Патриотическое воспитание дошкольников по фгос

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это не только 1-2 урока в начале года, когда говорят о могуществе России и подвигах нашего народа.

Нужно регулярно рассказывать воспитанникам о славном историческом прошлом России, любви к своей семье, друзьям, родному краю в целом. Формирование правильных патриотических чувств — это первый шаг к становлению развитой во всех планах личности.

Для ребенка, воспитанного в духе патриотизма, любовь к своей Родине не будет банальной фразой, а наполнится глубоким смыслом.

Важно, чтобы знакомство с национальными традициями не было перегруженным сложными терминами. Можно просто рассказать детям о праздниках, которые они отмечают вместе с родителями. После показать государственный флаг и герб России, вместе с детьми проговорить полное название нашей страны, выучить цвета государственного флага и порядок их расположения.

По объективным причинам в патриотическом воспитании дошкольников в 80-90-е годы была распространена идея, что нельзя политизировать педагогический процесс. Как результат, мы сейчас имеем огромный пробел в сознании некоторых взрослых людей. Они не отождествляют семью и родной край. Поэтому налицо вопиющее неуважение к своему городу и представителям других национальностей.

Появился дефицит духовности, мало доброты, нет искренней любви к своей Отчизне. Поэтому вопросы нравственно-патриотического воспитания народа являются приоритетными сейчас. Акцент делается на уважении к национальной культуре, а также на формирование преемственности поколений.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

Согласно принятым, действующим федеральным государственным образовательным стандартам, воспитание у дошкольников патриотизма проходит по следующим направлениям:

  1.  Речевое развитие  — детям нужно больше рассказывать о литературных произведениях, доступных для понимания. Идеально подходят русские народные сказки. Они раскрывают национальную идентичность нашего народа, помогают понять его ментальность. Лучше, чтобы изучение сказок сопровождалось иллюстрациями, по возможности рекомендуется использовать мультимедийные средства. Воспитателям полезно давать консультации для родителей, чтобы они также уделяли внимание речевому развитию сына или дочери через сказки. Также продуктивным станет воспитание различными средствами изобразительного искусства.
  2.  Познание  — рекомендуется на доступном языке рассказать о художественной и этнической русской культуре, показать национальные костюмы, научить гуманному отношению ко всем российским народам и национальностям. Важно уделить внимание религии, поинтересоваться о вероисповедании и отношению семьи к церкви. Нужно обязательно подчеркнуть, что недопустимо ссориться на почве разных религий, различного вероисповедания. Несоблюдение этого правила может привести к войнам, острым распрям на религиозной почве.
  3.  Социально-коммуникативное развитие  — стоит рассказать, что от деятельности каждого из нас зависит общее благополучие страны. Для примера можно привести семью, где папа работает и отвечает за материальное благополучие. Мама ответственна за уют в доме. Если родители перестанут выполнять свои обязанности, то семья будет жить плохо. Аналогично и в стране в целом. От поведения каждого из нас зависит благополучие России как в ближайшее время, так и в дальнейшем.
  4.  Физическое развитие  — важно рассказать о важности ведения здорового образа жизни. Воспитатель говорит о пагубности вредных привычек, на конкретных, понятных примерах дает понять, к чему приводит увлечение спиртным, сигаретами и наркотиками. Воспитанники должны еще с раннего возраста уяснить, что не стоит тратить свое время на вредные привычки, часть которых уже уверенно заняли место в национальной культуре страны.

Читайте еще:  Спортивно-патриотический подход в воспитании

Цель проведения патриотического воспитания дошкольников

Нужно сформировать у детей основу собственного достоинства, чтобы воспитанники почувствовали себя частью одной большой, великой, дружной семьи под названием Россия.

Для этого нужно уважать прошлое, ценить настоящее, задумываться о будущем. Важно заложить понимание, что история страны начинается с каждого из нас.

Нет незначительных поступков, каждое действие имеет смысл, накладывает отпечаток на развитие нашей культуры, духовности.

Для начала стоит привить любовь к своему родному краю, семье, городу, двору. Рекомендуется спросить у воспитанников, какие традиции и обычаи есть в семье. Потом поинтересоваться об обычаях города или региона.

Далее стоит спросить про общегосударственные традиции, обычаи и праздники.

Если в процессе разговора возникнут дискуссии и споры, то воспитателю нужно обязательно пресечь распри, научить толерантному отношению к традициям других семей, национальностей.

Методы патриотического воспитания

Важно не только правильно определить цели воспитания. Из опыта работы — это только половина успеха. Нужно использовать актуальные, современные подходы для патриотического воспитания. Среди них:

  • Рассказ воспитателя — простой, доступный и действенный метод. Очень многое зависит от подготовки самого педагога, его харизмы и умения в доступной для воспитанников форме донести сложную для понимания информацию.
  • Наблюдение за переменами в своем населенном пункте, за деятельностью, трудом людей в детском саду, в городе в целом.
  • Показ различных слайдов, иллюстраций, мультфильмов.
  • Прослушивание аудиозаписей разного содержания и направленности. Например, пения птиц, звуков русского леса, русских народных сказок и т. д.
  • Знакомство с нашим народным творчеством: вышивки, росписи и т. д.
  • Знакомство с творчеством прославившихся художников, композиторов, поэтов. Хорошо, если будет возможность пригласить их на открытый урок для общения с воспитанниками.
  • Участие в посильном для воспитанников общественно-полезном труде. Дети должны понять, что их небольшой вклад в общественный порядок является заботой о родном крае.

Читайте еще:  Основы музыкального воспитания дошкольников

Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников

Дети знакомятся с музыкальным фольклором еще с раннего возраста. Народная музыка дает заряд бодрости, убирает чувство страха, обеспокоенности, тревоги. В ДОУ имеются аудиозаписи сказок, народного оркестра, песен. Обязанность воспитателя — дать понятие о народном хоре, оркестре народных инструментов, мелодичной народной музыке.

Народные песни очень образны, мелодичны, их можно использовать в качестве распевания. Воспитанники очень быстро усваивают музыкальные мотивы. Русская народная музыка идеально подходит для гимнастики, выполнения движений в процессе занятий. Разнообразие музыкального творчества убирает шаблонность в развитии малышей, дает их движениям и действиям определенную эмоциональную окраску.

Хорошо для дошкольного возраста подходит разучивание песен о маме. Как подметил писатель Ю. Яковлев, любовь к Родине и своему родному краю часто начинается с любви к матери. Сам человек, по словам писателя, начинается с его отношения к самому близкому для него человеку. Любя свою мать, ребенок очень легко может перенести эту любовь на свою Родину и Отечество.

Помните, что патриотические чувства не появляются сами по себе. Они являются результатом продолжительного, целенаправленного воспитания. Его рекомендуется начинать с раннего возраста. Именно дошкольное образовательное учреждение должно использовать современные подходы, различные формы и методы для формирования крепкой любви к Отечеству.

Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/doshkolnikov-patr

Фгос до о патриотическом воспитании дошкольников

Никто не учит маленького человека: 

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

 попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
 Все дело в одной, в очень важной закономерности 
нравственно-патриотического воспитания.

           
Если человека учат добру — учат умело, умно, 
 настойчиво, требовательно, в результате будет добро. 
 Учат злу (очень редко, но бывает и так), 
в результате будет зло.

       
 Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, 
 потому, что и человеком его надо воспитать». 
  В.А. Сухомлинский 

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.          В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколенияю           В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.           В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.           Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.  Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.  Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ; — формирование духовно-нравственных отношений; — формирование любви к культурному наследию своего народа; — воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; — чувство собственного достоинства как представителя своего народа; — толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.                                                      Система работы по патриотическому воспитанию детей:

          Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

— Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам; — Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию; — Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

         Ознакомление с явлениями общественной жизни. 

— Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ; — Бережливое отношение к тому, что сделано людьми; — Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства; — Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; — Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

               Ознакомление с природой. 

— Воспитание любви к природе родного края; — Воспитание бережного отношения к родной природе; — Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. 

                                                   Формы работы по патриотическому воспитанию

— создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию; — тематические занятия; -беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ; — взаимодействие с родителями; — взаимодействие с социумом..

                                     Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте. 

Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

12 мая 2015

Источник: https://ozgdou10.edumsko.ru/activity/fgos/post/71611

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии фгос до

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии фгос до

Воспитание в детях патриотизма является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Дошкольные образовательные учреждения — это самое первое звено системы образования.

Они формируют у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству, к становлению устойчивой связи поколений, что приводит к развитию нравственно здорового, жизнеспособного населения.

Формирование этих ценностей происходит в результате повседневной целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально — коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Патриотизм — это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель работы нашего ДОУ – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Читайте также:  Законы и закономерности процесса обучения

Задачи:

  • воспитывать маленьких патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку
  • бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Эта серьезная работа значима сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;
  2. Работа с детьми;
  3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

  • В холле детского сада оборудованы стенды: «Моя страна», «Мой город»;
  • В группах имеется набор дидактических игр: «Военная техника», «Найди флаг России», «Защитники России» и т.д.;
  • Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю — дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами.

Цель методической работы с кадрами — совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция — наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми.

Гражданско-патриотическое воспитание — это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей.

Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников — сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности.

Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

  • Привитие детям понятий «долг перед Родиной», «ненависть к врагу», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг»;
  • Знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
  • Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ:

  • Логопед — разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
  • Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
  • Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
  • Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы «Как прошли выходные?» — так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы «Кому требуется помощь и как ее осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?».

Цель этой работы — формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия:

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники — День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники — Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники — выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды — это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Работа с родителями

Взаимосвязь с семьей дошкольника является важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

В нашем детском саду стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории.

Глядя на них, дети стараются стать активными участниками общего дела, брать на себя посильную часть, стремиться делать что-то для других.

Большую значимость имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты «Дети-родители». Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья — это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении — это длительный процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы:

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. — Волгоград: «Учитель». — 2007. – 203 с.
  2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т.М. Бондаренко. — Воронеж: ИП Лакоценин. — 2010. — 176 с.
  3. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева Т.И. Гризик, В. В. Гербова. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
  4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст]: методические рекомендации / С.Д. Сажина. — М.: ТЦ. «Сфера», 2010. — 112с.

Источник: http://doshkolnik.ru/patriotizm/20906-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-sootvetstvii-fgos-do.html

Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС ДО | Педагогический опыт | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

Автор: Пономарева Любовь Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад №27 «Березка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста.

Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе.

Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать  у детей любовь к своему городу,  подводить их к пониманию, что их  город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

– экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

– рассказ воспитателя;

– наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

– беседы о родном городе, стране, ее истории;

– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Источник: http://www.pedm.ru/categories/3/articles/254

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС. Дом и семья | Советы тут

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения.

Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

Читайте также:  Общее понятие о методологии

Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны.

Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине.

Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание – деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на системном подходе, по формированию у людей ценностных качеств, патриотического самосознания, чувства долга.

Для полноценной защиты своей Родины необходимо иметь потенциально здоровое поколение.

Таким образом, здоровье ребенка– важная составляющая патриотического воспитания, поэтому профилактика здорового образа жизни необходима для детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

  • развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
  • формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
  • формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
  • развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

  • занятия в соответствии с темами;
  • увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
  • работа с родителями;
  • экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

{lang: 'ru'}

↑Как установить такие кнопки?↑

Источник: http://sovety-tut.ru/dom-i-semia/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos

Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Иванова Елена Юрьевна — воспитатель МБДОУ Детский сад No2 «Аленький цветочек» г.Макаров

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно — патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.       Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г.

№ 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте.

Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать  дошкольникам  ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы  по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе создан детско-родительский клуб  «Растишка». Целью создания клуба «Растишка»  послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно- духовного начала.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным.

А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей.

Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для создания условий по патриотическому воспитанию дошкольников МБДОУ  «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г.

Макарова» принял участие в конкурсе  проектов (программ) агентства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области по патриотическому направлению «Мой любимы край» с программой «Моя малая Родина».

По результатам конкурса программ мы выиграли грант  95 000 рублей, который позволил приобрести необходимый материал  для работы по  программе «Моя малая Родина».

Нами разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. С целью углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в родном городе, мы создали  детское объединение «Родничок», которое работает по программе «Моя малая Родина».

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ. 

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию  особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

 Тематические блоки:

 Блок –  «Семь Я» , «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». 

 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам.

С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

Блок-   «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».

Блок —   «Я  и Родина».

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне  занятий.

  Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.

Воспитывая у детей любовь к своему городу,  подводим их к пониманию, что их  город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно. Следующим этапом в этом году было знакомство детей с достопримечательностями областного центра.

Мы вместе с детьми и родителями посетили Сахалинский областной театр кукол (посмотрели сказку «Муравьишка» и сотрудники театра провели для нас экскурсию), а также  Сахалинский краеведческий музей.

Блок —  «Этих дней не смолкнет слава».

Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии.

Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии.

Мы  воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором  расширяются  представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается  чувство ответственности, бережное отношение к природе.

  Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией клуба «Растишка»  стало в зимнее время забота о птицах нашего города.

Во время прогулки в зимний лес  дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей в лесу. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал. 

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

 В работе с семьёй опираемся  на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В работе с родителями используем разнообразные формы:

  • КВН,
  • «Круглый стол»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки,
  • конкурсы,
  • выставки,
  • походы,
  • игровые программы.

Мы провели родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество». На этом собрании прошла презентация самодельных книг.

Активное участие в презентации приняли семьи Рашкевичус («Аленкины сказки»), Кузнецовых («Сашкины рассказы»), Шумилкиных («Никиткина книжка»), Хворовых («Читает вся моя семья мама, папа, кот и я»), Красильниковых («Иришкины рассказы»).

А также был проведен конкурс «Самая читающая семья».

 Библиотекарь Хворова Анна Александровна провела мастер-класс с родителями и детьми на тему «С чего начинается Родина?». Участники собрания приняли активное участие в беседе, показали свои знания о своем родном городе, о животном и растительном мире нашего края. Дети и родители узнали много интересного об истории нашего города.

На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи:

  1. Формировать представление о мире семьи;
  2. Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;
  3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс «Корона для наших милых девочек» среди родителей. Участие в этом конкурсе приняли мамы и бабушки наших девочек. Родители показали свою творческую индивидуальность.

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начали с диагностики.

Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали следующую  технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В.

Микляевой «Мониторинг нравственно — патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

На основании диагностических данных выявилось:

Начало учебного  года —  высокий уровень -40%, средний- 60 %

Конец учебного года – высокий уровень- 75%, средний- 25%

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае  стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы дошкольников  во Всероссийских конкурсах рисунков «Моя Родина», «Недаром помнит вся Россия», в муниципальных конкурсах- «Люблю тебя мой край Родной», «Человек влюбленный в Сахалин», «Макаровские звездочки».

Читайте также:  Библиотека: вымирающий вид информационного хранилища

Приняли участие в акциях «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку».

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду

(конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников. 

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как

образовательному и воспитательному  источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.

Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей.

На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города.

Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Источник: http://tc-sfera.ru/posts/vospitanie-nravstvenno-patrioticheskih-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Особенности патриотического воспитания дошкольников

Федеральный Госстандарт одной из самых значительных сфер деятельности педагогов и психологов определяет патриотическое воспитание дошкольников. Подобный подход соответствует превалированию духовных ценностей над материальными.

Осознание себя не просто личностью, а гражданином России, ответственным по отношению к ней и готовым защитить ее, — одна из важнейших целей современного воспитания. Реализация ее начинается с детьми дошкольного возраста.

Своеобразие психики детей-дошкольников

Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма.

Любовь к своей стране — это чувство. Воспитатель работает с эмоционально-волевой сферой психики, оперирует впечатлениями, эмоциями. Патриотическое воспитание дошкольников предполагает целый спектр чувств в душах ребят.

Ощущение прекрасного, способность разглядеть и оценить красоту природы вокруг — тоже составляющая любви к Родине. На помощь воспитателям приходят прекрасные картины русских художников, запечатлевшие поистине волшебные пейзажи родного края.

Кроме того, педагог обращает внимание детей на вид за окном или окружающую природу во время прогулки.

Ребенок открыт новым впечатлениям, он обращает внимание на то, что раньше казалось ему повседневностью, открывает для себя красоту родного города.

Если же детский сад находится в городе, где нет возможности продемонстрировать природу рядом, то уход за помещением группы или участком на улице, посадка цветов и деревьев, забота о них могут преподноситься педагогом как вклад малышей в украшение города. Дети чувствуют, что именно с таких малых дел начинается настоящая любовь к Родине.

Семья как основа воспитания

Последовательность воспитательной работы заключается в том, что началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье.

Здоровые межличностные отношения внутри семьи — залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания.

Ответственное и почтительное отношение детей к родителям — это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно патриотических чувств у дошкольников.

Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Начинается процесс адаптации к социуму, и воспитание патриотизма — это его направление как часть общества.

В дальнейшем элементы работы переносятся в стены детского сада, однако семья создает именно тот базис, на котором будет строиться дальнейшая система воспитания отношения к родной стране.

Задачи патриотического воспитания

Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений.

ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование ощущения гордости за свой народ;
  • воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
  • формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
  • воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.

Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания. Работа по решению проблем обязана быть целенаправленной и непрерывной.

Воспитатели и родители должны работать сообща, дети не должны слышать в детском саду одну точку зрения, а дома — другую. В таком случае патриотическое воспитание дошкольников не будет успешным, малыши оказываются перед противоречием, преодолеть которое не в силах.

Роль музыкальных средств в воспитании патриотизма

Музыка, как и любой другой вид искусства, воздействует преимущественно на душу человека, оставляет впечатления, которые он переживает, заставляет чувствовать, испытывать сильные эмоции.

Именно поэтому роль музыки в патриотическом воспитании так велика. Как правило, на занятиях воспитатели используют ценные в плане воспитания произведения.

Восприятие окружающего мира дошкольниками является эмоциональным, и именно оно становится основой для нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Если произведения находят у малышей отклик и понимание, то следует говорить об успешном ходе воспитания.

Психологи установили, что любому человеку характерны глубинные чувства любви к Родине, к ее истории и культуре. На этих чувствах и строится патриотическое воспитание дошкольников. Кроме того, воспитательный эффект оказывает и социально-культурное окружение, в котором пребывает человек. Музыка является ярким проявлением национальной культуры.

Часто воспитатели на занятиях обращаются не к авторской, а к народной музыке, а также произведениям композиторов, часто использовавшим народные мотивы, например П.И. Чайковский, И.И. Глинка, С.С. Прокофьев.

Это происходит из-за того, что именно народная музыка может наиболее полно выразить культуру и быт предков. Кроме того, она имеет несложную мелодию и простые слова, которые дети могут запомнить и петь вместе.

Военно-патриотическое воспитание дошкольников

Главная цель военно-патриотического воспитания дошкольников — пробуждение у них увлечения историей России, родного края.

В ходе беседы, обычно рассказывается о Второй Мировой войне, о судьбе родного края и его жителей, о знаменитых героях и судьбоносных событиях. В семье родители повествуют детям о жизни прадедушек и прабабушек в военные годы, показывают фотографии, водят в краеведческие музеи.

Дети чувствуют преемственность поколений, ощущают себя наследниками большой страны с богатой историей, начинают интересоваться ею, стремятся познать ее через призму истории своей семьи.

Для претворения в жизнь программ по военно-патриотическому воспитанию существует множество форм организации деятельности малышей: чтение и обсуждение книг, ролевые игры, походы к памятникам или экскурсии, тематические выставки, встречи с ветеранами.

Программы обязательно предполагают сотрудничество воспитателей и психологов с родителями, поскольку любовь к Родине невозможно развивать на пустом месте, если ребенок не знает истории своей семьи, кем были его предки.

Поэтому в ходе выполнения программ родителям отводится важная роль.

Роль праздников в воспитании патриотизма

Широкие возможности для формирования интереса к истории России предоставляют праздники 23 февраля и 9 мая. Мероприятия, посвященные памятным датам, предполагают, что дети уже знают эти страницы истории России.

Поэтому при подготовке к торжествам педагог рассказывает малышам о Великой Отечественной войне, что такое армия, зачем она нужна. В саму программу Дня Защитника Отечества может входить сюжетно-ролевая игра.

Дети примеряют на себя роль солдат, героев, известных личностей, разыгрывают знаменитые события, что позволяет малышам лучше понять мотивы, чувства и эмоции людей.

Безграничное уважение к подвигам ветеранов, желание стать их достойными наследниками — эти чувства развиваются у малышей во время игры и подготовки к ней.
День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников.

В любой семье имеются свои традиции, связанные с 9 мая, свои истории о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В День Победы ребенок находится в уникальной атмосфере единения всех граждан страны, вспоминающих своих героев.

Малыш получает информацию о предках, принимавших участие в обороне Родины, ощущает сопричастность к истории своей семьи и страны.

В дошкольных образовательных учреждениях ребята учат песни, посвященные Победе, читают стихи о Второй Мировой войне. Проводятся встречи с ветеранами, дети слушают их рассказы, дарят цветы и подарки.

Гражданско-патриотическое воспитание

Педагоги разделяют гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на несколько направлений:

  1. «Малыш и семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире, культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей, истории семьи, традициях.
  2. «Детский сад». В детском саду с помощью различных форм организации деятельности ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, старшими, узнает об основных правилах вежливости. Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, стремится поддерживать в группе порядок. Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка.
  3. «Родной город и родная страна». Малыши получают знания об истории родного города, о его достопримечательностях, известных людях. Постепенно сфера интереса расширяется, дети узнают о других городах России, о столице, педагоги рассказывают о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение. Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином.
  4. «Родная культура». В процессе реализации компонента малыши приобретают знания о народном творчестве, рассказывают о ежедневном труде народа, о его истории, читают сказки. Дети посещают краеведческие музеи, участвуют в народных праздниках.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предполагают развитие социальной солидарности.

Именно эти чувства позволят малышу гармонично развиваться и занять достойное положение в многонациональном и высокотехнологичном обществе.
Трудно переоценить важность воспитания любви к Родине. Другие положительные качества малыша развиваются именно в патриотическом ключе.

Актуальность патриотического воспитания

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — важнейшая задача современной педагогики. Россия пережила колоссальные изменения за последние 30 лет.

Изменились духовно-нравственные ориентиры, отношение к историческим событиям. Однако трудности этого времени не могут стать основанием для прекращения патриотического воспитания.
Патриотизм довольно близко стоит к политическим воззрениям, лояльности действующей власти. В ключе воспитания любви к Родине он не должен переходить в эти области.

Закон об Образовании определяет, что каждый гражданин России должен любить и уважать свою страну, испытывать к ней глубокую душевную привязанность и быть готовым отстаивать свои убеждения. Для воспитателей и родителей важно дифференцировать патриотические чувства и политические взгляды.

Лояльность или нелояльность действующей власти не должна иметь отношения к воспитанию чувства любви к Родине. Политика не может влиять на процесс воспитания.

В противном случае патриотизм может быть воспринят детьми как нечто, разделяющее людей, а не объединяющее.

Именно чувство близости всех граждан страны, ответственности друг за друга делает патриотизм таким важным качеством современной личности.

У детей дошкольного возраста еще нет гражданской позиции и знания исторических фактов, личностные ориентиры только начали формироваться. Цель педагогов и родителей — нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование ответственного отношения к Родине и окружающим.

В ходе воспитания малыши становятся настоящими гражданами страны, готовыми защищать ее, гордиться ей, любить ее культуру, вносить свой вклад в ее процветание, а также с уважением относиться к другим странам и культурам. В этом и состоит патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию