Педагогика сотрудничества

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

  • Амонашвили, Шалва Александрович
  • Шаталов, Виктор Федорович
  • Лысенкова, Софья Николаевна

и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребенка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:

  • была обоснована вариативность обучения
  • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • было предложено развивать у учеников творческие способности
  • обучение и воспитание ребенка в зоне ближайшего развития
  • организация детской половины дня
  • идея самоуважения школьника

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: биосоциои психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая .

Целевые ориентации:

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества:

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик — ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы .

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой .

Особенности содержания и методики:

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Концепция воспитания.

• Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

• личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на ошибку;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема — не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры.

Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба.

Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагностики личности ;

• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

• прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция — основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ;

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи тельной деятельности «В каждом ребенке — чудо; ожидай его!».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М.

Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М.

Йеменского и др.

Концепция воспитания:

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

Читайте также:  Развитие речи младших дошкольников

— постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

— гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

— развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

— возрождение русских национальных и культурных традиций;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

— постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение . Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания.

Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны.

Источник: http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/492-ped

47. Идеи и принципы педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н.

Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор «Учительской газеты» В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.

Ну а сам процесс обучения, считаю, необходимым базировать на теории педагогики-сотрудничества, где упор делается на вовлечение детей в процесс учения, на совместный труд учителя и ученика коллективного и самостоятельного добывания знаний.

Педагогика сотрудничества основополагается на следующих принципах:

Учение без принуждения. Сделать ученика сооавтором урока, вселить в него уверенность, снять чувство страха, увидеть в нем полноценного , полноправного сотрудника.

Идея опоры. Включать в предметно-слоовесную информацию опорные сигналы, являющиеся средствами развития памяти, логики и пространственного мышления.

Идея свободного выбора. Дает возможность развивать отдельные качества личности школьника, создавать условия для расцвета природного дарований.

Идея самоанализа. Научить учащихся индивидуальному или коллективному самоанализу.

Идея личностного подхода. Использовать такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.

Цель каждого педагога в конечном результате всегда социально задана и разнообразна в конкретных педагогических действиях, задачах. Это требует от учителя творческих решений, неординарных мыслей, новых идей, нестандартного подхода.

Источник: http://www.i-po.ru/shpory/pedagogika1/pedagogika147.html

Педагогика сотрудничества

В «Концепции среднего воспитания Российской Федерации» общая работа трактуется как мысль единой развивающей деловитости взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир приятель приятеля, всеобщим разбором хода и результатов предоставленной деловитости.

Как система отношений общая работа многоаспектно; но важное место в нем занимают дела «педагог — ученик». Обычное образование основывается на месторасположении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции общей работы наверное положение заменяется представлением об ученике как о субъекте собственной учебной деловитости.

Поэтому два субъекта одного процесса должны работать вместе, быть сотоварищами, партнерами, придумывать союз более старшего и опытного с менее качественным (но обладающим преимуществами юности); ни Один из их никоим образом никак не должен стоять над другим. Совместная работа в отношениях «ученик — ученик» реализуется в единичной жизнедеятельности школьных сообществ, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

В рамках общешкольного коллектива дела совместной работы инсталлируются меж учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип общей работы распространяется и на все виды отношений учеников, педагогов и управляющих с находящейся вокруг общественной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

Меньший ученик никак не бесстрастен к той деловитости, которой он занимается, соображает значимость получения знаний, имеет возможность ставить простые гипотезы и разыскать доказательства для их охраны, элементарно исследует свою активность, расценивает личные удачи, описывает предпосылки ошибок и исследует невезения.

Для данного процесс исследования должен действовать ученика субъектом, его необходимо учить учится, взвешивать свою обязанность из-за результаты исследования. Важность обучения в период информатизации просит подмены старой парадигмы: «педагог – учебник – ученик» — на новую.

Исходя из данного, педагог должен выполнить самостоятельную познавательную активность учащихся, обучить без поддержки остальных доставать знания и применять их на практике. В процессе исследования педагог должен базироваться на собственные особенности ребенка, а для предоставленного необходимо изучать личность каждого ученика, его отношения с одноклассниками, родителями.

Педагогика сотрудничества представляет собой систему методик и способов изучения и исследования на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Основные месторасположения: весть к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика, воспитание в отсутствии принуждения, идею постановки тяжелой цели и внушение уверенности ее преодоления, самоанализ (собственное и коллективное доставление итогов деловитости учащихся), творческое самоуправление учащихся, личный подход к обучению, общая служба с родителями. Вопрос о педагогике общей работы тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит никак не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать учиться. Педагог должен начинать создателем развивающей среды, побуждающей малыша доставать знания. Педагогика общей работы предполагает не плохое Знание собственных особенностей учеников, их интересов, взаимоотношений. Как быстро дети работают в отсутствии поддержки остальных и у их возникают трудности, педагог прибывает на помощь и готовит ее с учётом собственных особенностей, т. е. педагог выступает как помощник, подсобляющий в преодолении проблем. В случае затруднения устремиться разрешено и к своим одноклассникам. Работая, педагог должен удерживать в голове о том, что интерес должно уделяться любому ученику, а наслаждаться в том количестве и собственно малюсенькому триумфу малыша. Доброе слово учителя – Один из главных устройств для сотворения доброжелательного психологического климата на уроке и сотворения в классе развивающей среды. Как ведь довольствуются дети. Как быстро слышат в свой адрес слова похвалы. Понимая особенности детей собственного класса, возможность всем ощущать себя твердо, быть нужным, никоим образом никак не бояться произносить личные мысли, родное мировоззрение в том числе и нежели оно ошибочно. Вместе и совместно, маршрутом размышлений мы дойдём сообразно истины. А она, как ясно, возникает в споре.

Педагогика сотрудничества производит данные приёмы, ученик ощущает себя личностью. Он ощущает интерес учителя собственно к нему. Необходимо удерживать в голове, но изучать нужно чтобы ученик был подготовлен к жизни, умел защищать свою точку зрения, установку на последующую активность.

Идеи педагогов — новаторов

Шаталов спроектировал такой собственный подход, каковой охватывает сразу всех учеников. Этот подход содержится в разработке атмосферы увлеченной и творческой работы.

Личный подход рассчитан на всех учеников сразу: он волнует атмосферу коллективной работы. Шаталов был приверженцем освобождения детей от недостойного кошмара перед двойкой. Он говорил, что необходимо верить в их оптимизм, давать возможность почувствовать свой успех в учебе.

Педагог И.П. Волков считал, что при развитии желаний и возможностей ученикам нужно испытать себя в разных видах деловитости. Он создал «свободную мастерскую », в которой были выбраны различные приборы, и которые были применены. Ученик имел возможность выбрать дело соответственно личному усмотрению, педагог никак не удерживал его инициативы.

В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались совладать скрытность школьного классного и несвязанность изучения с жизнью. Педагог Е.И. Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения.

Педагогика сотрудничества Ш. А. Амонашвили

Основное внимание его изучений сосредоточено на начальном обучении. Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили изучал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е.

более чувствительный, послушный, благоприятный, чуткий для ускоренного интеллектуального и высоконравственного становления, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особенное внимание личности учителя, его высоконравственным качествам и духовному облику.

Учителя, работающие с шестилетками, обязаны владеть целым рядом особенных свойств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Преподаватель обязан понимать детей.

Читайте также:  Роль бабушки и дедушки в воспитании

Вся педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, базирована на чувстве уважения к ним, обоюдной любви учителя и учащихся.

Огромное внимание он уделял критериям оценки и отметки учащихся. Прежде всего Ш.А. Амонашвили распознаёт понятия «оценка» и «отметка». Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответственный комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент.

Оценка выражается в словесной форме, к примеру: «Молодец», «Ты отлично справился с поручением». Отметка же— это обобщенная оценка. Она проявляется в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале.

Потом отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (определенного воспитанника) и становится предметом учета, статистики, проверки процента успеваемости и т.п. Однако основная особенность отметки даже никак не в этом, а в том, что она получает признак высоконравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил.

Отличник по учебе, значит, это хороший человек, думают дети. А если кто-то плохо учится, он и человек нехороший и с ним дружить не нужно. Это серьезный недочет школьных отметок, по крайней мере в начальных классах.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogika_sotrudnichestva/

Педаго́гика сотру́дничества

Педаго́гика сотру́дничества  — направление в педагогике,возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политическойжизни страны («перестройки»).

 Направление носило зонтичный характер и объединяло педагогов с разными подходами к обучению и воспитанию, общей для которых являлась декларация стремления к гуманизацииобразования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода.

 Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Вот некоторые из педагогов-новаторов, работавших над педагогикой сотрудничества:

  • Ш.А. Амонашвили
  • И.П. Волков
  • И.П. Иванов
  • Е.Н. Ильин
  • В.А. Караковский
  • С.Н. Лысенков Л.А. и Б.П. Никитины
  • В.Ф. Шаталов
  • М.П. Щетинин и др.

Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор «Учительской газеты» В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

Первая встреча педагогов-новаторов прошла в подмосковном посёлке Переделкино в октябре 1986. Поитогам встречи были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», которые были опубликованы в«Учительской газете» от 18 октября 1986 года.

Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохрнить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • Обучение ребенка в зоне ближайшего развития
  • Учение без принуждения
  • Набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • Идея опережения
  • Идея крупных блоков
  • Идея использования опор
  • Идея самоанализа (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся)
  • Идея свободы выбора
  • Идея коллективной творческой воспитательной деятельности, творческое самоуправление
  • Идея интеллектуального фона класса
  • Идея совместной деятельности учителей и учеников
  • Взаимодействие учителей между собой и с родителями

Вторая встреча прошла в 1987 в Грузии. На встрече были намечены пути и направления дальнейшейдемократизации образования, итоговые тезисы встречи были опубликованы в «Учительской газете» от 17октября 1987 г. под заголовком «Демократизация личности»

На встречи были пути и направления демократизации.

  • Была основана вариативность обучения.
  • Было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • Было предложено развивать у учеников творческие способности
  • Обучение и воспитание ребенка в зоне ближайшего развития
  • Организация детской половины дня
  • Идея самоуважения школьника

Рассмотрим подробнее идеи.

Обучение без принуждения

Центральная точка такой педагогики — исключение из наших методов принуждения к учению. Пока не принята новая методика, нам придется все сокращать и сокращать программы, чуть ли не до нуля — и они все равно будут сложны для учеников, не умеющих учиться, все равно будут перегрузкой. «…Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, — писал В. А.

Сухомлинский, — надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Педагогика сотрудничества вся направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.

Идея трудной цели

Все учителя объявляют тему урока или нового раздела, но для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В.Ф.Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель — цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.

Идея опоры

Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями и поскольку не происходит деления детей по способностям, дифференциацию детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»). Идея опоры: опорный сигнал у В.Ф.Шаталова, схемы у С.Н.Лысенковой.

Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи.

Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки. Особенно надо остановиться на опорных сигналах, изобретенных В.Ф.Шаталовым. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе.

Сигнал позволяет ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и сама эта операция свертывания и развертывания, доступная каждому ученику, сильно облегчает понимание и запоминание материала и, что важно, полностью исключает возможность зубрежки.

Ученики не только следят за мыслью учителя во время его рассказа, но они теперь могут сами проходить путями учительской мысли, как по лабиринту.

Идея опережения

Эта идея по-разному просматривается в работах авторов: На год, на два опережает программу В.Ф.Шаталов, за полгода, за год начинает изучать трудные темы С.Н.Лысенкова. Задачи для старшеклассников, а то и для студентов дает шестилеткам и первоклашкам И.П.Волков.

Трудные головоломки, непосильные и взрослым, дает детям Б.П.Никитин. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках.

Важным открытием надо считать большую и малую перспективу С.Н.Лысенковой.

Идеи свободного выбора

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Ш. Амонашвили оставляет на выбор даже самых маленьких детей — какую задачу решать. В.Ф.

Шаталов задает ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве. У С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учитель должен написать на доске при работе над изложением. У И.П.

Волкова детям дают лишь тему — «делаем рыцарей», «делаем самолеты», «делаем копии памятников архитектуры», но как делаем, из чего делаем — это полностью предоставляется на выбор ребенка. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли.

Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор. Дети быстро развиваются, когда они играют роль учителей.

Идея крупных блоков

Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам.

Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную и потому интересную задачу: справимся с материалом десяти уроков за один урок? Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена — и ученик не боится, что он не поймет ее и отстанет.

Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.

Идея соответствующей формы

Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету. На уроках математики В.Ф.Шаталов, доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего слова — рассказ учителя-математика должен быть абсолютно точным. На уроках творчества И.П.

Волкова дети шумят, теребят учителя, обращаются к нему с тысячей вопросов. Е.Н.

Ильин, анализируя художественное произведение, добивается, чтобы и анализ имел художественную форму; для этого он использует те же приемы, с помощью которых писатель создает свое произведение: прием, вопрос и деталь; получается художественный анализ художественного произведения.

Идея самоанализа

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить — он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, незавышенную и незаниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. Е.

Н.Ильин подводит своих учеников к размышлению о собственной жизни: «А как поступаю я? А что я представляю из себя?» Сильно развит коллективный анализ ответа учеников у доски в методике В.Ф.Шаталова, потому что отметка за работу в этом случае не ставится, и ученики не боятся делать замечания отвечающему, свободно обсуждают его работу. Ш. А.

Амонашвили специально учит маленьких детей оценочным действиям и суждениям. Его ученики проверяют и оценивают работу товарищей (естественно, не выставляя отметок), рецензируют письменные работы друг друга. При этом они пользуются эталонами, чтобы их суждения были содержательными.

И конечно, едва ли не главным элементом воспитания является коллективный анализ общей работы в методике И.П.Иванова

Коллективное творческое воспитание

Методика Иванова И. П. Смысл методики состоит в том, что ребят с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило «Все творчески, иначе зачем». За долгие годы придумано множество коллективных творческих дел на пользу людям, для школы, для своего класса.

Читайте также:  Хороший ребенок не злится

В них участвует весь коллектив — деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективного творческого воспитания дает исключительно высокий педагогический эффект, на ней выросли сотни тысяч ребят.

Интеллектуальный фон класса Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса сильно влияет его «интеллектуальный фон» (термин В.А.Сухомлинского).

Чтобы создать обстановку сотрудничества, учитель старается усилить стремление к знаниям разного рода, а не только к программным.

Творческое самоуправление

На тех же принципах строится и школьное самоуправление. Весь актив в школе, в пионерской и комсомольской организациях меняется несколько раз в год, потому что детям и подросткам нельзя слишком долго ходить в активистах.

Самоуправление рассматривается не как управление без взрослых — наоборот, дух сотрудничества заставляет ребят искать помощи у старших друзей.

Как только на деле осуществляется принцип «Все творчески, иначе зачем», ребята сами не хотят решать дела без взрослых, потому что они стремятся к высоким результатам работы Сотрудничество с родителями

Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся ко взрослым — в школе и в семье. Для этого нужны не единые требования, как принято говорить, а дружелюбные, товарищеские отношения с детьми в семье.

Учитель не должен жаловаться родителям на детей в дневниках, разжигать соревнование между родителями, вывешивать ведомости успеваемости по месту работы родителей. Мы стараемся показать родителям, что их дети хорошо учатся, учим любить своих детей.

Хватит нам бегать по лестницам и стучаться в двери: «Ваша Маня не учит уроков!» Если же ученик требует внимания и помощи, то надо оказывать ее до конца, до тех пор, пока он прочно не станет на ноги. Лучше потратить на одного ребенка хоть год, говорила Ф.Я.

Шапиро, замечательный ленинградский воспитатель, чем бросаться от одного трудного к другому.

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность ав торских школ.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/pedagogika-sotrudnichestva-v2.html

Четыре направления педагогики сотрудничества

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 13Следующая ⇒

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания..

4. Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход составляет следующие цели:

Новый взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность УВП;

Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

Новую тратоктовку индивидуального подхода;

Формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему учить» и «как учить» сегодня детей: рассмотрение содержания как средства развития личности, а не как самодовлеющей цели школы; обучение прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция школьных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; использование положительной стимуляции учения.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в следующих дидактических идеях.

•Учение без принуждения – исключение из образовательно-воспитательного процесса методов принуждения. Принуждение – подрывает его веру в свои силы и разумность происходящего в школе. В.А.

Сухомлинский: «Для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела.

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».

•Идея опоры: наглядные пособия, таблицы, схемы, нить рассказа учителя, правила, способы. Наиболее ярко идея опоры представлена у В.Ф.Шаталова: это набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым расположены на листе. Сигнал позволяет школьнику свертывать и развертывать предъявленный для изучения материал. Опорные сигналы позволяют быстро и эффективно проверять домашнее задание.

• Идея свободного выбора. Для развития сотрудничества эффективную роль играет возможность выбора – это путь развития творческой мысли. ;

• Идея опережения – не только вчера и сегодня, но и завтра, что позволяет свободно распоряжаться временем, исподволь готовить учеников к восприятию новой темы, способствуют развитию.

• идея крупных блоков – легче устанавливаются логические связи, удобнее выделить ведущие мысли, а затем уяснять детали и подробности.

• идея соответствующей формы – урок должен по форме отвечать изучаемому предмету и содержанию урока.

• идея самоанализа – обучение индивидуальному и коллективному анализу, дают ребятам олгоритмы, эталоны анализа.

• интеллектуальный фон класса – главное общее стремление учащихся к знания, к достижению цели.;

•личностный подход на первом плане – личность ученика.

способности творческие и исполнительские.

• зона ближайшего развития.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают все важнейшие тенденции, по которым развивается современная школа:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;-

• возрождение русских национальных и культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• коллективное творческое воспитание;

• творческий производительный труд;

• творческое самоуправление;

• сотрудничество учителей;

•детская половина дня;

• идея ответственности;

• молодежная философия;

• игра как средство демократизации личности;

• идея воодушевляющего управления.

• детская половина дня;

• идея саморегуляции;

• игра как средство демократизации личности;

• идея гармонизации и гуманитаризации образования.

• оценка работ;

• идея свободного выбора;

• идея самоуважения;

• идея саморегуляции;

• идея уникальности;

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания.

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической правильности и целесообразности.

Идеи:

• идея трудной' цели;

• коллективное творческое воспитание;

• творческий производительный труд;

сотрудничество с родителями;

• процесс демократизации;

• молодежная философия;

школа и общественные отношения;

• идея выбора;

• идея воодушевляющего управления.

Гуманитарно-личностная технология

«Школа жизни» Ш.А.Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили — академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, работал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества.

Общие особенности технологии Ш.ААмонашвили

Концептуальные положения.

Все положения личностного подхода.

• Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.

• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

• Ребенок есть высшее творение природы и космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.

Целевые ориентации (акцент целей)

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.

• Идеал воспитания и самовоспитания «Будьте совершенны, как совершенен отец ваш небесный».

Особенности содержания и методики

Важнейшие глобальные умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

* познавательное чтение;

* письменно-речевая деятельность;

* лингвистические чутье (уроки родного языка);

* математическое воображение;

* духовная жизнь;

* постижение прекрасного (уроки о природе);

* планирование деятельности;

* смелость и выносливость;

* общение;

* иноязычная речь;

* шахматы.

Они формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

* квазичтение и квазиписьмо;

* приемы материализации процессов чтения и письма;

* литературное творчество детей;

* осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.);

* осмысление высоких духовных материй и ценностей (дух, душа, сердце, благо, любовь, жизнь, смерть и др.);

* постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).

Оценочная деятельность

Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка:

— отметки,

— качественное оценивание,

— обучение самооценке.

Урок является ведущей формой жизни детей (а нетолько процесса обучения), вбирающей всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.

Основные установки

Законы учителя:любить ребенка, понимать, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы:очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение его личности, терпение в процессе становления.

Заповеди:верить в безграничность ребенка, в свои педспособности, в силу гуманного подхода к нему.

Опоры в ребенке:стремление к развитию, к взрослению,, к свободе

Личностные качества учителя:доброта, откровенность и искренность, преданность

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3×5576.html

Ссылка на основную публикацию