Учение как познавательная деятельность

Учение как познавательная деятельность учащегося

Весь учебный процесс, складывающийся из его временных единиц — уроков, представляет собой, с точки зрения организации, последовательную, логическую, постоянно усложняющуюся и совершенствующуюся познавательную деятельность учащихся, направленную под руководством учителя на решение задач в определенной области предметных знаний.

Активное обучение — одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения:

1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, сущность которых — в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых.

Мотивация и успешность обучения

Если цель деятельности не имеет смысла для личности ребенка, если ее общественная необходимость не осознана, то и деятельность ребенка может быть нейтральной для его развития.

Поэтому в ее организации совершенно необходим перевод, трансформация поставленных целей в побуждения самой личности, в ее внутренние устремления – в мотивы, которые и побуждают деятельность, и умножают ценность ее для развития.

Для педагогики одним из определяющих вопросов является позиция ребенка в деятельности любого вида, его активная и самостоятельная роль как деятеля.

Самое главное состоит в том, чтобы в деятельности он не был пассивным исполнителем чужих заданий, отражающим внешние и только внешние влияния.

Активность созидателя, творчески реализующего заданные цели, преобразующего объекты деятельности, выдвигающего дополнительные задачи, определяет и степень влияния деятельности на развитие личности школьника.

Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъект. Изменения эти происходят за счет усложнения целей, задач, предметных действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также за счет изменения в деятельности позиции самого ребенка, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным.

Роль познавательного интереса в учебной деятельности, его развитие в обучении

Формирование личности в учебном процессе происходит в активной деятельности и общении с учителем и товарищами.

Эффекту влияния познавательной деятельности на личность способствует положительное отношение школьника к учебному процессу, к систематическому познаванию им содержания знаний, к овладению умениями познавать.

Личностное отношение к процессу учения выражено в мотивационной сфере школьника. Для познавательной деятельности наиболее благоприятным мотивом является познавательный интерес, благодаря которому создается «внутренняя среда», содействующая расположенности школьника к учебному процессу, к действиям учителя, к заданиям, которые он выполняет, к учебным действиям и своей деятельности в целом.

Чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности.

Для этого важно знать психологическую природу интереса, соблюдать условия его проявления и укрепления, вводить необходимую стимуляцию познавательных интересов, знать и запечатлевать показатели и проявления познавательного интереса учащихся на уроках, анализировать их в целях улучшения последующей деятельности учащихся»…

Источник: https://studopedia.net/4_36661_uchenie-kak-poznavatelnaya-deyatelnost-uchashchegosya.html

Учение как познавательная деятельность — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 3

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ

2.1. Учение как познавательная деятельность

Учебная деятельность (учение) — это один из основных видов деятельности человека, направленный на его саморазвитие через овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.

С общественной точки зрения учения — это особая форма социальной активности личности. В этом отношении ей присущи определенные социальные функции.

С одной стороны, как форма активности индивида учебная деятельность выступает основным условием и средством его психического развития, обеспечивая усвоение теоретических знаний, а через них — и развитие тех способностей, которые в них «кристаллизируются».

С другой стороны, учінню принадлежит ведущая роль в формировании смысловых характеристик личности.

Как форма социально приемлемого сотрудничества ребенка с взрослыми и детьми такая деятельность выступает одним из основных средств включения подрастающего индивида в систему социальных отношений, в коллективную деятельность, в ходе которой он усваивает общественные ценности и нормы человеческой жизни.

С позиции деятельностного подхода А. М. Леонтьев утверждал, что учение имеет место там и тогда, где деятельность человека управляется сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения и формы поведения и деятельности.

Как специфический вид деятельности, она становится возможной лишь на определенной ступени развития психики человека, когда последний становится способным регулировать свои действия сознательно поставленной целью.

Учения наряду с научной деятельностью является отдельным видом познавательной активности, которая, в свою очередь, имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю, каждая из которых состоит из отдельных действий.

Так, внешняя гностическая деятельность состоит из предметных познавательных действий (измерения, важення тому подобное), перцептивных действий (рассматривания, наблюдения, слушания), символических действий (зображання, указания, высказывания).

Внутренняя гностическая деятельность предполагает единство перцептивных, мыслительных и мнемических действий, которые недоступны наблюдению извне.

Внешняя гностическая деятельность необходима ученикам именно на первых этапах овладения учебной информацией, когда в сознании ребенка еще отсутствуют образы, понятия о предмете и соответствующие им мыслительные действия. Это так называемое учение через дробление. Оно предусматривает широкое применение наглядности в обучении. А когда образы, понятия и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений, у ученика уже сформированы, то для эффективного обучения становится достаточным лишь внутренняя гностическая деятельность, которая функционирует в режиме научение через восприятие с опорой на слово.

Источник: http://schooled.ru/psychology/pedagog_psychology/22.html

Учение, как познавательная деятельность обучающихся в целостном процессе обучения

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются ее содержание и форма.

Содержание деятельности учения и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет объективно-субъективную природу.

Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.

Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.

Структура учебной деятельности с точки зрения ее состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты.

В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по решению учебных задач, могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последовательность осуществления деятельности: анализ задачи; принятие учебной задачи; актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; практическое ее осуществление; контроль и оценка реше ния задачи, осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.

Сущность учения состоит в том, что школьник не только усваивает предметные знания и навыки, но и овладевает способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания. Поэтому при разработке проекта учения необходимо различать процесс учебной деятельности, в котором происходит усвоение, и самоусвоение.

В структуре познавательной деятельности выделяются общие действия, которые выполняются обучающимися при изучении любых дисциплин.

В ходе выполнения этих действий учащийся должен представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели, мысленно на этой основе сконструировать, спрогнозировать процесс достижения поставленной цели путем выделения в нем состава действий, провести сопоставление выделенных действий с полным их составом, проанализировать отличия и связанные с ними особенности изучаемого процесса, их влияние на объект деятельности.

Использование в обучении общих действий является характерной чертой фундаментализации содержания, обусловленной тем, что в обучении, наряду с процессом усвоения, должен постоянно функционировать и целенаправленный процесс конструирования нового знания.

Конструктивная же деятельность ученика начинается там, где он вступает в специфическое взаимодействие с ее элементами-знаниями о предметах и явлениях внешнего мира как средствах познания.

Эти взаимодействия входят в содержание поисковой познавательной деятельности с широким использованием интуиции и связаны с развитием познавательного интереса и потребностей в знаниях.

Наиболее эффективно поисковая деятельность осуществляется, когда в роли средств учебного познания выступают инварианты знания — фундаментальные (теоретические) научные положения, которые лежат в основе всех вариантов деятельности.

Не менее важное значение в обучении имеет и форма познавательной деятельности учащихся. С древнейших времен известны три формы: материальная, речевая и умственная.

Известно, что эти три формы деятельности существуют объективно как формы общественной, научной, трудовой деятельности (производство, наука, культура и т.д.

), которые выполняют определенные специфические функции как а обществе в целом, так и в обучении, оказывая свое влияние на все стороны учебного процесса.

Это влияние может осуществиться прямо, в виде требований к качеству практической подготовки учащихся грамотному письму, счету, математическим вычислениям и т.п., в также опосредованно, через содержание учебных дисциплин и формы обучения. Общественные формы деятельности влияют на учебный процесс совокупно, во взаимосвязи друг с другом.

1. Связи форм познавательной деятельности и их взаимовлияния предполагают организацию усвоения специфических методов, присущих каждой форме.

Так, материализованная деятельность учащихся связана с работой, с физическими моделями: приборами, раздаточным дидактическим материалом, с конструированием и разработкой технических объектов и процессов. Речевая деятельность осуществляется при подготовке и выступлении с докладом, рефератом и т.п.

Все эти формы широко используются в обучении учащихся, однако вопрос об их оптимальном соотношении и использовании их связей еще не исследован в дидактике средней школы.

Практическое решение его осуществляется эмпирически, исходя из накопленного опыта преподавания, методических возможностей педагогических коллективов и желания отдельных учителей, что свидетельствует об имеющихся потенциальных резервах повышения эффективности учебного процесса.
9. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Важная социальная функцияобучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Читайте также:  Кружковая работа в школе

Под содержанием образованияследует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Выделяются основные направлениясодержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направлениясодержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знаниев педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыкисостоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:

1) содержание образования строится на строго научной основе;

2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;

3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;

4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;

5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;

6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;

7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;

8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.

10. Государственный образовательный стандарт

Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.).

Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.

Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов:

1) общеобразовательные;

2) профессиональные.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.

Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Государственные органы управления образованием разрабатывают на основе государственных образовательных стандартов примерные образовательные программы. Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы.

Образовательные программы для детей с нарушениями в психофизическом развитии разрабатываются на базе основных программ с учетом психофизического развития воспитанников.

Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах, школах-интернатах и др.).

Учащиеся, не освоившие образовательных программ учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на педагога или продолжают обучение в форме семейного образования.

На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения.

29. Личностно ориентированные технологии в образовании

Личностно ориентированное образование – это образование, ориентированное на индивидуальное развитие ребёнка.

В связи с этим многие учёные отмечают, что определение «личностно-ориентированное» является не совсем точным; правильней было бы сказать «индивидуально-ориентированное», «индивидуально-развивающее», поскольку обычно подразумевается именно это значение (В.С. Кукушин).

Однако сегодня термин «личностно-ориентированное образование» получил настолько широкое распространение, что его изменение признаётся нецелесообразным.

Личностно- ориентированное образование осуществляется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.

Основой личностно ориентированного образования является личностный подход в обучении и воспитании. Личностно-ориентированные педагогические технологии – технологии, основанные на личностном подходе к образовательному процессу.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий находится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Своеобразие целей личностно ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему–то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Учитель должен оценивать учащегося не в сравнении с успехами других детей, а сравнивая прошлые и настоящие достижения учащегося.

В основе технологий личностно ориентированного обучения, находится триада «задача – диалог – игра».

Личностно ориентированная технология обучения реализуется следующим образом:

1) представление элементов содержание образования в виде разноуровневых личностно осмысливаемых задач – таких задач, которые интересны ученику, значимы для него, а потому у него появляется желание их решать;

2) усвоение содержания в условиях педагогического диалога, который обеспечивает взаимослушание, взаимопонимание, стремление к пониманию другого, к поиску новой истины;

3) организация игровой деятельности, которая имитирует социально-ролевые и пространственно-временные условия и обеспечивает реализацию личности в ситуации конфликтности, состязания.

Источник: https://cyberpedia.su/12x113f3.html

Учение как познавательная деятельность в образовательном курсе иностранного языка

УЧЕНИЕ

КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КУРСЕ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА

Определение понятия

Учение в образовательном курсе иностранного языка представляет собой вид организованной и самоорганизующейся познавательной деятельности учащихся, осуществляемой как под руководством учителя, так и самостоятельно, с целью усвоения языка и развития коммуникативной компетенции.

Учение осуществляется как произвольная и непроизвольная деятельность.

Произвольное учение представляет собой целенаправленные попытки учащихся, направленные на понимание, запоминание, усвоение, применение и самооценку результатов усвоенного языкового материала и сформированных коммуникативных умений.

Непроизвольное учение осуществляется в процессе наблюдения, общения, деятельности, отношений и участия в жизненных, а также учебных ситуациях устного и письменного речевого общения.

Учение может осуществляться как индивидуально, так и в паре или группе с другими участниками. При этом сущность учения не меняется и оно в любом случае представляет собой процесс обретения знаний.

Меняются только стратегии учения. В индивидуальном учении реализуются стратегии взаимодействия с ресурсами знаний, т.е. с учебником, видео- или аудиоматериалами.

В групповом учении реализуются стратегии социального взаимодействия — взаим-

ное обучение, помощь, контроль, обмен информацией, участие в дискуссии и др.

В обобщенном виде, вне зависимости от формы и содержания, учение можно моделировать следующим образом:

РЛЧ**

Любое учение — это получение знаний «на входе», соединение новых знаний с ранее усвоенной информацией, сохранение новой информации в памяти, применение информации в учебной или реальной практике и демонстрация знаний «на выходе» в ходе учебного тестирования или «жизненной проверки».

Особое значение в процессе учения имеет все более глубокое понимание усваиваемых теоретических и практических знаний (умений и навыков/автоматизмов).

Применительно к процессу учения в образовательном курсе иностранного языка все виды «знаний» представляют собой единство и взаимосвязанность компонентов коммуникативной компетенции, сформированной у учащихся.

Учение как познавательная деятельность моделируется в зависимости от того, какой компонент помещается в центр модели. Учение может быть центрировано на:

— знаниях;

— умениях;

— результатах;

— процессе;

— компетенциях;

— ученике;

— познании;

— сотрудничестве;

— оценке;

— индивидуальности;

— профессии.

Ключевые слова: учение, познавательная деятельность, универсальные учебные действия, новые технологии, управляемый и самоуправляемый процесс, подходы к организации учения, учение в разных культурах, культурно обусловленные стили учения.

В зависимости от центрального компонента модели учения, этот вид познавательной деятельности существенно меняется. В нем может доминировать учитель или ученик, процесс или результат, формирование знаний или развитие личности и т.д.

Учение как познавательная деятельность

Учение как познавательная деятельность отличается универсальностью и специфичностью (в зависимости от учебного предмета).

Универсальность учения обусловлена тем, что оно объединяет в себе действия, необходимые для овладения не только одним конкретным предметом (иностранным языком), но и другими содержательными дисциплинами [3]. Такие действия называются универсальными.

В соответствии с ФГОС универсальные учебные действия становятся необходимой составляющей процесса учения. Ранее более распространенным был термин «общеучебные умения».

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Читайте также:  Как избежать стрессов при выполнении домашнего задания

УУД делятся на такие группы действий, как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [1].

К универсальным учебным действиям в образовательном курсе иностранного языка можно отнести:

— личностные УУД (нравственная оценка поступков, формирование толерантного отношения к иным культурам, гражданское самоопределение и др.);

— регулятивные УУД (планирование познавательных действий, формирование цели и смысла учения, выстраивание собственной учебной и жизненной траектории и др.);

— познавательные УУД (извлечение языковой и фактической информации, отделение главной информации от второстепенной, структурирование и организация извлеченной информации, преобразование информации в знаково-графическую форму и обратно, логиче-

ское выстраивание информации в форме описания, повествования, рассуждения, аргументации, мнемические действия для запоминания языкового и иного материала и др.);

— коммуникативные УУД (пояснения в ходе коммуникации, выяснение позиций партнеров по коммуникации, уточнение коммуникативного смысла, участие в различных формах обсуждения проблемы, использование коммуникативных стратегий для достижения цели общения и др.).

Овладение иностранным языком в учебных условиях требует активного применения иностранного языка в коммуникативных ситуациях, языковой и культурной наблюдательности и умения «заметить» языковые или культурные особенности речевого и неречевого поведения носителей иного языка и культуры, формирования межкультурных представлений о речевом и неречевом поведении носителей разных культур, произвольного (целенаправленного) и непроизвольного (в контексте деятельности) запоминания лексического материала и грамматических структур, работы со словарем и справочными пособиями, лексико-грамматического анализа текстов, овладения тематическим содержанием общения, тренировки умений говорить, писать, слушать и читать на иностранном языке, формирования опыта языкового тестирования и самоконтроля/самооценки и др.

Сочетание универсальных и специфических (предметных) учебных действий позволяет назвать учение, направленное на овладение иностранным языком, комплексной познавательной деятельностью повышенной сложности.

Учение как процесс

Учение как процесс обретения знаний может протекать как добавление знаний к имеющемуся запасу, трансформация имеющихся знаний под влиянием новой информации, выстраивание знаний по степени их социальной и индивидуальной ценности, критическое восприятие имеющейся и новой информации, формирование опыта обработки получаемых знаний. В изучении иностранных языков это означает, что обретение языко-

вых знаний есть не только механическая сумма известного и нового, но и изменение языковых представлений, умений и навыков под влиянием усвоенных новых знаний.

Речевые средства начинают восприниматься критически: как «современные» и «устаревшие», «аутентичные» и «искусственные», «полезные» и «лишние».

Накапливаются стратегии пополнения индивидуальных запасов речевых средств, их осмысления, сортировки и хранения в памяти.

Учение как активная познавательная деятельность имеет свой совокупный продукт — знания, опыт, чувства. Процесс учения неотделим от активизации эмоциональной сферы учащихся.

Это происходит не только в связи с переживанием успехов и неудач, но и развитием отношений, а также закреплением в памяти той или иной гаммы эмоциональных реакций учащихся на содержание изучаемого материала.

Например, формирование у обучаемых толерантности к культурному многообразию в мире представляет собой не что иное, как закрепление реакций сдержанности и сопереживания по отношению к иным культурам и формам человеческого бытия.

Другим продуктом учения является опыт, включающий не только решение учебных задач, но и широкие жизненные обобщения о физической и социальной среде обитания людей, где важнейшим инструментом совместного проживания является изучаемый язык. Наконец, знания как продукт учения представляют собой как усвоенную учебную информацию, так и практико-ориентированные способы речевого взаимодействия с окружающей социальной средой, что составляет сущность коммуникативной компетенции.

Учение с новыми технологиями

В условиях бурного развития информационных технологий преображается учение, осуществляемое с помощью виртуальных орудий. Такое учение отличается тем, что оно изначально самостоятельно, осуществляется через межличностное взаимодействие в сети, требует обращения к виртуальным ресурсам, всегда соответствует индивидуальным запросам, предполагает создание собственных информационных ресурсов или

приспосабливания имеющихся ресурсов к собственным потребностям.

Но, пожалуй, важнейшей особенностью виртуальной учебной среды является ее изначальная направленность на самостоятельное, активное и автономное учение, которое начинает доминировать над обучением.

Это составляет главную ценность виртуальной учебной среды в организации учения, направленного на овладение иностранным языком.

Добавим к этому, что виртуальная учебная среда делает учение деятельностью не для учителя, а для себя, не к уроку, а на всю жизнь, не для выполнения задания, а для удовлетворения познавательных потребностей.

Учение в классе и реальности

Учение в процессе овладения иностранным языком и формирования коммуникативной компетенции неизбежно соединяет в себе как учебный процесс, так и жизненный опыт практического применения изучаемого языка. Покажем этот процесс графически:

Графическое изображение показывает, что учение, с одной стороны, сопровождается накоплением знаний, формированием речевых умений и автоматизацией лексико-грамматических навыков, а с другой, речевой практикой в форме коммуникативных действий, деятельности и опыта поведения в языковой и культурной среде. В сочетании этих двух сторон формального и неформального учения формируется и развивается коммуникативная компетенция учащихся. Другого, более эффективного пути формирования коммуникативной компетенции ни лингвистическая дидакти-

ка, ни языковая педагогика предложить не могут.

Учение как вид познавательной деятельности можно охарактеризовать с точки зрения организованности и управляемости.

Учение как управляемый и самоуправляемый процесс

Самым организованным и управляемым способом учения можно назвать обретение знаний в про

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/uchenie-kak-poznavatelnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-kurse-inostrannogo-yazyka

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности

План изложения лекции

1. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения.

2. Сущность процесса обучения.

3. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников.

4. Функции процесса обучения.

5. Движущие силы и противоречия процесса обучения.

1. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения.

Вопрос: Как вы понимаете термин «познание»?

«Познание — процесс постижения сущности предметов и явлений» (Педагогический словарь)

С помощью чего человек познает действительность?

Существуют различные формы и виды познания — это игра, труд, наука, искусство. С их помощью человек получает знаний об окружающем мире. Знания в опыте человечества стремительно возрастают, поэтому человеку, особенно ребенку, невозможно самостоятельно ими овладеть. Возникает потребность в процессе обучения.

Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Под его руководством ускоряется темп индивидуального развития человека. Ребенок за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков (например, грамматические формы языка).

Чтобы правильно осуществлять процесс обучения, нужно представлять себе, как строится процесс познания, так как именно он лежит в основе обучения.

Как вы понимаете выражение «философская основа обучения»?

С позиций диалектического материализма процесс познания строится следующим образом.

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». (В.И.Ленин).

Это, по сути, универсальная логика обучения. Рассмотрим ее этапы.

Чувственное познание («живое созерцание»).

В основе познания лежат процессы ощущения и восприятия.

Вспомните из курса психологии, что означают эти понятия.

При организации восприятия нужно исходить из того, что обладает наибольшей пропускной способностью (зрительный анализатор, а также слух).

На одну единицу информации надо дать две единицы пояснения.

На восприятие информации влияют такие факторы:

· частота передачи информации;

· скорость (темп);

· психического состояние обучаемого;

· день недели;

· часы занятий и др.

Содержание восприятия зависит от задачи, поставленной перед учеником, мотивом его деятельности, установок, эмоций, а также интересов, убеждений и т.д.

Абстрактное мышление.

(понимание, осмысление, обобщение).

А) В основе понимания – установление связи и отношений между предметами, явлениями, между старым и новым материалом;

Б) Осмысление – анализ и синтез, сравнение, сопоставление, классификация, систематизация и др. А также это отношение к материалу, понимание его значимости;

В) Обобщение – выделение общих существенных признаков предметов и явлений. Это выход на научные понятия. Они всегда абстрактны. На их основе делаются умозаключения, выводы, доказательства.

3. Применение знаний (практика).

Осуществляется в разных формах и видах деятельности (упражнение в учебных целях, лабораторные работы, исследовательские задания, работа на пришкольном участке).

Сущность процесса обучения.

Как же осуществляется сам процесс обучения? В чем его сущность?

Обучение строится как двусторонний процесс.

Обучение

Преподавание Учение

Преподаваниеэто деятельность по организации и контролю за ходом и итогами организованного учения. В результате которой школьники усваивают содержание образования и развивают свои уимственные и творческие способности.

(Г.М.Коджаспирова)

Преподавание предполагает:

· Подготовительную работу учителя (годовое и тематическое планирование, планирование урока);

· Деятельность передачи или организации усвоения содержания образования;

· Деятельность, обеспечивающую обратную связь от учащихся к учителю, т.е. контроль за ходом и результатами учения.

Учениедеятельность учащегося по организации условий усвоения содержания социального опыта или его части; особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой ЗУН, способов учебной деятельности.

(Г.М.Коджаспирова)

Перечислите умения осуществлять действия по усвоению знаний. (работа с книгой, составление простого и сложного плана, конспектирование, реферирование, библиографическая работа, работа со справочным аппаратом, построение доклада и т.д.)

Итак, рассмотрев сущность процесса обучения, дадим его определение.

Работа с таблицами определений понятия разными авторами.

Что общего в этих определениях? Какие особенности данного процесса они подчеркивают?

Записать определения в тетрадь.

Работа по структурированию понятия, заполнение схемы.

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности

Учение реализуется через учебно-познавательную деятельность

Учебно-познавательная деятельность – деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Последовательность осуществления учебной деятельности:

· Принятие учебной задачи;

· Анализ задачи, актуализация знаний, необходимых для ее решения;

· Составление плана решения задачи;

· Осознание способа решения учебной задачи;

· Практическое ее осуществление

· Рефлексия, контроль и оценка.

В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная деятельность.

Читайте также:  Законы и закономерности процесса обучения

Самостоятельность, которую дошкольник проявлял в игре, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений.

У младших школьников формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.

У детей формируется знаково-символическая деятельность – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Особое место в развитии познавательной деятельности принадлежит воображению, без которого невозможно развитие мышления и творческой деятельности.

Показателями сформированности учебно-познавательной деятельности к концу начального обучения являются следующие:

· Умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;

· Умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;

· Работать с моделями и схемами;

· Оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.

Важнейшим показателем является способность к рефлексии. Она проявляется:

· В умение отличать известное от неизвестного, знании о своем незнании; способности определить, каких знаний не хватает для успешных действий;

· В умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным;

· В умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.

Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников.

Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, текстам.

В начальной школе умение учиться лишь зарождается. Его развитие и индивидуализация происходят позже.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s15199t2.html

Учение как деятельность

Поиск Лекций

Общая характеристика учебной деятельности

Характеристика процесса обучения.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Правильное понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:

1) обучение есть специфическая человеческая форма передачи общественного опыта: посредством орудий и предметов труда, языка и речи, специально организованной учебной деятельности передается и усваивается опыт предшествующих поколений;

2) обучение невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя, без наличия «встречной» активности учащегося, без его соответствующей работы, называемой учением.

«Учение — это труд, полный активности и мысли», — писал К.Д. Ушинский. Знание нельзя переложить механически из одной головы в другую.

Результат общения определен не только деятельностью учителя, но и в такой же степени деятельностью ученика, самим их взаимоотношением;

3) обучение — это не механическая прибавка к уже имевшимся психологическим процессам, а качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика.

При усвоении (как высшей стадии обученности) происходит как бы перенос знаний извне вовнутрь (интериоризация), отчего изучаемый материал становится как бы собственным достоянием личности, её принадлежащим и ею открытым. Специфическая особенность учебной деятельности — это деятельность по самоизменению.

Её цель и результат — изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не изменении предметов, с которыми действует субъект (Д.Б. Эльконин).

Общие цели обучения:

1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений);

2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

— стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

— организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

— развитие мышления, памяти, творческих способностей;

— совершенствование учебных умений и навыков;

— выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Таким образом, обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

Учение как деятельность.

Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — общение, игра, учение, труд.

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности.

Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.

Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Любая деятельность — это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Если учение — деятельность, то может ли она осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, что кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую (познавательную) деятельность. Цель её — познание окружающего мира.

Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность или символическая деятельность. В отличие от практической деятельности, гностическая деятельность может быть еще и внутренней, или, по крайней мере, не наблюдаемой.

Так, восприятие часто осуществляется с помощью внешне не наблюдаемых перцептивных действий, обеспечивающих формирование образа предмета. Процессы запоминания реализуются путем специальных мнемических действий (выделение смысловых связей, мысленная схематизация и повторение).

Специальные исследования обнаружили, что наиболее развернутые формы мышления осуществляются посредством особых умственных действий, выполняемых человеком «про себя» (например, действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения). В процессе учения эти виды деятельности обычно тесно переплетены.

Так, изучая классификацию растений, ученик рассматривает их (перцептивная деятельность), отделяет основные части цветка (предметная деятельность), описывает то, что видит (символическая, или речевая деятельность), зарисовывает (предметная перцептивная деятельность) и т.д.

В разных случаях соотношение этих видов деятельности различно, но во всех случаях учение выражается в активной гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.

Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека.

Например, предметное действие разделения, разборки вещи на части при решении соответствующих задач замещается действием в уме (расчленением вещи на основе её образа или понятия о ней). Предметное действие превращается в процесс интериоризации, в действие мысленного анализа.

Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.

Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете.

Внешняя гностическая деятельность обязательная для учения, когда в сознании человека ещё не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. Если же образы, понятии и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений у ребенка уже имеются, то для научения достаточно внутренней гностической деятельности.

Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Если ученик не владеет ещё определенными образами, понятиями и действиями, то учение надо начинать с предметной гностической деятельности.

Ученик должен своими руками осуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно должен переводить их выполнение в идеальный внутренний план.

Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и действий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы.

На этом основано традиционное обучение методом общения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.

Учебная деятельность — ведущая деятельность в школьном возрасте.

Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.

В ходе учебной деятельности происходят изменения:

— в уровне знаний, умений и навыков;

— в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

— в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность — это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами.

Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности.

В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s49242t9.html

Ссылка на основную публикацию