Сущность и структура процесса обучения. этапы учебного процесса

Сущность, функции и структура процесса обучения

Обучение как процессуальное явление имеет все свойства диалектического развития, свои механизмы, движущие силы и функции. Однако следует различать понятия «учебный процесс» и «процесс обучения».

Учебный процесс — течение обучения, охватывает все его компоненты: преподавателя, ученика, методы, приемы, формы и средства, материально-техническое обеспечение и др.

В разных типах образовательных учреждений учебный процесс имеет свои особенности.

Процесс обучения — специально организованная и смоделирована познавательная деятельность, охватывающая преподавания учителя и учения учащихся.

Целостность процесса обучения обеспечивается постановкой и достижением общих целей преподавания и учения, то есть он имеет двусторонний характер и невозможно без единства деятельностей учителя и ученика.

Многие исследователи считают, что основной единицей процесса обучения является отношение между деятельностями преподавания и учения. Однако это отношение «учитель — ученик» нельзя сводить к «передатчик — приемник».

Непременным условием обучения является активность обоих участников процесса, их взаимодействие.

Учитель создает необходимые условия: организует действия ученика, направляет их, сообщает новую информацию, демонстрирует приемы и способы действий, контролирует, оценивает, использует определенные средства. При этом формирование знаний, умений и навыков, понятий и мыслительных операций возможно только в результате собственной активности ученика.

Согласно представлениям современной психологии (Рубинштейн, Леонтьев, Г. Костюк и др.) Развитие психики происходит в деятельности.

Поскольку целью учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта — ученика (развитие его способностей, овладение знаниями, способами деятельности и т.д.

), то основным в обучении является не изложение материала, а организация познавательной деятельности ученика для его усвоения.

Поэтому обучение можно определить также как управление познавательной и практической деятельностью учащихся, в результате которого в них формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются способности (М. Сметанский).

Согласно общей цели образования, обучение должно обеспечивать выполнение образовательной, воспитательной и развивающей функций.

Это условное разделение, ибо процесс обучения не ограничивается формированием знаний, умений и навыков, а предполагает также воспитания, формирования мировоззрения, развитие личности, повышения культурного уровня и т.

Выделение функций необходимо для обеспечения эффективности практической деятельности учителя, особенно при планировании задач урока.

Образовательная (учебная) функция предполагает усвоение научных знаний, формирование умений и навыков. Научные знания охватывают факты, понятия, законы, закономерности, теории, отражают обобщенную картину мира.

Воспитательная функция направлена на формирование мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, системы идеалов. Она вытекает из самого содержания и методов обучения, специфики организации общения учителя с детьми.

Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов и убеждений.

Воспитательная функция охватывает воспитательные воздействия, направленные на личность с целью формирования внутренней положительной ее реакции (отношение), активности, самостоятельности и целеустремленности деятельности.

Развивающая функция, кроме формирования знаний и специальных умений, предусматривает осуществление специальной работы для общего развития учащихся, их мышления, воли, эмоций, учебных интересов и способностей. Например, для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо выкладывать на высоком уровне затруднения, в быстром темпе, обеспечивать осознание учащимися своих учебных действий.

Кроме основных, дидактическая система реализует специфические функции: информационно-познавательную, исследовательскую, самообразовательную.

Реализация информационно-познавательной функции предусматривает соответствующий отбор и размещение во времени и дидактическом пространстве необходимых блоков обновленного содержания, форм и методов формирования учебно-познавательной деятельности учащихся.

Исследовательская функция состоит в постепенном привлечении учеников к самостоятельному исследованию процессов и явлений путем овладения определенным минимумом методологических и теоретических знаний, выполнение индивидуально-исследовательских задач.

Самообразовательная функцияреализуется через создание условий для выявления и развития познавательных, творческих, учебных способностей учащихся, использование методов поощрения и стимулирования самостоятельного решения теоретических и практических проблем.

Основные функции взаимосвязаны и воплощаются на практике в комплексе задач урока (образовательных, воспитательных и развивающих) содержании деятельности учителя и учащихся;

разнообразия методов, форм и средств обучения; оценке-анализе при контроле всех результатов обучения.

Для понимания сущностных характеристик обучения необходимо абстрагироваться от его двустороннего характера, который всегда содержит взаимосвязаны и взаимообусловлены процессы преподавания и учения, внешних связей, особенностей конкретной ситуации, специфики предмета.

Дидактика составляет задачу по внешним признакам выяснить внутреннюю структуру обучения, его противоречивые стороны, обусловливающих развитие дидактического процесса.

Этому способствует реализация системного подхода, обеспечивающего возможность выделить основные компоненты процесса обучения, охарактеризовать их взаимосвязи и функции.

4. Закономерности и принципы обучения.

Закономерности обучения — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения. К общим относятся следующие закономерности:

— цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей обучаемых, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

качества обучения. Качество обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, времени обучения;

методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, обучаемости, материально-технического обеспечения, организации учебного процесса;

управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий;

стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения:

собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.);

гносеологические(результаты обучения зависят от познавательной активности обучаемых, умения и потребности учиться и т.д.);

психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей обучаемых, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);

социологические(развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения и т.д.);

организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у обучаемых потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.)

Указанные закономерности служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям:

— нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

— единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности;

— органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер;

— оптимизация содержания, методов и средств; установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Дидактические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности.

Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются.

Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Основополагающими, общепризнанными являются принципы:

1. Научность. Этот принцип играет особую роль, так существенную роль играет степень научности как мера оценки значения научных фактов и теорий.

Этот принцип должен указывать пути решения ряда необходимых проблем, а именно: доказательное обоснование научности каждого нового содержания, включаемого в учебный предмет; установление критериев научности; методологическая оценка научного содержания предмета изучения.

2. Систематичность. Сообщение и усвоение знаний в определенной, педагогически обоснованной системе.

3. Последовательность. Каждое новое знание опирается на предыдущее.

4. Связь теории с практикой. Соединение теоретической и практической подготовки учащихся, их профессиональная ориентация при изучении всех предметов учебного плана.

5. Сознательность и самостоятельность обучения. Обоснованное самостоятельное мышление обучающихся.

Сознательность рассматривается как личное убежденное направление в процессе приобретения знаний, умений, навыков и в своем творческом развитии.

Сознательность неразрывно связана с активностью и самостоятельностью, с проявлением интереса, увлеченности, инициативности, требовательности к себе.

6. Наглядность. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека.

Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Наглядность в теории обучения понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие.

Она также подразумевает использование моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.

7. Доступность. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. Доступность определяет меру эффективности учебного процесса.

8. Прочность знаний. Знания приобретаются не только для увеличения их объема, а для использования в дальнейшей учебной и самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для практического применения. Возрастающий объем информации, изменяющееся содержание научных областей требуют отбора сведений, подлежащих прочному запоминанию.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Требования, предъявляемые к принципам обучения

Комплексный характер.

Обязательность.

Равнозначность.

5. Современные дидактические теории и концепции: общая характеристика.

Основой процесса обучения являются дидактические концепции или так называемые дидактические системы. На основе того, как понимается процесс обучения, выделяют три базовых дидактических концепции: традиционная, педоцентрическая и современная.

Традиционная концепция. Данную концепцию можно назвать еще педагогоцентрической. Основную роль в этой системе играет учитель. Подобную доктрину разрабатывали такие педагоги, как Коменский, Песталоцци, Гербарт. Принципом данного учения являются такие понятия, как руководство, управление, правило.

Процесс обучения строится на авторитарном влиянии педагога на ученика, на объяснении материала. Традиционная концепция в последнее время много критикуется за авторитарность.

Считается, что эта система не способствует развитию творческого мышления ученика, поскольку материал дается в готовом виде и не дает ученику возможности самостоятельно отыскать знания.

Педоцентрическая концепция. Настоящая теория ставит ребенка и его деятельность во главу угла. Приверженцами и разработчиками этого учения считают Дж. Дьюи, Г. Кершенштейна, В. Лая.

Педагоги стремятся выстроить процесс обучения таким образом, чтобы он был интересен в первую очередь ребенку, базировался на его потребностях, жизненном опыте.

Однако педоцентрическая концепция переоценивает способность ребенка к активной самостоя8б тельной деятельности, что зачастую приводит к необоснованной трате времени и снижению уровня обученности. А знания носят случайный характер.

Поскольку ни педоцентрическая, ни педагого-центрическая системы не могут удовлетворить потребности современной дидактики, разработана современная дидактическая система. Ее суть заключается в том, чтобы использовать положительные стороны как одной, так и другой доктрины.

Современная концепция считает, что и учение, и преподавание – есть неотъемлемые составляющие процесса обучения. Эта система разработана и основана на концепциях, предложенных П. Гальпериным, Л. Занковым, В. Давыдовым, К. Роджерсом.

Элементами современной концепции являются такие направления, как проблемное обучение, программирование, развивающее обучение, педагогика сотрудничества. Современная дидактическая концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании педагога и ученика.

Учебный процесс построен на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика. Задача учителя – поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации.



Источник: https://infopedia.su/17x3c2f.html

Психология и педагогика. Курс лекций

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и творческих способностей учащихся.

Сообщая обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки.

На процесс формирования навыков большое влияние оказывает методика обучения. Однако самым главным является создание у учащихся сознательного интереса к процессу овладения навыками. На формирование навыков оказывает влияние весь предыдущий опыт человека.

Каждый навык дает начало системе навыков, которыми владеет человек.

Результатом обучения является образование, в буквальном понимании – формирование образов, законченных представлений о предметах и явлениях.

Содержание процесса обучения может иметь различную структуру. Элементы структуры – это отдельные элементы знания, которые соединяются между собой различным образом. Выделяют следующие структуры:

? линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;

? концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;

? спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;

Психология bookap

? смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

Источник: https://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl44.shtm

Сущность и структура обучения

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и творческих способностей учащихся.

Сообщая обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон: 1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют: знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.; умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки.

На процесс формирования навыков большое влияние оказывает методика обучения. Однако самым главным является создание у учащихся сознательного интереса к процессу овладения навыками. На формирование навыков оказывает влияние весь предыдущий опыт человека.

Каждый навык дает начало системе навыков, которыми владеет человек.

Результатом обучения является образование, в буквальном понимании – формирование образов, законченных представлений о предметах и явлениях.

Содержание процесса обучения может иметь различную структуру. Элементы структуры – это отдельные элементы знания, которые соединяются между собой различным образом.

Выделяют следующие структуры: ♦ линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим; ♦ концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания; ♦ спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;

♦ смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

Источник: https://psyera.ru/4329/sushchnost-i-struktura-obucheniya

Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы

45371

Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы

Реферат

Педагогика и дидактика

Сущность процесса обучения: его противоречия функции этапы.

План Сущность обучения Особенности процесса обучения Закономерности процесса обучения Принципы процесса обучения общие спеуифические Противоречия процесса обучения перечисление противоречий задачи для их преодоления Функции обучения Образовательная Воспитательная Развивающая Этапы процесса обучения Живое созерцание Абстрактное мышление Практика Двусторонний характер обучения Процесс преподавания Процесс учения 1. Сущность обучения то что…

Русский

2013-11-16

53.5 KB

30 чел.

29. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы.

План

  1.  Сущность обучения
    1.  Особенности процесса обучения
    2.  Закономерности процесса обучения
    3.  Принципы процесса обучения (общие, спеуифические)
  2.  Противоречия процесса обучения (перечисление противоречий, задачи для их преодоления)
  3.  Функции обучения
    1.  Образовательная
    2.  Воспитательная
    3.  Развивающая
  4.  Этапы процесса обучения
    1.  Живое созерцание
    2.  Абстрактное мышление
    3.  Практика
  5.  Двусторонний характер обучения
    1.  Процесс преподавания
    2.  Процесс учения

1. Сущность обучения – то, что отличает обучение от других процессов, отражает его внутренние связи, выражается в закономерностях и принципах.

1.1. Следовательно, можно определить особенности процесса обучения:

  1.  Обучение – 1 из видов познания, но не всякое познание является обучением. Обучение – специально организованное, управляемое познание.
  2.  Обучение всегда идет в общении между учителем и учеником.
  3.  Обучение связано с ценностно-ориентационной деятельностью, так как ребенок захочет учиться, если обучение будет для него значимым, важным, будет иметь для него смысл.
  4.  Обучение – двусторонний процесс, в котором равное значение имеет и преподаватель, и ученик.
  5.  Процесс обучения имеет задачную структуру, движение происходит от решения одной учебной задачи к другой, от непонимания к пониманию.

1.2. Закономерности обучения

Закономерности – объективные, устойчивые, существенные связи между процессами и явлениями, характеризующие их развитие. К закономерностям относятся следующие положения:

  •  Социальная обусловленность цели, содержания и методов обучения и воспитания.
  •  Непрерывность и неравномерность педагогического процесса.
  •  Закон целостности педагогического процесса (взаимосвязи обучения, воспитания и развития).
  •  Ведущая роль деятельности и общения в педагогическом процессе.
  •  Активно-деятельностный характер обучения и воспитания, т.е. подчеркивать роль активности самой личности в педагогическом процессе.
  •  Целостный педагогический процесс влияет на всю личность в целом, т.е. на сознание, чувства и поведение личности.

1.3. Принципы обучения – Обобщенные требования к организации и осуществлению педагогического процесса, процесса обучения,  руководящая идея, основное правило деятельности, Те правила, которые обеспечивают успешность или эффективность процесса обучения.

Принципы субъективны, зависят от личности педагога и школьников, которых педагог обучает.

Принципы:

  •  Проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их достоинства (гуманистический подход).
  •  Учет индивидуальных и возрастных особенностей в процессе обучения.
  •  Воспитание и обучение в коллективе, учет влияния коллектива на активизацию воспитания и обучения.
  •  Единство и согласованность педагогических усилий школы, семьи и общественности в организации обучения и воспитания.
  •  Принцип культуросообразности, который говорит об учете народной культуры в обучении и воспитании детей, об опоре на культурные особенности, ценности, учёт народных традиций и в то же время отношение к воспитанию и обучению как к ценности.

Специфические принципы обучения:

  •  Научность
  •  Проблемность
  •  Наглядность
  •  Активность и сознательность учащихся
  •  Доступность
  •  Прочность обучения и его цикличность
  •  Системность и последовательность.

2. Противоречия процесса обучения.

Обучение – процесс динамичный, основной движущей силой обучения являются противоречия. Главное среди них – противоречие между потребностями общества, которые предъявляются как необходимая подготовка молодого поколения и уровнем этой подготовки.

В процессе обучения на первых порах двигательной силой является противоречие между потребностью ученика в удовлетворении своих потребностей или способностей и возможностью удовлетворить их самостоятельно.

В школе обучение не всегда движимо только внутренними противоречиями, и тогда движущей силой является противоречие:

  •  между поставленными целями обучения и уровнем подготовки школьника;
  •  между интересами школьника и его уровнем знаний;
  •  между знаниями школьника и практическими умениями;
  •  между ранее изученным и изучаемым сегодня;
  •  между житейскими и научными знаниями.

Для преодоления этих противоречий в процессе обучения ставятся следующие задачи:

  1.  Возбуждение у учащихся потребностей в познании, в учении.
    1.  Вооружение учащихся научными знаниями и выработка умений и навыков в процессе обучения.
    2.  Организация их активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей и дарований.
    3.  Усиление воспитательного воздействия процесса обучения.

3. Функции обучения 

В процессе обучения осуществляется образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Функции определяют, какие изменения происходят в личности ребенка под влиянием обучения.

  1.  Образовательная функция определяет усвоение системы знаний, ведущих идей, достижений и методов науки, умение объяснить факты на основе закономерностей, причинно-следственных связей применение знаний к решению новых нетрадиционных познавательных задач. (Реализация этой функции связана с повышением обученности школьников).
    1.  Воспитательная функция обучения заключается в следующем: обучение способствует формированию научного мировоззрения, нравственной, эстетической, интеллектуальной и другой культуры трудовому воспитанию в коллективе класса, формирует потребность следовать общечеловеческим ценностям. (Реализация этой функции связана с повышением воспитанности школьников).
    2.  Развивающая функция заключается в развитии речи, памяти, восприятия, воображения учащихся, их мыслительных процессов и операций, их наблюдательности, активности, самостоятельности, вооружение учащихся способами познавательной деятельности (практическими, интеллектуальными, исследовательскими, организационными и другими), привитие умений и навыков учебной работы. (Реализация этой функции приводит к повышению обучаемости школьников.)

Вывод: Все функции процесса обучения взаимосвязаны на практике, реализуются через комплекс задач урока, через отбор учителем содержания материала, который позволит максимально реализовать каждую из этих функций, контроль и самоконтроль результатов обучения.

4. Этапы учебного процесса.

Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание стимула к обучению, восприятие учащимися нового материала из различных источников.

Обобщает, осмысливает, понимает, то есть, у него формируется научное понятие.

  1.  Практика.
    •  Запоминание и совершенствование знаний, использование упражнений, практических и лабораторных занятий, направленных на формирование умений и навыков.
    •  Применение знаний.
    •  Анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.

Таким образом происходит усвоение знаний об окружающем мире.

Усвоение – законченный акт познавательной деятельности, основной путь приобретения человеком общественно-исторического опыта.

5. Двусторонний характер обучения

Обучение имеет двусторонний характер и включает в себя и преподавание, и учение.

5.1. Процесс преподавания включает следующие виды деятельности учителя:

  •  Планирование (подбор материалов, сведений и т.д.).
  •  Организация своей деятельности (выяснение того, что будет рассматриваться школьниками и в какой последовательности).
  •  Организация деятельности школьников (постановка целей, мотивация обучения, создание условий для выполнения учениками учебной задачи, инструктаж, сотрудничество и взаимодействие со школьниками).
  •  Стимулирование активности школьников (актуализация, привлечение к теме, возбуждение интереса школьников, использование технологий активного обучения и т.д.)
  •  Контроль и регулирование (системы контрольных вопросов).
  •  Анализ результатов.

5.2. Процесс учения:

  •  Этап постановки целей, учебных задач.
  •  Самопланирование, самоорганизация учебной деятельности.
  •  Самостимулирование и организация, формирование внутренних и внешних мотивов.
  •  Осуществление учебных действий, восприятие и осмысление учебного материала.
  •  Самоконтроль и саморегулирование.
  •  Самоанализ и коррекция.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=45371

Сущность процесса обучения

Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

– организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

  • 1) образовательная – дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;
  • 2) развивающая – это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;
  • 3) воспитательная – формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;
  • 4) социальная – формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;
  • 5) валеологическая– функция здоровосбережения;
  • 6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Движущие силы обучения – это противоречия.

Основные противоречия в процессе обучения:

  • 1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;
  • 2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;
  • 3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;
  • 4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;
  • 5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;

Закономерности процесса обучения. Закономерность – это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.

Общие закономерности процесса обучения:

  • 1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;
  • 2) создание условий для получения радости;
  • 3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • 4) согласованность единства всех обучающих институтов;

Специфические закономерности:

  • 1) состоит в воспитательном характере процесса обучения;
  • 2) процесс обучения зависит от условий его протекания;
  • 3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка;
  • 4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика;
  • 5) активность ученика к процессу обучения.

Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития знания учащегося.

Одним из важных показателей мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активации процесса обучения.

Задача учителя – найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и т.п., нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы.

Источник: https://studentguide.ru/shpargalki-po-pedagogike/sushhnost-processa-obucheniya-masterstvo-uchitelya-v-aktivacii-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashhixsya-na-uroke.html

Сущность, структура и функции процесса обучения

Поиск Лекций

(слайды 34-50)

Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (И.Ф. Харламов). Оно и «процесс деятельности преподавания и учения» и «познание или вид познавательной деятельности», и «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности» и др. Иногда сущность обучения видят в том, что это руководимый или организованный процесс познания.

Разумеется, каждое из перечисленных определений имеет право на существование, так как выступает в качестве отдельных попыток, этапов к раскрытию сущности обучения. Но взятые в отдельности эти и другие аналогичные определения категории «обучение» не раскрывают его сущность.

Доказательством тому может служить хотя бы попытка охарактеризовать обучение как передачу человеку, ребенку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд это утверждение может показаться верным: до обучения у ребенка знаний не было, после обучения они появились.

Откуда взялись знания? От учителя. Он их дал обучающемуся.

Но знания, умения, навыки — не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть в голове ребенка, человека только в результате собственной активности. Их нельзя просто получить, они должны получаться в результате психической активности обучающегося и прежде всего мышления. Значит отношение «учитель — ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик — приемник».

Вряд ли можно согласиться и с другим определением понятия процесса обучения, согласно которому «процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Педагогика»/ Под ред. Ю.К. Бабанского, изд. 2-е. М., 1988. С. 339).

Смысловая нагрузка в этом определении падает на «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся». Но легко заметить, что указанное взаимодействие весьма неопределенно, аморфно, так как не указывает на механизм его реализации, а, следовательно, обходит саму сущность обучения как целостного педагогического явления.

Вот почему составители сборника «Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО». М., 1989, пытаясь избежать этого недостатка в определении понятия «обучение», предложили свое, которое сводится к следующему: «Процесс обучения на современном этапе…

это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика» (с. 3).

В этом определении акцент переносится не на учителя и учащихся как субъектов деятельностей, личностей, их взаимодействие, а на их целенаправленные, взаимосвязанные, последовательно развивающиеся деятельности.

Обучение в этом определении выступает как деятельность, а процесс обучения как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми.

Однако, сделав акцент на содержании самого процесса обучения, авторы упускают в этом определении одно существенное обстоятельство, а именно, что система деятельности в обучении не только создается самими людьми, но реализуется ими и через них. Она существует постольку, поскольку нужна для выполнения определенных общественных целей. (Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. — Изд. 2-е, М., 1982. С. 129).

Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владеет полностью или частично обучаемый (см. В.К. Дьяченко. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. С. 44).

Обучение можно представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею.

Учитель создает для активности обучающегося необходимые и достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного осуществления нужные средства и информацию.

Но сам процесс формирования у школьника знаний, навыков и умений, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности, которую схематично можно представить так:

Структура деятельности человека: цель (идеальная действия и операции — модель результата), мотив (побуждает и направляет), деятельность, средства (идеальные и материальные), предмет, потребность (побуждает деятельность), результат, удовлетворяющий потребность.

Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения, или как его еще называют — дидактический процесс — понятия не тождественны, не синонимы.

Процесс — это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Его можно представить следующей формулой, предложенной В.П.

Беспалько:

ДП = М + Аф + Ау, где ДП — дидактический процесс, М — мотивация учащихся к учению; Аф — алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика); Ау — алгоритм управления (деятельность учителя по управлению учением).

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей: образовательной и воспитательной.

— ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ — направляет процесс обучения на то, чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели начатки трудовых и профессиональных навыков;

— ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ — направляет процесс обучения на точтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй.

Следовательно, главная цель образования — вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы.

Назвав эти показатели системы обучения, мы сразу наталкиваемся на целый ряд вопросов, а именно: что же это за система? Какие функции она выполняет? Из чего она состоит; из каких элементов? Ответы на эти вопросы дают нам возможность понять саму природу процесса обучения.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s60669t4.html

открытая библиотека учебной информации

Чтобы обеспечить для личности соответствующее современным требованиям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять данный сложнейший педагогический процесс.

Все это обусловливает крайне важность глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К-сожалению, в дидактике эти вопросы трактуются не всœегда внятно и верно.

Вот некоторые из этих трактовок:

«Обучение — целœенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» (Ильина, Т. А. Педагогика: курс лекций / Т. А. Ильина. М., 1984. С. 202).

«Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» (Подласый, И.П. Педагогика : учеб. пособие для студентов / И. П. Подласый. М., 1996. С. 301).

«Обучение — ϶ᴛᴏ целœенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение)», направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей» (Педагогіка / [Л. Н. Ціханаў і інш.]. Мн., 1995, с. 28).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обучение — ϶ᴛᴏ целœенаправленное, заранее спланированное общение, в результате которого происходит развитие, образование и воспитание личности.

Процесс обучений — ϶ᴛᴏ организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целœей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

Особенности обучения (в отличие от познания):

— в учебном процессе не ставится задача открытия новых научных истин, а требуется лишь их творческое усвоение;

— характерен ускоренный темп познания явлений действительности;

— строится с учетом возрастных особенностей учащихся;

— многие знания приобретаются опосредованно;

— знания передаются специально подготовленными людьми.

Этапы процесса усвоения знаний:

— постановка перед учащимися познавательных задач;

— восприятие учебного материала;

— осмысление воспринимаемого материала;

— закрепление;

— применение знаний;

— анализ результатов деятельности.

Характерные признаки процесса обучения:

— двусторонний характер;

— совместная деятельность преподавателя и учащихся;

— руководство со стороны преподавателя;

— специальная планомерная организация управления;

— целостность;

— системность;

— комплексность;

— соответствие закономерностям возрастного развития; управление воспитанием и развитием учащихся.

В педагогической литературе выделяют следующие задачи обучения:

— Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

— Организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУНами.

— Развитие мышления, творческих способностей и дарований.

— Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

— Совершенствование учебных умений и навыков.

— Формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование), учить учиться и др.)

Традиционно выделяют следующие функции процесса обучения: образовательная – вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике; развивающая – специальная направленность обучения на развитие личности; воспитывающая – обучение должно воспитывать систему определœенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Все три функции обучения находятся во взаимодействии: образование и воспитание составляют основу развивающей функции, которая в свою очередь интенсифицирует образовательную и воспитательную функции.

Функции обучения реализуются на практике:

— планированием комплексных задач уроков;

— отбором содержания деятельности педагога и учащихся;

— сочетанием разнообразных методов, средств, форм обучения;

— оценкой результатов (по всœем трем направлениям).

Наибольшее признание в отечественной дидактике получила следующая модель процесса обучения: – цель обучения — преподавание — (содержание, методы, средства формы) — учение — результаты обучения.

И.П.

Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: – социальный заказ школе (стратегические цели) потребности учителя, потребности учеников — они формируют; — цели обучения — характер деятельности учителя –содержание образования – методы, средства, формы обучения — характер деятельности ученика — результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).

Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяются постоянные и переменные составляющие: —В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), — деятельность ученика (учение), — цель и результат процесса обучения. Переменными составляющими являются содержание, методы, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонентов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе всœе компоненты образуют единство и целостность.

Внутренняя структура процесса обучения включает следующие компоненты:

Целœевой (определœение и осознание целœей и задач учебно-познавательной деятельности).

Потребностно-мотивационный (формирование потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся).

Содержательный (определœение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися).

Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющиеся в науке знания).

Эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащегося эмоционально-положительного характера).

Контрольно-регулировочный (связан с учетом индивидуальных особенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);

Оценочно-результативный (оценка. и самооценка результатов учебной деятельности; рефлексия).

Такова сущностная характеристика процесса обучения и его важнейших структурных компонентов.

Источник: http://oplib.ru/random/view/530365

Ссылка на основную публикацию