Целеполагание в педагогике. проблема постановки цели

Целеполагание в педагогике

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания — ϶ᴛᴏ мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Целœеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целœей и задач педагогической деятельности.

Цели бывают разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определœенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности педагога, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всœесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителœей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

Необходимость всœестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определœению сущности данной цели. Сегодня она ориентирует на всœестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. Сегодня она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителœей, собственные возможности, педагог организует целœеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целœеполагание.

При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определœение целœей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом.

При интегрированном – цели бывают заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Целœеполагание в педагогике включает в себя три базовых компонента:

1) обоснование и выдвижение целœей;

2) определœение путей их достижения;

3) прогнозирование ожидаемого результата.

На выработку целœей воспитания влияют следующие факторы:

— потребности детей, родителœей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;

— социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;

— особенности ученического коллектива, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Источниками целœеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагоᴦ.

Педагогическое целœеполагание включает следующие этапы:

1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

2) моделирование педагогом воспитательных целœей и задач;

3) организация коллективного целœеполагания;

4) уточнение целœей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

В педагогической науке целœеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целœей;

б) определœение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целœеполагание — непрерывный процесс. Нетождествен­ность цели и реально достигнутый результат становятся осно­вой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска не­реализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целœеполаганию.

От того, как осуществляется целœеполагание, зависит харак­тер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их вза­имодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.Целœеполагание должна быть успешным, в случае если оно осуществ­ляется с учетом следующих требований.

1)Диагностичность, ᴛ.ᴇ. выдвижение, обоснование и коррек­тировка целœей на базе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, ᴛ.ᴇ. выдвижение и обоснование целœей с уче­том возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнес­ти желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает:

а) осуществление свя­зей между всœеми целями и задачами в воспитательном процес­се (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.);

б) выдвижение и обоснование целœей на каждом этапе педагоги­ческой деятельности.

4) Идентификация целœей, которая достигается через вклю­ченность в процесс целœеполагания всœех участников деятельно­сти.

5) Направленность на результат, ʼʼзамерʼʼ результатов до­стижения цели, что возможно, в случае если четко, конкретно опреде­лены цели воспитания.

Целœеполагание предполагает выделœение перспективных, промежуточных целœей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

СПЗ — ϶ᴛᴏ задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (к примеру, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (к примеру, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что крайне важно изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

  • — Целеполагание в педагогике

    знать: факторы, определяющие цели и задачи воспитания и образования уметь: выявлять условия, влияющие на выбор целей и задач воспитания и образования В образовании можно выделить иерархию целей — от общественной цели-идеала до цели отдельного урока. Внешняя цель… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/256649_celepolaganie_v_pedagogike

    Целеполагание — это что такое? Целеполагание в педагогике :

    Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание — это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

    В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

    Общее понятие о целеполагании

    Целеполагание — это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

    В педагогической деятельности целеполагание — это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

    • государственного масштаба;
    • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
    • воспитания для разных возрастных категорий;
    • при изучении разных дисциплин;
    • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

    Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

    Функции целеполагания

    Мы уже поняли, что постановка задач — это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

    Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении — основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

    Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

    Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое.

    Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы.

    Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

    Цель и целеполагание

    Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

    1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
    2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
    3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
    4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
    5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
    6. Составляется программа конкретных действий.

    Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

    Глобальные цели

    Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание — это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

    Глобальная цель в воспитательном процессе — создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку.

    Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели.

    На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

    Читайте также:  Воспитание ребенка до года

    Исторические цели

    Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

    • духовный аспект;
    • развитие чувства ответственности перед государством;
    • правовой аспект;
    • культурное саморазвитие,
    • толерантное отношение к окружающим;
    • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

    Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

    Индивидуальные цели

    Целеполагание на уроке — это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

    • свободный стиль — цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
    • жесткий стиль — цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
    • интегрированный стиль — цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

    Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

    Важные факторы

    Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

    • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
    • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
    • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

    Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

    Компоненты целеполагания

    Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

    1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
    2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
    3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

    Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

    Требования к целеполаганию

    Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач.

    Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы.

    А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

    1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
    2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
    3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
    4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
    5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

    Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

    Целеполагание схематично

    Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание — это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

    ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ
    Ребенок Социально-экономические условия
    Родители
    Педагоги Условия образовательного учреждения
    Образовательная структура Индивидуальные особенности учеников и возрастная категория
    Социальное окружение Уровень умственного и физического развития учащихся
    Общество

    Вывод

    В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

    В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей.

    Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

    И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

    Источник: https://BusinessMan.ru/new-celepolaganie-eto-chto-takoe-celepolaganie-v-pedagogike.html

    Педагогическое целеполагание

    В педагогической науке целеполагание признается определяющим элементом деятельности. В большинстве работ, посвященных изучению целеполагания, ведущая роль отведена категории «цель», ее содержательному наполнению (В.П.Беспалько, Н.В.Бордовская, Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, И.Я.

    Лернер и др.), классификации и определению характеристик цели (Г.И. Батурина, Б.Блум, Д.Толлингерова и др.). Объектом (предметом) этих исследований является педагогическое целеполагание, под которым чаще всего подразумевается целеполагание, осуществляемое преподавателем.

    Образовательное целеполагание как взаимосвязь целеполагания в преподавании и учении рассмотрена в работах В.А.Володарской, С.Манукян, А.К.Марковой, А.М.Митиной и др.), в которых авторы ведут речь о цели деятельности, как преподавателя, так и обучающегося.

    Проблемы и технологии образовательного целеполагания исследуются А.В.Хуторским.

    Целеполагание — совокупность умений формирования, развертывания, конкретизации личных целей, формулирование в согласовании с общественно значимыми целями и их реализация. Целеполагание в качестве сущностных составляющих наиболее ярко проявляется в ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенции обучающегося.

    Ценностно-смысловая компетенция обучающихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию обучающихся. Именно эта компетенция обеспечивает механизмы самоопределения, обучающегося в образовательной и иной деятельности.

    Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокупностями компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности: целеполагание, принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней); планирование выполнения, контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений); оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче); овладение мерой разделенности действия (совместное или разделенное); темпом и ритмом выполнения и рефлексией деятельности.

    Таким образом, компетентностное содержание образования пронизывает все учебные предметы, а целеполагание объединяет все компоненты образовательной деятельности обучающегося и преподавателя в единое целое:

    -мотивирует и направляет деятельность на достижение нужного результата;

    -упорядочивает последовательность действий в системе подцелей и задач;

    -организует деятельность, определяя оптимальные пути достижения результата;

    -выступает в качестве оснований для оценки и диагностирования успешности производимых действий путем сопоставления реальных результатов с ранее выдвинутыми прогнозами.

    Важнейшую роль в организации деятельности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач, процессов, результата.

    В педагогическом и психологическом смысле они направлены на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращение обучающегося из объекта обучения в его субъект, в полноправного управленца и организатора учебной деятельности. Основная идея целеполагания и рефлексии в обучении заключается в овладении преподавателем и обучающимися технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов. Рефлексия — не только итог, но и стартовое звено для качественно нового начала образовательной деятельности и новых её целей. Напомним, что в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) компетенция определяется, как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Структура общей компетенции содержит знаниевый и умениевый компонент, а также универсальный способ деятельности. Обращаем Ваше внимание на следующее: в процессе декомпозиции значение каждого из выделенных аспектов (компонентов) общей компетенции раскрывается на основе толковых словарных значений, закрепленных в авторитетных толковых словарях русского языка, причем словарное толкование также может использоваться как показатель.

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес:

    Читайте также:  Благородство, патриотизм и гражданская ответственность

    1) демонстрировать интерес к будущей профессии;

    2) активность, инициативность в процессе профессиональной деятельности;

    3) эффективная самостоятельная работа при изучении профессионального модуля ПМ;

    4) демонстрирует понимание необходимости дальнейшего профессионального роста.

    Понимать – осмыслить, толковать, отчетливо представлять себе что-либо.

    Сущность – внутреннее содержание, свойства чего-либо.

    Социальный – общественный, относящийся к жизни людей.

    Значимость – важность.

    Показатели оценки результата:

    — динамика успеваемости по учебной дисциплине;

    — положительный отзыв руководителей практики;

    — посещение учебных занятий и практики, консультаций.

    ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Показатели для оценки ОК2.1:

    — планирование собственной деятельности;

    — осуществление собственной деятельности по заранее выработанному плану;

    — следование установленному порядку.

    Если перед нами стоит задача самостоятельного предварительного планирования собственной деятельности, то мы используем показатель: обучающийся организовывает собственную деятельность согласно утвержденному плану или регламенту.

    Показатели для оценки ОК2.2:

    Показатели оценки результата:

    — выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач;

    — подготовка и сдача заданий, отчетов в т.ч. при прохождении производственной практики;

    — качество и полнота выполнения заданий

    — адекватно оценивает результат собственной деятельности после выполнения задания.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК3.1. — Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

    ОК3.2. – Готовность отвечать за сделанный выбор (признанный правильным).

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    Показатели для оценки:

    — самостоятельный выбор информационных источников,

    — использование выбранной информации при решении ситуационных задач по формированию бюджетов организаций и осуществлению профессиональной деятельности.

    ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    Показатели для оценки:

    — выбор информационной системы в условиях конкретной ситуации;

    — создание, редактирование и хранение документов в ходе выполнения практических заданий в т.ч. при прохождении производственной практики с применением информационных технологий;

    Недопустимо, чтобы:

    А) показатели просто дублировали формулировку компетенции;

    Б) в формулировке показателей использовалось слово «умение», «навык», поскольку умение и навык не могут быть показателями самого себя;

    В) в формулировке показателей ПК использовались слова «знание», «изложение», поскольку знание и изложение еще не означает

    овладение компетенцией.

    Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования ОК необходимо на всем периоде обучения, возможная форма – портфолио обучающегося.

    3.2.Методика конструирования учебных целей

    Основу содержания деятельности преподавателя составляют три взаимосвязанные этапы учебного занятия: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

    Остановимся на первом этапе учебного занятия – целеполагании.

    «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования обучающимися и преподавателем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

    «Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного учебного занятия, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: преподаватель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого обучающегося в процесс целеполагания.

    Лишь в том случае, когда обучающийся осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе учебного занятия возникает внутренняя мотивация обучающегося на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать».

    Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий обучающихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития обучающихся, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями преподавателя.

    Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат.

    Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у преподавателей, и, тем более, у обучающихся. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть.

    В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

    Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям.

    Цели должны быть: понятны, осознаны, реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

    В организации данный этап требует тщательного продумывания средств, приемов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у обучающихся?

    Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:

    1. диагностика целей обучающихся;

    2. анализ и систематизация полученных данных;

    3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения обучающихся и общей технологической линии педагога.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Источник: https://zdamsam.ru/b1760.html

    Целеполагание в педагогике, проблема цели воспитания в педагогике

    Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результатах педагогического процесса, о качествах, состоянии личности которые предполагается сформировать.

    Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

    Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему:

    • государственные цели

    • цели отдельных образовательных систем и этапов образования

    • цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста

    • цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

    Можно также выделить:

    • глобальную или идеальную цель,

    • конкретно-историческую

    • цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

    Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

    Конкретно-историческая цель — цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

    Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

    Необходимость всестороннего развития личности обоснована:

    • высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам;

    • потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

    В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на:

    • всестороннее развитие задатков ребенка,

    • раскрытие его творческих возможностей,

    • формирование общественно и личностно значимых качеств.

    Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

    Целеполагание выделяют:

    • свободное,

    • жесткое,

    • интегрированное.

    При свободном — организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания.

    При жестком- и цели, и программа действий задается школьникам педагогом.

    При интегрированном — цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

    Источниками целеполагания являются:

    педагогический запрос общества;

    ребенок;

    педагог.

    Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

    1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

    2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

    3) организация коллективного целеполагания;

    4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

    Целеполагание предполагает выделение перспективы промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

    В педагогике принято различать:

    • собственно педагогические задачи (СПЗ)

    • функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

    СПЗ — задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ — задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

    Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

    6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

    Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты.

    Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов.

    Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

    Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

    Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации.

    Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

    Читайте также:  Спорт в жизни подростка

    Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

    Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) операционно-деятельностного; г) аналитико-результативного.

    Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятельностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

    Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

    Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

    Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования.

    Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.

    Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

    В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов.

    С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

    Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

    Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

    Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Источник: https://megalektsii.ru/s17138t7.html

    открытая библиотека учебной информации

    Проблема целœеполагания в обучении относится к наиболее сложным и важным проблемам в педагогике. Обычно, само понятие цель деятельности трактуется как идеальное мысленное предвосхищение результата͵ являющееся главным мотивационным компонентом для субъекта͵ который действует. Цель является системообразующим, определяющим элементом педагогической деятельности, т. к.

    определяет принципы, содержание, методы и формы обучения и воспитания. Цель воспитания — ϶ᴛᴏ мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания нельзя выдвинуть произвольно.

    Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

    Целœеполаганиев педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целœей и задач педагогической деятельности. Целœеполагание — это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целœеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:

    •обоснование и выдвижение целœей;

    •определœение путей их достижения;

    •проектирование ожидаемого результата.

    В случае если генеральные или общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в т.ч. для конкретного урока, конструируются и корректируются учителœем с привлечением учеников.

    Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческаяи цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.

    Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всœесторонне гармонично развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах выдающихся мыслителœей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

    Необходимость всœестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

    В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определœению сущности данной цели. Сегодня она ориентирует на всœестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

    Конкретно-историческая цель — ϶ᴛᴏ цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. Сегодня она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

    Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

    Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителœей, собственные возможности, педагог организует целœеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целœеполагание.

    При свободном целœеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определœение целœей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом.

    При интегрированном целœеполагании цели бывают заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

    Педагогическое целœеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целœей и задач; 3) организация коллективного целœеполагания; 4) уточнение целœей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

    Целœеполагание предполагает выделœение перспективных и промежуточных целœей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку конкретных воспитательных задач как путей их достижения.

    Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность учителя как организатора деятельности учащихся, деятельность учащихся и тот объект, на который направлена деятельность учащихся.

    Планирование можно рассматривать как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на достоверных знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединœения цели со средствами.

    Соотношение между целœеполаганием и планированием имеет диалектический характер.

    Целœеполагание предшествует планированию, оно задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целœеполагание с учетом объективных условий.

    Источник: http://oplib.ru/pedagogika/view/539249_problema_celi_vospitaniya_v_pedagogike_celepolaganie

    Целеполагание в педагогике

    Образование 4 декабря 2012

    Цель – определяющий элемент педагогической системы, без которого педагогическая деятельность теряет всякий смысл. Именно от нее зависят содержание и средства получения результатов. В педагогике, цель – мысленное представление о том, какими должны быть результаты процесса воспитания, а также о качествах, которые нужно формировать в личности.

    Принципы педагогического процесса определены таким способом, что воспитание всегда целенаправленно, и без четкого представления о цели педагогическая деятельность вряд ли будет эффективной. Рассмотрим основные моменты целеполагания, а также иерархию целей в педагогике.

    Итак, целеполагание в педагогике является сознательным процессом, в ходе которого педагог выявляет и ставит цели и задачи своей деятельности. Как правило, выбор целей обучения или воспитания не есть добровольным.

    Существует четко сформулированная методология педагогики, а также определенные представления об общественных ценностях.

    В педагогической литературе существует несколько позиций по определению целей воспитания и образования.

    Так, согласно первому мнению, воспитательные цели зависят от религиозных представлений о жизни и ее смысле, о назначении человека, которые даны религией и имеют абсолютный характер.

    Вторая позиция подразумевает, что целеполагание в педагогике зависит от внутренних потребностей человека, а также от его индивидуальной природы.

    Представители материалистического подхода утверждают, что на цели влияют потребности общества и его ценности во всевозможных аспектах, включая технический, социально-экономический, культурный и прочие.

    Целеполагание в педагогике построено на определенной иерархической системе, где высшей ступенью являются государственные цели, отражающие представление общества о гражданине и о человеке в целом. Такие цели разрабатывают специалисты и принимает правительство.

    Следующую ступень занимают цели-стандарты, то есть те цели, которые отражаются в образовательных стандартах и программах. Среди них – цели обучения в средней школе, а также, к примеру, цели обучения математике или воспитания детей конкретного возраста.

    Ниже всего – цели темы урока или внеурочного мероприятия.

    Таким образом, целеполагание в педагогике основывается на образовательных стандартах – требованиях к уровню и содержанию знаний учеников, которые описывают минимальные умения и знания выпускника. Стандарты обеспечивают качество образования и его соответствие международным нормам.

    В истории общества цели воспитания меняются со сменой философских концепций, психолого-педагогических теорий, общественных требований к образованию. Например, в Штатах сохраняется концепция адаптации личности к жизни, которая была разработана еще в 20-х годах.

    Она частично изменена, но главная цель остается прежней: воспитание ответственного гражданина, эффективного работника, доброго семьянина и разумного потребителя. Позже были разработаны такие программы, как «воспитание в духе мира» или «воспитание в целях выживания».

    Такое разнообразие указывает на наличие разнообразных подходов к целеполаганию.

    Целеполагание, равно, как и функции педагогического процесса, состоит в том, что цели формулируются в общем, как педагогическое кредо, очень часто переходя в обобщенные рассуждения и размытые представления о той или иной цели.

    Именно такая обобщенность затрудняет быструю разработку процессов воспитания и учебных программ.

    Педагоги-теоретики предлагают решать проблему внедрением понятия «педагогическая технология», которое сформулирует цели диагностично словами, которые описывают планы действий ученика.

    Источник: fb.ru

    Источник: http://monateka.com/article/192805/

    Ссылка на основную публикацию