Технология интерактивного обучения

Интерактивные технологии обучения

Повышенные требования, большие объемы информации, сжатые сроки обучения — все это реалии современной образовательной системы. И с каждым годом, по мнению российских педагогов, стандарты, утвержденные Министерством образования, повышаются.

Все очевиднее прослеживается тот факт, что требуемые результаты сложно воплотить в учебную программу, применяя лишь традиционные методики обучения.

Большим подспорьем для преподавателей и учеников становятся интерактивные методы обучения.

Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала. ИТ является ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса.

В настоящее время детские сады, школы и другие образовательные учреждения оснащают свои аудитории и классы сенсорными столами, досками, комнатами, интерактивными игровыми комплексами и стойками. Групповая и индивидуальная работа во время интерактивного занятия позволяет каждому ученику проявить себя и наилучшим образом усвоить материал.

Пассивная модель обучения подразумевает активность только окружающей среды. Как пример, статарные формы уроков в виде лекций. Ученики только слушают и записывают новую информацию.

Такая форма обучения уже показала свою неэффективность, так как дети часто могут не понимать, о чем говорит учитель, монотонный рассказ и большое количество информации быстро утомляет, из-за чего ребенок к концу урока совершенно теряет концентрацию.

Активная модель обучения подразумевает активное взаимодействие учитель-ученик, развивая у ребенка навыки самостоятельности и познавательной деятельности.

Здесь обязательными составляющими преподавания являются творческие задания и обратная связь от учеников. Тем не менее, такая форма преподавания имеет свои недостатки, а именно, что здесь полностью игнорируется взаимодействие ученик-ученик.

Она не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах сверстников.

Теперь на первый план выходит интерактивная модель обучения, которая подразумевает активное взаимодействие не только с учителем, но и непосредственно между учениками.

Здесь обязательны интерактивные формы уроков: моделирование различных жизненных ситуаций, ролевые игры, решение вопросов в группах и другие всевозможные виды обучения. Конечно, на первое место выходят профессионализм и подготовка преподавателя.

В помощь преподавателю развиваются различные технологии интерактивного обучения, то есть методы, позволяющие сделать урок интересным и насыщенным. К ним, в том числе, относится использование различного интерактивного оборудования.

По утверждению российских учителей, все образовательные учреждения сейчас активно преобразуются вместе с методами обучения. Чтобы следовать стандартам ФГОС в ДОУ и школах необходимо применять интерактивные методы обучения.

Преимущества интерактивных технологий обучения в ДОУ и школах

Интерактивные технологии напрямую связаны с внедрением инновационных инструментов: электронных досок, проекторов, игровых комплексов. Современное оборудование позволяет разнообразить материал яркими графическими презентациями и увлекательными мультимедийными сюжетами. Без них достаточно сложно добиться высокой результативности в учебе.

Основные плюсы использования интерактивных технологий:

  • Повышается качество преподносимого материала. Внедрение интерактивных технологий позволяет использовать на уроках различные схемы, графики, картинки, красочные презентации и многое другое для эффективного усвоения изучаемой темы. Без наглядности обучающимся бывает сложно понять абстрактные элементы, например, вписанный в пирамиду шар или описанную около цилиндра призму.
  • Пробуждается интерес к учебе. Обучение с применением ИТ поощряет активное участие каждого ребенка в ходе преподавания. Помогает задействовать чувства каждого обучающегося, сформировать интерес к изучаемой теме. Облегченная форма подачи материала при помощи элементов анимации и компьютерного конструирования способствует вовлечению в обсуждение.
  • Устанавливаются доверительные отношения. Интерактивные средства обучения позволяют выступать преподавателю больше не в роли учителя, а в роли организатора. Все это помогает наладить взаимодействие с окружением и позволяет поддерживать хороший контакт с аудиторией, что в конечном итоге повышает мотивацию обучающегося и способствует высокому проценту усвоения знаний.

Многие преподаватели отмечают, что внедрение ИТ в образовательный процесс способствует развитию детского творчества, помогает выявлять различные точки зрения и прекрасно активизирует умственные способности каждого ученика. В сравнении с обычными методиками обучения, все это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Интерактивные инструменты и оборудование

Интерактивное оборудование является мощным мультимедийным инструментом для современных образовательных учреждений. Каждое устройство имеет свое программное обеспечение для проведения занятий. Оно может быть подобрано в самых разнообразных комплектациях в зависимости от потребностей ДОУ и школы.

  • Сенсорные столы и доски. Уникальные устройства с экраном и компьютером. Помогают выводить на экран различные изображения, схемы, карты для наиболее эффективной и увлекательной подачи материала.
  • Сенсорные комнаты. Специально обустроенные помещения, которые позволяют развить творческие способности, мелкую моторику рук ребенка и минимизируют гиперактивность. Значительно повышают жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.
  • Интерактивные игровые комплексы. Специализированное оборудование, которое помогает овладеть практическими навыками работы с информацией. Способствует быстрому освоению компьютерной техники, инженерии в игровой форме.
  • Инфоматы и интерактивные стойки. Интерактивные киоски эффективны для показа различных роликов и презентаций.

При внедрении интерактивных технологий меняются роли учителя и обучающегося. Инициативность преподавателя значительно снижается и уступает активности учеников, прерогативой учителя становится формирование подходящих условий для их собственной инициативы. Учащиеся начинают ощущать себя полноправными членами образовательного процесса.

Интерактивная методика обучения в школах способствуют лучшей адаптации в коллективе, развивает коммуникативные навыки и позволяет побороть всевозможные страхи и фобии в общении с незнакомыми людьми. Все это в конечном счете помогает многим детям развить свой собственный потенциал и позволяет выйти на совершенно новый уровень развития.

Многие педагоги отмечают, что интерактивное обучение в школе позволяет компактно представить материал в четко структурированной и логичной форме. На практике это способствует лучшему освоению учебного материала обучающимися и позволяет грамотно и качественно преподнести подготовленную тему.

По мнению экспертов, выполнение повышенных требований, предъявляемых к современной российской образовательной системе, невозможно без внедрения ИТ. Такие инновационные методы должны лечь в основу действующей учебной программы многих образовательных учреждений. Без них невозможно достичь высоких показателей успеваемости наших детей.

Источник: https://anrotech.ru/blog/interaktivnye-tehnologii-obucheniya/

Применение технологий «Технология интерактивного обучения»

Медовикова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия № 27» города Кургана

В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения.

Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, предполагает активное участие ученика в процессе познания: знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством учителя в самостоятельной деятельности.

Мой личный профессиональный опыт свидетельствует: педагог, использующий в своей работе традиционные методы обучения, может рассчитывать только на то, что обучение будет результативным лишь для 10-30% его учеников. Только когда человек получает знания, участвуя в реальной деятельности, он усваивает их на 80-90%.

И все же, несмотря на то, что образование реформируется каждые 10-15 лет, несмотря на то, что требования к результатам школьного образования кардинально меняются, в школе по-прежнему торжествует знаниевый подход к обучению. Возникает противоречие между традиционными методами и приемами обучения и деятельностной парадигмой современного образования.

Интерактивное обучение, являясь альтернативой традиционным формам, на мой взгляд, наиболее полно обеспечивает тот результат качественного образования, которого ждет от школы современное общество: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Применение технологии интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода приведет к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате – к повышению качества образования.

Эффективность такого обучения достигается при соблюдении главных принципов:

принцип партнерства

принцип деятельности

принцип ценностно-смыслового подхода направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов;

принцип свободного выбора

принцип проблемности участие субъектов обучения в решении новых для них познавательных и практических проблем;

принцип рефлективности самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

В интерактивном обучении все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем. Интерактивное обучение осуществляется в условиях постоянного равноправного общения всех учащихся.

Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. В процессе поиска решения проблемы при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся.

Если на традиционном уроке мы часто слышим фразу учителя: «Не разговаривай, ты мешаешь!», то в условиях интерактивного обучения, напротив, главными признаками хорошего урока являются диалог и полилог.

Важнейшая особенность интерактивного обучения в том, что учебно-воспитательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. В группе решаются следующие задачи:

решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

снижение уровня тревожности, страха неуспешности;

взаимообучение;

оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Одним из признаков интерактивного обучения является проявление одновременно физической активности (передвижение по аудитории, осуществление записей и т.д.), социальной активности (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.).

Внимание смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учитель использует как часть учебного процесса, тем самым совершенствуя мыслительный процесс обучающихся.

Учитель, решивший применять в своей практике технологию интерактивного обучения в системе, должен осознавать трудности, с которыми ему придется столкнуться. Во-первых, интерактивное обучение требует много времени на подготовку к занятиям.

Во-вторых, интерактивность требует от педагога особых личностных качеств: искренности, толерантности, позитивного отношения к ученику, способности к эмпатии.

И в-третьих, результат такого обучения проявляется далеко не сразу: если мы ставим целью формирование личности ученика, то выявление результата имеет отсроченный характер.

Можно отметить универсальность большинства приемов технологии интерактивного обучения, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс интеракции на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и т.д.

), а не только на узко предметные цели. Интерактивное обучение можно начинать даже с младшими школьниками: учить взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, никогда не рано.

Предлагаемые мною методы работы могут также пополнить воспитательную копилку классного руководителя.

Методы интерактивного обучения можно разделить на группы в зависимости от реализуемых задач и планируемых результатов.

1. Дискуссионные методы и приемы. Результаты применения:

Развитие умения выступать публично.

2. Игровые методы и приемы. Результаты применения:

3. Методы и приемы организации мыследеятельности. Результаты применения:

4. Методы организации творческой деятельности. Результаты применения:

5. Методы и приемы рефлексии. Результаты применения:

Методы и приемы, которые можно использовать в интерактивном обучении, не являются составляющей только этой технологии. Современные педагогические технологии (развитие критического мышления, ТРИЗ, развивающее обучение, сингапурская технология и др.) предлагают методы и приемы, которые направлены на взаимодействие всех субъектов обучения.

Более того, эффективность их применения достигается только при условии взаимодействия. А значит, эти приемы и методы соответствуют принципам интерактивного обучения.

Новизна представленной работы заключается в том, что мною были изучены с точки зрения интеракции, систематизированы и классифицированы приемы и методы, используемые в разных педагогических технологиях (Таблица 1).

Таблица 1

Дискуссионные методы и приемы
Займи позицию Метод основан на использовании учителем двух и более выводов на одну тему, которые имеют схожие черты. Это дает возможность учащимся высказывать собственную точку зрения по данному вопросу и в конце урока оценить усвоение темы. Можно произвольно выбрать из состава класса несколько участников и дать возможность обосновать свою позицию. После высказываний разных точек зрения, нужно уточнить, не изменил ли кто-нибудь свое мнение, а если изменил, то обязательно обосновать причины.
Метод-ПРЕСС Этот метод помогает научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса. Этапы работы:Высказываем свое мнение: «Я считаю…»Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что…»Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «…Например…»Обобщаем, формулируются выводы: «Итак…», «Таким образом…»
Панельная дискуссия Наме­ченная проблема обсуждается перво­начально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу.
Подиум-дискуссия
Форум Эта форма сходна с панельной дискуссией. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои пози­ции, а вступает в обмен мнениями с ау­диторией.
Игровые методы и приемы
Деловая игра Деловая игра имитирует реальную жизнь. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Драматизация Члены группы получают определенные роли на основе какой-то истории. Каждый герой драмы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. При этом он демонстрирует собственное представление о роли. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жесткими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действующего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).
Плюс-минус
Ролевая игра Учащимся предлагается инсценировать определенный сюжет. При этом допускается драматизация с внесением определенных изменений, если этого требует задание. Учитель распределяет роли, участники действуют в соответствии с предложенной ситуацией.
Суд Моделирует­ся ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных зако­ном сторон. Каждый участник должен вести себя так, как того требует отведенная ему должность, «адвокат»- защищать, «судья» – вести заседание и выносить приговор, «свидетели»-свидетельствовать и т.д.  
Методы и приемы организации мыследеятельности
Генераторы-критики
Дерево ответов На доске цветными мелками (или на плакате маркерами) выполняется силуэт дерева без листьев. На ветках дерева учитель записывает варианты гипотез или решений по определенной проблеме.
Жокей и лошадь
Зигзаг
Интерактивная лекция Интерактивный лекционный формат характеризуется высокой степенью гибкости, которая достигается постоянным отслеживанием реакций участников и переключений с режима пассивной лекции в режим активного участия.
Метод интеллект-карт Интеллект-карты нередко называют диаграммами связей или ментальными картами. Это схематическое изображение информации. В центре такой карты находится главная идея (ядро), а от нее идет разветвление (древовидная схема). Каждая ветвь может быть отсылкой к слову-понятию, событию, задаче, дате и т. п. Как правило, применяется при изучении емких тем, которые имеют систему классификаций, терминов и дополнений.
Мозговой штурм Метод дает возможность проявления собственных представлений и творчества, которые достигаются путем высказывания мыслей всех участников, помогает найти несколько решений по конкретной проблеме. Главное: сформулировать проблему, которую необходимо решить и способствовать выдвижению новых идей, предупреждая насмешки и комментарии, принимая все, даже абсурдные. После этого происходит обсуждение и оценивание интересных идей.
Обратный мозговой штурм
Отсроченная отгадка
Послушать-обсудить-договориться
Спринт Предлагается команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. 1 вариант. Вся команда выполняет общее задание («Найдите ошибки в тексте»). 2 вариант. Члены команды выполняют однотипные задания по цепочке, передавая друг другу эстафету.
Устройство конструктора Нацелен на решение учебной задачи по изменению явления, понятия: «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).
Цветные поля
Шаг за шагом
Методы организации творческой деятельности
Метод символического видения Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. 
Ассоциативные ряды
Ключевые слова Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. 
Создание вопросов Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Можно предложить вопросительные слова, которые ученик должен использовать при конструировании вопросов.
Связи
Сравнение версий Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д. 
Методы и приемы рефлексии
Ключевое слово Ученикам предлагается на маленьких листочках написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Потом учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого учителем или кем-то из учеников проводится краткий анализ полученных результатов.
Корзина мнений Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся высказываются анонимно.
 Плюс – минус – интересно Учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на «+”, «–”, «?” или индивидуально письменно. В графу «+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу «–” учащиеся выписывают все, что для них осталось непонятным. В графу «?” учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Пять пальцев Ученику нужно перечислить, загибая по очереди пальцы, следующие моменты:М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?
Рефлексивный экран Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Телеграмма
Флажок
Экспертная комиссия В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
Читайте также:  Модели воспитания

Иванько А. Ф., Иванько М. А., Воронцова С. С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 364-368. — URL /.

Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. / Кашлев В.В. – М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2011.

Петров В.М. Базовый курс ТРИЗ. .

Степанюк И. В. Технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 577-578. — URL /.

Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL /.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologiya_interaktivnogo_obucheniya_084321.html

Технология интерактивного обучения

Тема 3. Технология интерактивного обучения

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока.

Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.

Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников.

Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают.

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, — все вовлечены в работу.

Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом учитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной
технологии

  1. Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
  2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
  3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
  4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
  5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации.

Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.

Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.

Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей. Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей с ОПФР. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают.

Дети и молодёжь не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.

Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры.

Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно даёт возможность выражать свои негативные и положительные эмоции.

Интерактивные игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: — дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; — учебная деятельность подчиняется правилам игры; — учебный материал используется в качестве её средства; — в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; — успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Большинству игр присущи 4 главные черты:

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.
  2. Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.
  4. Наличие прямых и косвенных правил.

Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.

Дидактические игры для детей с ОПФР должны быть продуманы, подготовлены учителем, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Правила игры должны быть краткими и понятными. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате.

Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. В процессе обучения наиболее пригодны методы, которые наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.

Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры.

Читайте также:  Рисование в старшей группе «моя любимая сказка», конспект нод и прочие рекомендации к занятию

Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.

Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников: -на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе; -усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач; -формирование объективной самооценки обучаемых; -возможность к адекватному анализу реальной ситуации; -развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления. Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.

Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика методов обмена деятельностями.
  2. Интерактивные технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.
  3. Место и роль игровой технологии в учебном процессе с детьми с ОПФР.

Литература

  1. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
  2. Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.
  3. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
  4. Ивашова, А.Я. Сотрудничество / А.Я.Ивашова. – М., 2004
  5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.
  6. Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Королёва. – М., 2003.
  7. Царапкина, Е.А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е.А.Царапкина. – М., 2003.
  8. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.
  9. Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. – М, 1993.
  10. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

Источник: Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.

Составитель: М.И. Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензент: Е.А.Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М.

Машерова», кандидат педагогических наук

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465-

Интерактивное обучение – современные методики получения знаний

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах).

Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой.

Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения

Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые.

Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте.

Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, «мозговой штурм», дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций).

К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны.

Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

Источник: https://womanadvice.ru/interaktivnoe-obuchenie-sovremennye-metodiki-polucheniya-znaniy

Интерактивные технологии в образовании

Главная задача современного образования — не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию.

Современную образовательную систему характеризуют:

  • сжатые сроки обучения
  • большой объем получаемой информации
  • серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений ученика или студента

Одна из главных задач для нынешнего преподавателя – сделать процесс обучения интересным для учеников, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) постепенно проникают во все сферы образования. Этому способствует глобальная информатизация общества, распространение в школах и вузах новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, создание государственных и международных программ, направленных на информатизацию образования.

В настоящее время большинство российских педагогов осознают необходимость изучения и освоения современных ИТ, которые можно использовать на уроках (телеконференции, электронная почта, электронные книги, мультимедиа и т.д.).

Организационные формы учебного процесса видоизменяются, увеличивается количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые носят исследовательский характер, получают распространение занятия вне аудиторий.

Появление информационных технологий в учебно-воспитательном процессе влечет за собой и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим ученикам, теперь выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.

Что такое интерактивные технологии?

Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме.

ИТ являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы.

Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.

В настоящее время все большее количество учебных заведений оснащает свои аудитории и классы интерактивными досками.

Их использование во время занятия дает учащимся возможность увидеть реалистичные 2-D и 3-D модели объектов изучения, наблюдать за их изменениями и управлять ими, просто касаясь доски руками.

Подобная технология позволяет реализовывать принципы развивающего обучения на практике.

Педагог с помощью интерактивной доски может взаимодействовать с учащимися в онлайн-режиме в течение всего занятия.

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:

  • Мозговые штурмы ( brainstorm)
  •  Круглые столы (дискуссия, дебаты)
  • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
  • Деловые и ролевые игры
  • Мастер-классы

Однако есть и другие популярные методики, например, сократические диалоги, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции и многое другое. Все эти методы объединены высокой эффективностью и целым рядом преимуществ.

Преимущества интерактивных методов обучения:

  • обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;
  • появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
  • в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
  • активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.

Интерактивные доски

Говоря о технических новинках, стоит рассказать, прежде всего, об интерактивных досках, главная функция которых – демонстрация и активная работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия.

Существует несколько разновидностей интерактивных досок:

  • Активная электронная доска – подключается к источнику питания и к компьютеру. Работа с файлами осуществляется при помощи специального стилуса.
  • Электромагнитная интерактивная доска — работает по принципу пассивной электромагнитной технологии, которая позволяет использовать специальные маркеры.
  • Интерактивная электронная доска на основе технологии инфракрасного сканирования — большой дисплей, оснащенный инфракрасными датчиками, с которым можно работать как при помощи специального стилуса, так и просто с помощью пальцев.

Для работы с интерактивными досками используется специальное ПО, с помощью которого учитель может добавлять пометки поверх любого изображения на экране, акцентировать внимание учеников на важных деталях, использоваться для обучения готовые шаблоны документов и уроков, импортировать и видоизменять различные графические объекты.

Такая доска может стать первым шагом на пути к созданию мультимедийной образовательной среды в классе с возможностью проведения интерактивных опросов и тестирований, а также использования документ-камеры.

Также в современной школе все активнее используются и новые ИКТ – инструменты коллективного пользования, призванные развивать навыки и умения проектной деятельности, коллективной работы.

К ним относятся облачные сервисы и системы дистанционного обучения, позволяющие разнообразить форматы проведения занятий – от телемостов до трансляции лекций из вузов и предоставления равных возможностей качественного образования учащихся сельских и городских школ.

Сравнительно новыми для России являются цифровые лаборатории, включающие в себя датчики, анализаторы и специальное ПО для уроков химии, физики, биологии и других предметов. Они позволяют школьникам познавать окружающий мир эмпирическим путем.

Также в современной школе все активнее используются и новые ИКТ – инструменты коллективного пользования, призванные развивать навыки и умения проектной деятельности, коллективной работы.

Читайте также:  Кружковая работа в школе

К ним относятся облачные сервисы и системы дистанционного обучения, позволяющие разнообразить форматы проведения занятий – от телемостов до трансляции лекций из вузов и предоставления равных возможностей качественного образования учащихся сельских и городских школ.

Сегодня многие педагоги соглашаются с тем, что использование интерактивных методов обучения в школах и ВУЗах не просто целесообразно, а необходимо.

Ознакомиться с подробной информацией вы можете, перейдя по ссылке ниже.

Polymedia предлагает купить интерактивные доски и другое оборудование

Источник: https://www.Polymedia.ru/o-kompanii/stati/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/

Реферат: Технология интерактивного обучения. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ПЛАН:

1.Урок, как форма организации обучения.

2.Современные подходы к типологии и структуре урока.

3.Интерактивное обучение.

4.Технологии интерактивного обучения.

5.Концепции и технологии интерактивного обучения.

6.Заключение.

Урок как форма организации обучения.

 Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения.

К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А.

Коменскому.

Для этой формы организации обучения характерны:

— основной единицей занятия является урок,

— учащиеся объединяются в классе по возрасту,

— период школьного обучения,

— занятия обязаны для всех,

— существуют расписание занятий, перемен, каникул на весь год,

— работа всех учащихся в классе осуществляется по единому для всех плану,

по одной теме,

— процессом обучения руководит учитель.

Современные подходы к типологии и структуре урока.

 Урок-творчество учителя. Даже проведённый по одной и той же теме урок, с использованием одних и тех же технологий урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:

— изучение нового материала,

— формирование и совершенствование умений и навыков,

— закрепление и использование знаний, умений, навыков,

— обучение и систематизация знаний,

— контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

— комбинированный урок.

Сначала учителю надо определить, что он планирует сделать на уроке, а потом — как и какими способами.

Структура урока определяется цель и содержанием изучаемого материала и не может строиться стихийно.

Интерактивное обучение.

 В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная — ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная — ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная — inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.

Интерактивные технологии обучения — это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

 Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

 Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее — ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

 Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников

разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

 Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений — класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

 Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

 Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

 Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.(2;3 – 10)

МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности.

Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”.

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических, исторических и пр.

) вопросов к широкой постановке проблемы.(4; 20)

Концепции и технологии обучения

В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций.

Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне — концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной — концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.

Организационной — идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями.

Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов.

Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др.

изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности.

Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы:

1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры).

Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход.

Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие.

Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

3. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель — учащийся, учитель — класс, учащийся — класс, учащийся — учащийся, группа — группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.(3; 156)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется.

Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы.

В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.(1; 46)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996, 66 стр.

2.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

3.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.

4.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/15172/referat-tehnologiya-interaktivnogo-obucheniya.html

Ссылка на основную публикацию