Подготовка дошкольника к школе в семье

«Роль семьи в подготовке детей к школе»

Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОУ, так как с каждым годом усложняютсятребования обучения, сама программа варьируется в разных образовательных учреждениях.

Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием.

Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, коллектив нашего ДОУ старается создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика.

Но успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.

) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. № 2562 гл. I, П.6 говорится о том, что «Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: . . .

взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей».

В соответствии с требованиями «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» мы определили основные ориентиры воспитательно-образовательного процесса ДОУ и на первое место поставилиориентацию на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.

Сегодня перед нашим детским садом, как и перед большинством детских садов, стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. И при этом избежать заорганизованности и скучных шаблонов.

Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы.

Папам и мамам необходимо объяснить, что детский сад – помощник в воспитании и развитии ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Мы же со своей стороны делаем всё необходимое, чтобы учитывать интересы семьи в вопросахподготовки детей к школе. Неформальное, тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.

Но немаловажным является тот факт, что воспитатели не всегда будут рядом с малышом. На пороге школы они с грустью попрощаются с ними и следующий, ответственный отрезок пути своего детства ребёнок пройдёт со своими родителями и учителем начальной школы.

Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен. Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов – дисциплина.

Появится круг обязанностей и личная ответственность за всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.

Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей.

Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

Практика нашей работы ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту.

Мы уверены, что в преддверии школьной жизни каждого ребёнка так важна компетентность родителей в этом вопросе, положительный опыт эмоциональных семейных связей, характер внутрисемейных отношений. В связи с этим возникла идея создания проекта «Первоклашка».

Работа в рамках этого проекта направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению. Работа с детьми ведётся педагогами (воспитателями, педагогом-психологом, социальным педагогом) в следующих направлениях:

Размышление детей о школе с использованием различных ситуаций:

— путём погружения детей в литературные произведения;

— обыгрывания ситуаций с помощью сказочных и вымышленных персонажей;

— предоставления ребенку возможности самостоятельно мыслить, делать выводы, иметь собственное мнение, синтезировать полученные знания, развивать интеллектуально-творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения;

  • Формирование представлений детей о школе.
  • Развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться.
  • Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
  • Овладение детьми способами внеситуативно-личностного общения.

Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:

— обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной интеллектуально-творческой деятельности;

— формирование у детей представлений о школе;

— развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;

— развитиеположительной самооценки детей;

— повышение уровня коммуникативной компетентности детей;

— формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению педагоги осуществляли через разные виды организации детской деятельности:

  • экскурсии в школу;
  • беседы о школе;
  • чтение художественной литературы о школе;
  • рисование на тему «школа»;
  • рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
  • просмотр фильмов и мультфильмов о школе;
  • сюжетно-ролевая игра «Школа».

Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры «Школа» является социальный мотив, игра помогает ребёнку принять на себя социальную роль школьника, что в дальнейшем поможет ему успешно войти в школьную жизнь.

Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как это можно сделать – пойти в школу.

В игре у детей формировались умения: пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Через игру ребёнок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

Мы подобрали интересный материал и разнообразили формы работы с родителями:

  • групповые собрания для родителей будущих первоклассников;
  • «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов;
  • День открытых дверей для родителей будущих первоклассников
  • издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении;
  • педагогическая пропаганда (консультации«Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»;рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»; информационные письма «Готовим ребёнка к школе»);
  • консультации на сайте ДОУ;
  • анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться», «Готовы ли Вы к поступлению в школу»;
  • детско-родительский клуб «Первоклашка».

Я считаю, что детско-родительский клуб «Первоклашка» является одной из наиболее эффективных форм работы с родителямив плане обогащения воспитательного опыта родителей, активизации чувств, переживаний и действий родителей в связи с предстоящей школьной жизнью ребёнка; предоставления родителям практического опыта игрового партнёрства с детьми. Работа клуба ведётся с использованием разнообразных форм организации:

  • практикумы;
  • тренинги;
  • дискуссии;
  • познавательно-игровые викторины;
  • совместная интеллектуально-творческая деятельность родителей и детей.

Совместная интеллектуально-творческая деятельность родителей и детей («Ринг весёлых и находчивых», «Выдающиеся математики», «Развитие воображения ребёнка с помощью игры», «Занимательные упражнения для познавательной активности ребёнка»), оказалась наиболее интересной, как для детей, так и для родителей.Для детей за счёт всегда интересной для них формы работы и обучения – игровой деятельности. А для родителей за счёт того, что позволяет им выступить в необычной для себя роли, увидеть возможности, а иногда и проблемы своего ребёнка.   Опыт общения родителей друг с другом, с детьми и специалистами как игровыми партнёрами помогвзрослым лучше почувствовать своего ребёнка, принять его индивидуальность. В противовес сугубо вербальной информации, традиционно составляющей основную тематику встреч, важным компонентом игрового моделирования стало практическое действие с игровым заданием, игровым предметом или образом. Для педагогаданная форма привлекательна тем, что он выступает в психологически приемлемой для себя роли – роли организатора образовательного процесса, где нет зрителей и наблюдателей, а есть только участники. Тем самым обеспечивается психологическая комфортность для всех участников мероприятия.

Благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.

Данная форма работы с родителями, может применяться в любом дошкольном образовательном учреждении. Опыт работы дал положительные результаты – родители наших дошкольников приобрели необходимые навыки эмоционально-положительного общения и отношения к ребёнку, такие как преодоление собственного авторитаризма, отношение к своему ребёнку как к равному себе.

Родители научились:

  • определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;
  • проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;
  • понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Я искренне надеюсь, что совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.

Литература:

  1. Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 112
  2. Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г., Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников; Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  3. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей/ Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 192 с.
  4. Е.А. Белый, Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость?» под редакцией Е.А. Белого – М.: АСТ, 1999. – с. 48
  5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: метод.пособие / 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 114 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
  6. Буре Р.С., Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1987 – с. 96
  7. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П., Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе – М.: Издательство Школьная пресса, 2008. – с. 128
  8. Зенина Т.Н., Родительские собрания в детском саду – М., Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
  9. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с. – (Школа развития).
  10. Осипова Л.Е., Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  11. Полуянова Н.К., Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении. // П 24 Педагогический калейдоскоп: сборник научно-методических материалов. (Педагогам начальной школы и дошкольных образовательных учреждений). Вып. 9 – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2012. – 254 с.
  12. Бывшева М.В., Преемственность детского сада и начальной школы в контексте ФГТ.//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. — №10, с. 6 – с. 13.
  13. Бухарова И.С., Развитие нестандартного мышления у старших дошкольников.//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. — №10, с. 87 – с. 93.
  14. Царегородцева Е.А., О родительской оценке: значимость и риски.// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. — №10, с. 94 – с. 99.

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/3784-rol-semi-v-podgotovke-detej-k-shkole.html

Подготовка ребенка к обучению в школе: рекомендации родителям

Почти в каждой семье, где подрастает ребенок дошкольного возраста, родители занимаются его подготовкой к школе: кто это делает, руководствуясь новейшими методиками, а кто-то обучает малыша «по старинке», так, как его самого учили в детстве. Польза таких занятий крайне высока, ведь получая навыки чтения, письма, счета, у малыша развивается кругозор, а это, безусловно, не может не сыграть свою положительную роль при дальнейшем обучении.

Если вы все же думаете, что дошкольной подготовкой детей к школе должен заниматься исключительно специалист, вы заблуждаетесь. В Интернете, в магазинах, на специализированных ярмарках родители могут купить какие угодно обучающие пособия и подготовить ребенка к школе самостоятельно.

Самая распространенная ошибка в этом случае — оценивание возможностей ребенка по своему взрослому опыту. Если вы купите пять прописей, то, как минимум, четыре из них останутся нетронутыми. Если вы будете учить ребенка читать по нескольким букварям, толку не будет, будет каша в голове как у малыша, так и у вас.

Наши дети сегодня — это люди совершенно новой формации. Младенцы, толком не умеющие ходить, уже умеют пользоваться «айпэдами» и сотовыми телефонами, трехлетки охотно играют в компьютерные игры, и даже игрушки в их комнатах — с роботизированными механизмами.

На сегодня есть один из лучших букварей, который выпустили в последние годы – это букварь Н.С. Жуковой.

В данном обучающем пособии, предназначенном для подготовки детей к обучению в школе, помимо заданий есть методические рекомендации для родителей.

В материале для закрепления имеются упражнения на коррекцию произношения, на умение не просто читать, но анализировать прочитанное, отвечать на вопросы. Как же правильно подготовить ребенка к школе, учитывая все вышесказанное?

Если вы решили самостоятельно подготовить ребенка к школе, но не знаете, как то делать, учитывайте следующие правила.

  • Прежде чем чему-то учить малыша, научитесь этому сами. Другими словами, перед использованием учебного материала прочитайте внимательно методические рекомендации. Это необходимо. Профессиональные преподаватели даже составляют план работы согласно методическим рекомендациям.
  • Выбирая упражнения для заданий между занятиями, проверьте, чтобы они были не утомительны для вашего ребенка, и он мог выполнить их сам, без вашего вмешательства.
  • Из предыдущего правила вытекает следующее: никогда, ни при каких обстоятельствах не выполняйте работу за ребенка. Если вы будете делать за дошкольника задания в ходе подготовки к обучению, вам придется взваливать на себя груз его учебного материала в дальнейшем. И не понятно, кто в итоге будет учиться — ребенок или родитель.
  • При подготовке ребенка к школе родители должны максимально сдерживать свои эмоции! Не допускайте в занятиях с ребенком окриков, наказаний или принуждения. Если вы будете заставлять ребенка учиться и грозить ремнем каждый раз, когда он будет артачиться и хныкать, вы рискуете отбить у него интерес к учебе на веки вечные!
Читайте также:  Метод и методика работы с книгой

Каждый родитель желает своему ребенку только добра, поэтому ни в коем случае не используйте занятия как фактор наказания. Иногда бывают такие ситуации: ребенок провинился, мама ругает его, но малыш не хочет вести себя тише, послушней. Тогда мама «достает» последний козырь: «Не будешь меня слушаться — пойдешь читать, писать палочки, решать примеры».

Как подготовить ребенка к школе: советы педагогов родителям

Пускать процесс подготовки ребенка-дошкольника к обучению в школе на самотек крайне нежелательно, даже несмотря на то, что ваш малыш с шести лет начнет посещать подготовительные курсы и, не взирая на обучающие занятия в детском саду,

Один из самых важных советов педагогов родителям по поводу того, как подготовить ребенка к школе, — первым делом необходимо уделить особое внимание расширению словарного запаса шестилетки.

Если ребенок умеет читать, интересуется новым и получает достаточно информации извне, его словарный запас позволяет судить о сформированности психологической готовности к школе, об умении строить логически связанные предложения.

Старший дошкольник умеет считать в пределах первого десятка, различает основные цвета. Он научился правильно держать ножницы и вырезать правильные контуры шаблона. Ребенок шести лет хорошо умеет работать с пластилином, глиной и иным материалом для лепки.

В этом возрасте дошкольник не просто играет в игру, он придумывает роли для всех участников и строит ход игры с учетом выбранной роли. Дети хорошо общаются между собой. Умеют решать поставленные задачи, выявляют причинно-следственные связи.

Начиная с пяти с половиной лет, ребенок хорошо запоминает ту информацию, которую ему предлагают запомнить. Проявляет любознательность и задает вопросы обо всем вокруг. Не случайно подготовка к школе начинается именно в этом возрасте, когда познавательный интерес достигает своего максимума.

Старший дошкольник легко ориентируется в природных условиях. Различает времена года, называет месяцы.

Ещё один совет родителям по подготовке ребенка к школе – продолжать обучение счету. В возрасте шести лет данный навык дошкольниками уже освоен, правда, счет больше механический, чем осознанный. Если дать задачку на сложение-вычитание, то в пределах трех ребенок очень хорошо сориентируется, если в условии задачи вы используете наглядно-образные компоненты.

Что касается знания букв, умения читать, то старшему дошкольнику не обязательно уметь читать предложениями, достаточно того, что к шести годам он имеет представление о различных сказках, может пересказать текст, который читал с родителями, ответить на вопросы о любимых героях.

Подготовка ребенка к школе: общее развитие и обучение счету дома (с видео)

Сегодня легко можно помочь своему ребенку подготовиться к школе, не прибегая к помощи педагогов или специальных курсов, потому что дошкольника нельзя «учить». С ним надо играть. Как же родителям подготовить ребенка к школе, используя все доступные методы?

  • Определяемся с тем, что будем развивать. К первому классу ребенок должен уметь читать, считать в пределах десятка, логически мыслить и иметь неплохой словарный запас. Другим важным моментом будет постановка руки как пропедевтика навыков письма.
  • При общей подготовке детей к школе помните, что у ребенка 5—10 лет преобладает наглядно-образное мышление, значит, материал, который вы будете ему давать, нуждается в ярких иллюстрациях. Что-то вы можете сделать сами, что-то придется купить — в Интернете это сделать просто.
  • Дети учится в игре! Поэтому игра — основа основ домашней подготовки ребенка к школе.
  • Для общего развития малыша особое внимание уделите прикладному труду, моделированию и творчеству. Писать красиво ребенка научит учитель, ваша задача — натренировать руку, чтобы в школе от долгой нагрузки усталость не отдавалась дрожью и болью в запястье и пальцах.
  • Самое простое, что можно сделать в семье для подготовки детей к школе, — это уделить время рисованию и конструированию. Купите LEGO, пазлы, модели домов или самолетов. С девочками можно вязать, нанизывать бусы. Можно даже попробовать вышивку или батик. Вырезание из цветной бумаги, складывание оригами, лепка из пластилина, глины, соленого теста, раскрашивание по образцу — все это необходимо для полноценного развития мелкой моторики.

Чтобы подготовить ребенка к школе в домашних условиях, нужно уделить внимание не только его общему развитию, умению логически мыслить, но и обучить счету.

Учиться считать ребенок начинает буквально с рождения. Сначала он различает предметы, потом ориентируется в понятиях «больше», «меньше». Даже если с ним специально не учить цифры, не тренировать его математические способности, к пяти годам ребенок усвоит простейшие математические операции.

Важная рекомендация родителям по подготовке ребенка к школе – развить этот навык так, чтобы ребенок умел сосчитать до десяти и обратно, складывал и отнимал в пределах десятка. Числовая прямая — основа основ в обучении счету. Она может выглядеть как линейка и быть такого же размера, может быть большой, с «жителями» домиков — цифрами.

При изучении цифр и дальнейшего обучения счету она поможет вашему ребенку понять, что цифр всего 10, а чисел, которые цифры образуют, может быть любое количество. Числовая прямая поможет с изучением понятий «больше», «меньше», «отнять» или «прибавить».

В общем, сегодня — это самый нужный предмет в обучении счету! Дома вы можете расположить ее на специальных досках, можете каждый раз рисовать ее
для очередного занятия, можете даже изобразить ее в виде карты с сокровищами. Вы же не учите, вы — играете!

Ребенку будет сложно все запомнить, поэтому, чем больше картинок и игр, тем лучше.

Очень хорошо для закрепления полученных знаний работать с ребенком в тетрадях типа «Раз ступенька, два ступенька».

Посмотрите видео «Подготовка ребенка к школе», чтобы лучше понять, как заниматься с дошкольником дома:

Занимаясь подготовкой к школе детей дошкольного возраста, родители часто задают педагогам вопрос о том, когда лучше начинать учить ребенка писать. Начинать надо с того момента, как ребенок впервые взял в руки карандаш.

Правда, сначала следует озаботиться развитием мелкой моторики, о которой мы говорили выше, и не ждать от чада сиюминутного красивого письма. Самое сложное в подготовке к школе — поставить руку и развить мелкую моторику.

Этим мы занимаемся с раннего возраста ребенка.

Навык письма при подготовке детей к школе в домашних условиях начинают отрабатывать в том возрасте, когда ребенку интересно не просто рисовать, но выполнять штриховку, прочерчивать линии, обводить по контуру и соединять точки. Как правило, такой интерес приходит к пяти, пяти с половиной годам.

«Ставить руку» или отрабатывать навыки первичного письма можно с ребенком дома: есть много разнообразных пособий, прописей и подготовительных материалов для этих целей. Но если в ходе занятий у вас с ребенком возникают конфликты, лучше обратиться к специалисту репетитору, а самому выполнять с ребенком только домашние задания и четко следовать рекомендациям педагога.

Навык правильного письма во время подготовка ребенка к школе в условиях дома требует долгой и кропотливой работы. От того, в каких условиях ребенок выполняет задания, как располагается его тетрадь, с какой стороны падает свет и достаточно ли на столе места для его локтя, зависит успех всего дела.

Перед выполнением штриховки и иных упражнений, тренирующих руку пишущего, проверьте положение ребенка за столом. Расстояние от подбородка до стола должно быть не меньше 30 см. Локоть пишущей руки должен полностью лежать на столе, а спина ребенка должна быть прямая.

Положите тетрадь, альбом или лист с заданием перед ребенком под углом 45°с направлением от пишущей руки. Помогите ребенку правильно взять карандаш или ручку.

Чтобы подготовить ребенка к школе самостоятельно, задания на штриховку даются в порядке возрастания сложности. Сначала все задания выполняются карандашом, тут ребенок тренируется в силе нажима, в написании символов, в толщине знаков. Только ко второй половине курса по «становлению руки» или подготовки к письму в работу допускается ручка.

Во время подготовки детей к школе в условиях семьи, не превышайте время занятия. Пятилетний ребенок физически не сможет концентрировать внимание на одном и том же деле более 20 минут. Делайте перемены, правильно рассчитывайте объем работы и продолжительность занятия. И хвалите ребенка изо всех сил!

А после чтения, спустя пять-десять минут, уже в другой игре спросите невзначай, о чем это он читал сегодня.

Чтобы учить кого-то, необходимо иметь представление не только о конечном результате, но и ключевых приемах, методах и наглядных пособиях. Научить своего ребенка основам для поступления в школу сможет любой родитель, главное — запастись терпением. Не бойтесь творить и дурачиться, играйте с ребенком в школу, тогда его познавательный интерес только окрепнет.

Статья прочитана 3 069 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=9391

Специфика и особенности воспитания и подготовки детей к школьной жизни в условиях семьи

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.

Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.

Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и

обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей

читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется

дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени.

В старшем дошкольном возрасте познавательная активность ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к их поступкам, характерам, взаимоотношениям.

Вот где важно родителям помочь своим детям найти важные ориентиры в жизни.

Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам.

Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научится всему этому помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому.

В посильных домашних делах у детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия взрослых.

Так что родители старшего дошкольника должны заранее об этом позаботиться.

Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует

верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.

Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной. Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально.

Это позволяет лучше учесть его возможности, способности, характер.

Кроме того, общение между ним и взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенка с матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии.

Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и его

подготовку к учебному труду? Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает,— необходимое условие полноценной подготовке к школе.

Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности.

Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать.

Когда у ребенка появится стойкое желание учится, нужно его подготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

Читайте также:  Вкладывать в себя – инвестировать в будущее

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих.

Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению.

На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Родители не должны забывать о том, что чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение.

В результате общения с родителями к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка.

В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Родители должны помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.

Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е. обучение, которое организовывают в семье мамы и папы.

Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп.

Большое значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного опыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература, кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе.

Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе на ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и развитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школе в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить.

Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к.

родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского сада и семьи, то результат значительно улучшится.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/66394.html

Ценностные ориентации семьи в подготовке ребенка к школе

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для подготовки ребенка к школе необходимо их взаимодействие.Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка.

Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения родителей к дошкольному учреждению.

Как справедливо заметила Р.В. Овчарова, практически каждый человек когда-то становится родителем. Качественное, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Родительство является наиболее важной ответственностью, которую может принять на себя взрослый человек и является социально-психологическим феноменом, представляющим собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.

Родительство включает в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Когнитивный компонент характеризуется осознанием родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителем, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент – это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю. Поведенческий компонент – это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, стиль семейного воспитания.

Развитая форма родительства характеризуется такими особенностями, как ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания.

Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, рассматривая ценностные ориентации, отмечал: «…

— это ведущий мотив — цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни».В исследованиях психологов Г.А. Аргуновой, С.Г. Бугаева, С.Г. Гладневой, С.А. Куликовой, М.Г. Резниченко, С.М.

Яковлюк и других выявлено, что для родителей наибольшую ценность представляют: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, интересная работа, познание (терминальные ценности); воспитанность, образованность, жизнерадостность, честность, ответственность, терпимость, чуткость (инструментальные ценности).

Ценностные ориентации родителей являются одной из важнейших составляющих эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе.Как утверждают Е.А. Носова и Т.Ю. Швецова, каждый родитель имеет свою позицию относительно педагогического взаимодействия с педагогами детского сада.

Она может быть ценностной, то есть субъектной, и выражаться в отношении к психолого-педагогической компетентности как важнейшей составляющей своей личностной культуры, в потребности, готовности и стремлении познавать, развивать в себе качества «хорошего родителя».

При наличии индифферентной позиции родители безразлично относятся к уровню своей психолого-педагогической компетентности, инертны в процессе взаимодействия. Негативная позиция во взаимодействии с педагогами проявляется в его неприятии, отстранении под любыми предлогами от продуктивного взаимодействия [1].

Для родителя ценностным ориентиром во взаимодействии с педагогом выступает его собственный ребенок, стремление ему помочь, правильно направить и поддержать в наибольшей степени актуализирует потребность родителей в воспитательной деятельности, особенно в процессе подготовки старших дошкольников к школе.

Родители с индифферентной и негативной позициями во взаимодействии нуждаются в педагогическом сопровождении со стороны дошкольного учреждения.Рассмотрим ценностные ориентации родителей в подготовке ребенка к школе, которые были выявлены в исследованиях Т.И. Бабаевой, Е.П. Арнаутовой, Л.А. Ермаковой и другими педагогами и психологами.

Осознание себя, как родителя будущего школьника приходит через самопознание себя как личности, познание своего ребенка и проявляется у взрослых в принятии индивидуальности ребенка, в признании его права на свой темп развития, в осознании собственного самочувствия и опасения по поводу предстоящей школьной жизни старшего дошкольника.

Взрослые полностью осознающие, себя как родители будущих школьников способны воспитать в детях ответственность за свои действия и поступки, смогут помочь им найти способы решения возникших трудностей в повседневном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, достичь полного взаимопонимания с ними.Осознание будущего своего ребенка как школьника.

Учеными доказано, что подготовка к школе осознается большинством родителей будущих первоклассников как ответственная задача. Многие взрослые проявляют тревожность в организационных аспектах, связанных с оформлением ребенка в конкретную (чаще престижную) школу.

Для большинства родителей подготовка к школе выступает в качестве особой целевой установки, требующей конкретных средств и воспитательных усилий. При этом, по мнению половины взрослых, высокая результативность воспитания готовности ребенка к школе может быть достигнута объединенными усилиями семьи и детского сада.По полученным данным Т.И.

Бабаевой некоторые родители выражают сомнение в возможности детского сада эффективно подготовить ребенка к школе. Они подчеркнули, что эта задача успешно решается только усилиями семьи, или семьи с привлечением дополнительных образовательных услуг (подготовительные к школе курсы, группы, занятия с учителем и пр.).

Основной недостаток работы детского сада данные родители видят в отсутствии индивидуального подхода и контроля развития ребенка.Другая часть родителей убеждены, что вся работа по подготовке к школе должна быть осуществлена в детском саду, и семье нет необходимости предпринимать дополнительные шаги в этом направлении.

Характерно, что подобное мнение высказали многие родители, чьи дети посещают высоко оплачиваемые негосударственные дошкольные учреждения. При этом часть родителей вообще не вникает в конкретное содержание подготовки к школе. Гарантией высокого качества этой работы для них выступает высокая оплата образовательных услуг.

Необходимо включать родителей в совместную деятельность с ребенком, с педагогами и администрацией дошкольного учреждения, при этом создавать атмосферу сотрудничества (Носова Е.А., Швецова Т.Ю.).Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника.

Взрослые, проектируя свое будущее в качестве родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника, выражают общее положительное отношение к будущему учителю. Характерной установкой для них является доверие и надежда на понимание и поддержку учителем ребенка в обучении.Но есть родители, которые не могут отчетливо сформулировать своего отношения к будущему учителю.

Для этих взрослых характерна установка на неопределенное отношение с элементами настороженности.Некоторые родители проявляют тревожные ожидания, опасения, что будущий учитель не сможет понять их ребенка и найти эффективный подход к нему. Выявленная неопределенно — негативно установка части родителей по отношению к учителю обнаруживает серьезную проблему воспитания будущего школьника в семье.

Научные данные свидетельствуют о влиянии негативного отношения родителей к учителю и школе на соответствующие установки детей. В результате дети испытывают при поступлении в школу излишнее волнение и неуверенность, что становится препятствием для успешного начала обучения (Бабаева Т.И.).

Не менее важной ценностной ориентаций семьи в подготовке детей к школе выступает педагогическая культура родителей, которая включает в себя такие компоненты, как педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний; практические умения родителей по воспитанию детей; умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений (Семеряжко Е.И.).Родители с высоким уровнем педагогической культуры: создают благоприятный психологический климат в семье; стремятся получить психолого-педагогические знания в области воспитания и образования дошкольников; осознают цели воспитания и развития ребенка в подготовке к школе; используют разнообразные методы и средства подготовки ребенка к школе; учитывают его возрастные и индивидуальные особенности; стремятся понять его внутренний мир, разделить с ним его радости и неудачи; занимаются воспитанием ребенка в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением; могут четко определить образовательные запросы ребенка; консультируются по вопросам подготовки к школе у специалистов (воспитателей, психологов, учителей).У родителей с допустимым уровнем педагогической культуры: не хватает знаний о возрастных особенностях развития ребенка; осознают цели воспитания, но не применяют различные приемы и методы в подготовке ребенка к школе; через сотрудничество с детским садом и консультации у воспитателей и психологов стремятся повысить свой уровень знаний по детской педагогике и психологии; стремятся создать благоприятный психологический климат в семье, но отсутствие достаточных знаний приводит к конфликтным ситуациям; стремятся понять внутренний мир ребенка, но отсутствие необходимых знаний, непонимание индивидуальных особенностей не всегда приводит к успеху.Низкий уровень педагогической культуры родителей проявляется в том, что у них нет достаточных знаний о возрастных особенностях развития ребенка, по педагогике и психологии дошкольного возраста; не стремятся создать благоприятный психологический климат в семье; не осознают цели воспитания и развития в подготовке ребенка к школе; ее учитывают индивидуальные особенности ребенка; не интересуются его переживаниями, не стремятся понять его внутренний мир; не хотят сотрудничать с дошкольным учреждением.Как показывают исследования (Бабаева Т.И., Полякова М.Н., Березина Т.А. и др.) педагогическая культура родителей проявляется в оценке готовности их ребенка к школе. Оценивая качества ребенка наиболее значимые с позиции готовности к школе, большинство родителей на первое место выдвигают качества, характеризующие знания старшего дошкольника, способность управлять собой (дисциплинированность, организованность, послушание, исполнительность, произвольная память и внимание), специальные учебные умения (знакомство с буквами, умение читать, считать и т.п.). Настораживает, что для многих родителей характерно ограниченное представление о сущности готовности современного ребенка к школе. Над ними тяготеет привычный стереотип «хорошего ученика»: дисциплинированного, исполнительного, умеющего хорошо читать, считать, писать. Отсюда готовность к школе рассматривается как подготовленность ребенка к тем учебным предметам, с которыми он «столкнется» в первом классе. Это, прежде всего, математика, чтение, родной язык и пр. Именно такой подготовки часто ждут родители от детского сада.Анализ практики показывает, что по настоянию родителей процесс подготовки к школе в ряде дошкольных учреждений превратился фактически в дополнительные факультативные занятия, которые с большей или меньшей степенью интенсивности обеспечивают, прежде всего, предметную подготовку детей к освоению будущих школьных учебных программ. Такие значимые для развития будущего школьника качества как самостоятельность, коммуникативная культура, творческая и познавательная активность, предприимчивость, уверенность, интерес к школе, общительность, умение сотрудничать все еще недостаточно осознаются взрослыми как необходимые в подготовке к школе.Главным средством подготовки к школьному обучению для многих родителей (и педагогов) являются организованные, систематические занятия с детьми. Нередко, помимо занятий в детском саду и семье, дети посещают дополнительные уроки со специалистами, которые осуществляют интенсивную профильную подготовку к школе. Вопрос о том, насколько такая высокая образовательная нагрузка на ребенка отвечает требованиям здоровье сберегающего подхода и обеспечивает ли она долгосрочный прогноз успешного обучения в школе, продолжает оставаться открытым (Бабаева Т.И.).Самоанализ и самооценка родителями своей педагогической культуры, как ценностная ориентация семьи в подготовке ребенка к школе, имеют огромное стимулирующее значение. У каждого родителя под влиянием опыта своего воспитания в родительской семье, собственного родительского опыта, психолого-педагогических знаний и других социокультурных условий стихийно формируется персональная оценочная шкала. При этом она зачастую входит в противоречие с реальной ситуацией результатов воспитания и развития своего ребенка. Осознавая негативы воспитания ребенка, часть родителей способна сохранять достаточно высокую самооценку, перенося ответственность за воспитание детей на других (недоработка ДОУ, влияние плохих друзей и др.) [1].Активная деятельностная реализация родителями своих психолого-педагогических знаний проявляется в грамотной организации познавательной, игровой, продуктивной, досуговой деятельности детей в условиях семьи, нацеленной. Многие родители стремятся к более продуктивному взаимодействию с детским садом и проявляют потребность в разнообразной помощи в подготовке ребенка к школе, считают необходимым контактировать с учителями начальных классов и обмениваться опытом эффективного воспитания готовности к школе в семье.Таким образом, поддержание ценностных ориентаций семьи в подготовке ребенка к школе возможно при условии сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, родителей и детей.Список использованной литературы:

Читайте также:  Особенности воспитания школьников в современных условиях.

1) Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2009

Источник: http://doshkolnik.ru/skoro-v-shkolu/8949-podgotovka-k-shkole.html

Роль семьи в подготовке детей к школе — МБДОУ №307

Подготовка детей к школьному обучению — одна из наиболее актуальных проблем в ДОУ. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа обучения варьируется в разных образовательных учреждениях.

Для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием.

Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности педагог старается создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли (статуса ученика). Но успешное осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

Немаловажным является факт, что воспитатели не всегда будут рядом с малышом.

На пороге школы они с грустью попрощаются с ними и следующий, ответственный отрезок пути своего детства ребёнок пройдёт со своими родителями и учителем начальной школы.

Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен. Появится круг обязанностей и личная ответственность за всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.

Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей.

Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.

Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может привести к  проблемам в школьном обучении, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку.

А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность  ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); 
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; 
  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; 
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

 Математика

  • Цифры от 0 до 10.
  • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
  • Арифметические знаки: « », «-«, «=».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  • Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

Память

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д
  • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

Мелкая моторика

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

 Речь

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. 
  • Понимать и объяснять смысл пословиц.
  • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
  • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
  • Различать в словах буквы и звуки.

Окружающий мир

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

 Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений.

Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.

Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности.

Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания.

То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно.

Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее.

На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша.

Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро.

Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно.

Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

 Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы.

Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии.

Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки.

Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе.

Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность.

Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Я искренне надеюсь, что совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.

 Составлено Ивановой Светланой Степановной,  

воспитателем МБДОУ № 307

 В статье использованы материалы Т. Скрягиной

«Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям»

Источник: http://dou24.ru/307/2011-03-17-05-32-49/38-2011-02-01-05-56-39/2015-04-26-09-51-35/325-rol-semi-v-podgotovke-detej-k-shkole

Ссылка на основную публикацию