Спорт в жизни подростка

Спорт в жизни подростка

Ваш сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра – подростки, тогда эта статья будет полезна Вам! И посвящена она будет спорту в жизни подростка. 

Согласитесь, вопрос непраздный, а важный и актуальный для самого подростка, для его семьи и для страны!

Кого считать подростком?
Возраст девочек – подростков — 10-15 лет, а мальчиков – подростков – 11-17 лет. Деление, естественно, условное, основанное на половом созревании.

Не секрет, что подростковый возраст — сложный возраст, причем со «всех» сторон! И очень важно в подростковом возрасте «найти» то, что станет, среди прочего, не менее важного, помощником в формировании характера, силы воли, терпения, выносливости, ответственности перед собой и другими.

И как не спорт способствует формированию и / или развитию названных качеств личности! (Автор статьи ни в коей мере не умоляет при этом роль семьи, школы, классного и других коллективов, а просто делает на спорте акцент).

Почему спорт?
Спорт, начиная от физкультуры и оздоровительных упражнений и до олимпийских видов, где на первые места выходит ежедневная неотъемлемая часть жизни любой страны.
Спорт формирует характер и силу воли.


Спорт ориентирует на успех, успешность.
Спорт дисциплинирует и помогает в организации грамотного досуга.
Спорт укрепляет здоровье – физическое, психическое, эмоциональное, нравственное.
Спорт — ….

достройте цепочку совместно с ребенком….

На что обращаем внимание, определяя место спорта в жизни своего ребенка?

Определяя место спорту в жизни своего ребенка, вам, дорогие родители необходимо:
— понимать, зачем нужен спорт вашему ребенку: планируете строить профессиональную карьеру или просто формировать здоровый образ жизни / мысли (например, избавить от вредных привычек или привить новые; познакомить с иными ценностными ориентирами; развить выносливость; сформировать хорошее телосложение, в том числе и похудеть и др.);
— учитывать особенности характера, темперамента своего чадо: если ваш ребенок необщительный, социально не адаптирован или недостаточно, не всегда ответственен или несколько хулиганист – предложите ему командные виды спорта или наоборот, спокоен, размерен – рассмотрите индивидуальные виды спорта;
— обращать внимание на пол ребенка и его физические данные: у вас хрупкая, нежная девочка – рассмотрите гимнастику, плавание, танцы или ваша девочка «плотненькая», хулиганистая – предложите восточные единоборства и др.; у вас мальчик – посмотрите на него, и совместно решите, с чего начнете и что вам может подойти!

Какие виды спорта рассмотреть?

Список видов спорта на сегодня достаточный, включающий традиционные и нетрадиционные, командные и индивидуальные, подвижные и нет. Поэтому вы без проблем сможете выбрать то, что именно вам и нужно. Вот посмотрите: футбол, хоккей, скейт, ролики, сноуборд, фристайл, лыжи, велосипед, танцы, тренировки на турниках (StreetWorkout), гимнастика, баскетбол, волейбол, шахматы, шашки и многие другие.

Составьте совместно свой список, изучите каждый из видов спорта и выберите тот, который очень подходит вашему ребенку.

При выборе учтите все – какие спортивные кружки, секции предлагает ваша школа или близлежащее(ие) учреждения дополнительного образования, в том числе и спортивные школы.

Еще одна маленькая деталь, но существенная: практически каждый вид спорта влечет за собой приобретение инвентаря и одежды (формы). Не торопитесь сразу все покупать, возьмите на прокат, в аренду или рассмотрите возможность приобретения на сайтах, где делятся или обмениваются вещами и т.п.

Почему бывают сбои?

При принятии решения заниматься тем или иным видом спорта могут быть и сбои – ребенку сложно, трудно, устает, не успевает, ухудшается самочувствие – наверное вы не учли рекомендации врача-педиатра, пренебрегли советами тренера при консультации, увеличили сильно сразу нагрузки, не грамотно распределили дни занятий и др.
Сбои бывают и по вине родителей: начинаете ругать за отсутствие успехов, побед, появление пропусков занятий, приводите в пример не выдающихся спортсменов, а ребят, с которыми или занимаются ваши дети или учатся вместе. Дорогие родители – если вы так поступаете, то остановитесь, переосмыслите «свое» поведение, найди то, что сможет замотивировать ребенка на успех, желание дальше заниматься спортом! Например, расскажите, что, занимаясь спортом, можно будет сдать нормы ГТО, а это поможет потом при поступлении дополнительными баллами!!!

Уважаемые родители, не забудьте в погоне за спортом, правильным / здоровым образом жизни, что результат будет в том случае, если решение принято самим ребенком, без давления, назидания, насилия! Помните, что это жизнь вашего ребенка, и проживать он должен сам, с вашей поддержкой, а не проживать и / или реализовывать то, что не получилось у вас, в вашем подростковом возрасте!

Как прививать любовь к спорту?

Да-да, любовь к спорту необходимо прививать. Поэтому вам самим нужно постоянно быть в курсе всех событий – читайте спортивные газеты и журналы, смотрите спортивные каналы и привлекайте к этому своих детей.

Изучите, посмотрите, что сделано и планируется сделать для развития спорта на государственном уровне, например, напомните о проведенных Зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году, о только что прошедшем в России Чемпионате мира по футболу и др.

, на региональном уровне, в вашей Школе. Поверьте, это работает!!!

И знайте, вашему ребенку будет интересно заниматься спортом, обсуждать новости и делиться всем происходящим с вами, если вы будете в центре событий, вы будете тоже заниматься спортом.

Вот некоторые рекомендации вам, дорогие родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки.

Прививайте любовь к спорту в том или ином его виде своему чадо своим собственным примером: сами систематически делайте зарядку, бегайте по утрам / вечерам, посещайте фитнес-зал, бассейн, т.е.

ведите спортивный образ жизни! Тогда разговоры о спорте будут обоснованными, а непустыми словами, наставлениями, научениями о «правильной» жизни…
Сделайте традицией посещение спортивных мероприятий, посещение кинотеатров и других мероприятий, чтение книг и спортивной периодики и т.п.

Например:
— посмотрите вместе с детьми русские фильмы про спорт: «Легенда №17», «Тренер», «Лед», «Матч», «Поддубный», «Движение вверх», «Чемпионы. Быстрее. Выше. Сильнее», «Первая перчатка», «Вратарь» и др.;
— почитайте вместе с детьми книги «Дао шахмат.

200 принципов изменить вашу игру», авторы: Питер Курцдорфер, Екатерина Сереброва; «Вратарь республики», автор: Лев Кассиль; «Как я влиял на Севку», автор: Геомар Куликов; «Никто не любит Крокодила», автор: Анатолий Голубев и др.;
— используйте возможности гаджетов – установите ребенку или наоборот, пусть он вам и себе установит программки по подсчету пройденных шагов, количества сжигаемых калорий, выпитой воды и др.

Удачи вам и вашим детям!

Статью подготовила
Губанова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Почётный работник высшего профессионального образования,
профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ;
Эксперт системы «Образование» Актион-МЦФЭР,
Эксперт учебного центра Форум Медиа, г. Санкт-Петербург.

Источник: https://luchik.ru/articles/parents/sport_v_zhizni_podrostka/

Спорт для подростков

Выучить расположение кабинетов поможет лото, сделанное из плана эвакуации — раскрасьте его, отметьте номера нужных кабинетов и проложите маршрут каждого дня. А чтобы быстрее запомнить учителей, можно распечатать их портреты (к примеру, с сайта) и придумать игру — соедини название предмета с портретом учителя.

Влияние спорта на жизнь подростка сложно переоценить. Занимаясь спортом, ребенок быстрее развивается, лучше ориентируется в пространстве и чувствует собственное тело, становится более здоровым и менее восприимчивым к заболеваниям.

Кроме того, занятие любым видом спорта для подростка благотворно влияет на его эмоциональное и психическое состояние.

Если ребенок с самого детства видит маму, занимающуюся спортом, он впитывает любовь к физкультуре с младых ногтей.

Но даже он в подростковом возрасте из упрямства и желания доказать всему миру собственную независимость может лениться и бросить любимую спортивную секцию или клуб.

Что же говорить о тинейджерах, которые не приобщались к спорту! Самое главное — что делать, чтобы ваше подрастающее чадо не забывало о прелестях физической культуры?

Прежде всего, усвойте крепко-накрепко, зарубите на носу или других выступающих частях тела, что для молодого и крепкого организма понятие здорового образа жизни — это призрак и фантом. Поэтому не пугайте его этим непонятным зверем. И уж точно не пытайтесь увлекать собственным примером, призывая к соучастию — меньше всего подростку сейчас хочется оказаться на спортплощадке вместе с вами.

Используйте более близкую и понятную мотивацию. Для девочек: «Хочешь понравиться? Или, может, хочешь быть похожей на… (подставьте имя кумира вашего ребенка, хоть Селены Гомес, хоть Блум из «Клуба Винкс»)?».

Для мальчиков: «Хочешь состояться, хочешь быть крутым?», для интеллигентов в третьем поколении: «…кстати, Нильс Бор был отличным футболистом».

Варианты: Максим Горький жонглировал пудовыми гирями, Бернард Шоу занимался серфингом, Александр Куприн серьезно увлекался борьбой, а Харуки Мураками был и остается марафонцем.

Подросток любого телосложения может заниматься любыми видами спорта, главное желание и заинтересованность

Подросток любого телосложения может заниматься любыми видами спорта, были бы желание и заинтересованность. Поговорите с ребенком: каким спортом он хотел бы заниматься, какие виды спорта ему нравятся. Даже если спорт в жизни подростка не играет никакой роли, наверняка есть что-то, чем его можно заинтересовать.

Откажитесь от прямого лобового давления — пойди и запишись в секцию — это не сработает. Как говорят психологи, лучше зайти в сознание с черного хода. Небольшие комментарии к телепрограммам «Интересно было бы и на тебя посмотреть», якобы случайно забытые журналы, открытые на определенной странице, или открытые сайты на вашем компьютере.

Конечно, дети все равно просекут, к чему вы клоните, но они будут благодарны уже за то, что вы делаете это без нотаций, оставляя им свободу выбора и свободу самому принять решение.

Занятие спортом для подростков не является любимейшим времяпрепровождением, но если подойти к этому вопросу грамотно, то ребенок сам попросит вас записать его в секцию.

И скажем крамольную вещь: спокойно переживите браваду с первой сигаретой и первой рюмкой. Чем безразличнее вы будете, тем меньше интереса будет у подростка. Просто потому, что отключен один из главных мотиваторов — «достать» родителей. Но про наглядную молчаливую агитацию не забывайте: фотография легких курильщика в шестикратном зуме свое дело сделает.

Ни в коем случае не возражайте против выбранного вида спорта. Даже если ваша нежная дочка выбрала бокс (а у нас было именно так), пускай ребенок пробует. Иногда простой тренер может дать вашему ребенку больше жизненного опыта, больше знаний, связанных с физической культурой, чем, собственно, сам спорт.

Конечно, у тинейджеров физиология отличается и от детской, и от взрослой. Подростковый возраст метафорично называют «вторым рождением», ведь организму ребенка приходится адаптироваться к новой форме тела, новым внутренним процессам. Но ведь ни плавание, ни танцы, ни футбол, ни хоккей не имеют особых противопоказаний.

Единственный спорт, с которым лучше повременить — это «качалка». Поскольку тренажеры в большинстве случаев не предназначены для детей, силовые тренировки могут закончиться перегрузкой сердца и сосудов. А еще ребенок может увлечься так называемым спортивным питанием, которое в подростковом возрасте пользы не принесет.

Физическая активность подростков должна быть короче по времени, чем спортивные занятия для взрослых

Читайте также:  Аналог егэ в украине

Физическая активность подростков должна быть короче по времени, чем спортивные занятия для взрослых. То есть, вид спорта может быть практически любым, главное отличие в условиях: подростки могут заниматься спортом часто, но тренировки должны быть с перерывами и короткими по времени.

Вот это как раз связано с физиологическими особенностями: подростки устают и восстанавливают силы быстрее взрослых. Если для взрослых обычный график — от 2 до 4 занятий в неделю по 1-3 часа, то подросткам лучше заниматься 5-7 раз в неделю по часу.

И самое важное, что нужно донести ребенку — стремиться надо не к рекордам, а к постоянному физическому развитию.

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/podrostok-i-sport/

Спорт в жизни подростков

Спорт очень важен в жизни подростка, одним хватает регулярных занятий по физкультуре, другие занимаются спортом профессионально. Главное помнить – к выбору упражнений нужно подходить тщательно и обосновано.

Роль спорта в жизни подростка

В подростковом возрасте сердечно-сосудистая система человека переживает структурные и функциональные изменения, от которых зависит готовность организма выдерживать нагрузки, когда подросток повзрослеет.

О чем стоит помнить

В сравнении с взрослым человеком, подросток не так эргономичен, а соответственно, для выполнения упражнений ребенку приходится расходовать куда больше энергии, чем взрослому. Также дети хуже переносят длительные тренировки, поэтому не переусердствуйте.

Выбирая вид спорта, которым будет заниматься ребенок, необходимо учитывать конституцию ребенка и его темперамент. Холерику вряд ли понравятся шахматы, а флегматику точно будет неуютно в хоккейной команде.

Выбираем спорт

Лучше всего детям подросткового возраста подойдут упражнения, которые оказывают влияние на весь организм и в будущем помогут им укрепить его для того, чтобы переносить самые различные нагрузки.

  • Плаванье. К таким видам спорта относятся занятия в бассейне. Они оказывает положительное влияние на опорно-двигательный аппарат и помогает развитию сердечно-сосудистой системы. Кроме того, полезны игровые виды спорта, т.к. помогают одновременно получить и отличную физическую подготовку, и социально адаптироваться в кругу сверстников.
  • Гимнастика и акробатика не относятся к традиционным общеукрепляющим видам спорта, поэтому относиться к ним нужно с максимальной осторожностью. Однако, навыки, приобретенные ребенком во время занятий акробатикой в подростковом возрасте, спустя годы можно успешно использовать в остальных видах спорта.

Влияние спорта на успеваемость

Активные тренировки положительно влияют на академическую успеваемость детей, об этом свидетельствуют исследования ученых университетов Стратклайда и Данди. Во время эксперимента было установлено, что каждые 12- 17 минут тренировок положительно влияют на производительность подростка.

Особенно полезны активные физические нагрузки для девушек, они помогают им достичь успеха в естественных науках. Такой эффект объясняется тем, что тренировки по-разному влияет на мозг парней и девушек. Ежедневные занятия спортом улучшали результаты экзаменов в 11, 13 и 16 лет.

Пропуск тренировок напротив оказывал крайне негативное влияние на успеваемость подростков.

А если без спорта?

Недостаток физической активности может негативно влиять на скорость кровообращения -уменьшить его и нарушить сердечный ритм. Итог тому – сокращение ударов и преждевременное старение сердца. Однако не стоит забывать, бессистемные тренировки для организма не менее вредны и утомительны – они нарушают обменный процесс в сердечной мышце и снижают тонус органа и сосудов. 

Екатерина Скуридина

Источник: https://euromd.ru/21-zdorovaya-zhizn/138-krasota-i-sport/34-fitnes/post-410-sport-v-zhizni-podrostkov/

Спорт для подростков — это важно

Как мотивировать малоподвижного подростка заниматься спортом, если он этого не хочет?

Все понимают, насколько важен спорт для подростков. Спортивный ребенок — мечта всех родителей.

Такой ребенок развивается быстрее, здоровье укрепляется, а значит, школьник меньше болеет, и эмоционально он тоже более устойчив. Также закаляется сила воли, выносливость, развивается самодисциплина.

Ребенок учится ставить цели, стремится к их достижению, к успеху. Не боится поражений, умеет делать из них положительный вывод и учитывать его в дальнейшем.

То есть спорт позволяет чаду стать сильной, уверенной личностью.

Все прекрасно, одно «но» — подросток отказывается заниматься спортом. Любым. Что делать?

Многие советуют узнать, чем бы он хотел заниматься и записать в эту спортивную секцию. Хорошо, если ответ положительный. Но чаще приходится слышать «ничем», «никакой», «не буду заниматься».

Главное не опустить руки, не смириться, а попробовать помочь своему строптивому подростку найти тот вид спорта, которым бы он с удовольствием занимался (на пользу себе и на великую радость мамы и папы).

Поэтому с позитивом и оптимизмом продвигайтесь дальше к цели приобщить ребенка к спорту. Процесс этот долгий, терпения потребуется много.

Сначала разберитесь в себе, своих амбициях.

Привлекая внимание ребенка к спорту, вы хотите укрепить его здоровье, помочь правильному становлению характера или помимо этого втайне стремитесь к победам, высоким спортивным достижениям, кубкам, наградам, славе и уже видите его победителем в Олимпийских играх? Честно признавшись себе в целях занятий, отправляйтесь к врачу (надо узнать, какие противопоказания имеются) и тренеру.

Именно они квалифицированно объяснят вам, чем именно ваш ребенок может заниматься, а что ему противопоказано и каких результатов может добиться в выбранных вами и (или) ребенком видах спорта.

Так, если ребенок невысокий, но очень желает заниматься баскетболом, то для здоровья, положительных эмоций, становления характера — отлично. Однако стать знаменитым баскетболистом, профессионально заниматься этим видом спорта — шансов очень мало.

Худенькому ребенку можно, если ему очень хочется, заниматься тяжелой атлетикой, но только под чутким руководством опытного тренера, и при этом родители не должны требовать от него призовых мест на соревнованиях.

Сходили, узнали. И что же дальше? Как же теперь наконец-то привлечь ребенка к занятиям спортом?

Своим примером. Банально? Да, но это так. Например, хотите, чтобы занимался лыжами, велоспортом? Купите всем домочадцам лыжи или велосипеды и вперед, катайтесь в свое удовольствие. Лыжные, велосипедные прогулки можно сделать и семейной традицией, которая сплотит домочадцев.

Придумайте традицию посещать спортивные соревнования. Обсуждайте их, интересуйтесь правилами игры. Чем больше ребенок знает о спорте, видит соревнования, тем больше у него выбор и вероятность захотеть хотя бы попробовать самому.

Этому же способствуют и занятия физкультурой в школе. По программе изучаются теоретические основы многих видов спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжи и т.д.) и отрабатываются на практике в виде тренировок и соревнований.

Интересуйтесь биографиями спортсменов. Как они добились успеха? Сколько стараний, силы воли пришлось им приложить, какие разочарования встречались им на пути к совершенству.

Это поможет понять школьнику, что трудности, которые, возможно, и удерживают его от занятий в спортивных секциях, приходится преодолевать всем спортсменам.

В том числе и минуты предательской слабости в виде «не хочу», «не могу», «зачем мне это надо»? Они не родились великими спортсменами — они себя такими сделали. Пусть ребенок поймет, что все в руках самого человека. Он может вылепить из себя все, что хочет.

Подросткам не безразлично, как они выглядят. Почему бы не подсказать им, какие виды спорта помогут им стать еще более привлекательными.

Подчеркивайте, что в наше стремительное время неприлично не заниматься спортом, не уметь поддержать игру (волейбол, баскетбол, теннис, шахматы и т.д.), иметь неспортивный вид. Это говорит о внутренней культуре, образовании человека.

Можно попробовать такой действенный способ, как туристический поход. Пока ребенок находится в привычной среде, он кажется себе достаточно сильным, ловким, умеющим играть в столь любимые волейбол, футбол, баскетбол и т.д. Оказавшись в новой обстановке, среди незнакомых, но интересных по-своему людей, он по-другому взглянет на себя, не исключено, что более серьезно заинтересуется спортом.

Стремясь приобщить ребенка к спорту, родители должны быть внимательны к состоянию здоровья любимого чада. Занятия спортом — тяжелый труд, а вовсе не сплошные удовольствия, как почему-то думают некоторые родители.

Если ребенок и после тренировок непрерывно занимается, стараясь быстрее достичь совершенства, не торопитесь радоваться этому. Посоветуйтесь с тренером и действуйте соответствующим образом.

Перенапряжение, большие нагрузки чрезвычайно вредны неокрепшему организму. Не спешите, всему свое время.

Вот такие возможности у родителей заинтересовать ребенка спортом. Что вы говорите? Слишком простые, обыденные способы? А вы думали, каким образом можно заставить подростка заниматься спортом? Каким-то сверхъестественным? Волшебством? Гипнозом? Волшебством здесь будет терпение и любовь к ребенку.

Источник: https://prouchebu.com/sport_dlya_podrostkov/

Польза спорта для подростков

Период, когда дети становятся подростками — один из самых непростых в жизни людей. Он сопровождается серьезными физическими и психическими изменениями.

Взрослеющий человек переживает процесс перестройки собственного тела и много задумывается о собственном месте в мире.

Чтобы переходный период прошел с наименьшими потерями, подросткам необходимо соблюдать режим дня, правильно питаться и быть физически активными.

Физическое развитие подростков

Для физического развития подростков характерно интенсивное развитие всех систем организма — сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной, желудочно-кишечной.

Эти системы не всегда развиваются равномерно, поэтому подростки могут часто жаловаться на недомогания или плохое самочувствие. Другой особенностью развития растущего организма становится неравномерный рост конечностей.

Отсюда — часто отмечаемая у детей среднего школьного возраста угловатость и неуклюжесть движений.

Подростковый период характеризуется серьезной гормональной перестройкой организма, совпадающей с осознанием гендерной идентичности и интересом к противоположному полу. Поэтому подростки уделяют много внимание собственной внешности. Девочки начинают пользоваться косметикой, мальчики также хотят выглядеть привлекательными.

Интерес к собственному телу приводит к необходимости развивать его. Юноши и девушки занимаются спортом, чтобы развить мускулатуру, улучшить осанку, походку или сбросить лишний вес.

Особенности фитнеса для подростков

Не все школьники любят уроки физкультуры.

К сожалению, их организация в современных российских школах оставляет желать лучшего: однообразие, нежелание учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и стремление подогнать его физические особенности под единые стандарты или нормативы.

Также школьные уроки физкультуры приобретают атмосферу нездоровой конкуренции — менее физически развитые школьники могут испытывать давление педагогов или подвергаться насмешкам со стороны одноклассников.

Чтобы оставаться физически активным, подросток может выбрать те занятия, которые ему по душе, например, фитнес или йогу. Не менее полезны для физического и умственного развития танцы.

Безусловная польза фитнеса для растущего организма заключается в следующем:

  • обеспечении необходимой физической активности;
  • борьбе с гиподинамией и ее последствиями;
  • борьбе с избыточным весом;
  • улучшении координации движений;
  • улучшении походки;
  • обретении уверенности в себе.

В отличие от усредненного стандарта школьных уроков физкультуры, программы фитнес-тренировок разрабатываются индивидуально для каждого подростка. Больше всего для растущего организма подходят следующие виды тренировок:

  • плавание. Регулярные занятия в бассейне зимой или купание в открытом водоеме летом помогают укрепить мышцы и улучшить работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • танцы. Многие юноши и девушки предпочитают заниматься современными видами танцев — от спортивного рок-н-ролла до хип-хопа. Занятия танцами — это не только ключ к завоеванию популярности в коллективе, но и улучшение походки и осанки;
  • кардиотренировки. К ним относятся бег, ходьба, упражнения на велотренажере или беговой дорожке. Кардиотренировки способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой системы, улучшают метаболизм и помогают бороться со стрессом.
Читайте также:  Помощь в обучении детям

Определяющим фактором при выборе тренировок для подростка должна стать не мода или осознание пользы, а личный интерес, индивидуальные особенности и наклонности. Тренировки будут эффективны в том случае, если школьники выполняют упражнения с удовольствием.

Физические упражнения для подростков в свободное время

Современные школьники сталкиваются с теми же проблемами, что и взрослые — чрезмерные нагрузки в школе, малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

Все это не лучшим образом отражается на физическом развитии растущего организма.

Переживания подростка по поводу собственной внешности нередко носят преувеличенный характер, и могут достичь крайней степени, выражающейся в отказе от еды или трудностях в общении из-за физических особенностей.

Для поддержания достойного уровня умственного и физического состояния школьнику необходимо уделять физическим упражнениям от 40 до 60 минут в сутки. В свободное от посещения спортивных занятий время это могут быть:

  • отжимания;
  • приседания с гантелями или без;
  • скручивания и подъемы ног;
  • планка.

Данные виды физической активности можно включать в ежедневные занятия утренней гимнастикой. Они способствуют укреплению тела и дают заряд бодрости на целый день.

Для правильного выбора спортивной секции сам подросток и его родители должны учитывать следующие факторы:

  • соответствие занятий возрасту;
  • опыт работы тренера с детьми;
  • возможность заниматься под руководством специалиста, который разработает для подростка не только программу тренировок, но и схему питания;
  • наличие у ребенка хронических заболеваний. Некоторые из них могут стать препятствием для определенных видов физической активности;
  • возможность посещать занятия вместе с родителями или другими членами семьи. В этом случае тренировки приносят двойную пользу — помимо физической активности дети и взрослые проводят время вместе.

Посещение спортивных занятий также играет немалую роль в улучшении коммуникативных способностей подростка. Если в классе он не встречает единомышленников или совсем не имеет друзей, то занятия в секции — это отличная возможность приобрести их. Таким образом, спорт и физическая активность непросто приносит пользу для тела, но и способствует преодолению трудностей в общении.

Польза спорта для школьников очевидна. Физически активные дети способны лучше ориентироваться в пространстве, более устойчивы эмоционально, лучше ощущают собственное тело и меньше болеют. Любовь к спорту должна идти из семьи и развиваться с раннего детства.

К сожалению, в российском обществе пока еще довольно сильны не самые здоровые установки и привычки старшего поколения. Не улучшается и качество школьных уроков физкультуры. Но благодаря усиленной пропаганде спорта и здорового образа жизни все больше детей среднего и старшего школьного возраста выбирают дополнительные занятия спортом.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/podrostki/polza_sporta_dlya_podrostkov/

Влияние спорта в жизни подростка

Есть такое выражение: «Маленькие детки – маленькие бедки. Большие детки – большие бедки». И это действительно так – чем взрослее становится ваш ребенок, тем больше забот возникает у родителей. В подростковом возрасте проблем стороной не обойти, они все равно будут, хоть в малой, хоть в большей степени.

Сложные периоды могут проявляться у ребенка на физическом уровне в виде гормональных перестроек и проблем с весом, иммунитетом, головных болей и головокружения, болей в костях и мышцах из-за резких скачков роста и так далее. На психологическом уровне наблюдается эмоциональная нестабильность, проблемы с самооценкой, бунтарство, отрицание авторитетов и в то же время увлеченность кумирами.

У ребенка часто в этот период могут возникнуть вредные привычки, в большей степени из-за дурного влияния сверстников, и вследствие этого могут появиться проблемы с учебой и здоровьем. Подростки, которых интересует спорт, с удовольствием общаются и развиваются в среде себе подобных.

Это снижает в их жизни возможность таких негативных проявлений как употребление алкоголя и наркотиков.

В нынешний век технологий и гаджетов, школьники, да и сами взрослые все больше времени проводят в играх и соцсетях. Недостаток движения ослабляет организм в целом, бьет по иммунитету, эндокринной системе, внутренним органам, мешает полноценному развитию костей, мышц, связок и суставов. Таким образом, современному поколению, необходимо приобщаться к спорту, тем самым укрепляя здоровье.

Подростки, занимающиеся спортом, более собраны и дисциплинированы, у них формируются лидерские качества, самостоятельность, целеустремленность, уверенность, а также сила воли, что положительно сказывается на обучении. У спортсменов выраженное чувство долга, коллективизма, готовности прийти на помощь товарищам, гуманности, честности, воли к победе.

Спорт также выручает в периоды депрессии ребенка, когда на него происходит давление со всех сторон (учеба, родители, сверстники, неразделенная любовь). Во время любых физических упражнений вырабатывается эндорфин – гормон счастья, который позволяет преодолеть негативные эмоции, дает чувство легкости и ясность мысли.

С помощью правильного организованного занятия спортом вы можете улучшить эти сферы жизни своих детей. Необходимо помнить о личной заинтересованности подростка в данном виде спорта. Здесь не так важен успех, большое значение имеет активность и движение.

Одним из самых доступных видов спорта для вашего ребенка является ушу. Это боевое искусство подходит для тех, кто предпочитает интенсивные физические нагрузки и занятия со сложной координацией движений. Развивает силу, гибкость, скорость, выносливость, а также укрепляет силу духа и воспитывает в детях высокие моральные качества.

Испытайте на себе гармонию ушу на первом бесплатном занятии. Выберите подходящие занятия для вашего подростка, сравнив его загрузку с нашим расписанием.

Источник: http://wushu-smr.ru/2018/04/04/vliyanie-sporta-v-zhizni-podrostka/

Физкультура и спорт для подростков: риски и возможности

Подростковый возраст обычно определяется как этап развития человека между детством и взрослостью [5, С. 492]. Ранее продолжительность данного этапа оценивали всего в 3-4 года (период с 13-14 до 17 лет), сегодня (в том числе, в связи с более ранним взрослением детей) подростковым называют период с 10-12 до 17-18 лет [9, С. 36]. Период этот очень сложный.

Происходят значительные психофизиологические изменения, формируется личность. Для того, чтобы эта личность была здоровой, подросток должен максимально самореализовываться, занимаясь разнообразными видами деятельности. Обязательно в их числе должна присутствовать физическая культура.

Но нужен ли подростку спорт? Вопрос является довольно спорным, и в данной статье мы постараемся раскрыть некоторые аспекты.

Статистика

В современной России за последние 10 лет (с 2006 по 2016 гг.) почти в 7 раз повысились показатели финансирования спорта, значительна его пропаганда в средствах массовой информации (СМИ). Однако согласно данным Росстата [3, C.

72-74], при значительном количественном приросте спортивных сооружений выросло число взрослых, занимающихся в физкультурно-оздоровительных секциях и клубах (почти в два раза по итогам 2015 года по отношению к 2005 году). А вот доля детей, занимающихся в детских и подростковых клубах, снизилась почти на 10% (с 655 до 601 тыс.

человек в 2015 году по отношению к 2005 году). Во многом это связано с тем, что основным фактором будущего благосостояния детей родители сегодня считают их интеллектуальное развитие, отмечая уровень физического развития как вторичный фактор и не уделяя внимания взаимозависимости этих показателей.

Отчасти в результате этого уровень здоровья детей ежегодно снижается. Доля здоровых детей за последние 5 лет по данным Министерства здравоохранения РФ снизилась с 45% до 32% [2].

Часто школьники в нашей стране имеют проблемы со зрением, ежегодно в течение последних пяти лет возрастает количество детей (в возрасте 0-14, 15-17 лет) с заболеваниями системы кровообращения, дыхательной системы, системы пищеварения, с нервно-соматическими заболеваниями (по данным на 100000 детей).

Согласно статистике, 53% детей в России имеют ослабленное здоровье, у 2/3 российских детей к 14 годам формируются хронические заболевания. Только 10% выпускников школ оцениваются специалистами как здоровые [7, C.18]. Объём мышечной массы старших школьников снизился почти в 2 раза у мальчиков и в 1,5 раза — у девочек [8, C.155]. Острой и для России стала проблема ожирения подростков.

Физическая культура и Спорт

Очень часто современные педагоги (в том числе, преподаватели физической культуры, тренеры) рассматривают в качестве синонимов понятия «физическая культура» и «спорт». Например, Бычкова О.В.

(директор школы!) в своей статье в журнале «Первое сентября» оценивает спорт как «универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия», «способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой» [2]. Формулировка абсолютно некорректна (подмена понятий), а в случае распространения такой формулировки в подростковой среде это может быть опасно для здоровья подростков. Понятия «физическая культура» и «спорт» имеют важное отличие, которое особенно значимо в рамках организации качественного физического развития подростков. Приведем наиболее точные, с нашей точки зрения, определения.

Физическая культура — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

В широком смысле это именно часть культуры, совокупность знаний и ценностей, которые общество создает и применяет с целью развития способностей человека (физических и интеллектуальных) путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1].

В узком смысле (и общепринятом сегодня) физическая культура — это система мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья и развитие физических способностей [6, C.9].

Для нашей страны характерно словосочетание «физкультура и спорт», которое отделяет спорт от физкультуры, перенося его исключительно в область соревнований. Например, шахматы — это не физкультура, но спорт. Данная трактовка, по нашему мнению, также подчёркивает деинтеллектуализацию современной физической культуры.

Спорт — это часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека [6, C.21].

С нашей точки зрения, современным обществом спорт сегодня преимущественно воспринимается в узком смысле, спорт — это физическая культура «высоких достижений», цель здесь — не поддержание физического здоровья, а получение результатов — наград на соревнованиях достаточно высокого уровня, повышение спортивного разряда и т. п. Это точка зрения, присущая западной культуре, в последние десятилетия распространившаяся и в России. Данная статья направлена на коррекцию негативных тенденций, сформированных нашим обществом, потому как основные для статьи мы будем рассматривать именно узкие определения физкультуры и спорта, т. е. физкультура и спорт как их понимает наше общество.

Итак, вполне естественно, что большую пользу для организма несёт физическая культура. Организм человека в подростковый период интенсивно развивается, и ему требуются физические нагрузки, однако, не предельные (что характерно для спорта), а относительно умеренные.

Объёмы нагрузок для каждого подростка следует оценивать индивидуально, с учётом психофизической специфики. Не стоит рассматривать посещение секции как занятия подростка спортом: по мнению специалистов, посещение секций 2-3 раза в неделю (особенно по аэробным направлениям: плавание, бег, ходьба и т. п.

) — это скорее необходимая для подростка физическая деятельность [7, C.20], а не спорт.

Ожирение подростков сегодня часто связано с тем, что ребёнок, у которого что-то не получается на уроках физкультуры, отвергает физическую культуру вообще, начинает испытывать страх при выполнении любых физических упражнений, переходит к гиподинамии.

Такая ситуация очень опасна, и родители должны регулярно контролировать качественные и количественные показатели физических нагрузок и уровень физических возможностей подростка. Стоит подчеркнуть нежелательность множественных анаэробных нагрузок в подростковом возрасте, а также резкое вовлечение подростка, прежде не испытывавшего больших физических нагрузок, в спортивную деятельность (даже при наличии потенциала).

Подростки нередко осознанно нарушают запреты, негативно относятся к требованиям, предъявляемым взрослыми, в том числе, и обращенным на поддержание здоровья подростков.

В частности, подростки нарушают рекомендации врача (особенно связанные со спецификой питания), вообще не обращаются к врачу, скрывают наличие заболеваний, имеют недостаточный сон (в том числе, в связи с их предпочтением ночному сну игры и общение в системе Интернет) [7, С. 19].

Интенсивные занятия физической культурой и спортом в форме посещения тренировок спортивных секций и кружков, участием в соревнованиях требуют от юного спортсмена повышения ответственности по отношению к собственному здоровью.

Такой подросток понимает, что без соблюдения режима труда и отдыха он не сможет достичь результатов, и развивает самодисциплину, одновременно пропагандируя её среди сверстников.

Читайте также:  Благородство, патриотизм и гражданская ответственность

Интересно заметить, что согласно статистике, не более 10% подростков занимаются именно спортом [4] в том смысле, который принят для данной статьи.

Порой ребёнок участвует в соревнованиях, но это не становится для него основным стимулом.

В качестве же стимула посещения спортивного кружка или секции предстают общение со сверстниками и тренером, физическая разрядка, поддержание физической формы и т. п.

Спорт для трудных подростков

Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, как спорт и физкультура в работе с трудными подростками. Занятий в рамках исключительно физической культуры таким подросткам бывает недостаточно. Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно возможный способ педагогической работы с трудными подростками.

Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе занятий, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит наружу.

Подросток (если он желает побеждать) должен контролировать собственную агрессию, развивая волю и обращая внимание на моральную сторону спортивных занятий [4].

Очень высок в этом случае уровень ответственности тренера. Особенно велики риски занятий спортом трудных подростков в силовых видах. Наиболее опасными нам представляются риски двух типов:

1. Переоценка подростком собственных физических возможностей, нежелание и неумение снизить нагрузку. Результат — перегрузки организма (в том числе, систематические), крайне негативно влияющие на физическое развитие растущего организма. Тренер должен строго контролировать уровень нагрузок на индивидуальном уровне, рассказать об опасности самостоятельных тренировок с большими нагрузками.

2. Морально-этические риски. «Трудные подростки» в командных видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей и т. п.) часто становятся лидерами в команде.

Однако при наличии другого лидера «трудный подросток» будет «биться за лидерство» силовыми методами, что негативно повлияет как на климат в команде, так и на здоровье обоих подростков. В индивидуальных видах спорта, таких, как различные виды борьбы и т. п.

, трудный подросток, добившись определенных успехов, часто начинает чувствовать себя «всесильным» и принижать других подростков, не занимающихся спортом либо имеющих более скромные результаты. Стоит заметить, что силовое воздействие на более слабых спортсменов оказывают не только юноши, но и девушки-подростки.

Тренер в этом случае должен своевременно заметить подобные явления, и пояснить юному спортсмену, что наличие физической силы в современном мире — далеко не определяющий фактор; следует рассказать о силе воли как более значимом моменте.

Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше, лидерами в командах, демонстрируют высокие показатели в индивидуальных видах спорта. Спорт для них — это важный, а часто — и единственный способ самореализации. Потому особенно значимыми для них являются похвала тренера, грамоты и медали, полученные по результатам соревнований.

Вывод

Таким образом, как спорт, так и физкультура могут применяться для развития детей в подростковом возрасте. Физкультура в этом случае направлена на гармонизацию развития ребёнка, а спорт — это средство для самореализации подростка.

Очень велика при работе с подростками ответственность тренера: он должен формировать физические нагрузки с учётом индивидуальной специфики, блокировать негативные моменты в отношениях, приучать подростка к контролю за собственным состоянием (как физическим, так и психическим).

Для трудных подростков физкультура становится способом организации досуга, а спорт — значимым средством самореализации. Поэтому привлечение их к занятиям физической культурой, с нашей точки зрения — это путь к гармонизации российского общества в целом.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 от 4 декабря 2007 г. (с изм. от 22.11.2016 г.) // http://doc.cntd.ru/document/902075039

2. Бычкова О. В. Приобщение к спорту в семье и школе / О. В. Бычкова // http://festival.1september.ru/articles/588444/

3. Здравоохранение в России. 2016: Стат.сб. — М.: Росстат, 2016. — 186 с.

4. Корсун А. И. Трудные подростки выбирают спорт / А. И. Корсун // http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/09/03/trudnye-podrostki-vybirayut-sport

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2016. — 940 с.

6. Муллер А. Б. Физическая культура. Учебник для ВУЗов / А. Б. Муллер. — М.: Юрайт, 2014. — 312 с.

7. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5. — С. 17-24.

8. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе / Е. С. Садовников, В. Н. Гуляихин, Е. О. Андрющенко // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 5. — С. 154-159.

9. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2012. — 520 с.

Источник: https://mel.fm/blog/galina-shamayeva/4158-fizkultura-i-sport-dlya-podrostkov-riski-i-vozmozhnosti

Полезны ли для подростков занятия спортом?

Для большинства — да. Занятия спортом в команде повышают статус подростка, поднимают его самооценку. Такое участие постоянно делает его частью группы. Неясно, однако, улучшает ли спорт академическую успеваемость.

Как было сказано ранее, спортивные секции пользуются наибольшей популярностью у учащихся. Учитывая проблему ожирения, с которой столкнулась страна, для подростков полезно иметь возможность совершать активные физические упражнения.

Однако преимущества участия в спортивных занятиях не настолько очевидны, как преимущества других форм внешкольной деятельности, так как данные весьма противоречивы. К примеру, как показали наблюдения за некоторыми учащимися, посещение спортивных секций не способствует успехам в учебе.

Кросно (Crosnoe, 2001) выделил две группы спортсменов — тех, кто общался с успевающими в учебе друзьями, и тех, чьи друзья больше интересовались вечеринками. Неудивительно, что спортсмены, окружение которых мало интересовала учеба, со временем также начинали отставать по многим предметам.

Другое исследование установило, что спортсмены чаще, а не реже, страдают от ожирения и начинают употреблять наркотики. Кроме того, некоторые исследования показали, что спортсмены мужского пола чаще вступают в сексуальные отношения и меняют сексуальных партнеров, чем не занятые спортом подростки (Miller, Sabo, Farrell, Barnes, Melnick, 1999). В общем,

Занятия спортом скорее имеют преимущества для девушек, а не для юношей.

И опять-таки большинство исследований показывают, что участие в спортивных командах весьма полезно для подростков, однако результат зависит от выбранного вида спорта, индивидуальных характеристик подростка и статуса данного вида спорта в школе.

Данные, полученные в колледжах, точнее, чем данные, полученные в средней школе. Явно отмечается, что учащиеся колледжей, занимающиеся спортом, чаще переедают, чем не спортсмены (Nelson, and Wechler, 2001). Они же больше пьют спиртного и чаще страдают алкогольной зависимостью.

Среди учащихся в университетах спортсменов также высок процент страдающих игроманией (КегЬег, 2005). Спортсмены из школ, состоящих в первой лиге, пользуются более высоким статусом, это может явиться причиной развития «звездной болезни», что, в свою очередь, является причиной проблемного поведения.

Кроме того, они часто подвергаются стрессу в своем стремлении к победе.

Подсистема друзей

Учащийся может принадлежать к неформальной сети дружеских подсистем, которые действуют в основном в рамках школьного мира. Друзей подростки выбирают преимущественно среди учеников своей школы, своего класса и, как правило, того же пола.

В глазах некоторых учащихся из всех трех подсистем наиболее важной может оказаться неформальная система друзей. Это единственная подсистема, не обремененная покровительством взрослых.

Это мир подростков, и статус индивида здесь — самое главное.

Желательно иметь определенный вес в учебной подсистеме и подсистеме внеклассной деятельности, но в основном для престижа, принятия и положения, которые это дает в сети неформальных группировок сверстников.

Некоторые дружеские компании могут активно и открыто бунтовать против учебной и общественной работы школы. Члены таких групп отвергают правила школьной системы и пренебрегают требованиями властей.

Клики — относительно малые, тесно связанные группы, состоящие из 3-10 друзей, проводящих вместе значительное время и часто больше ни с кем не общающихся. Практически все исследования по наблюдению за подростками показали, что клики являются преобладающим и наиболее важным дружеским объединением для подростков.

Исследования также показали, что отличительной чертой клик является одинаковой возраст их членов, пол, расовая или этническая принадлежность, социальный статус, так же как общность интересов и деятельности (En-nett, Bauman, 1996).

В особенности всех членов объединяет отношение к антисоциальному поведению (они его поддерживают или отвергают) (Cairns, R., and Cairns, В., 1994) —

Источник: http://bysolo.ru/polezny-li-dlya-podrostkov-zanyatiya-sportom.html

Особенно девочкам. Зачем подросткам нужны занятия спортом?

Девушки упускают много хороших возможностей, не занимаясь спортом, давайте это исправим!

Знали ли вы, что девочки чаще, чем мальчики, бросают спортивные секции и в целом меньше занимаются спортом? Вот я не знала. Мне попалось любопытное исследование Барбары Франкель из «Работающей мамы» (Working Mother), которое меня очень удивило. Оказывается, между занятиями спортом и успехами в жизни есть прямая связь!

Подростки, которые занимаются спортом, не только лучше учатся в школе, у них более высокая самооценка, они строят крепкие отношения, не говоря уже о том, что их физическая форма намного лучше, чем у сверстников. Вот что получается, когда тинейджер занимается спортом, он:

Единственное, что, пожалуй, меня не удивило из перечисленного – это то, что спортсмены будут чаще других тренироваться и делать зарядку, это довольно очевидно. Но мне не приходило в голову, что занятия спортом как–то влияют на сон, аппетит и даже успеваемость в школе, а, значит, в дальнейшем подросток будет более успешным во всем делах и с меньшей вероятностью попадет в дурную компанию.

Конечно, теперь, когда мы видим это исследование, несложно проследить взаимосвязь. Спортсмены с большей вероятностью будут заботиться о своей физической форме, чтобы приуспеть в своем виде спорта, а режим питания и сна – это основа для крепкого и выносливого тела.

Также те, кто занимается спортом, привыкли бороться с трудностями – ведь им практически ежедневно приходится делать что–то тяжелое и, возможно, не очень приятное, чтобы достичь хороших результатов.

Спортсмены более дисциплинированны, у них хорошая  сила воли. Занимаясь спортом годами, у них появляется навык эффективного распоряжения своим временем. Это хорошая база для дальнейшей учебы в ВУЗе и для взрослой жизни в целом.

Выходит, занятия спортом играют очень важную роль в становлении личности в подростковом возрасте. Так почему же наши дочери занимаются спортом меньше, чем сыновья?

Думаю, это в значительной степени сводится к гендерным стереотипам, особенно, к понятию, что спорт – это для мальчиков. Да и видов спорта, которыми бы занимались девочки, намного меньше, поэтому у них меньше возможностей найти себе что–то по душе.

Но самое печальное – из-за расхожего мнения, что спортсменки менее женственные, многие девочки не стремятся приобщаться к спорту, да и их родители не хотят, чтобы на их дочь смотрели косо или вообще дразнили (да–да, и такое бывает).

И из–за этого девочки упускают прекрасную возможность обрести крепкое здоровье и стать лучше!

Задача родителей – поощрять стремление дочек заниматься спортом, разрушать глупые стереотипы, расширять возможности, доступные для девочек–подростков.

Если у вашей дочери в школе нет спортивной секции – запишите ее в ту, которая ей понравится, сами. Если секций в районе нет, вы можете сами собрать команду по футболу из ее подруг или просто вместе ходить играть в теннис по выходным.

Такой небольшой шаг – предоставление возможностей для занятий спортом – это ведь несложно. Но он вполне может изменить жизнь вашей дочери.

Aleteia

Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на нас в соцсетях и делитесь с друзьями.

Источник: https://mamanam.ru/devochkam-sportom/

Ссылка на основную публикацию