Роль планирования в педагогической деятельности

Прогнозирование и планирование в педагогической деятельности

Педагогическое прогнозирование -процесс получения опережающей информации об объекте. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения.(В.А.Сластенин)

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть учитель, достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.(Б.С.Гершунский)

Принято различать поисковое и нормативное прогнозирование.

Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий.

Нормативное прогнозирование связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.

Возможные пути достижения прогнозируемого результата представляются в виде гипотез об оптимальности способов решения педагогической задачи.

Прогнозирование позволяет предвосхитить результат деятельности благодаря способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности- это смоделированный результат еще не осуществленной деятельности.

Конечным итогом педагогического прогнозирования является конкретизация целей и их трансформация в систему педагогических задач.

Исходя из масштаба педагогических задач, различают стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

В зависимости от объекта прогнозирования выделяют прогнозирование развития коллектива (динамика, структура взаимоотношений и т.п.), личности (личностно-деловых качеств, воли, поведения и др.), прогнозирование педагогического процесса (возможности учебного материала, возможных затруднений учащихся, результатов применения различных методов, приемов, средств и т.п.).

Прогнозирование- база для проектирования, которое заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом, социально-психологическом оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.

Планирование- это заблаговременное определение порядка последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием условий, средств, методов работы. Планирование педагогической деятельности осуществляется на основе задач обучения и воспитания, которые стоят перед коллективом педагогов и воспитанников.

К планам учебно – воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований;

ü  Целеустремленность и конкретность образовательных задач;

ü  Краткость плана, его компактность;

ü  Разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

ü  Преемственность, системность и последовательность;

ü  Сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работ;

ü  Единство пед –го руководства и активности воспитанников;

ü  Реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

ü  связь внутриклассной работы с работой вне школы;

ü  согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

ü  гибкость и вариативность планирования.

Планы могут быть перспективными (план развития детского коллектива, школы) и оперативными (планы уроков и воспитательных мероприятий).

Источник: https://students-library.com/library/read/62995-prognozirovanie-i-planirovanie-v-pedagogiceskoj-deatelnosti

Планирование в деятельности педагога

Тематическое планирование учебного материала.

В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределœение во времени содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов, педагог совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всœему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.

Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по-новому материалу и связанным с ним разделом; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме.

В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку педагога, работающего на системномоделирующем уровне (по Г.А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:

Ø выбор рациональной структуры урока и определœение его композиционного строения;

Ø четкое планирование материала урока;

Ø планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы;

Ø планирование учителœем своей работы на занятии предполагает рациональное распределœение времени на отдельные этапы урока.

Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определœение целœей урока, конкретная выработка дидактического аппарата и установление структуры урока с проработкой учебной ситуации.

I стадия. При определœении целœей урока, крайне важно предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целœей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности.

II стадия. Планирование урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.

III стадия. Доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Важным представляется продумывание учителœем своих действий на этапе непосредственной передачи информации.

Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий или поурочный план. Его форма и объём жестко не регламентируется, но исходя из опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект. Подробный план свидетельствует о продуманности всœех деталей предстоящего урока.

В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны:

· дата проведения, номер по тематическому плану, группа;

· тема, цели и задачи урока;

· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределœения времени на эти этапы;

· содержание учебного материала;

· методы и приемы работы педагога и учащихся в каждой учебной ситуации;

· учебное оборудование, учебные и наглядные пособия, место их использования на уроке;

· образцы решения задач.

  • — Планирование в деятельности педагога

    Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/210098_planirovanie_v_deyatel_nosti_pedagoga

    Планирование педагогического процесса

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования

    «Могилевский государственный  университет имени А.А.Кулешова»

    ПЛАНИРОВАНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

    Контрольная работа

    по  дошкольной педагогике

    студентки 2 курса группы «М»

    специальности «Дошкольное образование.

    Практическая  психология»

    ЗФПО

    Ярославцевой  Екатерины Юрьевны

    Научный руководитель

    кандидат  педагогических наук, доцент,

      заведующая кафедрой

    Прокофьева  Ольга Олеговна

    Могилев

    2012 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1 Значение планирования педагогического  процесса для систематического, последовательного  решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста 4
    2 Содержание планирования воспитательно-образовательной  работы в детском саду 6
    2.1 Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении на основе  программы «Пралеска» 7
    3 Виды и формы планирования образовательной  работы в детском саду 9
    3.1 Календарный план работы в разновозрастной  группе детей 12
    4 Особенности ведения учета образовательной  работы с детьми в практике современного детского сада 15
    5 Практико-ориентированные задания 17
    5.1 Календарный план воспитательно-образовательной  работы с детьми на неделю 17
    5.2 Анализ плана воспитательно-образовательной  работы с детьми 18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

    ВВЕДЕНИЕ

    Общественное воспитание только тогда  оказывается действенным, когда  его вопросы становятся общественными  вопросами для всех и семейными  вопросами для каждого.

    К.Ушинский

    Основным  направлением деятельности дошкольных учреждений в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели — разностороннему  гармоническому развитию ребенка и его комфортному  самочувствию в детском  коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию.

    Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен: это не только специально организованное обучение (игры-занятия, занятия), но и «специфические детские  виды деятельности» в конкретном возрасте.

    Актуальность  рассматриваемого вопроса заключается в целенаправленном изучении основных аспектов планирования педагогического процесса в дошкольном учреждении, направленных на обеспечение выполнения требований образовательного стандарта и программы «Пралеска».

    Педагоги к планированию образовательного процесса подходят творчески: планирование совершенствуется, обновляются методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедряются в содержание образовательного процесса инновационные технологии, что способствует повышению качества образовательного процесса.

    1. Значение планирования педагогического процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

    Планирование  направлено на организацию педагогического  процесса как единого целого в  детском саду и в каждой возрастной группе. План определяет на конкретный отрезок времени конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, отбор основных видов деятельности и способов их организации, средств решения поставленных задач.

    В нем предусматривается характер связи и взаимодействия различных средств, форм и методов обучения и воспитания, сочетание деятельности детей, организуемой воспитателем, с их самостоятельной деятельностью, деятельности коллективной, совместной и индивидуальной и т. д.

    Таким образом, функция организации педагогического процесса как единого целого являете я ведущей в планировании.

    Вторая функция планирования — обеспечение движения и развития педагогического процесса во времени: усложнение содержания, форм и методов работы с детьми, изменение структуры педагогического процесса (сочетание форм организации детей и видов их деятельности) по мере развития детей и детского коллектива в целом в ходе воспитательно-образовательной работы.

    Реализация  этих функций планирования придает педагогическому процессу организованный и планомерный характер, делает работу педагога более целенаправленной и результативной, обеспечивая всестороннее воспитание и развитие детей.

    В процессе воспитания, которое является решающим фактором развития, осуществляется усвоение ребенком общественно-исторического опыта, представленного в форме знаний, умственных и практических навыков и способах действий, в нравственных нормах и правилах, в нравственных и эстетических оценках и т. д. Содержание воспитания определяется его целью, следовательно, имеет программный характер и может быть спланировано.

    Ведущая роль в воспитании принадлежит взрослому — учителю, воспитателю. Он организует и направляет разнообразную деятельность детей, осуществляет процесс обучения.

    При планировании всей этой деятельности педагог опирается на знание общих закономерностей развития и воспитания детей и индивидуальных особенностей воспитанников.

    Закономерности воспитания и развития ребенка объективны, они служат основой для определения как содержания, так и последовательности воспитательно-образовательной работы с детьми.

    Планирование  педагогической работы в детском  саду должно отвечать ряду требований, выполнение которых поможет достижению общей цели.

    В плане в первую очередь предусматривается  работа, обеспечивающая формирование нравственной направленности личности каждого ребенка, ее активности и  самостоятельности, коллективизма, гуманистических  черт характера, освоение детьми нравственных норм, правил и привычек поведения.

    Планирование  занятий, руководства играми и трудом детей включает определение не только образовательных задач — формирование знаний, навыков, но и воспитательных — формирование любви и уважения к людям труда, воспитание дружеских  чувств, коллективизма, ответственности  и т. д.

    Планирование  должно быть направлено на организацию  педагогического процесса в целом: конкретизацию задач воспитания детского коллектива и отдельных  детей, отбор содержания и способов педагогического воздействия в  соответствии с задачами и возрастом  детей; использование различных  форм организации жизни детей, видов  детской деятельности

    Читайте также:  Дифференциация и индивидуализация в обучении

    В плане предусматривается рациональное сочетание коллективных (фронтальных  и групповых) и индивидуальных форм работы с детьми. Особого внимания требуют дети с временным отставанием  в развитии.

    Учитывая  достижения детей, воспитатель планирует  последовательный перевод их на освоение нового содержания знаний, способов действий, новых форм организации деятельности и их сочетание.

    План  должен обеспечить системность работы — установление связи между отдельными видами и формами работы. Так, важно  установить связь между занятиями  и работой воспитателя с детьми в повседневной жизни, между занятиями, игрой и трудом детей. Наличие  связей обеспечивает формирование системы  знаний, навыков и умений, способов поведения и отношения к окружающему.

    План  должен служить руководством к деятельности, быть реальным. Реальность плана достигается  постановкой конкретных задач с  учетом уровня развития детского коллектива и отдельных детей. План будет реален, если он учитывает также детские интересы [5].

    1. Содержание планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду

    Основной  целью планирования является определение  конкретных задач воспитательно-образовательной  работы на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения  поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.

    Принципы  планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

    Исходя  из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:

    1. Планирование должно исходить  из общей цели воспитания и  обучения детей, а также соответствующих  задач. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

    2. Планирование должно быть направлено  на организацию педагогического  процесса в целом: конкретизацию  задач, стоящих перед дошкольным  учреждением, отбор содержания  и способов педагогического воздействия  в соответствии с задачами  воспитания и возрастом детей.

    3. Планирование воспитательной работы  должно предусматривать сохранение  основных принципов воспитания  и обучения.

    Основной  формой организации образовательной  работы в детском саду являются занятия. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения, предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения.

    Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется проведение наблюдений, дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами.

    Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

    В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей. Что касается игры, то планируется не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

    Планирование  трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей  трудовых умений и навыков и формирование нравственных качеств. Наиболее эффективным  является планирование по формам организации  труда.

    Кроме того планированию подлежат конкретное содержание и формы организации  работы с родителями.

      1. Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении на основе  программы «Пралеска»

    Педагогический процесс по реализации программы «Пралеска» охватывает все основные направления развития, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей. Он должен быть дифференцированным и гибким, защищать ребенка от переутомления и дезадаптации, отражать новые позитивные изменения в содержании, методах, формах обучения и воспитания детей.

    При осуществлении планирования необходимы: единство целевой установки и  условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке планов; обеспечение комплексного характера планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При планировании следует учесть интересы и потребности, способности детей конкретной группы, с которой работает педагог (даже в одном и том же детском саду они могут отличаться), особенности самого «детского общества».

    Реализуя принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и дошкольном учреждении, детский сад привлекает родителей не только к воплощению: запланированных мероприятий, но и к продумыванию перспективы работы с детьми, учитывает их предложения, пожелания, возможности в оказаний содействия.

    При планировании необходимо предусмотреть ряд основных компонентов жизнедеятельности детей: ежедневную утреннюю гимнастику, соблюдение режима (питание, сон, прогулка), самостоятельную детскую деятельность, создание условий для ее обогащения и развития, специфику проведения занятий с воспитанниками. Это важно прежде всего для укрепления физического, психического и психологического здоровья малыша, обеспечения защиты и заботы, необходимых для его благополучия.

    Основное содержание программы, систему  представленных в ней задач, связанных с гармоничным развитием основных его линий (физическое, личностное, интеллектуальное), планируется реализовать педагогом посредством различных видов детской деятельности.

    Источник: http://stud24.ru/pedagogy/planirovanie-pedagogicheskogo-processa/475999-1810552-page1.html

    49. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль

    Управление педагогическим процессом складывается из последовательности взаимосвязанных действий педагогического анализа, планирования и контроля. В связи с этим имеет смысл остановиться на их рассмотрении более подробно.

    Педагогический анализ содержит три основных направления: параметрический, тематический и итоговый.

    Параметрический анализ представляет собой действия директора учебного заведения и его заместителей, направленные на сравнение, обобщение, исследование и поиск причин возникновения различных явлений педагогического процесса.

    К предметам параметрического анализа относится успеваемость, посещаемость, общая дисциплина как учеников так и педагогов.

    В рамках педагогического анализа осуществляется так же прогнозирование результатов управленческой деятельности, выявление ее влияния на предметы параметрического анализа, разработка действий по улучшению этих предметов и их реализация.

    Тематический анализ содержит деятельность по изучению, анализу, прогнозированию и планированию действий, направленных на управление наиболее устойчивыми элементами педагогического процесса.

    Такими элементами являются методы и средства учебно-воспитательной работы, их эффективность и актуальность, способы и периодичность организации внеклассной деятельности, организация деятельности педагогов, направленной на повышения уровня квалификации и развитии в направлении своей профессиональной деятельности и т. д. В ходе тематического анализа учитываются данные, полученные в результате параметрического анализа.

    Итоговый анализ сводится к изучению результатов параметрического и тематического анализов за определенный период времени.

    Источниками информации итогового анализа являются контрольные работы, экзамены, зачеты, статистические данные по дисциплине и соблюдению правил учебного заведения, отчеты педагогов и руководителей всех уровней.

    Результатом итогового анализа является оценка общего состояния дел по разным направлениям деятельности учебного заведения, причины получения таких результатов, фиксирование положительно и отрицательно влияющих факторов с целью учета их в будущем.

    Педагогическая деятельность целенаправленна. Из этого следует, что любая педагогическая работа начинается с постановки целей и, на их основе, определения задач, требуемых решения в процессе предстоящей работы. Эта функция педагогического управления называется целеполаганием.

    Цели деятельности учебного заведения определяются на основе требований общества к их членам, а так же с учетом возрастных и психологических особенностей учеников.

    Таким образом, глобальной целью учебного заведения является формирование полноценных членов современного общества, социально адаптирванных и всесторонне подготовленных, посредством методов учебно-воспитательной работы, применимых в конкретных условиях для конкретных людей.

    Планирование в педагогической деятельности является следующим этапом после целеполагания и производится на основе результатов педагогического анализа в направлении определенных целей.

    Планирование может быть местным (локальным), то есть направленным на решение промежуточных задач воспитания, обучения, организации и т. д.

    А может быть глобальным, к которому относится составление учебных планов, общих планов организации и управления.

    В управлении педагогическими системами выделяют перспективный план, который составляется по результатам анализа деятельности учебного заведения за истекший период сроком на пять лет. Его структура такова:

    1) задачи школы на планируемый срок;

    2) перспективы развития контингента учащихся по годам;

    3) перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

    4) кадровые перестройки и количество предполагаемых учащихся;

    5) повышение уровня профессионализма и квалификации педагогов учебного заведения;

    6) обновление оборудования и оснащения учебного заведения;

    7) социальная защита педагогов и учащихся, задачи по улучшению их быта, труда и отдыха.

    В общеобразовательных учреждениях разрабатывается так же годовой план, охватывающий весь временной период от начала учебного года до начала следующего, включая летние каникулы.

    Разработка годового плана – сложный многоуровневый процесс, подготовкой которого занимается специально назначенная группа людей из числа педагогического состава учебного заведения.

    Годовой план на следующий год составляется на протяжении всего текущего года и состоит из следующих уровней:

    1) изучение нормативов и нововведений в области образования;

    2) сбор необходимой информации;

    3) анализ полученной информации, выявление и устранение затруднений на пути решения педагогических задач;

    4) составление проекта плана и утверждение его советом учебного заведения.

    Как правило, временные рамки этапов разработки годового плана совпадают с учебными четвертями и к концу последней учебной четверти план на следующий год оказывается сформированным.

    Контроль деятельности учебного заведения имеет несколько видов. Одним из них является тематический контроль. Его сущность заключается в углубленном, детальном изучении какого-либо узко-направленного вопроса, входящего в педагогический процесс.

    Фронтальный контроль направлен на исследование деятельности педагогического коллектива в целом, его подгрупп по разным направлениям или одного педагога. При этом изучаются все стороны его жизнедеятельности, как профессиональной, так и вне работы.

    В зависимости от объекта контроля принято выделять следующие его виды: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий и комплексно-обобщающий.

    Персональный контроль, как вытекает из самого названия. Направлен на контроль деятельности одного педагога, он может быть как тематическим или фронтальным, так и комплексным, то есть включающим совокупность этих двух форм. Персональный контроль проводится с целью стимулирования деятельности педагога и правильной ориентации в направлении его профессионального развития.

    Классно-обобщающий контроль охватывает деятельность педагогов, работающих с одним классом и их деятельность по формированию, развитию и стимулированию ученического коллектива в классе, его классной и внеклассной деятельности, внутриколлективных отношений.

    Предметно-обобщающий контроль имеет своим объектом отдельную дисциплину и может рассматриваться с точки зрения преподавания ее в отдельном классе, в параллели классов или в учебном заведении в целом. Такой контроль осуществляется с привлечением компетентных лиц со стороны.

    Тематически-обобщающий вид контроля заключается в изучении отдельного направления педагогической деятельности одного или нескольких педагогов, одного или нескольких, сгруппированных по какому-либо признаку классов.

    Комплексно-обобщающий контроль направлен на изучение вопросов преподавания ряда дисциплин в одном или нескольких классах.

    Источник: http://mirror1.ru.indbooks.in/?p=782228

    Аналитическая деятельность как важное условие планирования и проектирования педагогической деятельности в ДОУ

    Старший воспитатель: Решетникова А.О.

    Читайте также:  Роль бабушки и дедушки в воспитании

    Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

    Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями.

    В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

    В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования и проектирования образовательным процессом.   Грамотно составленные модели  воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

    Педагог должен владеть не только знаниями и практическими умениями, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогическую ситуацию. Педагогическое проектирование – это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

    Задача педагога спланировать свою работу и создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого ребенка. Планирование осуществляется на аналитической основе.

      Аналитическая деятельность пронизывает все направления работы педагога и является основой принятия решений, планирования дальнейшей деятельности, прогнозирование и коррекции, реализации воспитательно – образовательного процесса.

    Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.

    Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

    • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
    • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
    • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
    • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

    Не менее важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

    План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

    • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
    • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
    • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
    • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
    • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

    Важно отметить интегративные принципы планирования, которые  должны опираться на формулирование содержательных задач по разным направлениям с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга,  использование разных форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватными поставленным общеразвивающим задачам, взаимосвязанным видам деятельности. Модель интегративного планирования педагогического процесса с дошкольниками отличается общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности.  Этому способствует выстраивание общего смыслового контекста, значимого для детей, установление взаимосвязи между разными видами детской деятельности и разными формами их организации, единство взглядов взрослых на развитие ребенка. Все это позволяет учитывать то, что происходило с детьми раньше, что они уже усвоили, что им предстоит узнать.

    Овладение  механизмом интегративного планирования повышает  профессиональную компетентность педагога, способствует развитию умения выстраивать  свою  работу в контексте  всего  педагогического процесса на основе анализа  собственной деятельности,  оценки ее результатов с точки зрения общего развития ребенка.

    Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник (в  данном случае воспитатель) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

    На основании ст. 48 Закона №273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой педагога.

    Что же такое рабочая программа? Существует несколько определений данного понятия.

    Согласно одному из них рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов в соответствии с современным социальным заказом.

    Рабочая программа разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования и авторских парциальных программ.

    Кроме того,  педагогу необходимо учитывать: содержание образовательной программы ДОО; систему используемых образовательных технологий и методик; методический и дидактический комплексы; содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, предусматривающей различные организационные формы.

    Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:

    • анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольно­го образования;
    • определять направленносгь рабочей программы, ее назначение и функции;
    • грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
    • представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.

    В зависимости от того,  насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит результат воспитательно-образовательной работы в целом.

    Рабочая программа, составленная с учетом социального заказа на образовательные услуги, может стать инструментом совершенствования качества образования, будет способствовать достижению социально значимых результатов образования воспитанников и стимулировать профессиональное развитие самого педагога.

    «Золотые правила» деятельностного подхода в образовании сегодня:

    • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
    • Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
    • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
    • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
    • Учи анализировать каждый этап работы;
    • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

    Источник: http://5.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/konsultacii-dlya-vospitatelej/analiticheskaya-deyatelnost-kak-vazhnoe-uslovie-planirovaniya-i-proektirovaniya-pedagogicheskoj-deyatelnosti-v-dou.html

    Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование Управленческая функция

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Основные функции педагогического управления:

    педагогический анализ, целеполагание, планирование,

    организация исполнения, контроль, регулирование

    Управленческая функция – это отношение субъекта к объекту управления, требующее от субъекта определённых квалифицированных действий. В управлении школой выделяется шесть основных функций: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование.

    Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Онначинает и заканчивает любой управленческий цикл, включающий все остальные функции управления. Анализ способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие.

    Благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно и эффективно решаться те или иные задачи.

    Без педагогического анализа невозможен успех в целеполагании, планировании, осуществлении и регулировании воспитательного процесса: чем глубже анализ, тем правильней осуществляются остальные функции внутришкольного управления.

    Основная цель педагогического анализа – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов и выработка рекомендаций по повышению его эффективности (Ю. А. Конаржевский).

    Объектами педагогического анализа могут быть любые элементы учебно-воспитательной работы. Основные объекты педагогического анализа (те, которые анализируются прежде всего и чаще всего) – это организованные формы обучения (уроки, факультативные занятия и кружковая работа), воспитательные мероприятия и итоги работы за длительный период (обычно за год).

    Педагогический анализ как функция управления школой предполагает следующую последовательность действий:

    1. рассмотрение объекта анализа как части более крупной системы (например, урок рассматривается как часть системы уроков: определяется его роль и место в системе);

    2. выявление совокупности факторов, определяющих эффективность объекта анализа (профессиональный уровень педагога или педагогического коллектива, учебные возможности детей, средства обучения и воспитания и т. д.);

    3. определение обоснованности целей деятельности, целесообразности её содержания и организационных форм;

    4. анализ результатов деятельности на основе соотнесения его с поставленными целями и задачами, с предыдущим результатом, с имеющимися возможностями;

    5. установление причин недостатков и положительных сторон анализируемого объекта;

    6. формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию объекта анализа.

    Выделяется три вида педагогического анализа (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.).

    1. Параметрический анализ направлен на изучение текущей информации о ходе и результатах педагогического процесса, на выявление причин, препятствующих его эффективности.

      Объектами параметрического анализа могут быть текущая успеваемость и посещаемость, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, санитарное состояние школы, посещенные директором или его заместителями уроки, мероприятия и др.

    2. Тематический анализ направлен на изучение устойчивых зависимостей и тенденций в учебно-воспитательном процессе. Для тематического анализа используется информация, накопленная в течение достаточно длительного времени.

      Например, для тематического анализа посещается ряд уроков (если изучается качество преподавания математики, то посещаются уроки у учителей математики, если изучается работа отдельного учителя, то посещаются его уроки и т. д.) или в течение недели ежедневно фиксируются опоздавшие на каждый урок в каждом классе.

      При тематическом анализе могут использоваться результаты параметрического анализа.

    3. Итоговый анализ проводится в конце длительного периода (года, четверти). Объектом анализа являются результаты работы школы в течение этого периода. При итоговом анализе используются результаты параметрического и тематического анализа. Цель итогового анализа – подвести итоги и наметить основные направления работы на следующий период.

    Читайте также:  Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

    Объектом постоянного внимания руководителей школы являются уроки и воспитательные мероприятия (воспитательные дела).1 В школьной практике используется три основных вида педагогического анализа урока: развёрнутый, краткий и аспектный.

    Процесс управления любой образовательной системой предполагает целеполагание и планирование деятельности.

    Целеполагание включает постановку целей, определение путей их достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата. Целеполагание неразрывно связано с мотивацией, поскольку достижение желаемого результата является мотивом всей дальнейшей деятельности.

    Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:

    • диагностичность: цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, взрослых и детей;

    • реальность: учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;

    • преемственность: каждые следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;

    • согласованность: цели и задачи не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников педагогического процесса не должны противоречить общим целям;

    • направленность на результат: возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели.

    Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы.

    Основными требованиями к плану работы являются:

    • целенаправленность: соответствие всех компонентов плана поставленным целям;

    • перспективность: направленность плана не только на ближние (достижимые за время осуществления плана), но и на дальние цели (те, для полного достижения которых времени, отводимого на реализацию плана недостаточно);

    • комплексность: использование в ходе планируемой работы разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

    • объективность: учёт в плане объективных условий его реализации.

    Основные виды планов работы школы: перспективный, годовой, текущий.

    Перспективный план (план развития школы) составляется на несколько лет (обычно на пять) на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.

    Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая каникулы (в том числе летние).

    Примерная структура годового плана работы школы:

    1. краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;

    2. работа коллектива школы по выполнению всеобуча: охват образованием детей школьного возраста, проживающим на территории микрорайона (села, посёлка), где находится школа; защита прав детей; создание условий для их индивидуально-творческого развития и т. д.;

    3. деятельность педагогического коллектива по повышению качества педагогического процесса (это самый объёмный раздел плана, охватывающий образование, воспитание и развитие учащихся в процессе учебно-воспитательной работы, внеурочной и внеклассной работы);

    4. совместная работа школы, семьи и общественности;

    5. работа с педагогическими кадрами: повышение квалификации, переподготовка и аттестация педагогических работников, внедрение педагогических инноваций, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта и др.;

    6. внутришкольный контроль;

    7. организационно-педагогические мероприятия: план работы и тематика заседаний педагогического совета, совещаний; распределение обязанностей между администрацией и другими работниками школы (в том числе классное руководство, учебная нагрузка, заведование учебными кабинетами, руководство различными формами методической работы и др.);

    8. финансово-хозяйственная деятельность и укрепление учебно-материальной базы школы.

    Текущий план работы школы является конкретизацией годового плана, он составляется на четверть и далее может конкретизироваться на каждую неделю, отражаться в индивидуальных планах работы представителей администрации, педагога-организатора внеклассной работы, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря и других работников школы, чья деятельность распространяется на весь контингент учащихся или на его значительную часть. В текущем плане находят отражение и корректируются отклонения от годового плана, возникающие при его выполнении по тем или иным причинам (например, часть запланированной работы может оказаться не выполненной у указанные сроки из-за того, что в школе в это время отменялись занятия, из-за болезни работников, которые должны были эту работу провести и т. п.).

    Организация как функция внутришкольного управления предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени.

    Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности включения в коллективное дело. Важным показателем организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять своё время и время своих подчинённых.

    В целях рационального использования времени в школах заранее планируется и включается в годовой план работы школы проведение собраний и заседаний.

    Основными организационными формами управленческой деятельности в школе являются заседания педагогического совета, совещания при директоре и его заместителях, оперативные совещания.

    Педагогический совет школы создаётся в соответствии с Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях РФ. В педагогический совет входят педагогические работники школы; структура и содержание деятельности педагогического совета определяются Уставом школы.

    Совещания при директоре являются обязательными для представителей администрации, но на них могут приглашаться и те педагогические работники, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым на совещании вопросам.

    Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса (вопросы успеваемости, посещаемости, качества преподавания по отдельным предметам и классам, организации внеурочной деятельности школьников и др.).

    На совещание при заместителе директора выносятся вопросы, входящие в компетенцию этого заместителя.

    Оперативные совещания призваны помочь быстро реагировать на любые изменения в педагогическом процессе, доводить до всех членов педагогического коллектива новую информацию. Содержание оперативных совещаний и состав их участников определяется реальной ситуацией, необходимостью.

    Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса.

    Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации и проведении необходимо выполнять общие требования, к которым относятся:

    • систематичность: регулярное проведение контроля, осуществление в школе системы контроля, позволяющей получать разнообразную достоверную информацию;

    • объективность: оценка выявленного состояния объекта контроля на основе определённых критериев (например, критериями обученности школьников являются знания, умения и навыки, зафиксированные в нормах оценок);

    • действенность: результаты контроля должны привести к позитивным изменениям (к устранению выявленных недостатков, к поддержанию отмеченных успехов);

    • компетентность проверяющего: знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение видеть достоинства и недостатки и прогнозировать результаты контроля.

    Виды контроля. Согласно классификации М. Л. Портнова (по цели контроля и его месту в системе управленческих действий), выделяется три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый. Классификация Т. И. Шамовой включает виды и формы внутришкольного контроля. В ней выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.

    Формы контроля (по Т. И. Шамовой): персональная, классно-обобщающая, предметно-обобщающая, тематически-обобщающая, комплексно-обобщающая.

    Основными методами внутришкольного контроля являются изучение школьной документации, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, устный и письменный контроль, изучение педагогического опыта (в том числе передового),2 а также хронометрирование.

    Регулирование педагогического процесса тесно связано с функцией контроля.

    Необходимость регулирования обусловлена тем, что целостный педагогический процесс основан на противоречиях: с одной стороны он стремится к организации (организованность ему придаёт целенаправленная деятельность педагогов и учащихся), а с другой – к дезорганизации, обусловленной влиянием различных внешних и внутренних факторов, учесть которые заранее оказывается невозможно. Причинами дезорганизации педагогического процесса могут быть, например, привнесение в его структуру новых форм, методов и содержания, смещение пространственно-временных рамок той или иной деятельности, изменения в контингенте педагогических работников и учащихся.

    Регулирование может сопутствовать любой функции, осуществляться при анализе, целеполагании, планировании, организации и контроле.

    Эффективность (своевременность и оптимальность) регулирования во внутришкольном управлении основана на анализе конкретной ситуации. В свою очередь анализ ситуации основывается на данных, полученных в результате контроля.

    Таким образом, регулирование педагогического процесса должно осуществляться как завершающее звено в цепочке «контроль → анализ результатов контроля → регулирование».

    Регулирование может достигаться:

    • путём корректирования плана работы в ходе его реализации (например, при составлении текущего плана работы школы на 2-ю четверть на основе анализа выполнения годового плана в 1-й четверти могут быть изменены сроки выполнения отдельных мероприятий, с учётом изменившихся условий перераспределены обязанности и поручения среди педагогов и т. д.);

    • посредством объяснения ошибок и просчётов, допущенных педагогическим коллективом или отдельным педагогом, и рекомендаций по устранению недостатков в работе;

    • осуществлением в школе системы стимулирования педагогического труда, учёбы, внеучебной деятельности;

    • в процессе методической работы, позволяющей организовать массовую деятельность по устранению наиболее общих противоречий;

    • посредством жёсткого административно-волевого устранения причин негативных явлений и тенденций в работе школы (например, временное отстранение от работы, перевод на другую должность или увольнение педагога, результаты работы или поведение которого не соответствуют требованиям образовательных стандартов, трудовой дисциплины, общественной морали);

    • через инновационную деятельность, внедрение в практику работы более эффективных технологий и др.

    Т. И.

    Шамова в качестве одной из эффективных форм осуществления регулятивно-коррекционной функции в управлении школой предлагает проведение дней ДРК (диагностики, регулирования и коррекции), включающих следующие основные этапы: 1) проведение микроисследования; 2) анализ результатов микроисследования и выявление тенденций; 3) разработка педагогическим консилиумом (группой наиболее компетентных в данном вопросе педагогов) программы регулирования и коррекции; 4) принятие управленческого решения по реализации разработанной программы.

    1 Примерные схемы анализа урока и воспитательного дела рассматриваются в предыдущих разделах педагогики.

    2 Эти методы рассматриваются в предыдущих разделах педагогики.

    Источник: https://gigabaza.ru/doc/95779.html

    Ссылка на основную публикацию