Советы по обучению ребёнка устному счёту

Советы по обучению ребёнка устному счёту | О банках и финансах

Многие дети слышат фразу: «Вот отправишься в школу, в том месте тебя научат вычислять». Но с учётом современных требований к поступающим в начальное звено учебного заведения, без базисных знаний в счёте ребёнка в школу просто не примут.

Содержание

Требования к поступающим в первоначальный класс школы

Родители должны дать ребенку базисные знания нужные для поступления в школу

Стандарт образования, по которому трудятся все школы постсоветского пространства, претерпевает большие трансформации с каждым годом. И с каждой доработкой он делается всё более строгим к тем умениям и знаниям, которыми ребёнок обязан владеть до первого класса. Счёт – это один из главных навыков, которым обязан обладать кроха. Итак, будущие первоклассники должны

  • Знать, как выглядят цифры от 1 до 10;
  • Создавать вычитание и сложение в пределах 10;
  • Иметь представление об главных фигурах (квадрате, круге, треугольнике);
  • Осознавать, что означает «больше», «меньше», «поровну»;
  • Мочь сравнивать ширину, количество и толщину предметов.

Задача своих родителей оказать помощь ребёнку осознать логику несложных арифметических действий.

Игровые способы

Запоминание цифр должно быть систематическим и сначала наглядным

Взрослому человеку тяжело представить, что элементарная последовательность цифр может приводить к недоумению: из-за чего по окончании 9 направляться 10, а не 11. Но для детей – это вправду неясно.

Исходя из этого выполнение и запоминание цифр несложных математических действий должно быть систематическим и сначала наглядным.

Психологи рекомендуют затевать занятия после достижения годовалого возраста.

С этого периода дети начинают принимать абстрактные понятия. Первое время превосходно подойдут потешки и считалочки. К примеру, стишок про сороку-белобоку, которая кашку варила, не только окажет помощь усвоить порядок цифр от одного до пяти. Кроме этого педагоги советуют:

  • Как возможно чаще пересчитывать предметы, каковые находятся в поле зрения малыша (игрушки, лавочки на детской площадке, ступени в подъезде и т.д.);
  • Проводить занятия не только лично со своим ребёнком, но и завлекать ребят во дворе (так появляется дух соперничества, что играется громадную роль в познании всего нового у малышей);
  • Знакомить с понятиями «мало» и «большое количество» (предложите крохе выяснить громадную и мелкую игрушку, либо сравнить, в какой тарелке больше печенья);
  • Для поклонников научного подхода к формированию ребёнка, возможно купить комплект палочек Кюизенера (данный дидактический материал не только оказывает помощь научить счёту, но и знакомит ребёнка с оттенками цветов и формами предметов);
  • Запомнить как выглядят цифры возможно неизменно обращая внимание ребёнка на номера автомобилей либо домов, каковые систематично видятся на вашем пути.

Приёмы обучения устному счёту

Уже в первые семь дней первого класса кроха обязан будет справляться с задачей элементарного устного счёта, без применения палочек либо пальцев. Исходя из этого родителям необходимо познакомить ребёнка с несложными математическими операциями. Существует особая методика, разрешающая в игровой форме добиться от малыша усвоения баз счёта. Сущность этого способа сводится к

следующему: посредством постоянного повторения, кроха знакомится с цифрами от 1 до 5, от 1 до 8 и от 1 до 10. Наряду с этим вычитания и усвоение сложения происходит в один момент с запоминанием цифр.

  • Дабы освоить цифры от 1 до 5, рекомендуется применять любимые игрушки ребёнка. Для начала пересчитайте их – крохе будет легче запомнить заглавия цифр по ассоциации с заглавием игрушки. После этого предложите сложить их по одной в коробку и обратите внимание ребёнка, что, прибавляя одну, общее число возрастает. Кроме этого возможно продемонстрировать и принцип вычитания.
  • Усвоив вычитание и сложение возможно завлекать невидимые предметы: в руке три конфеты. А какое количество их будет, если бы бабушка дала ещё одну?
  • Растолковать, что при перестановке слагаемых сума не изменяется: 2+3=5 и 3+2=5. Сперва эти примеры продемонстрировать на конфетах, а позже повторить в уме.
  • Дабы перейти к счёту до 8, необходимо растолковать состав числа. К примеру, 4+4=8, либо 3+5=8, либо 6+2=8. Кроме этого как и в прошлых случаях, для начала продемонстрируйте операции наглядно, а после этого получайте повторения устно.
  • Неспешно переходите к счёту до 10. За базу заберите цифру 7 и, применяя её, продемонстрируйте из чего «состоит» 10.

Фундаментальный принцип обучения ребёнка счёту – не спешить. Темперамент у всех малышей различный, исходя из этого некоторым необходимо несколько дней, дабы обучиться вычислять в уме, а кому-то и месяца мало. любовь и Терпение будут надёжной базой обучения мелкого человечка.

Как преодолеть появляющиеся трудности

любовь и Терпение это база в обучении ребенка

Освоение любых знаний не даётся его родителям и ребёнку легко. Основное – не терять веры в успех и стараться совместно преодолевать все трудности, появляющиеся на пути к познанию мира. Данный принцип честен и для усвоения навыков верного устного счёта.

Довольно часто случается  так, что, кроме того умея вычислять, кроха большое количество ошибается. В этом случае ответом будут ряд приёмов и постоянная практика умелых педагогов:

  • Познакомьте ребёнка с домашними бытовыми устройствами, к примеру, с термометром. Пускай кроха каждый день отмечает показания температуры воздуха, а после этого вместе с ним сравнивайте погоду и сопоставляйте числа показаний.
  • Чаще обращайтесь к ребёнку прося сообщить время. Усложняйте задачу таким просьбами, к примеру: «Сообщи мне, сколько будет времени через 15 мин.».
  • Составляйте различные фигуры из заданного количества счётных палочек.
  • Завлекайте фантазию – придумывайте сказки и вычисляйте, сколько в ней храбрецов, сколько событий случилось по сюжету и какое количество.д.

Германский матемаик Дэвид Гильберт сказал об одном из собственных учеников: «Он стал поэтом — для математика у него не хватило фантазии».

Видео: Как скоро научить ребёнка вычислять от 1 до 10

Процесс обучения устному счёту возможно сделать захватывающей игрой, в которую ваш кроха с наслаждением включится. Так вы не только добьётесь поставленной образовательной задачи, но и заметите радостный блеск в глазах мелкого непоседы.

Источник: paidagogos.com

НА Обучение в игре – как научиться устному счету с помощью абака

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

  • Как научить ребенка счетуРаз, два, три, четыре, пять… казалось бы, нет ничего сложного, но мелкий ребенок осознавать, что по окончании 3 идет цифра 4. Он легко может поменять…
  • Алименты на счет ребенкаРодитель, которого тревожит вопрос о том, возможно ли часть алиментов перечислять на счет ребенка обязан знать, что такая возможность установлена…
  • Как узнать номер счета пластиковой карты?

Источник: http://kapitalbank.ru/sovety-po-obucheniju-rebjonka-ustnomu-schjotu/

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка.

Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами.

Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке» я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры.

Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес.

Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5»; «- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2».

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка.

Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек.

Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»;

«Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».

Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни.

А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления.

А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Читайте также:  Инсерт на уроках в школе: что представляет собой приём и как его использовать

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше».

Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа.

Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее).

А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков.

Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут.

Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни.

Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого.

На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии.

Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или «learning bricks», по 36 кубиков в коробке.

На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно.

Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд.

Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них.

В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком.

Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет.

Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже.

Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.

Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой.

Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком.

После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз.

Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.

  • Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
  • Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик».

    Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку.

    Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

    Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру.

    Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

    Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

    Источник: http://psn-travel.ru/rebenok/udivitelno-legkij-sposob-obucheniya-rebenka-ustnomu-schetu

    Советы, как научить ребенка быстро считать в уме, рекомендации и методики

    Любой родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым умным и сообразительным, преуспевал в своем развитии и с удовольствием обучался всему новому. Но проблема в том, что не всех малышей можно быстро вовлечь в процесс обучения, и далеко не каждый взрослый умеет понятно и увлекательно объяснить материал.

    Раньше всего у детей проявляется интерес к счету, и это неудивительно, ведь математика окружает нас со всех сторон! Задача родителя — не упустить этот момент и постараться превратить счет в забавную игру.

    И уже от нас, взрослых, зависит, с удовольствием ли малыш «шагнет» в мир чисел, быстро ли он научится считать, сможет ли легко производить простые действия с числами, а может быть он вообще благодаря интересу на начальном этапе станет впоследствии математическим гением!

    Многие, правда, сейчас считают, что быстро уметь считать в уме, это необязательный навык, ведь нас везде сопровождают всевозможные гаджеты, начиная с самого обычного калькулятора и заканчивая самыми современными компьютерами.

    Но в жизни часто случаются такие ситуации, когда нужно что-то очень быстро подсчитать, а в телефон лезть времени совсем нет.

    Вспомните, как нас раздражает, когда кто-то в очереди в магазине не может быстро что-то сложить в уме! Кроме того, счет развивает такие важные качества, как концентрация, память и внимание.

    Учитывая все сказанное, неудивительно, что родители часто задаются вопросом: «Так как научить ребенка считать в уме»? В каком возрасте начинать и как все правильно сделать, чтобы направить интерес малыша в нужное русло? Но обо всем по порядку.

    Какой возраст лучше всего подходит для начала обучения?

    Ответ на этот вопрос очень прост: начинать нужно сразу же, как у ребенка проявился интерес к предмету обучения. Как правило, это бывает в возрасте в 3,5 — 4 года. Главное, помнить, что лучшая возможность детям в это время чему-то научиться — это через процесс игры.

    Например, малыши легко запоминают различные небольшие стишки, потешки, с радостью слушают различные истории и сказки.

    Так почему бы не включить сюда еще и занимательные истории с числами? Они с восторгом включаются в любую игру, поэтому, погружаясь в мир чисел, с удовольствием начинают считать свои игрушки, ступеньки по дороге в садик, птичек на деревьях и так далее.

    С чего начинать обучение счету?

    Сейчас можно найти большое множество разнообразных методик на любой вкус. Кроме того, всегда есть возможность проявить свою фантазию и придумать именно ту, которая будет поддерживать интерес ребенка к счету. Лучше, если она будет в форме какой-то игры и будет только поддерживать у него желание учиться.

    Не рекомендуется начинать с так называемой методики «единичек». Например, когда мы просим прибавить к пяти один, чтобы получить шесть, потом к шести еще один и так далее. А затем по тому же принципу мы вычитаем единичку.

    Читайте также:  Аппликация в старшей группе троллейбус: конспект занятия с образцами и шаблонами + фото работ

    К сожалению, это способ очень распространен у взрослых и способствует, скорее, к медленному счету, чем к быстрому. Он больше работает на запоминание, чем на мышление.

    Научиться этому методу довольно легко, а вот отучить от него будет очень сложно.

    Нежелательно также обучать ребенка «по линеечке»: когда родитель просит показать на линейке, к примеру, цифру два, а затем спрашивает: «Сколько получится, если, например, к двум прибавить три?» и просит эти три пункта отсчитать вправо и найти получившийся ответ. В этом случае линейка будет играть роль простого калькулятора и совсем не будет способствовать тому, чтобы малыш даже начал задумываться о том, что ему нужно научиться считать в уме.

    Так с чего же начать? Вот примерная последовательность

    1. Сначала выучите с малышом цифры от 1 до 10. Для этого просто будет достаточно считать разные предметы, которые его окружают дома, во время прогулки, в магазине. После этого можно приступать к выполнению самых простых математических действий.

      Например, попросить поделить на всех конфеты, или посчитать, сколько у него станет игрушек, если бабушка ему подарит две новых. Если для него это будет слишком сложно, можно попробовать использовать для решения пальчики. Намного интереснее будет, когда мама скажет ему посчитать, например, сколько будет кукол, если двум куклам в гости придет еще три.

      Очень важно на этом же этапе объяснить такие понятия, как «равно», «больше» и «меньше».

    2. Затем можно переходить к счету от 10 до 20. Обычно научить этому уже намного проще, ему достаточно просто понять, что к уже знакомым цифрам надо добавить «-надцать». После того как малыш научился считать до двадцати, можно переходить к сложению.

      Однако делать это также лучше в виде игры, чтобы ему было проще понять сам принцип. Например, сказать, что семерке захотелось прибавить к себе пять. Для это она взяла сначала у пятерочки три и стала десяткой. А пять после этого превратилась в два.

      Остается только узнать, сколько получится, если к десяти добавиться два?

    3. После исполнения ребенку пяти лет необходимо учить его уже считать в уме, без использования подручного материала. Здесь ему уже нужно будет запоминать результат вычислений, чтобы выполнение математических действий происходило на автомате.

      Для этой цели идеально подходят математические цепочки.

    Для тех родителей, кто задумывается, как научить ребенка считать в уме и как при этом разнообразить процесс обучения счету, предлагаем ознакомиться с несколькими наиболее известными методиками.

    Метод кубиков по Зайцеву

    Один из самых распространенных методов обучениями счету. Он сводится к использованию специальных таблиц, которые помогают быстро научить детей сложению и вычитанию в уме. Несомненным плюсом является использование кубиков, которые очень нравятся крохам. Помимо таблиц, создателями программы предлагается также диск с песнями, что делает учебный процесс намного интереснее.

    Метод Глена Домана

    Особенностью этого метода является использование специальных карточек, на которых изображены точки от одной до ста.

    Так как ребенок мыслит в отличие от взрослого человека фактами, то, по словам автора методики, их ему и надо показывать. То есть три для него ассоциируется не со знаком «3», а именно с тремя точками.

    Этот способ хорош тем, что у детей благодаря ему развивается зрительная память и быстрое умение считать.

    Метод «Гномики в домике»

    Ребенку объясняется, что коробка у нас будет домиком, клетки в ней мы будем считать комнатами, а кубики — гостями.

    Для начала кладем в коробку один и спрашиваем: «Сколько сейчас в домике гостей»? После того как получен ответ, в коробку добавляем еще кубик и задаем вопрос: «Смотри, к нам пришел друг, сколько всего сейчас у нас гостей?» Если малыш не может ответить сразу, то можно положить кубик рядом с домиком и вместе посчитать.

    Затем можно по тому же принципу научить ребенка вычитанию. Постепенно игру можно усложнять, например, сказав, что у домика появилась крыша и гостей теперь не видно. После того как маленький ученик даст правильно ответ, коробку можно открыть, чтобы он мог сам себя проверить.

    Методика «Таблица Шульте»

    Рисуется таблица, в которой не по порядку расположены цифры, например, от одного до пятнадцати. Ребенок должен их расположить правильно. Задание постепенно усложняется: можно выполнять задачу на время или увеличить количество цифр. Данная методика также хороша для развития внимания и периферийного зрения.

    Ментальная математика

    Этот способ обучения существует уже много тысячелетий и основывается на грамотном использовании древнего калькулятора — абакуса. Выглядит он как обычные счеты, на которых расположены 13 вертикальных струн с пятью костяшками на каждой из них.

    На первоначальном этапе детям показывают как выполнять упражнения на сложение и вычитывание путем перемещения косточек на счетах обеими руками. В последующем им абакус уже будет не нужен, достаточно будет только вообразить его. Впоследствии задания будут усложняться и детям уже нужно будет выполнять упражнения на умножение и деление, а также на воздвижение чисел в степень.

    У этого метода есть как свои плюсы, так и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

    • Развитие творческого мышления и памяти ребенка;
    • В связи с тем, что при использовании абакуса в работу включается мелкая моторика и одновременно работают обе руки, то и оба полушария мозга тренируются одиноко.

    К недостаткам можно отнести:

    • Сложность методики, поэтому обучить ей могут только специалисты;
    • Это очень продолжительный процесс и может занять несколько лет;
    • Иногда разработка одновременно двух полушарий мозга дает сбой, и полушарие, отвечающее за логику, может начать работать слабее. Здесь важно помнить, что организм у каждого человека индивидуален.

    И напоследок хочется дать несколько полезных рекомендаций:

    1. Будьте терпеливы. Не расстраивайтесь, если получится не сразу научить вашего ребенка быстро считать. Не надо сразу же начинать возмущаться и критиковать его, иначе он закроется в себе и будет воспринимать занятия математикой не как игру, а как наказание. Помните, вы тоже когда-то были малышом, и у вас тоже не все сразу получилось.
    2. Вовремя обращайте внимание на реакцию крохи. Если вы видите, что интерес у ребенка пропал, попробуйте обратиться к другой методике.
    3. Если малыш устал или у него нет настроения учиться — не заставляйте его. Попробуйте лучше попозже или в другой раз, в противном случае, результат будет негативным, а желание у ребенка пропадет окончательно.
    4. Не нужно постоянно давать только новый материал, уделяйте также внимание повторению уже изученного.
    5. И обязательно — хвалите своего маленького ученика, ведь для него это очень важно!

    Обучить ребенка счету в уме — это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

    Главное — найти правильный подход и не упустить момент, когда малышу это действительно становится интересным.

    А дальше — уже дело за родителем! Если он внимательно и с большим терпением подойдет к обучению, то и результат в дальнейшем будет только радовать как взрослого, так и самого малыша!

    Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/kak-nauchit-rebenka-bystro-schitat-v-ume.html

    Как научить ребенка устному счету: 9 важных советов

    Устный счет — это очень важное и полезное умение, которое пригождается не только в учебе, но и в быту.

    Например, умея устно считать, ребенок может хотя бы примерно прикинуть, сколько сдачи ему должны дать продавцы в магазине или сколько придется заплатить за определенный вес того или иного товара.

    С таким умением ему будет проще решать проблемы, кроме того, оно очень хорошо тренирует и развивает мышление.

    Но научить устному счету не так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь детям свойственно запоминать то, что им интересно, а то, что их не привлекает, они зачастую пропускают мимо ушей. Поэтому необходимо применять соответствующие подходы. Как же научить ребенка считать в уме? Ответу на данный вопрос посвящен наш сегодняшний материал, в котором мы делимся советами, призванными помочь в этом нелегком деле.

    Ранее мы писали о том, как правильно давать ребенку карманные деньги, научить его определять время по часам и рассказать, откуда берутся дети. Сегодня поговорим о том, как научить его считать в уме. Сделать это не так просто, но вполне реально, если следовать советам, описанынм нами ниже.

    Обратите внимание на возраст

    Специалисты считают, что лучше всего начинать обучение ребенка в возрасте трех-четырех лет. Однако сначала нужно давать небольшие нагрузки, ведь дети быстро устают. 10-15 минут обучения — уже неплохой результат.

    Необходимо заинтересовать

    Как уже говорилось выше, дети в раннем возрасте хорошо запоминают только то, что им интересно. Поэтому нужно заинтересовать ребенка, когда речь заходит об устном счете.

    В этом деле необходимо проявить чуткость и смекалку. Следует знать, чем ребенок интересуется, что ему нравится, чтобы найти способы обыграть это.

    В обучении помогут специальные мультики, коих на просторах интернета очень много, притом как старых, так и современных. Можно использовать другие инструменты, такие как, например, игровые кубики и иные игрушки, а также придумывать различные игры, связанные со счетом.

    Просите ребенка применять знания

    Когда ребенок получит знания, нужно закреплять их. Лучше всего это делать, применяя знания на практике. Можно, например, просить ребенка считать шаги, свои игрушки.

    Можно давать ему простые импровизированные задачки для наглядности: например, поставить перед ним некоторое количество машинок/солдатиков/кукол попросить их сосчитать, а затем убрать несколько единиц и попросить сосчитать еще раз.

    Не следует зацикливаться на «единичном» счете

    Для начала научиться считать по единицам — это очень полезно. Однако надолго зацикливаться на этом нельзя, следует переходить к группам чисел, математическим действиям с числами в пределах двух десятков. Эксперты считают, что счет на пальцах или палочках не способен включить долговременную память, что оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие способностей к счету.

    Отучать от счетного материала нужно после достижения пятилетнего возраста, советуют специалисты.

    Соблюдайте очередность

    Информация должна поступать и запоминаться структурированно и поочередно. Начинать нужно с простого, а затем повышать сложность.

    Кроме того, нужно помнить, что процесс запоминания информации ребенком состоит из трех этапов: привыкания к ней, ее осознания понимания, а затем собственно запоминания. Этот порядок нарушать нельзя ни в коем случае.

    Сначала научите ребенка «единичному» счету, например, на пальцах, до пяти, а затем до десяти. Параллельно с этим уже следует просить ребенка решать математические задачи — прибавлять и складывать, загибая или добавляя пальцы, считать получившееся их количество. Затем, когда вы удостоверитесь, что ребенок хорошо все усвоил, можно двигаться дальше, к счету до 20 и более сложным задачкам.

    К пяти годам ребенок должен научиться складывать и вычитать в уме числа в пределах десяти «на автомате».

    Не занимайтесь чересчур много

    Важно не перегружать ребенка, особенно, если он еще совсем мал. Будет достаточно 10-15 минутных занятий. В противном случае чадо будет уставать, а такая учеба, конечно же, не даст никакого результата. Однако заниматься по 10-15 минут можно несколько раз в день.

    Не нужно повторять каждый день

    Пройденный и усвоенный ребенком материал не обязательно повторять каждый день. Гораздо эффективнее будет применять его при необходимости, например для решения более сложных задач. Так материал запомнится еще лучше.

    Не ругайте

    Важно! Если что-то не получается, или получается не так быстро, как вы себе это представляли, не стоит ругать ребенка. Имейте терпение и всячески помогайте малышу, тогда вскоре у него все получится.

    Пользуйтесь специальными средствами и литературой

    Глупо будет не воспользоваться многолетним опытом поколений, изложенным в специальной литературе. Есть достаточно много различных книг с разными методиками, которые помогут научить ребенка считать в уме. Какие-то из них могут оказаться более эффективными, какие-то — менее. Все зависит от конкретного случая.

    Также можно купить специализированные наборы для счета, которые разработаны для того, чтобы ребенок быстро и весело научился считать, и ему при этом было интересно.

    Источник: http://runews24.ru/lifehack/13/06/2018/28498b5844274c5159c65c7ea17b5859

    8 способов научить ребенка устному счету

    Умение оперировать числами и считать в уме — одно из базовых для жизни, и приобретать его нужно еще в ранние годы. Как обучать малыша счету, чтобы ему это было интересно? Когда это нужно начинать делать? Рекомендации дает Ольга Макушина, монтессори-педагог школы «Наши Пенаты».

    Ольга Макушина, монтессори-педагог школы «Наши Пенаты»

    Знакомство с числами и цифрами

    Дети знакомятся с числительными, как только начинают активно познавать окружающий мир.

    Например, собираясь на прогулку, они знают: нужно обуть один ботинок, затем второй, просунуть одну руку в рукав пальто, потом другую, взять два зонтика — себе и маме.

    Как правило, к трем годам ребенок уже способен считать до трех, потому что это число — часть его жизни, и он его видел даже в виде свечи на праздничном торте.

    Символы, то есть цифры, для детей поначалу ничего не значат, это просто закорючки, которые ребенок может распознать и назвать. Легко учить цифры с помощью таймера на светофоре, лифта в доме.

    Когда мы спрашиваем ребенка, сколько ему лет, кто-то покажет два, три, четыре пальца, кто-то при этом назовет и число, а кто-то сможет сообщить свой возраст, обойдясь без пальцев. Последний случай будет означать, что ребенок уже усвоил эту абстракцию — счет, и ему не нужно предметное подкрепление.

    Но ускорить этот внутренний процесс мы не можем. В наших силах — создать среду для овладения счетом. Важно, чтобы ребенку было интересно погружаться в это.

    Игры для обучения счету

    Для обучения малыша счету вам пригодятся подручные материалы: карточки с цифрами из наждачной или бархатной бумаги («шершавые» цифры), поднос с манной крупой, мел и доска, бумага и карандаш, счетный материал, роль которого могут выполнять одинаковые предметы (карандаши, скрепки, резинки, камешки и так далее) и коробочки с написанными на них цифрами.

    Возьмите поднос, а лучше прямоугольный поддон с высокими бортиками, и насыпьте туда манной крупы так, чтобы она полностью закрывала дно. На манке можно рисовать как на песке: пусть малыш сначала обведет пальцами очертания «шершавой» цифры, а затем повторит эти же движения на крупе.

    Есть классическая монтессори-игра «Веретена», для нее понадобится деревянный ящик с десятью отделениями, пронумерованными от 0 до 9, и 45 палочек — веретен.

    Задача ребенка — разложить все веретена по отделениям в соответствии с указанными цифрами, соотнеся символ и количество, с которыми он должен уже быть знаком.

    Очень важно, чтобы палочек было именно 45: это сумма чисел от 1 до 9, и это значит, что в отделение с цифрой 0 будет нечего класть. Так ребенок поймет, что означает эта цифра.

    Дети любят игры на соответствие количества и цифры. Создайте свой собственный «клад» — сложите одинаковые декоративные камешки в мешок.

    Напишите на отдельных листочках бумаги различные цифры, скрутите их и завяжите канцелярскими резинками.

    Задача малыша — выстроить ряд: разложить бумажки на столе или коврике, развернуть бумажки, и в соответствии с тем, что там написано, выложить нужное количество камешков из «клада».

    Для тренировки операции сложения вам понадобится счетный материал и набор карточек с цифрами. Ребенок берет карточку, например с цифрой 8, и отсчитывает себе соответствующее количество камешков (карандашей, резинок и так далее).

    Взрослый должен взять себе максимум два камешка, чтобы при сложении получилось не больше десяти (если ребенок пока не считает дальше этого числа).

    Убедитесь, что ребенок взял себе верное количество счетного материала, и проговаривайте: «Сложение — это когда все складывают вместе, у тебя 8 камешков, у меня 2, а 8 плюс 2 равно…». Выстройте ваши с ребенком камешки в ряд и пересчитайте.

    При обучении счету малыш получает представление не только о числах и арифметических действиях, но и о понятиях больше, меньше, равно. Возьмите семь печений и попробуйте поделить их на троих: вас с папой или бабушкой и малыша. Поделить — значит дать всем поровну.

    Если дать всем поровну, по одному печенью, останется еще четыре печенья. Число четыре больше, чем три, поэтому можно дать всем еще по одному печенью. Останется одно, которое поделить уже никак нельзя. Если мы отдадим его кому-то одному, то у этого человека будет больше, чем у остальных, а это несправедливо.

    Его придется отложить, чтобы все было по-честному — у всех по два печенья.

    Привлекайте ребенка к другим бытовым вопросам, решение которых требует умения считать: «На сколько частей мы поделим торт, если есть его будем мы с тобой, папа и два гостя?», «Сколько нам нужно взять апельсинов в магазине, чтобы всем хватило?» Закрепить представления о равных количествах помогут весы и гирьки с числовой маркировкой.

    Если у вас есть кубик-шестигранник с выбитыми на нем очками, можно играть в «обмен», заготовив реквизит: много одинаковых кружков, а также треугольников и квадратов.

    Правила таковы: игрок кидает кубик и берет себе столько кружков, сколько у него выпало очков. Когда он наберет 10 кружков, их можно поменять на один квадратик. А за 10 квадратиков он получает треугольник.

    Выигрывает тот, кто первым наберет больше очков и получит треугольник.

    Используйте настольные игры, в которых нужно совершать определенное количество шагов вперед или назад по очереди с другими игроками, например «Котопас», «Черепашьи бега».

    Дети с интересом считают машины во дворе, этажи дома, вычеркивают дни в календаре, и именно эти простые действия позволяют закрепить полученные знания.

    Не торопите и не перегружайте малыша, наберитесь терпения, хвалите его за успехи и поддерживайте на пути к знаниям.

    Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10403

    Научить ребенка считать в уме – просто!

    Научить ребенка считать в уме –  одна из самых интересных задач. Это совсем несложно, если знать простые методические приемы и следовать нашим советам. Ребенок с легкостью научится считать в уме еще до школы.

    Когда начинать учить ребенка считать в уме?

    Самый частый вопрос, который задают родители: «Стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?» Самый дельный совет, который можно дать, будет звучать так: «Обучайте ребенка считать тогда, когда он начинает проявлять интерес к счету, а не после того, как этот интерес начнет угасать». 

    Если вы замечаете, что ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не успокаивайте себя мыслями вроде: «У него нет склонности к математике, как и у меня». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес.

    Для этого нужно всего лишь в игровой форме побуждать малыша каждый день что-либо пересчитывать: игрушки, конфеты, пуговички на рубашке, ступеньки в подъезде. Просто комментируйте свои каждодневные действия счетом, пусть это войдет в привычку.

    Разучивайте стишки, играйте в пальчиковые игры, где есть пересчет предметов и действий.

    Как только ваш малыш научится считать осознанно, можно начинать учить его считать в уме. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, освоить понятия «один» и «много», «больше», «меньше» и «равно». Ребенок должен понимать, что количество предметов соотносится с определенной цифрой.

    С четырех-пяти лет уже можно учиться складывать и отнимать – проще будет в школе. Методик обучения ребенка устному счету масса. Пробуйте, что подойдет именно вам!

    Устный счет развивает память, интеллект ребенка, смекалку. Писать примеры и отрабатывать аккуратность оформления он будет в школе, сейчас важно другое.

    Игры для обучения счету

    Самое важное, чему нужно научить ребенка на начальном этапе и что обеспечить дальнейшие успехи в математике — это научить считать в пределах десяти. Нужно помочь ребенку запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

    Не учите ребенка прибавлять или отнимать по единице — это не совсем верный способ, он тормозит развитие малыша. Хотя, он довольно распространен среди родителей и даже учителей.

    Считать в уме  — это значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единице. Тем более с помощью пересчитывания пальцев на руках или счетных палочек.

    При счете на пальцах или палочках, ребенок не старается запомнить результат. Случись, что пальцы «закончатся», он не будет знать, что делать, «затупит».

    Если хотите научить ребенка считать в уме, старайтесь постепенно отходить от картинок и пересчета конкретных предметов. Полностью убрать их из процесса обучения счету не получится, но старайтесь использовать их не слишком часто.

    При обучении ребенка устному счету важное значение имеет знание состава числа! Эти знания нужно стремиться дать в любой удобной игровой форме, на любых примерах, которые вы сможете придумать. Многие пособия по обучению счету вы сможете сделать своими руками из материалов, которые найдутся дома. Можно даже использовать игрушки, которые уже есть у малыша.

    1. Пусть ребенок учится складывать на существующих предметах. Например, подойдут мягкие кубики или детали конструктора, которые можно соединить друг с другом или наоборот разъединить.

    2. Возьмите коробки и кубики. Положите равное количество кубиков себе и ребенку. Попросите малыша отдать один кубик вам, а потом пересчитать, сколько кубиков у него осталось. Такие простые игры помогут детям научиться складывать и отнимать. 

    Попробуйте организовать такую игру на счет предметов между двумя детьми. Психологи считают, что игра с другими детьми хорошо влияет на развитие доброты и щедрости, так же, как и на возможность научиться считать в уме.

    3. Воспользуйтесь линейкой. Скажите ребенку, чтобы он показал на линейке, что получится, если к трем прибавить четыре. Прошал по линейке нужное количество делений – вот и нужный ответ.

    Такая методика учит ребенка считать, но, к сожалению, минус в том, что она ограничивает воображение малыша.

    Некоторые педагоги осуждают этот способ за то, что он так же, как и калькулятор, не тренирует память, тормозит умственное развитие ребенка.

    4.  Покажите ребенку картинку дровосека и расскажите историю о том, как дровосек нарубил много дров. Возьмите дома палочки или ручки и скажите ребенку, чтобы он представил, что это дрова. Попытайтесь сосчитать, сколько дров нарубил дровосек. В такой игре можно также научить ребенка делить на два или три.

    5. Сделайте счеты. При помощи такого абака, как в нашем Мастер-классе от Дино, ваш малыш быстро научится считать в уме.

    Помните, что в любых занятиях с ребенком важно соблюдать последовательность и систематичность. Лучше каждый день по 5-10 минут, чем один раз в месяц, но долго.

    Игры для детей, которые хорошо знают цифры

    «Детский магазин». Играйте с ребенком в полноценный магазин, где вы покупатель, а он кассир. Расставьте игрушки, предметы и пусть ваш малыш сам назначит за них цену. Попросите ребенка написать на бумажке, сколько стоит каждая игрушка.

    Когда игра начнется, спрашивайте у продавца, сколько что стоит, а также, сколько нужно денег, если вы хотите купить несколько разных игрушек. Когда будете совершать покупку, расплачивайтесь монетками или заранее нарисованными денежными купюрами.

    Пусть ребенок пересчитает и даст сдачи, если нужно.

    «Отгадай сколько». Возьмите палочки и давайте ребенку несколько штук одновременно. Пусть он посчитает и скажет, сколько у него палочек.

    Потом возьмите магниты с цифрами и спросите: «Сколько будет, если сложить 2 и 3». Дайте ребенку возможность сначала посчитать в уме, а потом найти нужную цифру, среди имеющихся магнитов.

    Не забывайте поощрять ребенка просмотром мультфильмов или сладостями, это очень мотивирует.

    «Список покупок». Перед походом в магазин напишите список того, что вам нужно приобрести и попросите ребенка, чтобы он запомнил его. Попросите посчитать, сколько товаров нужно купить, чтобы удостовериться, не забыли ли вы что-то. Ребенок не только будет практиковать свои знания в счете, чтении, но и будет считать себя незаменимым и важным для своих родителей.

    «Цифры в уме». Ребенок должен научиться представлять цифры и считать их в уме. Но для этого нужно время и подготовка. Если вы видите, что ребенок хорошо считает, то можете предложить ему сложить несколько цифр в уме.

    ogoroom.blogspot.com

    Важно! Ребенок должен различать понятия больше и меньше. Например, он должен знать, что «три» – меньше «шести».

    Можете посмотреть вместе с ребенком мультик с 3D цифрами и попросить, чтобы он сложил несколько чисел и дал вам ответ через минуту.

    Мама и папа могут придумать множество интересных игр, в которых ребенок может составить однозначные и двузначные числа. Чем интереснее игра, тем лучше ребенок поймет, как нужно считать, и будет сделать это с большим удовольствием!

    Будем рады, если вы расскажете в комментариях, какие способы помогли вашему малышу научиться считать в уме. В каком возрасте вы начали обучение счету и каких успехов достигли.

    Источник: http://rastishka.by/articles/nauchit-rebenka-schitat-v-ume/

    Ссылка на основную публикацию