Развитие творческих способностей дошкольников с помощью аппликации

Альманах педагога | «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Томилина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №384
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья для родителей
Тема: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
Дата публикации: 25.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является

изобразительная деятельность

. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника: — Умственное воспитание — постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность. — Сенсорное воспитание — непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. — Нравственное воспитание — изобразительная деятельность (аппликация) 1 должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно — волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. — Трудовое воспитание — здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. — Эстетическое воспитание — чувство цвета, — когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей.

Аппликация

в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация может быть:

— предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.); — сюжетной, отображающей те или иные события; — декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных

учреждений склоняются к обучению детей нетрадиционным техникам

аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Нетрадиционные техники аппликации:

Обрывная аппликация.

2 Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание

3 Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами.

Орига́ ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: — возможность создавать шедевры без ножниц; — развитие мелкой моторики маленьких ручек; — развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; — широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь.

Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством.

Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным 4 подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием.

Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых.

Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу.

Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении.

Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, 5 бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе. Цитаты о творчестве.

* Творчество детей-это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.

* Детское творчество-одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. * «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В.А.Сухомлинский) Рекомендации родителям.

*занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира; *не стремиться навялить ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными видами деятельности; *не ограничивать детскую свободу и раскованность; *доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии-только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка. «Ребенок-это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо разжечь» Вывод. Детские поделки-благодатная нива для взрослого, ведь ребенку интересно все, что можно потрогать, не боясь испортить или создать что-то собственными силами. Простор для такой приятной работы может дать любой подручный материал, найденный в закромах вашего дома. Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу! 6

7

В раздел образования

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8518

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Смолеева Елена Витальевна, воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Аленький цветочек», г.Нерюнгри

В раздел дошкольное образование

МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15

«АЛЕНЬКИЙ ЦЕТОЧЕК»

Автор: Смолеева Е.В.

«Развитие творческих способностей детей

с помощью аппликации».

Актуальность.

Одна из особенностей детей младшего возраста является, ярко выражен эмоциональный от — клик на предложение что-либо делать, в чём-то участвовать, ребёнок проявляет готовность действо — вать. И главная задача взрослого — поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей сози — дательный характер.

Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к дей — ствительности. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего дошкольно — го возраста. Она способствует развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.

Читайте также:  Заказываем курсовую работу

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Подьякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и со — поставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Занятия аппликацией с детьми младшего возраста могут быть привлекательными и доступны — ми.

Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.

Цель:

«Развивать творческие способности детей в процессе специально организованного обу — чения детей аппликативной деятельности».

Задачи:

 Формировать предпосылки сюжетного рисунка.  С помощью готовых форм обеспечить развитие образного видения. 1  Развивать первоначальные навыки поисковой деятельности. Я в своей работе использовала следующие правила:  Занятия проводить в игровой и занимательной форме;  Использовать операционный материал, который должен отвечать следующим требованиям: 1. Привлекательность; 2. Выразительность и ясность; 3. Прочность; 4. Безопасность. 5. Вариативность операционного материала. Проводить повторные варианты занятий с целью более качественного овладения детьми опре — делённых умений, при этом желательно использовать вариативную повторяемость (изменения в правилах игры, смена игровых персонажей, работа на малом, затем на большом пространстве ли — ста и др.); Стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей; Чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными; Поощрять любые попытки общения детей с воспитателем и друг другом; Поощрять любое стремление к совместным действиям и создавать условия для и накопления детьми первого опыта совместной работы. При проведении занятий учитывать специфику возраста детей и использовать соответствую — щие методы обучения: 

Поисковый

Репродуктивный

Игровой

Метод упражнений

Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают де — тей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания ме — тодом проб и ошибок. Эффективность применения данного метода можно рассмотреть на приме — ре занятия «С нами играют пирамидки».

В начале занятия дети рассматривают пирамидку, «оде — вают и раздевают» её, а потом выкладывают её наряд с помощью плоскостных изображений. При этом детям представилась возможность специально рассмотреть её, выложить новое платье, по — 2 стоянно сверяясь с натурой. пирамидки подбирались с небольшим количеством колечек, чтобы сделать задачу посильной детям.

Использование поискового метода побудило малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнении, сопоставления и добивались нужного ре — зультата. Репродуктивный метод применялся мною на самых ранних этапах обучения, когда дети толь — ко овладевали механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей.

Например, дети упражнялись в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей. Им предлага — лось составить матрёшек, найти половинки листиков, подходящие по цвету и величине. Позже предлагалось выполнить более сложные задания: составить из частей птичку, выложить медведя, зайца и т.д.

Использование репродуктивного метода способствовало формированию у детей сознатель — ных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания. Игровой метод является преобладающим и основным в организации моих занятий по аппли — кации.

Детям предлагаются путешествия в лес, деревню, море на различных видах транспорта, инсценировки во время которых дети встречаются с разными представителями животного мира и сказочными и игровыми персонажами.

Занятия которые я проводила преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводи — лась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятель — ность, которую им предлагал воспитатель, это способствовало развитию творческого воображе — ния и желание создавать образы в аппликации.

Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъёмная (из бумажных комочков, ша — риков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами, разные овощи, фрукты, фигурки живот — ных.

Выполняя отдельные действия дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с помощью инструмента – нож — ниц. Наша группа специализированная, поэтому планирование ведётся согласно лексических тем: 1. «Овощи» — аппликация «Сварим борщ»; 2. «Части тела и лица» — «Мы улыбаемся друг другу»; 3.

«Одежда» — аппликация «Оденем кукол на прогулку»; 4. «Мебель» — аппликация «Скатерть для стола». 3 Сенсорное развитие детей данного возраста с недоразвитием речи всегда было и остаётся опре — деляющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают большой интерес у них.

Поэтому я давно уже стала организовывать небольшие по дли — тельности игры и упражнения с готовыми плоскостными формами, надеясь на то, что у воспитан — ников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускула — тура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознанность дей — ствий.

В последствии в конце года дети научатся владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

 «Помоги шарику найти его окошко»  «Помоги животным занять свой домик»  «Привяжи шарик к ниточке»  «Подбери пару»  «Построй домик» Позже проводились игры, где кроме сравнивания плоскостных изображений по цвету, присо — единения их друг к другу, детям предлагались задания на осознанность и произвольность действий, например, выкладывать круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их по величи — не или располагать фигурки одна напротив другой: «Все котята должны сесть носом к своей миске». Далее я побуждала детей к самостоятельному нахождению способов выкладывания лесенки, башен — ки, пирамидки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине; выкладыванию персонажей сказки, в порядке следования текста плотно приставляя их друг к другу. В моей работе процесс обучения осуществляется одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципа — от простого к сложному:  От неосознанных, полуосознанных действий к целенаправленным и произвольным;  От сенсомоторного, наглядно-действенного мышления к образному;  От индивидуальных к совместным действиям;  От манипулирования простейшими формами к составлению целого из частей, и, наконец, со — ставления несложных композиций из нескольких предметных изображений;  Ориентирование на малом, потом на большом пространстве листа;  От действий с помощью взрослого к самостоятельным творческим действиям. . В нашей группе есть весь необходимый дидактический материал. В основном это плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы, величины; предметные, сюжетные фигурки, состоя — щие из нескольких частей и предающие внешние особенности реальных предметов; разноцветные листы картона разного размера в виде аквариума, домика. В группе в наличии имеется различный 4 наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации, игрушки, а также строительный материал, транспорт, куклы для создания определённых игровых ситуаций. Дети овладели некоторыми практическими приёмами работы с бумагой: выкладывают и со — ставляют целое из частей, точно присоединяют одну часть к другой, овладевают простейшими на — выками намазывания и наклеивания.

Результат работы.

Дети успешно выполняют задания по выкладыванию предметных изображений, несложных сю- жетов на разных по размеру листах бумаги. При этом у большинства детей наблюдаются навыки правильного расположения фигурок относительно друг друга.

У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также уме — ния работать осознанно и целенаправленно. Занятия аппликацией помогли детям быстрее запомнить названия цветов. Малыши лучше ори — ентируются в размерах, формах.

Дети довольно быстро справляются с заданиями по выкладыванию несложных сюжетных изоб — ражений, выкладыванию целого из частей за счёт сформированности зрительно-двигательных свя — зей. Дети стали лучше управлять движениями руки — движения стали более чёткими, уверенными, точными.

Во время занятий дети с удовольствием разговаривают по поводу деятельности, обмениваются репликами. В процессе коллективных занятий у детей сформированы простейшие навыки совместной рабо- ты: дети ждут друг друга, уступают место, замечают действия соседа и др.

Значение занятий аппликацией.

 Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;  Развитие художественных графических умений и навыков;  Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприя — тия;  Развитие точных движений рук и мелкой моторики пальцев;  Становление навыков художественного творчества. 5

6

В раздел дошкольное образование

Форма: E-mail:

для обращений
pedrazvitie@mail.ru

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 — 2018

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=37072

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Дайлиденок Марина Викторовна

Эстетическое воспитание — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. Как отмечают ряд авторов (Т.Г.

Казакова) деятельность должна быть направлена на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения (Н. А. Ветлугина).

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А.

Сухомлинский говорил, что ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Программа «Цветные ладошки», И.А. Лыковой, по которой работает наш детский сад, направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей.

Центральную задачу развития художественных способностей авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умение видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст ребёнка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано.

Его мышление не достигло ещё нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко. Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребёнка.

Педагог не должен об этом забывать, так как индивидуальный подход к каждому ребёнку — одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить.

Читайте также:  Выбираем фотоаппарат ребенку

Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер.

Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

В процессе аппликации ребёнок познакомится с разными приёмами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием,

скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием.

Поделки, выполненные малышом под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.

Начав работать с детьми трех лет, я составила перспективный план по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации».

Целью этой работы было развитие фантазии, воображения, творческих                                                                     способностей детей.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

  • различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
  • знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
  • знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
  • развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
  • составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации;
  • развивать воображение, творческие способности детей;
  • развивать художественный вкус.

«Виды аппликации»

Аппликация — один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение.

Кроме того, любой вид аппликации поможет вашему ребёнку изучить своими тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы.

Аппликация из кусочков бумаги или мозаичная аппликация. Такую аппликацию сделать довольно легко — нужно взять плотную однотонную бумагу для основы — фона.

Для самой аппликации нужна либо цветная бумага, либо бумага, покрашенная красками.

На плотной однотонной бумаге нужно карандашом нарисовать контур аппликации, потом нарвать бумагу на мелкие кусочки, намазать аппликацию клеем и заполнить рваной бумагой пространство.

Объёмные аппликации из бумаги. Для того, чтобы сделать объёмную аппликацию из бумаги, нужно её либо помять руками, а затем вырезать из заготовки нужную форму и наклеить на основу, либо накрутить деталь аппликации на карандаш и придать ей загнутую форму — так обычно делают усики у насекомых и лепестки цветов.

Аппликации из колечек бумаги. Ещё один вид объёмной работы. Для начала нужно нарезать цветную или покрашенную бумагу на тонкие полоски, из этих полосок нужно сделать колечки с помощью клея.

После этого колечки нужно приклеить в определённой последовательности на плотный лист — основу. Такой тип аппликации подходит для того, чтобы сделать гусеницу, бабочку, барашка и многих других персонажей.

Аппликация из салфеток. Для начала нужно дать ребёнку порвать бумагу на мелкие кусочки. После этого покажите малышу, как скатать из бумаги маленькие шарики. Затем нужно нарисовать фигуру для аппликации, промазать её клеем и методично наклеивать на неё катышки из салфеток.

Аппликацию-коллаж легко можно сделать, если под рукой есть старый журнал, раскраска или газета с картинками. И вырезать из журналов подходящие по тематике картинки.

Из бумаги можно вырезать абсолютно любую фигуру и сделать различные аппликации в технике квиллинга — то есть, размещения тонких, скрученных полосок бумаги на листе-основе. Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть выбранная вами аппликация.

Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций.

Кроме того, аппликации из круп подарят вам и вашему ребёнку массу приятных тактильных ощущений.

Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

Аппликации v из сухих растений. Поскольку мамы с детьми предпочитают гулять именно в парках, то не поленитесь собрать за лето и осень гербарий — заготовки для будущих аппликаций.

Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику — деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Соберите понравившиеся вам листья, цветочки и засушите их , переложив листья старой и ненужной книги.

Сохнут в таком виде примерно неделю — полторы.

С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака — простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты — облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.

В целом, выбор для аппликации очень широк. Вы и ваши дети можете использовать пуговицы, спички, мох, высушенный ягоды, бумагу, пенопласт, крышечки от бутылок, кусочки цветных стаканчиков от йогурта, пластилин, фольгу, специи, вырезки из журналов и газет, пряжу и многое другое.

Уважаемые родители если у вас появится свободная минутка — займитесь аппликацией с ребенком — это доставит вам и пользу и море положительных эмоций!

Пробуйте новое, не останавливайтесь на достигнутом, и ваш ребёнок с удовольствием будет заниматься творчеством.

Вдохновения и успехов Вам!

Источник: https://open-lesson.net/54/

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста | Методические разработки | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Автор: Антонова Наталья Васильевна

Организация: МБДОУ Детский сад №21 «Росинка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Выкса

Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, мне близок такой вид деятельности, как аппликация.

Потому что аппликация помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «накладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке.

Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В своей работе я использую самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

При обучении аппликации решаю следующие задачи:

  1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
     
  2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
     
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания; использование различных нетрадиционных материалов (крупа, засушенные растения, салфетки и т.д.). 4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

    5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Свою работу с детьми выстраиваю с использованием следующих форм:

  1. Регламентированная образовательная деятельность.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Самостоятельная деятельность.

В работе использую различные нетрадиционные техники работы аппликации. Коротко остановлюсь на наиболее, применяемых мной.         

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Коллаж

Коллаж — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Я использую главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами.

Орига́ми—древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

https://www.youtube.com/watch?v=G7AwzpUQd10

В своей практике использую аппликации из всякой всячины, к которым относятся такие аппликации как:

аппликация из салфеток, потому что салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: — возможность создавать шедевры без ножниц; — развитие мелкой моторики маленьких ручек; — развитие тактильного восприятия.

Аппликация из ткани.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу. Работы получаются выразительные, оригинальные.

Аппликация из крупы

Разные поделки с малышами можно создавать, используя, различную крупу (манку, рис, пшено, гречу, чечевицу и др.).  Для большей выразительности можно раскрасить крупу в различные цвета.

Аппликация из засушенных растений.

С детьми своей группы мы часто изготавливаем работы из цветов, травы, листьев, семян.

Работа с природным материалом вполне доступна детям. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в аппликации имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. 

Читайте также:  Креативная деятельность

Усиливается интерес ребёнка к творчеству. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность и оригинальность.

Рационально используют уже имеющийся опыт.

Источник: http://www.pdou.ru/categories/2/articles/836

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

        Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

        Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

        Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления.

В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М. Якобсон, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, О.С. Ушакова, А.Г.

Тамбовцева, Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.

Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

1.2 Особенности художественного творчества дошкольников

  Творчество дошкольника имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.).

Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение.

Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.).

И это — вторая особенность детского творчества. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию.

          Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых).

Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В. Урадовских).

И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В. Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей. Существенно, значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка [5].

       Основой творческой деятельности является воображение (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Э.В.

Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано.

 
         В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности. В.В.

Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции [24], умение видеть «глазами другого человека» [14] и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности [30].  

         Что же такое воображение? Свободный, необузданный, неподконтрольный логике полет фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью.

     Воображение – психический, познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов и представления, полученных в прошлом опыте. Выгодский определял воображение как «…способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект».

        Аспект творческого воображения затрагивался исследователями, как «…создание новых объектов на основе мышления и использования ранее известной информации» [32].

       Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, и представляет собой уникальную возможность развития гармоничной личности. Этому способствует и изобразительная деятельность, которая стимулирует ребенка к обогащению своих познаний о мире.

      Особенности творческого воображения дошкольников:

— воображение зарождается на  чувствах и эмоциональных переживания              детей и произрастает на основе приобретенных знаний;

— воображение принимает произвольный характер, предполагая созданию    замысла, его планирование и реализацию;

— воображение становится особой  деятельностью, превращаясь в фантазию;

— воображая, ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

— воображение переходит во внутренний  план, отпадает необходимость

в наглядной опоре на создание образов.

         Легко ли придумывать? Мы часто слышим в ответ, что дети удивительные фантазёры, и стоит им только сказать, чтобы они что — то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начнёт сочинять, рисовать лепить и т.п. Каждый педагог, работающий с малышами, знает, что способность сочинять, придумывать необходимо систематически и целенаправленно развивать.

        В целях развития воображения рекомендуется широко использовать игры -упражнения типа «Что это такое?» или «На что это похоже?».

Например воспитатель рисует на доске круг и предлагает детям определить, что это такое, а затем назвать предметы, похожие по форме. Можно предложить детям составить рисунки – аппликации из листьев разной формы и величины.

Дети составляют из листьев изображения различных объектов:  каждый может придумать своё. 

         Известно, что эмоции играют важную роль в  жизни человека и осуществлении любой деятельности. Подчеркивая значение эмоций К.Д.

Ушинский писал: «Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши — не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не одной отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её стоя.

В мыслях мы можем сами себя обманывать,  но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но что мы такое на самом деле»,

      Ребенка отличает острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те, неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослый человек обычно теряет интерес, а вместе с ним и способность замечать и различать. В процессе изодеятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется изображаемому, огорчается, если что-то не получается, удивляется.

      Воздействуя на чувства ребенка художественным словом, музыкой, рассматривая иллюстрации, фотографии, картины художников, мы зарождаем новый образ. Возникновение замысла рисунка идет от чувств   к мысли, от восприятия к мышлению.

       Важнейшим условием для творчества является развитие у детей восприятия (зрительного, осязательного, кинестетического), формирование у дошкольников разнообразного сенсорного опыта. Чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен представлять все его основные свойства и передать их так, чтобы изображение было узнаваемо.

      Развитию творческого воображения способствуют:

— использование нетрадиционных материалов (цветной песок, манка, ткань, восковая свеча, ракушки, бросовый материал, шариковый пластилин);

— использование нетрадиционных техник (коллаж, мозаика, батик);

— зрительная насмотренность (богатый наглядный материал, репродукции картин художников, иллюстрации к детским книгам, фотографии, вышивки);

— наличие дидактических игр и пособий, использование специальных упражнений для развития творческих способностей;

— наблюдения за предметами и явлениями природы, уточнение и углубление представлений детей об окружающем мире; умение созерцать красоту, восхищаться и наслаждаться ею;

— дипломатичный просмотр и анализ детских работ с максимальной активностью авторов.

         Показатели развития творческого воображения дошкольников:

— компетентность (эстетическая);

— творческая активность;

— эмоциональность;

— креативность;

— произвольность и свобода поведения;

— инициативность;

— самостоятельность и ответственность;

— способность к самооценке;

       Особое внимание необходимо уделять анализу детских работ. Дети очень любят рассматривать свои рисунки, аппликации, поделки. Они могут неоднократно возвращаться к своим творениям и находить в них всё новые и новые привлекательные подробности. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. 

       Творческие работы носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу. Следует помнить рекомендации педагогов, работающих в области креативной педагогики:

  1. Будьте терпеливы, не ждите «быстрых результатов» — они обязательно будут.
  2. Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их «по рейтингу»,- это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
  3. Не бойтесь шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию.
  4. Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому; как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов  [21].

1.3 Основные условия и средства развития художественно – творческих способностей   детей дошкольного возраста

      Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

      Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) — одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики.

И хотя в народе говорят: «Век живи — век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.

Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

        Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития творчества в трёх стадиях: 

— детство и отрочество – господство  фантазии, игр, сказок, вымысла;

 — юность — сочетание вымысла и деятельности, «резвого расчетливого рассудка», 
 — зрелость — подчинение воображения уму, интеллекту.

Источник: http://referat911.ru/Pedagogika/applikaciya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih/472920-3103869-place2.html

Ссылка на основную публикацию