Наказывать ребенка или нет

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

10 правил для родителей

  1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
  2. Определите четкие границы.

    Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.

  3. Соотносите наказание с проступком.

    Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.

  4. Не наказывайте долго.

    Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.

  5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать.

    Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.

  6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им.

    Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.

  7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.

  8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
  9. Рассказывайте о своих ожиданиях.

    Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.

  10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей.

    Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.

Читаем также: Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Способы конструктивного и лояльного наказания

  1. Лишение приятного. Если ребенок получил плохую оценку за то, что не сделал домашнее задание, можно ограничить доступ к видеоиграм на выходные. Важно лишать именно привилегий, а не основных потребностей. Лишение телевизора или встречи с друзьями – это одно, но лишение сна или отказ кормить – это уже жестокое обращение.
  2. «Исправительные работы».

    Взрослые за нарушение правил расплачиваются штрафами или общественными работами. Почему бы вам не перенести подобную практику на ребенка? Если он сознательно рисует на столе, пусть отмоет его. Только не переусердствуйте. В идеале труд должен восприниматься как благо, а не как наказание.

  3. Тайм-аут (перерыв).

    Ребенку предлагают посидеть в отдельной комнате или на кресле в тихом уголке и подумать над своим проступком. Постарайтесь найти такое место, где нет телевизора, игрушек или компьютера. Нельзя запирать его в темной комнате, чтобы не нанести вред психике. Количество времени, проведенное в тайм-ауте, зависит от серьезности «правонарушения» и возраста ребенка.

    Общее правило: примерно одна минута на каждый год.

  4. Личное извинение. Просить прощение у того, кого он обидел, не просто конструктивное наказание для ребенка, но и подготовка к взрослой жизни. Если ребенок оборвал цветы на соседской клумбе, заставьте его принести извинения.

    Для дополнительного эффекта пусть ребенок в субботу поможет привести клумбу в порядок.

  5. Игнорирование. Дети часто балуются, чтобы привлечь внимание взрослых. Не следует поддаваться на провокацию. Объясните ребенку, что если он продолжит вредничать, то вы не будете с ним разговаривать.

    В случае затяжной истерики можно выйти из детской, перестав общаться с малышом до прекращения скандала. Будьте осторожны, ведь длительное лишение родительской любви превращается в пытку. Читаем также: как реагировать на капризы ребенка

  6. Проверка на собственном опыте. Позвольте ребенку убедиться в справедливости ваших требований на собственном опыте.

    Бегал по лужам – в результате хлюпающий нос и постельный режим. Но следует знать меру с последствиями негативных действий, чтобы ребенок не причинил себе настоящий вред.

  7. «Временный арест». Если подросток совершил серьезный проступок, можно ограничить его общение с приятелями: не пускать на день рождения или вечеринку.

    Нельзя применять этот вид конструктивного наказания постоянно, так как в подростковом возрасте очень важны доброжелательные отношения со сверстниками.

  8. Сказка вместо наказания. Чтобы освоить правила поведения, читайте ребенку сказки, которые позволят ему понять и почувствовать, что и у других встречаются такие переживания и проблемы.

    Через сказочные образы детям предлагаются выходы из сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов. В конце каждой истории герой (а значит, и ребенок) понимает, что так поступать больше нельзя. Читаем статью: влияние сказок на развитие детей

Читаем также: Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Допустимо ли физическое наказание?

Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.

Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка.

Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины.

В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.

Читаем также: Очень простые способы показать детям что вы их любите

Как наказывать детей, решать только их родителям. Главное – сделать это правильно и конструктивно. Не перегибайте с дисциплинарными воздействиями, лучше объясните ребенку без криков и физического наказания, почему он вел себя неправильно, и тогда он вас поймет.

Читаем также:

Подборка видео консультаций: как правильно наказывать детей за непослушание

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/8-loyalnyih-sposobov-nakazaniya-detey-kak-pravilno-nakazyivat-detey-za-neposlushanie.html

Наказания для детей

Чем старше становятся дети, тем менее безобидны их шалости, проступки, эксперименты над родительскими запретами и правилами.

Наказывая чадо за поведение, не соответствующее установленным порядкам, родители прежде всего хотят добиться того, чтобы неправильные поступки не повторялись, ребенок уяснил, что нельзя делать и почему.

Эффективные наказания для детей, применяемые с умом и искренней любовью, приводят к положительным результатам – даже двух-трехлетки способны понять, чего от них хотят взрослые, и вести себя соответственно.

Почему дети выходят из-под контроля

Внутри каждой семьи существуют определенные, чаще всего негласные, нормы поведения, которых придерживаются все взрослые, и к которым приучают детей.

Идеальное воспитание – то, где вопрос о наказаниях не встает, потому что малыш с раннего возраста усваивает правильный пример, растет в гармоничной обстановке, естественным путем впитывает все «можно» и «нельзя».

Конечно, для современной семьи это утопия – сценарии семейных взаимоотношений мамы и папы зачастую различаются, старшее поколение растило детей, руководствуясь совсем другими принципами, имея другую реальность вокруг, оно уже не является авторитетом, агрессивный социум накладывает свой отпечаток. Таким образом, рано или поздно каждый родитель сталкивается с непослушанием, непотребным поведением чада, которое необходимо корректировать.

Разберемся с причинами, по которым дети ведут себя плохо:

  • Возрастные кризисы. Условно кризисные периоды происходят около года, трех, семи, 11-13 лет. Изменения, происходящие с психикой ребёнка, неожиданны и сложны для него самого. Он учится жить в новых для себя условиях, правильно пользоваться приобретаемыми навыками, взрослеет. Справляться с такими нагрузками нелегко, как для годоваса, так и для подростка, поэтому подрастающему человеку приходится включать механизмы «расшатывания» окружающей среды – капризы, непослушание, бунтарство, нарушение границ. 
  • Чрезмерные ограничения. Многочисленные, необоснованные запреты – тот случай, когда взрослые сами провоцируют отпрыска агрессивно бороться за свою свободу.
  • Недостаток внимания. Дети, которым не хватает внимания родителей, привлекают его именно таким способом – нарушая правила.
  • Стресс. Конфликты, ссоры близких взрослых, переезд, начало посещения садика или школы, потеря любимого питомца – факторы, влияющие на эмоциональное состояние дитя, с которым ему трудно справиться.
  • Переизбыток искусственной информации. Злоупотребление фильмами, компьютерными играми, различными электронными игрушками является сильной нагрузкой на детскую психику, ребята становятся возбудимыми, агрессивными, конфликтными.
  • Непоследовательные действия родителей. Сюда относятся различающиеся требования мамы, папы, других родственников, нечеткие формулировки того, что можно, нельзя, нарушение взрослыми своих обещаний, пустые угрозы, неумение родителей перестроиться, выводить отношения на новый уровень в процессе взросления деток.

С перечисленными выше причинами непослушания невозможно справиться применением наказаний для детей – встречая открытое противоборство, чадо начнет сопротивляться еще сильнее.

В каком возрасте вводить санкции

Вопрос, имеющий принципиальное значение – с какого возраста можно вводить дисциплинарные взыскания? Будет ли толк, если наказать ребенка одного-двух лет? Исследования детской психики показали, что малыши начинают воспринимать себя как отдельного человека, с 2.5 – 3 лет. С этого возраста формируется собственная личность дошкольника, осознание своего «я», самостоятельность, начинается развитие воли.

Значит ли это, что детям младше трех лет нужно разрешать всё? Границы поведения можно и нужно очерчивать, объясняя, почему опасно выбегать на дорогу или ковырять розетку. Разница заключается в том, что малышей от нежелательных действий отвлекают, а к более старшим ребятам применяют санкции.

За что наказывать, а за что – нет

Целесообразность дисциплинарных воздействий – важнейшее условие их эффективности. За что можно наказывать нашкодившего отпрыска, а в каких случаях следует воздержаться, как определить разумную грань?

Применить санкции стоит, когда чадо нарушает хорошо известные ему законы, целенаправленно, осознанно совершает действия, причиняющие вред окружающим людям или предметам. Наказывать «за плохое поведение» любого масштаба без выяснения причин не следует – возможно, четырехлетний мальчик взял без разрешения мамину кружку, потому что хотел проявить заботу, приготовить ей чай.

Психологи рекомендуют воздержаться от дисциплинарных взысканий в следующих случаях:

  • Неаккуратность. Дошкольники и младшие школьники рвут, пачкают, теряют свои вещи, оставляют на столе крошки, проливают напитки – это нормально.
  • Физиологические особенности: нежелание кушать, «авария» с туалетными делами.
  • Проявления ревности, привязанности: кроха не хочет оставаться один, отталкивает сестренку от мамы, отказывается делиться игрушкой с братом, говорит, что не любит бабушку.
  • Возрастные, индивидуальные особенности: несобранность, повышенная возбудимость, плохая память, невнимательность, бунтарство, капризность кризисных периодов.
  • Познавательные эксперименты: исследование луж, случайно изрисованный стол, разобранные игрушки, вылитый в ванну бутылек маминого шампуня. Фантазия дошкольников безгранична, пытливый разум подсказывает самые неожиданные идеи.

Перед тем, как наказать нашкодившего отпрыска, разберитесь с причинами, попробуйте понять, что двигало ребенком. Психологи рекомендуют прибегать к наказаниям только при крайних случаях. Арсенал очевидных провинностей чада не сильно разнообразен: ударил, украл, ушел без предупреждения далеко от дома.

Как наказывать

Основываясь на тяжести, а также повторяемости содеянного поступка, родители выбирают метод дисциплинарного воздействия. Предлагаем вашему вниманию несколько советов, объясняющих, как правильно наказывать ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму и не испортить ваших отношений:

  • Установите четкие границы. Будьте терпеливы – для объяснения и закрепления допустимых норм поведения понадобится время.
  • Помните о том, что отношения – первичны, руководствуйтесь любовью. Освойте методы самоконтроля, экстренной психологической самопомощи (выйти в другую комнату, посчитать до 10, «заземлиться»). Выяснение деталей ситуации должно происходить в спокойном ключе.
  • Будьте непреклонны, тверды, последовательны. Обговорите последствия нарушения правил, придерживайтесь своих обещаний в случае провинности. Не нарушайте собственных установок – «нельзя» не должны переходить в «иногда можно».
  • Объясняйте и применяйте санкции сразу после проступка. 
  • Дайте чаду право негативно реагировать на наказание. Подрастающий человечек имеет все основания расстроиться, плакать, злиться. Задача родителя – не выходя из себя дать понять: «я вижу, что ты печалишься и обижаешься, я тебя понимаю, мне жаль, но у нас такие правила».
  • Согласуйте методы дисциплинарных взысканий с остальными домочадцами. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть одинаковы у всех взрослых.
  • Соизмеряйте наказания с серьезностью проступка.
  • Выясняйте отношения без свидетелей.
  • Придумайте примирительный ритуал. Действия, после совершения которых санкции снимаются.
  • Обращайте внимание на правильные поступки отпрыска, выражайте радость, удовлетворение, когда чадо ведет себя в соответствии с царящими дома законами.
  • Объясняйте заранее, какие последствия ждут чадо после нарушения того или иного правила.

Следующие виды наказания детей являются мягкими, лояльными и, при грамотной подаче, конструктивными:

  • Лишение любимых занятий: мультиков, сладостей, доступа к компьютерным играм. Исключение составляют личные вещи маленького человечка и уже обещанные мероприятия.
  • Условная изоляция (временный тайм-аут). Используется в моменты, когда отпрыск проявляет агрессию, не слышит родителей, скандалит, дерется. Провинившегося отправляют «подумать над своим поведением» (фактически – успокоиться, прийти в себя) в отдельную комнату или на диван, с которого ему нельзя вставать. Время, проводимое чадом в одиночестве, рассчитывается по возрасту – 1 год равен 1 минуте. Трехлетку допустимо оставить на три минуты, пятилетку – на пять. Перед этим нужно сказать ребенку, что он сделал не так, выразить свое недовольство и сообщить, что сейчас ему нужно угомониться. Этот момент одиночества необходим также и взрослому, чтобы остыть, подсесть к малышу, поговорить по душам, восстановить мир. 
  • Естественные последствия. Самый действенный ход – подождать, пока дошкольник естественным образом ощутит результаты своих промахов. Когда он дерется – его бьют в ответ и перестают играть. Когда кричит на маму – она надевает наушники, не обращает на него внимания. Когда не возвращает на место вещи – эти вещи ему больше не дают. Когда крадет – лишается своих карманных денег. Не делает домашнее задание – получает плохую оценку. Опаздывает на тренировку – имеет взыскание от тренера. Хулиганит в машине – едет обратно домой вместо запланированных гостей. Объясняя сыну или дочери, как устроен мир, рассказывайте об ответственности, приводите примеры, учите, что каждый поступок имеет последствия.

Альтернативы наказанию

Адель Фабер и Элейн Мазлиш, авторы знаменитой книги «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», утверждают, что, наказывая кроху, родители отнимают у него возможность осознать свое недопустимое поведение.

Вместо сожалений о содеянном и размышлений о том, как искупить вину, дети концентрируются на обиде.

Специалисты по воспитанию детей предлагают использовать следующие приемы, позволяющие сохранить родительский авторитет, предотвратить конфликты:

  • Покажите отпрыску, как он может принести пользу. Вместо того, чтобы отчитывать бегающего по магазину малыша, дайте ему задание – принести три красных яблока, подержать пакет, катить тележку. Вместо ругани за неубранные игрушки попросить убрать все, что помешает вам пылесосить пол.
  • Ясно, резко обозначьте свое неодобрение без перехода на личность чада: «Мне не нравится то, что происходит. Бегающие и вопящие дети мешают покупателям», «Я в ярости от того, что все игрушки до сих пор валяются на полу, хотя должны быть давно убраны!».
  • Сформулируйте свои ожидания. «Я надеюсь, что дети, сопровождающие меня в магазине, будут вести себя подобающим образом – спокойно идти рядом со мной и помогать мне заполнять корзину продуктами».
  • Покажите, как загладить свою вину. «Теперь все, что упало, нужно поднять и положить на место», «Наш дом нуждается в хорошей уборке, для этого понадобится немного времени и усилий».
  • Позвольте выбирать. «Не бегай, пожалуйста. Ты можешь идти со мной рядом или сесть в тележку», «Игрушки нужно убрать. Ты можешь сделать это сейчас и пойти смотреть мультик, или убраться перед сном, вместо чтения». 
  • Действуйте, демонстрируя неизбежные последствия. «Сегодня я иду за покупками одна» — «Почему?» — «Ты мне скажи, почему». Важно не поддаваться на уговоры шкодника и действительно уйти без него. «Сегодня ты не будешь играть со своими игрушками, они убраны».
  • Учитесь решать проблемы вместе, находить компромисс. «Что мы можем придумать, чтобы тебе было не скучно в магазине, а мне не приходилось отвлекаться на твои хулиганские действия?» Спросите отпрыска, каковы его желания, внимательно его выслушайте и обозначьте, что нужно вам. Подумайте вместе и запишите варианты, которые устроили бы вас и сына (дочь), затем выберите те, которые подходят вам обоим.

Начать жить, используя эти принципы, может быть нелегко, поначалу многим родителям они кажутся неестественными, наигранными. Но, по мере получения позитивных результатов, мамы и папы говорят о том, что эти методы работают и становятся не просто приемами, а стилем жизни семьи.

Запрещенные приемы

Стоит упомянуть и о том, как наказывать ребенка нельзя, во избежание еще более серьезных проблем с поведением и отношениями. Старайтесь не применять следующие дисциплинарные взыскания:

  • Регулярные целенаправленные телесные воздействия. Бить детей недопустимо, физические наказания в семье являются прямым насилием. Порка учит малыша бояться родителей, подростка – проявлять ответную агрессию, а повзрослев, человек испытает серьезные трудности в своей собственной семье. Научиться воздействовать на детей иначе – можно. Сегодня существует множество психологических техник для взрослых, позволяющих управлять своим гневом. Шлепок, как реакция на опасное для жизни малыша действие (выбежал на дорогу, попытался ткнуть вилкой в лицо сестренке) имеет другие корни, рассматривается в ином ключе.
  • Жестокость – лишение пищи, оставление в холоде, темноте, изгнание из дома, раздевание провинившегося. Сюда же можно отнести унизительные обзывания, прозвища, оскорбления.
  • Крики. Психологами доказано, что родительские вопли не учат детей слушаться, а лишь вызывают боль, фрустрацию, чувство одиночества. 
  • Угрозы. Дети воспринимают слова родителей всерьез, в том числе фразы, сказанные в гневе: «Я отдам тебя в детский дом», «оставайся здесь, я за тобой не вернусь».
  • Лишение общения. Игнорируя чадо, мама с папой вызывают в нем сильнейший страх остаться одному, лишиться самого важного – родительской любви.

Перечисленные выше методы обозначаются психологами как табу, поскольку несут в себе опасность серьезных последствий для детской психики.

Расхожее мнение «он иначе не понимает» является ошибочным – ребята не понимают жестокость, они просто приспосабливается, ведомые страхом научаются действовать так, чтобы «не влетело».

Во взрослом возрасте человек, подвергавшийся подобным санкциям, будет иметь проблемы в выстраивании гармоничных отношений с близкими людьми и самим собой, в нем не заложено понятие собственных границ, уверенности в своих силах, адекватности самооценки.

Лучший способ развить чувство ответственности – использовать ненасильственные способы воспитания.

Источник: https://pups.su/vospitanie/nakazaniya-dlya-detej.html

Как правильно наказывать ребенка и нужно ли это делать / Mama66.ru

Поговорим на актуальную тему среди родителей – наказание детей. Умеете ли вы наказывать своих малышей правильно? Многих родителей эти моменты вводят в ступор. Психологи утверждают, что большая часть родителей преднамеренно отказывается от наказания, считая его бесполезным. Ребенок должен знать лишь заботу и любовь.

Отчасти они правы. Но умение правильно наказывать ребенка принесет в будущем свои плоды. Итак, какие нюансы нужно учитывать и как избежать ошибок в воспитании?

С какого возраста можно наказывать детей

Психологи не рекомендуют наказывать ребенка до 2,5 лет. До этого возраста малышу сложно соотносить поступки с собственным Я. Проще говоря, причинно-следственные связи еще не для них. И только ближе к 3 годам чадо начинает соотносить что хорошо, а что плохо, где опасно, а где более или менее безопасно.

На детских площадках встречаются мамы, которые учат уму-разуму своего годовалого малыша. Поймет ли что-то кроха, вопрос спорный. Вместо порицания психологи рекомендуют переключать внимание мальчика или девочки на что-то другое.

Если ребенок подбегает близко к дороге – перейдите с ним на дальнюю площадку. Кусает или забирает лопатку у другого малыша – остановите его и отведите туда, где мало детей. Задача не легкая для родителей. Но наказывать годовалого ребенка, который не слушается, бессмысленно.

Примерно до 5 лет практические все хорошие и плохие действия детей скопированы. С родителей, старших братьев или сестер, малышей из детского садика или секции. Так что не пугайтесь, если ваше чадо стащило из магазина Чупа-чупс. Возможно, он видел, как кто-то делал то же самое.

Принципы правильного наказания

Без четких границ и понимания что можно, а что нельзя, не вырастет полноценная и адекватная личность. В глазах ребятишек вы авторитет. Поэтому прежде чем думать, как наказать ребенка, вспомните вот о чем:

  • Ребенок должен четко понимать в чем именно он провинился и за что его ругают.
  • Наказывайте сразу, не откладывайте на потом.
  • Согласовывайте принципы воспитания с супругом. Допустим, мама запрещает рисовать красками на бумаге, лежащей на полу. Папа, наоборот, разрешает. У ребенка в голове создается путаница.
  • Будьте примером. Чтобы маленький человек рос воспитанным, будьте именно таким родителем.
  • Выводите ребенка на диалог и спрашивайте, понял ли он почему его наказали. Обсудите ситуацию со всех сторон и объясните, чем плох его поступок.
  • Если наказание заслуженное, не извиняйтесь за него. Этим вы подорвете свой авторитет. Помните, наказывать необходимо за действительно плохое поведение.
  • Не наказывайте публично. Это травмирует самооценку.
  • Порицайте проступок, а не личность малыша. Это может ранить и в будущем у него могут появиться проблемы с самооценкой.

Старайтесь всегда выбирать конструктивное наказание. Благодаря ему ребенок научится брать ответственность за свои поступки, и усвоит правила поведения в обществе. Через него вы можете мягко и без агрессии воздействуете на сына или дочь. Какие методы наказания ребенка будут конструктивны?

Разговор или поучительная беседа

Разговаривайте с дочкой или сыном с раннего детства. Это один из кирпичиков в фундаменте доверия между вами и вашим ребенком. Через беседу вы проще донесете истину. Это важный момент в воспитании. Когда вы говорите спокойным, но уверенным голосом, дите намного лучше воспринимает слова. Ваше спокойствие передастся ребенку.

Ограничение

Если ребеночек раскричался, начал без причины кидать игрушки, беситься или баловаться за столом, попробуйте на время вывести его из помещения. Иными словами, вы ограничиваете его пространство и меняете локацию. Это немного «отрезвляет» малыша. Такой метод, с точки зрения психологов, очень эффективен.

Не потакать капризам

Бывает так, что ребенок капризничает для привлечения внимания. Нужно ли в таком случае наказывать ребенка? Нет. Правильным будет объяснить ему, что мама или папа заняты, и игнорировать его каприз. Не обращать внимание, даже если юный герой продолжает капризничать. Это научит его со временем воспринимать и уважать просьбы взрослых.

Логичное наказание

Это наказание вследствие того, что ребенок вас не послушался. Например, вы говорили ему не разбрасывать и забирать из песочницы все игрушки. Он не послушал вас и забыл на улице любимую лопатку.

Конечно же, мамы должны приглядывать за всеми вещами. Но можно ли наказывать за это? Нет. Лучше использовать в качестве элемента воспитания.

Спокойно объясните малышу, а лучше покажите на своем примере, что если он будет бережно относиться к своим вещам, то ничего не забудет в следующий раз.

Самостоятельное исправление

Ребенок намеренно разрисовал красками пол? Не беда. Вручите ему тряпку и ведро с водой. Пусть исправляет свое хулиганство. Безусловно, вам придется за ним перемывать. Но урок он усвоит.

Комендантский час

Такой вид наказания ребенка за плохое поведение сработает с детьми постарше. Если проступок серьезный, то можно на время ограничить общение с ровесниками.

Система кнута и пряника

Наказание будет иметь эффект, если использовать систему поощрений. Суть вот в чем: вы даете ребенку четкие правила, которым он в состоянии следовать. Не выполнил – наказан, выполнил – поощрен.

О наказании юнец должен знать заранее. Лучше, если оно последует сразу за проступком. Но не стоит продлевать наказание на несколько дней. Так вы научите ребенка ответственно относиться к своим обязанностям.

Наказывайте сына или дочь с положительными эмоциями. Любые отрицательные эмоции – крики, приказания, применение силы вызовут у ребенка противоречия и желание их ослушаться.

За что нельзя наказывать

За плохим поведением наших детей всегда стоят потребности в чем-то. Задайте себе вопрос – нахулиганил ли мой ребенок намеренно или просто из интереса и по незнанию? Задача родителей – помочь деткам удовлетворить потребность, не нанеся вреда ни себе, ни окружающим.

А вот за что, по мнению психологов и опытных родителей, ругать не стоит:

  • за стремление к познанию – прыганье по лужам, бег под дождем, игры с кастрюлями и чашками;
  • за возрастные особенности – неусидчивость, гиперактивность, невнимательность, неумение аккуратно кушать ложкой и ходить на горшок;
  • за естественные чувства и эмоции – интерес к чужим вещам, ревность к младшему брату или сестренке, желание все делать самостоятельно;
  • за неосторожность – испачкался, порвал, разлил.

Допустимо ли физическое наказание ребенка

Детские психологи единогласно отвечают – такая мера наказания недопустима.

Проводились множество исследований, в ходе которых выяснялось, что мальчики, которых в детстве били ремнем и шлепали, вырастают агрессивными по отношению к окружающим и к своим партнерам.

Девочки, к которым также применяли физическую силу, вырастают неуверенными, с множеством комплексов и без уважения к самой себе.

Физическое наказание ребенка за непослушание должно быть редким явлением в любой семье. В вопросах воспитания руководствуйтесь мудростью и тактичностью. В первую очередь пробуйте способы, описанные выше.

Но если без шлепков не обойтись, то применять их стоит не раньше 1,5 лет. До этого возраста детки очень нежные и любое встряхивание может привести к сотрясению.

Есть моменты, когда ребенок преднамеренно тянет пальцы в розетку. Конечно же, вы 100 раз объясняли ему, что так делать нельзя, это опасно! Но малыш хохочет, глядя вам в глаза, и продолжает тянуть пальцы в рот… Тут неплохо сработают шлепки по пальцам. Небольшая боль запомнится ребенку и, вероятно, он больше не повторит такого.

Многие родители шлепают детей за их любознательность. Кроху привлекают новые игрушки, будь то фарфоровый сервиз или папин телефон. Целесообразнее убрать эти вещи подальше, чем наказывать чадо за настойчивое желание познакомиться с этими предметами.

Никогда не забывайте хвалить малыша за его успехи. Урок, который он вынес для себя после наказания, также стоит оценить. Рассказывайте ребенку о своем детском опыте, приходилось ли вам справляться с подобным и как у вас все получилось.

Будьте для малыша примером личности, которая тоже чего-то не умела или делала неправильно. Ребенок поймет, что он не одинок и будет стремиться к лучшему.

Если в семье царит гармония и счастье, то проделки вашего чада не разозлят вас. Отнеситесь к ним философски и у вас все получится. Успехов в воспитании!

Источник: http://mama66.ru/psyhology-child/nakazanie-rebenka

Наказывать ребёнка или нет?

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок был покладистым, послушным, совершал только хорошие поступки и ни в чем не перечил взрослым.

Может быть, подобный ребёнок и существует, но, скорее всего, лишь в воображении мамы и папы. Реальный же малыш не отличается особым послушанием, даже самый воспитанный ребенок может вытворить что-то такое, что приведёт в смятение окружающих.

Рано или поздно каждый родитель задается вопросом о том, наказывать или нет ребёнка?

Жизнь без наказаний?

Наверное, это мечта каждого ребёнка. В принципе, любой родитель был бы рад не наказывать свое чадо, однако как показывает практика, без наказаний в процессе воспитания обойтись сложно. Малыш должен понимать, что совершить проступок безнаказанно невозможно.

В противном случае, при тактике «не наказывать никогда» вы рискуете вырастить эгоистичного и самовлюбленного ребёнка, который будет думать, что ему позволено всё.

Если вы не принимаете никаких мер, когда ребенок, например, бьёт родителей или других детей, то где гарантия, что повзрослев, он не захочет проявлять свою агрессию более жестокими способами, зная, что ему за это ничего не будет.

Подобных примеров можно привести не один, поэтому не думайте, что маленький проступок, за который малыш не понёс ответа, никак не отразится на его поведении в дальнейшем. В вопросах воспитания нет ничего незначительного, важно всё.

Физические наказания

Прежде всего, хочется сказать, что физические наказания применять категорически не желательно. Если вы думаете, что ударив ребенка, вы получите нужный результат, то вы заблуждаетесь.

Вариантов может быть несколько:

  • простой шлепок по попе (я же не бью, я просто шлёпаю) не даст результата, потому что это не больно, а словами ему никто ничего не объяснил.
  • если родители бьют ощутимо, то это вызывает у ребенка страх. И именно чувство страха в дальнейшем будет останавливать малыша. Однако, это лишь до тех пор, пока он будет знать, что родители могут его ударить, а если их не будет рядом – ребёнок будет вести себя плохо, потому что он не понимает того, почему это плохо.
  • ребёнок ожесточится, потеряет доверие к взрослым, не будет прислушиваться к разумным доводам, будет делать всё наперекор.

Описывать негативные последствия физических наказаний можно еще долго. Просто задумайтесь о том, что ударить проще всего, не нужно ничего объяснять, не нужно тратить время. Но в будущем, не ответит ли вам выросший ребёнок тем же?

Наказываем правильно

Прежде всего, стоит сказать о том, что, как и в любом моменте воспитания, в наказаниях должна быть система, мотивированность и последовательность. Т.е., если сегодня за неубранные игрушки вы наказали ребёнка, а завтра никак не отреагировали на беспорядок, то малыш не будет понимать, почему игрушки нужно убирать, а главное за что его наказали.

В качестве наказания нельзя использовать методы запугивания. Многие родители любят пугать малышей всякими Бабаями, Страшилами и пр. Опять-таки, ребёнок не будет понимать, почему он плохо поступает, он просто будет бояться, а страх – это не самое лучшее чувство. Неужели вы хотите, чтобы у вашего малыша появились фобии или проблемы с нервной системой?

В наказаниях можно использовать систему ограничений. Т.е., если ребёнок ведёт себя не очень хорошо, то говорить ему, что он не получит что-то, что любит. Это могут быть мультики, вкусности или любимые игры.

Только ни в коем случае не используйте подобное в качестве поощрения-подкупа – вот будешь вести себя хорошо, включу тебе мультики.

Малыш должен понимать, что хорошее поведение не покупается, что это просто необходимость, прежде всего для него.

Не менее эффективно работает метод наказаний, основанный на эмоциональной связи ребёнка и родителей. Только не вздумайте говорить ребенку, что не будете его любить, если он будет вести себя плохо.

Чтобы малыш чувствовал себя уверенно и устойчиво в этом мире, ему нужно быть уверенным и в вашей любви.

Вы можете показывать ему, что вас огорчают, расстраивает его плохое поведение, можете на него обижаться, не играть с ним в игры, но в любом случае, всегда показывайте, что вы все равно его любите.

Очень эффективным методом может стать метод «тайм-аута» и подобные ему. Т.е. ребенка оставляют на какое-то время в определенном месте (лучше без зрителей), чтобы он подумал над своим поведением.

Помните о том, что во всех методах воспитания всем членам семьи нужно сохранять единство. Если мама наказала, то папа не должен освобождать малыша от наказания или запрещать маме это делать. Нельзя, чтобы в семье были «плохой» и «хороший» полицейские. Так вы только дезориентируете ребёнка и сформируете у него неправильное отношение к тому, что следует за проступками.

Когда наказывать?

Наказание должно быть последним методом воздействия.

В начале обязательно объясните малышу, почему считаете его поведение плохим, дайте понять, что в случае продолжения подобного, ребёнка ждут последствия, которые могут быть ему неприятны.

Если малыш все же не унимается, то сделайте ему замечание, предупредив, что накажете, если он вас не послушает. И только после того, как все перечисленные методы не дали результата, применяйте наказание.

Натали Гойденко специально для сайта Развитие ребенка 3 лет

Источник: http://3-years.ru/vospitanie/nakazyvat-ili-net.html

Когда терпеть больше нельзя: как наказать ребенка за плохое поведение?

Ребенок игнорирует просьбы и требования родителей, капризничает и устраивает истерики, делает все назло?

Каждая мама сталкивается с этим время от времени. Кто-то чаще, кто-то реже.

Что делать?

Как наказать за плохое поведение и стоит ли вообще наказывать? Эти вопросы интересуют всех родителей.

Все родители хотели бы, чтобы дети были послушными и выполняли все требования родителей с первого раза.

Однако в реальности такое вряд ли встретишь. Почему же дети не слушаются родителей?

  • Любому малышу нужны определенные правила и порядок.
  • Так он будет чувствуют себя более спокойно и уверенно. Иногда он хочет проверить дозволенные границы и нарушает принятые правила.

  • Если запретов слишком много, то ребенок восстает и перестает слушаться родителей.
  • Поэтому количество слов «нельзя» стоит ограничить. Однако необходимо быть последовательным, иначе будет не понятно, почему сегодня можно, а завтра нет.

  • Бывает и такая крайность, когда малышу позволяется все, что он захочет.
    О дисциплине в таком случае говорить не приходится – он просто не знает, что можно делать, а что нет.
  • Иногда дети не слушаются, когда не могут понять, чего от них хотят.
  • Поэтому малышам  (до 5 лет) важно показать нужные действия и выполнять их с ним, пока не запомнит.
  • Возникают моменты, когда ребенок начинает испытывать на прочность дозволенные рамки.
  • Это так называемые возрастные кризисы. Они бывают в год, в 3 года, 5-6 лет, подростковый период. Обычно они связаны со значительными переменами в умениях. Например, научился ходить, осознал себя и прочее.
  • В некоторых случаях дети перестают выполнять просьбы если хотят привлечь к себе внимание.

Если ребенок не слушается, то, прежде всего, необходимо обратить внимание на методы воспитания, обстановку в семье, требования к ребенку и его обязанности. Если родители не учитывают переживания своих детей, их эмоции, потребности и интересы, то наладить дисциплину будет сложно.

Зачем это, и что будет если все позволять

Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».

В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.

Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.

Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.

Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.

Его принципами было отрицание любых наказаний.

Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов.  В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или 4 года нужно действовать совершенно по-разному.

Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.

Наказание должно происходить после совершения поступка.

Наказывать стоит в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная что это плохо.

Важно также учитывать возраст. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут. Поэтому им лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.

Стоит учитывать возрастные нормы психики. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.

Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.

В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять малышу последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.

Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять что можно, а что нет. Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя.

Также при выборе наказания необходимо учитывать характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность.

Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.

Советы психолога — наказывайте без вреда для психики

Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.

Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем.

Поэтому выбирая способ наказания нужно следовать таким правилам:

  1. Не наказывайте сгоряча
  2. Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.

  3. Наказывайте любя
  4. Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если он чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.

  5. Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание
  6. То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.

  7. Наказывать нужно не ребенка, а его проступок
  8. Например, ударил соседского мальчика. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.

  9. При наказании необходимо четко определить временной интервал
  10. Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.

  11. После наказания обязательно должно быть примирение

Хорошо, если есть свой собственный ритуал.

Когда начинать?

С какого возраста малыш должен нести ответственность за свое поведение?

Существует мнение, что наказывать детей до 3 лет нельзя.

Оно основано на том, что до этого возраста ребенок не умеет строить причинно-следственные связи.

Если сломалась игрушка, он понимает, что она не работает, но не осознает, что виновником стал он сам, какие-то его действия. Поэтому он не поймет, за что его наказывают.

Однако это не значит, что можно все позволять малышу. Просто в случае его проступков необходимо ему объяснять, что нельзя делать, чтобы это не повторилось.

Если маленький ребенок требует что-то, что делать нельзя, стараются переключить его внимание другое. Давать понять малышу что можно, а что нет нужно как можно раньше.

За что можно, а за что нельзя?

Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные.

Тем не менее, за осознанное нарушение ранее установленных правил следует применить обговоренное наказание. Например, сказать «если ты будешь обзывать детей в садике плохими словами, то на ужин не получишь сладкое».

Ребенок нарушил это правило, значит, на ужин не даете сладости, как бы он ни просил. Остальные члены семьи также не должны нарушить наказание, иначе ребенок не поймет, что так делать нельзя.

С точки зрения многих психологов наказывать необходимо за:

  • Оскорбления, особенно в отношении старших.
  • Ложь.
  • Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления.

    Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать. Вранье поощрять нельзя.

  • Физическое насилие.
  • Вы часто наказываете ребенка?

    Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут.

    Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных.

  • Демонстративное нарушение установленных правил поведения.
  • Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.

  • Воровство. Оно должно быть строго наказано.

За что нельзя наказывать:

  • Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то
  • Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.

  • И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает
  • Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.

  • Ребенок познает мир, проявляет активность
  • Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это их естественное поведение.

  • Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями
  • Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.

  • Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку
  • Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.

  • Проявление чувств – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее

Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.

При использовании наказаний в воспитании главное не переусердствовать, чтобы не потерять любовь и доверие своего малыша. Для этого нужно соблюдать такие принципы:

  1. Не вводите слишком много запретов
  2. Оставьте ребенку простор для исследований

  3. Требования должны быть ориентированы на возраст
  4. Не требуйте то, чего он пока не может запомнить или сделать.

  5. Прежде, чем наказать, необходимо разобраться в ситуации
  6. Если ребенок был наказан, то после обязательно помиритесь с ним
  7. Объясните свою позицию, напомните, что любите его несмотря ни на что.

  8. Нельзя унижать и оскорблять детей

Почему не рекомендуют шлепать?

Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.

Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания. Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.

Если шлепать сильно, чтобы было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.

Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.

Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.

Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.

Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание.

При выборе наказания рекомендуется следовать таким правилам для родителей:

    Вам удается оставаться спокойными во время наказания ребенка?

  • Не наносить ребенку физический и психологический вред
  • Наказывать только за совершенный проступок, а не для профилактики
  • За несколько совершенных сразу нарушений следует одно наказание за все сразу
  • Не лишайте ребенка ранее подаренных вещей или обещанных наград, если это не было обговорено сразу
  • Не шантажируйте, не манипулируйте его чувствами
  • Наказание должно быть заранее обусловлено
  • Наказывать необходимо сразу после совершения нарушения, а не через какое-то время

После наказания не нужно все время вспоминать ребенку его проступок.

Варианты наказаний

Рассмотрим несколько вариантов, как наказать ребенка за плохое поведение и непослушание.

  1. Лишить ребенка удовольствий
  2. В качестве наказания можно лишить на определенное время того, что ребенок любит: смотреть мультфильмы, играть на компьютере, есть сладости и другое.

  3. Посадить ребенка на специальный стул для наказаний на определенное время, чтобы он обдумал свое поведение
  4. Вариант этого наказания – поставить в угол. Однако такой вариант не желателен, потому что при этом мышцы ног и спины напряжены, и такое состояние не способствует размышлениям.

  5. Если ребенок не хочет собирать игрушки, уберите их так, чтобы он не смог их достать
  6. Не давайте какое-то время, пусть пообещает, что в следующий раз соберет. Обговорите наказание за нарушение. Например, не сможет играть в игрушки один день. Если нарушил правило, обязательно накажите, как договорились.

  7. Возможны шуточные наказания за небольшие провинности: присесть 10 раз, повторить несколько раз какое-то правило, для детей постарше – написать это правило несколько раз
  8. Главное давать реальные задания, которые ребенок сможет выполнить.

  9. Еще один из рекомендуемых способов подойдет не каждому родителю: позволить ребенку самому сделать выводы из нарушения правил
  10. Например, разрешить промокнуть в луже и простудится, не запрещать бить других детей и тогда с ним никто не захочет дружить.

  11. Игнорирование ребенка

С этим наказанием следует быть осторожным. Ведь длительное игнорирование может нанести ребенку психологический вред. Но, если вы какое-то время откажитесь играть с ним из-за плохого поведения, то это послужит ему уроком.

Как воспитывать своего ребенка, наказывать его или нет, и как именно, решает каждый родитель самостоятельно. Однако нужно учитывать, что ребенку необходимо уметь жить и адаптироваться в обществе. Поэтому придерживаться определенных принятых социальных норм необходимо всем детям. Как привить им эти правила решают родители.

Как правильно наказывать — видео советы доктора Комаровского

Помогла статья? Оцените её(2

Источник: https://umnyash.com/razvitiye/psikhologiya-i-vospitaniye/pooshchreniye-i-nakazaniye/kak-nakazyvat-rebenka-za-plohoe-povedenie.html

Ссылка на основную публикацию