Понятие формы обучения

Понятие форма организация обучения. классификация организационных форм ..развитие форм организации обучения в истории педагогической мысли

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.

В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мере развития общества.

Существуют следующие способы обучения: 1) индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально ( 2) индивидуально-групповой способ обучения. В классе находятся дети разных возрастов и разного уровня подготовки. Учитель занимается с группой детей, а в это время остальные дети работают самостоятельно (выполняют задания).

3) групповой способ обучения – возник в 16 веке, свое применение этот способ нашел в школе Белоруссии и Украины, он явился началом зарождения классно-урочной формы обучения 4) коллективный способ обучения – появился в начале нашего столетия в России. Его основоположником был А. Г. Ривин.

В 1918 году Ривин организовал школу, в которой обучались около 40 разновозрастных детей (от 10-16 лет). Сегодня эта школа была бы частными курсами. Учащиеся здесь работали друг с другом в парах. Состояние пар постоянно меняется поэтому их называли парами смешанного состава.

Учащиеся изучали различные новые темы и объясняли их другим членам группы, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и без расписания. Однако результаты обучения были поразительными. За 1 год обучения дети усваивали материал 3-4 лет обучения. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т.

к. не было разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой Фомы обучения использовались во многих образовательных учреждениях.

Классификация форм обучения:По длительности (времени) обучения различают

1) классический урок – 45 минут;

2) спаренный урок – 90 минут;

3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;

4) «уроки без звонков» произвольной длительности.

Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.

Существует 2 вида форм обучения:

1) коллективная работа;

2) индивидуальная работа.

Коллективная работа включает в себя:

1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов

2) факультатив – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески-практические занятия;

3) семинар – коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений.

4) практикум – комплекс самостоятельных, лабораторных работ учащихся (биология, химия, физика, география).

5) экзамен – итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности;

6) учебная экскурсия – учебное занятие проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д. (экскурсии вне класса, они не имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся);

Экскурсии бывают: — по месту в учебной программе: — вводные,текущие ,обобщающие. — по содержанию: — предметные (1 объект);- комплексные (несколько объектов). — по мету проведения: — природоведческие , производственные , культурологические.

Они используются на любом этапе обучения:

1) с целью введения в тему;

2) как способ получения новой информации;

3) для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.

7) дополнительные занятия – групповые и индивидуальные формы обучения с целью восполнения пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету; 8) домашняя работа— самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ. Необходимо принимать во внимание следующие требования: — домашнее задание должно быть своевременным; — домашнее задание должно быть связано с темой урока;

— организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;

— задание уроков на дом должно быть доступным;

— необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы. Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.

Проверка домашнего здания происходит различными приемами:

1) учитель проверяет домашнее задание всех учащихся;

2) учитель проверяет только несколько работ;

3) учащиеся взаимно проверяют свои работы;

4) ученики сами проверяют свои работы.

У ученика для занятия должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности в выполнении заданий по степени трудности, перерывов для отдыха.

Одной из первоначальных форм организации обучения былаиндивидуальная форма обучения.Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому у ученика или у учителя. Постепенно, начиная с XV–XVI вв.

, прежде всего в связи с ростом потребности в расширении образования, индивидуальная форма обучения все более заменяласьиндивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собирались в одном месте и один учитель, поочередно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся, хотя по сути это была совмещенная по месту и времени та же индивидуальная форма работы.

Развитие на рубеже XVI–XVII вв. машинного производства, торговли, культуры (эпоха Возрождения) породило потребность в массовом обучении, хотя бы элементарном.

Сначала в опыте братских школ Белоруссии и Украины, затем в Чехии и других странах родилась новая форма коллективная классно-урочная система обучения.

Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается основной формой организации обучения в школе. Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в XVII в.

«отцом педагогики» – великим чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским3.Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной уже около четырехсот лет.

Впрочем, уже в конце XVIII столетия классно-урочная система обучения стала подвергаться критике. Поиски организационных форм обучения, которые заменили бы классно-урочную систему, были обусловлены, прежде всего, проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным процессом. В мировой истории образования имело место множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить ее на другие.

Так, в 1798 г. английским священником А. Беллом и учителем Дж. Ланкастером разработана и применена в школах Англии и Индии белл-ланкастерская система взаимного обучения.

Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, а потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве педагогов организовывать массовое обучение.

Однако качество такого обучения было невысоким.

В конце XIX в. в США появилась батовская система.Она включала две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. Со способными учениками работал учитель, с отстающими – его помощник.

Одновременно в Европе стала создаваться мангеймская система,названная по имени города Мангейм. Ее основатель Й.

Зиккенгер предложил создать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов.

В 1905 г. учительница Е. Паркхерст (США) применила систему индивидуализированного обучения, названнуюДальтон-план.Дальтон – это местечко в США, штат Массачусетс, где в 1920 г. была организована первая школа, целиком работающая в рамках этой системы.

Цель данной системы – дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены.

В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам. Ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было.

Коллективная работа происходила один час в день, остальное время — индивидуальная работа в мастерских и лабораториях, в которых постоянно находились учителя.

В 50–60-х гг. XX в. в США получил известностьплан Трампа–форма индивидуализированного обучения: лекции – 40 % времени, групповые занятия – 20 %, индивидуальные занятия – 40 %. .

Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях (от 100 до 1500 человек) Затем в малых группах учащихся (по 10–15 человек) обсуждались материалы лекции, проводились дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным.

Объем этих занятий составлял 20 %. Кроме того, около 40% времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях.

В современной практике обучения встречаются и иные формы организации обучения. Например, на Западе существуютнеградуированные классы, когда ученик одновременно может обучаться по программе разных классов.

Особой формой организации обучения является «погружение»,когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета.

Аналогично в Вальдорфских школах организуется обучение по эпохам5.

Дальтон-план, подвергавшийся резкой критике со стороны ученых и практических работников школы за его ярко выраженную индивидуальную направленность, послужил прототипом для разработки в СССР бригадно-лабораторной системы обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой.

В отличие от Дальтон-плана бригадно-лабораторная система обучения предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности.

Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки его выполнения и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом.

Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций к периодическим консультациям учащихся.

Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений. В 1932 году обучение по этой системе прекратилось.

В 20-е гг. XX века в отечественных школах начал также применятьсяметод проектов (проектная система обучения), заимствованный из американской школы, где его разработал У. Килпатрик.

Он считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах.

Читайте также:  Вкладывать в себя – инвестировать в будущее

Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. Учащиеся сами выбирали тему разработки проекта.

В зависимости от специализации учебной группы она должна была отражать общественно-политическую, хозяйственно-производст-венную или культурно-бытовую сторону окружающей реальности.

Основная задача проектов состояла в вооружении ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.

Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей. Эта система не нашла широкого распространения.

В современной практике существуют и другие формы организации обучения. На Западе осуществляются эксперименты по созданию открытых школ ‒ обучение ведется в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, т. е. идет разрушение самого института «школа».

Особая форма организации обучения погружение, когда на протяжении определенного отрезка времени (одной-двух недель) учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах.

Идея организации обучения через «погружение» опирается на учение русского физиолога А. А. Ухтомского о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения человека.

Классно-урочная система, представленная разными уроками в течение дня, резко меняет и сбивает образовательные доминанты у школьников, нарушает естественные процессы познания.

Для сохранения образовательной доминанты необходима концентрация и целостность учебного процесса.

Сохранение образовательной доминанты позволяет успешно решать многие задачи обучения, которые затруднены в обычной классно-урочной системе: целостно и углубленно изучить проблему; всесторонне, с позиций разных наук исследовать рассматриваемый объект; обеспечить личностное понимание учениками проблемы и т. д.

Такая форма обучения позволяет ученикам погружаться в определенную историческую эпоху, в творчество писателя или ученого, в физическую теорию или математическое понятие, в природное явление или технологический процесс. С помощью методов разных наук ученики постигают универсальную общепредметную сущность изучаемого объекта.

Обучение при «погружении» строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней.

Например, в течение года по какому-либо предмету (химии) проводится 3‒5 «погружений». Каждое «погружение» проводится в течение недели.

Ежедневно во время «погружения» предусматривается по 5 уроков химии и 1‒2 урока по предмету (физкультура, музыка, живопись), не меняющему основной доминанты.

Значит, за неделю будет проведено 25 уроков химии, за год – 75‒125 уроков (в зависимости от количества «погружений»). Уроки отличаются по содержанию, структуре проведения, домашние задания не даются.

https://www.youtube.com/watch?v=Aee9OsmS2lc

Возможно также чередование обычного проведения уроков (1‒2 урока в неделю) с «погружением». Например, в начале четверти проводится «погружение» в течение недели, а далее по 1‒2 урока этого предмета в неделю.

Такова краткая история развития организационных форм обучения. Наиболее устойчивой из всех перечисленных форм массового обучения оказалась классно-урочная система, так как имеет несомненные преимущества:

· четкая организационная структура;

· удобство управления деятельностью класса;

· сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;

· стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;

· тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;

· эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;

· экономичность обучения: учитель работает одновременно с группой учащихся.

Эта система имеет и недостатки:

· ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных;

· трудность учета индивидуальных особенностей учеников;

· одинаковый для учащихся с разным уровнем обучаемости темп и ритм работы;

· ограниченное общение между учениками.

В целом же классно-урочная система, действительно, является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы7.

Источник: https://cyberpedia.su/9x4e94.html

Понятие о формах организации обучения, их характеристика

Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме, классифицируются по различным критериям: количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы обучения), месту учёбы (школьные и внешкольные), продолжительности учебных занятий (классический урок – 45 мин., уроки без звонков произвольной длительности).

В истории образования известны такие формы организации обучения, как: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское обучение, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, батавская система, маннгеймская система,  дальтон-план, бригадно-лабораторная система, метод проектов.

К числу организационных форм обучения, используемых в средней школе любого типа, относят: урок, экскурсию, семинар, практикум, факультатив, домашнюю работу, консультации, формы трудового и производственного обучения и пр.

Они дополняются формами внеклассной учебной работы: предметными кружками, научными обществами, студиями; викторинами, конкурсами и т.д.

Функции форм обучения: 1) обучающе- познавательная – создание оптимальных условий учения; 2) интегрирующе-дифференцированная – реализация взаимодействия, дифференцированный подход к ученикам; 3) систематизирующая и структурирующая функции выполняются в процессе планирования; 4) дополняющая и координирующая- формы организации дополняют и корректируют друг друга.

Урок — динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Различают типы уроков по дидактической цели: изучения нового материала, уроки закрепления, обобщения и повторения (в виде семинаров, практикума, экскурсии, самостоятельных работ, и лабораторного практикума), контроля и комбинированный урок.

Основные черты классно-урочной системы:

ü учащиеся примерно одного возраста и уровня образовательной подготовки объединены практически на весь период обучения в класс – группу постоянного состава;

ü класс обучается по единому учебному плану и единым учебным программам;

ü основная форма организации учебного процесса – урок по конкретному учебному предмету, встроенный в расписание занятий. Продолжительность урока регламентируется уставом образовательных учреждений с учетом гигиенических норм;

ü урок планирует и организует учитель.

Особенности школьного урока:

1. урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей)

2.        дидактическая структура урока состоит из элементов:

-определённое организационное начало и постановка задач урока

-актуализация необходимых знаний, умений, включая проверку домашнего задания

-объяснение нового материала

-закрепление или повторение изученного на уроке

-контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока

-подведение итогов урока

-задание на дом

Творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность элементов не является жестко закрепленной.

3.содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана

4. каждый урок  является звеном в системе уроков

5. урок соответствует основным принципам обучения, в нём учитель применяет определённую систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока

6. основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учёт их индивидуально-психологических особенностей

Помимо уроков в школе существуют такие формы организации обучения, как:

ü  Факультативные занятия – одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знании и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию. Важнейшим элементом факультативной формы являются творческо-практические занятия.

Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. Проводятся по специальным программам, согласованным с программами обязательных предметов, организуются по выбору и желанию учащихся в соответствии с отводимыми на них часами в учебном плане.

Право выбора факультатива принадлежит учащимся; состав группы стабильный в течение всего периода освоения темы (проблемы).

ü  семинары – учебные занятия на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, используемая в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубления знаний, формирования оценочных суждений.

ü  Практикумы и учебные практики – применяются для выработки практических умений и навыков.

ü  Учебные экскурсии – учебное занятие, проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д.

ü  Дополнительные занятия – групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся; основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету.

ü  Домашняя работа учащихся – направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов учебно-познавательной деятельности.

ü  Занятия в предметных кружках, учебно-научных объединениях – форма организации познавательной деятельности, направленной на реализацию определенной образовательной программы, обеспечивающей индивидуальные познавательные потребности и интересы учащихся.

ü  Лекция: структура включает формулировку темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, строгое следование плану предложенной работы. Виды лекции: вводная, лекция-информация, проблемная лекция, обзорная лекция, лекция – конференция ( научно – практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов по 5-10 минут ), лекция-консультация.

Источник: https://students-library.com/library/read/63010-ponatie-o-formah-organizacii-obucenia-ih-harakteristika

Понятие форм обучения и форм организации обучения

Впедагогической литературе часто встречаются разные толкования та­ких понятий, как ʼʼформа обученияʼʼ и ʼʼформа организации обученияʼʼ. Идентичные эти понятия или нет? Какой смысл вкладывается в них?

Начнем с того, что латинское слово ʼʼformaʼʼ означает внешнее очерта­ние, наружный вид, структуру чего-либо. По отношению к обучению поня­тие ʼʼформаʼʼ употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целœей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образова­тельного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству обучающихся, времени и месту обуче­ния, порядку его осуществления.

Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.

Это подразделœение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упо­рядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие препода­вателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всœеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что уча­щиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностя­ми взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и вне­классные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Рассмотрим теперь, какой смысл вкладывается в понятие ʼʼформа орга­низации обученияʼʼ, или ʼʼорганизационная форма обученияʼʼ. Эти понятия рассматриваются как синонимы.

Форма организации обучения это конструкция отдельного звена процес­са обучения, определœенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. К примеру, Андреев В. И. в основу классификации форм организации обучения кладет структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения.

Он выделяет следующие формы органи­зации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практиче­ское занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий1.

Οʜᴎщук В. А. подразделяет формы организации обучения по дидакти­ческим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные1.

Читайте также:  Как избежать трудностей при уходе за близнецами

Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения: ин­дивидуальные занятия; коллективно-групповые занятия; индивидуально-кол­лективные занятия.

К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, мен­торство, гувернерство, семейное обучение, самообучение.

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты3.

Источник: http://referatwork.ru/category/tehnologii/view/493650_ponyatie_form_obucheniya_i_form_organizacii_obucheniya

Понятие о формах организации обучения



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организа­ции педагогического процесса.

Как было показано выше, метод обучения выступает в роли способа организации процессов освоения учащимися новых зна­ний, формирования умений и навыков, развития психических функций и личностных качеств. Таким образом, понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебно­го процесса.

Понятие «форма организации обучения», или, как еще гово­рят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Сло­во forma в переводе с латинского означает наружный вид, внеш­нее очертание. Таким образом, форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает ха­рактер взаимосвязи участников педагогического процесса.

Форма обучения органически связана внутренней, содержатель­ной стороной учебного процесса. Одна и та же форма может при­меняться в различных методах обучения, и наоборот.

Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

— способы обучения;

— формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);

— формы учебной деятельности учащегося (виды);

— формы организации текущей учебной работы класса, группы.

Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, само­стоятельным и отличным от других явлением. Однако педагоги­ка пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

Способы обучения. Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развива­лись по мере развития общества. Первым способом обучения было индивидуальное обучение.

Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте.

Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготов­ке к поступлению в вуз.

Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуаль­но-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки.

Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя но­вое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занима­лись своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а хо­дить на занятия в разное время дня.

В ходе обучения они приоб­ретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако по­давляющая масса детей оставалась необученной.

Уже к концу XVI — началу XVII в. как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потреб­ностям общества.

Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходи­мость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI в.

была соз­дана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в братских школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.

В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии В.К.Дьяченко назвал коллек­тивным способом обучения (КСО). Его принципиальным разра­ботчиком и организатором стал А.Г.Ривин. В 1918 г.

он органи­зовал школу, в которой обучал около сорока разновозрастных (10-16 лет) детей. Сегодня мы назвали бы эту школу, скорее, ча­стными курсами. Основой новой формы явилась методика рабо­ты учащихся друг с другом.

В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получи­ли название пар сменного состава.

Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Заня­тия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны — учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.

Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обу­чения используются во многих общеобразовательных учрежде­ниях России.

Формы организации группового обучения или системы обучения. В настоящее время формы организации группового обучения часто называют системами обучения. Надо сказать, что такое название не совсем точное.

Дело в том, что понятие системы обучения намного шире и включает в себя все элементы процесса обучения, находя­щиеся в отношениях и связях друг с другом.

Поэтому, если подхо­дить строго, в систему должно входить содержание образования, уровни подготовленности учащихся и учителей, методики обуче­ния, материальное обеспечение и другие элементы обучения. Одна­ко в силу того, что термин «система» широко используется педа­гогической литературой, мы также будем его использовать.

Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Я.А.Коменский (XVII в.). Он же и широко популяризиро­вал ее. В настоящее время классно-урочная форма обучения являет­ся преобладающей во всем мире, несмотря на то что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

— объединение в классы учащихся одинакового уровня подго­товки (распределение учащихся в классы по возрастам);

— постоянный состав класса на весь период школьного обучения;

— работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;

— обязательность занятий для всех;

— основной единицей занятий является урок;

— наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года и каникул.

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков.

Наиболее сущест­венные из них следующие: ограниченное количество обучаемых, ориентированность в основном на среднего ученика, высокая трудность обучения для слабого, торможение развития более сильного учащегося, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.

Поэтому не прекращаются попытки усовершенство­вать урок. В частности, были разработаны и апробированы та­кие варианты классно-урочной формы, как белл-ланкастерская система, батавская система, маннгеймская система.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения возникла в 1798 г. Основная цель ее состояла в увеличении количества обучае­мых одним учителем. Это было обусловлено потребностью круп­ных машинных производств в большом количестве квалифициро­ванных рабочих.

Свое название система получила от имени англий­ского священника Л.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые од­новременно применили ее в Индии и Англии. Они попытались ис­пользовать самих учеников в качестве преподавателей.

Старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учите­лей осуществлять массовое обучение детей.

Однако широкого рас­пространения эта система не получила, так как недостатки в орга­низации не обеспечивали необходимого уровня подготовки детей.

Батавская система появилась в США в конце XIX в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недос­татки классно-урочной формы, как ориентированность на сред­него ученика и недостаточный учет индивидуальных особенно­стей и возможностей детей.

Предполагалось проводить избира­тельное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть — проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом.

Вторая часть — индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить предлагаемый материал.

Маннгеймская система возникла одновременно с батавской, но не в США, а в Европе. Основной ее задачей, так же как и у батав­ской системы, было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Были классы сильных, средних и слабых учеников.

Отбор в классы осуществлялся на ос­нове психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. Предполагалось, что учащиеся из более слабых классов по мере подготовленности смогут переходить в классы более высокого уровня.

Однако такого не происходило, так как существующая система подготовки не давала возможно­сти слабым ученикам достигать высокого уровня.

Элементы этой системы до настоящего времени сохранились в Австралии, где в школах создаются классы для учеников более способных и менее способных, а также в США, где в школах име­ются отдельные классы для медленно обучающихся и способных учеников. В России элементы подобной формы тоже нашли свое отражение в создании специализированных школ для особо ода­ренных детей, школ нового типа (гимназий, колледжей, лицеев), ведущих обучение учащихся на более высоком уровне сложности.

Использование идей маннгеймской системы можно встретить в школах, где организуются классы коррекции. Однако практика работы таких классов показывает, что, как правило, развитие де­тей, попавших в них, не корректируется; школа не готовит их к последующему переходу в обычный класс.

Просто в этих классах требования к учащимся значительно снижены и, следовательно, развитие детей идет замедленными темпами.

С точки зрения тре­бований к психологическим условиям развития учащихся созда­ние классов коррекции в школах, где обучаются дети без отклоне­ний в развитии, абсолютно неоправдано.

Совершенствование классно-урочной системы обучения в Рос­сии привело к появлению так называемого развивающего обуче­ния. Одна из первых попыток реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В.Занковым. В 50 — 60-х годах он разработал новую систему начального обучения.

Несколько в ином русле эта идея была развита Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым. Основная идея данной системы обосновывала возможность и целесообразность обучения, ориентированного на опережающее развитие ребенка. Обучение можно считать плодо­творным только тогда, когда оно опережает развитие ребенка.

Читайте также:  Библиотека: вымирающий вид информационного хранилища

Знания, умения и навыки являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Суть обучения — в са­моизменении ребенка. Эта система рассматривает ребенка не как объект обучающих воздействий учения, а как самоизменяющийся субъект учения.

На сегодняшний день эта система представляется одной из наиболее многообещающих.

Недостатки классно-урочной системы привели не только к появ­лению ее новых вариантов, но и к созданию новых форм обучения.

В 1905 г. возникла форма индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-план. Она впервые была приме­нена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс). Эту систему называют также ла­бораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские.

Основная цель данной формы организации обучения заключа­ется в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика.

В лаборатории ученики занима­лись индивидуально, получая задание от присутствующего в мас­терской учителя. Задания по каждому предмету выдавались уча­щимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам.

Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.

При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог об­ращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1 ч в день. В остальное время уча­щиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выпол­нение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.

Данная форма создала много эффективных приемов органи­зации учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои дости­жения с достижениями своих сверстников, учитель составлял специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежеме­сячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.

Дальтон-план стал быстро распространяться в практике работы школ многих стран. Так, в СССР в 20-е годы использовалась моди­фикация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Отличие заключалось в том, что задания по изучению те­мы брала группа учеников (бригада). Они работали (самостоя­тельно или совместно) в лабораториях, а отчитывались коллектив­но.

Однако очень скоро стало очевидно, что уровень подготовки учащихся неуклонно снижается, а их ответственность за результаты обучения падает. Стало понятно, что учащимся не под силу быстро осваивать материал без объяснения учителя. Самостоятельное ус­воение материала требует большего количества времени, хотя прочность самостоятельно усвоенных знаний выше.

В силу этих причин Дальтон-план не прижился ни в одной стране мира.

Источник: https://megapredmet.ru/1-3269.html

Формы обучения в педагогике

Элементы урока
В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).

Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Рассмотрим основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует и различные разновидности урока.

Первый элемент  урока – организационная часть. Обычно в организационную часть входят приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана работы. Цель организационной части – создать рабочую обстановку на уроке.

Второй элемент урока – проверка письменного домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

Третий элемент урока – устная проверка знаний учащихся (или опрос), которая обычно проводится разными методами (индивидуальный, фронтальный или комбинированный опрос).

Четвертый элемент урока – введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя, или путем самостоятельной его проработки учащимися.

Пятый элемент урока – задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.

Шестой элемент урока – закрепление нового материала.

Седьмой элемент урока – его окончание, которое должно проходить организованно, так как урок заканчивается лишь по указанию учителя.

Одни уроки включают в себя все элементы, другие – только некоторые, так как тот или иной элемент урока не используется. Различные сочетания элементов, а также особенности учебного предмета и специфика образовательного учреждения создают много разновидностей, типов и видов урока.

Правила подготовки и организации урока
Для того чтобы успешно спланировать и провести урок, необходимо наряду с выполнением общих требований к процессу в целом руководствоваться и конкретными правилами организации урока: определить цели урока (обучения, развития и воспитания); подготовить содержание учебного материала с учетом уровня обученности и возрастных особенностей учащихся, выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения; определить структуру урока, спланировать и осуществить структурирование процессов преподавания.

Определение целей урока  производится, прежде всего, на основании требований учебной программы к знаниям и умениям и требований, предъявляемых обществом к развитию и воспитанности учащихся.

Разработка целей производится с учетом реальных условий обучения.

Следовательно, при постановке целей необходимо учесть, с одной стороны, нормативные требования, уровни обученности и мотивации учащихся, уровни их развития и воспитания, тип и традиции школы; с другой – реальные возможности данного урока.

Подготовка содержания учебного материала  проводится на основе его всестороннего анализа и корректируется впоследствии в соответствии с поставленными целями и методами обучения.

Понятийный анализ необходим, как известно, для вычленения основных понятий и фактов с тем, чтобы правильно определить цели урока и выбрать методы обучения.

Для усвоения учебного материала необходимо новые понятия связать с ранее изученными опорными понятиями и фактами.

Понятийный анализ помогает ответить на вопросы: «Что необходимо повторить учащимся? Что они должны усвоить? Какими способами учебной деятельности овладеть?»
Логический анализ учебного материала необходим для того, чтобы наметить определенную последовательность его изучения.

Психологический анализ учебного материала нужен для определения его доступности для учащихся.

Дидактический анализ учебного материала позволяет уточнить цель обучения, объем учебного материала, состав опорных знаний и новых понятий.

Системные свойства урока
Если обратиться к истории урока, то можно увидеть, что вначале на уроке формировали только знания, в дальнейшем он становится все более развивающим и воспитывающим.

Урок стал включать три цели: обучение, развитие и воспитание. Можно выделить также стимулирующую, побуждающую и др. Однако главная функция урока должна состоять в развитии индивидуальности и формировании личности школьника, отдельных их качеств в единстве.

Поэтому основной функцией урока должна стать интегративная функция.

Урок может быть значительно эффективнее, если он будет соответствовать высшему уровню своей целостности, а для этого ему необходимо обладать системными, целостными свойствами.

Известно, что реальное основание индивидуальности и личности человека лежит в той системе деятельностей, которые им реализуются.

Значит, чтобы сформировать целостную систему знаний, отвечающую требованиям предстоящей жизнедеятельности учащихся, необходимо урок все полнее связывать с производительным трудом, с запросами самих учащихся, с их будущей деятельностью, давать те знания, которые понадобятся не столько обществу, сколько конкретной личности.

Поэтому чем полнее на уроке реализуется взаимосвязь общего и профессионального образования, обучения и производительного труда учащихся, тем более эффективно этот урок обеспечивает формирование целостной системы знаний, действительно необходимой данным учащимся. Это – первое целостное свойство урока.

На уроке, как известно, формируются не только знания, но и способы действий и алгоритмы деятельности. Следовательно, чем больше внимания уделяется формированию алгоритмов деятельности, тем все более урок предопределяет активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности. Это – второе целостное свойство урока.

Но на уроке необходимо целенаправленно формировать индивидуальные и личностные качества школьника. Поэтому чем более активизируются на уроке основные сферы человека и структурные компоненты личности, тем более целостным является урок. Это – третье целостное свойство урока.

Технология урока
Урок  – культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования, а значит, свои взлеты и падения.

В основание технологии урока заложены три постулата.

Первый постулат: «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины». Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине – путь расширения и обогащения духовного мира личности ребенка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять свое отношение к миру как таковому.

Современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.

Второй постулат: «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких, категорических суждений, не подчеркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего.

А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

Третий постулат: «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысший ценностью».

Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему четырех простых организационных правил: • доводить педагогическое требование до своего логического конца; • сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого; • раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия;

• авансировать успех деятельности детей на уроке.

Содержание дидактической структуры урока 1.  Актуализация опорных знаний. Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент.

Кроме того, это понятие означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку. Практически этот этап осуществляется или в виде проведения проверочного диктанта, опроса, или в виде повторного разъяснения учителя.

В процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности. 2.  Формирование новых понятий и способов действий.

Важнейший элемент этого этапа – усвоение новых знаний и способов действий. Усвоение нового начинается с восприятия, если новое не было предъявлено на этапе актуализации; происходит процесс осознания, осмысления значения нового знания или новых способов действий. Обобщение и систематизация приводят к собственно усвоению.

Учитель структурирует свою деятельность, применяя приемы преподавания, побуждения и общения в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением.

3.  Применение – формирование умений и навыков. Развитие учащегося не сводится только к усвоению. За усвоением должна идти самостоятельная переработка информации и впечатлений, в результате которой формируются умения применять усвоенные способы действий.

Но самое главное – на этом этапе целенаправленно создаются условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое. Это возможно в тех случаях, когда учителем даются задания на применение знаний в незнакомой ситуации.

Основное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что он не только способствует усвоению учеником знаний, но и создает условия для его общего развития.

Источник: https://psyera.ru/6634/formy-obucheniya-v-pedagogike

Ссылка на основную публикацию