Социальное развитие личности

Процесс социального формирования и развития личности

Ни один индивидуум в истории человечества еще не родился уже сформировавшейся личностью. Становление личности происходит в процессе развития в условиях социума. Между понятиями «личность» и «человек» нельзя поставить знак равенства.

Личность — это…?

Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.

Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.

Читайте далее:  Развитие личности в обществе

Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад.

При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания.

В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.

Условия, оказывающие влияние на личность

Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.

Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.

Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.

Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.

Формирование личности — социальный процесс

Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.

Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам.

Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума. Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей. Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.

Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:

  • «Я – мальчик (девочка)»,
  • «Я – ученик (школьник, первоклассник)»,
  • «Я – дочка (сын, внук)», и т.д.

Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни.

Главный акцент формирования личности подростка – выбор профессии, личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.

Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.

Читайте далее:  Психология развития личности — 5 этапов развития человека

На формирование личности влияют такие социальные институты, как:

  • семья,
  • детский сад, школа, ВУЗ, техникум,
  • кружки, клубы по интересам, спортивные секции,
  • коллектив сотрудников,
  • собственная семья,
  • средства массовой информации, интернет.

К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.

Социальное воспитание как процесс развития личности

Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.

Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.

Сущность социального воспитания:

  • Приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;
  • Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.

Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни.

«Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества. Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами.

Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.

Фазы социализации личности:

  • Личность усваивает социальные нормы и ценности;
  • Личность стремится к самоактуализации, к тому, чтобы воздействовать на других членов социума;
  • Личность интегрируется в социальную группу, в которой и происходит раскрытие его возможностей.

Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:

  • Детство – здесь происходит закладка около 70% свойств и качеств личности, а так же основы социализации. Здесь естественным образом происходит понимание собственного «Я».
  • Подростковый возраст – становление личности сопровождают бурные изменения в физиологии, резко возрастает объем обязанностей, возложенных на человека.
  • Ранняя зрелость (молодость) – индивидуум стоит перед решающим выбором, решая к какому слою социума ему примкнуть, потому что он выбирает социальное общество на продолжительный срок.
  • Зрелость (период длится до кризиса 30 лет) – происходит становление таких сторон социализации, как трудовые отношения и личная жизнь, любовь, дружба. Человек составляет о себе собственное мнение на основе восприятия сексуальных сторон жизни и трудовых отношений.

Влияние социальной среды на личность

Социальная среда действует на человека посредством различных факторов и агентов. Различают следующие группы факторов социализации:

  • Микрофакторы – родственники, семья, соседи, друзья;
  • Мезофакторы – материальные условия, в которых проходит социализация различных групп и сообществ, характер протекания процессов на производстве и в обществе;
  • Макрофакторы – государство, этнос, страна проживания, общественный строй.

Окружающие индивидуума люди — это агенты социализации. Их состав кардинально меняется на разных этапах жизни человека. У детей и у подростков – это родители, сестры, братья, другие родственники, соседи по дому, преподаватели школы. В этой среде происходят решающие для социального становления годы жизни человека.

Среди агентов среды решающая роль принадлежит семье. Именно в ней и происходит формирование потребностей личности, ее ценностей и взглядов на жизнь, круга интересов. Там происходит закладка социально значимых и нравственных качеств человека. В семье создаются условия, моральные и материальные, для развития природных задатков.

Следующие институты среды (детский сад, школа, техникум, ВУЗ) закладывают основы таких социальных новообразований, как общественная и трудовая деятельность. Желательно, чтобы эти процессы проходили под руководством авторитетного взрослого. От факторов влияния среды зависит складывающаяся у человека система ценностей.

Источник: http://pikacho.ru/formirovanie-lichnosti-kak-socialnyj-process/

Социальное развитие личности

Социальное развитие личности подразумевает включение индивидуума в общественную среду. Этот процесс взаимосвязан с разными сферами жизни человека – работой, семьей и т. д. Человек – существо социальное, и пребывание вне общества для него является крайне затруднительным.

Взаимодействие индивидуума с обществом влечет за собой целый ряд явлений социально-психологического характера, которые формируют структуру его личности в соответствии с исторической эпохой, социально-экономической средой, а также с убеждениями семьи и ближайшего окружения.

Основные стадии социализации личности

Согласно распространенной концепции личностного развития, выделяют 5 главных периодов социализации, у каждого из которых есть отличительные черты и особенности:

  • Стадия первичной социализации.

Характерна для детского и подросткового возрастов. Социальное развитие личности в этот период представляет собой адаптацию к окружению, и обусловливается усвоением базовых правил и общественных норм посредством запоминания и подражания.

На данном этапе развития личности индивидуум стремится выделиться из социума, проверяя его границы методом проб и ошибок. В этот период происходит формирование характера человека. В некоторых случаях индивидуум приобретает нигилистический характер и полное отрицание общественных норм. Как правило, эта стадия характерна для подросткового и раннего юношеского возрастов.

Характеризуется желанием и стремлением человека занять свое место в обществе. Насколько успешным будет процесс включения в социум, зависит от соответствия основных качеств личности и общественных ожиданий.

При явном несовпадении этих двух факторов возможно формирование у человека негативных психологических установок.

Нередко результатами такого несоответствия становятся агрессия и полное отрицание общественных устоев, в совокупности с внешним конформизмом (когда внутри человек продолжает бунтовать, но внешне подчиняется окружающим стандартам).

Как правило, данная стадия развития личности затрагивает весь трудоспособный период человеческой жизни. На данном этапе индивидуум не только впитывает и принимает общественные установки, но и обогащает окружающую среду результатами своей деятельности.

Характерна для пожилого и старческого возрастов. Главной задачей для человека в этот период становится передача социального опыта следующим поколениям.

Стоит заметить, что в разной культурной среде социальное развитие личности может значительно различаться.

Личность и социализация

Источник: https://MedAboutMe.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/psikhologiya_i_otnosheniya/sotsialnoe_razvitie_lichnosti/

Процесс социального развития личности

Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце 1970-х гг. В. И. Бобневой для обозначения «особого вида индивидуального развития человека», составляющего психологическую основу процессов социализации и воспитания (103).

Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части единого процесса вхождения человека в мир культуры и социальных отношений.

Социализация в данном случае понимается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность, формирование его как представителя определенной группы, носителя ее норм, ценностей, ориентации.

Социализация преимущественно направлена на формирование не индивидуально-неповторимых, а типическо-групповых свойств и способностей человека. Социальное же развитие человека — это его «индивидуальное развитие в рамках, контексте, в условиях

392

общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам — индивидуально, лично, непосредственно — проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей» (103, с. 38—39).

Социальное развитие личности представляет собой процесс усвоения человеком социального опыта в межличностных и межгрупповых ситуациях общения и взаимодействия и процесс активного, творческого воспроизводства человеком усвоенного переработанного опыта.

Иначе говоря, все, что предлагается социальной средой для усвоения в качестве образчиков норм и ценностей, проживается и субъективно перерабатывается человеком, становится частью его внутреннего мира.

Затем этот усвоенный и личностно видоизмененный опыт становится частью социального поведения человека, образцом для усвоения другими людьми. Очевидно, что степень субъективной переработки у разных людей различна, зависит она также от характера усваиваемого опыта.

Одно дело — нравственные принципы поведения, совсем другое — эстетические представления о прекрасном и безобразном.

В процессе социального развития можно выделить две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизации и индивидуализации личности.

Типизация «отвечает» за формирование как личностных свойств, заданных группами, в которые входит человек, так и общих для их представителей.

Благодаря типизации во внутренний мир человека проникают модальные (общие), стереотипизированные черты, создается психическая основа нормативного «огруппленного» поведения. Основной путь формирования модального

393

содержания внутреннего мира человека — целенаправленное социальное научение через образцы для подражания.

Индивидуализация — это процесс выработки собственного опыта социального взаимодействия и общения, индивидуального отношения к предписываемым ролям и позициям в группе.

Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения, личностные смыслы, субъективная картина мира человеческих отношений.

Индивидуальное содержание личности формируется в ходе стихийного социального взаимодействия, самостоятельного познания социальных закономерностей.

Каждый этап социального развития характеризуется своим уникальным сочетанием процессов типизации и индивидуализации, что позволяет говорить о некоторых закономерностях, общих особенностях личности людей, проходящих тот или иной этап. Ниже мы остановимся на характеристике некоторых наиболее важных этапов социального развития в детском и юношеском возрастах.

Какие, собственно, психологические механизмы обеспечивают процесс социального развития человека? Н. Смелзер выделяет четыре механизма социализации. Это:

√ имитация — осознанное копирование определенной социальной модели;

√ идентификация — усвоение через уподобление себя объекту подражания;

√ стыд — состояние, чувство, возникающее у человека из ощущения, что его разоблачили;

√ вина — чувство, основанное не на страхе разоблачения, а на терзаниях совести. Имитацию и идентификацию Смелзер причислил к позитивным средствам усвоения социального опыта, стыд и вину — к негативным. Негативными он назвал стыд и вину на основании того, что они своим действием запрещают некоторое социальное поведение, блокируют его (98).

394

Иной подход предложен в работе В. В. Абраменковой. Опираясь на отечественные и западные подходы (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, В. С. Мухина и др.

), она выделяет пару взаимосвязанных и противоположных по направленности механизмов социального развития — идентификацию и отчуждение, которые, собственно, и обеспечивают протекание процессов типизации и индивидуализации и их взаимосвязь (2).

Читайте также:  Аппликация в старшей группе троллейбус: конспект занятия с образцами и шаблонами + фото работ

Отчуждение в данном случае — способность ребенка выйти за пределы системы отношений «Я — другой», «Я — социальная норма» или «Я — вещь» и посмотреть на эти отношения независимо, отчужденно. Благодаря этому механизму формируется свободное, личное отношение человека к миру, деятельности и общению, самому себе.

Таким образом, социальное развитие — это многогранный процесс, предполагающий:

√ трансляцию группового опыта конкретной личности через типическое содержание;

√ создание через процессы индивидуализации нового группового опыта;

√ наполнение социальным смыслом тех или иных качеств и возможностей человека и тем самым определение социально значимых перспектив их развития;

√ формирование социально значимых качеств личности.

Остановимся на каждом из названных аспектов процесса социального развития.

Трансляция группового опыта

Эта традиционная составляющая социального процесса именуется в социальной психологии и близких ей научных дисциплинах (социологии, педагогике) социализацией. Охарактеризовать процесс социализации в его общем виде — значит ответить на три вопроса: какой именно опыт, как и кем он транслируется? С точки зрения содержания социализация — это процесс трансляции норм и ценностей,

395

позволяющих формировать и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах: предметной деятельности, общении и самосознании (9).

Основная форма трансляции — знаковые системы, важнейшие трансляторы норм и ценностей — большие и малые группы, объекты — носители человеческой культуры.

Принято выделять также институты социализации — конкретные социальные группы, являющиеся носителями и трансляторами норм и ценностей. Главными среди них являются семья, неформальные группы, формальные коллективы.

Семья как транслятор типического опыта играет существенную роль в ходе всей жизни человека, но особенно велико ее значение в детском возрасте.

Семья транслирует ребенку как духовные, так и материальные ценности определенного содержания, но самое главное — она закладывает в него некоторый проект социализации, осознанно или неосознанно разработанный родителями при незримом участии многих поколений их предков. Можно выделить несколько типов проектов социализации:

устойчивое наследование прародительской модели. В этом случае родители воспроизводят в конкретных условиях некоторый «вневременной» проект, заложенный их предками в иных социальных условиях;

усеченное воспроизводство прародительской модели.

Родители пытаются «улучшить» известную им по их собственному опыту модель социализации, изъяв из нее те моменты, которые им самим кажутся неэффективными, неприятными, вредными с позиций личного опыта.

Трудность заключается в том, что при изъятии отдельных аспектов проект перестает быть целостным, логичным и, кроме того, не всегда можно понять, какие именно его особенности приводят к неприемлемым следствиям;

анти-модель, построенная на отрицании прародительского проекта. Опасность в том, что тезис «У нас все будет иначе» не всегда содержит в себе ответ на вопрос: «А как именно?» Из-за этого

396

анти-модель нередко постепенно превращается в первый из описанных вариантов;

современная социальная модель, в которую закладываются ценности и социальные представления поколения родителей.

Эта модель никогда не дается в законченном виде, она создается родителями непосредственно в ходе воспитания детей, что, понятно, таит в себе как гениальные находки, так и грандиозные поражения.

Кроме того, прародительская модель продолжает оказывать на родителей свое влияние, особенно в том случае, если сами они были воспитаны именно на ней.

Представленные типы моделей — это чистые типы. В реальности мы чаще имеем дело с иной ситуацией, когда конкретный проект социализации ребенка рождается в процессе совмещения отцовского и материнского представлений и, кроме того, на его содержании сказываются еще несколько важных моментов.

В реальном проекте социализации родители пытаются совместить: отцовский и материнский проекты; необходимость социализировать ребенка и дать ему возможность развиваться как свободной личности; воспитание в ребенке свойств, необходимых для выживания в мире отношений, а также для творческой самореализации в системе этих отношений; заинтересованность ребенка в соблюдении семейных традиций и утопическую мечту каждого родителя: «пусть у него все будет иначе, лучше».

А как транслируются ребенку типические представления о самой семье, ее укладе, ценностях и должных способах взаимодействия между членами семьи? В. В.

Абраменкова выделяет два основных источника формирования таких представлений: наблюдение ребенком реальных взаимоотношений в собственной семье и других референтных для него семьях, а также познание идеального типа семейных взаимоотношений, зафиксированных в сказках.

«Сказка, — отмечает автор, — является одним из источников построения ребенком образа мира, модели будущих семейных отношений в своей идеальной форме. …Именно в сказке воплощены сверхнародные и сверхвременные образцы человеческих отношений, позволяющие

397

говорить о ее прогностической роли в истории, то, что имел в виду Велимир Хлебников, говоря: «Сказка — посох, о который опирается слепец — человечество» (2, с. 127).

Не менее важным институтом социализации (транслятором типического) является неформальная группа.

Особый интерес представляет именно детская неформальная группа, влияние которой вполне сравнимо с влиянием семьи на социальное развитие ребенка, причем не только в подростковом, но уже в старшем дошкольном возрасте.

Более того, в последнее время влияние детской группы на ценности ребенка существенно возросло: «Сдвиг в пользу сверстников происходит, по данным исследований, по нарастающей, уже не только подростки, но и младшие школьники и даже старшие дошкольники все чаще предпочитают ценности равных себе. Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров и, с другой, — с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей» (2, с. 211).

Детская группа может рассматриваться как один из самых сильных и самых древних институтов социализации ребенка и подростка. Сегодня это признается многими отечественными и зарубежными авторами. Так, М.

Кле подчеркивает, что «группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя, свое предназначение, позволяя испытать чувство риска и попробовать силы в ситуации соревнования (41, с. 132).

Источником воздействия на социальное развитие ребенка в детском сообществе выступает детская субкультура, которой В. В. Абраменкова дает следующее определение:

«Это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития» (2, с. 92).

398

Детская субкультура — это целый мир отношений, который дети создавали и продолжают создавать для себя. Его составляют народные игры, детский фольклор и юмор, детский правовой кодекс и словотворчество, детское философствование и религиозные представления, эстетические каноны и наделение прозвищами.

К детским сообществам, жизнь которых в значительной степени разворачивается в пространстве детской субкультуры, относятся детские игровые сообщества, основанные на ролевых, соревновательных играх и играх с правилами, и так называемые самодеятельные группы по интересам (спортивным, музыкальным, техническим и другим).

Трансляция типического опыта осуществляется благодаря тому, что детская группа диктует достаточно жесткое подчинение ребенка нормам и правилам взаимодействия, используя для этого игровые ситуации, правовой кодекс, фольклор, присвоение прозвищ и т. д.

Большую роль детская группа играет в формировании представлений ребенка о своей половой принадлежности (2, 96).

Формальная группа — еще один институт социализации как в детском, так и во взрослом состоянии человека. Т.

Шибутани напрямую связывает процесс социализации с усвоением человеком конвенциональных норм: «Социализация — это непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны поведения, которые санкционированы группой.

Поскольку он усваивает конвенциональные значения и символы, он с большей легкостью может участвовать в различных коллективных предприятиях. Он научается проводить более тонкие различия, и это, в свою очередь, позволяет ему принимать участие в еще более сложных формах кооперации» (131, с. 417).

Формальный коллектив, являющийся единицей более широкой социальной системы отношений, в значительной степени отвечает за трансляцию типического опыта, в том числе потому, что через малую социальную группу транслируется опыт больших групп, в которые имплицитно включен каждый человек: этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и других.

399

Формальный детский коллектив — это детское сообщество, основанное на таких регламентируемых взрослыми формах деятельности, как трудовая (в доступных детям видах), продуктивно-творческая, учебная. Формальные детские коллективы используются взрослыми как средство трансляции детям типического опыта, формирование модальной компоненты их личности.

Анализ реальной ситуации показывает, что дети и подростки не удовлетворяются такими видами деятельности и практически всегда создают в рамках формального коллектива «тайную детскую жизнь», построенную на нерегламентированных формах взаимодействия. Отношения в этой «тайной жизни» подчиняются законам детской субкультуры в ее истинных либо искаженных формах.

И именно эти отношения выполняют преимущественную социализирующую функцию, то есть воздействующий потенциал регламентированных отношений в формальных детских сообществах не столь значителен, как этого хотелось бы взрослым. Развитие этого потенциала связано, по мнению В. В.

Абраменковой, с включением в жизнедеятельность любого детского коллектива содержательных компонентов традиционной детской субкультуры.

Типическое — необходимый компонент личности человека, включенного в различные формы социального взаимодействия. Типическое содержание личности обеспечивает адаптацию в группе и социуме в целом, а также социально-психологическую преемственность поколений, задает некоторый минимальный уровень понимания друг другом людей, принадлежащих к определенной культуре.

Вместе с тем очень важно, чтобы типическое содержание не становилось доминирующим в личности человека, так как это грозит не только потерей индивидуальности, но и самыми разными негативными следствиями для общества в целом. Модальная личность — это личность, в структуре которой преобладают типизированные, отбираемые группой черты и свойства (103).

Человек — обладатель такой личности «оказывается неспособным осознать и адекватно

400

оценить не только явления и свойства, на которые его референтная группа накладывает «табу», но и смысл, цели, механизмы социально-группового ограничения» (103, с. 51). Он не способен понять, в чем именно его ограничивает группа и почему это для группы важно.

Причиной формирования личности такого типа могут являться условия социализации, в которых человек не обладает необходимыми степенями свободы для личностной оценки групповых норм и ценностей и формирования личностного отношения к ним.

Это условия, не предполагающие процессов индивидуализации и права человека на создание нового группового опыта.

Источник: https://studopedia.net/3_40953_protsess-sotsialnogo-razvitiya-lichnosti.html

Гольцова П.А., Лоева Я.А. Социальное развитие личности в современном обществе: определение понятия и проблем

Гольцова Полина Андреевна1, Лоева Яна Александровна1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, магистрант факультета инновационных технологий

Goltsova Polina Andreevna1, Loeva Yana Alexandrovna1
1National Research Tomsk State University, master student of the faculty of innovative technologies

Библиографическая ссылка на статью:
Гольцова П.А., Лоева Я.А. Социальное развитие личности в современном обществе: определение понятия и проблем // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18549 (дата обращения: 24.09.2018).

Наша жизнь не стоит на месте, происходит постоянное развитие и внедрение различных технологий, гаджетов в обиход. Но разве развитие общества состоит только в развитии науки, техники и технологий?! Создание чего-то нового, материальных предметов невозможно без развития создателя, как личности и, безусловно, важна социализация этой личности.

Прежде чем определять понятие и проблематику социализации личности необходимо дать определение и понять для себя, что же такое личность. Существует множество толкований этого понятия [1-3], применяемые совершенно в разных областях – это и лингвистика, и философия, и психология, и экономика.

Нами под термином личность будет подразумеваться развитие человека, как сознательного индивида, находящегося в постоянном познавательном процессе, занимающего свою нишу в обществе и формирующегося под влиянием его тенденций.

Далее уточним определение термина социализация – это длительный и непрерывный процесс вливания и усвоения социальных и общепринятых норм, правил, традиций, знаний, ценностей общества индивидом, в результате чего происходит формирование личности [4-6].

Социализация индивида и его перевоплощение в личность проходит два этапа:

  1. Социальное приспособление и привыкание – это способность адаптироваться к социальным нормам, правилам, влиться в социальные группы и институты.
  2. Переход. Индивиду мало пройти социальную адаптацию, чтобы стать личностью,  необходимо пропустить все через себя и свой внутренний мир, включить в свою жизнь правильные социальные ценности.

Формирование личности имеет зависимость и с возрастными периодами, которые разделяются примерно так же, как и в известной повести Л.Н. Толстова «Детство. Юность. Отрочество»:

  1. Детство и юность (от рождения до совершеннолетия) – в этот период происходит обучение и накопление знаний, для подготовки к трудовой и зрелой жизни. Определение себя в мире.
  2. Зрелость (от совершеннолетия до 45-55 лет) – сопровождается активной трудовой жизнью, созданием своих личных и семейных ценностей, накоплением социального опыта, переосмыслением своего «я» в обществе.
  3. Отрочество (от 50 лет) – как правило, относится к прекращению трудовой жизни, передачи накопленного опыта, созданных ценностей своим приемникам и новому поколению. К этому периоду человек является полностью сформированной социальной личностью.
Читайте также:  Оценка за плагиат

На каждом из этапов и периодов социализация личности происходит под воздействием ряда фактор и механизмов:

  1. Идентификация – самопознание, определение своей роли в обществе, стремление стать личностью, а не быть серой массой, стремление к созданию полезных и продуктивных связей.
  2. Самоограничение – неуверенность в себе и своих силах, вследствие чего возможно возникновение неадекватного поведения, потеря полезного накопленного социального опыта.
  3. Подражание – стремление стать личность на примере других, желание перенять их манеры, поведение, ценности и опыт. Необходимо стараться ограничивать это стремление, иначе можно потерять то, что уже заложил в себя, в развитие себя как личности.

По нашему мнению социальное развитие личности может замедляться и сталкиваться с проблемами из-за механизмов, под которыми происходит формирования индивида как личности.

Это объясняется тем, что в ходе борьбы с существующими «демонами» общества – алкоголизм, нарциссизм, эгоизм, лень, излишнее желание всегда быть первым, индивид теряет себя, по частичке теряет все то, к чему так долго стремился – это стать осознанной личностью.

Современные тенденции в обществе не всегда положительно влияют на человека, а зачастую  оказывают отрицательное воздействие. Например, среди молодежи увеличивается количество одиночек, либо неуравновешенных под действием субкультур.

Признаками успешной социализации индивида и становлением его личностью относятся:

  1. Человек адекватно реагирует на другого, на его манеры, ценности и поведение, для него все равны.
  2. Происходит принятие и осознание общепринятых и сложившихся норм и правил поведения в обществе. Отсутствует отказ и противостояние, за счет которого человек будет пытаться выделиться из толпы.
  3. Наступает внутренняя и внешняя гармония между желанием быть одиночкой и всегда быть на первом месте. Такой баланс способствует покорению вершин и самопознанию, развитию личностных ценностей.

Таким образом, социализация – это важный этап в формировании личности, способствующий развитию социального общества в целом. Но необходимо помнить и быть осторожными в своем стремлении стать личностью. Стараться найти оптимальный баланс между технико-технологичным и социальным развитием общества.

Библиографический список

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 704 с.

Источник: http://human.snauka.ru/2016/12/18549

Социальное развитие личности

Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части вхождения человека в мир культуры и социальных отношений.

Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате ᴇᴦο социализации и воспитания.

Понятие ʼʼсоциальное развитие личностиʼʼ было использовано в конце

1970 – х гг. В.И.Бобневой.

Этим термином обозначался ʼʼпроцесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общенияʼʼ (В.И.Бобнева, Е.В.Шорохова).

Социальное развитие личности – это усвоение, переработки и реализации человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате ᴇᴦο социализации и воспитания.

Этапы социального развития личности. В процессе социального развития выделяются две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции˸ типизация и индивидуализация личности.

Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе.
Типизация личности – процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек.

Типизация личности – процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек. Благодаря типизации создается психологическая основа нормативного поведения человека в социуме.

Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения человека, ценности и личностные смыслы, оформляется субъективная картина мира.

Каждый этап социального развития человека характеризуется уникальным сочетанием процессов типизациии и индивидуализации.

Социальное развитие человека продолжается всю жизнь, но есть отличительные особенности между социальным развитием в детском возрасте и у взрослых.

В связи с этим мы разберем особенности социального развития, разделив их на два основных этапа. Первый этап объединяет детский и подростковый возраста. Второй этап – период взрослости. Этапы социального развития не привязаны к возрасту жестко.

Но есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем интеллектуального развития.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/292873_social_noe_razvitie_lichnosti

Шпаргалки — Социальная психология — 5. Общее понятие социального развития личности

Страница 5 из 56

5. Общее понятие социального развития личности

В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений.

Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека.

Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только при социальном взаимодействии.

Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.

Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.

Источник: https://libsib.ru/psichologiya/shpargalki-sotsialnaya-psichologiya/5-obschee-ponyatie-sotsialnogo-razvitiya-lichnosti

Образовательный портал

Жукова Жанна Владимировна, педагог-психолог, методист ГБСКОУ школы №3

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие.[1, 2, 4, 9].

Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность.

Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.[9]

Чем ярче проявляет личность социальные черты и качества, а ее деятельность все больше начинает носить своеобразно-творческий характер, тем больше проявляется индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Психологическая структура личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур

Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.[4, 5, 9]

Вопрос о том, как происходит развитие личности человека, каковы его источники и факторы, является основным вопросом для наук о человеке

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

Соотношение биологического и социального в личности

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме.

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.

[1, 2, 4, 6,<\p>

1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?

1)   Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/76-psychological/5844-2014-08-26-09-50-46.html

Социальное развитие

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

social development) — см. Экономическое и социальное развитие.

Источник: Большой толковый социологический словарь

англ. development, social; нем. Entwicklung, soziale. Совокупность экон., соц., полит., духовных процессов, развертывающихся в обществе.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

прогрессивный сдвиг или изменение, накопление положительных качеств в системе, явлении, институте, обществе и др.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах — социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.д.

Не всякие изменения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при которых одни социальные явления заменяются явлениями более высокого уровня или переходят на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, заменяются явлениями, переходят на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие).

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или в отдельных ее компонентах – социальных отношениях, общностях, организациях, институтах. Не все они представляют собой развитие.

Последнее возможно, если социальные явления заменяются другими (более высокого уровня) или происходит нарастание количества последних, либо вся система переходит на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие).

В случае когда эти явления полностью или частично заменяются иными, более низкого уровня, системы переходят на более низкие ступени (регрессивное развитие). С.р. осуществляется путем эволюции, при постепенном отмирании старых элементов прежней социальной системы, их вытеснении и накапливании новых. Др. форма С.р.

Читайте также:  Компьютерная система обучения: аппаратные и программные средства. сетевые обучающие системы

– революционные преобразования, социальные революции, когда происходят относительно быстрое и единовременное разрушение всех элементов ранее существовавшей системы и замена их сразу же возникающими в системном единстве новыми элементами.

Социальная революция принимает характер политической революции, если происходит смена власти, изменение политического строя. Социальное государство (результат длительного развития социальных процессов, социальной эволюции) выступает мощным средством, обеспечивающим прогрессивное развитие общественных систем без насилий и потрясений.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

направленное необратимое изменение социального объекта в сторону его усложнения и совершенствования (прогрессивное развитие) либо движение вспять (регрессивное развитие); трансформация простых структур в сложные, социальная модернизация. Различают эволюционное и революционное, экстенсивное и интенсивное развитие.

Источником его выступают социальные противоречия в процессе их разрешения (Гегель). Изучением проблем социального развития занимались О. Конт (социальная динамика), Г. Спенсер (теория социальных эволюций), Э. Дюркгейм (механизм социального развития в теории разделения труда), Т. Парсонс, П. Штомпка и др.

В отечественной науке значимый вклад в формирование теории социального развития внесли С. Булгаков, Н. Бердяев, Г. Федотов, П. Сорокин, 3. Голенкова, Т. Заславская, В. Ядов и др. При разработке теоретико-методологических основ социальной работы термин «социальное развитие» приобрел новое звучание в работах В. Емельянова, Ф. Пайве, Ж. Тощенко, Д. Джонса, Р.

Пандея, Д. Сандерса, Г. Мааса. Социальное развитие стало рассматриваться как процесс повышения способностей людей, личностных улучшений, которые в конечном счете приведут к развитию всего общества.

В последние годы разработка проблем социального развития все более углубляется, рассматриваются новые его аспекты (например, социальные аспекты устойчивого развития в работах В.К. Левашова), проблема приобретает большую значимость в становлении социального менеджмента [43, 107, 116].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

процесс, в ходе к-рого происходят существенные количественные и качественные изменения в соц. сфере обществ. жизни или отдельных ее компонентах — соц. отношениях, соц. ин-тах, соц.-групповых и соц.-организационных структурах и т. д. Не всякие изменения в соц. явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при к-рых одни соц.

явления переходят на более высокие (по объективным критериям соц. прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие). Р.с. осуществляется путем эволюции, когда постепенно отмирают старые элементы определенной системы социальной (см.) и вытесняются постепенно накапливающимися новыми элементами.

Др. форма — революционные преобразования, соц. революции, когда происходят относительно быстрое и единовременное разрушение всех устаревших элементов системы и замена их новыми элементами, сразу же возникающими в системном единстве. Соц. революция принимает характер политич. революции — если осуществляются смена власти, изменение политич. строя.

Как эволюционное, так и революционное Р.с. происходит не только в масштабах об-ва в целом, но и в рамках отдельных его звеньев и ячеек, а также тех или иных общностей социальных (см.). Р.с, как и экономическое развитие может быть экстенсивным и интенсивным. Впервом случае в тот или иной соц.

процесс вовлекаются все более широкие массы населения (напр, быстрое и широкое повышение образовательного уровня масс) или расширяется система соц. связей, складывающихся между людьми. Второй путь заключается в упрочении соц. связей и отношений, в совершенствовании условий и образа жизни людей. Важной характеристикой Р.с.

является быстрота протекания соответствующих процессов. В силу конкретных объективных и субъективных причин они могут развиваться или ускоренно или замедленно, даже почти вообще останавливаться. См. также: Теории социального развития. Лит.: Социальное развитие: теория и практика. М, 1982; Социальное развитие как предмет философско-социологического анализа.

Томск, 1983; Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Ю.Е. Валков.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

такой тип изменений в обществе, который определяет переход всех общественных отношений к качественно новому состоянию. Р. с. является результатом взаимодействия большой совокупности социальных процессов, основу которых составляет целенаправленная деятельность людей субъектов этих процессов. В зависимости от их активности различают две основные формы Р. с.эволюционную и революционную.

Первая это медленные, постепенные количественные изменения в социальной системе или ее элементах. Вторая качественные сдвиги во всех общественных структурах, осуществляющиеся путем радикальной перестройки прежде всего экономических, социальных и политических отношений. Обе эти формы развития диалектически соединяются. Эволюция подготавливает революцию и завершается ею.

Далее качественно новые общественные отношения предполагают этап количественных сдвигов и т. д. Существенной характеристикой Р. с. является время социальное, в котором проявляется направление развития. Учет времени обязательное методологическое требование социологического исследования.

Речь идет не о фиксации хронологии событий, а об учете конкретно-исторического уровня, состояния и темпов развития производительных сил и производственных отношений, детерминант конкретных социальных ситуаций, всей совокупности их слагаемых. Следует сказать, что в последнее время термин «Р. с.

» употребляется и в более узком смысле-для характеристики собственно социальных процессов в обществе (развитие социальной структуры, ее институтов) в отличие от процессов экономического, технического, производственного развития и др. Однако такое толкование свидетельствует о неразработанности понятия «социального» в отличие от «общественного». Важную роль в обеспечении устойчивости Р. с.

играет его планирование. В СССР была осуществлена первая попытка ускорить Р. с. путем планирования. Природа общественных отношений социализма обеспечивает такую возможность. Планирование Р. с. в СССР стало утверждаться как объективная закономерность социализма и принесло немалые успехи.

Однако этому процессу в условиях культа личности помешало постепенное перерождение демократического централизма в бюрократический. Именно поэтому улучшение системы социального управления на основе развития демократии и гласности КПСС рассматривает ныне как условие перестройки всех сфер общественного развития.

Источник: Социологический справочник

это развитие человеческих сообществ, малых и больших этносов, народностей, государств и их союзов, а также цивилизаций и культур, которые созданы или сформированы человеком. Социальное развитие вобрало в себя всю совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов.

Это процесс, в котором происходят количественные и качественные изменения в социальной сфере, общественной жизни или отдельных его компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.п.

Социальное развитие – это следствие взаимодействия большой совокупности социальных процессов, в основе которых – целенаправленная деятельность людей – субъектов социальных процессов. Общий механизм Социальная оабота состоит в возникновении новых потребностей в разных сферах общественной жизни и поиске возможностей из удовлетворения.

Новые потребности возникают как следствие производственной и другой продуктивной деятельности человека, а поэтому связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, расширением и углублением объема научного знания, усложнением механизма творческой и потребительской деятельности человека.

Однако не все изменения в социальных явлениях и процессах являются их развитием, а только те, вследствие которых одни социальные явления сменяются другими более высокого уровня или переходят на высокую (за объективными критериями социального прогресса) ступень своего состояния (прогрессивное развитие) или, наоборот, их меняют явления, которые свидетельствуют о переходе на ступень низшего уровня (регрессивное развитие). Социальное развитие осуществляется в двух основных формах – эволюционной и революционной. Эволюционная форма – это медленные, поэтапные количественно-качественные преобразования в социальной системе или ее элементах или постепенное отмирание старых элементов определенной социальной системы и их вытеснение новыми элементами, которые постепенно накапливаются. Революционная форма – качественные изменения во всех общественных структурах, которые осуществляются путем коренной перестройки общественных отношений и социальных институтов, разрушением всех застарелых элементов системы и замене их новыми элементами, которые возникают в системном единстве. Две формы социального развития диалектически соединены. Социальная эволюция готовит социальную революцию и завершается ею. Термин социальное развитие используется и в более узком значении – как совокупность теоретических концепций и практических действий, законодательства и политики современного государства относительно укрепления и расширения социального благосостояния населения. Во второй половине ХХ – начало ХІХ вв. современное государство осуществляло активный курс на реализацию не только традиционных исторически обусловленных функций, связанных с обеспечением в стране порядка, безопасности, благоприятных внешних условий, но и на содействие социальному благосостоянию всего населения, через политику централизованного планирования или использования определенной модели развития и управления экономикой. В рамках выбранной модели поддерживается производство и потребление, осуществляется содействие полному, рациональному и эффективному использованию рабочей силы, успешно разрабатывается законодательство в экономике и социальной сфере, утверждаются и реализуются программы, которые обеспечивают получение всеми гражданами образования и медицинского обслуживания, достаточного дохода в кризисных ситуациях. Важную роль в обеспечении социального развития играют социальные реформы и социальное планирование. Природа общественных отношений такова, что позволяет использовать эту возможность для определенных социальных институтов. Предполагаемые изменения, нововведения и преобразования, которые приводят к деструктивным изломам существующего порядка, стимулируют социальное развитие. Именно поэтому улучшение системы социального управления на основе демократизации общественных отношений обеспечивают лучшие результаты в усовершенствовании общества и ускорении социального развития. Как показывает мировая практика, успешное применение странами политики социального развития позволяет им решать политические проблемы консолидации общества, снижения социального напряжения. Все это значительно укрепляет позиции государства, его позитивную роль в развитии институтов прав человека, семьи и решении социальных проблем отдельных маргинальных (уязвимых) групп населения. Существенную роль в разработке и распространении концепций социального развития государств играет ООН. В ее структуре успешно действует межправительственная комиссия Соуиальной работы, которая ориентирует страны на необходимость усовершенствования форм и методов деятельности правительств относительно осуществления политики социального развития. Комиссия решает много социальных проблем, которые имеют международное значение (международное социальное положение, семья, дети, молодежь, люди пожилого возраста, инвалиды и т.п.), готовит проекты международных программ и конвенций, предоставляет правительствам эффективную помощь в реализации политики социального развития. Комиссия инициирует международные конференции и семинары, объявляются международные тематические годы и десятилетия (например, ребенка, молодежи, людей пожилого возраста, семьи и т.п.). Одним из основных документов комиссии является Декларация о социальном благополучии, прогрессе и развитии (1969 г.), которая стала основой политики государств в этом направлении. В Декларации подтверждено, что государства члены ООН должны нести ответственность за проведение внутренней и внешней политики, направленной на содействие социального развития во всем мире. Основными целями политики социального прогресса и развития должны быть постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и соблюдении прав человека и основных свобод, в том числе: ликвидация голода и недоедания; ликвидация бедности, достижение высокого уровня охраны здоровья по возможности бесплатного; искоренение неграмотности, обеспечение права на общий доступ к культуре, на бесплатное обязательное начальное образование и на бесплатное образование (обучение) на всех уровнях, повышение общего уровня образования на протяжении всей жизни. В Декларации также детально изложены и зафиксированы основные и главные цели с точки зрения защиты прав отдельных групп населения: обеспечение прав матери и ребенка, обеспечение благосостояния людей пожилого возраста и инвалидов, воспитание молодежи в духе идеалов справедливости и мира. В Декларации также признано, что все народы и все люди имеют право жить в достойных условиях свободы, пользоваться плодами социального прогресса и со своей стороны содействовать ему. Особенную роль в дальнейшем продвижении и утверждении концепции социального развития сыграла Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшаяся в марте 1995 года в Копенгагене и принятая на ней Копенгагенская декларация. В ней подчеркнуто, что люди планеты разными способами заявляют о потребности решения глубоких социальных проблем, особенно, бедности, безработицы и социальной изоляции. На высоком уровне опять было высказано, что социальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержки мира и безопасности как внутри стран, так и в отношениях между ними. Был также подтвержден факт взаимозависимости между экономическим, социальным развитием и охраной внешней среды. В принятой на встрече в Копенгагене программе действий особенно актуальным явился тезис о том, что конечная цель социального развития – повысит и улучшить качество жизни всех людей. Все положения программ направлены на достижение конкретных, связанных с условиями жизни и здоровья людей, показателей социального развития.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Источник: http://voluntary.ru/termin/socialnoe-razvitie.html

Ссылка на основную публикацию