моменты и становится понятно, обладает ли учитель необходимым опытом и компетенцией.

Совет родителям. Если вы сомневаетесь в опыте и компетентности молодого педагога, вы можете попросить ребёнка рассказать, что они проходят на занятиях (хотя бы изученные темы), как ребёнок оценивает подачу материала (сложно, непонятно, просто, слишком легко и тому подобное). Если сомнения вас всё же мучают, лучше посетить один из уроков, заранее согласовав это с педагогом.

3. Дети будут болтать на посторонние темы с педагогом вместо того, чтобы учиться

В моей гимназии была преподавательница по английскому вполне солидного возраста. Видимо, болтать с нами ей было гораздо интереснее, чем вести предмет. Мы обсуждали фильмы, книги, даже нашу личную жизнь, а нам ставили отличные оценки.

Опять же, склонность поболтать на посторонние темы с учениками — это проблема, касающаяся не только молодых педагогов. Другой вопрос, что детям обычно очень интересно узнать о том, чем кроме работы живёт учитель. Это нормальный интерес, но для таких разговоров есть перемена, и, если учитель ценит учебное время, он обязательно оставит посторонние разговоры за его пределами.

Совет родителям. Не забывайте напомнить ребёнку о субординации, когда он идёт на первый урок к молодому учителю. Стоит бить тревогу в том случае, если дети рассказывают дома, что на занятии они большую часть времени говорили о жизни, а не о предмете.

4. Учительница выйдет замуж, уйдёт в декрет, бросит наших детей и не доведёт до ЕГЭ

Вполне логично, что если в класс пришла молодая учительница сразу после вуза, то есть все шансы, что выпускаться класс будет не с ней. Но такой же риск есть и в случае, если педагогу за 35. А учитель в возрасте может уйти на пенсию. Ни один педагог не может дать стопроцентной гарантии, что именно в этой школе, именно в этом классе он до пенсии. Жизнь — крайне непредсказуемая вещь.

Совет родителям. Отнеситесь к этому страху философски. Если педагог талантливый, нравится детям, умеет заинтересовать предметом, то даже за год он сможет привить любовь к предмету и заложить крепкий фундамент знаний.

5. Человек без высшего педагогического образования не способен обучить предмету

Высшее педагогическое образование — это, к сожалению, не гарантия профессионализма. Я думаю, многие согласятся, что учитель — это действительно призвание, а диплом педагога часто получают люди, которые очень далеки от этой профессии. Чтобы быть хорошим учителем, недостаточно корочек об окончании института.

Многие молодые преподаватели и репетиторы, которых я знаю, учились на совершенно других факультетах, но от этого они не менее компетентны

Чаще всего репетиторством занимаются студенты, например, студенты-медики начинают преподавать химию и биологию, студенты физмата — физику и математику, а филологи — литературу и русский. В преподавателях-студентах есть много плюсов.

Во-первых, ЕГЭ не так давно сдан, а значит, знания свежие. Во-вторых, на школьные знания накладываются углубленные университетские, это тоже плюс.

В-третьих, детям полезно узнать о своей будущей профессии от человека, который получает эту специальность.

Совет родителям. Поинтересуйтесь у молодого преподавателя, на какие баллы он сам сдал ЕГЭ, в каком вузе учится, заинтересован ли он в своей будущей специальности. Если у педагога были высокие баллы за экзамен, а сейчас он учится в престижном вузе, да ещё и ребёнок с удовольствием учит с ним предмет, то вам не о чем волноваться!

И напоследок очень хочется сказать, что молодой учитель сам волнуется и перед первой встречей с вами, родители, и перед первым уроком с вашими детьми. Постарайтесь быть просто добрее!

Источник: https://mel.fm/blog/mariya-zaytseva/50179-on-sovsem-bez-opyta-i-budet-myagkim-vse-roditelskiye-strakhi-pro-molodykh-uchiteley

Как выжить, если у ребёнка молодой учитель

У многих родителей сложился вполне чёткий образ идеального учителя: интеллигентная, опытная женщина с доброжелательным характером и в возрасте «в декрет поздно, на пенсию рано». 

Но реальность преподносит сюрпризы. Представьте себе чувства родителей, когда они видят не просто молодую, а бессовестно молодую учительницу. Учительницу, которую легко можно спутать с девятиклассницей.

А теперь на минутку поставьте себя на место учительницы, слышащей гул в толпе родителей, из которого можно отчётливо расслышать некоторые фразы: «Это ОНА будет учить наших детей?!», «А классы уже окончательно сформировали?», «А директор сегодня вообще принимает?».

Согласитесь, ситуация с обеих сторон непривлекательная.

Чего же боятся родители? Отчего такое недоверие к молодым педагогам?

Причин множество. Боле того, некоторые из них не лишены оснований.

  • Во-первых, многие ставят знак равенства между понятиями «молодой» и «бесхарактерный». «Да в этом классе будут постоянные проблемы с дисциплиной!», «Да никакой информации дети получать не будут!», «Да с детьми надо строже, а она так не умеет!» — вот что я часто слышала о себе и ВСЕХ остальных молодых педагогах, начинающих карьеру. Бесспорно, дисциплина на уроке — один из ключевых факторов правильного усвоения материала. Однако «бесхарактерность» не имеет к возрасту никакого отношения, здесь основную роль играют особенности личности. И потом, родители очень часто не понимают, насколько много зависит от них самих. Я лично недолго вела класс, в котором за два года сменилось три молодых учителя. Если предыдущий учитель уволился, а нового ещё не нашли, то уроки вели любые свободные в школе взрослые: от завуча до уборщицы. Как думаете, какая в классе была дисциплина? Идеальная! Дети мало того, что не «распустились» от такого круговорота учителей, но ещё и обнаруживали весьма недурное владение материалом. Почему же так получилось? Да потому что воспитательные функции целиком и полностью взяли на себя родители. Дети хотели учиться.
  • Во-вторых, многие родители боятся, что молодой педагог легко может, не выпустив класс, уйти в декретный отпуск. Да, это правда. Может. Но, что бы ни говорили об этой щекотливой теме, но от декретного отпуска на 100% не застрахованы ни молодые, ни опытные педагоги.
  • В-третьих, родители понимают, что молодой учитель может просто «не выдержать». Уволиться как раз в тот момент, когда это будет для класса наименее удобно. Что ж, да. От этого тоже никто не застрахован. Многие родители не могут спокойно по школьному коридору пройтись, настолько их раздражает детский крик и шум. А педагог — точно такой же человек, как вы, и регулярный шум от оравы детей — это лишь капля в море педагогического труда. Но и в этом вопросе очень много зависит от родительской общественности. Бывают классы, из которых не хочется уходить, как бы трудно ни было. И если вы поможете педагогу обучать вашего ребёнка, то поверьте, вам не захочется переводить его ни в какой другой класс в школе.

Итак, что же делать родителю, чтобы процесс обучения у молодого педагога не был таким волнительным?

1. Поймите волнение учителя

Помните ли вы свои ощущения в тот момент, когда впервые сели за руль автомобиля? Теоретически вы всё знаете. Сцепление, газ, тормоз… Передачи вот так переключаются… А всё равно страшно трогаться с места.

А теперь представьте, что за эту машину вы ещё и ответственность несёте, и любое ваше неверное движение может привести к плачевным последствиям.

Волнение усилилось? А теперь представьте, что в ближайшие 9 месяцев вы не сможете отказаться от управления машиной без ущерба для совести. Ещё страшнее? А ещё за вами постоянно наблюдают.

Камеры смотрят во все уголки салона, а мнение 60 человек о вашей первой поездке постоянно транслируется по радио. Стало совсем жутко? Вот примерно такие чувства испытывает педагог, начиная работать в школе. Он совсем недавно сел в эту машину и очень надеется на ваше понимание.

2. Не пытайтесь сменить учителя без веских оснований

Видела случаи, когда после первого родительского собрания часть особо инициативных родителей шла на аудиенцию к директору, прося сменить всему классу учителя, приводя единственный аргумент: «Ну она же молодая!». Поймите, ваш класс никому, кроме вас и этого учителя не нужен. 

Да и какой нормальный педагог согласится работать в классе, где на педагога пожаловались после первого же собрания и по такому смехотворному поводу? Вы можете перевести ребёнка в другой класс, если хотите. Но сделайте это под другим предлогом, чтобы и со следующим учителем не возникло проблем.

3. Окажите педагогу посильную помощь

Учительский труд, становится гораздо легче, если родительский комитет помогает в устройстве образовательного процесса. Изготовление наглядных пособий, школьных плакатов и украшений в класс, сбор денег на билеты в театр — что-то из этого могли бы с лёгкостью сделать вы. 

А чем больше у учителя освобождается времени, тем лучше он готовится к вашим урокам. Мне довелось работать с заслуженным учителем России. Классы, которым она преподавала, всегда были сильнейшими в школе.

В чём секрет? Она была единственным в школе учителем, занимавшимся исключительно педагогическим трудом. Любая работа, не касающаяся непосредственно обучения детей, выполнялась инициативными родителями.

 

4. Старайтесь не разжигать конфликты

Очень часто «с лёгкой руки» одного из родителей в классе может начаться скандал. В ваших силах помочь учителю уладить конфликты. Чтобы этот заголовок стал понятнее, приведу пару примеров. 

  • Пример первый. Школьная библиотека выдала на класс учебники старого образца (без пометки ФГОС). Не менее информативные, чем новые, но тем не менее. Родители стали справедливо возмущаться этим фактом, и чуть было не пошли со скандалом к школьной администрации, пока не взяла слово одна из родительниц: «Вы хотите пойти ругаться? Хорошо. А вы подумали, что будет дальше? Учебники вам уже не заменят, следующую закупку сделают только следующим летом. Зато директор и завучи будут корить педагога за то, что она «не умеет работать с родителями». И она уволится, вот увидите! Кто тогда будет вести уроки у ваших детей? Нового учителя найти в середине года непросто. Хотите, чтоб математику у вас вёл физрук — идите скандальте.» Скандала в тот день так и не вышло. Как и в остальные 4 года.
  • Пример второй. Та же школа. Те же учебники. Но другой родительский коллектив. Разразился скандал, в котором, по старой доброй школьной традиции, был виноват учитель. Как думаете, хотелось ли педагогу работать после этого? С радостью ли она готовилась к урокам? Увы, нет. А дальше всё по описанному выше сценарию. Поэтому не идите на поводу у большинства. Порой даже один человек может в корне изменить ситуацию.

5. Не обсуждайте молодого специалиста с другими учителями

В любой сфере, где есть взаимодействие людей, возможны конфликты. И молодой педагог действительно может ошибаться. И к таким конфликтам тоже нужно быть готовым. 

Но, если вас что-то не устраивает в работе учителя, то пойдите и поговорите об этом с учителем. В большинстве случаев любой конфликт можно решить без постороннего вмешательства.

Если ситуация окажется действительно сложной, молодой педагог сам пойдёт советоваться к более опытному.

Но ни в коем случае не идите к стороннему педагогу разбираться с молодой учительницей, особенно если это педагоги одной школы. 

Школа — мирок маленький и тесный. Остальные учителя непременно об этом узнают и подумают: «Если эта мама про неё такие слухи распускает, где гарантия, что про меня не говорят того же?». И строить работу с вашим ребёнком будут уже иначе.

6. Почаще интересуйтесь у учителя успехами своего ребёнка

Родители должны интересоваться успехами и слабостями своего чада. Но есть в этом простом действии и другая, не столь очевидная сторона. Не только вы узнаёте об успехах ребёнка, но и педагог лишний раз анализирует его работу. И в следующий раз, вызывая ребёнка к доске, он будет лучше помнить о лично его «пробелах» и невольно подбирать задание именно для него. 

Индивидуальный подход должен быть на каждом уроке, но очень трудно постоянно держать в памяти особенности обучения 150 учащихся. Кроме того, спрашивая совета, вы лишний раз проявляете заботу к ребёнку и уважение к педагогу.

7. Обеспечьте своего ребёнка всем необходимым

Тоже, кажется, очевидные вещи. Но фраза посреди урока «Я забыл тетрадь» может приостановить урок на 1-3 минуты.

А если через 5 минут выясняется, что он ещё и ручку забыл… 5 минут в масштабе урока — очень ценное время.

И если ваш ребёнок всегда готов к уроку и никогда не отнимает на подготовку лишнего времени, то учитель вам уже крайне признателен. Это мелочи, но именно из таких мелочей и складывается учебный процесс.

Читайте также:  Походы на природу

8. Всегда отзывайтесь о педагоге уважительно

Многие мамы удивляются безобразному поведению детей в школе. А между тем забывают, что авторитет учителя крайне важен для успешного развития ребёнка. 

Когда вы, болтая с подругой за чаем, говорите при ребёнке: «Ой, у Алёшеньки учительница такая молодая-зелёная… Ну, лет 15 на вид, что она может соображать вообще?» — учтите, что и ребёнок будет относиться к учительнице как к молодой и неопытной. А зачем её такую слушать? Зачем вообще выполнять то, что она говорит? 

А потом начинаются разговоры «в советское время учителя были другие». Другие. Но и родители, и дети были другие. Общество в целом было другое. Его составляли наши мамы и папы, бабушки и дедушки. А сейчас это самое общество составляем мы с вами. И не от советских учителей, а от каждого из нас зависит то, каким это общество будет.  

И, наконец, помните о преимуществах молодого педагога перед педагогом опытным. Как правило, молодой педагог очень активен. У него много жизненной энергии и задора для самых смелых начинаний. В поход с классом? Новогодняя дискотека? Видеоролик о школьной жизни? Да легко! Просто помогите учителю развиться. Если учитель и родитель работают сообща, результат не заставит себя долго ждать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/kak-vyzhit-esli-u-rebenka-molodoy-uchitel

Молодой учитель: сильные стороны начинающих

Если посмотреть на книги для молодых учителей, то мы заметим интересную тенденцию. Большая часть этих книг, включая четыре из пяти бестселлеров Amazon, рассказывают о том, как молодому учителю выжить в школе. В книгах других жанров, кроме книг об апокалипсисе, это слово так часто не встретишь.

Педагогическое сообщество жалеет молодых учителей, как мы можем заметить из тематики выживания книг для начинающих педагогов. Молодого педагога определяют не навыки и их вклад в общее дело, а трудности и ошибки, которые они совершают в начале пути.

Все, кто когда-либо был молодым учителем, знают о значительном напряжении сил, смешных ошибках и долгих ночах, проведенных за работой, в первые годы работы.

Недавно в журнале Atlantic вышла статья «Первый год учителя похож на дедовщину в братствах».

В статье речь идет о том, как начинающие учителя часто забывают поесть и забрасывают личную жизнь, посвящая себя работе. При этом их эффективность отнюдь не высока.

Посмотрим на работу молодежи под другим углом. Каждый год новички делают куда больше, чем просто задерживаются в кабинетах и не могут успокоить класс. Они создают новое, общаются с детьми и вдохновляют их, они внедряют новые идеи в старые учебные планы. Но об этом редко говорят за пределами класса.

Однобокий взгляд на работу молодых педагогов вреден. Постоянные напоминания о трудностях работы и недостатках плохо влияют на их работу.

Чем хуже о себе думает педагог, тем хуже учатся его подопечные, показало исследование Университета Теннесси. Кроме того, молодые учителя в первый год работы часто страдают от неуверенности в себе, что сказывается на личной жизни учителя.

Это играет значительную роль в том, что 50 процентов молодых учителей уходят из профессии в первые пять лет.

Администрации школ и наставники молодых педагогов должны больше времени уделять их состоянию, показывать, что они способны сделать больше. Надо удостовериться, что молодые педагоги видят свои результаты и вклад в работу школы, а затем показать, как лучше использовать свои сильные стороны.

Томас Ньюкирк в статье «Смущение: эмоциональное препятствие в обучении» показывает, что, если мы знаем хотя бы об одной своей сильной стороне, это позволит нам с уверенностью преодолевать жизненные трудности. Молодые педагоги имеют свои сильные стороны и преимущества перед опытными коллегами, которые помогут им продраться через все трудности первых лет карьеры.

Сильные стороны молодых педагогов

У молодых педагогов много идей: на прошлой неделе коллега жаловался мне, что на его кафедре не хватает молодежи. На их кафедре совершенно нет новшеств, по его мнению.

Такая точка зрения встречалась мне часто, в этом и есть ключевая сила молодых педагогов: они приносят новые идеи в работу.

Например, новый учитель английского языка в моей школе заметил, что новая версия выпускного экзамена требует больших знаний риторики и умения убеждать от учеников.

Чтобы развить эти навыки у учеников, он организовал фестиваль, на котором студенты спорили об абсурдных вещах, используя все возможные риторические приемы и техники убеждения.

Эта идея очень понравилась ученикам. За время фестиваля они изучили множество риторических приемов, некоторые из них я раньше вообще не встречал.

У молодых педагогов свежий взгляд: помимо свежих идей, у молодых учителей есть свежий взгляд на вещи, которые помогут школе идти вперед. В первый год карьеры я работал в небольшой школе. В школе было несколько спортивных команд, но не было команды по треку. Я большой фанат трека, и отсутствие команды в моей школе опечалило меня. Так я решил открыть в школе новый кружок.

Через два года наша команда стала самым большим спортивным кружком в школе. Почти четверть учеников была в наших рядах. Когда я покидал школу, открытие команды назвали моим главным достижением на работе. Для меня же это было просто хобби.

Молодые педагоги часто разбираются в новинках лучше опытных коллег: преподавание занимает много времени, так что опытные педагоги не успевают следить за инновациями и развитием науки.

Педагоги старой закалки лучше разбираются в применении методик на практике и работе с детьми, однако молодые учителя дадут им фору в знании последних научных исследований, лучших практик и развитии педагогики и технологий.

Эти знания, если хорошо организовать взаимодействие, принесут большую пользу кафедре, МО и школе.

У молодых педагогов много энергии: у человека после десяти недель отношений, наверняка, будет намного больше энергии, чем у того, кто уже десять лет замужем (даже в самых лучших отношениях).

То же самое справедливо и для молодых учителей, которые полны энергии в начале карьеры. Избыток энергии позволяет им находить общий язык с учениками и вдохновлять их.

Учеников привлекает волнение и азарт новых учителей, которые им не могут дать осмотрительные опытные учителя.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/molodoj-uchitel-silnye-storony-nachinayushhih/

Молодой учитель — миф или реальность?

Молодой учитель Катерина Короткова со своими учениками

Выпускница Обнинской гимназии Катерина Короткова накануне своего профессионального праздника — Дня учителя — рассказывает, почему она выбрала профессию преподавателя

Я работаю в школе второй год и, соответственно, являюсь молодым учителем. За это время я успела обнаружить, что в понимании современного общества понятия «молодой» и «учитель» такие же несовместимые как, например, «честный» и «вор».

Если ты молод и активен, то будь добр, занимайся бизнесом, торговлей, финансами, а преподавание оставь взрослым и знающим людям.

Вот уже второй год при упоминании того, чем я занимаюсь, чаще всего от своих знакомых и друзей я слышу высказывания типа: «Ой, это же так скучно! Тебе скоро надоест!», «Это же такая неблагодарная профессия!», «Тебя что, на другую работу не взяли? Тебе вообще за это платят?». Нет, не скучно. Да, платят.

Нет, профессия учителя не была моим запасным вариантом. Таким образом, к собственному удивлению, я обнаружила, что профессия школьного учителя, одна из самых древних, и, казалось бы, самых прозрачных и понятных, окутана мифами, которые стоит развеять.

Миф №1: Молодой учитель не имеет достаточного опыта, чтобы учить детей

Любому выпускнику вуза знаком этот порочный круг: «не берут на работу, потому что недостаточно опыта, потому что не берут на работу…». Однако все больше и больше школ приходят к пониманию того, что коллектив преподавателей необходимо омолаживать.

Например, в Обнинской свободной школе работает около 10 молодых учителей, почти все из которых, — выпускники самой школы.

Директор ОСШ Татьяна Мачула не считает отсутствие опыта проблемой: «Любой начинающий учитель, придя в школу, сталкивается с одними и теми же проблемами, вне зависимости от своего возраста.

Однако молодые учителя быстрее учатся, а мы, обучая их своему мастерству, подготавливаем себе достойную смену. Ведь стоит вспомнить, что в дореволюционное время учителя работали в школах всего по 15 лет, а затем выходили на пенсию».

Миф №2: Учитель — очень неблагодарная профессия

В современном обществе вряд ли можно говорить об обесценивании профессии учителя. Наоборот, сегодня школа возлагает большую надежду на молодых учителей, и поэтому очень их ценит. «Неважно, как меняется система образования, ключевым ее звеном является и будет являться учитель.

При работе с детьми большое значение имеет человеческий фактор, именно к молодым учителям дети тянутся больше. А от учителя, который им нравится, они возьмут любые знания. Будущее — за молодыми учителями», — убеждена Татьяна Мачула.

Действительно, в молодых учителях дети видят своих друзей, и такой отдачи, энергетики, как от них, вы не получите ни от кого. Не стоит беспокоиться, что дети вам не благодарны: когда вы увидите, с каким удовольствием они идут на ваш урок, или с каким теплом о вас отзываются их родители, вы поймете, что ваш труд действительно вознагражден.

Именно глядя на своих школьных учителей – учителей обнинской гимназии, в частности преподавателя английского языка Ирину Дешину и преподавателя истории Елену Иванову, я укрепилась в решении стать учителем.

Миф №3: Быть учителем — скучно

Скука — чувство, которое вы, вероятнее всего, вообще не испытаете, если будете работать учителем. В первую очередь, это работа с людьми, а точнее, с самым «нескучным» их проявлением, детьми. Несмотря на существование расписания уроков и учебного плана, своей непосредственностью и непредсказуемостью они делают каждый день и урок непохожим на предыдущий.

Кроме того, работа учителем — это возможность совмещать приятное с полезным. Вам нравится строить роботов? Пожалуйста, робототехника — одно из самых перспективных направлений в современных школах.

Вы мастер спорта по шахматам? Так почему бы не передать свое мастерство детям, получив от них при этом максимальную отдачу? Учитель ОСШ по литературе Сергей Куликов совсем недавно закончил филологический факультет и сразу пошел преподавать в свою родную школу: «Мне интересна прежде всего литература — ее я и преподаю. Мне нравится учить детей литературе, хотя, конечно, важно помнить, что это большая ответственность. Скажем так, я поступал скорее на филологический, а педагогическая сторона меня интересовала не сильно. Но практика, во время учёбы в университете, в школе показала, что со школьником возможен диалог, особенно если ребёнок сам увлекается чтением».

Миф №4: Учителям мало платят

Работа учителя отличается тем, что это что-то среднее между работой на себя и работой на «дядю». В определенной степени, учитель может контролировать свою нагрузку (взять дополнительные часы, курсы, кружки), а значит, и зарплату.

Исключительным полем деятельности представляется репетиторство: вот тут вы действительно вольны организовывать работу так, как вам нравится и в то время, когда вам удобно. Современные репетиторы — своего рода бизнесмены, которые, создав себе широкую клиентуру, получают неплохой доход.

Недаром Дмитрий Медведев отметил, что «энергичный учитель всегда найдёт, как заработать».

Миф №5: Учитель — крайне неперспективная профессия, а о карьерном росте не может быть и речи

Пойдя работать в школу, вы не обрекаете себя всю жизнь провести на одной должности, без дальнейшего личностного развития.

Профессии учителя тоже знаком карьерный рост: вы можете стать учителем первой или высшей категории, занять место председателя методического объединения, заву- ча или даже директора.

Кроме того, за вами возможность развивать новые направления подготовки в вашей школе, открывая, например, различные кружки и курсы, или создавая собственную, ни на что не похожую методику. Современная школа с удовольствием прислушивается к идеям своих учителей и поддерживает любые их инициативы.

Важно помнить, что несмотря на определенные рамки, в которые нас ставит система образования, преподавательская деятельность — самая творческая, а сам учитель сочетает в себе качества не только педагога, но и актёра, художника и психолога.

Катерина Короткова,
учитель английского языка Московского Лицея № 1568

Источник: http://ngregion.ru/persona/molodoj-uchitel-mif-ili-realnost

Молодой педагог или «заслуженный» профессор?

Собираетесь учить иностранный язык?

Наверняка вы потратили некоторое время, чтобы выбрать языковую группу. Теперь необходимо определиться и с учителем. Кому отдать предпочтение – молоденькой девушке или преподавателю со стажем и шлейфом регалий?

Вопрос об оптимальном возрасте и статусе преподавателя стоит достаточно остро. Свои мнения на этот счет высказывают учителя и ученики обычных школ и специализированных курсов.

Однозначного ответа не существует, поскольку есть много «за» и «против» у каждой категории преподавателей. Ниже в таблице представлены некоторые аргументы «за молодых» и «за опытных»:

«ЗА»: молодые учителя «ЗА»: профессора, заслуженные учителя
Владеют новыми методиками обученияПолны сил и энтузиазмаИм проще найти общий язык с молодыми студентами Огромный опыт в работеБольшая практика преподаванияУмение быстро обнаружить сильные и слабые стороны студента/ученика

Теперь рассмотрим вероятные минусы, которые могут быть присущи обеим категориям: 

«МИНУСЫ» молодых учителей «МИНУСЫ» профессоров
Недостаточно теоретического и практического опыта (прочитано мало книг, написано мало научных работ, «перепробовано» мало методик и т. д.)Проблемы с общением с учениками старшего возраста Много времени уходит на теоретическую работу – в ущерб практике и живому общениюПреподавание по устаревшим методикамЕстественная «усталость», или «выгорание»

Есть и другие не менее важные нюансы.

  • Услуги молодых, мало кому известных преподавателей обойдутся дешевле, чем занятия с прославленным профессором с громким именем.
  • Солидный профессор может иметь тяжелый характер.
  • Молодые учителя, недавно закончившие ВУЗ, готовы приспосабливаться к своим ученикам – и по времени, и по методам обучения. А вот пойдет ли на такой компромисс профессор?
  • Профессор может быть перегружен работой в связи со своей высокой востребованностью. В этом случае он физически не сможет дать качественные знания в полном объеме.
Читайте также:  Компьютерная система обучения: аппаратные и программные средства. сетевые обучающие системы

Но самое интересное, пожалуй, состоит в том, что, как показывает практика, возраст не влияет на педагогические способности.

Молодой учитель – будь то 24-летняя девушка или 28-летний парень – может обожать свою работу и быть очень внимательным к своим ученикам.

С другой стороны, профессор, блестяще излагающий мысли на бумаге, вполне вероятно – совершенно несносен в живом общении.

Молодые учителя могут быть бесконечно скучными, без задора и креатива, тогда как опытный преподаватель подчас удивляет своим жизнелюбием и готовностью пробовать и применять в обучении новейшие технологии и методики.

Опросы школьников, например, показывают, что им больше нравятся молодые учителя, недавно закончившие ВУЗ. Причина проста: с такими преподавателями проще найти общий язык, ведь разрыв в возрасте – относительно невелик. Вместе с тем сами молодые учителя, желающие расти в своей профессии, с удовольствием посещают лекции заслуженных и известных профессоров.

Чего ждут от учителей?

  • По мнению специалистов, классный учитель – не только тот, кто обладает достаточными знаниями, педагогическими способностями и опытом. К преподавателю сегодня предъявляется еще одно требование: он должен «успевать» за своими учениками, в частности, уметь пользоваться современными средствами коммуникации и интерактивными технологиями.
  • Успехи в учебе зависят от того, сколько внимания учитель уделяет своим ученикам. Очень часто много времени тратится на документацию, а не на сам процесс. Современные методики обучения позволяют свести к минимуму бумажную и рутинную работу, сосредоточившись на главном. 

Так как же выбрать себе учителя?Есть несколько достаточно простых советов, следование которым поможет решить эту задачу.

Первое – образование. Что и где заканчивал кандидат на роль вашего учителя? Какое имеет образование (лингвист, переводчик, педагог)? Какими техниками преподавания владеет? Сколько лет работает в этой области и где именно?

Где проживает, имеет ли опыт живого общения с носителями языка? Молодой преподаватель, проходивший практику или проживший пару лет в Англии или Италии, сможет дать больше полезных знаний, чем учитель, читающий 15-20 лет тот же английский или итальянский язык только по учебным пособиям.  

Второе – отзывы. Нанимая учителя или репетитора, найдите его реальных учеников и получите отзывы об уровне преподавания и педагогических приемах из «первых рук».

Третье – действие. Не бойтесь пробовать. Существует мнение, что не более чем в 50% случаев ученик с первого раза находит наиболее подходящего ему учителя иностранного языка.

Сейчас есть замечательная возможность — заказать бесплатный пробный урок. Вы можете познакомиться с потенциальным преподавателем, самостоятельно оценить, подходит ли вам этот человек по уровню владения языком и способу общения, методикам обучения. Если что-то не заладилось, можно поговорить об этом, рассмотреть разные варианты обучения или просто подыскать новую кандидатуру.

Источник: https://www.wRabbit.ru/pages/choice

Городские легенды. Молодые учителя

Наши герои не похожи на типичных «марьиван» в шалях, с которыми многие сталкивались в школе.
Им нет и 30, они амбициозны и энергичны, ведут инстаграмы, принимают зачеты по скайпу, играют в рок-группах и занимаются наукой. Так почему они все еще в школе?

«Мы с учениками подписаны друг на друга в инстаграме»

Константин Владимирович Левушкин

27 лет, учитель истории и обществознания, лицей при НИУ ВШЭ

Во время учебы на истфаке МГУ вдохновился методом преподавателя, который умел «высокую теорию сбросить до земли» и пошел работать в школу, чтобы научиться так же. После первых двух лет работы «выгорел», ушел управляющим в «Циферблат» и спустя год вернулся: потянуло назад.

Наталья Алексеевна Гарист

22 года, учитель французского языка, школа №4 г. Видное Московской области, участница проекта «Учитель для России»

Закончила МГЛУ. Прошла несколько ступеней отбора, чтобы попасть в стипендиальную программу «Учитель для России». Говорит, что работать учителем языка хотела со школы: на это её вдохновила её школьная учительница. Хочет, чтобы её уроки теперь вдохновляли её учеников на выбор жизненного пути.

«Дети открывают мне язык по-новому»

«Воспитываю в детях патриотизм через географию»

Николай Вячеславович Золотов

27 лет, учитель географии первой категории, кадетская школа-интернат №7, Московский казачий кадетский корпус

Работает в корпусе с 2010 года. Любит ходить в походы. С тех пор, как работает в школе, берёт с собой своих учеников. С кадетами ходил по горам Крыма и Кавказа. Организовал музыкальный ансамбль из воспитанников корпуса.

Любовь Михайловна Аркашина

26 лет, учитель русского языка и литературы в школе №734

Плетет дреды и играет в театре теней. Из одной из школ ее уволили, когда узнали, что школьницы ходят к ней за жизненными советами. Отказывалась менять прическу ради получения работы и каждый раз искала новую школу.

«Я не могу строить из себя того, кем я не являюсь: любая сложная ситуация сразу выдает человека»

«Четвероклассник описался от моей шутки»

Антон Олегович Зубарев

28 лет, учитель математики и информатики СОШ города Люберцы.

Вырос «среди школьных тетрадей» и часто оставался на работе у бабушки-учительницы. Понимает приколы школьников, играет в рок-группе и говорит, что ощущения на сцене и на уроке перед классом — очень похожи. Поэтому не бросает школу, хотя знает сколько сейчас можно зарабатывать в IT.

Анастасия Николаевна Свирина

25 лет, учитель географии, средняя школа №2086

Закончила МПГУ, но никогда не думала, что будет работать в школе. Говорит, что в географию её привела тяга к путешествиям. Ходит с учениками в походы и экспедиции. Считает своей главной задачей через географию сделать так, чтобы дети полюбили Родину.

«Ученик попросил доказать, что Россия — не худшая страна в мире»

«Не говорю ученикам о своей гражданской позиции. Это лишнее»

Александр Алексеевич Сурков

27 лет, учитель истории и обществознания, Пушкинский лицей №1500

Закончил РУДН по специальности «Философия» в 2012 году, в 2010 начал работать в школе. Сейчас работает в Московском институте открытого образования, но школу решил не бросать — ежедневно проводит 2 урока, а потом едет на основную работу. Говорит, что хочет работать в образовании и при этом заниматься наукой.

Иван Дмитриевич Сорокин

29 лет, учитель химии и теории познания в гимназии № 45 им. Мильграма

Помимо работы в школе, которую сам закончил, преподает на химфаке МГУ, пишет статьи для «Афиши» и Look at me о современной культуре и науке: от музыки до вселенной Marvel, регулярно выступает с лекциями. Уроки ведет на английском и только для старшеклассников. Говорит, что школа дает ему энергию и «живой фидбэк».

«Если бы школа занималась вопросами информационной гигиены, в нашем обществе было бы меньше диванных войн»

За последнее десятилетие изменились не только учителя, изменилась и сама школа: уже в «началке» школьники на уроках работают за ноутбуками, о прогулах и опозданиях учеников родителям сообщают по смс, а традиционная отмазка «ничего не задали» уже не работает: все задания можно посмотреть в электронном дневнике. Мы попросили шестиклассника провести для учительницы на пенсии экскурсию в мир безналичного расчета в столовых и уроков робототехники. Как преподаватель воспримет новую школьную реальность и что сами ученики думают обо всех нововведениях — в нашем репортаже.

Человек, который закончил школу десять лет назад, никогда не сдавал экзамены по скайпу и не звал родителей на онлайн-собрание. Теперь во многих школах интерактивные доски заменили меловые, а бумажные шпаргалки — смартфоны и планшеты. Сравнить, как было и, как стало теперь в школах, поможет наш путеводитель.

Есть версия, что в педагогический ВУЗ идут либо, потому, что больше некуда, либо, чтобы в армию не забрали. В педах сейчас жалуются на проблему так называемого двойного отбора: сначала после школы выпускники с низкими баллами ЕГЭ идут в педагогические, а после из них только 5-10% идут работать в школы. И то часть — потому что других вариантов не было.

Однако социальный престиж профессии учителя за последние годы незначительно повысился. Но на том образе педагога, который сформирован в обществе, это практически не сказалось.

Согласно результатам опросов, учитель ассоциируется у россиян чаще всего с двумя образами. Один — это образ матери, друга, наставницы, другой — синего чулка, серой мыши, бедной, старой, занятой непрестижным трудом, загруженной кипой тетрадок и проблем. Это подтверждают и сами учителя, отмечая, что ситуация начинает меняться.

2008

2014

Источник: ВЦИОМ, 12 ноября 2014

Чтобы новые учителя могли отвечать вызовам времени, начинает меняться подход к их подготовке в педагогических ВУЗах. Так, например, в МПГУ в сентябре для первокурсников проходит курс «Погружение в новую педагогику».

В течение месяца у студентов нет пар в привычном смысле: они ходят на экскурсии, учатся играть на музыкальных инструментах, снимать видео, готовить еду.

По словам кураторов, главная цель программы — заново научить учиться, дать студентам возможность вспомнить какой это азарт — обучиться чему-то.

Помимо школы как таковой сейчас появляется и развивается ряд образовательных проектов, в том числе, в области дополнительного образования, появляется все больше СМИ, которые пишут об образовании.

Например, Мел — навигатор в мире образования для родителей школьников, edutainme о будущем образования, учёба.ру – платформа для поиска образовательных возможностей и планирования карьеры, просветительский проект об образовании Newtonew и другие.

Все это, так или иначе, формирует представление о том, что учиться — это здорово и вместе с тем, меняет отношение к тем, кто учит

Одной из причин того, что отношение к учительству меняется, стал экономический фактор: конкурс в педагогические вузы Москвы вырос сразу после того, как выросла оплата труда московского учителя.

По словам самих учителей, оплата с того времени скорее сократилась, особенно если учитывать уровень расходов, но представление о том, что учитель в Москве теперь получает достаточно для жизни, похоже, сохраняется.

Невысокая зарплата — это по-прежнему одна из основных причин, останавливающих выпускников ВУЗов по дороге к работе в школе. По данным Росстата, средние зарплаты учителей в разных регионах могут отличаться в разы. Самые низкие зарплаты в Алтайском крае — в среднем — 19 625 рублей в месяц.

Больше всего учитель может заработать в Ямало-Ненецком Автономном Округе: средняя цифра заработка учителя там — 91 566 рублей. Не на что жаловаться и московским учителям: многие из них получают почти как менеджеры среднего звена и при увеличенной нагрузке могут зарабатывать больше ста тысяч рублей.

Ниже официальные данные Росстата по стране за январь-июль 2015 года.

19 625 Алтайский край

19 824 Республика Дагестан

20 809 Кабардино-Балкария

35 745 Средняя по стране

43 186 Санкт-Петербург

63 162 Москва

77 652 Магаданская область

77 820 Чукотский АО

91 566 Ямало-Ненецкий АО

Формула, по которой рассчитывается ежемесячный заработок учителя, очень сложна. Она учитывает опыт, учительскую категорию, количество уроков в неделю и учеников в классах, существуют небольшие надбавки за классное руководство и содержание кабинета.

При этом средние цифры по стране вовсе не отражают потенциальный заработок молодого педагога, только что окончившего ВУЗ. Мы обзвонили коллег-журналистов и попросили узнать, сколько в их регионе получает молодой учитель по приходу в школу — при ставке 18 часов. Сравните со «средними» цифрами.

Выборка случайная, но, видимо, отражает тенденцию.

Создать по всей стране одинаково привлекательные условия для того, чтобы в образование приходили молодые специалисты, у государства пока не получается.

Но привлечь в профессию молодёжь в Министерстве Образования все же пытаются, создавая программы поддержи.

Механизм не всегда прост: чтобы получить дополнительную поддержку, молодой специалист должен самостоятельно подавать специальные заявки на участие. Вариантов поддержки несколько:

  • 100 тысяч рублей единовременно получает молодой учитель в некоторых регионах России, если устраивается работать в сельскую школу. Это так называемые «подъёмные». Для того, чтобы их получить, молодой учитель должен заключить контракт на срок не менее 5 лет.
  • Дом на селе и машина — такие бонусы за работу в сельской школе предлагали за заключение контракта сроком на 10 лет в ещё нескольких российских регионах. Получить дом в собственность можно только отработав у доски оговоренный в контракте срок. В 2014 году некоторые регионы программу несколько сократили. Варианты были разные: где-то региональные бюджеты стали компенсировать только 70% от стоимости дома, где-то молодым учителям и вовсе давали лишь льготную ипотеку — проценты по ипотеке компенсировал бюджет. В подобных формах программы поддержки работают и сейчас, правда, не во всех регионах.
  • Стипендию в 35 тысяч рублей дополнительно к зарплате получают молодые учителя, ставшие участниками программы
    «Учитель для России» — пока наиболее прогрессивного способа мотивации молодых специалистов в образовании. Программа негосударственная, но её финансирует «Сбербанк».
    «Учитель для России» — вариант международной программы Teach for All по повышению качества образования в средних школах. Попасть в программу могут только выпускники Топ-40 ВУЗов страны.

Мир пронзают современные технологии, и в школе теперь много учителей, которые завели аккаунты в социальных сетях раньше, чем стали учителями. Инстаграм — способ заглянуть в окна школ, в которых работают молодые учителя. Мы собрали фотографии, которые молодые учителя выкладывают в сеть — чтобы посмотреть на школу их глазами.

Источник: https://tvrain.ru/teachers/

Ссылка на основную публикацию