Применение педагогических технологий: за и против

» Применение педагогических технологий: за и против

      Педагогическая школа доперестроечного периода и настоящего времени в России, Беларуси, Украине уверенно удерживает свои позиции, находясь в пятерке лучших образовательных систем мирового сообщества. Идеи технологизации педагогического процесса также принадлежат нашей педагогической школе.

      Однако в прошлые времена по отношению ко многим педагогическим технологиям были аргументы как «за», так и «против», да еще и авторитарная система управления школой сдерживала педагогический поиск, педагогическое творчество. В итоге в разработке и внедрении педагогических технологий мы отстали от многих стран Запада.

      Педагогические технологии возникли закономерно в результате поиска путей развития форм, методов, систем обучения, обеспечивающих решение различных педагогических задач. Они имеют и направленность, которая обеспечивает развитие отдельных способностей, свойств и качества ума, памяти, чувств и эмоций, физических и других данных.

Они также направлены на совершенствование организации учебной работы учащихся и учителя (преподавателя).

      Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость. При этом с наименьшими затратами времени, средств, физических и интеллектуальных сил. Но технологии имеют и свои специфические цели.

      Так, цель адаптивной технологии— обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе — формирование интеллекта школьника.

      Цель интегральной технологии — стимулирование учебного интереса, развитие умственных способностей, обогащение интегрированными знаниями старшеклассников.

      Цель технологии полного усвоения знаний — учить всех детей добиваться достаточно высоких результатов в усвоении и применении знаний и умений.
      Цель технологии проблемного обучения — стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.       Рассмотрение технологий с позиции их целевой направленности дает основание вывести исходные положения их применения. Таким образом, применение технологий в учебном процессе предполагает:       — осознание возможностей разных технологий, могущих реализовать поставленные цели;       — учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровня обученности и степени обучаемости;       — ряд технологий можно успешно использовать только на ограниченном отрезке времени, для реализации кратковременных целей, ибо дальнейшее использование этих технологий не будет способствовать достижению стратегии обучения, будет непродуктивным;       — поэтапное внедрение технологий в учебный процесс и адаптацию учащихся к работе в технологическом режиме;       — наличие полного технологического инструментария и условий, подготовленности учителя к такой работе.       Применение педагогических технологий в учебном процессе — дело перспективное. Но оно сталкивается с рядом сложностей и проблем. У нас почти нет технологий, разработанных на четвертом уровне. В имеющихся методических разработках технологические аспекты изложены обобщенно, на высоком уровне абстракции («делай так, делай так и вот так»), а как конкретно…? И каждый учитель (преподаватель) начинает творить по-своему разумению, как он понимает. Но не всегда под силу       учителю создать теоретически и практически оправданную технологию, апробировать ее в условиях школы.       В педагогической теории и практике важно рассмотрение как классификационных признаков технологий, так и их технологических возможностей по повышению качества учебного процесса. А это, в свою очередь, поможет более конкретно обозначить область их применения.       Педагогические технологии условно можно разделить на две большие группы: безмашинные и машинные (с использованием обучающих машин, компьютеров, видеотехники). Как безмашинные, так и машинные технологии имеют свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать в учебном процессе. К слабым сторонам машинных технологий можно отнести то, что они вызывают дефицит общения, ограничивают возможность формулирования своих мыслей и развитие творческого мышления, ограничивают условия развития социальных свойств и качеств обучающихся.       Заслуживает внимания такой аспект, как технологичность содержания обучения, то есть возможность подвергнуть учебную информацию технологическому кодированию и не утратить ее обучающих возможностей. Есть учебная информация, которую невозможно перевести на технологический язык без искажений и деформаций, сохранить ее учебную и научную целостность. В этом случае информация, преподносимая учащимся, теряет свою первоначальную значимость. Так, например, художественная, литературная информация не поддается переводу на технологический язык. Почти невозможно передать суть «идей в движении, развитии, теории и концептуальные подходы, разнообразные оценки, плюралистические мнения, противоречия. Абсолютизация кодирования и ограничение процесса обучения литературе, искусству, обществоведению, истории, этике и психологии семейной жизни чисто технологическими подходами ведет к бездумному зазубриванию, к формализму в знаниях и безыдейности в воспитании «.       В принципиальном плане технологизация противопоставляется творчеству, ибо технология — это алгоритмизация, программирование. А это несовместимо с творчеством.       В то же время многое в учебном процессе хорошо поддается технологизации. Она оправдывает себя, например, в плане формирования умений и навыков, при изучении языков, решении задач по формулам, при освоении трудовых и физкультурных упражнений и т.д. Выход же учащихся на уровень доведенных до совершенства умений и навыков — необходимое условие развития творческих способностей.       Исходя из сказанного, можно обозначить следующие «за» и «против» технологий:

      ЗА

      — возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;       — достижение гарантированного результата в обучении;       — повторяемость и воспроизводимость результатов;       — направленность технологий на достижение конкретных целей в обучении или воспитании;       — формирование умений и навыков, доведенных до совершенства;       — экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;       — при обоснованном применении их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.

      ПРОТИВ

      — сложность перехода на технологический режим обучения;       — невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения;       — усиливают дефицит общения;       — не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); исключение составляют технологии проблемного, эвристического обучения;       — работают на основе смоделированных алгоритмов и программ. Оценивая достоинства и недостатки педагогических технологий, мы

      должны помнить о том, что нет технологий, способных заменить живое человеческое общение во всей красоте его проявлений и возможностей в учебно-воспитательном процессе. Наши рассуждения, по-видимому, будут способствовать формированию более полных суждений о выборе и использовании технологий в педагогическом процессе.

Источник: https://paidagogos.com/Primenenie-pedagogicheskih-tehnologi.html

Статья на тему: Использование педагогических технологий

Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО

           Инновации (англ. Innovation — нововведение) — внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

       Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; • в систему контроля и оценки уровня образования; • в систему финансирования; • в учебно-методическое обеспечение; • в систему воспитательной работы; • в учебный план и учебные программы; • в деятельность учащегося и преподавателя.

        Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.

Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.

Центральное звено проблемного обучения- проблемная ситуация -, с помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия.

Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности.

Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

  • информационно-коммуникативные технологии;

 которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.

И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше.

В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

Опыт применения информационно-коммуникативные технологии показал:

а) существенно повышается мотивация учеников к изучению предметных дисциплин; б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

Читайте также:  Воспитание девочки

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

  • игровые технологии;
  • технология критического мышления
  • групповые технологии;
  • КСО
  • технологии деятельностного метода  обучения;( важно отметить, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход).

предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

  • личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

технология исследовательской деятельности

  Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

— обучение проведению учебных исследований младших школьников

 — развитие творческой исследовательской активности детей

 -стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам — ознакомление с научной картиной мира

 — вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

В связи с введением ФГОС появляются новые (новейшие) педагогические технологии

  • информационно — аналитическое обеспечение учебного процесса и управление

качеством образования школьника

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

  • мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

  • технология оценивания («Школа 2100»)

Портфолио – технология накопления и систематизации информации

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению.

Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации.

Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет.

Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

следует все же добавить:

● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

● ученик собирает материал;

● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Ученик должен научиться:

● отбирать и оценивать информацию

● точно определять цели, которые он хотел бы достичь

● планировать свою деятельность

● давать оценки и самооценки

● отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Использования возможностей современных инновационных технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

 Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно.

Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/05/08/ispolzovanie-pedagogicheskih-tehnologiy

Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Сингапурские методики

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [4].

Хотелось затронуть эту тему в связи с тем, что сейчас активно внедряется в школы Татарстана образовательные технологии Сингапура.

Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.

Технологии внедряли сами преподаватели Сингапура, они же и дали несколько направлений этой образовательной парадигмы. Наша школа была пилотной, все учителя прошли обучение по направлению PBL (проблемно-ориентированное обучение) [2].

Я,  в том числе прошла это обучение, и дополнительные семинары по менеджементу – лидерские курсы Сингапура.

Многочисленные мониторинги, постоянное общение с зарубежными преподавателями позволили в какой-то мере проникнуться этой системой и выделить ее плюсы и минусы.

Давайте вспомним определение технологий. Технологии:

  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) [5].

Нужно сказать, что в процессе обучения наши преподаватели, особенно педагоги старой советской школы постоянно отмечали сходство сингапурских определений и упражнений с теми технологиями, которые уже широко у нас известны: технологии липецкой школы, проектное обучение широко применяемое у нас уже в 20-30 годах, с развивающими системами Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, методами ТРИЗ.

 Я прочитала много статей, где педагоги делятся своими впечатлениями.

Вот один из отзывов: «Сингапурская система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции.

Обучающие структуры инновационной методики позволяют за счет разнообразных форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения» [1].

Что ж, звучит,  кажется,  позитивно и правильно. Начнем с плюсов. Как психолог, я с довольствием нашла множество упражнений, которые активно могу применять в работе.

Первое, чем отличается урок данной системы – рассадка. Дети садятся по 4 человека, в крайнем случае – по 5.

Работа в парах и мини-группах позволяет развивать навыки межличностного общения, умение рассуждать логически обосновывать свой выбор.

Вот несколько упражнений, которые я активно применяю на своих занятиях.

Coners – углы. Например, по теме – черты личности. В помещении развешано несколько понятий (гордость, воля, дружелюбие).

Детям задается вопрос: «Какое из этих качеств личности, по-вашему, важнее для человека и его нужно развивать?». Дети пишут свой выбор на листочках и по команде отправляются к выбранному понятию.

Затем обсуждают свой выбор в парах или группах и высказывают свое общее обоснованное мнение ведущему [3].

Take offtouch down – это всем известное упражнение «Встаньте те, кто…». Позволяет установить общие взаимосвязи между участниками, активизировать свое внимание [3].

Thinkwriteround robin подумай, запиши, обсуди.

Например задается вопрос «Как вы думаете, что имеется в виду, когда говорят «встречают по одежке, провожают по уму». Ребята сначала пишут свои рассуждения самостоятельно, затем зачитывают по очереди и обсуждают в группе.

Высказывается каждый участник мини-группы, поэтому все получают максимум информации, учатся слушать и воспринимать чужое мнение [3].

A/R Guide – в начале занятия раздаются утверждения, дети отвечают, а затем в конце занятия еще раз их пересматривают, с учетом уже полученной информации. Развиваем критическое мышление, самоконтроль и мониторинг [3].

Пример:

Черты характера (поставьте + если согласны)
До После
Характер и темперамент это одно и то же
Характер и поведение человека тесно связаны
Чтобы понять человека нужно найти причины его действий, поступков
Черт характера не очень много
Ответственный – значит вежливый и приветливый
Лицемер – человек,  который легко поддается страху, испугу
Воля – способность человека осуществлять свои желания и добиваться елей
Упрямство – положительная черта характера

Inside-outside circle – круг внутри-снаружи.  Образуется два круга – один снаружи, другой внутри. Круги движутся в противоположные стороны на определенное число. Встречаются, здороваются и отвечают на заданный вопрос. Например «Если бы вернуться в прошлое. Какую профессию ты бы выбрал?».

Читайте также:  Каникулы – школа. адаптация ребенка к школьному графику

Frayer Model – модель Фрейера. Выбираем понятие и записываем его обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. Например: «Культурный человек» и т.п. Успражнение помогает лучше запомнить понятие, создать ассоциативные связи для закрепления материала [3].

Four Box Synectics – это мое любимое упражнение. Необходимо поделить листочек на 4 части, оставив в центре пустое место.

Каждый член команды по очереди делает небольшие рисунки: что-то живое, неживое, двигающееся, любое. Затем ведущий озвучивает центральное понятие,  и участники пробуют интерпретировать рисунки, связав их с понятием.

Упражнение развивает креативность, абстрактное мышление [3].

Find the Fib – это тоже в принципе уже знакомое многим упражнение. Я пишу о себе 3 факта, 2 из которых правдивы, а один – правдивая ложь. Задача угадать, какой же факт обо мне неправда. Хорошо проводить это упражнение при сплочении команд [3].

Итак, дети учатся работать в команде, нести ответственность за свои высказывания, не боятся говорить и рассуждать, развитие коммуникативных навыков, происходит развитие логического мышления, креативности (в качестве конечного продукта на уроках часто бывает защита каких-либо проектов).

Перейдем к минусам. То, что недовольны многие педагоги – это понятно, всегда к новому тяжело привыкать, вылезать из своих раковин, учиться. Подсознательно неприятие вызывают вещи, навязанные нам сверху. Но большим минусом я все же считаю неверную стратегию внедрения сингапурской системы.

Обучили педагогов с 1 по 11 класс и внедрять ее тоже нужно было во всех классах. Если первоклассники еще достаточно гибкие, легко воспринимают все нововведения, то со старшеклассниками ситуация была гораздо хуже.

Они не привыкли высказываться, многие в группах просто отмалчивались, работают иногда один-два человека из четырех, тяжело им было воспринимать упражнения, где требовалось абстрактное или ассоциативное мышление. Их 9-11 лет учили по-другому,  и перестраиваться естественно было тяжело.

Если бы взяли именно 1-е классы, провели бы исследование, сравнили результаты классов использующих традиционные и сингапурские методики – это было бы намного полезнее.

Второй минус – в статичности сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности).

Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет. Например, суть PBL в том, чтобы дети сами нашли ответ на заданный вопрос, и если они не успевают сделать это за урок, то сингапурские коллеги предлагают провести еще урок,  и еще.

У нас возникли сложности с пониманием  планирования и т.п.

Минусом я считаю обезличенное обращение к детям по номерам, а также жесткую рассадку, когда под номером один мы сажаем ученика с потенциалом, а на третьем и четвертом месте бывают ученики послабее.

Конечно, смысл в том, чтобы успешные и активные помогали слабым, но у нас получается так, что чаще всего за команду и работает только этот один активный ученик, остальные либо ленятся, либо стесняются.

Все согласятся с тем, что нужно сделать школьный период таким, где обе деятельности – учение+общение – объединились в единое целое и стали ведущими. Только на этой основе и можно внедрять технологические подходы в образовательный процесс.

Итак, а этой системе, как и во всех остальных,  есть минусы и плюсы. Думаю, нужно взять все полезное и нужное, настроить себя на позитивное восприятие происходящих изменений, потому что так или иначе,  но мы найдем свой путь.

Список использованный литературы и интернет-ресурсов:

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/psihologiya/sovremennye-pedagogicheskie—obrazovatelnye—tehnologii—plyusy-i-minusy

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения

Использование современных педагогических технологий

в процессе обучения

Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека. 

ФГОС второго поколения не позволяют работать по — старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся.

Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно.

 Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

В своей работе я использую технологию критического мышления, здоровьесберегающую технологию, информационно-коммуникативную, игровую технологию, технологию проблемного обучения, технологию “Портфолио”, дифференцированное обучение, технология обучения в сотрудничестве.

Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

В классе учатся дети с разным уровнем подготовленности: и отличники, и «середнячки», и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

Игровые технологии.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.

Технология критического мышления.

Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

Одна из основных целей данной технологии — научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

— чтение с остановками;

— работа с вопросниками;

— таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

— написание творческих работ;

— кластер;

— «Верно – неверно».

Эти приемы использую на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Здоровьесберегающая технология.

Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

  Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Технологии дифференцированного обучения.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному.

 Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней.

Они стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.

Технология “Портфолио”.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио.

Исходя из особенностей классного коллектива,  процесс создания портфолио использовала для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Создание портфолио —  долгосрочная программа.  Началась она в первом классе. Под моим руководством она будет проходить 4 года.

В первом классе, когда дети только начинали работать над составлением портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Весь год мы трудились над сбором материалов для создания портфолио.

Дети выбирали самые удачные творческие работы, с удовольствием принимали участие в разнообразных конкурсах.

Портфолио включает такие разделы:

— «Немного о себе»

— «Мой портрет»

— «Моя семья»

-«Моя учёба»

— «Моё творчество»

— «Моя общественная жизнь»

— «Мои достижения»

— «Самооценка»

В разделе «Мои достижения» помещаются грамоты, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости. В конце учебного года провели анализ учебных достижений.

По желанию ребята представляли свои портфолио. Эта работа успешно продолжается в этом году. Ребята с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Введение технологии «портфолио» дало положительные результаты.

Информационно – коммуникационные технологии.

Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ  можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты. При помощи ИКТ проводила настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/ispol_zovaniie_sovriemiennykh_piedaghoghichieskikh_tiekhnologhii_v_protsiessie_o

Результативность применения современных педагогических технологий в образовательном процессе

Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Так, развитие вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения. Результаты исследования закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.

Читайте также:  Виды и значение игр по пдд для дошколят

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы.

Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами производить различные эксперименты, лабораторные, а также отрабатывать те или иные специальные навыки. В виртуальной среде можно имитировать любые законы материального мира, при этом не затрачивая каких- либо реальных материалов.

Так, для проведения тех или иных экспериментов  вовсе не нужна реальная лаборатория. Достаточно воссоздать их компьютерные модели и производить те или иные действия над ними в интерактивной среде. Ярким примером использования компьютерных технологий для отработки специальных навыков являются всевозможные тренажёры.

Компьютерные тренажеры нашли применение во многих областях. Они позволяют в значительной степени сэкономить время и ресурсы, затрачиваемые на отработку тех или иных действий. Для того чтобы обучать людей тем или иным специальным навыкам, больше не нужно создавать реальные условия и расходовать на это реальные ресурсы.

Всё это становится возможным благодаря современным мультимедийным и интерактивным технологиям. С их помощью в виртуальном окружении воспроизводятся реальные ситуации и объекты, что позволяют обучаемому персоналу отработать свои профессиональные навыки и свести к минимуму риск возникновения критических и аварийных ситуаций.

Тренажёры и симуляторы также могут быть использованы для создания автоматизированных обучающих систем, позволяющих проводить профессиональную подготовку персонала на базе программно-технических комплексов, без необходимости присутствия настоящего преподавателя. Обучаемый персонал может самостоятельно взаимодействовать с такими комплексами с помощью различных интерфейсов.

При этом сложность освоения данного метода обучения невелика.

Кроме того, благодаря современным мультимедийным технологиям, эффективность обучения в такой форме может в значительной степени превосходить эффективность классических методов обучения.

Ведь обучаемый может без ограничений и без тех или иных рисков производить различные действия, многократно воспроизводить которые в реальном мире может быть проблематично.

Автоматизированные обучающие системы достаточно тесно связаны с системами интерактивного обучения.

Выпускнику учреждения начального профессионального образования важно не только дать знания, но и научить самостоятельно их добывать и пополнять в течение всей своей жизни. Добиться этого можно с помощью современных технологий.

Необходимость их внедрения в образовательный процесс продиктована тем, что к нам ежегодно поступают подростки с низким уровнем базовой подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению дисциплин.

Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и мастерам ПО  повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Использование в учебных программах инновационных технологий позволяет расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества обучающихся и составить основу эффективности результатов обучения.

Распространение опыта инновационного обучения в образовании вызвано необходимостью подготовки обучающихся к жизни в изменяющемся мире, когда особое значение приобретает умение быстро ориентироваться в обстановке, найти необходимые данные и принять правильное решение.

Развитие училища в целом и прогресс в отдельных направлениях его работы должны осуществляться только как инновационные процессы: путем использования новых идей, технологий, заменой неэффективных педагогических средств новыми и более эффективными для данных условий.

Так, проблема развития у обучающихся познавательной активности решается преподавателями дисциплин общеобразовательного цикла и мастерами производственного обучения нашего училища в рамках темы «Формирование профессионально значимых личностных качеств обучающихся путем внедрения в процесс обучения современных технологий, в том числе педагогических».

Применяя высокотехнологичное оборудование, мастера производственного обучения активно внедряют игровые технологии профессионального обучения: сюжетно-ролевые, учебно-технологические.

Такие технологии позволяют обеспечить связь предметного содержания с реальным технологическим процессом, развивают у обучающегося чувство ответственности, профессиональной грамотности и этики, погружают его в технологию производства и производственных отношений.

Становясь разработчиками таких учебно-технологических игр, преподаватели следуют основам педагогического проектирования: постановка задачи, отбор содержания и его структурирование, методы и формы учебной деятельности обучающихся, разработка необходимых дидактических материалов, правил учебно-игровой деятельности и критериев ее оценки.

Так, разработанные и успешно внедренные в учебный процесс разноуровневые электронные тесты, электронные учебники обеспечивают дифференцированный подход в обучении и выводят обучающихся на индивидуальные программы обучения.

Именно это инновационное направление сегодня для преподавателей училища стало основным.

Ими активно используются технологии индивидуального обучения, организуются групповые занятия, где происходит формирование профессиональной речи обучающихся, оттачивается их предметная компетентность, происходит приобщение к использованию возможностей современных мультимедиасистем.

Значительный успех приносит занятие инновационной деятельностью в рамках интегрирования учебных разделов курса физики и электротехники, электроматериаловедения и химии.

Мастера используют возможности компьютерных программ Мультисим и Логософт Комфорт с целью конструирования электрических схем и их автоматического анализа регулирования процессов, что обеспечивает развитие аналитического мышления, формирование исследовательских навыков обучающихся, укрепление профессиональных навыков выполнения технологических процессов.

Создание электронной версии лабораторно-практических работ развивает навыки алгоритмических действий при выполнении операционных профессиональных действий. Комментируя происходящее на экране, обучающийся отрабатывает профессиональную терминологию, учится анализировать правильность выполняемых технологических операций. Таким образом вырабатывается практика уверенного поведения.

Отметим, что инновационная стратегия развивающегося образовательного пространства учреждения начального профессионального образования направлена прежде всего на качество образованности обучающихся и на решение задач инновационного развития образовательного учреждения в целом.

Для подготовки рабочих кадров реализуются образовательные технологии, которые обеспечивают максимально возможные результаты в конкретных условиях образовательного учреждения и адаптируют их к индивидуальным познавательным возможностям обучающихся.

Сегодня примером профессионально-образовательной технологии может являться модульно-компетентностная технология, лежащая в основе разработки основных профессиональных образовательных программ новых ФГОС.

Форма представления профессиональных модулей, междисциплинарных курсов учебных дисциплин адаптивна к любой профессиональной подготовке будущих рабочих и специалистов.

В то же время благодаря модульному построению основных профессиональных образовательных программ обучающийся имеет возможность выстроить дальнейшую деятельность в зависимости от своих профессиональных планов, познавательных возможностей и потребностей работодателей.

Серьезной подготовительной работы требует внедрение в учебный процесс информационных технологий, расширяющих мировоззрение обучающихся до планетарного уровня. Необходимо отметить, что методов использования технологий много, и задача преподавателя состоит в том, чтобы освоить  и реализовывать потенциал всех их форм.

Приведем лишь несколько примеров. Обратимся к программе FrontPage. Сегодня большое развитие получил Internet в связи с большим числом подключившихся к нему абонентов. У многих из них есть необходимость поделиться своей информацией.

Создание сайта профессионалами предполагает немалые финансовые затраты.

Программа FrontPage является частью Microsoft Office, поэтому пользователю, знакомому с работой в офисе, относительно легко можно научиться работать в этой программе и создать свой сайт.

Большие возможности у программы FineReader. В практике встречаются ситуации, когда необходимо перевести напечатанный на бумаге документ  в электронный вариант. В данном случае можно просто набрать документ на компьютере, что длительно по времени. Но лучше всего воспользоваться сканером. К тому же программа FineReader отечественного происхождения имеет русифицированный и понятный интерфейс.

Для квалифицированного специалиста недостаточно только хорошо работать – необходимо уметь наглядно представить результаты своего труда.

Более того, обучаясь в училище, необходимо представлять результаты своего труда на конкурсах, мероприятиях.

А при защите письменной выпускной квалификационной работы требуется выполнить презентацию своей работы, что требует знания приемов работы в данной программе.

Очевидно, что применение информационных технологий в образовательном процессе делает занятия инновационными, стимулирует креативную и познавательную активность обучающихся, способствует формированию профессиональных и общих компетенций выпускника училища.

Положительной стороной использования современных информационных технологий в образовательном процессе является применение электронных учебников, которые делают изучаемый материал более наглядным (а значит, и запоминаемым), позволяют не только воспроизводить на экране сложные, многомерные объекты и процессы, но и активно участвовать в этом самому обучающемуся.

Многие преподаватели используют эти технологии на всех этапах обучения. Объяснение нового материала на уроках сопровождается при помощи компьютера моделями и видеофрагментами.

Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается на статичных рисунках. Электронные учебники применяются также при закреплении (повторении) учебного материала, при подготовке к экзаменам.

При этом учебник выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения. Все это дает возможность повысить мотивацию обучения.

На уроках преподаватели используют интерактивные средства в следующих вариантах:

— подбор текстового и графического материала по теме урока;

— создание презентации;

— создание наглядного раздаточного материала.

Использование ИКТ на уроках общеобразовательных дисциплин и уроках производственного обучения дает возможность:

  • повысить у обучающихся интерес к предмету;
  • обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу;
  • выявлять и развивать способности обучающихся;
  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения  в практической деятельности;
  • расширить виды совместной работы обучающихся, обеспечивающей получение ими коммуникативного опыта;
  • повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся.

Таблица 1

Современные образовательные технологии и их результативность.

Технология

Цель

Результативность использования технологии

Прогнозируемый результат

Технология уровневой дифференциации

Создание оптимальных условий для выявления интересов и способностей

Отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости

Повышение качества обученности

Проектные методы обучения

Развитие исследовательских умений и системного мышления

Развитие у обучающихся умений в создании социальных проектов

(Интеллектуальная игра.

Социальное проектирование).

Погружение в будущую профессиональную деятельность

Модульное обучение

Приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Индивидуальный темп обучения

Развитие самостоятельности обучающихся

Обучение в сотрудничестве

Организация активности обучающихся, отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений

Разработка новых подходов к объяснению темы,

организация активности обучающихся

Развитие взаимоответственности, моделирование содержания учебной деятельности

Кейс-метод

Обучение анализу предложенной практической ситуации и нахождению путей ее решения

Ориентир на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения

Выработка программных действий по преодолению проблемы

Технология коммуникативного обучения

Обучение пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимоуважения партнеров

Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Динамика работоспособности обучающихся

В настоящее время концепция модернизации образования предусматривает опережающее развитие начального профессионального образования в связи с возрастающей потребностью экономики страны в квалифицированных кадрах. Ставится задача повысить качество профессиональной подготовки, повернуть учреждения НПО к потребностям рынка труда.

Именно введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности  обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Список литературы

1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель»,- Волгоград, 2009г.

2. Профессиональное образование, № 8, 2011г., с.44-45.

3. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.

4. Эрганова Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения.- Екатеринбург:    РГППУ, 2009.- 152 с.

5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения.- М: Академия, 2009.- 160 с.

Источник: http://www.informio.ru/publications/id521/Rezultativnost-primenenija-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe

Ссылка на основную публикацию