Отличия преподавания от воспитательной работы

Чем отличается обучение от воспитания

Понятия «обучение» и «воспитание» так или иначе связаны с усвоением новой информации, привитием определенных правил и норм.

Они служат неотъемлемыми составляющими нашей жизни, без них мы никогда не стали бы теми, кем мы являемся.

Очевидно, что между процессами обучения и воспитания существуют определенные отличия, сформулировать которые порой не под силу даже высокообразованному человеку. Попытаемся разобраться в этом в данной статье.

Что такое обучение и воспитание

Обучение – целенаправленный процесс познания различных явлений окружающего мира и их закономерностей посредством взаимодействия ученика с учителем.
Воспитание – процесс целенаправленного воздействия, основной задачей которого служит накопление воспитанником необходимого социального опыта для жизни в обществе, формирования у него определенной системы ценностей.

Разница между обучением и воспитанием

Если процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Приведем примеры в форме небольшой таблицы.

Обучение
Воспитание Учимся рисовать елочку Усваиваем, что нужно помогать маме по хозяйству Изучаем русский алфавит Понимаем, что обижать слабых нехорошо Осваиваем навыки работы на компьютере Осознаем, что нужно учиться на собственных ошибках Обучаемся технике вышивания крестиком Стараемся всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста» Отличие обучения от воспитания также кроется в степени организованности – в первом случае оно определяется более строгими рамками. Так, зачастую в процессе обучения нужно выполнить какой-либо план, программу и т.д. В воспитании же нет конкретных стандартов, его цели не считаются постоянными в любом обществе, равно как и не устанавливаются окончательно и бесповоротно. Также обучение ограничивается какими-либо временными промежутками (урок, учебный год) и требует задействования специальных электронных, технических и наглядных средств. Процесс воспитания происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни, и неотъемлемым демонстрационным материалом в данном случае выступает собственный пример воспитателя.

Еще одной особенностью воспитания, отличающей его от обучения, считается невозможность получения мгновенного эффекта.

Если овладеть каким-либо навыком можно с первого раза, то результаты воспитания обнаруживают себя далеко не сразу.

Между началом воздействия и проявлениями воспитанности может пройти достаточно продолжительный период – в этом деле на быстрые успехи рассчитывать не приходится.

TheDifference.ru определил, что отличие обучения от воспитания заключается в следующем:

Целью обучения является освоение определенных знаний, навыков и умений, тогда как воспитание направлено на привитие норм поведения и этических принципов.

Обучение требует высокой степени организованности и выполнения конкретных программ и планов. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели не считаются постоянными в любом обществе.

Обучение ограничивается временными промежутками, воспитание же является непрерывным процессом.

Воспитание, в отличие от обучения, не может дать мгновенного эффекта. Его результат проявляется по прошествии какого-либо временного промежутка.

Источник: http://portal100.ru/chem-otlichaetsya-obuchenie-ot-vospitaniya/

Статья по теме: воспитательная деятельность учителя

Воспитательная деятельность учителя

Учитель Макшина И.Ю.

В процессе профессиональной деятельности учитель управляет познавательной деятельностью школьников и организует воспитательную работу ( организует воспитательную среду, управляет деятельностью ребят с целью их гармоничного развития).

Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса (нельзя преподавать, не оказывая воспитательного влияния и наоборот).

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;

воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;

воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

прагматической;

гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Традиционной для России является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили.

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является Социальная среда, окружающая действительность, оказывающая огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Педагоги в воспитательном процессе должны опираться на принципы воспитания:

общественная направленность воспитания;

связь воспитания с жизнью, трудом;

опора на положительное в воспитании;

гуманизация воспитания;

личностный подход;

единство воспитательных воздействий.

Особое место в их ряду занимает личностный подход, который реализуется как в процессе воспитания, так и в процессе обучения школьников.

Следуя ему, учитель предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности, во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения .  

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода

Читайте также:  Выбор вида активного метода обучения

диалогичность

деятельно-творческий характер

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка

предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

В каждой рабочей программе, используемой учителями нашей школы, закреплены личностные результаты усвоения учебного предмета

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 формирование готовности к самостоятельной жизни

На уроке ребенок учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, с разных сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству.

Кроме вышесказанного, каждый из предметов имеет необозримый простор для решения конкретных воспитательных задач – патриотизма на уроках истории и географии, экологичного мышления на уроках биологии, нравственного воспитания на уроках чтения.

Учитывая, что школа – это та социо-культурная среда, в которой ученик находится большую часть своего времени, необходимо понимать, что воспитательный процесс в учебное время не заканчивается на уроке, а продолжается и на переменах. Культура поведения, общения, манера одеваться во многом зависит не только от семейного окружения, но и от принятого стиля в учебном заведении.

Для формирования должного поведения нужно применять убеждение — один из методов воспитания, направленных на формирование сознания. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация).

Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Дети должны понимать, почему в коридоре нельзя бегать – это опасно для окружающих, почему в туалете нельзя сорить и пачкать – это проявление уважения к товарищам, почему по лестнице нужно ходить, соблюдая правую сторону – это удобно и безопасно что  на перемене нужно сходить в туалет – это необходимо, чтобы не прерывать урок.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера, обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Конечно, наиболее эффективен личный пример педагога, его манера одеваться, речевая культура, единство слов и дела, справедливое отношения к ученикам

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений. Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма.

Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных воспитанием привычках.

Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку заходить и выходить из столовой только с учителем, пропускать девочек в класс первыми, использовать только нормативную лексику

Среди методов стимулирования желаемого поведения выделяются поощрение и наказание. Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помощью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е.

поощрение группы, коллектива в целом

Наказание. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства

Выводы:

Воспитание – непрерывный процесс, который продолжается в течение всего пребывания ребенка в школе

Важным компонентом воспитания культуры поведения является упражнение в соблюдении определенных правил поведения на переменах и уроках

На уроке учитель реализует учебный процесс, используя специфические особенности своего предмета и способствует развитию личности ребенка

Личный пример учителя – важный компонент в создании воспитывающей среды школьника

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/pedagogicheskaya-psihologiya/

http://www.studfiles.ru/preview/2377061/ 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/11/01/vospitatelnaya-deyatelnost-uchitelya

Понятие воспитательной работы

Определение

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, которая направлена на реализацию задач развития и формирования культуры личности будущих специалистов.

Воспитательная работа обеспечивает саморазвитие учащихся, самореализацию и самосовершенствование личности учащихся на основе актуализации интеллектуальных, культурных, а также духовно — нравственных ценностей. Это есть цель воспитательной работы.

Существует один способ достижения этой цели — это формирование личности будущего специалиста, который имеет высокий морально — этический уровень.

Направления воспитательной работы

Существует два направления воспитательной работы:

  1. оказывать в свободное от учебы время временные творческие учебные коллективы
  2. содействовать учебным группам в проведении бесед, досуга, встреч, экскурсий, дискуссий, а также участие в мероприятиях, которые посвящены поддержанию чистоты и порядка в помещениях школы и на ее территории.

Психологами выделены две формы воспитательной работы: коллективные и индивидуальные.

Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются:

  1. формирование у учащихся уважения к закону, гражданской позиции, потребности к труду и жизни в обществе.
  2. удовлетворение личностей в культурном, интеллектуальном, а также физическом и нравственном развитии
  3. формирование у учащихся важнейших качеств и свойств личности
  4. принятие и освоение для себя высших нравственных и культурных приоритетов, которые основаны на общечеловеческих ценностях.

У воспитательной работы очень много граней. Она организуется не только на учебных занятиях, но и в учебно-воспитательном процессе. А преподаватели школы решают учебно-воспитательные задачи на занятиях и используют воспитание через предмет и его содержание, воспитание через методику преподавания и воспитание своим личностных примером.

Читайте также:  Законы и закономерности процесса обучения

Преподавателями конкретных предметов организуется воспитательная деятельность вне учебы. Такая работа, соответственно, проводится после занятий в школе. Это могут быть разнообразные консультации, экскурсии, факультативы и многое другое. А классные руководители координируют и направляют данную работу.

Преподаватель же определяет формы и методики, которые он будет использовать на занятии. Он исходит из специфики класса, в котором будут проводиться данные занятия.

В каждом случае преподаватель уточняет задачи воспитания самостоятельно.

Объективные показатели готовности воспитанности личности и способности выполнять свою социальную роль — есть критерии самой воспитанности личности. Также критериями служат требование к личности, ее нормы поведения, деятельность в обществе и ее идеалы.

Система деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя

В работе со своими коллегами заместитель директора по воспитательной работе, а также классный руководитель держаться следующей системы:

  • работа со взрослыми предполагает руководство и помощь педагогам в планировании, организации и оценке эффективности воспитательного процесса; помощь в повышении «воспитательной» квалификации, а также создание условий для реализации способностей педагогов и координацию воспитательной работы в школе и обществе;
  • деятельность заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя включает работу с детьми и со взрослыми;
  • работа с детьми направлена на развитие личности учащегося; на создание, укрепление и развитие общего коллектива школы; работу со школьным активом; формирование и укрепление традиций школы, а также подготовку и проведение коллективных творческих дел (КТД).

Основное направление воспитательной работы на целый год выбирает методическое объединение классных руководителей, при этом сохраняя остальные компоненты воспитания.

По традиции проводятся такие мероприятия, как День Учителя, День Знаний, Посвящение в первоклассники, Международный день Матери, а также Последний звонок и Выпускной вечер.

Эти традиции способствуют объединению педагогического коллектива и учеников, усложнению, закреплению и развитию отношений и связей между членами педагогического коллектива; Такие мероприятия очень любят и к ним, традиционно, готовятся заранее.

Но есть одна сложность: праздник не должен быть похож на тот, что проводили в прошлом году.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Изучив детально потребности не только педагогов, но и учащихся, методическое объединение классных руководителей планирует работу обучающих занятий:

  1. Сформулировать цели воспитания.
  2. Составить план воспитательной работы.
  3. Технология КТД.
  4. Программа воспитательной работы (примерная).
  5. Работа с учащимися, которые требующими повышенного внимания со стороны педагогов.
  6. Формы работы с родителями и прочее.

Деятельность по созданию условий для воспитательной работы классных руководителей имеет некоторые направления в образовательном учреждении.

Одной из самых главных задач педагога является организация развивающей и воспитывающей деятельности. Эта задача является самой важной и основной, ведь там, где нет организации, царит хаос и стихийные обстоятельства. А в таких условиях личность развиваться не может.

Вторым объектом, на который должен обратить внимание классный руководитель — организация и развитие коллектива.

Ну, а третьей задачей классного руководителя в воспитательной работе является создание условий для проявления внутренних сил учащегося, помощь в становлении его личности, обогащение его интересов и способностей.

План воспитательной работы

План воспитательной работы имеет определенную структуру. Эта структура плана классных руководителей заключается в следующем:

  1. Характеристика школьного коллектива.
  • Состав класса и его общая характеристика: количество, отдельно мальчиков и девочек, познавательный уровень и общее развитие обучающихся, их работоспособность и успеваемость, интерес к общим делам, наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога).
  • Связь класса с общим коллективом школы: выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, вносит ли предложения для улучшения жизни школа.
  • Сплоченность: есть ли актив класса, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений в коллективе, наличие группировок в коллективе, ценностные ориентации.
  • Воспитательные задачи.
  • Воспитательные задачи в классе состоят из воспитательных задач школы и воспитательных задач, ставящиеся перед собой классным руководителем на текущий учебный год. Их должно быть сформулировано не менее трех или четырех.

  • Жизнедеятельность коллектива.
  • Работа с родителями.
  • Индивидуальная работа со школьниками.
  • Такой продуманный план воспитательной работы классного руководителя оказывает реальную помощь в организации воспитывающей деятельности, координации усилий педагогов, школьников и родителей в создании условий для развития и коллектива, а также личности каждого учащегося.

    Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/ponyatie_vospitatelnoy_raboty/

    Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания

    Как показано в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания в узком смысле.

    Поскольку теоретические основы обучения рассмотрены в предыдущем разделе пособия, в этом разделе необходимо обратиться к раскрытию теоретических проблем воспитания как специфического процесса развития и формирования личности. Понятие воспитание в русской педагогике стало выделяться со второй половины XVIII в.

    В этом специфическом значении, в частности, оно употреблялось в таких документах, как «Генеральный план московского воспитательного дома» (1763), «Устав народных училищ в Российской империи» (1786). В 1806 г. слово «воспитание» как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской академии. Однако вплоть до середины XIX в.

    оно ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.

    Было, однако, время, когда некоторые ученые пытались утверждать, что поскольку обучение носит воспитывающий характер, то, следовательно, ни в какой особой воспитательной работе школа не нуждается. Указанная точка зрения подвергалась критике со стороны виднейших педагогов. А.С.

    Макаренко в лекции «Проблемы школьного советского воспитания» (1938) говорил: «У нас среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания… Я остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то и другое – методика воспитания и методика образования, – по моему мнению, составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным»[114].

    Читайте также:  Компьютеризация в школе

    Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К. Крупская. Она отмечала, что обучение направляется главным образом на приобретение знаний и умение применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученностъ школьников.

    Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека. На эту специфику воспитания указывал также профессор А.Ф. Протопопов.

    «Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии «воспитание»,– писал он, – является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения»[115].

    Можно не только мысленно представить, но и наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умения), но не хватает воспитанности (низкая культура отношений с людьми, не выработаны гражданские мотивы поведения и т.д.).

    Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать знаниями по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать правил опрятности и личной гигиены. Бывает и так, что человек как будто хорошо работает на производстве и обладает внешней культурой (вежлив, обходителен с товарищами и т.д.

    ), но в то же время проявляет стяжательство, отличается лицемерием и т.п. Как видим, обученность и воспитанность – это далеко не одно и то же.

    А.С. Макаренко отмечал, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания.

    В статье «О взрыве» он писал о том, что в педагогической работе «мы имеем дело всегда с отношением… Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы»[116].

    Поскольку же, как показано выше, отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, требует разработки и знания ее теоретических и методических основ.

    Какие же специфические проблемы являются предметом исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:

    а) раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности, раскрытие специфики воспитания как педагогического процесса;

    б) определение содержания воспитательной работы;

    в) разработка методов воспитания;

    г) исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся.

    Указывая на специфическую сущность воспитания и его отличие от обучения, следует еще раз подчеркнуть, что эти процессы не отграничены, не изолированы друг от друга.

    Наоборот, в системе формирования отношений они теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом единстве.

    Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогических оттенков. Укажем на важнейшие из них.

    Прежде всего нужно отметить, что несмотря на свою специфичность воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения, или научения. На это, в частности, указывал психолог Б.Г.

    Ананьев: «Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением.

    …Ни один из первоначальных этапов воспитания – умственного, нравственного и эстетического – не осуществляется помимо научения соответствующим актам поведения и регулирования действий»[117].

    Например, чтобы воспитывать добросовестное отношение к труду или патриотизм, нужно помочь учащимся уяснить, в чем состоит сущность этих отношений, научить их трудовым умениям и навыкам, а также патриотическому поведению, т.е. использовать приемы обучения.

    Существенной стороной единства обучения и воспитания является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, он содержит мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высокого патриотического служения родине, высоконравственных отношений между людьми и т.д. Кроме того, в системе учебной работы важное место занимает труд, предметы эстетического цикла, занятия физкультурой и спортом, что, естественно, способствует трудовому, эстетическому и физическому воспитанию.

    Нужно также иметь в виду, что обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогом, так и друг с другом.

    В процессе этой деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требованиями морали, закалять волевые качества.

    Наконец, роднит обучение и воспитание общность многих методов, с помощью которых они осуществляются. Как в системе учебной, так и в системе воспитательной работы широко используются методы разъяснения (убеждения), упражнения (приучения), контроля и т.д.

    Приведенные положения позволяют уяснить не только специфику и единство обучения и воспитания, но и методическую логику формирования отношений.

    Этот процесс, как правило, начинается в системе учебных занятий (обучения) и продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы.

    Это положение следует хорошо осмыслить, ибо в такой логике в последующих главах будет раскрываться процесс формирования у учащихся различных отношений.

    Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности

    В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы.

    Первую группу составляют социальные отношения, определяющие мировоззрение личности и общественную направленность ее поведения.

    Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают в себя:

    – отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);

    – отношение к труду (трудолюбие);

    – отношение к общественному достоянию, охрана природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);

    – отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

    – отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).

    Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

    Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.

    Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:

    а) формирование научного мировоззрения, социализацию личности;

    б) нравственное развитие учащихся, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;

    в) эстетическое формирование учащихся;

    г) физическое развитие.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10685.html

    Ссылка на основную публикацию