Театральная педагогика

Как театральная педагогика помогает в школе

Сложно представить актёра, который бы учился играть, только лишь читая и слушая о том, как это делают другие. Актёр учится, действуя сам. Или представьте себе, что режиссёр «забыл» о зрителе и не думал о том, как захватить его внимание, как сделать соучастником происходящего — для бедного зрителя представление не состоится, даже если он терпеливо высидит в зале два часа.

Эта особенность театра, за которую его стоило бы полюбить всем учителям — необходимость максимального личного включения всех и каждого в процесс театрального действия.

Дети способны получать огромное удовольствие от игры и импровизации, и именно этого так мало в стандартной школе.

Источник: naturedigital.blogspot.ru

Кроме того, режиссёры давно заметили: когда студенты постигают азы актёрского мастерства, они осваивают множество вещей, полезных в жизни далеко за пределами сцены. Они преодолевают психологические барьеры, у них повышается мотивация в познании мира, они учатся воспринимать художественные образы искусства, развивают коммуникативные способности.

Так почему бы не использовать инструментарий, разработанный для подготовки актёров, чтобы решать сложные педагогические задачи в школе?

Характеры математических знаков и самодельные спицы

У театра есть чему поучиться. Педагогические практики, которые находят в театре источник образовательных инструментов, объединяются в особую систему — школьную театральную педагогику. И сегодня она даёт свои ответы на многие вызовы, стоящие перед образованием.

Принципы театральной педагогики

Редкий учитель литературы не попробовал разыграть на уроке басню по ролям, и все мы проходили через школьные спектакли к различным праздникам, когда главные роли достаются тем, кто умеет громко говорить. Если это происходит хаотично, если учитель при этом не ставит никаких задач, кроме «успеть доделать спектакль к 8 марта» или «разнообразить деятельность учащихся на уроке», то пользы от этого мало.

Театральная педагогика не предполагает обязательное разыгрывание сценок.

Это взгляд на процесс образования как на драматическое действо, которое увлекает участников на эмоциональном уровне.

Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие. 

Психолог Татьяна Климова, старший преподаватель кафедры культурологии и эстетического образования МИОО (это один из немногих институтов, где на методическом уровне систематизируют различные существующие направления театральной педагогики), рассказывает, почему традиционные представления о обучении как о трансляции знаний, умений и навыков в современном мире не работают.

Театральная педагогика (как часть педагогики искусства) предлагает создание открытой творческой среды для живого общения. Диалог в этой художественно-творческой среде может быть на любую тему (от науки до религии), но целью его всегда будет формирование целостной картины мира, одновременное развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей ученика.

Эксперименты 90-х: школа мальчиков-садовников в Петербурге

Принцип событийности означает, что во время занятий должно происходить что-то такое, что для участников действия меняет мир. До того, как для тебя произошло событие, ты был немного другим, думал немного по-другому, действовал по-другому. Через переживания событий человек развивается. 

Принцип проживания определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий. Оно может быть только результатом личного переживания, открытия.

Образование в театральной педагогике становится территорией личного творческого действия.

В процессе обучения свобода творчества может ограничиваться постепенно через предлагаемые обстоятельства, проблемы и трудности, которые надо преодолеть, но не через запреты.

При соблюдении этого принципа все компетенции становятся результатом личностно-значимых открытий, а не навязывания догм.

И, наконец, принцип импровизации — отличительная черта театральной педагогики. Прежде чем думать, хороший актёр должен действовать.

Спонтанность, непосредственность — качества, которые позволяют раскрыть потенциал ребёнка, но которые часто «глушатся» традиционной образовательной системой.

И педагог, который сам не может быть непосредственным, боится импровизировать, не научит этому другого.

Как театральная педагогика присутствует в школах 

Инструментарий, который каждый учитель может использовать на своих уроках 

Как вы заходите в класс? Как вы считаете, перекличка по журналу — лучший способ заинтриговать учеников на следующие 35 минут? Как вы завершаете занятие? Актуально ли для учеников то, о чём вы говорите, успевают ли они за урок сделать открытие, значимое лично для них? 

Театральная педагогика вводит в обычную школу те приёмы, которые отрабатываются на актёрско-режиссёрских тренингах. Они позволяют взять внимание, красиво говорить, чувствовать динамику происходящего в классе. Помогают активизировать пассивных ребят и справиться с излишней энергией слишком активных.

Многие из них связаны с чувством времени, с пониманием, как организовать 40 минут урока, чтобы постепенно «разогреться», пройти точку кульминации и осмыслить, что произошло.

Понимание, как по-разному можно использовать пространство в классе — расставить парты в круг или продумать урок, чтобы дети перемещались группами из угла в угол — это тоже связано с театральной практикой, в которой есть понятие мизансцены. 

Студенческая жизнь в СССР и США

Виктор Ильев, автор одного из самых авторитетных учебных пособий по театральной педагогике, говорит:

«Начинай с чего угодно, только не с урока. Ты должен удивить класс»

В одном из интервью Виктор приводит такой пример:

Как и на актёрских тренингах, различные приёмы театральной педагогики на уроке нацелены на то, чтобы ученики и учитель не просто «думали головой», но проживали материал через собственное действие здесь и сейчас. Действие — это и личное решение какой-то дилеммы, и постановка себя на место исторических деятелей, и многое другое, что позволяет пережить материал через собственный опыт.

Или вспомним фрагмент фильма «Доживём до понедельника», в котором герой Вячеслава Тихонова рассказывает историю Шмидта. Он не разыгрывает с учениками никаких сцен из истории, но он выстраивает сам урок таким образом, что ребята сами через парадокс открывают для себя мотивы исторического деятеля. Этим же занимается режиссёр на этапе читки, это называется «действенный анализ пьесы и роли».  

Эпизод из к/ф «Доживём до понедельника» (1968 г.)

Познание культуры через художественный образ и собственное творчество

Различные театральные практики могут активно применяться учителями литературы и других предметов гуманитарного цикла, для того чтобы дети через своё собственное творчество, через работу с художественным образом входили в пространство культуры. Здесь речь идёт не только об использовании отдельных инструментов, но и о создании с детьми театрализованных занятий и целых постановок. Зачастую любовь к театру выходит за пределы одного класса и одного урока, «захватывая» всю школу.

Елена Александрова рассказывает, что она сама всегда была увлечена театром. Творчество ребят на уроках литературы перешло на сцену школьного театра, а к библиотеке книг по театральной педагогике стали понемногу обращаться её коллеги, учителя Зональненской средней школы, которая находится в небольшом посёлке Томской области. 

Всевозможные события, которые преображают школьную повседневность и позволяют всем «примерить» на себя наряды и атмосферу других эпох — это тоже использование театральных методов. Newtonew писал об одном таком перевоплощении санкт-петербургской школы. 

В Москве интерес к театральной педагогике проявляют целые гимназии и лицеи, директора которых понимают, что художественная среда оказывает мощное стимулирующее действие на детей.

Среди них — «Класс-Центр» Сергея Казарновского, одно из первых заведений такого формата, когда театр становится неотъемлемой частью школьной жизни.

В Московском химическом лицее у ребят, будущих физиков и химиков, при поступлении берут согласие на обязательное участие в театральных и музыкальных кружках. При Ломоносовской школе в Сокольниках существует семь школьных театров.

Фрагмент спектакля «От Балды» учеников школы «Класс-Центр» и разбор фрагмента с директором школы — режиссёром Сергеем Казарновским.

И такое внимание к театру неслучайно: он позволяет раскрепоститься, создать нечто, что не оставляет других равнодушными. А ещё он создаёт пространство для неформального общения, наполненного общечеловеческими смыслами — подобных пространств так мало у современных детей.

Учителя могут быть «специальными агентами» театра в среде подрастающего поколения, которые учат детей понимать искусство и приводят их в зрительный зал. Поэтому ещё одно направление театральной педагогики развивается на пересечении интересов школы и профессионального театра.

Читайте также:  Общее понятие о методологии

Любому театру нужен зритель, и с какого-то момента театры поняли, что зрителя необходимо воспитывать.

Существует довольно развитая система подготовки ребёнка ко встрече с искусством, разработанная театральными и музейными педагогами. Суть такой подготовки заключается в умении поговорить с ребёнком о том, что он увидит, перед походом в театр, музей или другое пространство искусства, и обсудить вместе с ним его эмоции и переживания после.

Умение вести с ребёнком диалог об искусстве нужно развивать, и для этого многие театры организуют различные события для учителей общеобразовательных школ.

Например, при Большом драматическом театре имени Товстоногова в Санкт-Петербурге два года действовала Педагогическая лаборатория — долгосрочный проект, во время которого учителя санкт-петербургских школ знакомились с театром и инструментарием театральной педагогики через серию тренингов, семинаров и творческих проектов. Регулярные мастер-классы для учителей и театральные уроки проходят при Театре имени А.С. Пушкина в Москве.  

Психолог, руководитель спецпроектов Московского драматического театра им. А.С. Пушкина Ольга Шевнина делится своим опытом по подготовке школьников (и не только) к восприятию театрального спектакля.

7 русских классиков о школе и учительстве

Театральная педагогика стала популярной темой в повестке дня различных театральных фестивалей.

Если в вашем городе проходит крупное театральное событие — обязательно загляните в программу мероприятий, наверняка там есть мастер-классы для учителей от театральных педагогов.

 Конечно, за один мастер-класс никто не освоит целую систему, но почувствовать, как работают те или иные подходы, вполне возможно. Для глубокого погружения существуют курсы повышения квалификации при Московском институте открытого образования и РГПУ им. Герцена.

Источник: liveinternet.ru

Театральная педагогика не является «волшебной палочкой», которая одним взмахом решит все проблемы: нашёл «точку удивления» на уроке — и сразу выросла мотивация, наладилась эмоциональная атмосфера и проявилась творческая инициатива. Чудес не бывает. Но системное и осмысленное обращение к театральным практикам, к личной импровизации, к художественному образу способно превратить школьную рутину в пространство интеллектуальных и эмоциональных открытий.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/drama-education-in-russia

Театральная педагогика

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА                 

 В процессах модернизации отечественного образования не всегда учитывается актуальность перехода от экстенсивного способа наращивания количества информации, загружаемой в образовательные программы, к поиску интенсивных  средств её организации, к перенастройке исходной педагогической матрицы, воспринимающей ученика как пассивное звено образовательной системы, а его родителей, семью – как заказчиков и потребителей образовательных услуг. Мы должны понимать, что сам асимметричный образовательный процесс невозможен без принятия одной стороной роли формирующего, а другой – формируемого.

В становлении новой образовательной парадигмы важную роль должны играть образцы целостных образовательных единиц нового типа. Речь идёт о складывании «живого» образования, основанного на мышлении и творчестве.

Театральная педагогика предполагает такую систему взаимоотношений, где осознанность каждого действия выстраивается в атмосфере свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и приятия.

Ученик здесь – не пассивный потребитель знаний, а полноправный участник творческого образовательного процесса.

Образцы театральной педагогики могут быть реализованы в форматах летнего оздоровительного лагеря, семейного театра, детского сада, общеобразовательной школы. Как показала наша трёхлетняя практика, искусство театра может быть органично вплетено в учебно-воспитательный процесс.

Результативность этой работы непредсказуемо высока, так как очень сложно предположить какой потенциал открывается в человеке, раскрепостившем свой психофизический аппарат, заговорившем «своим голосом», взглянувшем на мир без привычных «зажимов» и стереотипов восприятия.

Нам известны случаи стремительных изменений качества сознания ученика при работе в новых методологических условиях. В 2008 году 11-летний мальчик за пять дней работы преодолел врождённый аутизм, впервые в жизни начал шутить и смеяться, принял участие в театральной постановке, приобрёл друзей, в том числе среди взрослых.

В истории психологии и педагогии известно не так много подобных примеров.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра как специфического вида искусства, сколько в модели мира и жизни. Осваивая, осознавая параметры этой модели, молодой человек способен наиболее полноценно выстраивать свой собственный образ, своё поведение и способ мышления.

Театральная педагогика – это не изобразительное искусство, не обучение актёрскому мастерству, прежде всего это исследование мира. Это воображение и творчество, игра и фантазия. Это именно то содержание, которое выхолащивается егэ-ориентированной системой обучения.

Многие известные авторы, ведущие педагогические и научно-исследовательские институты представляют интересующие нас материалы в области театрализации образовательного процесса (А.П.Ершова, В.М.Бухатов, Л.С.Выготский, Т.Н.Полякова и другие).

Исследования показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребёнка. Игра позволяет избежать авторитарного монологического принципа общения, рутинная учёба превращается в увлекательное исследование «предлагаемых обстоятельств».

Для всех становится важен не только формальный результат, но и процесс постижения материала – процесс совместного творчества детей и взрослых.

Наработанные в профессиональном театре и, соответственно, в сфере профессионального театрального образования обучающие методики и тренинги могут и должны быть использованы в целях воспитания и всестороннего развития способностей человека. Речь идёт о комплексе взаимосвязанных способностей – в том числе – и о способности к социальной и профессиональной адаптации человека в нашем непростом и быстро меняющемся мире, в условиях глобализации общественной жизни.

Специфические театральные навыки, гибкость сознания дают возможность человеку успешно идентифицировать себя и других, осознать тот круг социальных ролей, которые соответствуют его миропониманию, расширить этот круг (социальное амплуа), легко переходить от одной «роли» к другой.

Набившие оскомину темы российской толерантности и самоиндентичности имеют в театральной практике органичное решение.

Принятие других возможно либо через растворение-ассимиляцию (в конечном счёте – исчезновение), либо посредством выстраивания своего пространства культуры и понимание-принятие иного основания как не менее содержательно значимого.

Самоопределение человека в жизни может происходить социально — в деятельности. Так вырастают беспринципные дельцы, умные пройдохи. Самоопределение в театре всегда предполагает самоопределение в культуре, где притязания деятельности ограничены принимаемыми ценностями и мировоззрением.

Вхождение  детьми в тело родной и мировой культуры – фундаментальное условие формирование современного образованного человека. Мы воспитываем не просто успешных детей. Личный успех не строится на костях окружающих. Важная составляющая театральных тренингов – обучение эмоционально точному  взаимодействию с другими людьми.

Собственная, пусть сколь угодно ярко выраженная индивидуальная жизненная позиция, собственные цели здесь всегда сопрягаются с позициями, целями и ценностями других участников.

Данная методология базируется на использовании «театральных технологий» разработанных в XX веке – К.С.Станиславским, В.Э.Мейерхольдом, Е.Б.Вахтанговым, М.А.

Чеховым, Питером Бруком, Ежи Гротовским и другими выдающимися создателями театральных систем и сценических методологий.

  Театральные технологии, используемые нами, понимаются как достаточно универсальные в процессах социальной адаптации, профессиональной ориентации и устойчивого развития личности.

Организационной основой проекта театральной педагогики является многоцелевая программа, которой, в частности, предполагается:

*              создание действующих образцов образовательных единиц;

*              обучение молодых педагогов, работающих с детьми в детских садах и школах;

*              создание «народного», семейного театра;

*              организация детских образовательных лагерей, театральных школ;

*              создание общеобразовательной школы, построенной на принципах и методологии театральной педагогики.

Потенциальным участникам проекта предлагается:

*              Пройти через цикл обучающих семинаров и тренингов;

*              Принять участие в конкурсном отборе и проекте. Опыт новой педагогики приобретается в результате непосредственного прямого участия с прохождением всех стадий – от замысла до реализации.

Актуальность настоящего проекта определяется рядом факторов общеполитического, культурного и социального развития России. Характерно отставание развития духовной сферы от темпов развития сферы материальной, осознание необходимости гуманизации образования.

В числе проблем образования в мире можно многие авторы выделяют всё усиливающиеся разрывы между:

*              ориентацией образования на передачу учащимся как можно большего объёма сведений и физической невозможностью осмысления и их усвоения;

*              культурно-национальной спецификой образовательных систем и экономической потребностью в единых стандартах мирового образования.

Подлинное национальное образование представляет собой основной способ установления диалога между культурами и сохранения мира на планете. В соответствии с положениями Комитета по делам ЮНЕСКО в ХХI веке стратегия образования направлена на развитие наций; образование – путь к осознанию уникальности и единства человечества.

Читайте также:  Детские лагеря отдыха

Полагаем, образование постепенно становится ведущим каналом развития постинформационного общества. Наша задача – взрастить первые ростки  образования будущего, получить эффективно работающие образцы новой педагогики.

В группу разработчиков и «держателей» данной методологии входят педагоги и специалисты в области театра (г. Санкт-Петербург). Это режиссёры-постановщики, опытные педагоги, специалисты в области психологии творчества. Помимо меня руководит этой работой заслуженный артист России Ю.П.Цыбульский.

Источник: https://anstor.livejournal.com/106645.html

Театральная педагогика

Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников

Сердакова Н.В., учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ № 510 с углублённым изучением английского языка

Аннотация: 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях. Методы театральной педагогики с их воздействием на эмоциональную сферу ребенка дают в школе на уроках литературы высокий результат.

Прежде чем начинать разговор о месте театра в системе среднего образования, хотелось бы четко разграничить, о каких «полномочиях» театра в школе мы будем говорить.

Не секрет, что подавляющее большинство Домов творчества юных, да и школьных театров занимаются предпрофессиональной подготовкой, что, наверное, и правильно; да и программы, рекомендуемые школе по театральному искусству, – это упрощенный вариант ВУЗовской программы по мастерству актера [1, 2].

Базируется все это, естественно, на учении К.С. Станиславского о системе воспитания профессионального актера, куда входят все элементы ремесла: тренинг психофизического аппарата, речь, дыхание, танец, движение и пр.

Все это рассчитано на детей способных, а главное, желающих заниматься этим видом деятельности. Отсюда отбор в театральные коллективы, определенные требования к участникам, или постепенный отсев тех, кто пришел, но не способен к этому виду творчества.

Педагоги, пришедшие в школу и обученные в лучшем случае профессии «актер» или «режиссер», тому же начинают учить своих воспитанников, а в худшем случае – занимаются «дрессировкой» или «копированием с себя».

В результате школьные театры и детские творческие коллективы становятся параллельными структурами в системе среднего образования, то есть «дополнительным образованием».

Как утверждают психологи, 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях. В школе, как правило, занимаются освоением набора знаний, умений, навыков, развитием логического мышления.

Именно поэтому настойчиво заговорили о «гуманизации» школьного образования. Появились якобы новые понятия: «ситуационные игры», «театральные игры», «ролевые игры». Все это не что иное, как предлагаемые обстоятельства, по К.С. Станиславскому.

Значит, элементы театральной педагогики востребованы в процессе обучения в той или иной форме.

А вот с какой цельюи «сколько театра» нужно школе? Чего мы хотим достигнуть, используя приемы театральной педагогики?

В профессиональном театре целью является спектакль, и тогда задача педагога заключается в постановочной работе, в «дотягивании» участников до какого-то исполнительского уровня, в сколачивании коллектива, который будет замкнутой структурой в школе, а участники этой структуры либо будут отобраны, либо будут формироваться как «клуб по интересам». И тогда это дополнительное образование ограниченного коллектива детей.

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без исключения коммуникативности, адаптации к учебному процессу, помогают в развитии самоприятия и самооценки.

Но раз для всех (т.е. элементы театральной педагогики органично включаются в учебный процесс), то спектакль выступает не как цель, а как средство развития у ребенка трех компонентов, необходимых для учебы: фантазии, целенаправленного воображения, образного мышления.

Авторская программа Е.Г. Сердакова «Театральная педагогика – школе», осваиваемая нами в течение 15 лет, играет важную роль в литературном образовании старшеклассников и предусматривает

  1. Развитие общих творческих способностей посредством театральной педагогики.
  2. Овладение элементами сценического действия и, как следствие, повышение уровня культуры речи, мнемотехники.
  3. Адаптацию социально неблагополучных детей через вовлечение в творческий процесс.
  4. Овладение основами психологии творчества.
  5. Адекватное восприятие незнакомых жизненных коллизий.
  6. Повышение уровня комфортности, коммуникабельности, уровня самоприятия и самоуважения.

Прежде всего, нужен хороший литературный материал, не обязательно драматургия, и с ним начинаем работать. Чтобы разбудить образно-чувственную сферу учащегося, выясняем, в каких же предлагаемых обстоятельствах существуют герои, знакомы или незнакомы ученики с этими обстоятельствами. А если нет, то как бы они повели себя в этих обстоятельствах.

Ничего не «переживать», а просто представить, фантазировать. Затем определяем, «что делать». И выполняем простое физическое действие. У Г.А. Товстоногова в его работах есть закон о так называемом «обострении предлагаемых обстоятельств». Обостряя их, делая более «экстремальными», мы побуждаем ученика приходить к другим решениям, к другому физическому действию.

Этот процесс рождает нужное (в органике ученика)психоэмоциональное состояние.

Спектакль в процессе обучения не самоцель, а средство для достижения поставленной цели. Необходимо развивать образное мышление, будить эмоционально-чувственную сферу, обучать коммуникативным навыкам, давать детям возможность приобрести опыт публичного выступления. Учащимся должно быть интересно.

Например, гоголевский «Нос». Что же произошло? Пропал нос у человека. Трагедия?! Дикое, невероятное событие?! Да, но как же Ковалев обнаружил это? Ага, проснулся (читаем в книге) и сделал «Б-р-р». А теперь сделаем это все. Просыпаемся, руки потянулись, зевнули, сделали «Б-р-р»… трем глаза и обнаруживаем, что нет носа… И придумывается спектакль…

А спектакль строится на «трех китах»:

  1. Действие.
  2. Событие.
  3. Предлагаемые обстоятельства.

В действии рождается событие, в котором, как писал Г.А. Товстоногов, действует закон «обострения предлагаемых обстоятельств».

Мы начинаем «начинять», фантазировать, а постепенно и понимать, что Ковалев в «Носе» не просто тугодум, но что в нём вообще мало ч е л о в е к а, а есть лишь плоть без души, и утрата носа для этого существа – это лишь утрата престижа, который заменяет личность.

И старшеклассники, погружаясь всё больше в мир «Петербургских повестей», начинают понимать, что это мир абсурда, что абсурд – норма для тех, у кого нет души и понятия о святом (не побоюсь пафоса),великом предназначении человека.

Возникнет у коллег вопрос: «Надо ли спектакль показывать?» Надо обязательно.

Использование методик театральной педагогики, адаптация их к требованиям школьного образовательного процесса с учётом возрастной психологии ребёнка-ученика, несомненно, являются мощным рычагом в процессе гуманизации школьного образования.

Литература:

1. Космос театра. Сборник программ альтернативных курсов. – М.: Просвещение, 1995.

2. Театр. 1 – 11 классы. – М.: Просвещение, 1995. 

  • написать автору
  • подписаться
  • добавить в друзья

Источник: http://nova56.ru/highschool/theaterped

Организация досуга детей в семье. — Основы театральной педагогики — Зачет без хлопот

Страница 12 из 19

Основы театральной педагогики

Театр (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.

Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи.

Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, XVI-XVII вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах.

Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника.

Вся история развития самодеятельного театра в России подтверждает закономерность и необходимость его органической связи с основами «большого» искусства. Известный русский педагог Н.И. Пирогов, в нашумевшей в свое время статье «Быть и казаться» (858 г.

) прямо связывал отношение к школьному театру со своим толкованием природы актерского творчества, полагая, что оно состоит в способности «обмануть» зрителя искусным подражанием, основанным на предварительном изучении людей, их состояний, поведения в различных ситуациях.

Читайте также:  Детский негативизм

Исходя из этой посылки, он считал, что занятия драматическим искусством могут оказаться не средством воспитания, а «школой лжи и притворства». Оставляя в стороне трактовку Н.И.

Пироговым особенностей актерского искусства, надо со всей серьезностью оценить сам пафос его мысли: для того чтобы воспитывать средствами театра, надо хорошо знать специфику данного вида искусства и возможности его воздействия на юных исполнителей.

К этим же вопросам обращались многие русские педагоги и в начале XX века, например,
Н.Н. Бахтин. Свои мысли об «обучающей», «воспитывающей» и «облагораживающей» роли театра Бахтин раскрывает, используя данные педагогики, психологии детской игры и реалистического актерского творчества.

Анализируя некоторые характерные психологические особенности детской игры, Бахтин ставит вопрос о том, что сближает ее с природой сценического искусства и тем самым создает естественные предпосылки для занятий с детьми этим видом искусства, и что, в свою очередь, может дать детям школьного возраста, по сравнению с игрой, участие в педагогически направленной творческой деятельности по подготовке спектакля.

Справедливо считая характерной особенностью реалистической сценической игры способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю, как профессионалу, так и любителю, не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица, оставаясь в то же время самим собой, проверяя свое поведение в сценических условиях с позиций общей идеи исполняемой пьесы, Бахтин отмечает, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли (в их детских играх)».

Специфика же сценической деятельности, работа над доступной и полезной детям в воспитательном отношении пьесой, по мысли Бахтина, «представляет дисциплинированно этой способности, подчинение ее воле, определенному плану», и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях именно в целях нравственного и эстетического развития личности. Это положение Бахтина перекликается с мыслями К.Д. Ушинского о роли чтения художественной литературы, и с более поздними известными высказываниями Н.К. Крупской о значении творческой деятельности детей для приобретения и обогащения нравственного опыта, воспитания эмоциональной отзывчивости на чужую радость или горе и т.д. Бахтин указывал на значение театра для глубокого освоения литературных произведений. Он подчеркивал большой воспитательный смысл участия детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах.

В своем развитии театр прошел ряд стадий.

С первых же лет Советской власти широкое распространение в нашей стране получила художественная самодеятельность, в том числе и театральная самодеятельность, как наиболее популярная и любимая людьми всех возрастов и профессий.

Характерно, что в одном из первых программных документов Наркомпроса, касающемся проблем школьного театра, — «Драматизация в школе первой ступени» — особое внимание обращалось на общевоспитательную роль творческого освоения школьниками языка театра: «…

поскольку основной сущностью драматического искусства является действие, искусство воспроизведения того или иного образа или сюжета через материал живой личности человека, постольку драматизация в особой степени может развить у детей способность воспринимать пластический образ событий, пластическое восприятие жизни вообще и себя в этой области, восприятие жизни в действии и через действие…».

Отчетливо звучит в эту эпоху мысль об использовании театрального искусства в общеобразовательной школе как искусства синтетического, дающего возможность разносторонне развивать творческие возможности и способности детей.

В послереволюционные годы школьный театр отличался большим разнообразием форм: были распространены массовые театрализованные представления, игры-спектакли и «живые газеты» на злободневные политические темы.

В театральной самодеятельности использовались пантомима, танец, ритмика, элементы теневого театра и т.п. Синтетические формы спектаклей близки театральной самодеятельности.

Это подтверждает и опыт сегодняшних школьных театров, которые, не без влияния современного профессионального театра, пытаются сочетать драматическое действие с пантомимой, ритмическим движением, песней, танцем.

В 20-е гг. ХХ в. в статьях отдельных педагогов намечался подход к сценической работе с учащимися, как средству их идейного и нравственного воспитания, формирования личности.

В этой связи говорилось об исключительной ответственности руководителя театральных занятий, который, работая с детьми над сценическим воплощением пьесы, роли, всегда в той или иной степени формирует их духовный и физический облик.

Вместе с тем в методической литературе и в практике в эти годы значение педагогического руководства чаще преуменьшалось, руководителю во многих случаях отводилась лишь роль организатора занятий.

Импровизационные формы занятий противопоставлялись работе над готовым художественным произведением как неэффективной, недооценивалось значение установки на определенную завершенность результата творческой деятельности детского коллектива.

Это в какой-то мере объяснялось тем, что самодеятельный школьный театр в
20-е гг. ХХ в. не имел еще своего полноценного репертуара.

Значительный идейно-художественный рост школьного театра 30-40-х гг. ХХ в. был связан с дальнейшим развитием педагогической теории и практики, с расширением сети внешкольных учреждений и методических центров по вопросам художественного воспитания, а также с творческими достижениями советского искусства в целом, детской литературы и профессионального театра для детей в том числе.

В школы и внешкольные учреждения приходит большая группа работников профессиональных театров, которая не только содействует подъему художественного уровня детской театральной самодеятельности, но и включается в поиски наиболее эффективных путей органического сочетания педагогики и искусства в работе советского самодеятельного детского театра. Однако принципы работы школьного театра и в эти годы в полной мере не определились, еще велись весьма ожесточенные дискуссии. В практике чаще всего сталкивались две крайние точки зрения, с отголосками которых мы встречаемся и сегодня.

Так, делались попытки принципиально противопоставить детский самодеятельный театр большому профессиональному искусству. Вмешательство педагогов в сам процесс сценической работы нередко рассматривалось как помеха в развитии творческой инициативы и способностей детей.

Говорилось, что приобретение определенных знаний и умений убивает непосредственность, «самобытность» детского творчества. Попытки принципиально противопоставить самодеятельный детский театр профессиональному нередко служили оправданием (вольным или невольным) нетребовательности к качеству выступлений участников школьной самодеятельности.

На деле подобная установка чаще всего приводила (и приводит сегодня) к культивированию детского театрального творчества в его наиболее примитивных формах, к отказу от обучения сценической грамоте, к проникновению в самодеятельность дурной любительщины, штампов, ремесленных приемов работы. Другая крайность, встречавшаяся в практике 30-40-х гг. ХХ в.

— стремление превратить школьные театральные коллективы в своего рода театральные студии, механически использующие приемы работы с профессионалами.

В послевоенные годы все настойчивее и определеннее утверждается необходимость педагогического руководства театральной самодеятельностью, но такого руководства, которое бы содействовало максимальному развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Руководители школьной театральной самодеятельности в своей работе закономерно обращаются к творческому наследию К.С.

Станиславского, где вопросы профессионального обучения рассматриваются в неразрывной связи с задачами воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности.

Занятия детей искусством — не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями; это труд творческий, радостный, но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к сделанному. Приобретение специальных знаний и умений — не самоцель. Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений.

Эти положения приобретают еще большую определенность в практике 50-60-х гг. ХХ в.

, когда в программах и в пособиях с особой настойчивостью утверждается важнейший педагогический принцип школьного театра — необходимость подчинения всех сторон его работы общим задачам и целям эстетического воспитания, неразрывно связанного с идейным и нравственным воспитанием.

Обретают более конкретный смысл требования доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе драматургического материала и средств его сценического воплощения и др.

Театральная самодеятельность в настоящее время ищет пути творческого освоения и применения принципов современного реалистического театрального искусства с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся.

Источник: https://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/organizatsiya-dosuga-detey-v-seme/osnovi-teatralnoy-pedagogiki

Ссылка на основную публикацию