Особенности воспитания школьников в современных условиях.

Статья по теме: Особенности воспитания современных школьников

Суркова Г.В.

Особенности воспитания современных школьников

       Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Фильмы, программы, компьютерные игры – все то, что окружает современных детей и заполняет их досуг, – пропитано агрессией. И это стало нормой.

Подростки предпочитают вместо чтения книг играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотреть боевик, вместо спортивных игр – участвовать в группировках. Это их выбор.

Обязательным осталось только посещение школы, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе необходима терпимость по отношению друг к другу, несмотря на цвет кожи, социальное положение, разность точек зрения.

Ведь именно школа является тем специальным институтом, в котором формируется личность ребенка на огромном и важном возрастном отрезке жизни человека.

       В современных условиях проблема терпимости стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют негативный жизненный опыт. Неблагополучие семей, где, прежде всего, начинается воспитание ребенка, предопределяет уровень развития его толерантности.

Круг общения и неустроенность быта приводят к нетерпимости учащихся ко всему. Агрессивность, насмешки детей наблюдаются не только на переменах, но и на уроках. Таким образом, дети в школе попадают в группу риска толерантности: в силу общих проблем культуры и образования нашей страны, и неблагополучия той среды, в которой они выросли.

Поэтому воспитание терпимости – одна из важнейших задач современной школы.

       Обучение навыкам самостоятельной взрослой жизни невозможно без таких понятий, как терпимость, понимание, принятие чужой точки зрения. Нужно всё время пытаться понять другого человека, его установки, ценности, всё то, что ему дорого.

Это настроенность на понимание и диалог с другим человеком, взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Воспитать толерантность мгновенно абсолютно невозможно.

Толерантность влечёт за собой иную жизненную философию, иные способы управления, иные установки, которые, по сути, приводят к действительной.

       На уроках гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе и различными социальными ролями в коллективе, знать способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к различным точкам зрения по исследуемому вопросу.

       Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе такой совместной деятельности. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность воспитанника. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя подвергаются значительной нагрузке и проверке.

Чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения: позитивное влияние похвалы, улыбки и негативное влияние хмурого взгляда.

Поэтому ля обучающихся средних и старших классов мы организовываем учебное пространство: моделируем встречи с представителями иных культур в привлекательной форме; искусственно создаем проблемные ситуации для выявления возможных противоречий в отношениях с людьми, чтобы преодолеть подростковые предубеждения и стереотипы; поддерживаем в детском коллективе атмосферу взаимопринятия, уважения; оказываем помощь учащимся в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свои и чужие точки зрения; проявляем в общении с детьми доброжелательность, терпение, уважение; акцентируем внимание на ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности, правах и обязанностях человека в обществе.

       Наиболее полно эти педагогические задачи решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка.

Эти предметы интегрируют социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему.

История знакомит учащихся с  культурой и бытом других народов, непохожестью друг на друга их исторического пути, на конкретных примерах демонстрируя потенциал человеческой солидарности в решении мировых проблем.

Подростки и молодые люди, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, именно из истории и обществознания получают фактически все знания о проявлениях любой нетерпимости, результатами которых стали насилие и страдания в таких масштабах, что стало препятствовать развитию культуры и общества всего мира. На уроках обществознания учащиеся получают возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования, различных этико-правовых ситуаций; выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам современности.

       Мы стараемся обеспечить для современного подростка социально признаваемую и социально одобряемую деятельность.

Психологический смысл этой деятельности состоит в том, что, участвуя в ней, ребенок фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди сверстников и взрослых.

В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества.

Социально признаваемая деятельность – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и другие – имеет жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль. Поэтому в воспитательной работе мы опираемся на индивидуальные особенности детей, преодолевая определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к конкретному подростку.

       Однако формировать адекватную позицию по отношению к чужому мнению довольно сложно. Этот процесс длительный и результатов можно добиться лишь при условии понимания идей и установок со стороны взрослых. Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по её результату.

В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребёнка.

Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к различным идеям и точкам зрения, к людям, непохожим на него самого, помогают различные способы: наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в ходе научных дискуссий, групповой рефлексии или анализ индивидуальных работ, а так же беседы, анкетирование, тестирование.

По полученным данным становится ясно, что актуализируются морально-нравственные потребности и мотивы и развиваются нравственно-волевые качества детей. В практической деятельности учим школьников, руководствоваться моральными нормами и реализовать в поступках принятые нравственные ценности. Наша задача помочь им самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере человеческих отношений.

     Главный результат нашей воспитательной работы – появление у детей деятельной коллективной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений и убеждений, единство оценок и воззрений, рождение нравственного общественного мнения.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/07/07/osobennosti-vospitaniya-sovremennykh-shkolnikov

Особенности воспитания молодежи в современных условиях

С.Е.Матушкин

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В предисловии Закона об образовании дается понятие образования. Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства. ..

Таким образом, понятие “воспитание” вошло как составная часть образования. Сейчас надо, очевидно, говорить не воспитанный человек, а образованный. Правильно ли это будет? Правильно ли заменять воспитание образованием?

Б.Т. Лихачев в работе “Воспитание и космизм” (с.59) пишет: “Воспитание требует формирования личности, исходя из её самостоятельности, развития именно ей принадлежащих уникальных сущностных сил и способностей, а также становления её личностного свободного нравственного духа.

Образование же не сосредотачивает свое внимание и усилия на личности, индивидуальности и любви-долге.

В его поле зрения находится человеческий индивид как объект, который следует обогатить знаниями, профессионализировать и в дальнейшем использовать как средство для исполнения различных социальных функций…”

Индивидуальность в современной школе, личностно-ориентированный подход ставится чуть ли не целью образования, формируется “Я-концепция”, самореализация, самоактуализация, что занижает всестороннее, гармоническое развитие личности.

Акцентируемое внимание на личностноориентированном образовании скрывается социализация, как орудие приспособления детей к нуждам власти и богатства предержащих, а не развития уникальных сущностных сил и способностей, заложенных от природы в ребенке.

Более десяти лет все средства массовой информации внушали и внушают нам индивидуализм, победу материальных интересов над духовными, победу расчета над любовью (главным словом Христа). И для слабой души эти “дары” оказались восприняты и слишком близки. Выше желудка у них не поднимаются никакие потребности.

Становление человеческой личности предопределяется законами развития организма и функционирования внешней природной среды, формирования общественных отношений и форм общественного сознания, чтобы обеспечить ребенку условия выживания и существования в обществе, воспитание вводит его в мир неизбежных объективных реальностей.

Мудрость человека, говорил П.Ф.

Лесгафт, должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему, что долг его — содействовать совершенствованию общества, в котором он находится. А.А.

Каптерев говорил: “идеальность воспитания может только выражать связь воспитываемой личности с обществом в сторону общественности, в её интересах, направлять борьбу с недостатками личности”.

В воспитании человека сталкиваются, противостоят, переплетаются, содействуют или противодействуют друг другу две формирующие личность тенденции.

С одной стороны, воспитание проявляется как общественная необходимость, с другой — как свобода, феномен активно-творческого, личностно-индивидуального самоуправления человека.

Борьба, противостояние, взаимодействие, взаимодополнение или гармония этих тенденций составляют самую суть основного педагогического противоречия, движущую силу формирования человеческой личности.

Личность возникает, растет и развивается изнутри, из самого себя за счет природных сущностных сил и биоэнергии. Но формируется и окончательно складывается как природно-социальный тип или контртип под влиянием социума, условий, факторов, влияний.

Бездействующих извне. Взаимодействие внутреннего и внешнего представляет собой неразрывное, органическое и вместе с тем диалектическое, противоречивое единство.

Педагоги связывают цель воспитания с формированием идеального человека.

Но каждый под идеальным понимал свои качества -одни этот идеал рассматривали в христианской этике, другие идеал трактовали абстрактно и внеисторично, воспитание детей в духе “самодержавия, православия и народности”.

В советский период-всестороннее, гармоническое развитие личности. Что такое идеал? Идеал — носитель определенных общественных отношений, ориентир в социальной действительности, выступающий в качестве ценности. Человек без идеала -это то же, что архитектор без плана.

Подлинная ценность личности, как и его счастье, не привносится в человека извне, а достигается умением организовать свой внутренний мир. Это значит иметь цель жизни, мечту, уметь строить планы и мобилизоваться на их выполнение.

Люди всегда мечтают о лучшей жизни. Что такое лучшая жизнь? Для трех сестер, для других героев Чехова и для нас сегодняшних. “О, наверное, какая это будет жизнь, какая жизнь!

— мечтает в спектакле Вершинин — Вы можете себе только представить… Вот таких как Вы в городе теперь только три, но в следующем поколении несколькими будет больше, все больше и больше, и придет время, когда все изменится по-вашему, жить будут по-вашему, а потом и вы устареете, народятся люди, которые будут лучше вас… ”

Понимаете? Лучшая жизнь — это лучшие люди! Более красивые душевно и более высокие духовно. Лучше жить — это вовсе не значит иметь больше вещей и денег. Важен достаток, а не богатство. Нельзя назвать хорошей жизнью материально обеспеченную, даже богатую, но нечестную и нечистую.

Новые открытия в технике и электронике, гигантские строительные возможности нашего века уже перестают поражать, и это говорит о том, что мы постепенно входим в абсолютный технократический век, где духовному качеству станет тесно, и оно будет выталкиваться имитацией чувств, декорациями духа, не книгами, а корешками книг.

Техника сейчас достигла таких возможностей, что можно построить башню небывалой высоты …человек думающий и человек работающий…

высоколюбивые и золоторукие, создали уникальные конструкции, но в будущем создадут ещё что-то совершеннее.

Становится ли сам человек совершеннее от своей сказочной деятельности (рождены, чтоб сказку сделать былью) — добрее, милосерднее, совестливей? Нет сомнения! Совершеннее становится тот человек, который совершает это — дела-

ет, думает, творит. Но тот, кто только пользуется благами добрых деяний, тот себя не совершенствует.

Читайте также:  Тест «рисунок семьи» - помощь в определении семейных проблем

Для миллионов в мире машиноподобных, прилично одетых людей, и необразованных, невежественных, порой не умеющих ни писать, ни читать, ни думать, ни сопоставлять, ни размышлять, ни иметь собственного “я”, т.е.

собственного мнения, ни своего, ни рекламного отношения к настоящей правде, к позолоченной лжи, ни чувства к чужой боли.

Входим в XXI век. Увеличиваются удобства, мягкие кресла, кофейно-чайные ванны, зеркала, электрический рай будет сиять. Но ради чего все это? Познание всех наслаждений? Если даже так, то абсолютно всеми благами мира человек пресыщается.

Истинный показатель цивилизации (отмечал американский философ и поэт Эмирсон) — не уровень богатства и образования, не величина городов, а облик человека, воспитываемый страной. Человеку суждено познать цель и смысл жизни.

Это познание о мире в целом, о Вселенной, о смерти и бессмертии, о границах разума и собственном спасении. Посильно ли такое познание обычному человеку?

Нам известно, что основа познания и чувство долга заложено в человеке генетически, в инстинктах, произрастающих из сферы бессознательного регулирования поведения в сознание, чувство и волю.

Инстинкты преобразуются в новые качества, принуждающие индивида к определенному действию, поведению и образу жизни.

В результате обучения, саморазвития ребенок приобретает способность самоанализа и самооценки. Во взаимодействиях и столкновениях с внешней средой ребята стремятся понять себя, осмыслить свое место в этом мире, цель и смысл своего существования.

Перед молодёжью встает проблема эгоизма и коллективизма, чести и человеческого достоинства, самолюбия и себялюбия, гордости и гордыни, униженности и оскорбленности.

Благодаря этой внутренней духовной работе юный человек становится способным к свободному размышлению, ответственному выбору, твердому решению, непоколебимому волевому действию.

Ребенок отправляется в поиск собственных путей, подходов и ходов, открывая для самого себя, а порой высказывая оригинальные идеи и гипотезы в науке, создавая новые образы и подходы в искусстве. Так человек познает себя и Вселенную.

Воспитание, когда оно осуществляется добрым и любящим сердцем, с глубоким пониманием его назначения в обществе представляет собой каноны жизни для подрастающих поколений, благая весть о возможной счастливой жизни, как необходимой и нужной; полезный образ жизни, где идет совершенствование себя

и мира сего с помощью знаний и веры в лучшее будущее, надежды на счастье.

Все великие и выдающиеся писатели говорили об одном и том же: о человеке в истории, об уважении истории в человеке, или же использовали вечный и самый значительный сюжет Христа. Идеал их был — человек, обладающий духовной силой, которая творит добро и красоту. Достоевский всю жизнь посвятил идее поиска Бога в себе и вне себя: грех и раскаянье, грех и искушение, через страдания к любви.

Жизнь сейчас очень перекосилась. Сильный дефицит человеческой глубины и порядочности, душевности и доброты. Школа, являясь атрибутом государства, не исправляет этот перекос.

Странно получается, что мы как бы под руководством государства строим какое-то ужасное эгоистическое общество, где для достижения личного успеха дозволено все. Получается, общество безнравственно к самому человеку. Многие приняли свободу за вседозволенность.

Но все-таки человек должен быть человеком, не терять добро и надежду. Должен знать, что свобода будет тогда, когда осознаешь необходимость.

Многое сейчас рассчитано на внешний эффект. Красота, мол, спасет мир. Красота -категория временная. Она расцветает, торжествует, преобразуется и вянет в природе и в самом человеке.

Только истина, справедливость и добро остаются навсегда прекрасными. Они остаются в сознании человека в понятиях, знаниях, убеждениях, которые формируются в период обучения и всей жизни.

Если я верю в них, то значит верю в силу красоты.

Маркс говорил, самое дорогое у человека, это отображение его внутренней красоты. Внутренняя красота — это нравственная категория -истина, справедливость, добро. У истины всегда лучший вкус и лучшее воспитание.

Когда и где ученики приобретают истину? Во-первых, в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Знания должны быть всесторонними, глубокими, истинными.

Надо изучать русскую классику литературы и музыки, русское народное творчество. Изучать всесторонне русскую историю. Она в ряде учебников на задворках истории запада, за которой только и признается право на цивилизованность. Запущено в обиход понятие “новые русские”.

Над умственной ограниченностью, бескультурьем этих “русских” потешаются во всю сатирики и юмористы. Потешаются, ерничают, конечно же зная, что самыми алчными среди ловцов легкой наживы являются далеко не русские люди.

Но идет опошление высокого смысла самого слова “русский”.

Каждый грамотный психолог знает, что деформация памяти, особенно исторической,

приводят к кризису сознания: человек теряет связь времен, непреходящие ценности старших поколений и становится чрезвычайно подвижен внушению в оценке настоящего. Что может противостоять этому? Только истина, всесторонне освещение нашей истории. Именно она, какой бы она ни была, воспитывает высокие чувства гражданственности.

Перед современной общеобразовательной школой ставится задача: обеспечение системности знаний (но не многознания). Стремимся увеличитьчасы на изучение математики, физики, литературы, истории, но готовим то мы не мини-математиков, не мини-историков и т.д.

, а развиваем личность. Этого можно добиться путем слияния знаний. Надо системно учить. Хотя каждый предмет разно процессуально переживается. Знания разные, но в основе знаний лежат близкие понятия. Живое знание — это переработка образа, опыта и т.д.

Переделка опыта своего — это норма обучения.

Но, как отмечал К. Д. Ушинский, — “влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями”.

Развивать теоретическое мышление (рассудочное — это ещё не теоретическое). Теоретические формы мышления — это восхождение. Видеть обобщенно видимое — модель нужна. Теоретическое мышление — это видение существенного, взаимосвязи явлений.

Учебная деятельность (познавательная деятельность) — это изменение опыта человека в способе деятельности. Учебная задача — изменение самого ученика путем изменения способа деятельности, это совместное сотрудничество учителя и ученика.

Статья 14 Закона Российской Федерации об образовании гласит: “содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этическими, религиозными и социальными группами: учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений”. Для того чтобы это было, надо в обучении и воспитании соблюдать принцип народности.

Воспитание должно основываться на народных началах, на тех прирожденных наклонностях, которые сложились у народа.

“Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника”, — писал К.Д. Ушинский.

Под народностью понимается стремление народа сохранить свое национальное “я” и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно-экономической и политической жизни. Народ без народности

— тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранившим свою самобытность. Народность — создание самого же народа, результат его исторического развития, это осознание народом своего прошлого, настоящего и будущего, обусловленное материальными и духовными потребностями народа.

При воспитании обогащение взаимоотношения личности и государства будет эффективнее, если оно основывается на особенностях истории, характера и культуры народа, его традициях.

Необходимость воспитания на принципах народности объясняется еще и тем, что перед глазами молодого поколения широко развертывается картина все более непримиримого и агрессивного столкновения иностранных национальных ценностей, ведущего к дискредитации и угрозе культурного раскола общества. К этому надо добавить, что распространение в российском обществе западных ценностей не опирается в достаточной степени на фундамент российской культурной идентичности, традиции национального самосознания российской духовности и общественной мысли.

В.А. Сухомлинский писал: “Есть в нашей жизни… ценности… неизмеримые, которые ни с чем невозможно ни сопоставить, ни сравнить. Это Родина, отечество, сыновья верность, преданность той земле, где ты родился и осмыслил сам себя”

Российский народ на протяжении веков сохранил представления о достоинствах человека, его гражданских качеств и пронес через века в своей памяти самое ценное, самое сокровенное.

На первом месте среди таких качеств стоят: трудолюбие, доброта и честность.

Представления русского народа о человеческих ценностях идут из глубины веков, они интернациональны, потому что начали складываться в такие далекие времена, когда еще не сформировались отчетливо этносы, и людей не разделяли ни границы, ни религии.

Когда решают вопрос о содержании воспитания, то часто задают вопросы: какого рода существующее государство? каковы возможности его развития? к чему готовить ребят? к какому варианту развития событий? Нет сомнений, что такие вопросы всегда встают при воспитании. Но не они одни определяют суть воспитанного современного человека. Для российского человека важнее ответить на

вопросы: что такое Россия? какова её историческая судьба? что такое русский, российский народ? каков он? каковы изменения в прошедшем, настоящем и предположительно в будущем: демографические, культурные и другие?

Суть воспитания заключается в том, чтобы сформировать у человека идейно-нравственную гражданскую позицию, которая выражается в стремлении личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической, интернациональной, правовой сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию её творческих возможностей и определяется не канонами, не предписаниями (тем более извне), а самой жизнью.

Воспитание представляет собой не односторонний процесс, не только движение разума, чувств и воли от взрослого к ребенку, но и процесс двусторонний, обоюдный. Он есть такое движение непосредственной чистоты, истины и искренности в отношениях, непосредственности проявления духа и совершенной красоты от ребенка к взрослому. Л.Н.

Толстой, описывая яснополянскую школу, отмечал, что он брал пример со своих учеников, учился у них прямоте, непосредственности, искренности, правде и честности, не возвышался над ними и не унижал их, познавал в их душах истину, добро и красоту.

Именно благодаря общению с детьми он сохранил и поддерживал в себе чистоту и непорочность нравственного состояния, нравственно сохранился на уровне открытого и честного восприятия мира.

Только такая взаимная любовь воспитателя и детей — основа подлинной нравственности, и она должна передаваться детям из поколения в поколение с помощью педагогической любви к детям. Всякая гуманная воспитательная система всегда являет собой педагогическую форму выражения любви к детям.

Содержательную сущность воспитательной, сознательной педагогической любви можно охарактеризовать несколькими смыслообразующими идеалами.

Это прежде всего желание педагога счастья детям, это активно-деятельное отношение к ребенку, преданность своим воспитанникам и жертвенность по отношению к ним.

Только таким путем можно заложить в ребенке основы нравственности, сформировать человека в человеке.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-molodezhi-v-sovremennyh-usloviyah

Современное воспитание / Mama66.ru

Именно в семье закладывается характер и принципы будущей взрослой жизни человека. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок вырастет разгильдяем и ни к чему не приспособленной личностью. Но нельзя допускать и полностью авторитарного руководства над жизнью малыша.

В настоящее время существует не одна методика воспитания детей. Но современное общество требует нового, инновационного подхода в этом процессе. Он должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Воспитание в наши дни: его особенности

В каждое столетие, в любой отдельной эпохе есть свои методы воспитания. Наши прадедушки и прабабушки почитали своих родителей, и их бы удивило поведение современных детей. Да и мы давно не следуем «Домострою», из-за чего, кстати говоря, и происходит борьба поколений.

Наши родители, да и кто-то из нас самих рос в семьях с небольшим достатком. Несмотря на то что в то время было немало проблем, дети получали хорошее образование, посещали дополнительные занятия и кружки. Как же строится современное воспитание?

В отличие от наших предков, современные дети живут в довольно комфортных условиях. Им доступны различные гаджеты, есть возможность отправиться в путешествие и т. п. Такой богатой жизнью дети обязаны своим родителям, ведь это они, порой ущемляя собственные потребности, ставят на ноги любимое чадо и делают так, чтобы оно ни в чём не нуждалось.

Читайте также:  Оценка за плагиат

Современные дети достаточно талантливы. Они могут похвастаться своей одаренностью и энергичностью. Как правило, дети не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои возможности. Для них чужды жесткие рамки и готовые методики воспитания. Поэтому занимаясь их развитием, нужно ломать уже устоявшиеся принципы и придумывать новые.

Современные дети реализуют себя в искусстве. Это могут быть танцы, спорт, музыка, различные кружки. Они самовыражаются более гуманистически и осмысленно, чем предыдущее поколение. Их увлечения имеют более интеллектуальный оттенок.

Благодаря новой технике дети проводят больше времени за компьютером. Они с интересом ведут интернет-дневники. И вот перед вами уже необычный ребенок, а веб-дизайнер, фотограф или журналист.

Современное воспитание основывается на уважении к детям. Нужно внимательно слушать то, что говорят дети, и стараться не критиковать их высказывания.

Воспитательный процесс зависит от тенденций современного общества. Пока дети ещё берут пример со своих родителей, старайтесь показать им, что хорошо и плохо.

Научите их отличать доброжелательных людей от разрушительных личностей.

В подростковом возрасте дети уже должны иметь представление о нюансах современного социума и быть адаптированы к нему.

Современное воспитание направлено на развитие в ребенке инициативности и поощрении самостоятельности. Дети должны научиться принимать решения и быть ответственными за них. Не нужно слишком опекать ребенка.

Пусть он ошибется, но это будет ему уроком, из которого он извлечет для себя полезную информацию.

Методы современного воспитания различны. Некоторые из них противоречивы, но не все так плохи, как кажется. Каждый метод основан на анализе поведения современного поколения. Изучив несколько методик, можно выбрать свою — ту единственную, которая будет подходить в воспитании именно вашего ребенка.

Методика Торсунова

Автор этого принципа воспитания считает, что личность ребенка развивается на основе опыта предыдущих поколений. Таким образом, он выделяет четыре категории детей.

  1. К первой относятся ученые, которые склонны к исследованиям и любят учиться.
  2. Вторая категория — это управленцы. Они умеют прекрасно руководить людьми.
  3. К третьей категории автор относит хозяйственников и торговцев, отличающихся практичностью и желанием обогатиться.
  4. И, наконец, четвертая группа включает в себя людей мастеровых, отталкивающих от практических знаний.
  5. Торсунов выделял и пятую категорию личностей. Это неудачники. Как правило, такие люди не получают нужного воспитания и не могут реализовать свои способности, так как их родители не позаботились об этом.

Автор считает, что на ребенка можно воздействовать четырьмя способами. Первый из них предполагает сотрудничество. Личность ребенка развивается под действием авторитета родителей.

Воспитание в страсти является вторым способом воздействия. Именно мать заинтересована в благополучном развитии своего малыша. Она заботится о том, чтобы он получил как можно больше любви.

При третьем методе воспитания получаются избалованные дети. По мнению автора, ребенок растет таким из-за невежественного отношения родителей к воспитанию. Равнодушие по отношению к ребенку наблюдаются в четвертом методе. В этом случае взрослые не обращают внимания на личность своих детей.

В Ведической культуре воспитание детей должно отталкиваться от их способностей. Нужно развивать те задатки, которые существуют в человеке от природы.

Современное воспитание должно учитывать все эти моменты. Нужно учить детей слушать и слышать. В современном воспитании за основу нужно брать ведическую культуру и её принципы.

Однако сегодня они будут иметь другие термины и трактоваться по-своему.

Воспитание по Ашеру Кушниру

Автор читает лекции по современному воспитанию. Их можно отыскать на просторах интернета. Он рекомендует родителям постепенно познавать этот процесс. Взрослые, как правило, занимаются воспитанием своих детей на базе опыта предшествующих поколений.

Бывают случаи, когда воспитательный процесс совсем отсутствует в семье. Кушнир говорит о том, что воспитатели проходят обучение в специальных учреждениях в течение пяти лет, чтобы познать все тонкости самого процесса воспитания.

Именно поэтому родители должны учиться ему постепенно.

Подчинение детей родителям, причем безоговорочно, давно изжило себя. Ведь современное общество имеет другие принципы и устои. Самой большой проблемой современности, считает Кушнир, является воспитание детей. Он не призывает отходить от традиций, но при этом нужно учитывать и новые веяния психологии.

Литвак и его методика воспитания

Базовой основой воспитательного процесса Литвак считает «метод сперматозоида». В него он положил принцип натиска, проникновения и умения лавировать. Воспитывать ребенка, считает Литвак, можно методом от обратного. Подавлять личность ребенка нельзя.

Автор считает, что при использовании его метода изначально возможна негативная реакция ребенка на воспитательный процесс. Но не нужно делать паузу. Если продолжать следовать принципам Литвака, можно добиться больших успехов.

Вальдорфская школа

Психологи и педагоги пытаются разработать систему воспитания современного поколения, чтобы оно было духовно развито. При этом личность должна быть физически подготовлена.

В этом направлении работает и Вальдорфская школа. Она считает, что не нужно препятствовать младшему школьнику познавать окружающий мир.

На примере родителей ребенок сам поймет, что ему нужно и интересно, а в основе будут лежать его природные способности.

Проблемы воспитания современных детей

На возникновение проблем зачастую влияет окружающий мир. То количество информации, которое обрушивается на ребенка, огромно. Некоторую долю он усваивает с интересом, однако чрезмерные нагрузки сказываются на его психическом здоровье.

Мы считаем, что современные дети непослушны. Но это совсем не так. За потоком информации и различного рода нагрузками мы не замечаем, как они дисциплинированы, добры, эрудированны и умны. Вся проблема во времени, в котором приходиться жить современному ребенку.

Наши дети достаточно уязвимы. Несправедливость для них чужда. Они её просто не воспринимают. Но общество, к сожалению, не всегда может предоставить детям той прозрачности, которую они хотят получить от него.

В каждый возрастной период возникают определенные проблемы в воспитании детей. Так, до школьного возраста у них ещё не сформирован характер, но есть инстинкты, по которым они и совершают свои действия. Малыш желает быть свободным. Отсюда и споры с родителями насчет запретов.

Здесь-то взрослые и хотят всё взять в свои руки, а ребенок желает получить свободу. Таким образом, возникает конфликт, избежать который помогут тактичность, спокойствие и гибкость в воспитании детей.

Малышу можно позволять делать что-то самостоятельно, но при этом держать его в рамках дозволенного.

Самым сложным периодом является младший школьный возраст. Здесь ребенок получает ту свободу, которой добивался с младенчества.

Он заводит новые знакомства, самостоятельно справляется с некоторыми проблемами, пытаясь занять своё место в обществе. Поэтому ребенок может капризничать и проявлять недовольство.

Родители должны с пониманием относиться к нему, проявлять доброту и доверять своему ребенку.

В подростковом возрасте желание обрести свободу становиться более острым. У ребенка уже сформирован характер, есть влияние со стороны знакомых и друзей, он имеет свои взгляды на жизнь.

Подросток пытается отстоять своё мнение, при этом не замечая того, что он может ошибаться. Контроль со стороны родителей должен быть незаметным, ребенок должен чувствовать свободу. Он нуждается в теплых и доверительных отношениях со взрослым.

Критикуя и давая советы, не стоит перегибать палку, чтобы не задеть самолюбие подростка.

Вступая во взрослую жизнь, юноша уже не слушает своих родителей. Он старается испытать на себе всё, что раньше было под запретом. Нередки конфликты, которые заканчиваются прекращением всякого общения. Важно не доводить ситуацию до такого момента. Нужно уметь идти на компромисс. Чтобы юноша делился всем со своими родителями, нужно поддерживать с ним теплые отношения.

Итак…

Семья – место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример родителей является важным показателем хороших и плохих поступков. На этом основывается отношение ребенка к жизни.

Детей нужно учить уважать старших и заботиться о младших. Если ребенок проявляет инициативу и старается помочь в делах по дому, нужно поощрить его в этом. Конечно, часть обязанностей придется взять на себя.

Никто не заставляет вас отходить от традиций. Современное воспитание должно впитать в себя опыт прошлых поколений, но в то же время быть основано на современных принципах жизни. Только так можно воспитать достойного члена общества.

Источник: http://mama66.ru/child/sovremennoe-vospitanie-detejj

Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста

Илюхина Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13744/ (дата обращения: 11.12.2018).



Современное общество изменилось. Глобальные изменения затронули практически все области жизни, поэтому институт семьи, как социальная система, наиболее подверженная воздействиям окружающих ее социальных институтов, также претерпела видоизменения.

Семья наиболее остро реагирует на перемены в экономике, политике, социальной структуре общества. Очевидно, что даже самые незначительные перемены во внутрисемейных отношениях оказывают влияние на формирование, становление характера, жизненных установок и проекций ребенка.

Наиболее восприимчивы к таким изменениям дети дошкольного возраста. В этот период родители, закладывают духовно-нравственную основу, ценности, определяющие ориентиры в жизни. Родители как пример для подражания являются главным показателем хороших и плохих поступков. Все вместе это формирует отношение ребенка к жизни.

За последнее время наблюдается прогрессирующая тенденция обострения социальных проблем института семьи и родительства, кризиса воспитания. Последствия такой тенденции: увеличение случаев самоубийств среди подростков, наркомания, повышение подростковой преступности.

Многие педагоги, психологи, ученые признают, что старые методы воспитания уже не эффективны, морально устарели. Дети изменились, возникла необходимость модернизации форм и методов воспитания.

Все чаще мы слышим о детях «нового поколения», которые имеют выраженные особенности. Такие изменения изучают, отлеживают педагоги, психологи, специалисты помогающих профессий, ученые. Так, например, Р.

Джерард, доктор философии, изучая феномен «нового поколения», говорит о необходимости реформации образования в целом — все больше количество учителей подтверждают тот факт, что старые методы обучения и образования изжили себя, в настоящее время потерпели свою актуальность. [2, с. 19]

Так какие они, дети «нового поколения»? Доктор философии М. Мелвин, говорит о них как о личностях с обостренным чувством самоуважения, независимых, для которых важна свобода. [2, с. 17]

Для таких детей мотивация запугиванием и наказанием неэффективна. Новое поколение обладает врожденной способностью отличать, что есть правильно и хорошо, а что нет. Педагогам и родителям просто нужно дать возможность делать выбор. Таким детям нужна поддержка и принятие, а не то, чтобы их улучшали, меняли, подстраивали под существующие шаблоны.

Современные дети обладают чрезмерной энергией, гораздо активнее предыдущего поколения и это представляет проблему для многих педагогов и родителей. Исследования показывают, что такие дети осознают свои эмоции и внутренние потребности, они более чувствительные.

Очевидно, что изменилась социальная среда ребенка.

Если еще пару десятилетий назад дети в основном развивались в условиях определенного социума — семьи, как правило, патриархальной, дворового окружения, ближайшего окружения, при четкой привязанности к взрослому, то в современном обществе ребенок поставлен в новую ситуацию — нуклеарная семья, разорванные родственные связи, потеря преемственности, давление хаотичного, порой агрессивного информационного потока, идущего из Интернет, телевизора. При этом, информационный поток не упорядоченный, бессистемный, не имеющий структурно-содержательной связи. Все это фрагментарно вписывается в процесс формирования и развития ребенка, не представляя собой целостной, единой картины мира. Совместный семейный досуг зачастую связан с приобщением детей к телевизору. Экранная зависимость приводит к тому, что ребенок не способен концентрироваться на каком-либо действии, занятии, возникает потребность в постоянной экранной стимуляции. Такие дети, как правило, гиперактивны, рассеянны, с отсутствием интересов.

Дошкольный возраст — огромный, важный отрезок детства ребенка. Его не зря называют возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любознательности, любопытства. Это период значимых изменений и формирований в становлении личности ребенка.

У современных дошкольников отмечается сужение уровня сюжетно-ролевой игры, что в свою очередь приводит к недоразвитию произвольности, мотивационно-потребностной сферы личности. Это влияет на психологическую готовность ребенка к школе, проблемам в процессе обучения.

Все чаще воспитатели говорят о низких показателях дошкольников, требующих в действиях удержания правила, внутреннего плана действий, оперирования образами.

Тревогу вызывает недостаточная социальная компетентность — беспомощность в отношениях со сверстками, неспособность разрешить простейшие конфликты, самостоятельные решения часто имеют агрессивный характер, низкий уровень коммуникативной компетентности.

Следует отметить, что изменения современного дошкольника связаны не только с социальными процессами, происходящими в обществе, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современной личности, которые сопровождаются комплексом признаков: независимостью мышлением, креативными способностями детей.

Также, мы можем говорить о сдвиге возрастных границ детства.

На наш взгляд, педагогам, воспитателям, специалистам, работающим с детьми важно тщательно анализировать изменения в развитии, становлении как личности современных детей.

В этом плане первостепенной выступает задача разработки и апробации новых методов диагностики и коррекции. Особо это относится к воспитателям и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Считаем также, что в современных условиях возникает необходимость тесного контакта с семьей воспитанников, для личностно ориентированного взаимодействия семьи и образовательной организации.

В современном мире задача родителя уделить достаточное внимание своему ребенку, помогать ему решать возникающие проблемы, быть вовлеченным в процесс воспитания, и по возможности проводить как можно больше времени с ним.

Содержание распространяемой информации должно быть направлено на формирование общей культуры родительства, повышение уровня знаний, уверенности и веры в себя как родителя. [1, с. 187]

Не случайно, все чаще в современном обществе звучат высказывания о гуманной педагогике, согласно которой процесс воспитания и обучения должен быть выстроен так, чтобы направлять и наставлять ребенка на его духовный путь.

Самое время вспомнить слова Ш. А. Амонашвили, ученого и педагога: «Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее».

Литература:

  1. Бородина О. В. Роль семейных традиций в духовном воспитании детей дошкольного возраста. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (16 апреля 2015 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2015. —с.185–187.
  2. Грей Д. Дети с небес. М.: София, 2008, — 325.
  3. Кислицына Т. Г. Русская семья. От рождения к вечности. М.: Белый город, 2013, — 359.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, современное общество, доктор философии, изменение, педагог, процесс воспитания, родитель.

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте

Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

Русский философ И. А. Ильин так писал об этом возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям

Родители ждут от сада социальной адаптации своего ребёнка, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям современного общества.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Не смотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание у детей любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста.

Вопросы дошкольной педагогики.

Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство.

Детей можно и нужно развивать в этом направлении с дошкольного возраста, обучать их, воспитывать социально…

ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты, проблема, педагог, защита, современный мир.

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением…

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов

Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества.

То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13744/

Воспитания детей дошкольного и школьного возраста в современных условиях: особенности и принципы

Дошкольник и школьник

Развивающие мультфильмы для детей от 2 лет

Мультфильмы развивающие для детей от 2 лет – это «палочка-выручалочка» каждого родителя. В данной статье вы сможете ознакомится со списком наиболее востребованных мультипликационных картин. Здесь рассказывается о главных героях, направлении обучения, формах преподавания, особенностях каждой конкретной постановки.

Развивающие игры для детей 5 лет

Уже давно ни для кого не секрет, что дети, впрочем, как и детеныши животных, обучаются новым навыкам и развиваются, играя.

Поэтому, наверное, было бы странно не воспользоваться такой возможностью, данной самой природой, и не постараться научить чему-то своего ребенка в форме игры.

Чем старше ребенок, тем большее количество развивающих игр для него доступно. К возрасту 5 лет он уже набирается довольно внушительный список.

Детские игры для девочек: маленький экскурс в гейм-технологию

Детские игры для девочек развивают логику и творческое мышление, это отличная возможность для отдыха. Разнообразие и функциональность современных игр для девочек впечатляет: они красочные, позитивные, содержат ряд полезных миссий, а потому время в игре будет проведено с несомненной пользой.

Легко и ненавязчиво звучит в известной детской песенке.

Да, почему бы не назвать детство беззаботной и счастливой порой? Суета, бытовые проблемы, трудности на работе, финансовые вопросы – эти слова вызовут у «цветов» нашей жизни искреннее удивление и непонимание, за которыми может последовать их любимый вопрос «почему».

Четырехлетние дети задают его каждые пять минут. Он возникает с 3-х лет (но стоит считать это уникальным процессом) и продолжается в школьные годы, если выбран правильный подход к детям и соблюдены принципы воспитания дошкольников и детей постарше. Уделим особое внимание этому.

Предлагаем нестандартный подход: сегодня мы с вами – дети, которые задают взрослым опытным людям вопросы и ищут ответы. Мы – «почемучки».

Кто играет ключевую роль в формировании личности дошкольника/школьника?

Роль семьи в воспитании школьника и дошкольника никогда не уйдет на второй план, будь это Древняя Русь с ее патриархатом и диктаторством или современные условия с демократизацией.

Если в детские годы ребенок не мыл руки после улицы, не ел ложкой из тарелки сам, не помогал родителям, не пытался своими зубками начинать грызть гранит науки, не стремился вступать в отношения с окружающими людьми, то в зрелом возрасте этим базовым вещам научить практически невозможно. А чтобы дети были такими, как в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», нужно браться за воспитание ребенка уже с дошкольного возраста. Воспитание школьника также чрезвычайно важно, и ему нужно уделять не меньшее внимание.

Какие качества закладывает семья?

Подумайте, каким вы видите своего ребенка? Сильным по духу, умеющим «коня на скаку остановить», способным спасти принцессу от дракона, обиженного зайца – от лисы и восстановить справедливость, поделиться последней рубашкой, устроить свою жизнь, выбрать правильный путь. Или вам нравятся «рассеянные с улицы Бассейной», а в кабинете школьного директора вы хотите появляться чаще, чем на работе или дома?

Вывод: вы сами закладываете кирпичи в будущее строение – жизнь вашего ребенка. По процентному соотношению (для тех взрослых, которые по разряду Маленького Принца любят цифры) 20% качеств в ребенке формирует детский сад, школа, друзья, улица, а 80% — семья и семейные традиции.

Совместный отдых с ребенком играет также важную роль в его воспитании. Поэтому стоит уделять внимание семейному отдыху, речь о котором пойдет в этой статье. Воспитание особых детей требует от родителей дополнительных усилий. Об этом вы сможете прочитать здесь.

Как воспитывать детей?

Какие принципы обучения и воспитания дошкольников и школьников семья должна использовать:

  1. Общайтесь на равных. Не будьте «сюсюкающимися» родителями. Дети не так глупы и понимают вас уже с раннего возраста. Лучший способ выстроить доверительные и дружеские отношения – перейти к договоренностям. Дайте вашему ребенку право на собственное мнение и научитесь слушать и слышать.
  2. Не спешите кричать и махать руками при общении с ребенком. Если вы зашли в комнату и увидели разрисованные обои, разлитые краски, а на ваших документах нарисован «бегедил», не стоит бурно реагировать. Да, угол заслужил «художник». Нотации — пожалуйста. Но рекомендуем: посчитать до 10, а после разобрать с ребенком произошедшее, объяснить, что лучше взять листок и рисовать там. В этом, в частности, и заключаются особенности семейного воспитания дошкольников. С детьми школьного возраста все обстоит так же: покажите ему пример выдержки, самообладания, станьте в такие трудные минуты дипломатом, который договаривается со своим коллегой об уборке, послушании или выполнении уроков.
  3. Станьте другом своему ребенку. Займитесь совместным видом спорта, танцами, йогой, рисуйте, пойте, играйте, веселитесь. Планируйте день вместе. На первых этапах обучения и в дошкольные годы, и в школьные помогайте с уроками, покажите пример, заставляйте делать все вовремя и до конца. Но в тоже время давайте вашему ребенку самостоятельно принимать решения и выделите личное время. В древние времена бить ребенка, ставить свои условия, держать в ежовых рукавицах было приемлемым, особенности воспитания школьников в современных условиях исключают подобное обращение с ребенком, которое считается тиранией. Любой пятиклассник сейчас готов защищать свои права по Конституции и всевозможным декларациям. Это связано с демократизацией в обществе и сознании людей. В этом есть свои плюсы и минусы. Так, ваша задача – подстроиться под реалии жизни, идти в ногу со временем, быть агентами первичной социализации. Современное воспитание школьника, как и воспитание дошкольника, должно быть такое, чтобы ребенок мог войти в общество человеком с большой буквы. Ваша задача, конечно, не сделать из него ярого адвоката в четвертом классе, но привить любовь к себе и близким, уважение к сверстникам и старшему поколению, научить постоять за себя.
  4. Не забывайте о развитии нравственных качеств в ребенке. В знаменитом детском стихотворении красной ниточкой протянута мысль о том, что именно семья помогает ориентироваться неопытному человечку в жизни. Вы можете быть советчиками, кумирами для ребенка. Маяками в море жизни выступают и сказки, рассказы, стихотворения. Читайте, изучайте, сочиняйте. Где, как не в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина понятно, что чрезмерная жадность и меркантильность таких людей, как старуха, приведет только к разбитому корыту, а не к богатству и успеху. А в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц» уроки даны не только детям, но и самим родителям, как в кривом зеркале (любитель цифр, власти, бесполезной работы). Нравственное воспитание школьников в семье – отправная точка, берег для будущих кораблей – личностей ваших детей.

Родители! Вам стоит обращать внимание не только на поведение ребенка, неважно, дошкольник он или уже, допустим, шестиклассник, но и на свое собственное.

Используете разные методы воспитания школьника, но вызовы к директору не прекращаются? Ждете от ребенка здорового образа жизни, любви к работе и труду, доброго отношения к миру, открытости. А вы сами это не демонстрируете? Развивайтесь вместе с ребенком, делайте то, что хотите видеть в нем. Воспитывайте человека и в себе!

Источник: http://malyshochek.ru/doshkolnik-i-shkolnik

Ссылка на основную публикацию