Общее понятие о методологии

Понятие о методологии исследований, виды и функции научных исследований

Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и систематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит мысль (идея) исследователя.

В философском определении идея — это продукт человеческого мышления, форма отражения действительности, в ней содержится осознание цели познания, перспектив исследования и его практическое значение. Идеи рождаются из практики наблюдения окружающего мира и потребностей жизни.

Новая идея — это качественный скачок мысли за пределы воспринимаемых чувствами данных.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, что задается различными уровнями методологии науки.

Методология — это:

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos — способ, метод и logos — наука, знание) — это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики.

Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, которые утвердились в науке и которые в равной мере надо знать: и философия, и религия, и туризмологію, и филологию.

В каждой отрасли науки является, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют ее теоретический фундамент.

Вопросы методологии достаточно сложен, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования.

В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется исследования и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов.

Чаще всего методологию толкуют как совокупность приемов исследования, применяемые в какой науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и различные операции с фактическим материалом.

Методология выполняет следующие функции:

— определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

— предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

— обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

— помогает введению новой информации;

— обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

— создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать такой вывод: методология — это концептуальный изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Различают три вида методологии:

1. Философскую или фундаментальную — систему диалектических методов, которые являются самым общим и действуют на всем поле научного познания, конкретизуючись и через общенаучную, и через частичную методологию.

2. Общенаучную, которая используется в подавляющем большинстве наук и базируется на общенаучных принципах исследования: историческом, логическом, системном, моделирования и т.д. Современные исследователи в научных разработках предпочитают системно-деятельностном подходе, т.е.

исследованию комплексного взаимодействия существенных компонентов: потребность — ► субъект — ► объект — ► процессы — ► условия — ► результат.

Это обеспечивает целостность, комплексность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, целеустремленность и самоорганизацию исследования, создает условия комплексного изучения любой сферы человеческой деятельности.

3. Частично-научную — совокупность специфических методов каждой конкретной науки, которые являются базой для решения исследовательской проблемы.

Философская, или фундаментальная методология является высшим уровнем методологии науки, которая определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности. Философская методология выполняет две функции.

Во-первых, она выявляет сущность научной деятельности и ее взаимосвязи с другими сферами деятельности, то есть рассматривает науку в отношении практики, общества, культуры человека.

Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, оптимизации научной деятельности, опирается на разработанные ею мировоззренческие и загальнометодологічні ориентиры и постулаты.

Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого было положено связь теории и практики, принципы пізнанності реального мира, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Проблемы научного познания стали предметом постоянного противостояния различных научных взглядов на мир, на сущность науки и знания через антиномію в гносеологии — антиномію рационализма — эмпиризма.

Источник: https://banauka.ru/5841.html

Понятие о методе и методологии

И в научно-исследовательской, и в практической работе психолог пользуется определенными методами, т. е. способами организации собственной деятельности, направленными на достижение поставленной цели.

Собственно, любой человек в любой деятельности пользуется какими-то методами, однако в обыденной жизни мы не часто задумываемся над тем, как они возникают, насколько и почему они адекватны (т.е.

соответствуют) тому, что мы хотим сделать, можно ли их рекомендовать другим и насколько обоснованы такие рекомендации и т. д. Часто мы осваиваем метод неглубоко, на уровне системы действий, не вдаваясь в сущность этих действий.

Наука же и научно обоснованная практика — по идее не допускает подобной «стихийности» (хотя и не всегда могут ее избежать в реальности), в связи с чем особую важность приобретают вопросы методологии.

Термин «методология» переводится как «учение о методе», и стоит более подробно обсудить понятие «метод», т. к. оно (как и понятие «методология») используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням человеческой деятельности.

В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется (или должен руководствоваться) человек в своей деятельности.

Ее функция двояка: с одной стороны, методология позволяет описать и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации, с другой в рамках методе, логии вырабатываются рекомендации, правила, т.е.

те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности.

Выше мы определили метод как «способ организации деятельности». В широком смысле к «способам» относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Следовательно, целесообразно говорить о различных уровнях методологии.

В общем виде применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.

О философской методологии говорят как о той основе, на которой базируется деятельность; как учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления, философия определяет исходные позиции в отношении действительности.

Например, в зависимости от философской ориентации исследователь будет пользоваться в интерпретации событий диалектическим методом, предполагающим представления о качественных этапах развития и опирающимся на анализ противоречий, либо метафизическим методом, исходящим из количественного понимания развития.

Говорят, что крупные философские учения выступают в роли методологической основы определенных научных направлений. Важно, что философская методология существует не как система жестких норм или указаний на необходимость тех или иных технических приемов, а предлагает основные ориентиры.

К этому же уровню методологии относится и рассмотрение общих форм научного мышления например, обсуждение специфики гуманитарного и естественнонаучного методов познания, о чем мы уже имели возможность говорить.

В рамках специально-научной методологии выделяются несколько уровней.

К общенаучной методологии относятся попытки разработать универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые  хотя бы потенциально не с какой-либо конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук (но при этом, в отличие от философской методологии, оставаясь в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем (так, кибернетические принципы приложимы и к биологическим системам, и системам управления и др.). На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической (т. е. связанной с взаимодействием с объектом) деятельности ученого, в частности общие проблемы построения эксперимента, наблюдения, моделирования.

Конкретно-научная методология, как это явствует из названия, разрабатывает аналогичные проблемы в рамках конкретных наук как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.

Как видите, в широком смысле понятие «метод» распространяется на различные области человеческой практики (диалектика как метод, наука как метод, логический прием как метод, эксперимент как метод и т. д.).

Ниже мы коснемся некоторых аспектов конкретно-научной психологической методологии, относящихся к основным сферам деятельности психолога—построению эмпирического исследоваания, психологической диагностике и коррекционной работе.

Похожие материалы

→ Формирование характера у детей и пути его воспитания

Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/psia_i_ped/483/45-1-0-483

Понятие о методологии и ее основные категории

Методология – это учение о методах исследования, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии сложное и различными учеными практикуется неодинаково.

Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является понимание методологии как учения о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируются исследования и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования.

Выделяют три уровня в методологии научного познания:

· Философский – познавательная деятельность человека по отношению к объективному миру формирует мировоззрение ученого. Общенаучные понятия этого уровня методологии – объективность мира, материалистическая диалектика;

· Структурный – объект исследования рассматривается как набор элементов, которые удобны для познания. Элементы объекта составляют предмет исследования. На этом уровне разрабатываются язык науки, общие методы исследования, устанавливаются условия и критерии научности;

· · технический – разрабатываются стандарты, типовые методики, руководящие материалы, рабочие инструкции, регламентирующие исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки, выбираются образцы, эталоны измерения, система единиц физических величин и их размерность [9].

Согласно современной методологии развитие научного познания идет в такой последовательности: парадигма – парадокс – новая парадигма.Парадигма – система научных взглядов, идей, научных достижений в той или иной области науки, в соответствии с которыми происходит их развитие.

Парадокс – противоречие, которое возникает в теории при соблюдении в ней принятой правильности рассуждений. Он возникает в связи с новыми научными фактами, экспериментальными результатами.

Появление парадокса вызывает кризис парадигмы, а переход к другой парадигме носит характер революционного скачка в научном мировоззрении.

Под методологиейпонимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека. Соответственно выделяют два уровня методологии: уровень науки и уровень практической деятельности.

Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину):

· Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

· Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).

· Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.

· Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, т.е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

В рамках методологии психологической науки необходимо различать понятия «подход» и «принцип».

Подход — это совокупность приемов и средств решения какой-либо теоретической или практической задачи с позиций определенных взглядов на ее сущность. Например:

Читайте также:  Спорт в жизни подростка

· Диалектический подход к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;

• системный подход обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, не сводимую к простой сумме ее частей (сумма частей больше целого, т. е. свойства системы шире, чем совокупность свойств ее частей);

· Личностный подход требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека;

• вероятностный подход к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами;

· номотетический подход направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов;

· Идеографический подход, наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека.

Принцип — это основное начало, на котором строится психологическое знание. Основные методологические принципы психологического знания в более или менее завершенной форме были сформулированы в 30-е годы прошлого столетия.

Принцип детерминизма (причинности, или каузальности). Все явления материалистического мира генетически связаны между собой причинно-следственными отношениями: все, что существует в мире, является следствием действия определенной причины.

Принцип сформулирован С. Л. Рубинштейном в 50-е годы прошлого столетия для психических явлений.

Причинно-следственная связь необратима (например, если труд стал причиной превращения обезьяны в человека, то эта причина не создаст обратного процесса превращения человека в обезьяну).

Принцип развития. Психика как высокодинамичный объект может изучаться только лишь в развитии. Психическое развитие включает в себя как количественные, так и качественные изменения.

Движущей силой развития является взаимодействие психических структур.

В рамках данного принципа рассматривается эволюционный процесс, предполагающий постепенное накопление изменений в психических структурах через создание многообразия, отбор новых качеств и их адаптацию к условиям.

Принцип целостности утверждает свойство сохранности идентичности психических объектов при изменении их частных характеристик в некоторых пределах. В соответствии с этим принципом можно говорить, например, о том, что личность сохраняет свою идентичность в процессе онтогенеза. По отношению к этому принципу взгляды менялись во всем их возможном диапазоне (от элементаризма до холизма):

• элементаризм (атомизм): целое есть простой набор частей, не связанных между собой;

• редукционизм: явления одной природы (например, психической) можно сводить к явлениям другой природы (например, биофизической) без потери сущности;

• холизм: целостность психических явлений первична и совершенно не сводима к их частям.Категории — это общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной психики и познания. Важнейшими категориями психологии являются «деятельность», «отражение», «личность», «общение».

Наблюдение и его виды.

Наблюдение — преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.

Наблюдение включенное — наблюдение, в ходе которого исследователь является непосредственным участником того процесса, который изучается, и фиксирует его как бы изнутри.

Наблюдение свободное — наблюдение, не имеющее заранее установленной программы, однако предполагает наличие замысла и системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Чаще применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации и получения более конкретных знаний об объекте исследования.

Наблюдение скрытое — наблюдение, при котором человек или группа людей не знают и не подозревают о том, что за ними наблюдают. Применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый узнает, что за ним наблюдают.

Наблюдение стандартизированное — последовательное и целенаправленное наблюдение, проводимое строго в соответствии с намеченной программой.

Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Житейское наблюдение-регистрация фактов, носит случайный и неорганизованный характер. В результате формируется житейский опыт.

Роль наблюдателя может быть следующей: скрытой- При этом другим участникам группы неизвестно о деятельности наблюдателя. Известной- Деятельность наблюдателя будет явной.

Виды и способы наблюдения. Естественное (в группе, на площадке) и лабораторное; случайное, целенаправленное. Прямое и косвенное; непосредственное (сам) и опосредованное (каера).

Наблюдение систематическое. В этом случае исследователь составляет подробный определенный структурированный план.

Наблюдатель отмечает условия окружающей среды, записывает особенности поведения изучаемых объектов.

После проведения эксперимента наблюдатель может сделать определенные выводы и зарегистрировать выявленные особенности поведения, а также классифицировать полученные условия внешнего мира.

Нельзя не упомянуть о несистематическом наблюдении. При данном виде наблюдения человек организовывает общую картину поведения исследуемого объекта или группы объектов в специальных определенных условиях. Как правило, у наблюдателя отсутствует цель зафиксировать и строго описывать происходящие явления. Оно проводится в результате исследования в естественных условиях.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s13592t7.html

Общее понятие о методах научного исследования

Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки. Применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей.

Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя.

Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни, нашедшими свое выражение в философии диалектического и исторического материализма.

При построении методов научного исследования необходимо в первую очередь опираться на следующие из этих законов:

а) все явления окружающей нас действительности находятся во взаимной связи и обусловленности. Эти явления существуют не изолированно друг от друга, а всегда в органической связи, поэтому правильные методы научного исследования должны исследовать изучаемые явления в их взаимной связи, а не метафизически, как существующие якобы оторванные друг от друга;

б) все явления окружающей нас действительности находятся всегда в процессе развития, изменения, поэтому правильные методы должны исследовать изучаемые явления в их развитии, а не как нечто стабильное, застывшее в своей неподвижности.

 При этом научные методы исследования должны исходить из правильного понимания самого процесса развития: 1) как состоящего не только в количественных, но, что самое главное, в качественных изменениях, 2) как имеющего своим источником борьбу противоположностей, внутренне присущих явлению противоречий. Изучение явлений вне процесса их развития также является одной из существенных ошибок метафизического подхода к познанию действительности.

Следование этим законам в построении и использовании методов научного исследования требует преодоления определенных трудностей.

Наше познание так устроено, что оно может изучать явления только аналитически, на какое-то время, вырывая их из общей массы явлений: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого,— говорит В.

И. Ленин.— Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление,— и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия» .

Истинно научные методы исследования не могут останавливаться на этом аналитическом этапе, они должны дополнять его вскрытием связей данного явления с другим.

Это положение справедливо в отношении любой науки. Так, психология изучает психические процессы (восприятие, мышление, эмоции и т. д.), выявляя качественные особенности, присущие каждому из них. Но психолог не может правильно понять природу психических процессов, если будет рассматривать их в отрыве друг от друга, а также независимо от физиологических законов высшей нервной деятельности.

Неправильно также рассматривать психические процессы вне связи с личностью, которая является их носителем, и с деятельностью, в которой они проявляются. Психические процессы всегда суть процессов того или другого конкретного человека, они приобретают характерные особенности в зависимости от индивидуальных черт человека, которому принадлежат.

Вместе с тем психические процессы, как и психологические черты личности, всегда проявляются только в действиях и поступках человека, в его деятельности.

Поэтому они могут быть правильно поняты только через свое выражение в этой деятельности.

У человека нет ощущений, восприятий, мышления, эмоций и других психических процессов вне и независимо от той или другой деятельности, в которой они органически участвуют.

Человек воспринимает что-либо, обнаруживает те или другие стремления, проявляет различные чувства всегда в процессе труда, учения, решения какой-либо творческой задачи, игры и других видов деятельности.

Это справедливо также и в отношении психологических черт личности: темперамент, присущие человеку волевые черты характера, интересы, стремления и т. д.

проявляются и развиваются всегда только в связи с той или другой деятельностью.

Таким образом, применяемые в науке методы исследования только тогда приведут к истинному знанию, когда они в своей совокупности отразят данное явление в его развитии и в его существенных связях и отношениях с другими явлениями.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-metody.html?id=ponyatie-metodah-nauchnogo-issledovaniya

Понятие методологии исследования

Поиск Лекций

Термин «методология» происходит от слова «метод» (от греч. methodos – прием, способ, путь). В науке под методом понимается способ достижения результата, решения задачи, проверки гипотез.

Применяемые в науке методы – мерило ее зрелости и совершенства, показатель сложившихся в ней отношений – выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им является необходимым условием получения достоверного результата.

Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества.

История развития науки, психология творчества свидетельствуют о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования надежных методов работы.

Выдающийся русский ученый И. П. Павлов заметил, что «при хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных»[1].

Характер метода определяется многими факторами (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, определяющие выбор метода

Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях научного знания. Например, качественные методы социальных наук не используются в естествознании, и наоборот.

Методы, пригодные на этапе становления научной дисциплины, уступают место более сложным и совершенным методам на последующей ступени ее развития. Так, метафизический философский метод отвечал требованиям развития естествознания в XIV-XVII вв.

, когда оно зарождалось, и стал тормозом научного прогресса в XIX в.

В то же время многие выдающиеся достижения стали следствиями переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки (например, применение математических методов в социальных науках). На основе применяемых методов происходят процессы дифференциации и интеграции научного знания, о которых упоминалось выше.

Совокупность приемов, связанных с использованием определенных методов, их последовательностью и взаимосвязью обозначается через понятие «методика».

В эмпирическом исследовании методика обеспечивает сбор и первичную обработку опытных данных, регулирует практику научно-исследовательской работы – экспериментально-производственную деятельность. Теоретическая работа тоже требует своей методики. Здесь ее предписания относятся к деятельности с объектами, выраженными в знаковой форме.

Например, существуют методики различного рода вычислений, расшифровки текстов, проведения мысленных экспериментов, введения и удаления абстрактных объектов и т.д. На современном этапе развития науки как на ее эмпирическом, так и на теоретическом уровне исключительно важная роль принадлежит компьютерной технике.

Без нее немыслимы современный эксперимент, моделирование ситуаций, сложные вычислительные процедуры.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения – инструкции, проекты, стандарты и т.д.

Читайте также:  Благородство, патриотизм и гражданская ответственность

На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир.

В свою очередь, практика исследования невозможна без влияния идеальных установок. Хорошее владение методикой – показатель высокого профессионализма.

Известный русский логик Н. А. Васильев писал: «Не овладевший методикой соответствующей области всегда остается в ней дилетантом, черпающим сведения из третьих рук, смотрящим на вещи через чужие очки»[2].

Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Не только практики, но и сами исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни.

Между тем методология – это система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности человека.

Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить надежным и реальным основанием знания.

Известный психолог С. Л. Рубинштейн писал, что «вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы – это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни»[3].

В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования: его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

Существующие определения методологии отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта.

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции, поскольку она разрабатывает и формулирует требования, предъявляемые к научному знанию. В этом, собственно, и состоит ее назначение.

Поэтому не удивительно, что методологическая культура образует ядро профессиональной компетенции каждого исследователя. По мнению Э. Г.

Юдина, методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме[4], т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Формы методологического знания

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания и закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности.

В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.

Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

Кроме того, в структуре методологического знания выделяется четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (рис. 3).

Содержание первого высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Рис. 3. Уровни методологии

Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например такие, как проблемы системного подхода или моделирование в какой-то конкретной науке.

Четвертый уровень – технологическую методологию – составляют методика и техника исследования (набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания).

На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Каждая научная дисциплина выдвигает своих методологов — людей, которые мыслят широкими категориями, задумываются над наиболее сложными и универсальными проблемами своей науки.

Обычно ученые данной категории хорошо знакомы с историей исследований в соответствующей области, и это помогает им распознавать причины возникающих на практике затруднений, выявлять перспективные направления дальнейших поисков.

Обозначим те аспекты научного исследования, которые относятся к сфере общей методологии, т.е. выделим требования к научным знаниям, формулируемые общей методологией (рис. 4). Ведь научные знания, как было отмечено выше, — это знания особого рода. Их следует отличать от обыденных, или житейских, знаний.

Рис. 4. Требования к научным знаниям

Прежде всего, это вопросы, касающиеся объективной истинности научных знаний. Речь в данном случае идет о соответствии наших представлений самому предмету изучения, вне и независимо от воли, мнений, пристрастий и прихоти познающего субъекта. Дело в том, что процесс познания сложен и противоречив.

Помимо объективных моментов, задаваемых той внешней реальностью, на которую человек направляет свой взор, в нем всегда присутствуют и субъективные моменты, обусловленные включением в этот процесс живого человека с его особыми интересами и потребностями, не всегда полностью осознаваемыми. Объективное знание выступает идеалом научного познания.

Оно свободно от всяких искажений, связанных с ограниченностью познавательных возможностей отдельного индивида или со свойственной человеку предвзятостью суждений. Научная методология формулирует критерии и требования, соблюдение которых призвано исключить невольные искажения информации, гарантировать валидность получаемых знаний.

Термин «валидность» используется для обозначения достоверности выводов, полного соответствия наших знаний предмету, каким он существует сам по себе.

Следующим требованием к научному знанию выступает его логическая обоснованность, которая предполагает его включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических принципов.

Научное знание, наряду с объективной истинностью и логической обоснованностью, обладает другими обоснованными характеристиками – системностью, эссенциальностью, опережением практики, воспроизводимостью результатов, общезначимостью, специфичностью языка.

Свойство системности непременно сопутствует совершенствованию научного знания. Важнейшими формами систематизации выступают доказательство, классификация, аксиоматизация.

Для каждой из этих форм характерна первичная связь «если х, то г/», означающая наличие основания и обосновываемого.

Для классификации это связь между свойствами предметов различных классов (например, между свойствами видовыми и родовыми), для аксиоматизации – между аксиомами и теоремами и т.д.

Осознание одной-единственной связи, выраженной с помощью союза «если, то», уже свидетельствует о появлении концептуальной системы, хотя и простой, состоящей всего лишь из двух элементов. Система научного знания представляет собой множество таких связей и отношений.

Присущая научному мышлению ориентация на объективную истинность и логическую обоснованность результатов органически сочетается с установкой на их эссенциальность (от лат. essentia – сущность), т.е. на познание сущности изучаемых объектов.

Сопоставление возможных оснований при принятии решений, выбор среди них наиболее предпочтительных и эффективных связаны с движением к сущности. Чем лучше обосновано то или иное положение, решение, действие, тем глубже познание ситуаций, в которых человеку приходится действовать. Верно и обратное.

Поэтому важнейшими задачами научного познания становятся открытие глубинных, сущностных связей и отношений объективного мира, формулирование законов науки, фиксирующих эти связи и отношения, создание научных теорий.

Знание законов, которым подчиняется жизнь изучаемого объекта, позволяет рассматривать его возможные состояния. Среди них особый интерес представляют будущие состояния, которые отсутствуют в нынешней практике людей.

Объективность рассмотрения, стремление к обоснованию знаний влекут за собой опережающее отражение действительности и, на этой основе, прогнозирование практической деятельности. Некоторые ученые видят в опережающем отражении действительности смысл существования науки.

Известный немецкий физик, химик и философ В. Оствальд писал: «Наука – это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предвидеть будущие события.

Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании – наука»1.

Одно из главных требований научной методологии – воспроизводимость результатов исследования. Оно означает, что должна существовать принципиальная возможность проверить справедливость любых заключений, претендующих называться научными. Добросовестный исследователь проверяет и перепроверяет результаты своей работы, прежде чем сообщить о них.

Он сам стремится удостовериться в том, что наблюдаемые им явления не случайны, а закономерны. Воспроизводимость результатов исследования – это один из критериев надежности делаемых выводов. Она также означает, что описание опыта должно содержать всю существенную информацию об условиях его проведения.

Любой другой исследователь должен быть в состоянии повторить его и убедиться в справедливости сделанных выводов.

Характерная черта научного знания, в отличие от религиозных представлений, многих философских воззрений и пр., — его общезначимость. В свое время Р. Декарт выступил с предложением отказаться от суждений, принятых когда-либо на веру: сомнение должно расчищать почву для постройки нового здания рациональной культуры. Но научное знание, принимая этот вызов, выдержало «испытание на прочность».

Всякий, кто всерьез занимается проверкой некоторого научного положения, не в состоянии его опровергнуть. Сомневающемуся приходится в конечном счете признать его истинность по отношению к определенной предметной области. Таким образом, «истина побеждает» (veritas vincit, по выражению древних римлян) и распространяется по планете, невзирая на национальные, сословные, конфессиональные границы.

Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки. Научный язык создается на базе разговорного.

При этом посредством особого рода определений вводятся новые языковые выражения, уточняются уже существующие и таким образом вырабатывается научная терминология – совокупность слов или словосочетаний с точным, единственным значением в рамках данной научной дисциплины.

Научные термины вкрапляются в тексты, написанные на донаучном разговорном языке, заменяя собой неточные и многозначные выражения. Полностью отказаться от разговорного языка в науке невозможно, поскольку он обеспечивает взаимопонимание ученых различных отраслей. За разговорным языком сохраняется также роль популяризации научных знаний.

[1] Павлов И.П. Лекции по физиологии высшей нервной деятельности. – М, 1952. – С. 16.

[2] См.: Васильев Н.А. Воображаемая логика. – М., 1989. С. 152.

[3] Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. – М., 1957. – С. 3.

[4] См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s8039t5.html

Понятие о методологии (2ч)

1 Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного

2 Основные методологические понятия

3 Классификация методов

Литература

1 Философия: учебник для вузов/ В.П.Кохановский [и др.]- изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов на-Дону.: Феникс, 2000. Гл. IV, §§ 5-6, гл. Х, §3

2 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов/ В.П.Кохановский.- Ростов на-Дону.: Феникс, 1999. Гл. V, VI-VII

3 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. Статьи: «Метод», «Методология». «Философия», «Диалектика», «Метафизика»

4 Рузавин Г.И. Методология научного исследования: монография/ Рузавин Г.И.- М., 1999. Гл. I

5 Подкорытов Г.А. О природе научного метода: монография / Подкорытов Г.А.- Л., 1984. Разд. I, гл. 1-5

6 Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки: учебник/ М.С.Бургин, В.И.Кузнецов. — М., 1994

7 Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление: монография/ Анисимов О.С..- М., 1996

8 Современная западная философия: Словарь.- М.: Политиздат, 2000. Статьи: «Парадигма», «Научно-исследовательская программа»

Роль философии в научном познании.(2ч.)

1 Что такое наука? Натурфилософия и естествознание

2 Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая

3 Модели соотношения философии и наук

Читайте также:  Компьютерная система обучения: аппаратные и программные средства. сетевые обучающие системы

Литература

1 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов/ В.П.Кохановский.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. Гл. VI-VII. Гл. IX, гл. I, § 3

2 Иващук О.Ф. Об актуальности диалектики как логики в современном научном познании/Иващук О.Ф.// Научная мысль Кавказа.- 2000.- №3. С.14-22

3 Философия: учебник для вузов/В.П.Кохановский [и др.] — изд. 2-е, перераб. и доп.- Ростов на-Дону, 2001. Гл. IV

4 Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов/ Алексеев П.В., Панин А.В.- М., 2001

5 Роль философии в научном исследовании: монография.- Л., 1990

6 Проблемы методологии постнеклассической науки: сборник статей/ В.С. Степин [и др].- М., 1992

7 Эпистемология и постнеклассическая наука: монография.- М., 1994

8 Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации: монография/ Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. — М., 1994

9 Концепции современного естествознания: учебник для вузов.- Ростов на-Дону, 1999. Разд. 1-2

10 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/ Карпенков С.Х.- М., 1997. Гл. 1-2

11 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/ Рузавин Г.И..- М., 1997. Гл. 1-2, 13, 14

12 Карпинская Р.С. Философия природы: стратегия коэволюции: монография/ Карпинская Р.С., Огурцов А.П., Лисеев И.К. — М., 1994

13 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/ Горелов А.А.- М., 2000. Темы 1-3, 19

Науки о природе и науки о культуре: проблемы методологического единства(2ч)

1) Объяснение и понимание: предпосылки дилеммы

(a) Проблема научного статуса гуманитарного знания

(b) Формирование социально-гуманитарной методологии в науках о культуре (Дильтей, Виндельбанд, Риккерт)

(c) Система методов исследования локальных культур О.Шпенглера

2) Подходы к снятию дилеммы

a) Философия истории Гегеля и ее метод

b) Материалистическое понимание истории

c) Методология социального познания М.Вебера

d) Метод и истина в философской герменевтике Г.Гадамера

e) Методологические идеи М.Бахтина

Литература

1 Гегель Г.В.Ф. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель// Соч. в 14т.- М., 1935. Т.8. Введение

2 Маркс К. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений/ Маркс К. Энгельс Ф.- М.,1966

3 Современная западная философия: словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 2000. Соответствующие термины и имена

4 Дильтей В. Наброски к критике исторического разума/ В Дильтей// Вопросы философии.- 1988.- № 4

5 Шпенглер О. Закат Европы/ О.Шпенглер — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. Введение

6 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре /Г. Риккерт// Культурология. ХХ век. Антология. — М., 1995. Или: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/ Риккерт Г.- М., 98

7 Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики/ М.Вебер// Культурология. ХХ век. Антология.- М.,1995

8 Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре / М.Вебер// Культурология. ХХ век. Антология.- М.,1995

9 Гадамер Г.Г. Истина и метод: монография/ Гадамер Г.Г. — М.: Прогресс, 1988

10 Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного/ Г.Г.Гадамер: соч.- М.: Искусство,1991. Статьи по выбору

11 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов/ В.П.Кохановский.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. Гл. Х, § 1—3

12 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая: монография/ Лекторский В.А.- М., 2001. Ч.III

ГЛОССАРИЙ

Абсолютная идея – рефлексия идеи на себя, на способ собственного порождения (метод)

Абстрактное – одностороннее, неполное, отвлеченное

Акциденция — то, что может существовать не в себе, но только в другом

Атрибут – один из возможных универсальных способов, которым сполна изъявляет себя субстанция

Бессознательное – обозначенная так З.Фрейдом и его последователями запредельная рассудочному самосознанию и его дескриптивным возможностям сфера опыта личности, являющая себя прежде всего как языковой феномен, но толкуемая часто биологизаторски

Бытие – первая логическая категория, первая, непосредственная форма всеобщности. Принцип бытия во всяком наличном бытии (сущем), которое различено с ним лишь формально (М.Хайдеггер назвал это различие онтологическая дифференция)

Вещь – момент формы существования со стороны его тождества с собой (существенности)

Возможность— рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны тождества

Время– процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента тождества

Всеобщее – закон связи единичного, синоним единства многообразия, один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны тождества с собой

Движение – наличное бытие противоречия

Действительность– единство сущности и существования

Дуализм – учение, признающее два несводимых начала мира

Единичное – нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры, предел количественного деления данного качества. Диалектическая противоположность всеобщего, один из трех моментов понятия, характеризующий его как завершенную тотальность, полноту опосредствования и множественность

Единство – притяжение отталкивающих друг друга моментов, каждый из которых сам по себе не имеет силы

Закон явления – положительное (тождественное) в опосредствовании (в смене) являющегося

Идеальное – субъективный образ объективного мира, отражение мира в формах деятельности общественного человека, продукт и форма духовного производства

Идея– замыкание понятийной формы на себя, выход в непосредственность, подчинение внешности (объекта) свободному целеполаганию

Интенция – направленность на…, которая характеризует принцип бытия сознания

Категории – «ступеньки выделения человека из природы», определения той сферы, которая опосредствует отношение мышления и бытия, опосредствует «становление природы человеком»

Качество – тождественная с бытием определенность, то, теряя что, нечто перестает быть тем, что оно есть

Количество – снятое качество

Конкретное– сращенное, полное, богатство содержания

Материя – категория, рефлексивно соотнесенная с формой, рефлексия со стороны тождества. В материализме: Объективная реальность, отражаемая сознанием, существующая независимо от него

Мера – качественное количество

Монизм– учение, признающее единое начало мира

Мышление — всеобщая способность человека, не просто наряду с другими психологическими способностями наличествующая, но то, что «сообщает всему человеческому его человечность»

Необусловленное – снятие опосредствования другим через разрешение противоречия, опосредствование самим собой как выход в непосредственность существования.

Необходимость – существенное тождество возможности и действительности

Объект – внешность понятийной формы, положенность, «набросок» субъекта

Онтология – учение о бытии

Основание и основанное – рефлексивное отношение, в котором одно и то же содержание предстает соответственно под формой полагающего и положенного

Особенное — один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны внутреннего различия, опосредствования с собой

Плюрализм – учение, признающее множество несводимых начал мира

Понятие – «Для-себя бытие» мышления, конституирующее сферу субъективности, по отношению к которой бытие и сущность выступают как «генетическая экспозиция»

Причина и действие – вторая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (действие) существенна в своей устойчивости и составляет с причиной одно содержание

Пространство — процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента различия

Психофизический параллелизм – подход, усматривающий в человеке наличие двух несводимых, но коррелирующих начал – физического и психического

Различие — рефлексивная категория, соотносительная с тождеством, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны несовпадения с собой

Рефлексия– удвоение, различение, свечение в другом

Свойство – рефлексия существования в себя как собственная проявленность вещи

Случайность — рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны различия. Действительное, определенное как лишь возможное, т.е. иное которого тоже есть

Содержание—рефлектированная в себя (замкнутая на себя, ставшая противоречием с собой) форма

Сознание– идеальное под формой единичности, «системное качество», каковым является психика человека, которая формируется в процессе приобщения индивидом к целому своей культуры

Способ производства – способ извлечения прибавочного труда, т.е. труда не на себя непосредственно, а на другого человека. Социальное опосредствование всякого контакта человека с природой

Субсистенция – то, что может существовать без акциденций

Субстанция – то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, единство материи и формы

Субстанция и акциденция – первая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (акциденция) исчезает в основании (субстанции)

Субстанция-субъект – третья фаза развертывания категории необходимости, в которой причинение имеет характер кругового взаимодействия, взаимного полагания моментов ставшей действительности. Отрицательный зародыш понятия

Субъект – источник активности, направленной на объект

Существование – произошло из основания, необходимый момент формы сущности, а именно, момент ее непосредственности, «по ту сторону которого она не осталась». Существенная внешность, которая не растворяется в связях опосредствования

Сущность – рефлексия бытия в себя, снятие непосредственности бытия

Сущность – соотносительное с существованием всеобщее, в отличие от бытия, соотносительного с сущим, которое в бытии растворяется. Сущность принципиально есть рефлексия (различие) в себе самой, для которой внешность (существование) существенна

Тождество – рефлексивная категория, соотносительная с различием, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны совпадения с собой

Трансценденция– то, что запредельно, разрыв в бытии, открытие свободы, несводимости сотворенного единичного к его бытийному источнику

Универсалия– «слово ума», всеобщая абстракция, обобщение

Форма–у Аристотеля: последний, далее неделимый вид рода («последняя материя»). В более общем смысле – различие сущности с собой

Чистые рефлексивные определения – определения чистой сущности (тождество, различие, основание)

Эйдос– то, что видно уму, единораздельность бытия, способ его себя показывать определенным образом, в том числе в формах сказывания

Экзистенция – букв.: существование. Характеризует в совр. экзистенциализме способ человеческого бытия, которое предшествует своей сущности, не определяется ею как заранее заданной, но есть свой собственный проект

Энтелехия – цель становления «первой сущности» из возможности в действительность

Я– форма понятия «в себе»

Я (Сogito) – новоевропейский абсолют, самодостоверное сущее, выделяющееся тем, что оно вообще есть, лишь будучи для себя самого

Явление— момент формы существования со стороны его непосредственности (несущественности)

Язык– система предметных посредников общения

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ

1 Мировоззрение и философия: соотношение понятий.

2 Отношение мифологии, религии, науки и философии.

3 Исторические типы философии. Основание и критерий типологизации.

4 Предмет философии как проблема. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

5 Основной вопрос философии: его содержание, структура и роль в определении философской предметности.

6 Категория бытия, ее смысл и специфика. Вопрошание о бытии как специфически-западноевропейский феномен.

7 Бытие, сущее, сущность и существование: соотношение понятий.

8 Онтологическое доказательство бытия Бога как выражение фундаментальной интуиции средневекового мышления. Знание и вера.

9 Философия нового времени. Абсолютное «Я» как самодостоверное сущее.

10 Бытие и способность познания в философии И.Канта.

11 Учение о бытии в философии Гегеля.

12 Бытие и экзистенция. Проблема бытия в основных направлениях философии ХХ века.

13 Субстанция в системе категорий Аристотеля. Субстанция и субстрат.

14 Субстанция как ключевая категория нового времени. Понятие материальной и духовной субстанции. Дуализм, плюрализм, монизм.

15 О методологии определения материи как философской категории. Материя и субстанция: соотношение понятий.

16 Понятие движения. Движение как атрибут материи. Формы движения материи.

17 Постановка проблемы пространства и времени в философии. Несводимость и взаимосвязь пространства и времени.

18 Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание в время

19 Проблема идеального.

20 Сознание, бессознательное и язык.

21 Основные проблемы антропосоциогенеза. Теория двух скачков.

22 Общество и его структура. Способ производства человека.

23 Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

24 Три отношения мысли к объективности: логика смены познавательных парадигм.

25 Эволюция проблемы истины в классической теории познания.

26 Количество как философская категория и предмет математики.

27 Три закона диалектики.

28 Предмет, теория, метод. Классификация методов научного познания.

29 Восхождение от абстрактного к конкретному.

30 Общенаучные методы.

31 Смена типов научной рациональности.

32 Понимание и объяснение.

Источник: https://studopedya.ru/1-64188.html

Ссылка на основную публикацию