Учим ребёнка шахматам: лёгкие правила для сложной игры

Как играть в шахматы: Правила и основы

Никогда не поздно научиться играть в шахматы — самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:

Шаг 1. Как установить доску

Перед игрой доска располагается так, чтобы в правом нижнем углу перед каждым из игроков находилось белое поле. Шахматные фигуры расставляются всегда одинаковым образом.

Второй ряд (или горизонталь) занимают пешки.

Ладьи стоят по углам, рядом с ними — кони, после коней — слоны, наконец, ферзь ставится на поле своего цвета (белый ферзь на белое, чёрный на чёрное), и король занимает оставшееся поле.

Шаг 2. Как ходят фигуры

Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета.

Однако, они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой.

Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или контролировали важные поля на доске.

Как ходить королём в шахматах

Король — самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одно поле в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на битое поле (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется «шах».

Как ходить ферзём в шахматах

Ферзь — самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении — вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число полей, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Смотрите, как белый ферзь берёт чёрного, вынуждая чёрного короля сделать ход.

Как ходить ладьёй в шахматах

Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

Как ходить слоном в шахматах

Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (светлым или тёмным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.

Как ходить конём в шахматах

Кони ходят иначе, чем другие фигуры — на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов, буквой «Г». Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

Как ходить пешкой в шахматах

Пешка — необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать — лишь по диагонали.

Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой.

Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сходить вперёд и не может взять эту фигуру.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»).

Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя.

Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Как выполнить взятие на проходе

Последнее правило, касающееся пешек, называется «взятие на проходе».

Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала. Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии. Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило.

Как выполнять рокировку

Ещё одно особое правило шахмат называется «рокировкой». Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру.

Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример).

Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке на королевский фланг король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется «короткой рокировкой». Рокировка на другой фланг, через поле, где находился ферзь, называется «длинной рокировкой». Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается только на два поля.

Шаг 4. Выясните, кто в партии ходит первым

Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, игроки обычно подкидывают монету или один из игроков угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника.

Потом белые делают ход, далее чёрные делают ход, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры.

Возможность ходить первым — это небольшое преимущество, которое даёт игроку возможность немедленно начать атаку.

Шаг 5. Напомним как выиграть партию в шахматы

У шахматной партии есть лишь два возможных исхода: мат или ничья.

Как поставить мат в шахматах

Цель игры — поставить мат королю соперника. Мат происходит, когда король попадает под шах и не может от него уйти.

Защититься от шаха можно тремя способами: отступить на другое поле (не рокировкой!), закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, напавшую на короля. Если король не может избежать мата — партия завершена.

Обычно короля не берут и не снимают с доски, партия просто объявляется законченной.

Когда партия заканчивается вничью

Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:

  • На доске возникает пат, если у игрока, который должен ходить, нет ни одного возможного хода, а его король не находится под шахом
  • Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
  • На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля)
  • Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
  • Последние 50 ходов были завершены каждым игроком без продвижения пешек и без взятий

Шаг 6. Изучите основные стратегические приемы

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

Защищайте своего короля

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в меньшей опасности. Не откладывайте рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!

Не отдавайте фигуры

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры: Сколько стоят фигуры?

  • Пешка — базовая единица — 1 очко
  • Конь стоит 3 очка
  • Слон стоит 3 очка
  • Ладья стоит 5 очков
  • Ферзь стоит 9 очков
  • Король бесценен

На результат игры эти очки никак не влияют — это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше взять фигуру соперника, разменять фигуры или сходить как-то ещё.

Контролируйте центр шахматной доски

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если вы контролируете центр, у вас будет больше места для маневров своих фигур, а вашему противнику будет сложнее найти хорошие поля для своих. В приведённом выше примере белые, стремясь контролировать поля в центре, делают сильные ходы, а черные — слабые.

Используйте все Ваши фигуры

В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше

Чтобы совершенствоваться в шахматах, вам важнее всего играть! Не важно, играете ли вы дома с друзьями или родственниками или а сети, вам необходимо много играть, чтобы стать лучше. В наше время легко найти партии онлайн! Нажмите сюда, чтобы узнать, где играть в шахматы.

Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами. Они называются «вариантами шахмат». У каждого варианта свои правила.

Как играть в шахматы-960

Шахматы-960 используют стандартные правила, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где они размещаются любым из 960 возможных способов, выбранным случайно. Рокировка происходит как и в обычных шахматах, король и ладья встают на привычные поля (g1 и f1, или c1 и d1). Шахматы-960 отличаются от обычных только большим разнообразием в дебюте.

Как играть по правилам шахматных турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Такие правила не применяются в партиях, которые Вы играете дома или в сети, но Вам, возможно, всё равно захочется поиграть в них.

  • Тронул — ходи — Если игрок касается своей фигуры, он обязан сходить этой фигурой, если ход возможен. Если игрок касается фигуры соперника, он обязан её взять. Игрок, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав «поправляю».
  • Шахматные часы — В большинстве турниров используются шахматные часы, позволяющие задать время на партию, а не на ход. Оба противника получает одинаковое время на всю партию и самостоятельно решают, как его расходовать. Сделав ход, шахматист нажимает на кнопку или рычаг, запускающий часы соперника. Если у игрока закончилось время, и соперник заявляет об этом, допустивший просрочку проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, иначе присуждается ничья).

Часто Задаваемые Шахматные Вопросы (ЧаВо)

Как мне повысить уровень игры в шахматы?

Знакомство с правилами и основами стратегии — это только начало: шахматы так сложны, что целой жизни не хватит, чтобы освоить все! Чтобы совершенствоваться, необходимо делать три вещи:

  1. Играйте много — просто продолжайте играть! Играйте как можно больше.

    Нужно извлекать уроки из каждой партии, независимо от того, победили Вы или проиграли.

  2. Учитесь с помощью Шахматных Уроков — если Вы действительно хотите быстро улучшить свою игру, Вам нужно пройти обучение в онлайн-уроках. Шахматные онлайн-уроки находятся тут.

  3. Наслаждайтесь — Не унывайте, если у вас не получается выигрывать все партии подряд. Все проигрывают – даже чемпионы мира.

    Если вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, Вы будете любить шахматы всегда!

Какой первый ход в шахматах — сильнейший?

Хотя в шахматах и нет общепризнанно лучшего хода, важно с самого начала бороться за центр доски.

По этой причине большинство игроков делают первый ход одной из центральных пешек (от ферзя или от короля) на две клетки вперёд 1. d4 или 1. e4. Другие игроки предпочитают 1. c4 или 1. Nf3.

Большинство других ходов не столь хороши. Бобби Фишер считал ход королевской пешкой 1. e4 самым лучшим.

Какой цвет ходит первым?

Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.

Может ли пешка ходить назад?

Пешка не может ходить назад. Но когда пешка достигает противоположной стороны доски, Вы можете превратить её в другую фигуру (например, в ферзя). После этого она ходит как та фигура, в которую Вы её превратили, и может ходить назад.

Можно ли ходить больше чем одной фигурой за раз?

Во время своего хода Вы можете сходить лишь одной фигурой, но есть одно исключение! Когда вы делаете рокировку, за один ход Вы перемещаете короля и ладью.

Какая фигура в шахматах самая важная?

Король — самая важная шахматная фигура. Если проиграете короля, проиграете партию. Однако самая сильная шахматная фигура — это ферзь.

Когда были изобретены шахматы?

Происхождение шахмат до конца неизвестно. По наиболее распространённой версии шахматы возникли в Индии почти две тысячи лет назад из других похожих игр. Современные шахматы известны с 15-го века, когда игра стала популярна в Европе.

Какова цель шахмат?

Шахматы — это игра между двумя соперниками на противоположных сторонах доски, расчерченной на 64 клетки поочерёдно светлого и тёмного цвета.

У каждого игрока есть 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Цель игры — поставить мат королю соперника.

Мат — это ситуация, когда королю угрожает фигура соперника (король находится под шахом) и он не может избежать этой угрозы.

Готовы начать играть в шахматы? Зарегистрируйтесь на Chess.com бесплатно и наслаждайтесь игрой!

Источник: https://www.chess.com/ru/learn-how-to-play-chess

Как научить ребенка играть в шахматы: ТОП-5 крутых советов от папы Жорика

Приветствую Вас, уважаемый читатель блога Шахматы с Жориком. Меня зовут Александр Борисов, я собственно папа Жорика и в этой статье, хотел бы рассказать вам о том, как научить ребенка играть в шахматы буквально за 2 недели, а то и меньше. Все зависит от возраста, 3, 4, 5, 6 лет и т.д.

Сразу хочу сказать, почему я имею право писать эту статью и вообще вас учить тому, как учить ребенка.

Дело в том, что по моей методике обучался мой сын Жорик. В ноябре 2016 года я научил его играть в шахматы, а через 3 месяца мы уже поехали с ним на первые в его жизни соревнования по шахматам в Петергоф и он занял там почетное 2 место из 44 игроков и выполнил 3 юношеский разряд по шахматам. При чем ему тогда было 4 годика, а другим игрокам по 6,7,8 лет.

Но это еще не все. Далее еще через пару месяцев мы поехали с Жориком на этап кубка России по шахматам среди детей до 9 лет в Серпухов, где Жорик занял 30 место, набрав аж целых 5 очков из 9. Заметьте, среди детей до 9 лет. В основном все дети были по 7-8 лет возраста.

Далее еще через пару месяцев мы отправились в Минск (Беларусь) на Чемпионат мира по шахматам FIDE среди детей до 8 лет, где Жорик набрал так же 5 очков из 9 и занял 79 место из 183 игроков.

Далее мы поехали в Ижевск на следующий этап кубка России по шахматам среди детей до 9 лет, где Жорик набрал 6 очков из 9 и занял уже 12 место из 72 игроков.

Потихонечку мы приближаемся к ТОПу и скоро он будет наш. Просто еще не время.

На каждом турнире где мы были, как минимум 3-5 родителей своих детей подходили ко мне и просили рассказать о моей методике обучения, мол как так, ведь в 4 годика детей некоторых в колясках возят, а ваш уже играет в шахматы, да еще и призовые места берет. Как такое возможно?

Поделитесь секретами, расскажите, а вот мой ребенок не усидчивый такой, шахматы наверное не для него, долго сидеть не может, фигурки зевает и все в этом духе…

Вы знаете, чтобы постоянно каждому родителю не отвечать по часу на вопрос – как научить ребенка играть в шахматы, я лучше теперь буду давать ссылку на эту статью. ))  Итак, начнем.

Сразу коротко о главном, вы простите меня, но все фишки, приемы, методики и т.д., в этой статье я выдавать не буду. Дело в том, что тогда статья получится на 3 километра длинной. )) Устанете читать, да и я думаю, что видео будет лучше доносить до вас суть. Согласны?

Именно поэтому совсем недавно мы совместно с Жориком записали крутой обучающий видеокурс по теме обучения ребенка игре в шахматы с нуля, а также прокачке его мастерства.

Если ваш ребенок вообще не умеет играть в шахматы, но вы хотите научить его этому, то этот курс для вас. Если же он уже умеет играть, но вы понимаете, что те методы обучения, по которым он учится сейчас как-то не особо ему помогают, то этот курс так же для вас.

На запись видеокурса и его монтаж мы с Жориком потратили не мало времени, поэтому извиняйте, но курс платный. Цена чисто символическая – 1990 рублей. Оплатили, скачали и начали смотреть сразу же. Получить курс можно по этой ссылке:

ПРИОБРЕСТИ ВИДЕОКУРС

А теперь давайте вернемся к теме статьи, ведь не просто так написана эта статья, чтобы продать вам курс. Хочется рассказать вам о самых важных моментах при обучении детей игре в шахматы. Считаю, что это основа основ, а потом уже все остальное.

Для вас это может показаться странным, но сейчас я вам не буду рассказывать, что надо делать. Я расскажу вам наоборот, что НЕ НАДО делать, при обучении игре. Если вы внедрите эти советы на практике, то считайте, что успех у вас в кармане уже на 80%… Поехали.

Совет №1 – не спешите вести ребенка в шахматную школу

Поставил эту ошибку родителей на 1 место. Почему? А потому что эта ошибка может поставить самую жирную ТОЧКУ в шахматной карьере вашего чада, которая еще даже и не началась.

Многие родители, понимая, что кроме физических тренировок дитяте нужные еще и интеллектуальные, думают сразу же вести его в шахматную школу. Ведь если они сами не умеют играть, например, то как же они его научат сами, лучше отведу-ка я его к шахматному тренеру…

Вот к шахматному тренеру это уже другой разговор и то, все таки лучше начать по моей методике, а потом уже тренер, но не в шахматную школу, где обучают детей в массовке. Я был не раз в шахматных школах и видел тот гул и хаос который там стоит.

Дети там в основном кричат, галдят, играют абы как, вообще не думают, некоторые вообще даже кидаются фигурками друг в друга. Я конечно же понимаю, что так не везде и не во всех школах, но все же.

Такой подход к шахматам не уместен как минимум в первые месяцы или даже год обучения. Таким образом вы не то что не привьете любовь ребенка к шахматам, но и вообще можете отбить всякое желание играть в них.

В клубе могут обидеть, или же ребенок начнет играть и сразу проигрывать, что вообще может отбить напрочь не то чтобы отбить желание играть, а еще и самооценку понизить. Мало ли над ребенком кто-то начнет смеяться мол ты редиска играть не умеешь… А тренер по шахматам в клубе извините, не может индивидуально заниматься с каждым и уследить… Будьте осторожны с этим…

Начните заниматься с ним самостоятельно. Если вы полный НОЛЬ в шахматах, то вот раздел вам. 1-2 часа и вы уже умеете играть в шахматы. Все написано от А до Я. Видеокурс наш посмотрите. И кстати если вы будете учиться играть вместе со своим малышом, то будет ВООБЩЕ БОМБА, ведь дети всегда будут повторять за родителями. Обучение на собственном примере – это самое лучшее.

Есть даже мудрость такая – «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас, воспитывайте себя». В общем первые недели и месяцы вы должны взять его именно в свои руки. Вот как только научится играть на более менее хорошем уровне, тогда можно отвести в школу.

Для дальнейшего роста без профессионального обучения не обойтись. Опытный наставник научит правильным приемам и подметит принципиальные ошибки в игре, пока они не стали привычкой.

Иначе они будет постоянно тянуть назад, препятствовать росту и результатам. Если результаты игры будут неважными, ребенок может быстро охладеть к шахматам.

Совет №2 – не давайте играть в шахматы

Вы там со стула не упали? ))) Вы возможно хотите сказать, — «Саша ты бредишь? Что значит не давать играть в шахматы если я хочу научить играть в шахматы? Что за маразм?».

Есть такая интересная книжка, но название я ее не помню, в ней рассказывалось о том, как детям прививали любовь к игре на скрипке. Им показывали скрипку, показывали, как на ней играют и как это здорово, но не давали в течение нескольких месяцев.

В итоге у ребенка рождается сильное внутреннее желание взять скрипку в руки и начать играть. Скрипка снится им во снах, они постоянно просят дать им ее поиграть. Короче все по заповеди – «Запретный плод сладок». Чем больше мне запрещают, тем острее мне хочется это испробовать.

Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Сядьте играть в шахматы с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ваш ребенок увидит этот процесс. Пусть смотрит на вас и он ОБЯЗАТЕЛЬНО скажет – Я ТОЖЕ ХОЧУ.

В ответ скажите ему, мол пока нельзя, ведь ты не умеешь, да погоди не мешай думать, тут такая партия интересная ммм…… Я пытаюсь короля в плен поймать, а он убегает…

Поймать! Короля? В плен? Я тоже хочууууу…. Мама, папа, даййййй мне… В общем я думаю идея ясна. ))) Но не надо думать, что один разок вот так хитрюшкой прикинулся и прокатит, нет.

В каждый удобный случай показывайте, что вы играете в шахматы. На компе смотрите видео какой-то партии, на телефоне играете и т.д. Пусть все это видит ваш малыш и он обязательно захочет быть на вас похожим.

Совет №3 – не ругать, а хвалить

Вот здесь кроется 80% краха родителей в привитии любви ребенка к игре в шахматы. Некоторые родители прямо так сильно хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом мира и сел играть с Сергеем Карякиным за золотую шахматную корону, что ставят себе целью всей жизни – научить его играть и сделать из него чемпиона мира через 3 месяца.

А когда у него что-то не получается, он что-то не до понимает, не соображает, ну проще говоря – тупит, то родитель начинает беситься, психовать, а то и орать на него и срываться. Несколько вот таких выходок, и вы можете сказать прощай шахматной карьере своего чада.

На одном из турниров я наблюдал страшную картину. Одна мама после поражения ее сына в одной из партий, отвела его за угол и начала жестоко бить руками по голове. Еще до этого момента, я кстати видел, что у ребенка уже нарушена психика. Интересно, чего же добивалась эта женщина? Ужас…

Запомните раз и навсегда – нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы и делается это кучей различных способов, о которых мы с Жориком рассказали в видеокурсе.

Если вы все правильно будете делать и сумеете вызвать у ребенка желание играть и учиться, считайте, что, как я уже сказал в начале этой статьи, успех у вас в кармане на 80%…

Не давите на результат. У ребенка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Успех в шахматах возможен только на дистанции, на которой будут и поражения и победы.

Важно, чтобы у ребенка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.

Совет №4 — не переусердствовать

Вы это вы. Вы взрослый человек. Ребенок – это не взрослый человек и сидеть за доской и что-то там учить и заниматься по 2-3-4-5 часов или еще больше – это никуда не годится. Для ребенка это будет огромным стрессом, а тем более если ему вообще года 3,4,5.

Вообще вот вам что скажу. Профессиональные шахматисты могут терять за шахматную партию, которая длится по 5-7 часов до 2-х килограммов собственного веса. Вот такие вот дела. Вы представляете какая нагрузка?

Запомните – 30 минут – 1 час в день и не больше для детей до 5 лет. 1 час – 2 часа и не больше для детей до 7 лет. Дальше уже смотрите по состоянию.

Если он сильно хочет и просит, то еще ладно, и то лучше как-то перевести тему с шахмат на какую-то другую. А давай сходим в парк а?

Как только вы видите, что ребенок начал зевать, он устал и все в этом духе – прекращайте занятия. Не вздумайте давить и говорить «мудрые» вещи по типу, — «Сынок! Чтобы стать чемпионом – нужно тренироваться день и ночь, играть как Роберт Фишер по ночам, изучать дебюты, стратегии, только путем усердных тренировок ты станешь великим гроссмейстером» …

У ребенка до 6-7 лет еще плохо работают природные мужские инстинкты, по типу мужчина — это добытчик, он должен ставить цели и достигать их, он должен терпеть боль и не сдаваться чтобы не случилось… Он ни чего не поймет из ваших слов, поэтому чересчур не филосовствуйте, а то вдруг услышите что-то вроде этого:

Все это придет позже, а пока что ваша задача просто вызывать интерес и заниматься с ним.

Совет №5 – оберегите малыша от сладкого

В некоторых детских садах самому имениннику в день его рождения принято приносить всякие вкусняшки, чтобы как говорится, отметить это дело и угостить других деток.

Многие воспитатели чуть ли не умоляя просят родителей не приносить в детский садик сладкое. Конфеты, чупа чупсы, сахарные петушки и т.д. Почему? Потому что дети становятся неуправляемыми.

В группе начинается гул и хаос, истерики, драки, капризы и все в этом духе. Приносите пирожки, булки, но только не сладости…

Дело в том, что сахар вызывает повышенную активность у детей. На взрослых это не так заметно, а вот на детях оооочень. Они становятся менее усидчивыми, а ведь шахматы требуют все наоборот, усидчивости и концентрации.

От сладкого, детям как будто шило в одно место вставляют, и они не могут сидеть на месте. Сам замечал это не раз на своих детях. Порой дело доходило и до истерик. Как только огородишь от сладкого – святые дети. ))

Как минимум уже раза два наблюдал на турнирах, по которым мы ездили с Жориком, как родители подкладывали своим детишкам шоколадки на партию, мол давай кушай шоколадку, от нее мозги работают лучше.

Так мало того, что ребенок шелестит фольгой и всем мешает играть, так еще и начинает торопиться, делать зевки и раньше всех выходить из зала с грустным лицом. В общем может это конечно совпадение, но по моим наблюдениям шоколадные зайчики выходили из зала первыми и потом объяснялись родителям почему они так торопились ведь давалось по часу каждому на игру.

В принципе это все. Я надеюсь статья вам очень понравилась. Приобретайте наш с Жориком обучающий видеокурс, обучайтесь играть в шахматы сами и обучайте играть в них своих детей. Если у вас есть какие-то вопросы, задавайте в комментариях или через обратную связь. Чем сможем поможем.

Пока пока…

Источник: https://chessmatenok.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmaty/

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля. Обучение детей шахматам

Шахматная доска-поле боя или волшебный мир приключений. 

Ах, этот упоительный мир шахматных турниров. Где в воздухе витает сосредоточенность, то восхитительное место, где кажется,  сама мысль, концентрируясь, руководит игроками, передвигая фигуры на поле.

В 80-е года великие шахматисты не уступали по своей популярности известным актерам. В стране было, буквально, поголовное увлечение шахматами от мала до велика. Сегодня интерес к шахматам не менее велик.

 Ничего удивительного я в этом не нахожу, поскольку шахматы одна из немногих настольных игр, уходящая своими корнями в средневековый мудрейший мир востока, способствует развитию логического мышления, синхронизации левого и правого полушария головного мозга, внимания, памяти, воображения, словом практически всех психических процессов.

Уровень  развития психических процессов у ребенка  прямо пропорцеонален уровню его успеваемости в школе и при дальнейшем его обучении. Поэтому шахматы, как инструмент развития психических процессов у ребенка  рассматривается весьма положительно.

И если вы настроены научить ребенка играть в шахматы, то это весьма разумно с вашей стороны. Логично, тут же у вас возникнет вопрос,- как? Каким образом кроху научить такой сложной игре? Без паники, все решаемо. Ниже мы рассмотрим, каким образом ваше чадо может не в таком уж далеком будущем составить вам партию в шахматы. 

Содержание статьи

1. Не все возрасты одинаково полезны. 
2. Умеешь сам научи другого, не умеешь, обратись к тому, кто знает. 
3. Задачи обучения и их решения. 
4. Задача №1. Как пробудить интерес? 
5. Задача №2.

  Как помочь познать, но не запутать? 
6. Задача №3. Как научить ходить? 
7. Задача №4. Как объяснять правила игры? 
8. Если ребенку уже 10 лет, используем те же решения? 
9.

Видеоуроки по шахматам для начинающих
 

Не все возрасты одинаково полезны

Давайте начнем с малого, но главного. С какого возраста можно обучать ребенка шахматам? Не сочтите меня вульгарной, но мне на ум так и просятся слова одной героини фильм,- «В принципе, и зайца можно научить курить». 

Так я отвечу родителям, желающим обучать ребенка этой игре с двух лет (хотя, таких примеров множество и весьма успешных).

Здесь есть одно большое НО. Я вас просто прошу и умоляю, в погоне за, так называемым развитием ребенка со всех сторон и во что бы то ни стало, ради хвальбы перед знакомыми, компенсации своих нереализованных планов, не лишайте ребенка детства, этого мимолетного счастливого момента жизни. Пусть учится в простых, доступных его возрасту вещах.

Поверьте, в песочнице тоже много всего интересного,  ваши совместные выходы на природу и рассказы сказок на ночь, гораздо больше принесут пользы развитию вашего малыша, чем сложная, требующая больших умственных затрат игра. Решать, конечно, вам, но я посчитала нужным вам об этом сказать. 

10 лет — это оптимальный   возраст для начала обучения шахматам детей,  ребенок уже немного окреп и физически и психологически, в поле его интересов с успехом можно уже добавить шахматы.
5-6 лет — если вам уж сильно хочется, то можно попробовать, но тогда усилий с вашей стороны потребуется гораздо больше. 

Умеешь сам — научи другого, не умеешь — обратись к тому, кто знает 

Есть два варианта развития событий.

Если вы ребенка настроены обучать сами, то естественно, вы  должны уметь играть в шахматы.

А иначе, как можно научить другого тому, что не умеешь и не понимаешь сам, согласитесь — не логично.

Следовательно, если вы не умеете играть в шахматы — обратитесь в детские центры, где такие услуги предоставляют, но опять, если вы загорелись этой идеей, то и сами учитесь. Это же не одноразовая акция. 

Прошел курс обучения, и до свидания.  Зачем учили, куда деньги выкинули непонятно. Естественно, что любой приобретенный ребенком навык, необходимо закреплять, в том числе и умение играть в шахматы. Ну, разве не чудесно  провести вечер не у телевизора, а сразиться с ребенком в шахматы. Вы не находите? 

Так что, тем, кто пойдет  к специалистам мы говорим в этой статье до свидания с настойчивым пожеланием обучиться игре самим. А с играющими родителями ведем разговор дальше. Понятно, если вы умеете играть, то вам не нужно объяснять правила. Но, очень часто бывает такое, — могу, играю, а научить не знаю как.  

Так вот, мы постараемся дать вам решения к каждой из поставленных вами задач, при обучении ребенка игре в шахматы.

 

Задачи обучения и их решения  

Задача №1.  Как пробудить интерес? 

Решение: 

Здесь все зависит от вашей фантазии.  Я могу предложить следующий вариант. 

Ну, куда сегодня мы без мультиков, пригодятся они нам и здесь.  

Как бы, ненароком,  случайно включите ребенку мультик про шахматы, это могут быть «Фиксики», как вариант.  

Смотрите вместе,  иногда комментируя.  

После просмотра мультика, случайно вспомните, что где-то у вас есть настоящие шахматы, которые вам подарил ваш пра-пра дедушка, или бабушка, не принципиальный момент. Главное загадочности побольше. Достаете с дальней полки ваш «рояль в кустах» — шахматы. Хорошие большие, карманный вариант не подойдет. 

Вместе с ребенком откройте коробку и достаньте фигуры, делайте это таинственно, попросите малыша обращаться с ними аккуратно, поскольку шахматы это великое сокровище семьи, если обращаться  с ними небрежно, они могут обидеться и исчезнуть.  Расставьте их на доске, очень обзорно расскажите, что это за фигуры. Например: слуги, короли, кони, два враждующих войска, можете придумать им названия.

Это все не должно затянуться по времени и стать утомительным. Предложите ребенку все убрать под предлогом подготовки ко сну. 

Идеально, конечно на ночь рассказать малышу сказку про двух про шахматы (ваша фантазия должна работать по полной).  Дальше следите за реакцией ребенка. Если ему одновалентно, и он перебивает вас вопросами про то, когда вы ему разрешите поиграть в компьютерную игру, то не гоните коней и приостановите познание шахмат.

Дозированно вводите при нем ваши игры в шахматы с кем — либо, играйте при этом эмоционально и старайтесь, что бы ребенок непременно был рядом. Ничего не мотивирует детей лучше, чем яркий пример своих родителей! Если и это не работает, тогда отложите обучение на неопределенный срок. Возможно, ребенку необходимо повзрослеть. 

Если же малыш явно заинтересовался, то идем дальше. 

Задача №2  Как помочь познать, но не запутать! 

Решение:

Договоримся сразу,все ваши уроки не должны превышать максимум 30 минут, если видите, что интерес теряется, прекращайте занятия! 

 
Сохраняя всю ту же таинственность, что и при первом знакомстве, начните рассказывать ребенку о значении фигур. Причем, не надо консперации, давать им вымышленные имена. Называйте всех  сразу своими настоящими именами. Что бы потом в голове ребнка не возникла путаница.   Единственное, что вы можете использовать метод ассоциаций.  

Например: 

Король — потому что на голове корона и он один, в стране не может быть двух королей.  

Ферзь— пусть будет королевой, это, думаю, не будет великая ошибка, то-же одна, то -же в короне , главная помощница короля.  

Ладья– их двое, они мужественные, мощные офицеры, они  достойны защищать короля. 

Слон — то-же защитник короля, но более тайный, можно провести паралелль, что он весь закутан в одежду, только шапочка торчит, поэтому и тайный. 

Конь— ну тут все понятно (не промахнешься). 

Пешки– это солдаты, поэтому их много, поэтому они очень маленькие. 

Ну, вот как-то так. 

Пусть ребенок берет каждую фигуру в руки, повторяя ее название, старайтесь сразу, что бы каждая фигура становилась на свое место. 

В завершении занятия поиграйте с ребенком в игру «Угадай что пропало?»

Ребенок отворачивается, а вы убираете любую фигуру с доски, повернувшись,он должен назвать, что вы убрали. Потом поменяйтесь ролями.  В процессе обучения можете менять фигуры местами и просить ребенка оценить правильно ли расставлены они на доске.  

Думаю, с одного занятия малыш четко не запомнит название и расположение фигур. Сразу скажу, что вам необходимо настроится на длительны курс обучения (хотя,  каждый ребенок индивидуален, у кого- то быстрее пойдет, кому — то потребуется времени больше).  

При необходимости смотрите сами, занятие следует повторить еще раз.  

В любом случае каждое следующее начинать с закрепления материала предыдущего. 

Задача №3.  Как научить ходить? 

Решение:

Изучайте ходы поочередно с каждой фигурой, не месите все сразу.  

Сначала устройте прогулку пешкам. Солдаты идут в поход. Здесь вам пригодится миф «О живой доске». После того, как  вы объяснили ребенку, как ходит пешка, вместе с ним прогуляйтесь  несколько раз ими  по доске. Попросите малыша самому по очереди походить каждой пешкой.

Если он делает неправильно доска вдруг «оживает» и начинается «землятрясение» или она подает «сигнал тревоги» (здесь все за висит ваших артистических способностей). Детям это нравится, они смеются, исправляя свои ошибки. Согласитесь, что это лучше, чем ваши монотонные замечания: неправильно, так не ходят.

Этот прием вы можете применять и при начальной расстановке фигур, если ребенок ошибается, доска может реагировать бурно. 

И так, по очереди, шаг за шагом, вы объясняете, по каким «тропинкам» ходят фигуры. Здесь коней не гоните. Превращайте каждое занятие в путешествие по шахматной стране сказочных героев. Кстати, таинственность никто не отменял. Не забывайте извлекать и убирать шахматы очень бережно. Пусть это будет своеобразный ритуал начала и конца занятия. 

Задача №4.  Как объяснять правила игры? 

Решение 

Только после того, как ваш ребенок уверенно называет фигуры,  называет их место расположение, куда и как они могут передвигаться, вы можете начать объяснять правила игры. 

 
Не делайте это заумными словами.

Условно — две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна, которая захватит короля. Начинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял, как это происходит. Потом мотивируйте на успех вашего будущего гроссмейстера. 

И так, шаг за шагом, игру за игрой, ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране. 

Помните, никакого насилия!! Только живой интерес. Ребенок должен сам теребить вас достать шахматы  из тайного места. Игра может стать серьезной мотивацией — сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

Если ребенку уже 10 лет используем те же решения? 

Все эти решения описаны, конечно, для деток 5 -7 лет.
  
Они, конечно, подойдут и для 10 летнего ребенка, но в более конкретной форме.  

Здесь можно ставить четкие задачи ну, в общем, более по-взрослому. Хотя, десятилетние —   еще дети и так же любят играть. 

Самый лучший и оптимальный вариант обучения повзрослевших детей — это наглядный пример. Если в доме заведена традиция играть в шахматы, и ребенок привлекается, вначале в качестве зрителя, а потом и участника, процесс обучения будет очень органичным, как само собой разумеющееся. 

Когда я готовила эту статью, просто ради интереса, я спросила у своих взрослых сыновей, умеют ли   они  играть в шахматы (просто в нашей семье это был не принято). И, о боже, они оба умеют!!. На вопрос откуда – ответом было — прадед научил.

Дело в том, что на летние каникулы я отправляла детей к прадедушке. Игры в шахматы, лото  с соседями  у них во дворе были заведены. Дети были непременными участниками этих посиделок, было им тогда примерно от 7-12 лет.

Вот так легко и непринужденно и прошло их обучение.  

Периодически,  играя в шахматы,  ваш ребенок, в дальнейшем сможет легче осваивать точные науки. Станет ваш малыш великим шахматистом или нет, не так уж и важно, но то, что он научится самостоятельно мыслить, будет стремиться побеждать и при этом выигрывать, делать анализ ситуаций и принимать решение  – это совершенно точно. 

 
Поэтому, дорогие родители, садитесь на коня желания обучать, берите копье терпения и отправляйтесь не завоевывать, нет, а нести знания в  трепетный и трогательный мир вашего ребенка, самое главное делайте это с любовью и тогда у вас все получится!

Ниже видеоуроки по шахматам для начинающих

Источник: https://luckymummy.ru/604-kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmaty.html

Как научить ребенка с нуля играть в шахматы?

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым.

Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать.

Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.

А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество — больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам.

Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске.

В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными.

То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные — черными. Расцветка полей арены сражений чередуется.

Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» — партия заканчивается.

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях , другой – на черных.

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» — на одну клетку вбок и две вперед, либо две — вбок и одну вперед.

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.

Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так — король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.

Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.

Задача каждого игрока — атаковать короля партнера. Атакой фигурой вражеского короля, от которой тот может защититься, называется шахом. Атака, от которой защиты нет, называется мат. В этом случае партия заканчивается, шахматист проиграл.

ШахМат

  • Купите хороший учебник для детей по шахматам – например, В.Гришин «Малыши играют в шахматы», И.Сухин «Шахматы для самых маленьких», или любой другой самоучитель.
  • Решайте простые шахматные задачи во время уроков шахмат.
  • Сделайте обучение веселым – найдите или придумайте сказки про шахматы, рассказывайте их ребенку (например, удивительные приключения пешки).
  • Включите в занятие интересный мультфильм или видеоурок по шахматам.
  • Используйте творчество, чтобы заинтересовать ребенка шахматами – рисуйте шахматные картинки, лепите и вырезайте фигуры.
  • Чаще играйте с ребенком, либо пусть он сражается с другими начинающими шахматистами.
  • Делайте занятия шахматами интересными и познавательными для ребенка, и он непременно полюбит эту игру.

Далее смотрите несколько коротких обучающих уроков шахматам.

В первом уроке рассматриваются основные вопросы: как называются фигуры? как они ходят? и где располагаются?

Из следующего урока вы узнаете, что такое шах, мат и пат.

В следующем видео рассмотренно несколько интересных ходов в шахматах.

Источник: http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/kak-igrat-v-shahmaty-dlya-nachinayushchih/

Как взрослому человеку научиться играть в шахматы

Мое желание научиться играть в шахматы появилось именно после такой ситуации. Правда, сказать «умею» я смогла, а вот продолжить «но не хочу» не получилось. Пришлось играть.

Несколько оглушительных поражений после коротких партий дали понять: знания правил игры недостаточно, чтобы выиграть. Было ещё что-то, о чём знали только шахматисты.

То, что помогало им видеть доску под другим углом, словно заглядывать в будущее и разочарованно комментировать: «Ну что же ты наделала!». Захотелось узнать этот секрет, и я решила понять…

Как взрослый человек может научиться играть в шахматы

Для начала нужно было выяснить, можно ли научиться играть в шахматы самостоятельно: с помощью интернета, мобильных приложений или самоучителя. Тщательный опрос тех, кто уже умеет играть, показал: можно попробовать научиться играть самому, но лучше делать это с другом или преподавателем.

Однако первые шаги всё-таки можно и нужно сделать в одиночестве. Желательно:

  • найти или купить доску;
  • познакомиться с фигурами;
  • узнать правила игры.

После того как вы разберётесь с этим этапом, стоит искать преподавателя. Почему нельзя учиться играть самому? Ответ очень простой. Вы можете попробовать делать это самостоятельно, и у вас даже начнёт получаться.

Дело только в скорости обучения. То, до чего вы додумаетесь за несколько дней, учитель объяснит за час.

Более того, опытный игрок или преподаватель поможет увидеть на доске то, чего вы попросту не заметите из-за отсутствия опыта.

Как найти преподавателя

Записаться в шахматную школу или клуб

Единственная проблема, которая может у вас появиться, — это ограничение по возрасту. Но и её можно решить.

Когда я попыталась записаться в ближайшие шахматные школы, мне отказали из-за того, что на обучение берут только малышей. Зато вместо этого предложили прийти и попробовать договориться с преподавателем о частных уроках.

Даже если в вашем городе есть только одна шахматная школа, идите туда и попробуйте найти себе тренера.

Ещё есть шахматные клубы. Чаще всего в них играют люди постарше, объединённые большим желанием и страстью к игре. Это классный выбор для тех, кто любит шахматы, но не всегда хороший вариант для новичка.

Найти друга-шахматиста

Когда я попробовала сделать это, оказалось, что шахматисты состоят в неком подобии «Бойцовского клуба». Простой пост в социальных сетях показал: больше половины моих друзей играли или играют в шахматы. Просто никому об этом не говорят. Попробуйте расспросить своих друзей и вы. Уверена, вы будете удивлены.

Что же касается моего личного опыта, среди своих знакомых и друзей я нашла одного, который оказался кандидатом в мастера спорта по шахматам. Мы быстро договорились об уроках, и я ещё немного приблизилась к поставленной цели.

Нанять преподавателя

Не связываясь с организациями, школами, клубами и кружками, можно просто найти учителя для частных уроков.

Постарайтесь встретиться с ним лично до того, как вы договоритесь о первом уроке, чтобы убедиться: с этим человеком вы сможете учиться и не побоитесь переспрашивать у него по нескольку раз непонятные моменты.

Если почувствуете дискомфорт, стеснение, неловкость, попробуйте найти другого преподавателя.

«Любой, кто играет лучше вас, уже может научить. Вот только преподаватель не должен быть занудой. И тратиться на суперпрофессионалов сразу не стоит», — советует Владимир Хлепитько.

Peter Miller/Flickr.com

Что читать

Пока ваш тренер будет рассказывать, что такое дебют, миттельшпиль и эндшпиль, учить теории и практике шахмат, попутно демонстрируя искусство композиции, вам уже можно начинать помогать себе двигаться ещё быстрее. Например, с помощью книг. Литература сама по себе не научит играть, зато станет мощным подспорьем в этом нелёгком деле.

1. Для начинающих подойдут книги-самоучители и сборники задач. Например, «Сборник шахматных комбинаций» С. Д. Иващенко, «Учебник шахматной игры» Х. Р.

 Капабланки и «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха. Не стесняйтесь открывать книги для детей или с пометкой «Для тех, кто только начинает играть».

Ведь именно в них сложная система шахмат объясняется очень наглядно и понятно.

2. Когда разберётесь с введением и одновременно проведёте несколько плодотворных уроков со своим преподавателем, переходите к книгам по стратегии и тактике.

Разберитесь с каждым этапом игры в шахматы, благо о них написано очень много. Понять, какую именно книгу выбрать, довольно сложно, поэтому обязательно спросите совета у своего тренера.

Можно обратить внимание на эти труды:

3. Ищите вдохновение. Читайте не только учебники по шахматам, но и книги, связанные с этой великой игрой. Например, Владимир Хлепитько говорит, что ему нравится книга Гарри Каспарова «Шахматы как модель жизни».

Смотрите фильмы о шахматах и шахматистах, например:

  • «Бобби Фишер против всего мира» — о биографии американского чемпиона и его легендарном матче с Борисом Спасским.
  • «Защита Лужина» — фильм, в котором не стоит разглядывать шахматные доски в поисках интересных комбинаций, зато можно погрузиться в его неповторимую атмосферу.
  • «Шахматная горячка» — чёрно-белая советская комедия, конечно же, почти не о шахматах. Зато в кадре появляется сам Капабланка!

А ещё?

Конечно, игнорировать интернет-помощь не стоит. Пока вы тренируетесь в реальности, все остальные способы сделать уроки более результативными тоже годятся.

Играем онлайн

Если вам нравится сражаться с невидимым соперником или суперинтеллектом компьютера, отправляйтесь на специальные сайты или качайте приложения. Самый известный портал для игроков, конечно же, Chess.com. Что касается приложений, вот несколько неплохих вариантов:

Разработчик: Tord Romstad

Цена: Бесплатно

Разработчик: Pyrosphere, Lda

Цена: Бесплатно

Цена: Бесплатно

Смотрим видеоуроки

Чтение и постоянные тренировки — это неплохо. Но, если устанете от напряжённой работы, используйте более простой вариант обучения. Хорошие каналы ведутся на английском языке (хорошо, что язык шахмат международный и всем понятный), но есть и на русском.

  • The Chess Website — канал, объясняющий базовые и сложные вещи так, будто его смотрят только дети. В простой форме автор поясняет как первые ходы для новичков, так и сложнейшие партии чемпионов.
  • iChess.net — канал, который делает шахматы понятными, добавляет азарта и вдохновляет на новые свершения.
  • «ШахМатКанал» — канал, который специализируется на проведении видеотурниров между блогерами и всеми желающими, после чего детально анализирует ошибки и успехи игроков.

Скажу так: если очень сильно хочется, обязательно получится. Для меня попытка научиться играть в шахматы стала настоящим испытанием. Игра, мягко говоря, непростая. Но прекрасная. Поэтому, если вам действительно нравятся шахматы и вы готовы уделять этому немного времени каждый день или хотя бы каждую неделю, всё обязательно получится.

Источник: https://lifehacker.ru/play-chess/

Ссылка на основную публикацию