Структура, этапы и особенности педагогических исследований

21. Структура педагогического исследования | Читать онлайн, без регистрации

21. Структура педагогического исследования

В структуре педагогического исследования можно выделить четыре компонента: наличие целей, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначную терминологию.

Цель может быть практической (учить и воспитывать детей) или теоретической (например, выявить эффективность того или иного научно обоснованного метода обучения или формы проявления воспитательной функции самостоятельной работы). Научное исследование не может ограничиваться только практической целью.

Объект педагогического исследования лежит в сфере педагогической деятельности, это какой-либо ее участок (например, обучение разговорной речи на иностранном языке).

Исследователь применяет методы науки: эксперимент, моделирование, педагогическое тестирование и т. д. Учитель-практик использует в работе методы обучения и воспитания, приемы, средства обучения.

Непременным требованием научного познания является однозначность терминологии. В ходе развития науки ее терминологический аппарат постоянно обогащается, однако в рамках одного исследования необходимо точно определить главные понятия и придерживаться до конца этих определений.

Выделяются следующие характеристики оценивания качества научного (педагогического) исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для критики.

Любое педагогическое исследование должно подчиняться определенной логике построения. Исследование начинается с постановки цели, что позволяет представить конечный результат. Далее формулируются частные исследовательские задачи, направленные на получение промежуточных результатов. Эти задачи дают представление о том, что необходимо сделать для достижения цели.

Первым шагом в исследовании должно стать эмпирическое описание педагогической деятельности. На этом этапе отражаются факты (например, эффективность – неэффективность каких-либо приемов).

Затем на основе знаний из области философии, психологии, социологии создается теоретическое представление об объекте исследования. Далее создается мысленное конкретное представление о нем, создаются нормативные модели, намечаются пути усовершенствования этой модели.

Итогом является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики, например образовательные стандарты.

Источник: http://velib.com/read_book/bogachkina_natalija/pedagogika_shpargalka/21_struktura_pedagogicheskogo_issledovanija/

Структура педагогического исследования

Программа педагогического исследования, как правило, включает ряд этапов.

1-й этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование актуально­сти исследования, уровня разработанности; определение объекта и предме­та, темы исследования. Формулирование цели исследования и соотнесен­ных с целью задач.

Педагогическое исследование начинается с определения проблемы, ко­торая выделяется для специального изучения.

Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами нау­ки.

«Проблема педагогического исследования отражает противоречие меж­ду знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и не­знанием путей, средств и методов их решения»'.

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Тема — это ла­коничная формулировка проблемы исследования. Сформулировать тему не просто. Ее следует так обозначить, чтобы в ней нашло отражение движение от достигнутого наукой к новому, неизвестному.

1 Полонский В. М. Исследование в педагогике // Российская педагогическая эн­циклопедия. М., 1993.

При выборе темы следует иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ об­щества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.

Затем определяется цель исследования. Цель — это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Цели научно-исследовательской работы могут быть разнообразны: выявить зависи­мости, существующие между факторами; определить связи между явлениями; разработать условия для устранения недостатков; раскрыть возможности усо­вершенствования процесса; охарактеризовать обстоятельства и т. д.

Цель влечет за собой выбор объекта исследования.

Определяя объект ис­следования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоре­чие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значи­мые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определя­ются исследовательские задачи. Задачи конкретизируют цель исследования.

Они дают представление о том, в каких направлениях должно идти иссле­дование, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Формулируя за­дачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

2-й этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретиче­ских положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход ипредполагаемые результаты исследования.

В современных педагогических исследованиях реализуются различные исследовательские подходы:

системный — раскрытие целостности объекта, выявление его внут­ренних связей и отношений;

комплексный — рассмотрение группы явлений в совокупности;

целостный — целостное представление объекта, при этом целое не сводится к простой сумме частей;

личностный — отношение к воспитаннику как к личности, как к са­мостоятельному субъекту собственного развития и как к субъекту воспита­тельного взаимодействия;

деятельностный — признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельного опо­средования межличностных отношений;

исторический — изучение конкретно-исторического генезиса и разви­тия объекта исследования;

качественный — установление своеобразия изучаемого явления, его отличия от других явлений;

количественный — анализ и оценка явлений и процессов в количе­ственных величинах и числах;

феноменологический — описание наблюдаемых внешне характеристик изучаемого явления;

сущностный — выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления1.

В практике научно-педагогических исследований существуют и другие исследовательские подходы.

3-й этап. Построение гипотезы исследования.

Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.

Построение гипотезы является творческим этапом в исследовательской работе, результатом мышления, при котором исследователь создает себе представление о возможных связях между исследуемыми явлениями.

Гипотеза необходима в научной работе, так как:

• дает определенное направление исследовательской деятельности;

• предупреждает расплывчатость работы;

• направляет мысли исследователя и определяет, какие материалы не­обходимы для работы.

Чтобы правильно построить гипотезу, необходимо обладать широким кругозором в области исследуемой проблемы, быть хорошо знакомым с на­учной историей и методикой проблемы.

Гипотезы подразделяются на две категории: а) индуктивные; б) дедук­тивные.

При индуктивной гипотезе исходят из наблюдения отдельных факторов, на основе которых делают обобщающие выводы, которые должны быть действительными по отношению ко всем явлениям данного вида. Состоя­тельность гипотезы исследователь должен проверить и доказать с помощью эксперимента.

Основой дедуктивной гипотезы является какое-либо общее положение, на основании которого делаются выводы о связях между отдельными явле­ниями.

В педагогическом исследовании чаще используется индуктивная гипо­теза. Дедуктивная гипотеза может возникнуть на более поздней стадии ра­боты, когда в процессе наблюдений накоплено много материалов.

4-й этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета ис­следования.

О научных методах исследования, принципах их использования сказа­но выше. Следует лишь отметить, что на педагогический процесс, его ре­зультаты одновременно влияет множество факторов. Это требует исполь-

' Смирнов В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002.

зования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов.

В ходе констатирующего эксперимента идет накопление и анализ фак­тов, всесторонне изучается исходное состояние предмета исследования до проведения преобразующего эксперимента.

5-й этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента. Это основной этап исследования.

Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагоги­ческой действительности в точно учитываемых условиях.

В ходе преобразующего эксперимента изменения вносятся в содержа­ние и ход педагогического процесса, проверяется состоятельность приве­денных в гипотезе положений.

6-й этап.Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Обрабатываются результаты наблюдений и экспериментов.

Сравнение ре­зультатов с использованием математических, статистических методов поз­воляет определить степень эффективности нововведения. Формулируются выводы, создается теория.

Теорией становится фактически всякая доказан­ная гипотеза, применяемая в различных условиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным, вопросам).

Оценивается эффективность исследования. Как известно, исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.

Для фун­даментальных исследований основной характеристикой их эффективности является теоретическая актуальность, новизна, концептуальность и доказа­тельность, перспективность и возможность внедрения результатов в прак­тику.

При рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую актуальность и значимость, возмож­ность внедрения в практику.

Для разработок ценна новизна, актуальность и эффективность, степень соответствия адресату, ясность изложения.

7-й этап. Выработка практических рекомендаций.

Таковы основные этапы исследования. От правильной последователь­ности отдельных этапов исследования и их взаимной связи зависят объек­тивные результаты исследовательской работы и успешность оформления научного труда.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает методология?

2. Охарактеризуйте уровни методологии.

3. Какие методы исследования относятся к эмпирическим, а какие к теоретическим?

4. В чем сущность педагогического наблюдения?

5. Какова логика педагогического исследования, его основные этапы?

Основная литература

1. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002.

2. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

3. Краевский В. В. Методология педагогики. Чебоксары, 2001.

Дополнительная литература

1. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для вузов в 2 кн. Кн. 1: Общие ос­новы. Процесс обучения. М., 2002.

2. Герасимов И. Г. Структура научного исследования. М., 1985.

Читайте также:  Учим ребёнка шахматам: лёгкие правила для сложной игры

3. Краевский В. В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград, 2001. ,

4. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследова­ний. М„ 1986.

5. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. М., 1989.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1235;

Источник: https://poznayka.org/s10778t1.html

8. Организация и этапы педагогического исследования » Шпоры для студентов

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методе (гр.) — занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.

ЦЕТ0ДЫ — это пути и способы, которыми наука получает факты. Факты — это воздух ученого (И. П.Павлов).

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.

Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:

А) описательные (диагностические) — например, определяют уровень готовности ребенка к школе;

Б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;

В) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).

В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные) и комплексные.

Основой научного исслед-я явл-ся следующие положения:

1) объективность рассмотрения явления;

2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;

3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т. д. в развитии;

4) необходимость поиска внутренних противоречий;

5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;

6) соединение анализа и синтеза.

Психолого-педагогическое исследование Включает 5 этапов.

1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.

Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового педагогического опыта, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования.

Научное исследование включает следующие характеристики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

IV этап. Оформление результатов научного исследования.

V этап. Внедрение результатов исследования в практику работы

Дошкольных учреждений, школ, вузов и т. д.(подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.).

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike/8-organizaciya-i-etapy-pedagogicheskogo-issledovaniya.html

открытая библиотека учебной информации

Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов.

1. Идея эксперимента.

2. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента).

3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента).

4. Организационно-подготовительный этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента).

5. Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты).

6. Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента).

7. Внедренческий этап.

Идея эксперимента.Эксперимент зарождается в виде задумки, догадки, предположения о возможности улучшения педагогической практики. Часто его идея состоит в том, что педагог выдвигает новую комбинацию известных приемов и способов, которая должна привести к определœенному желаемому результату.

В этом случае эксперимент представляет собой просто этап внедрения идей педагогики, проверку и приспособление методических рекомендаций новаторов к конкретным социально-педагогическим условиям. Для других учителœей, методистов, руководителœей идеи педагогики являются исходной позицией для творческого усовершенствования, модернизации практики.

Наконец, идея эксперимента может основываться на собственных авторских находках и решениях педагога.

При этом задумка, догадка, идея, как бы хороши они ни были, еще не определяют исхода эксперимента. К желаемому результату ведут сложные и тернистые пути практического осуществления задуманных идей.

Диагностический этап. Объекты педагогической диагностики.Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всœего педагогического коллектива – диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются:

• личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.);

• качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединœений);

• мастерство учителœей, воспитателœей, руководителœей;

• содержание, методы, организационные формы и средства обучения;

• отдельные направления воспитательного процесса: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое; передовой педагогический опыт.

Диагностированию подвергается также общественное мнение: образ мыслей и отношение к учебе учащихся, воспитанников, суждение о школе родителœей, производственников, общественных кругов.

В результате диагностирования идеи эксперимента приобретают конкретные формы, выявляются проблемы.

Формулирование проблемы, темы.Сущность проблемы заключается в противоречиях между какими-либо компонентами, сторонами педагогического процесса, чаще всœего – между результатом и средствами его получения.

При этом, для того чтобы сформулировать проблему, недостаточно только обнаружить такое пpoтивоpeчиe, крайне важно проникнуть вглубь явления, понять, что о нем известно, а что не известно.

Проблема представляет собой вопрос, ответ на который должен дать эксперимент – наиболее надежный и верный путь решения педагогических проблем.

Проблема эксперимента формулируется в виде тезиса, содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям осуществления учебно-воспитательного процесса.

Читайте также

  • — Этапы педагогического исследования

    Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов. 1. Идея эксперимента. 2. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента). 3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента;… [читать подробенее]

  • — Этапы педагогического исследования.

    Рассмотрим этапы педагогического исследования на примере подготовки курсовой работы по педагогике: 1. Определение проблемы, выбор темы исследования. 2. Изучение литературы, подготовка теоретической части исследования. 3. Разработка методики исследования; проведение… [читать подробенее]

  • — Этапы педагогического исследования

    Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов. 1. Идея эксперимента. 2. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента). 3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента;… [читать подробенее]

  • — Этапы педагогического исследования

    Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов. 1. Идея эксперимента. 2. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента). 3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента;… [читать подробенее]

  • — Сущность, уровни, принципы, этапы педагогического исследования

    Лекция 7 Организация педагогического исследования Тема IIIИсследование – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах,… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/530132

    Структура и этапы педагогического исследования рассмотрим понятие

    СТРУКТУРА И ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Рассмотрим понятие «педагогическое исследование» Педагогическое исследование — это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития

    Структура и логика педагогического исследования 1 й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы исследования.

    Формулировка общей и промежуточной целей исследования и соответствующих целям задач 2 й ЭТАП Выбор методологии исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода 3 й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования научного предположения, истинность которого требуется доказать.

    Выбор методов исследования на основе специфики содержания проблемы и задач, поставленных исследователем. 4 й ЭТАП Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния педагогического явления, исследуется. 5 й ЭТАП Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого явления.

    6 й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта после применения формирующих воздействий. 7 й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.

    Примерная структура исследовательской работы: Титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть (обычно представлена двумя главами: теоретической и практической), заключение, библиография, приложение. Краткая характеристика содержания каждого структурного компонента.

    Этапы педагогического исследования 1. Определение проблемы и постановка цели – раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. 2. Построение рабочих гипотез. 3.

    Выбор методов исследования. 4. Осуществление проверки гипотез опытом. 5. Теоретические выводы. 6.

    Оформление результатов: а) усовершенствование теории; б) пересмотреть отрицательные результаты; в) постановка более сложной проблемы; г) внедрение в практику.

    Исследовательские понятия: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования Цель работы — это совокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь.

    Но цель достигается поэтапным выполнением определенных задач Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы.

    С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы

    Педагогический эксперимент (лат.

    experimentum проба, опыт) исследовательский метод комплексного характера, суть которого заключается в том, что исследуемое явление ставится в определенные условия, специальные ситуации Разновидности эксперимента: • естественный эксперимент, который осуществляется в рамках реального педагогического процесса; • лабораторный эксперимент, для которого создаются специальные условия выявления и формирования желательных явлений; • кратковременный; • длительный; • констатирующий (проявляя); • формирующий (превращает исследуемое явление); • контрольный.

    КЛАССФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Общенаучные методы: общетеоретические социологические социально–психологические математические Конкретно научные методы: теоретические Эмпирические

    Принципы выбора методов научнопедагогического исследования: использование комплекса взаимодополняющих методов, принцип адекватности методов существу изучаемого явления, результатам, возможностям исследования, принцип запрета экспериментов, исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образовательно воспитательному процессу.

    Читайте также:  Определимся с цветом

    Теоретические методы Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляю щие, выделение отдельных признаков и качеств явления; Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смыс ловое (абстрактное) целое; Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемы ми влениями; я Абстрагирование — мысленное отвлечение какого либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей; Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (про тивоположен абстрагированию ); Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обоб щение исследуемого; Моделирование — исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей; Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эм пирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу

    Эмпирические методы К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование и другие.

    Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы.

    Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

    К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.

    ); методы контроля и измерения (шкалирование, сре зы, тесты ); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, пе дагогический консилиум ); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштаб ное внедрение) и др.

    Наблюдение — целенаправленное, систематическое изучение определен ного педагогического явления. Оно может быть как основным методом накопления науч ного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой то более общей методики

    Педагогическое наблюдение наиболее непосредственный способ получения опытных данных, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта.

    Виды наблюдений: • непосредственное наблюдение, которое проводит исследователь; • опосредованное дополняется данными наблюдений других лиц, работающих по программе исследователя; • непрерывное наблюдение, в котором педагогическое явление отражается в завершенном виде, в развитии от начала до конца; • дискретное (прерывное) наблюдение, в котором предметом исследования является достаточно длительный процесс и исследователь обращается к наблюдению неоднократно.

    Анализ это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов.

    Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков. Синтез соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему).

    Это не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве синтеза и анализа. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении.

    В теоретическом научном знании синтез осуществляется в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Существенную роль синтез играет в эмпирическом исследовании.

    Сравнение это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляются их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение это сопоставление одного с другим.

    При этом важную роль играют основания, или признаки, сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.

    В педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений: сравнение педагогических явлений по одному признаку (например, успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения); сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам (например, знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости, прочности усвоения знаний, умению творчески их использовать и т. д. ); сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (например, уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения).

    Абстрагирование одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния изучаемого объекта в чистом виде. Этот метод лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

    Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане абстракции. Например, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может.

    Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например, с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах.

    Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

    Обобщение выделение в явлениях общих черт, т. е. подведение итогов исследования. Индукция и дедукция логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, а дедуктивный от общего к частному выводу.

    Конкретизация это мыслительный процесс, предусматривающий предоставление предмета конкретного выражения. При конкретизации происходит обогащение педагогических понятий новыми признаками, поскольку этот метод направлен на освещение развития предмета как целостной системы. Сравнение.

    Как метод педагогического исследования сравнения заключается в сопоставлении полученных результатов исследования с намеченными целями В процессе исследования получены результаты сравнивают не только с целями, но и с с состоянием объекта до начала исследования, что позволяет проследить динамику исследуемого явления. Классификация.

    Задачей ее является логичное распределение педагогических фактов, явлений, процессов с присущей для группы признаком.

    Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

    Признаки научной модели: 1) идеальная система, оптимизированная для изучения; 2) адекватно отражает объект исследования; 3) способна замещать моделируемый объект; 4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

    Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

    Источник: http://present5.com/struktura-i-etapy-pedagogicheskogo-issledovaniya-rassmotrim-ponyatie/

    Логическая структура педагогического исследования

    Успех любого научного изыскания, в т.ч. и в сфере педагогики, во многом определяется не только адекватно выбранным и обоснованным методологическим фундаментом, но и проложенным на ᴇᴦο базе исследовательском пути к искомому результату, а именно логикой исследования.

    Логика исследования, как правило, выстраивается до непосредственного начала научного поиска, но не является догмой и может корректироваться в ходе данного процесса. В общем виде её структура обычно включает три основных, последовательно вытекающих друг из друга, этапа, которые можно обозначить как планово-прогностический, непосредственно-исследовательский и завершающе-апробационный.

    На первомпланово-прогностическом этапе, который фиксируется во вводной части научной работы, обосновывается проблема и тема исследования с позиций неразрешённости связанных с ней противоречий в теории и практике педагогики, а также степени её актуальности и разработанности в науке; определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, в соответствии с чем обосновываются методологические основания и выбираются исследовательские методы. Необходимо отметить, что хоть контуры внутреннего логического построения здесь в целом заданы, они, тем не менее, могут варьироваться и в каждом конкретном случае иметь специфическое содержательное наполнение.

    В ходе непосредственно-исследовательского этапа поисковая деятельность автора должна быть очень разнообразной, вариативной, выходящей за рамки привычных схем, но, при этом, должна быть неразрывно связана с заданной объектно-предметной областью и нацелена на достижение поставленной цели, задач и проверку выдвинутой гипотезы при помощи соответствующих теоретических, эмпирических и статистических методов.

    На заключительном завершающе-апробационном этапе исследования логика действий так же в общем виде задана.

    Она включает в себя обсуждение полученных результатов в различных заинтересованных и компетентных кругах теоретиков и практиков образования, оформление собранных материалов в виде научного труда (доклад, статья, проект, курсовая и дипломная работа, диссертация и т.п.), внедрение новых достижений в соответствующей сфере деятельности.

    Остановимся на характеристике отдельных элементов рассмотренных выше этапов логической структуры исследования.

    Планово-прогностический этап и в целом любое исследование начинается с поиска проблемы и формулирования темы. Пожалуй, это один из самых важных моментов начала любой научной работы.

    Некоторые учёные небезосновательно считают, что умение правильно выбрать проблему и сформулировать тему – это почти полдороги на пути к её решению. Проблемное поле для научных изысканий в сфере педагогики представлено в предыдущей главе.

    Оно достаточно широко и полимерно, а значит определиться с выбором бывает далеко не всегда легко и просто.

    Поэтому здесь рекомендуется помнить о соблюдении нескольких условий, а именно˸ с объективной точки зрения проблема обязана быть актуальной и с позиции социальной, и научной, и практической; на субъективном уровне она должна опираться на личный опыт, соответствовать реальным знаниям и потенциальным возможностям исследователя, а также входить в круг ᴇᴦο приоритетных интересов в изучаемой области; внутри себя научная проблема должна заключать противоречия, которые могут выражаться в несоответствии теории и практики, разном толковании и интерпретациях одних и тех же положений и реалий, невозможностью с помощью имеющихся концепций, подходов и методов решить конкретную практическую задачу и др.

    Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pedagogika/view/30661_logicheskaya_struktura_pedagogicheskogo_issledovaniya

    Педагогика: тезисы лекций и практические занятия | Тема 2. Методология и методы педагогических исследований

    Методологические и теоретические основы педагогики. Методы педагогических исследований. Системный подход к изучению педагогических процессов.

    Читайте также:  Чтение - сила и как сэкономить время на поиск книг для детей

    Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

    Общая методология педагогики предполагает учёт:

    • Основных положений и принципов материалистической диалектики;
    • Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
    • Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
    • Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
    • Основных категорий материалистической диалектики;
    • Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
    • Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;
    • Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм — философская основа личностно-ориентированного образования).

    Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:

    • Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
    • Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
    • Единства воспитания и самовоспитания личности.

    Частная методология педагогики предполагает учёт:

    • Закономерностей;
    • Принципов;
    • Методов обучения и воспитания.

    Основные методологические подходы в педагогике:

    1. Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин).

      Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

    2. Личностный подход (Ш.А.

      Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

      Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

    3. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

      Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).

    4. Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова).

      Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий.

      Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься…»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

      Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

    5. Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира.

      Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры).

      Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

    6. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

    7. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
    8. Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

    Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

    1. Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.
    2. Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).
    3. Реализовать гуманистическую парадигму образования.
    4. Выявить свою личностную позицию.

    Методы педагогических исследований — пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений.

    Выделяются следующие их особенности:

    • Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);
    • Неповторимость;
    • Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

    Конечная цель педагогических исследований — установление закономерностей в педагогических процессах.

    Принципы выбора методов исследования:

    • Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
    • Принцип совокупности методов исследования.

    Классификация методов исследования:

    1. Теоретические методы.
    2. Научно-прикладные методы:
      1. Экспериментальные. Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:
        1. По масштабу:
          • глобальный;
          • локальный;
          • микроэксперимент.

        2. По цели:
          • констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
          • проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
          • формирующий — созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).
        3. По месту проведения:
          • естественный;
          • лабораторный.

      2. Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:
        1. Традиционно-педагогические методы:
          • наблюдение — специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

            Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;

          • изучение педагогического опыта — организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;
          • изучение первоисточников;
          • изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);
          • изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);
          • беседа;
          • интервью — различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.
        2. Педагогическое тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.
        3. Методы изучения коллективных явлений (социологические):
          1. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.
            • Различают:
              • по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);
              • по открытости (самостоятельный ответ);
              • закрытые (выбор из готовых вариантов).
            • Виды:
            • Типы:
              • пропедевтические;
              • контрольные.
          2. Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.
          3. Статистические методы:
            • регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);
            • ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);
            • шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

    Этапы педагогического исследования:

    1. Определение проблемы и постановка цели — раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.

    2. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.
    3. Построение рабочих гипотез.
    4. Выбор методов исследования.
    5. Проведения исследования и оформление результатов.

    6. Внедрение в практику.

    Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса.

    Требования системного подхода таковы:

    1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.
    2. Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.
    3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.

    4. Определяется структура и организация диагностируемого явления.

    Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.

    Этапы опытно-экспериментальной работы включают в себя зондирующий эксперимент или пилотажное исследование, т.е.

    предварительное выяснение актуальности проблемы; констатирующий эксперимент, представляющий собой первичную диагностику экспериментальной и контрольной групп; формирующий эксперимент, и итоговая диагностика после его проведения и диагностирующий — анализ результатов формирующего эксперимента.

    Выводы:

    Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.

    Литература:

    1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001.
    2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
    3. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии.

      — М.: ВЛАДОС, 2000.

    4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Просвещение, 1988.
    5. Методы педагогических исследований / Под. ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. — М., 1979.
    6. Скалкова Я. Методология и методы педагогических исследований. — М.: Наука, 1983.

    Источник: http://vaniorolap.narod.ru/theme2.html

    Ссылка на основную публикацию