Направления в образовательных функциях

Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ. — Лидия Панькова

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения.

Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

Консультативная деятельность– оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Основными функциями работы психолога в образовательном учреждении являются:

Гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся.

Итог этой работы: психологическая характеристика личности воспитанника, сотрудника, составление психологических паспортов на группу учащихся, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

Просветительская – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

Виды работ: консультации с администрацией, психотерапевтические беседы с различными категориями сопровождения, семинары.

Консультационная– объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенности их поведения в профессиональной и семейной жизни;

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога.

Психопрофилактическая и психотерапевтическая– предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе).

Виды работ: разные виды психотерапии – игровая терапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг.

Организационно-методическая – разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.

Источник: http://l-pankova.ru/osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-pedagoga-psixologa-v-ou/

Образовательная, развивающая и воспитательная функции общего образования, их реализация в процессе обучения

Функции обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая — со структурным усложнением, а воспитывающая — с формированием отношений (В.В.Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения — отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях.

Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса.

Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика.

Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Начиная с 1960-х гг. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л. В.

Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер и М.Н.

Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В.Давыдов и Д. Б. Эль-конин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении, И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий.

Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности — это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.

Источник: https://students-library.com/library/read/57791-obrazovatelnaa-razvivausaa-i-vospitatelnaa-funkcii-obsego-obrazovania-ih-realizacia-v-processe-obucenia

Основные направления в сфере образования

24 августа 2016 года глава Правительства  РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, посвященного сфере образования. В своем выступлении он обозначил четыре основных направления:

Первое направление – это современная образовательная среда для школьника.

По словам Д.А.Медведева,   стандарты не будут работать в полном объёме, если  не будет  создана для них необходимая инфраструктура.

«Надо, чтобы все новые школы создавались уже с расчётом на новые классы, новые лаборатории, которые соответствовали бы самым высоким образовательным стандартам, в которых учиться было бы удобно, интересно и безопасно», — подчеркнул премьер-министр.

Второе направление– это модернизация среднего профессионального образования, рабочие кадры для передовых технологий.

«У нас в этой сфере тоже пока много проблем – и в плане технического оснащения, и с качеством преподавания, да и просто с количеством средних специальных учебных заведений, потому что они создавались в советские времена», — отметил Д.А.Медведев.

По его словам, необходимо разработать “собственные образовательные стандарты в этой сфере, программы подготовки специалистов и на их основе перестроить систему среднего профессионального образования”. При этом, как отметил Д.А.Медведев, необходимо в полной мере ориентироваться на позицию работодателя и тех, кто предъявляет требования по рабочим профессиям.

Третье направление  – это высшая школа, это университеты как центры пространства создания инноваций. Среди взаимосвязанных задач, которые предстоит решать, Д.А.Медведев выделил такие как:

  • выстроить на базе ведущих университетов систему создания и продвижения инноваций, которая позволит университетам зарабатывать на своём интеллектуальном продукте;
  • повысить конкурентоспособность на мировом рынке образовательных и исследовательских услуг и закрепиться на высоких позициях в международных рейтингах;
  • подготовка студентов по тем специальностям, которые на самом деле востребованы, чтобы молодые специалисты не остались без работы после получения диплома;
  • взаимодействие между государством, высшей школой и работодателями;
  • обеспечение доступности качественного образования тому, кто хочет получить университетское образование или повысить свою квалификацию.

Четвёртое направление – это современная цифровая образовательная среда.

«Существует реальный дефицит качественного образовательного контента, поэтому нужно создать специализированные сетевые ресурсы, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы (такие ресурсы уже есть, но их немного) и которыми будут пользоваться студенты и преподаватели не только в нашей стране, но и соотечественники за рубежом», — отметил Д.А.Медведев.

Читайте также:  Как пережить разлуку с ребенком

В заключение глава Правительства сказал:

«Я знаю, что есть и другие идеи, в том числе у коллег, которые здесь присутствуют. Нужно разработать, может быть, и другие направления».

Источник:  http://government.ru/news/24274/

Основные направления в сфере образования

Источник: http://eduinspector.ru/2016/08/26/osnovnye-napravleniya-v-sfere-obrazovaniya/

Роль прогностической функции в деятельности руководителя образовательного учреждения



В настоящее время происходят значительные изменения в области отечественного образования, связанные с интеграцией в мировое образовательное сообщество. Главной особенностью этого процесса является инновационность.

Причём инновационность характеризуется не поверхностными изменениями, а глобальными переменами самой сути образования, которая предполагает появление новых образовательных парадигм, а также формирование иных свойств педагогического менталитета.

В создавшейся ситуации у современного педагога возникает острая потребность направить свою профессиональную деятельность в инновационное русло. Обоснованием этому служит совокупность факторов [1].

В первую очередь, изменения, касающиеся не только образования, но и множества других сфер жизни, приводят к повышению требований общества к качеству образовательных услуг. Возникает необходимость в кардинальном обновлении образовательной сферы, способов преподавания и т. д.

Одновременно возрастает гуманитарность образовательного процесса, происходят постоянные количественно-качественные изменения в содержании образования, в составе учебных предметов, вводятся новые дисциплины, что требует непрерывного поиска и отбора инновационных принципов и методов организации преподавания.

В связи с этим значительно повышается ценность профессиональных компетенций педагога.

В результате уменьшения ограничений в отборе компонентов учебного процесса изменилось отношение преподавателя к нововведениям.

Педагогическая деятельность в настоящее время имеет творческий, альтернативный характер.

Поэтому приоритетным вектором в работе руководителя образовательного учреждения, методического отдела является организация благоприятных условий для поиска и внедрения инноваций в учебную деятельность.

Весомым фактором можно считать вливание учебной организации в условия рыночных отношений. Конкуренция, возникающая между педагогическими коллективами, предоставляющими образовательные услуги, является основной причиной, подталкивающей к использованию преподавателями инновационных технологий в своей деятельности.

Понятие «инновация» заимствовано педагогикой из естественно-научной терминологии, согласно которой данный термин можно рассматривать как «комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т. п.; модернизация» [2].

К педагогической практике применимо философское определение «инновации».

Это «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов» [3].

Благодаря широте и богатству русского языка наряду с понятием «инновация» в повседневной деятельности часто применяются синонимичные термины, такие, как «новшество», «нововведение» и т. д. Их общность состоит в том, что они обозначают обновление, развитие.

Зарождению инновации предшествует кропотливая работа как одного преподавателя, так и целых педагогических коллективов, по созданию собственной базы новаторских идей.

Рождение инновации влечёт за собой следующий этап работы, связанной с преодолением определённых трудностей по внедрению данной инновации в практическую деятельность. Поэтому необходимо организованное управление инновационным процессом.

Под управлением педагогическими инновациями мы понимаем «вид социального управления, поддерживающего целеустремленность и организованность инновационных процессов в системе образования» [4]. Процесс управления инновационной деятельностью представляет собой разветвлённую полифункциональную систему действий.

Одним из главных компонентов этой системы является прогностическая деятельность руководителя, которая позволяет «обеспечить переход образовательного учреждения от функционирующего к развивающемуся и повышение его статуса» [5].

Прогностическая деятельность руководителя-это «вид деятельности, осуществляемой на основе теории педагогической прогностики и направленный на исследование возможных перспектив развития и преобразования объектов и субъектов педагогической действительности» [6]. Образовательный процесс является динамичной системой.

Стремительное изменение внешних и внутренних условий функционирования данной системы требует от руководителя непрерывного повышения уровня навыков прогнозирования, от которых зависит эффективность управления всеми процессами в образовательном учреждении.

Умение прогнозировать обеспечивает расширение пространства для вариативности принимаемых решений, их обоснованность и объективную оценку последствий выбранных решений в долгосрочной перспективе.

Прогнозирование является составляющей частью понятия «предвидение». «Научное предвидение — это опережающее отражение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления» [7]. Кроме прогноза существуют такие формы предвидения, как гипотеза и план.

Они отличны друг от друга характером воздействия на протекание процессов и степенью конкретности. Гипотеза — это «научное предвидение на уровне общей теории» [7]. Данное понятие характеризует общие правила поведения объекта.

Прогноз — это «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления» [7]. В отличии от гипотезы прогноз в большей степени обладает достоверностью и определённостью.

План — это «надлежащим образом оформленное управленческое решение, включающее точно определённую цель, а также пути и средства её достижения» [7]. План содержит конкретную и точную информацию.

В процессе управления образовательной организацией прогнозирование тесно переплетается с планированием. Во многих случаях прогноз соотносится с первым пунктом плана, который определяет примерные границы предстоящего планирования.

Мы рассматриваем прогнозирование как самостоятельную функцию управления, имеющую собственную методологическую базу, отличную от более точных и строгих методов планирования. Некоторые социокультурные процессы невозможно планировать. В этом случае они становятся объектами прогнозирования.

Отличительной чертой прогноза является его вероятностный характер при многовариантности.

Это объясняет недостаточную точность параметров протекания прогнозируемого процесса, но при этом можно отследить положительные моменты или возникающие риски, принять необходимые меры для сведения к минимуму нежелательных последствий. Выбор существующих альтернатив даёт возможность создать благоприятные условия для достижения поставленных задач.

Целью прогнозирования является создание предпосылок для принятия управленческих решений на научной основе. Цель планирования — непосредственное принятие управленческих решений и построение схем по их реализации. Таким образом, планово-прогностическую функцию необходимо рассматривать как основную стадию управленческого цикла.

Реализация системного подхода в данной функции позволяет обеспечить сочетание и единство прогнозирования и планирования на всех стадиях управления, осуществить принцип согласования общественных и государственных приоритетов при составлении прогнозов и планов, обеспечить гибкость и стабильность планирования на основе прогнозов.

Результаты проектирования находят широкое применение во всех областях педагогической системы.

Его роль заключается в предвидении направлений развития экономических, социальных, культурных условий государства, параллельно с которыми необходимо совершенствовать образовательную сферу, вносить изменения в структуру, организацию, содержание обучения в соответствии с новыми общественными требованиями к уровню образованности личности. Областью прогнозирования являются демографические процессы, направление передвижения и количественно-качественные характеристики групп обучающихся на разных этапах обучения.

Стремительный рост темпов развития научно-технического прогресса, постоянное обновление технологий на производстве заставляет работодателей критически относиться к выбору сотрудников. Поэтому неотъемлемым условием трудоустройства выпускников образовательных учреждений является высокая профессиональная компетентность.

Таким образом, прогнозы необходимы при управлении «процессом целенаправленного формирования у обучающихся осознанного и заинтересованного интереса к труду, научного мировоззрения, необходимых социальных, психологических и нравственных качеств» [8].

Данный процесс, в свою очередь, является стимулом для самообразования, повышения квалификации, дополнительного образования. Умение прогнозировать является составляющей частью профессиональной компетентности, которой должен обладать не только руководитель образовательного учреждения, но и преподаватель.

Педагогическое прогнозирование взаимосвязано с постановкой цели. Целью для педагога является «всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов» [9].

Составление прогноза позволяет более точно представить систему педагогических целей, на основе которой разрабатываются учебные задачи. Профессионально выполненное педагогом прогнозирование и целеполагание является основой для проектирования педагогического процесса.

В настоящее время существует большое количество методов построения прогнозов, так как прогностика в качестве научной дисциплины охватывает многие стороны общественной жизни. Метод прогнозирования можно рассматривать как «способ преобразования информации на основе определённых правил и принципов» [10], способствующий выработке оптимального управленческого решения.

Методология прогнозирования опирается на несколько принципов, реализация которых обязательна при разработке прогнозов [10]. Принцип научной обоснованности предполагает использование достижений научных разработок, учёт влияния существующих экономических и социальных условий.

Принцип целенаправленности позволяет выстраивать логику процессов прогнозирования и планирования в сторону намеченной цели. Принцип вариантности, учитывая действие неопределённых факторов на изучаемый объект, предусматривает составление нескольких вариантов прогноза развития данного объекта.

Принцип оптимальности предполагает выбор при планировании из нескольких вариантов прогноза наиболее эффективный, позволяющий при минимальных затратах получить желаемый результат. Принцип адекватности гарантирует соответствие методов прогнозирования изучаемому объекту.

Принцип непрерывности обеспечивает постоянство процесса прогнозирования и планирования.

Умение грамотно компоновать различные методы прогнозирования и планирования даёт возможность эффективно использовать информацию об исследуемом объекте для облегчения принятия управленческого решения.

В основе типологии прогнозов лежит множество различных критериев. Рассмотрим некоторые из них. Одним из основных критериев является время упреждения.

Время упреждения — это временной промежуток, на который распространяются сделанные в прогнозе предсказания. По данному критерию выделяют прогнозы:

1) дальнесрочные, характеризующие период свыше 20 лет;

2) долгосрочные, с периодом упреждения 5–20 лет;

3) среднесрочные, охватывающие период 1–5 лет;

4) краткосрочные, охватывающие временной период 1–12 месяцев;

5) оперативные, с упреждающим периодом до 1 месяца.

Следующим критерием является объект прогнозирования, в соответствии с которым прогнозы могут быть:

1) экономические, исследующие темпы развития экономики государства;

2) научно-технические, исследующие достижения научно-технического прогресса;

3) демографические, анализирующие уровни воспроизводства и занятости трудоспособного населения;

4) прогнозы социального развития, изучающие потребность населения в продуктах питания и непродовольственных товарах, развитие отраслей образования, культуры, искусства, здравоохранения и т. д.;

5) прогнозы природных ресурсов, исследующие вовлечение их в хозяйственный оборот государства.

По функциональному признаку прогнозы делят на поисковый и нормативно-целевой. Поисковый базируется на предполагаемых тенденциях изменения и развития изучаемого объекта в будущем, опирающихся на состояние данного объекта в настоящем и прошлом.

Для составления нормативно-целевого прогноза необходимо наличие у специалиста чёткого представления о желаемом состоянии объекта в будущем в качестве предполагаемой цели.

Затем разрабатываются схемы и пути для достижения поставленной цели, необходимые затраты и ресурсы.

Таким образом, рассмотрев особенности прогностической функции в деятельности руководителя, ее значимость мы связываем с возможностью предвидения как негативных, так и позитивных тенденций, сопутствующих инновационному обновлению деятельности образовательного учреждения.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/111/27284/

Функции и структура современной образовательной системы

Функция представляет собой роль, выполняемая определенным социальным институтом или процессом относительно целого. Потребности экономики в современном индустриальном обществе приводят к развитию грамотности в массах, а затем к подготовке большего числа квалифицированных специалистов.

Читайте также:  Как пользоваться методикой "перепутанные линии" для исследования концентрации и устойчивости внимания детей

При этом если образование не справляется с поставленной задачей, то общество не получит развитых людей и высококлассных специалистов. Поэтому деятельность образовательной системы рассматривается как функция, если сохраняет стабильность и интеграцию общества.

Функции и дисфункции института образования могут быть явными, то есть отчетливо выраженными или латентными, когда они неосознанны участниками образовательной системы. Явные функции образования являются ожидаемыми, необходимыми. Латентные функции являются непреднамеренным результатом деятельности образовательной системы или ее участников.

Явные функции свидетельствуют о целях в рамках образовательного института, а латентные о результатах. К явным функциям образования относятся:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • приобретение знаний и навыков,
  • подготовка к получению профессиональных знаний,
  • обучение профессиональным ролям,
  • усвоение основных ценностей общества.

Скрытые функции образования следующие:

  • приобретение социального статуса;
  • завязывание прочных связей,
  • поддержка выпускников во вступлении на рынок труда.

В научной литературе существуют различные теории о содержании функций образования и их систематизации. Согласно Л.М. Когану функции образования представлены:

  • трансляционной, подразумевающую трансляцию знаний и опыта от поколения к поколению (трансляционная),
  • ценностно-ориентировочную,
  • гуманистическую,
  • адаптационную.

Другой ученый — П.О. Кенкманн ориентируется на реализацию социальных программ посредством образования и выделяет следующие функции:

  • социальную, отвечающую за воспроизведение социальной структуры общества,
  • профессиональную, отвечающую за подготовку членов общества к выполнению профессиональных обязанностей,
  • гуманистическую, подразумевающую передачу знаний и культуры новым поколениям,
  • идеологическую, формирующую идейную направленность и жизненную позицию.

В.Т. Лисовский дополнительно выделяет ещё моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, заключающуюся в воспитании политической культуры.

Основные функции образования можно разделить на:

  • социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
    • гуманистическая,
    • социальный контроль,
    • распространение культуры в обществе,
    • воспроизводство социальных типов культуры,
    • инновации в сфере культуры,
    • формирование и воспроизводство общественного интеллекта,
    • формирование ценностных ориентаций,
    • воспитательная функция,
    • обучающая функция,
    • социализация личности.
  • социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:
    • формирование профессиональной среды,
    • перераспределение ресурсов,
    • социальная селекция,
    • профессиональный отбор,
    • активизация социальных перемещений,
    • функция социального и культурного изменения,
    • профориентационная работа.
    • социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.

Очень высоко взаимодействие и переплетение вышеназванных функций.

Социально-культурные функции образования

Гуманистическая функция отражается в единстве противоположных и при этом органически связанных таких процессов, как социализация и индивидуализация личности. В процессе социализации индивид учится общественным отношениям и трансформирует их в собственную внутреннюю сущность.

Этот процесс индивидуален для каждого человека. Связь образования и прочих сфер общественной жизни реализуется через личность, которая включена в различные социальные связи. Гуманизация — это потребность общественного развития, направленного на личность.

Технократизм индустриального общества к сожалению дегуманизирует отношения в социуме.

Функция социального контроля в образовании позволяет определить место человека в обществе, его возможности, цели и способы вознаграждения за его деятельность.

Распространение культуры в обществе помогает передавать между поколениями ценности культуры. Система образования играет важную роль в сохранении национальной культуры и ее уникальности. Человек, приобщаясь к культуре становится носителем национального сознания и национальной психологии.

Образование способствует воспроизводству социальных типов культуры. Оно придает знанию технологичность и конструктивные формы, позволяет систематизировать, транслировать и накапливать знания. Таким образом передача знания и опыта приобретает динамичный, массовый характер.

Общественная система образования передает только часть инноваций, которые достигнуты в культуре.

Формирование и воспроизводство общественного менталитета включает в себя распространение знаний через обучение и привитие индивидам познавательных навыков.

Система образования уже давно стала многоотраслевым комплексом, ее основная цель — передача знаний и развитие личности с интеллектуальным сопровождением развития общества. Образование формирует у молодых людей установки и жизненные идеалы, господствующие в обществе.

Содержание образования зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, религии, морали, идеологии.

Воспитательная функция образования обеспечивает процесс социализации личности. Обучающая функция образования обеспечивает овладение человеком знаниями, навыками и умениями.

Описанные функции образования являются собой составными частями социализации личности.

Социально-экономические функции образования

С количественной точки зрения система образования воспроизводит профессионально-образовательный состав населения страны. Производительность и инновационная активность населения повышается вместе с ростом общего образования.

Образование привносит в материальные потребности человека рациональность, содействует становлению ресурсосберегающей экономики и стабильной и позитивной среды жизнедеятельности человека. Самое выгодное вложение капитала — это вложение в образование.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов позволяет обеспечить ресурсами направления деятельности, ориентированные на образование и на «внеобразовательное» пространство.

Социальная селекция — важная функция формального образования.

Она непосредственно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. В современном обществе поиск и воспитание талантливых личностей — часть государственной политики в области образования. Развитие науки и техники требует постоянного притока талантливых специалистов.

Процесс селекции наиболее способных учащихся осуществляется автоматически, потому что внутренняя структура образования нацелена на отбор и дифференциацию учащихся по способностям и в соответствии с индивидуальными возможностями и ценностными ориентациями.

Профессиональная селекционная функция образования заключается в воспроизводстве социальных классов, групп и слоев, обусловленных образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают разное образование, это позволяет занимать соответствующие места в системе разделения труда.

Сегодня в обществе достижение определенного статуса обусловлено в первую очередь образованием, поэтому большое значение имеет функция активизации социальных перемещений.

Функция социального и культурного изменения заключается в создании базы знаний для дальнейшего непрерывного образования. Она реализуется посредством научных исследований и открытий. Учебные заведения обязаны проводить профориентационную работу среди учащихся.

Функции образования в социально-политической сфере

Обязательным компонентом образования считаются правовые нормы и политические ценности, которые отражают интересы политической элиты. Превращение мира из биполярного в однополярный приводит к выделению функции обеспечения национальной безопасности. Безопасность определяется уровнем развития человеческих ресурсов.

Структура образования

Система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом:

  • Первое звено – дошкольное обучение, которое включает такие учреждения как детские сады, ясли-сад, центры раннего детского развития, прогимназии;
  • Второе звено – общеобразовательные заведения, представленные школами, лицеями, гимназиями, дающие начальное, основное и среднее образование;
  • Третье звено – среднее профобразование, представленное училищами, техникумами, лицеями, колледжами;
  • Четвертое звено – высшее образование, которое включает университеты, институты и академии;
  • Пятое звено – послевузовское образование, представленное аспирантурой, докторантурой, ординатурой.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/funkcii_i_struktura_sovremennoy_obrazovatelnoy_sistemy/

Основные направления развития общеобразовательного учреждения

Эффективность образования, как известно, определяется многими факторами, в том числе фактором « привязки» образовательной модели к потребностям, как регионального, так и индивидуального личностного характера. Наш коллектив стремится выполнить  заказ общества к образованию. Достижение этой цели определяет задачи школы:

-формирование творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества;

— развитие способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем;

— воспитание уважения к другим народам, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

-владение новыми технологиями, понимание их применения, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации.

Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала, а затем воспитывается и обучается, он созревает, воспитываясь и обучаясь».

Перед педагогическим коллективом встала проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса. Все больше внимания мы уделяем теоретическому осмыслению собственной деятельности.

Желаемый образ школы, выстроенный в результате длительного обсуждения, объединил следующие характеристики:

  • Центральной фигурой педагогического процесса является личность ребенка.
  • Учебные предметы, педагог, содержание образовательных программ, педагогические технологии, внеклассная и кружковая работа, управленческая деятельность – только средства в решении основной задачи воспитания и развития личности.
  • Школе как живому развивающемуся организму потенциально присущи данные характеристики, поэтому нет необходимости кардинально изменять школу, стоит переориентировать систему отношений, деятельности, управления согласно названным приоритетам.
  • Желаемый стиль деятельности всех субъектов воспитательного пространства – конструктивное сотрудничество и сотворчество; необходимо создавать условия для личностного развития обучающихся и профессионального роста педагога.

Сегодня педагогический коллектив определяет цель деятельности, как создание условий для разностороннего развития и социализации личности учащегося на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;

В качестве системообразующих видов деятельности в школе должны далее развиваться:

  • Деятельность по выстраиванию в школе ценностно-ориентированных, поддерживающих отношений (ориентация на общечеловеческие ценности).
  • Коллективная творческая деятельность. Управление школой опирается на деятельность постоянно существующих выборных органов (Совет школы, советы классов, родительский комитет, выборный орган детской организации «Истоки»)
  • Укрепление и умножение традиций школы, уклада школы.
  • Участие родителей и учащихся в педагогических советах, конференциях, «круглых столах», носящих ярко выраженный проблемный характер.

Мы не бросаемся огалтело в любые инновации, не отказываемся от добрых традиций. В школе достигнут разумный баланс старого и нового, повседневной рутины и педагогического творчества. На  сегодня ключевым словом, характеризующим деятельность школы, является слово «забота». Заботой окружены и трудные дети, и дети малообеспеченные.

Заботливо относятся педагоги друг к другу, заботу коллектива можно видеть в простом, но уютном убранстве школы,  зеленом чистом дворе.  Установка на доброжелательные отношения между учителями и учащимися и их  родителями, уважение к личности ребенка, вера в возможности ребенка- все это способствует созданию в школе  условий, комфортных для всех участников педагогического процесса.

Теплые доверительные отношения позволяют работать в бесконфликтной атмосфере.

В качестве базовых мы принимаем ценности развития, культуры и прав человека (жизнь, свобода, безопасность)

Реализуются программы начального общего, основного общего образования. Годовой план работы, учебный план, расписание учебных занятий, план воспитательной работы  соответствуют государственному стандарту. Образовательные программы выполняются в полном объеме.

Школа, весь педагогический коллектив стремятся к качественному изменению образовательного процесса, его форм и методов. Управленческая структура соответствует типу и виду общеобразовательного учреждения. Содержание, уровень  и качество подготовки выпускников соответствует требованиям стандарта.

Результат обученности учащихся определяется в течение года путем проведения срезов знаний, контрольных работ, зачетов, итоговой аттестации. Анализ динамики результатов итоговых аттестаций за последние 3 года показывает, что при 100% успеваемости качество знаний стабильно.

Система воспитательной работы соответствует целевым ориентирам образовательного учреждения.

Улучшается материально-техническая база школы. Таким образом, уровень, качество, содержание образования в МКОУ ООШ № 5 р.п. Сосьва соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и соответствует заявленному статусу образовательного учреждения.

Читайте также:  Простые способы обучения детей рисованию

Источник: https://shkola5sosva.ru/osnovny-e-napravleniya-razvitiya-obshheobrazovatel-nogo-uchrezhdeniya.html

Все о системе дополнительного образования в Российской Федерации

Культурная жизнь — важная часть учебы. Духовные ценности и идеалы отражаются на поведении человека и формируют немаловажные социокультурные навыки. Дополнительное образование в России призвано воспитывать достойное подрастающее поколение, которое обеспечит прогресс общества и страны.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервыетермин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании.

Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений.

Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат — увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе — это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

Задачи

Налаженная система дополнительного образования в школе позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандироватьпостоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Основная задача любой организации дополнительного обучения в России – раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей – процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.

Важнейший элемент школьного ДО – кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.

Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:

  1. Мотивировать учащихся к изучению нового.
  2. Создавать базис для реализации творческого потенциала.
  3. Развивать духовные качества и умственные способности личности.
  4. Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
  5. Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
  6. Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
  7. Формировать и закреплять школьные традиции.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.

Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
  2. Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
  3. Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
  4. Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:

  • в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
  • вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
  • возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
  • творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
  • личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
  • получении профессиональной подготовки.

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
  4. Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
  5. Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
  • Формирование сплоченного коллектива школы.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/dopolnitelnoe.html

Основные направления современного обучения

С середины прошлого столетия направления обучения поляризуются вокруг двух его характеристик: управляемости и формирования у учащихся способности «добывать» знания самостоятельно.

Несмотря на бурный рост всевозможных технологий обучения, ни одна из них в настоящее время не представлена в чистом виде, одна включает элементы другой.

Однако необходимыми требованиями для каждой технологии являются воспитывающий, развивающий характер обучения и активность субъекта научения.

Современные направления обучения можно рассматривать с позиции некоторых общих оснований. Согласно классификации И. А. Зимней, выделяются следующие разновидности форм обучения:

  1. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучающегося — контактное и дистанционное обучение. К первой форме относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй — создаваемое в настоящее время обучение «на расстоянии» при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств.
  2. По основанию принципа сознательности (интуитивизма) — обучение, соотносимое с характером освоения опыта. Это, например, интуитивное освоение ребенком родного языка, определенное Л. С. Выготским как путь «снизу — вверх» (сюда относится и возникшее в середине 60-х гг. суггестопедическое направление Г. К. Лoзанова), и обучение, основанное на принципе сознательности.
    При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, очень важен ответ на вопрос: что является объектом осознания в процессе обучения? Если обучающимся осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, сообщающего, догматического обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формирования умственных действий. Если это осознание программы, алгоритма действий, то это программированное обучение, теория алгоритмизации. Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение.
  3. По основанию наличия управления образовательным процессом:
    1. обучение, не основывающееся на управлении (например, традиционное обучение);
    2. обучение, рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программированное, алгоритмизированное обучение).
  4. По основанию взаимосвязи образования и культуры,
    1. обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теория проектного обучения);
    2. обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).
  5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью — знаково-контекстное, или контекстное, обучение и традиционное обучение внеконтекстного типа.
  6. По основанию способа организации обучения — обучение, включающее активные формы и методы, и традиционное (информационное, сообщающее) обучение.

В соответствии с названными основаниями традиционное обучение может быть охарактеризовано как контактное (или дистанционное), сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения — знания), целенаправленно неуправляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования — без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной). Определение Н.Ф.Талызиной традиционного обучения как информационно-сообщающего, догматического, пассивного отражает все названные выше характеристики. При этом необходимо подчеркнуть, что это констатирующее определение, а не оценочное по типу «хорошо» — «плохо». Традиционное обучение содержит все основные предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых определяется множеством факторов, в частности индивидуально-психологическими особенностями обучающихся.

В образовании наряду с традиционным сформировались и другие направления обучением: развивающее, проблемное, программированное, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизированное обучение, развивающее обучение по знаково-контекстному типу, проектное обучение и т.д.

В настоящее время, подчеркивает В.Оконь, обучение рассматривается как многосторонний процесс, включающий разные элементы различных направлений.

Эта многосторонность обучения позволяет использовать преимущества того или иного его направления для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения сообразно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям как обучающихся, так и самого педагога.

В общем виде многосторонность обучения представлена В. Оконем совокупностями различных его составляющих: способов учения, методов преподавания и т. д. Каждая такая совокупность определяет направление обучения (табл. 8).

Таблица 8

Многосторонность обучения (по В. Оконю)

Способ
учения

Метод
преподавания

Составные части
содержания

Позиция
(ученика)

Стратегия
деятельности

Деятельность

Практический

Нормативные

Активная

Оперативная

Усвоение

Подающий

Описательные

Рецептивная

Информационная

Открытие

Проблемный

Объясняющие

Исследовательская

Проблемная

Переживание

Экспонирующий

Оценивающие

Аффективная

Эмоциональная

К наиболее существенным направлениям нетрадиционного обучения, оказавшим значительное влияние на современную практику образования и получившим распространение в современной школе, относятся модели развивающего, программированного, проблемного обучения.

Источник: https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/173-osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya.html

Ссылка на основную публикацию