Принцип наглядности в дидактике

Принцип наглядности – основополагающий принцип обучения

ПРИНЦИП  НАГЛЯДНОСТИ  –  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ  ПРИНЦИП  ОБУЧЕНИЯ

Дрозд  Ксения  Александровна

Живаева  Валерия  Сергеевна

студенты  3  курса,  кафедра  педагогики  начального  образования,

СФ  БашГУ, 
РФ,  г.  Стерлитамак

E-mail:  lilia-1111@mail.ru

Жданова  Лилия  Ульфатовна

научный  руководитель,  старший  преподаватель,  СФ  БашГУ,

РФ,  г.  Стерлитамак

Закономерности  педагогической  деятельности  находят  свое  конкретное  выражение  в  основных  положениях,  которые  определят  ее  общую  организацию,  содержание,  форм  и  методов,  т.  е.  в  принципах.

В  современной  науке  принципы  –  это  главные,  исходные  положения  определенной  теории,  руководящие  идеи,  основные  правила  поведения,  действий.

Дидактические  принципы  –  это  основные  положения,  которые  определяют  содержание,  организационных  форм  и  методов  учебного  процесса,  соответственно  с  его  общими  целями  и  закономерностями.

  Принципы  педагогического  процесса,  таким  образом,  отражают  основных  требований  к  организации  педагогической  деятельности,  указывают  ее  направление,  а  в  конечном  итоге  способствуют  творчески  подойти  к  построению  педагогического  процесса  [5,  с.  198].

Важнейшее  организующее  положение  в  процессе  обучения  и  всей  целостной  педагогической  деятельности  является  принцип  наглядности.  Это  один  из  самых  известных  и  понятных  принципов  учебной  деятельности,  который  используется  с  древнейших  времен.

В  последние  время  вновь  стала  актуальной  проблема  применения  наглядности  в  учебном  процессе.  Это  объясняется  рядом  причин.

Существенно  увеличилась  область  применения  средств  наглядности,  усложнился  их  инвентарь.

Условия  применения  наглядности  в  учебном  процессе  противоречивы.  Основной  задачей  наглядности  является  базирование  развития  мышления  обучающихся  на  чувственно-наглядных  впечатлениях,  связи  школу  с  жизнью.

Область  применения  наглядных  средств  в  процессе  обучения  никем  еще  точно  не  определена.  Как  показывает  практика,  что  наглядные  средства  применяются  как  при  комплексном,  так  и  при  аспектном  обучении,  расширяясь  и  углубляясь  [1,  c.  132].

Наглядность  в  учебно-воспитательном  процессе  обеспечивается  с  использованием  различных  наглядных  средств.  Наглядные  средства  используются  но  и  для  понимания  ими  отвле­ченных  связей  и  зависимостей  –  одно  из  главнейших  положений  дидактики,  которая  основана  на  методологии  диалектического  материализма.

Еще  Я.А.  Коменский  в  семнадцатом  веке  обосновал  принцип  наглядности  как  важнейший  принцип  преподавания,  вывел  «золотое  правило  дидактики».

  В  соответствии  этому  правилу  к  учебному  процессу  необходимо  привлечение  всех  органов  чувств.

  Он  писал:  «Если  мы  хотим  насаждать  в  обучающихся  истинных  и  достоверных  знаний,  то  мы  должны  стремиться  обучать  всему  с  помощью  личных  наблюдений  и  чувственной  наглядности».

Принцип  наглядности  был  значительно  обогащен  в  трудах  Г.  Песталоцци.  По  его  мнению,  органы  чувств  сами  по  себе  дают  нам  беспорядочные  сведения  об  окружаю­щем  мире.

  Обучение  должно  ликвидировать  беспорядоч­ность  в  наблюдениях,  разграничить  предметы,  а  одно­родные  и  сходные  предметы  снова  объединить,  т.  е.  сформировать  у  обучающихся  понятия.

  Песталоцци  говорил:  «Я  прочно  установил  высший,  главный  принцип  обучения,  признавая  наглядность  как  основой  любого  познания».

Позднее  известный  педагог  К.Д.  Ушинский  развил  принцип  наглядности  и  охарактеризовал  его  значение  в  процессе  приобретения  обучающимися  знаний.  Польза  наглядности  в  учебном  процессе,  как  утверждал  К.Д.

  Ушинский,  заключается  в  том,  что  обучающийся  приучается  находить  связей  между  словами  и  предметами.

  В  своих  классических  работах  о  значении  наглядности  в  обучении  он  утверждал,  что  использование  наглядных  материалов  приучает  детей  связывать  слово  с  восприятием  опыта,  при  этом  формируются  представления  о  форме,  окраске,  размерах,  звуках  и  т.  д.

  Очень  важно,  чтобы  пред­мет  непосредственно  воспринимался  учащимися  и  чтобы  под  руководством  педагога  «…ощущения  дитяти  превращались  в  понятий,  из  понятий  возникла  мысль,  и  мысль  облекалась  в  слово»  [3,  с.  137].

Закономерное  обоснование  принципа  наглядности  получено  сравнительно  недавно.  Его  основу  составляют  следующие  конкретно  обоснованные  научные  закономерности:  человеческие  органы  чувств  обладают  различной  чувствительностью  к  внешним  раздражителям,  у  подавляющего  большинства  людей  наиболее  чувствительны  —  органы  зрения.

  Исследования  показали,  что  органы  зрения  «дают»  пять  раз  больше  информаций,  чем  слуховые  органы,  и  в  13  раз  больше  чем  тактильные  органы;  информации,  поступающие  в  мозг  из  органов  зрения,  не  требует  значительных  перекодировании,  они  запечатлеваются  в  человеческой  памяти  легко,  быстро  и  основательно  [4,  с.  198].

В  современной  дидактике  понятие  наглядности  относится  к  разным  видам  восприятия  (зрительным,  слу­ховым,  осязательным  и  др.).  Ни  один  вид  наглядных  пособий  не  обладает  абсолютными  преимущест­вами  перед  другим.

  В  ходе  изучения  природы,  например,  наиболее  целесообразно  применение  натуральных  объектов  и  изображений,  близких  к  натуре,  а  на  уроках  грамматики  –  условных  изображений  отношения  между  словами  с  помощью  дуг  и  стрелок,  путем  выде­ления  частей  слова  различными  цветами.

  Часто  появляется  необходимость  использования  различных  видов  наглядных  средств  в  ходе  ознакомления  с  одними  и  теми  же  вопросами.

Является  важным  целе­направленное  использование  наглядных  материалов,  не  загромождать  уроки  их  избыточным  коли­чеством,  ибо  это  может  помешать  обучающимся,  сосредоточиться  и  обдумать  самые  главные,  существенные  вопросы.  Такое  использование  наглядности  в  учебном  процессе  не  приводит  к  успеху,  а  скорее  вредит  и  усвоению  новых  знаний,  и  развитию  обучающихся.

Когда  учащиеся  обладают  необходимыми  образными  пред­ставлениями,  следует  применять  их  для  формирования  понятий,  для  развития  отвлеченных  мышлений  учащихся.  Это  правило  относится  кроме  средних  и  старших  классов,  и  к  младшим  классам.

  Опираясь  на  восприятие  учащимися  младших  классов  множеств  и  взаимоотношений  между  ними,  необходимо  уже  в  первом  классе  последовательно  переходить  к  обоб­щению  наглядных  отношений,  при  этом  добиваться  их  понимания  в  отвлеченном  плане.

  Например,  выполнив  умножение  и  деле­ние  на  квадратиках  или  кружочках  в  пределах  двух  десятков,  нужно  перейти  к  выяснению  свя­зи  умножения  и  деления,  взаимно  обрат­ных  отношений  между  этими  математическими  действиями  [2,  c.  12].

В  практике  обучения  применение  наглядных  материалов  сочетается  со  словом  учителя.  Способы  сочетания  слова  и  наглядных  средств,  несмотря  на  их  многообразие,  имеют  несколько  основных  форм.

  Одна  из  форм  является  то,  что  при  посредстве  слова  педагог  руководит  наблюдениями,  которые  ведут  учащиеся,  а  знания  о  внешней  форме  объекта,  о  его  строении,  о  происходящих  процессах  обучающиеся  получают  из  объек­тов,  которые  они  наблюдают.

  К  примеру,  на  уроках  учитель  объясняет:  «В  этой  склян­ке  –  соль.  Рассмотрите  ее  внимательно.  Каких  физических  свойств  имеет  это  вещество?»  –  «Соль  –  белого  цвета,  соленая  на  вкус»,  –  отвечает  ученик.

  «Что  с  ней  происходит  в  воде?»,  –  обращается  к  классу  педагог,  проводя  опыт.  –  «Она  растворяется  в  воде»,  –  отвечают  учащиеся.

В  другой  форме  сочетания,  которая  резко  отличается  от  только,  что  описанной,  данные  о  предметах  и  про­цессах  обучающиеся  получают  из  устных  объяснений  педагога,  а  наглядные  средства  используются  для  того,  чтобы  подтвердить  и  конкретизировать  словесных  сообщений.  В  этом  случае,  на  уроке,  изучения  той  же  теме  (поваренная  соль),  учитель  сам  объясняет  ее  физические  свойства  и  на  опыте  показывает  эти  свойства.

Необходимо  отметить,  что  первая  из  описанных  форм  сочетания  наиболее  эффективна  не  только  для  усвоения  нового  материала,  но  и  для  развития  наблюдательности,  особенно  у  учащихся  младших  классов.

  Превосходство  первой  формы  проявляется  тогда,  когда  проводится  подробный  анализ  объекта,  например,  при  изучении  внутреннего  строения  листа.

  Поскольку  при  использовании  другой  формы  соче­тания  требуется  меньше  времени,  можно  использовать  эту  форму,  когда  осуществляется  сравнительно  «грубый»  анализ  объекта.

Знание  учителем  форм  сочетания  слова  и  наглядных  средств,  их  вариантов  и  сравнительной  эффективности  способствует  творчески  применять  на­глядные  средства  соответственно  данной  дидактической  задаче,  содержанию  учебного  материала  и  другим  конкрет­ным  условиям.  Дидактический  принцип  наглядности  является  главным  в  обуче­нии,  но  его,  как  и  в  познавательном  процессе,  следует  понимать  шире,  чем  возможности  зрительного  восприятия. 

Педагогу  следует  не  только  хорошо  знать  свой  предмет,  но  и  уметь  сделать  его  достоянием  своих  воспитанников.

  Умение  доступно  излагать  свой  предмет,  педагогический  талант  учителя  основаны  на  умении  строения  учебного  процесса  в  соответствии  с  закономерностями  данного  процесса,  с  главными  дидактическими  принципами.  Одним  из  таких  принципов  является  принцип  наглядности.

Список  литературы:

  1. Артемов  В.А.  Психология  наглядности  при  обучении.  –  М.:  Просвещение,  2008.  –  256  с.
  2. Баранов  С.П.  Чувственный  опыт  ребенка  в  начальном  обучении.  –  М.,  2003.  –  245  с.
  3. Давыдов  В.В.  Теория  развивающего  обучения.  –  М.,  2003.  –  425  с.
  4. Левитас  Г.Г.  Технология  учебных  циклов,  или  Как  улучшить  классно-урочную  систему  обучения:  Практическое  пособие.  –  М.:  АРКТИ,  2006.  –  72  с.  (Школьное  образование).
  5. Педагогика:  Учебное  пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений/  В.А.  Сластенин,  И.Ф.  Исаев,  А.И.  Мищенко,  Е.Н.  Шиянов.  –  3е  изд.  –  М.:  Школа  –  Пресс,  2000.  –  512  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43757

Принцип наглядности

Этот принцип был сформулирован одним из первых и признан повсеместно. Его соблюдение должно привести к устранению из процесса обучения вербализма, т. е. замены предметов обозначающими их, но зачастую не известными учащимся словами.

В результате вербального обучения ученики запоминают определенные слова, но этому запоминанию не сопутствует понимание их значения.

В итоге учащиеся, вместо того чтобы мыслить самостоятельно и логично, начинают оперировать звуками: заученными словами, которые, однако, не развивают их мышление.

Вербальное обучение, ведущее к книжной эрудиции, было особенно широко распространено в период средневековья.

Необходимость его использования в новое время пытались обосновать, например, Эразм Роттердамский (1467—1536), а также Ян Штурм (1507—1589), которые утверждали, что ученики должны сначала узнавать слова и только после этого вещи.

Влияние этих взглядов на школьную практику мы наблюдаем также и в последующие столетия, например в иезуитских школах; с отдельными проявлениями вербализма мы порой встречаемся и сегодня.

Практику вербального обучения критиковал, в частности, уже Фрэнсис Бэкон (1561 —1620), призывавший к исследованию явлений природы с помощью наблюдения и эксперимента. Аналогичную позицию занимал и В.

Ратке, который сформулировал принцип наглядности, придав ему следующую форму: прежде вещь, познанная сама по себе, и только потом говорение о вещи.

Но в отличие от Ратке, который рекомендовал пользоваться принципом наглядности исключительно при изучении языков, сужая таким образом область его применения сравнительно небольшим кругом предметов, Я. А. Коменский указывал на необходимость превращения этого принципа в общедидактический,

обязательный при обучении всем предметам на различных уровнях учебно-воспитательной работы.

Он особенно призывал к тому, «чтобы люди приучались черпать свои знания, насколько это возможно, не из книг, а с неба и земли, с дубов и буков», чтобы они изучали сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них.

В тех случаях, когда такое непосредственное познание невозможно, Коменский советует учителю во время урока в классе пользоваться учебными пособиями, особенно рисунками.

В настоящее время считается, что принцип наглядности должен использоваться при осуществлении как преподносящего, так и поискового хода обучения.

Формы его реализации зависят от особенностей психофизического развития учеников, от характера опыта учащихся, от условий и методов воспитания, от умения проводить самостоятельные наблюдения и фиксировать их результаты, а также результаты измерений и экспериментов, делать правильные выводы.

Упомянутые различия проявляются, в частности, в том, что учащимся младшего школьного возраста (от 7 до 11— 12 лет), для которых характерно главным образом конкретно-образное мышление, в процессе обучения предоставляются условия для осуществления практической деятельности, благодаря чему они получают возможность более глубокого овладения материалом, чем при обучении исключительно с помощью слова. Познавательные действия учащихся, начинающих учебу в школе, касаются не столько словесных выражений, сколько самих предметов и сводятся главным образом к их классификации, упорядочению, соподчинению и т. п.

У учащихся старше 11—12 лет благодаря развитию процессов обобщения появляются качественно новые возможности. Они относятся уже к области «логики высказываний», которая касается словесных выражений (предложений), даже простых гипотез, а не самих предметов.

Благодаря этому учащиеся уже могут пользоваться гипотетико-дедуктивным, формальным мышлением, переносить логические операции, связанные с действиями на конкретных предметах, в сферу представлений и понятий.

Насколько, говоря в общем виде, конкретное, наглядно-действенное мышление является для детей до 11—12 лет изображением возможной деятельности в области реальных предметов, настолько словесно-логическое мышление является представлением о воображении возможных действий [см: Piaget J. 1966. S. 69]

Читайте также:  Благородство, патриотизм и гражданская ответственность

Эти закономерности развития познавательных действий у учащихся оказывают очевидное влияние на пути реализации принципа наглядности в процессе обучения.

По мере того как ребенок взрослеет, а тем самым по мере развития его дедуктивно-гипотетического мышления должны уменьшаться виды и число заданий, выполняемых на конкретных предметах, и увеличиваться число упражнений, во все большей мере учитывающих интериоризированные операции, «внутренние» по отношению к мышлению ребенка.

Однако следует помнить о необходимости «подкрепления» этих операций соответствующими рисунками и символами; это методическая задача, следующая из принципа наглядности.

Применительно к процессу развития учащихся меняются способы реализации принципа наглядности, отражающие постепенный переход от предоставления возможностей исполнения операций на конкретных предметах через «внутренние операции», основывающиеся на использовании рисунков, к операциям, основу которых составляют условные символы и знаки. Означаемое (десигнат) или заменитель десигната определенного названия должны, однако, быть представлены учащимся независимо от их возраста, во всех тех случаях, когда область и содержание понятия для них не вполне ясны и выразительны.

Отсюда следует, что, реализуя принцип наглядности, мы можем пользоваться как десигнатами определенных названий, так и — если это невозможно — их заменителями, например моделями, картинами, рисунками или учебными пособиями.

Кроме того, пользуясь этим принципом в учебном процессе, можно образовывать связи между соответствующими предметами и словами или между словами и действиями с предметами.

С расширением базы, участвующей в формировании таких связей, более полной становится и степень реализации принципа наглядности.

Из понимаемого таким образом принципа наглядности (впрочем, так же как и из других принципов обучения) следуют требования более конкретного характера, которые мы определяем как дидактические правила.

Вот важнейшие из правил, связанных с принципом наглядности:

  • Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.
  • Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений, событий и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т. е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета.

Подводя итоги, следует отметить, что рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного и письменного), а отводит ему соответствующее место в этом процессе, а именно, не допускает замены словом предметов или явлений действительности там, где это не рекомендуется с психологической или дидактической точки зрения.

Источник: https://didaktica.ru/principy-obucheniya/102-princip-naglyadnosti.html

Принцип наглядности в дидактике

Принцип наглядности

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна.

он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.

Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.

Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность . К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями.

Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо…

ничего путного не сделают» (Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. – СПб, 1887. – С. 116).

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т.п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке.

В связи с вышеизложенным, учебно-исследовательская деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.

Значит, образовательная задача педагогического процесса состоит в организации условий образовательной среды, стимулирующих исследовательскую активность каждого ученика. При пассивном восприятии учебного материала не происходит развития познавательных способностей и формирования учебных навыков.

(Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания цифр и букв, пока он сам не начнет писать — пробовать — никакого навыка письма у него не сформируется)

Источник: https://studlib.info/pedagogika/3047782-princip-naglyadnosti-v-didaktike/

Золотое правило дидактики. Принцип наглядности в обучении. Ян Амос Коменский

Кто сформулировал золотое правило дидактики и представил его широкой публике? В чем заключается его суть? Для чего необходимо оно? Как следует использовать имеющиеся знания? Вот эти, а также ряд других вопросов и будут рассматриваться в рамках данной статьи.

Вводная информация

Начать следует с человека, который и сформулировал золотое правило дидактики. Это Ян Амос Коменский – чешский философ, мыслитель-гуманист, писатель и педагог. Его перу принадлежит больше двух сотен научных трудов.

Среди них встречаются социально-политические и теологические сочинения, труды по лингвистике, географии, геометрии, картографии, физике, проповеди, назидательные трактаты, учебники по чешскому и латинскому языках, литературные произведения и многое другое.

Начало

Теория всеобщего универсального образования ученым была изложена в «Дидактике», которая создавалась в 1628-1630 годах на чешском языке. Переработанный, расширенный и переведенный на латынь труд является основой теоретической базы для средней образовательной ступени. Он создавался в 1633-1638 годах.

Как звучит золотое правило дидактики Я. А. Коменского?

«…все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». Вот что собой представляет золотое правило дидактики Я. А. Коменского. Но просто прочитать и узнать об этом мало. Необходимо еще и разобраться. Сделать это значительно сложней, нежели может показаться на первый взгляд.

Про наглядность

Она выполняет функцию основного источника при получении знаний. Я. А. Коменский понимал наглядность широко. Он основывался не только на зрительном восприятии. Ученый считал, что нужно привлекать все органы чувств. Это необходимо для того, чтобы обеспечить лучшее восприятие вещей и явлений.

Сущность золотого правила дидактики заключается в восприятии, ведь именно благодаря нему предметы могут быть запечатлены в создании. Коменский считал, что только после того, как все ознакомились с предметом изучения, ему можно давать объяснения. Наглядность можно достичь в случаях, когда предмет усвоения представляют в чувственной форме.

Очень подробно все это рассматривает так называемая «Великая дидактика» Коменского, которая является латинским вариантом труда этого ученого.

А как на практике?

Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое.

Данный принцип обучения Коменского (золотое правило дидактики) был отображен в учебнике мыслителя «Видимый мир в картинках». Эта книга считается очень хорошим образцом воплощения в жизнь новой педагогики. В ней было собрано большое количество рисунков.

Под каждым из них размещалось словесное описание, выполненное на разных языках. Такой подход хорошо себя зарекомендовал во время обучения иностранным словам. Следует отметить, что ученый перед собой задачу коренной перестройки существующих учебных программ не ставил.

Он полагал, что недостатки, присутствующие у старого схоластического подхода можно ликвидировать. Для этого достаточно просто представить все наглядно.

Более подробно о принципе наглядности в обучении

О чем здесь необходимо знать? Какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики мы уже разобрали. Но почему именно он? Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных. Он используется еще с древних времен. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности.

А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией. Ним в основу был поставлен чувственный опыт.

Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности.

Применение и расширение наработок

Итак, уже было рассмотрено, что означает золотое правило дидактики. Но думать, что оно просто было сформировано в семнадцатом веке и так и осталось в неизмененном виде – ошибочно. Наработки чешского ученого регулярно совершенствовались.

Например, широкого распространения они приобрели не только в деле изучения языков, но и в математике. Это обусловлено тем, что требуется достичь очень высокой ступени абстракции. Большей, нежели при изучении других предметов.

Благодаря запросу на развитие абстрактного мышления и приобрел в данном случае популярность этот подход.

Следует отметить, что наибольшая заслуга Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.

Читайте также:  Как правильно провести тест бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников

Влияние других ученых

Коменский – не единственный человек, который уделял существенное внимание принципу наглядности и использовал золотое правило дидактики. Следует вспомнить еще и наработки Жан-Жака Руссо.

Его дидактика базировалась на положении, что у ребенка необходимо развивать самостоятельность, сообразительность и умение наблюдать. Информация должна предоставляться восприятию человека с максимальной наглядностью.

В качестве примера наводилась природа и жизненные факты, с которым ребенку предполагалось непосредственно знакомиться. Обоснованию наглядности уделял свое время Иоганн Генрих Песталоцци.

Он полагал, что без ее применения в широком смысле данного слова невозможно добиться правильных представлений от человека об окружающем мире и очень проблематично развивать мышление и речь человека. Следует отметить, что Песталоцци не знал всю информацию об педагогической системе Коменского, хотя ему и были известны его книги.

Влияние русских мыслителей и педагогов

В первую очередь необходимо упомянуть Константина Дмитриевича Ушинского. Он, отталкиваясь от психологической специфики детского возраста, также существенное внимание уделял принципу наглядности. Его использование в обучении, как он считал, должно создавать конкретные образы, что непосредственно воспринимаются ребенком.

Ведь отвлеченные представления и слова не могут дать понять, что и как обстоит в реальности. Проводимая в начальных классах воспитательно-образовательная работа должать строится исходя из закономерностей развития детей v требований школьной дидактики и педагогики. При этом большое влияние оказывает непосредственное восприятие действительности.

Это очень важно в дошкольном возрасте, а также в младших классах. Когда дети познают окружающий мир, то в этом активное участие принимают различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные и осязательные. Ушинский в особенности отмечал, что они мыслят образами, красками, звуками и ощущениями в общем.

Поэтому, для детей необходимо проводить наглядное обучение, которое будет строится не просто на отвлеченных представлениях и словах, а с использованием конкретных образов. Причем таковых, что могут восприниматься ребенком непосредственно.

Золотое правило дидактики позволяет подчеркнуть закономерность, на основе которой и осуществляется развитие детей данного возраста. Давайте рассмотрим пример с математикой, понять которую важно в младших классах, ибо потом разобраться с нею будет проблематично. Стоит задача обеспечения связи между конкретным и абстрактным.

Для чего и зачем? Это позволяет создавать внешнюю опору для производимых внутренних действий, которые совершает ребенок. Также это выступает основой для развития и совершенствования понятийного мышления.

Продолжаем про русских мыслителей и педагогов

Еще немного про Ушинского. Обосновывая использование принципа наглядности обучения, он указывал, что единственный источник знаний человека – это опыт, который был сообщен с помощью чувств. Так много внимания уделено этому человеку не спроста.

Он оказал сильное влияние на теоретическую разработку, а также применение принципа наглядности. Например, Ушинский предоставил материалистическое обоснование для всего этого. У него нет переоценки, как у Коменского, не встречается педантизм и формализм, как у Песталоцци.

Ушинский рассматривает наглядность как одно из условий, которое позволяет получить учащимся полноценные знания и способствует развитию логического мышления. Следующий выдающийся ум, о котором необходимо вспомнить, это Лев Николаевич Толстой. Он приучал учащихся к наблюдательности и большое значение уделял жизненности преподавания.

Лев Николаевич активно использовал экскурсии, опыты, таблицы и картинки, показывал подлинные явления и предметы и их натуральном, естественном виде. Он отдавал должное принципу наглядности. Но вместе с тем он критически высмеивал извращения, которые рекомендовали немецкие методисты при осуществлении «предметных уроков».

Еще один человек, оставивший после себя след – это Василий Порфирьевич Вахтеров. Он утверждал, что развитие ребенка во время учебного процесса является естественным явлением жизни. При этом задача педагога – использовать такие методы воспитания и обучения, которые будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.

При этом необходимо ориентироваться на уровень развития творческих и познавательных способностей. Согласно Вахтерову, это и есть главная проблема, которая должна решаться при обучении и воспитании.

Заключение

Вот и рассмотрены принцип наглядности, золотое правило дидактики и их роль в образовательном процессе. Необходимо помнить, что это не цель, а всего лишь инструмент для познания окружающего мира и развития мышления учащихся.

Ибо если чрезмерно увлекаться наглядностью, то она может стать препятствием для получения действительно глубоких знаний. Это выражается в торможении развития абстрактного мышления и понимания сущности общих закономерностей.

Подводя итог, следует сказать, что занимало умы педагогов и ученых использование наглядных пособий на протяжении всей истории человечества. И это остается актуальным и по сей день.

Источник: https://news4auto.ru/zolotoe-pravilo-didaktiki-princip-nagliadnosti-v-obychenii-ian-amos-komenskii/

Принцип наглядности

Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип на­глядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидакти­ческом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосред­ственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А.

Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слы­шимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; до­ступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явле­ния можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».

И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение нагляд­ности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушин­ский раскрыл значение' наглядных ощущений для развития речи обучае­мых. Л. В.

Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и нагляд­ности.

Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обу­чения повышает эффективность восприятия до 65%.

Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изу­чаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за про­исходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в есте­ственных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности служат:

натуральные объекты: растения, животные, природные и производ­ственные объекты, труд людей и самих учащихся;

объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;

изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафиль­мы, рисунки;

символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, те­левизионные передачи, компьютерная техника;

самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, зна­ния приобретают личностный смысл

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрываю­щих применение принципа наглядности:

• наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и яв­лений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

• лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;

• то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;

• наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;

' не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучае­мых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мыш­ление;

• наглядность использовать не только для подтверждения достоверно­сти изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;

• по мере взросления детей необходимо больше использовать симво­лической наглядности взамен предметной;

• использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмер­ное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;

• наглядность должна эстетически воспитывать;

• учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообраз­ных средств наглядности.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1031;

Источник: https://poznayka.org/s10815t1.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Процесс обучения — это особый вид человеческой деятель­ности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положени­ях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т. п.

Принципы обучения — это историческая и одновременно социальная категория. Οʜᴎ совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем. Впервые принципы обуче­ния были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «Великой дидактике» в 1632 ᴦ.

Иногда принципы рассматриваются не как основополага­ющие положения процесса обучения, а как некие «рабочие инструменты в руках обучающего», с помощью которых мож­но лишь «натаскать» учащегося, не дав ему возможности соз­нательно овладеть определœенной суммой знаний. В других случаях принципы рассматриваются с житейских, упрощен­ных позиций. Так, к примеру, выдвигается принцип «прак­тичности» вместо «связи теории с практикой».

В обыденной жизни мы очень часто говорим о принципе ин­тереса.

Интерес, действительно, играет большую роль в про­цессе обучения, но возводить его в дидактический принцип нельзя, потому что недопустимо, чтобы один изучал только ма­тематику (она ему интересна), а другой только литературу в процессе общеобразовательной подготовки учащихся в школе. Интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.

Таким образом нельзя подменять дидактические принципы житейскими понятиями интереса, практичности, легкости и т. д. При таком подходе принципы как бы подменяются системой методических правил, которые позволяют лишь вы­работать у учащихся определœенных, механически выполня­емых умений и навыков.

В учебном процессе всœе дидактические принципы очень тес­но переплетаются и порой невозможно четко определить, ка­кой из них лежит в основе обучения. При этом они дают воз-

можность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового.

Специфичес­кие связи и взаимообусловленность отдельных элементов про­цесса обучения реализуются при соблюдении: сознатель­ности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обуче­ния; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.

Из принципов обучения вытекают правила обучения, отра­жающие более частные положения того или иного принципа, т. е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации.

В случае если принципы обучения распространя­ются на весь процесс обучения, то правила только на отдель­ные его стороны, этапы, компоненты.

К примеру, принцип систематичности и последовательности в обучении включает в себя такие правила, как связь вновь изученного с ранее изу­ченным, изложение изучаемого материала по частям, после­довательное закрепление приобретенных знаний.

Все принципы дидактики в своем единстве объективно от­ражают важнейшие закономерности процесса обучения. Прежде чем рассмотреть сущность закономерностей, рассмот­рим более подробно особенности и правила конкретных ди­дактических принципов.

1. Принцип наглядности________________

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) принимают участие всœе органы чувств человека. По этой причине принцип наглядности выражает крайне важность фор­мирования у учащихся представлений и понятий на основе всœех чувственных восприятий предметов и явлений.

При этом пропускная способность у органов чувств или «каналов свя­зи» человека с окружающим миром различна. По мнению не­которых специалистов, если, к примеру, орган слуха пропус­кает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения -100 000, т. е.

около 80% сведений об окружающем мире че­ловек получает с помощью зрения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, отмечая наибольшую пропускную способ­ность информации у органов зрения, мы ставим принцип наг­лядности на первое место. При этом он предусматривает не только опору на зрение, но и на всœе другие органы чувств.

На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество ор­ганов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.

Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что всœе органы чувств человека взаимосвязаны.

Читайте также:  Ребенок и компьютер

Эксперименталь­но доказано, что если человек получает информацию одновре­менно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается бо­лее обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответству­ющей информации, но и активизирует познавательную де­ятельность обучающихся; развивает у них способность увязы­вать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки тех­нической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различ­ных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особеннос­ти, свои виды. При этом дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному пред­мету, в связи с этим она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. Кэтому виду относятся естественные объекты и явления, т. е. такие, какие встречаются в действительности. К примеру, в процессе обуче­ния демонстрируются растения или животные на уроках би­ологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

Изобразительная наглядность.К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, ди­афильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схе­мы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится боль­шинство наглядных пособий, которые используются в про­цессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-об­разная наглядность.К этому виду относятся яркие словес­ные описания или рассказы об интересных случаях, напри-

мер, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определœенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение кон­кретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.

Все названные основные виды наглядности очень часто до­полняются еще одним своеобразным видом, это так называ­емая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающих­ся, когда им предлагается просто представить какую-либо си­туацию, какое-то явление. К примеру, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) уча­щимся не нужно показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь крайне важно, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего мо­жет зависеть его сопротивление.

В последнее время особое значение в процессе обучения от­водится изобразительной наглядности (хотя желательно ис­пользовать разнообразные виды в их сочетании).

Преимущес­тва изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, к примеру) заключаются в том, что она дает возможность по­казать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгора­ние горючей смеси в двигателœе).

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положи­тельный результат. Это бывают, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителœем или учащимися. Такие ста­рые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно использу­ются.

2. Наглядные пособия крайне важно использовать не для то­го, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

3. При использовании наглядных пособий должно соблю­даться определœенное чувство меры. В случае если учитель даже распо­лагает большим количеством хороших пособий по конкретно-

4. 24

5. му учебному материалу, это не значит, что они всœе обязатель­но должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеива­нию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

6. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определœенного момента желательно, чтобы всœе приготовлен­ные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся.

Их крайне важно демон­стрировать в определœенной последовательности и в необходи­мый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые не­обходимо запомнить и т. п.

Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.

7. С целью концентрации внимания учащихся крайне важно руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последователь­ность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несу­щественных явлениях.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения ника­кой особой роли не играют, они эффективны только в сочета­нии со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как крайне важность непосред­ственных наблюдений учащимися за определœенными явлени­ями.

При этом не всякое восприятие и не всœегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обра­щаться как нужно …

ничего путного не сделают» (Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. — СПб, 1887. — С. 116).

Существуют разные способы сочетания слова и нагляднос­ти, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация уча­щихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичны­ми из них являются:

— при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие вагляд-ные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

— при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они при­обретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен нежели пер­вый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всœего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по вре­мени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих слу­чаях она должна быть как можно ярче и красочнее, напри­мер, при изучении истории, литературы и т. п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школь­ников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке.

2. Принцип сознательности и активности____

Одной из важнейших целœей обучения является формирова­ние у учащихся правильного отношения к окружающей дей­ствительности и соответствующих убеждений. Общеизвес­тно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. При этом в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каж­дый человек вырабатывает самостоятельно, т. е. сознательно.

Сознательность в усвоении материала учащимися во мно­гом зависит от деятельности учителя, которому крайне важно постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обуче­ния, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не спо­собствует активизации внимания учащихся.

Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной де­ятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление

и есть реально функционирующее знание». На это же обраща­ет внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обу­чении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходи­мо формировать знания не только о внешних признаках пред­метов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств.

В процессе обучения крайне важно учитывать прежде всœего наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

— учащиеся должны уметь облекать свои знания в правиль­ную словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не мо­гу» — признак отсутствия знаний);

— сознательность выражается и в положительном отноше­нии учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересован­ности;

— признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем соз­нательнее усваиваются знания.

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

1. Учащимся всœегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обу­чения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вес­тись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать всœе име­ющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.

2. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию законо­мерностей, которые смогут потом использовать на практике.

3. Примером реализации этого правила может служить де­ятельность В.Ф.Шаталова, который давал материал по каж­дой изучаемой теме в полном объеме, чтобы учащиеся увиде­ли внутренние закономерности изучаемого явления. А потом, в процессе неоднократного повторения, добивался усвоения отдельных фактов и деталей и их систематизации.

4. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самокон­троля и самооценки в процессе обучения. По этой причине одной из задач педагога является формирование у них потребности и

5. навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обуча­ющих технологий.

6. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благода­ря использованию ярких примеров, использованию неизвес­тного учащимся дополнительного учебного материала и т. п.

Для реализации принципа сознательности и активности необ­ходимо формировать интерес не только к содержанию изуча­емого материала, но и к самому процессу обучения.

Учащим­ся должно быть интересно не только получать новую инфор­мацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

Соблюдение этих правил способствует формированию убеж­дений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как «убеждения не купишь в лавке», о чем писал Д.И.Писарев — они формируются в процессе познавательной деятельности.

Читайте также

  • — Предмет и основные принципы дидактики.

    Дидактика (греч. «дидаско» – изучающий или &… [читать подробенее]

  • — Предмет и основные принципы дидактики.

    Дидактика (греч. «дидаско» – изучающий или &… [читать подробенее]

  • — Принципы дидактики в преподавании экономики

    Обучение экономике должно обеспечивать не только развитие экономической эрудиции и интеллектуальных способностей. Оно, как и все остальные учебные дисциплины, призвано обеспечивать их социализацию — емкость и гибкость памяти, воспитание всех нужных обществу… [читать подробенее]

  • — ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ

    Процесс обучения — это особый вид человеческой деятель­ности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положени­ях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе… [читать подробенее]

  • — Тема 2. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методиках обучения

    Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности обучения. Принцип систематичности и последовательности. Принцип прочности. Принцип доступности. Принцип научности. Принцип связи теории с практикой. Педагогические принципы – это принципы деятельности,… [читать подробенее]

  • — Тема 2. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методиках обучения

    Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности обучения. Принцип систематичности и последовательности. Принцип прочности. Принцип доступности. Принцип научности. Принцип связи теории с практикой. Педагогические принципы – это принципы деятельности,… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/534299

    Ссылка на основную публикацию