Роль семейного воспитания в развитии личности

Роль семьи в воспитании личности ребенка

Качества, заложенные с детства, формируют поведение человека во взрослой жизни. Воспитание начинается в семье, именно в окружении близких людей совершается развитие ребенка как личности, основывается модель его будущего поведения в обществе. Сейчас в жизни большое значение придаётся техническим новинкам, но всё же роль семьи в становлении личности ребенка остаётся первостепенной.

Роль семьи в воспитании

Воспитание в семье играет главную роль в формировании подрастающего поколения. Здесь происходит подготовка к взрослой жизни.

В чём заключается значение внутрисемейного формирования личности, и какое должно быть поведение у родителей, чтобы их педагогическое влияние обладало успехом? Семья — это организованная структура, все действия в ней должны быть скоординированы. Воспитание детей должно выполнять определенные функции:

  1. Обучение ребенка.
  2. Прививание любовь к творчеству и искусству.
  3. Закладывание основ, одобряемые обществом, нравственное развитие чувств.
  4. Формирование его личности.
  5. Обеспечение условий для физического развития ребенка.

Под физическим развитием не подразумевается только утренняя гимнастика или выполнение несколько раз в неделю физических упражнений. Физическое воспитание сказывается положительно на детском здоровье, сюда относится привитие в раннем возрасте двигательных навыков, например, ходьбы без поддержки, сидение и приобщение к здоровому образу жизни.

Дети должны проявлять любовь к физкультуре и спорту с раннего детства. Это рекомендуется делать, привнося развлекательный элемент при совместных занятиях. Потому что игра считается ведущей деятельностью дошкольника. Когда ребёнок подрастёт, для него показательным примером будут родители. Совместные занятия спортом укрепят здоровье и повысят родственную сплоченность.

Становление личности в семье

Роль семьи в формировании личности ребёнка занимает главенствующее положение. Именно здесь он проводит большую часть личного времени. Развитие личности происходит под влиянием отца и матери. А также оказывают влияние родственники. Этот процесс происходит по двум главным направлениям:

  1. Ребенок наблюдает за старшими братьями и сестрами, родителями и прочими родными людьми.
  2. Он пытается вести себя так же, как и они.

Родители и иные родственники целенаправленно оказывают влияние на малыша, воспитывают его, прививают определенный образ жизни, формируют привычки. Подобное семейное взаимодействие вырабатывает не только личность малыша, но и поведение взрослых. Не последнюю роль в этом играет влияние семейной среды.

Коррекция культуры поведения

Культура поведения — это совокупность норм и правил, которых должны придерживаться все люди, живя в обществе. Родители учат дошкольника правильно себя вести с малых лет. При этом взрослыми выполняются следующие действия:

  1. Обучают правилам личной гигиены.
  2. Рассказывается ребёнку, как нужно правильно разговаривать.
  3. Изучают новые слова.
  4. Мама и папа прививают любовь к чтению книг.
  5. Учат правилам этикета и доброжелательного общения.
  6. Происходит обучение правильному поведению с другими людьми: воспитателями, учителями, другими детьми и родственниками.

Источник: https://krasotka.guru/zdorove/rol-semi-v-vospitanii-rebenka

Роль семейного воспитания

Роль семейного воспитания в том, что семья, и чувства связывающие ее членов, не утрачивают своего значения в течении всей жизни.

Любовь и поддержка очень важны для детей, поскольку дают им чувство защищенности, уверенности, что неимоверно важно для гармоничного развития.

Роль семейного воспитания в том, что оно оказывает главное влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни. Абсолютно справедливо, что в данный период роль семьи в развитии детей несоизмерима.

Семья это часть социума. В ней, как в капле воды, отражаются все процессы, и положительные, и отрицательные, поэтому роль семейного воспитания непереоценима. Семья имеет влияние на общество, потому как в ней растет ее будущий гражданин. По этой причине в результатах семейного воспитания заинтересованы все.

В Семейном кодексе нашей страны говорится о укреплении семьи, построения отношений в семье на чувствах взаимного уважения, взаимопомощи и ответственности за семью в целом и за каждого кто в ней.

Закон не допускает произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечивая тем самым беспрепятственное осуществление членами семьи собственных прав и укрепляя роль семейного воспитания.

Родителю следует знать международные документы, которые определяют права ребенка.

В принятой ООН Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок выступает самостоятельным субъектом права», соответственно имеет юридические права, интересы ребенка имеют приоритет перед интересами общества в целом.

Особо отмечается, что для гармоничного развития каждого малыша ему необходимо расти в теплом окружении, в атмосфере любви и понимания.

В Конвенции указано какие права имеет ребенок:

— на получение условий для развития способностей, талантов;

— на получение образования;

— на участие в играх, творческих, культурных, развлекательных

мероприятиях.

Уважение к мнению, взглядам, личности малыша должно быть не просто нормой культуры людей, но и нормой права. Одно из главных требований Конвенции — развитие и укрепление чувства чести и собственного достоинства.

Родители имеют право и просто обязаны воспитывать собственных детей, для этого и есть главная роль семейного воспитания. Родители несут полную ответственность за воспитание и развитие, также они обязаны заботиться о здоровье, психическом, физическом, духовном и нравственном развитии.

Роль семейного воспитания заключается в том, что родители должны обеспечить получение детьми основного образования. Родители при условии, что учтено мнение ребенка имеют право на выбор образовательного учреждения и формы обучения для получения основного образования. Такова основная роль семейного воспитания.

Шестьдесят пятая статья Семейного кодекса: «Родительские права не имеют право на осуществление, если противоречат интересам детей. Обеспечение интересов ребенка должно быть предметом главной заботы.

В процессе осуществления своих родительских прав, они не должны причинять вред здоровью ребенка, а также их нравственному развитию.

Методы воспитания ребенка обязаны полностью исключать грубое, жестокое, унижающее достоинство обращение, оскорбление либо же эксплуатацию детей».

Источник: http://www.vospityvaem.ru/arst/rol-semeynogo-vospitaniya.html

Роль семейного воспитания в формирования личности младшего школьника

Взаимодействие семьи и школы — проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов  и  психологов. Единство школьного  и  семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.

Сегодня остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников.  Проблемы,  особенности  воспитания  детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом  воспитания ребёнка.

  Она  закладывает  основной  фундамент  в  процессе  воспитания ребёнка. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека [3]. Она с раннего возраста  направляет  сознание,  волю,  чувства  детей.  Особая  роль  семьи  в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния.

Гармоническое развитие  личности  немыслимо  без  семейного  воспитания,  которое  должно сочетаться и подкрепляться общественным.

 Велика  роль  семьи  в  формировании  основ  мировоззрения,  усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания — это любовь родителей к детям  и  ответное  чувство  детей  к  родителям.

Родительская  любовь является источником благополучия  ребенка  в  семье, условием  правильного  воспитания, счастливого  детства. Дети  очень  чутко  реагируют  на  любовь  и  ласку,  остро переживают  их  дефицит. Сухомлинский В.А.

  говорил,  что ребенок  должен  быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая  любовь  создает  чувство  защищенности,  душевного  комфорта. Ребёнок активнее  постигает  мир,  легко  овладевает  знаниями.

  У  него  свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская  любовь  учит ребёнка  культуре, отзывчивости, помогает  понять  главный  моральный  принцип:  человек  человеку  друг  и  брат.

Важным  условием  воспитания  детей  в  семье  является  авторитет  родителей. Авторитет  родителей основывается на  уважении  и  любви детей к  родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может разрушить ведение родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой — для семейной жизни.

  Ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других.

К разрушению авторитет, а ведёт уверенность родителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя  обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке.

Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми являются основой родительского авторитета. 

Немаловажную  роль  в  воспитании младшего  школьника играют взаимоотношения школа — семья — ребенок.

Младший школьный возраст – это тот период,  когда  семья  активно    участвует    в  воспитании  ребёнка,  закладывает фундамент    для  дальнейшего  развития,  воспитания  и  самовоспитания.

Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает [3].

С  приходом  детей  в  школу  особого  внимания со  стороны семьи  требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют  на  замечания  учителя,  насмешки  сверстников,  глубоко  переживают собственные неудачи и ошибки.

Неуверенность, переживания  могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь  в  налаживании  отношений  с  одноклассниками.

  Важно  с  пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав…

Читайте также:  Эйдетика для детей – увлекательное развитие памяти

», «Дети не захотели с тобой играть, потому что…», «А тебе такое отношение понравится?» и т.п.

Постепенно  у  младшего  школьника сформируется  потребность  делиться  с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными.

Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и  доброжелательно  разбираться в  ситуации.  Если  родители  начнут  упрекать  и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность.

В то же время нельзя постоянно сосредотачивать  внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности. 

У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение  в  обращении  с  ним  вызывают  встречное  расположение,  стремление выполнять требования старших.    

Случается,  что  при  выборе  методов  поощрения  и  наказания  родители  не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они  наказывают  детей  в  пылу  раздражения,  необъективно,  без  учета  тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми. 

В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление  о  себе,  уважение  или  неуважение  себя,  то  есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают  их  положительно  или  отрицательно.

  От  того,  насколько  грамотно пользуются  взрослые  оценкой,  зависит  результативность  руководства  детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении.

Важно, чтобы  ребенок  чувствовал  доброжелательное,  уважительное  отношение  к  нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.

Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями. Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность,  нужна ребенку  для  его  психического  здоровья.

  То,  как  взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем,  склонен  к  подражанию,  он  чутко  воспринимает  и  перенимает  все эмоциональные реакции.

Если что-то не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какой-то степени является зеркальным отражением окружающих его людей [1].

Взрослые по  отношению  к  младшему  школьнику могут выражаться  в пренебрежительных  высказываниях,  в  унижающих  его  достоинство  оценках, эпитетах.

Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок  вынужден  подчиняться.

  Вырастая,  он  может  остаться  зависимым  от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.

Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые возникают при взаимном  уважении,  умении  взрослых понимать  ребенка,  сопереживать  ему, проявляя такт  в  общении.

  Родители  должны  строить  дружеские  отношения  с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.

Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.

 Таким образом, совместно с родителями класса была разработана программа «Роль семейного воспитания в формировании личности младшего школьника», определена цель, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями и учащимися класса. Программа была ориентировано на четыре года.

Работа с родителями разделена на 3 этапа:

1 этап реализации – ориентировочный. На данном этапе производится анализ и изучений семей в воспитательном процессе.

2 этап – основной. На данном этапе производится организация различных мероприятий с учетом родителей и учащихся.

3 этап – обобщающий (в конце года). Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся [4].

Таким образом можно утверждать, что четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды.

Школьники испытывают эмоциональный подъем, когда их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах – они испытывают чувство гордости за участие родителей  в жизни класса.

Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Подводя итоги можно отметить, что школа и семья  в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создавать все условия для радостной и творческой жизни.

Семья – это   первый  учитель  и  незаменимый  воспитатель  для  младшего школьника, спутник жизни ребёнка.

Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт. 

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770717.htm

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья – малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д.

Умение родителей придать целевую направленность ток или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое.

В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, происходит осознание мужских и женских ролей. Семья дает человеку представление о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей.

В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного поведения.  Иначе говоря, происходит социализация.

Воспитание в семье является ведущим и определяющим началом социализации.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла.

В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом.

Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама – музыкант, папа – врач, бабушка – педагог, дедушка – биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства.

Влияние семьи:

— семья осуществляет социализацию личности;

— семья обеспечивает преемственность традиций;

— важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

— существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Родители в жизни ребенка  играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца.

Читайте также:  Рисование на тему птицы в старшей группе детского сада - перелетные, домашние, поэтапное изображение ласточки, лебедя, петуха, снегиря, совы и других, конспект занятия, технокарта + фото

Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. От семьи зависит, каким вырастет ребенок. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и  нравоучения.

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей. 

Источник: https://students-library.com/library/read/53433-rol-semi-v-formirovanii-licnosti-rebenka

Роль семьи в воспитании личности

«Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это — результат воспитания«. Сюнь-Цзы.

Семья для ребенка — это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

Семейное воспитание — это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с требованиями общества.

Семья играет большую роль в воспитании ребёнка.

Правильное воспитание должно формировать ответственную, самостоятельную, заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая при этом чрезмерной опеки.

С одной стороны, семья — это большое счастье, благоприятный фактор для духовного роста человека, но это также может быть одним из факторов подавления взрослеющей личности. Многие родители воспринимают ребёнка только как субъекта, обязанного реализовать мечты, которые они сами не смогли исполнить в своей жизни.

Непроизвольно ребёнок становится частью (продолжением) своих родителей. Которые родители, якобы из лучших побуждений, хотят, чтобы наследники выполняли их собственные нереализованные планы, проекты.

Если мать или отец — личность нарциссическая, то у них возникает чувство, что дети — это часть их собственного «Я», и тем самым, они ограничивают ребёнка в его независимости.

Виды семей

 — Благоприятные

 — Менее благоприятные

 — Неблагоприятные

 — Нейтральные семьи

Учитель часто сталкивается с результатами различных нарушений воспитательного процесса в семье.

Семья — это возникшая на основе брачного союза, начальная организация членов общества, связанная между собой родственными и экономическими отношениями, совместно проживающих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Безусловная любовь.

Обусловленная любовь.

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.

) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

) И именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит и вероятность возникновения проблемного поведения у ребенка.

Психологами выделяются четыре основных стиля родительского поведения. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.

Безразличный тип семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями.

Либеральный тип. Уровень контроля также низкий, но отношения теплые.

Авторитарный тип воспитания — это высокий уровень контроля и холодные отношения.

Авторитетное воспитание означает теплые отношения и высокий уровень контроля.

Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального обучения имеют решающее значение в формировании нравственных, моральных качеств в воспитании человека.

В семье заключается основное физическое развитие человека, его здоровье. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения.

Умственное воспитание ребёнка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают родители, атмосфера, интеллект жизни семьи, целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов.

Под воздействием родителей у ребёнка формируется эстетический вкус в семье, формируются основы гармоничного развития.

Для того чтобы семейное воспитание дало результат, глагол воспитывать должен иметь  3 значения:

Основные условия успешного семейного воспитания

1) Родители должны хорошо знать своих детей,

2) Нельзя концентрироваться только на недостатках ребёнка или его успехах.

3) Важное условие — авторитет родителей. Макаренко определяет авторитет, как такое нормальное взаимоотношение родителей и детей, когда дети, уважая своих родителей и веря им, подчиняются их воле, их требованиям и указаниям.

4) Важное условие воспитания — режим дня. При распределении времени необходимо учитывать законы физиологии высшей нервной деятельности.

5) Контроль родителей за качеством выполнения поручений должен быть тактичным, а ненавязчивым. Особое место в воспитании ребёнка занимает чтение (например, сказки формируют эстетические и нравственные чувства). Необходимо закреплять интерес к книге.

6) Важное условие успеха самого воспитания — учёт родителями особенностей, возраста и пола детей.

7) Важное условие — наблюдение за взаимоотношениями своих детей с товарищами.

8) Единство требований со стороны всех взрослых в семье, школе — условие эффективного воспитания.



Источник: http://biofile.ru/psy/11477.html

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

Реферат: Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

ТЕМА

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

                                               СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..

Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка……………..

1.1 Понятие семьи, семья  как микросоциум……………………………………

1.2 Типы семьи ( полная- неполная, благополучная- неблагополучная)

1.3 В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

1.4 Основные задачи семьи (создание условий для роста  ребёнка, передового опыта создания  и сохранения семьи, обучение  необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание  у ребёнка ценностного отношения  к себе и другим людям)

Глава 2. Условия успешного семейного воспитания

2.1 Основные условия успешного  воспитания ребёнка в семье

2.2 Роль авторитета родителей  в воспитании

2.3 Виды ложного авторитета  родителей

2.4 Требования к организации  взаимодействия педагога с родителями

Заключение

Литература

Введение

C того момента, как ребенок  родился, и начал обживаться в  мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается.

Процесс воспитания направлен  на формирование социальных качеств  личности, на создание и расширение  круга ее отношений к окружающему  миру – к обществу, к людям, к самому себе.

Чем шире, разнообразнее  и глубже система отношений  личности к различным сторонам  жизни, тем богаче ее собственный  духовный мир.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями.

На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе.

Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации грает семья.

Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность.

Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека.

В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка

1.1 Понятие семьи, семья  как микросоциум

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении ( самоуважении) каждого её члена.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации.

Читайте также:  Особенности развития детей в раннем детстве

Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья – это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства.

Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой вырастет в ней человек.

Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.

Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж.

Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.

Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами.

Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.

Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер.

В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

1.2 Типы семьи ( полная — неполная, благополучная — неблагополучная)

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка.

К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой.

Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца.

Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми.

У одинокой женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье.

Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального “голода” или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой.

Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям.

В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет.

С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная.

Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками.

В нашем обществе всё заметнее становится кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей.

Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации, они имеют более общий характер.

Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей.

Неблагополучные семьи. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей.

1.3 В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Андреева Г. М., 1980, с. 335).

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации.

Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми(традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская). Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.

В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главное, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и д.р. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_16/rol-semi-v-formirovanii-lichnosti/602128.3538680.page1.html

Ссылка на основную публикацию