Воспитание ребенка до года

Воспитание детей от рождения до 1 года

Воспитание ребенка – ответственное мероприятие, которое начинается с самого рождения младенца. Первые привычки и личностные особенности формируются у крохи в период до года, хотя и на подсознательном уровне. Попробуем разобраться, что включает в себя воспитание ребенка от рождения до года, и как оно влияет на дальнейшее развитие малыша.

Основные моменты воспитания до года: 4 возрастных этапа

Психологи делят воспитание ребенка до года на четыре условных этапа. Каждый этап ограничен временными рамками – в него входят три определенных месяца жизни малыша. Это обусловлено тем, что на первом году жизни развитие происходит настолько быстро, что закладывать основы определенных навыков можно с раннего младенчества, которые уже в ближайшем будущем дадут положительный результат.

В таблице кратко показано, как формируется поэтапное воспитание в соответствии с возрастом ребенка.

Возраст ребенка (период)Ключевые воспитательные моментыКраткое описание периода
0-3 месяца Закладка основ общения, организация режима питания, развитие сенсорного восприятия Новорожденный ребенок нуждается в материнском внимании и ласке. Важно общаться с малышом с первых дней жизни: разговаривать, петь, читать потешки. Постепенно формировать четкий режим дня, чтобы внутренние часы ребенка привыкали к пробуждению, кормлению, сну, гигиене в определенное время суток.
3-6 месяцев Подготовка к будущей речи, развитие зрительного и тактильного восприятия, активное знакомство с окружающим миром Второй этап включает в себя все то, что начало развиваться на первом: общение, режим дня, легкая гимнастика (подготовка к сидению и ползанию). В этот период ребенку важно как можно чаще слышать речь. В ассортименте игрушек должны присутствовать разные материалы: мягкие, шуршащие, звонкие, резиновые, с массажными элементами для мелкой моторики.
6-9 месяцев Физическая подготовка, прививание полезных привычек в игровой деятельности (мытье рук, знакомство с горшком) Укрепление мышц, хождение у опоры и с поддержкой родителей – в приоритете на данном этапе развития. В возрасте 7-9 месяцев ребенка нужно знакомить с понятиями “можно”, “нельзя”, “правильно”, важна похвала и внимание. Продолжается развитие речевых навыков разговорами, проговариваниями новых слов, демонстрирование ребенку разной интонации в общении.
9-12 месяцев Развитие памяти, речи, внимания, физическое воспитание, формирование доброжелательного отношения к людям и животным и окружающему миру В четвертом этапе важен контакт ребенка с близкими родными: прогулки, чтение, “пальчиковые” игры стимулируют речь и учат правильно вести себя в окружении. На собственном примере нужно показывать бережность и заботу к растениям, домашним животным, а также к книгам и игрушкам.

Популярные методики воспитания ребенка до года

Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли “сами по себе”.

Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:

  • метод Монтессори;
  • воспитание по Глену Доману;
  • Вальдорфская методика.

Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.

Всестороннее воспитание – методика Монтессори

Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила – детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. “Детей учит то, что их окружает” – пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.

Подробнее о методике на видео:

Развитие по карточкам – методика Глена Домана

Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок.

За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно.

Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с “головы до пят”, включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.

Воспитание через подражание – Вальдорфская школа

У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями – вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра – сенсорика и работа с природными материалами.

Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр. Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой “зубрежки”.

Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность.

Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей

Каждый родитель хочет научиться:

  • понимать своего ребенка;
  • быть с ним терпеливым;
  • не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.

Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой “кризис” и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.

Перед вами рейтинг изданий, которые после прочтения помогут вам взглянуть на воспитание своего ребенка по-новому.

” Общаться с ребенком. Как?” – Юлия Гиппенрейтер

Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или “с характером”.

Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания.

Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.

” Растет дочка, растет сын” – Ирина Ханхасаева

Автор книги (к слову, мама четверых детей) помогает решить родителям такие простые, но важные вопросы о воспитании ребенка с первых дней жизни. О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду – все эти темы раскрыты в издании И.Ханхасаевой.

” Когда ваш ребенок сводит вас с ума” – Эда Ле Шан

Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым.

Автор предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны, а точнее – разобраться в себе, вернувшись в воспоминания собственного детства.

Книга поможет мамам избежать желания сделать “шлепок”, поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.

” После трёх уже поздно” – Ибуки Мосару

Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой.

Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай – способности), окружив ребенка правильной средой развития.

Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все “на лету”, новые знания усваиваются очень быстро. Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.

“Мы и наши дети” – Борис и Елена Никитины

В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства.

Главная идея издания в том, что не стоит “перегибать палку” в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной.

На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.

Также кроме списка книг хотим поделиться с вами опытом молодой мамы, которая рассказывает о занятиях, играх и развитии детей до годика:

Пять ключевых моментов в воспитании детей для родителей

Подытожив статью, выделим моменты, которые в процессе воспитания имеют крайне большое значение:

  1. Систематичность – если вы решили придерживаться одну из методик воспитания, то её методы должны быть использованы в практике ежедневно. Один раз ничего не изменит, для кардинальных перемен важна последовательность и регулярность занятий.
  2. Заинтересованность обоих родителей – если в формировании правильного воспитания задействованы и мама, и папа, то результаты не заставят себя долго ждать. Настрой семьи и её идейные принципы лежат в основе любого воспитания.
  3. Незыблемость режима – режим приучает с младенчества кроху к систематичности, а также позволяет маме выделить несколько свободных часов для себя.
  4. Психологическое состояние мамы – воспитать спокойного, послушного ребенка с устойчивой психикой можно только на собственном примере.
  5. Самостоятельность – ребенку важно с самого рождения давать возможность побыть наедине с самим собой. Время, которое малыш провел один в игре, в рисовании или любом другом занятии по собственной инициативе, воспитывает в нём чувство личной ответственности и самодисциплину.

Какими бы рекомендациями не воспользовались родители, итог один – семья решает самостоятельно, что подходит для их ребенка. Никто не знает малыша лучше, чем его родные мама и папа. Воспитание крохи должно быть основано, прежде всего, на знаниях о нём самом.

(10

Источник: https://rebenokmama.ru/vospitanie-detej-do-goda/

Воспитание ребенка до года, ребенок до года воспитание

Как ни странно бы это звучало, но воспитывать ребенка нужно еще с пеленок. На первом году жизни закладываются основные элементы хорошего поведения.

За первые 12 месяцев, у малыша формируются навыки аккуратности, основные формы морального и эстетического воспитания. Формируются как хорошие, так и плохие привычки. Начинает свое развитие эмоциональная среда.

Ребенок учится гигиене. Также малыш учится культуре общения и деятельности.

Вот сколько полезных умений и навыков, формирует малыш за первый год своей жизни!!! Главная задача родителей развить у ребенка как можно больше положительных качеств и по возможности, случайно, не активировать http://neonatus.info/vrednye-privychki.php. Воспитание ребенка первого года жизни можно разделить на четыре этапа:

  1. Воспитание до 3 месяцев;
  2. Воспитание до 6 месяцев;
  3. Воспитание до 9 месяцев;
  4. Воспитание до года.

Первый этап, включает в себя формирование у малыша положительных привычек, и предупреждение появления вредных привычек. За первые три месяца ребенок должен научиться:

  • Спокойно засыпать на улице без пустышки;
  • Желательно, чтоб ребенок засыпал без укачивания;
  • Малыш должен какое-то время проводить в кроватке, самостоятельно себя развлекая;
  • Ребенок должен протестовать и каким-то образом показывать маме, что пора поменять подгузник;
  • Предупреждайте сосание пальцев;
  • Ориентироваться в пространстве с помощью звуков и зрения.

Что требуется от родителей? Мама, обязательно должна вовремя менять подгузник ребенку. И следить за его чистотой.

Если Вы пользуйтесь одноразовыми подгузниками, то их замена должна проводиться каждые три часа. А также каждый раз, когда малыш покакал.

Ребенка нужно хорошенько мыть, чтоб его нежная кожа не раздражалась остатками фекалий или мочи. Пользуйтесь кремом, который предназначен под памперс.

Чтобы формировать у ребенка культуру гигиены, каждое утро должно начинаться не только с радостной улыбки, но и с процедур http://neonatus.info/. Необходимо после сна, сразу же менять подгузник, мыть попку и ручки. Обязательно умывать личико малыша.

Все эти ежедневные процедуры, будут формировать у Вашего малыша любовь к чистоте.За первые три месяца, малыш должен научиться, уверенно держать головку, издавать какие-то другие звуки, кроме плача.

Что требуется от родителей? Малыша обязательно нужно выкладывать на животик, даже если это ему не нравится. Ребенок должен поднимать головку лежа на животике. С каждым разом у него это будет получаться все лучше и лучше.

Со временем даже малыш, который совсем не любил лежать на животике, будет все время проводить только на нем. В таком положении тренируются мышцы шеи и спины.

Для того, чтоб ребенок издавал много разных звуков, с ним надо играть. Рассказывать малышу сказки, петь песенки и потешки. Вы должны как можно больше рассказывать своему малышу. Неважно что. Вы одеваете ребенка? Расскажите ему, что сейчас мы будем одеваться, сначала штанишки, потом кофточку и идем гулять.

Комментируйте все свои действия. Беседуя с малышом, улыбайтесь. Благодаря такому не хитрому общению, Вы заложите у малыша культуру общения.

Второй этап – воспитание ребенка до 6 месяцев. В периоде от 3 до 6 месяцев, ребенок дальше совершенствует сенсорное развитие.

На этом этапе нужно подготавливать ребенка в будущей речи.

Для того, чтоб ребенок учился издавать разные звуки – гуление, пищание, лепетание, нужно как можно чаще включать ему музыку. Музыку можно включать классическую, детскую, красивые песни современной эстрады. Родители должны обращать внимание ребенка на новые звуки. Звуки не только песен.

Читайте также:  Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога

Обращайте внимание ребенка на то, как шумит кран, как пищит птичка, как шелестят листики. Малыш должен с Вашей помощью как можно больше узнать окружающий мир. Умственное воспитание малыша в этом возрасте должно в себя включать, в первую очередь, общение со взрослыми. Мама должна играть с ребенком.

Игры должны быть направлены на развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия.

Играйте с малышом только в период активного бодрствования, когда ребенок отдохнувший и сытый. Иначе игры не принесут нужной пользы, а если малыш будет все время плакать, то такие игры приносят только вред. В этом возрасте у ребенка закладываются элементы нравственного и эстетического воспитания.

Для того, чтобы у ребенка крепко были заложены такие важные элементы воспитания, у него должно быть достаточное общение с взрослыми. В этом возрасте ребенок очень остро требует общения. Благодаря играм с взрослыми, ребенок получает удовольствие, он улыбается, смеется.

На основе радости, которую испытывает малыш при общении с Вами, и закладывается элементы нравственного и эстетического воспитания.

Третий этап – воспитание малышей до 9 месяцев. В периоде между 6 и 9 месяцев, ребенок становится очень активным. Малыш начинает ползать, садиться, вставать в кроватке, некоторые детки начинают ходить. Поэтому самым важным моментом в этом возрастном периоде, является правильное физическое развитие ребенка.

В этом возрасте, ребенка уже можно понемногу приучать к горшочку. Садите ребенка на горшок после сна, перед и после прогулки, после кормления. Уже через несколько дней, малыш поймет, зачем его сажают на горшочек и будет знать, что нужно ему делать.

С 7 месяцев, нужно учить малыша мыть руки перед едой. Для этого, мама должна вместе с малышом подходить к умывальнику, включать водичку и разрешать малышу самому ставить ручки под струю водички. Так, Вы приучайте малыша к чистоплотности.

Со временем, у малыша выработается четкая привычка, что перед едой нужно вымыть руки.

После начала прикорма, обязательно используйте нагрудники для кормления. Одевая, каждый раз перед кормлением нагрудничек, Вы выработаете у ребенка своеобразный ритуал кормления.

Если Вы хотите, чтоб Ваш малыш был аккуратным, уже с этого возраста следите за тем, чтоб он все время был в чистой одежде. Если малыш запачкался, сразу же смените ему одежду на чистенькую. При этом расскажите малышу, зачем Вы это делаете.

«Мы немножко запачкались, и чтоб не ходить грязным, мы переоденемся, и у нас будет самый красивый и аккуратный малыш».

На заметку родителям: после того, как малыш научится ползать и вставать в кроватке, не стоит одевать на него ползунки. Несмотря на свое название, ползунки для ползания очень неудобные, ребенку некомфортно в них перемещаться, так как они стесняют движения. Лучше отдать предпочтение штанишкам или колготкам.

В этом возрасте начинайте учить ребенка делать ладушки, ладушки. Показывать ручками колокольчик, сжимать и разжимать пальчики. При этом комментируйте его движении. Придумайте песенку, под которую ребенок с удовольствие будет показывать свои достижения. С 8 месяцев, самое время учить малыша, чтоб он показывал, где носик, глазки, ушки, зубки и т.п.

Сначала ребенок будет все показывать на Вас, игрушках, а только потом на себе.

С 8 месяцев, учите ребенка «правильно» играть с игрушками. Т.е. малыш должен понимать, что машинку и мячик можно катать. Что юлу можно привести в движение нажатием на рычаг. Что пианино издает звук, при нажатии на клавишу. Ребенок не сразу разберется, что к чему.

Мама должна терпеливо показывать своему крохе, как играть с той или иной игрушкой. Со временем, малыш все запомнит. В этом возрасте, ребенка уже можно учить слову «нельзя». Если ребенок Вас больно ударил по лицу играя, возьмите его ручку и скажите: «Так делать нельзя, мне больно».

Обязательно поясняйте ребенку, почему так делать нельзя. Иначе он вообще не будет реагировать на это неприятное слово.

Четвертый этап – воспитание детей до года. На этом этапе продолжает свое развитие физическое состояние ребенка, развивается речь.

На данном этапе жизни малыша, родители должны помогать малышу, постепенно начать ходить самостоятельно. Для этого, как можно больше ходите с ребенком сначала за обе ручки, а потом за одну. Поощряйте стремление малыша встать везде, где только ему захочется.

Нельзя запрещать ребенку вставать, иначе у него сложится впечатление, что ходить это плохо. Одним из элементов умственного воспитания, является учеба ребенка приводить предмет в действие. Малыш, по словам родителя должен научиться, катать машинку или мячик, брать и кушать яблочко или печенье, стучать палочкой по барабану и т.п.

Очень полезно на данном этапе развития показывать ребенку кукольные представления. Будет просто замечательно, если Вы сможете устроить ребенку кукольный театр. Такие представления развивают у ребенка внимание, память, речь, мышление.

В этом возрасте нужно показывать малышу предметы разных форм, размеров, цвету и текстур и учить малыша соотносить предметы по их одинаковым признакам. Например: сортировать шарики с шариками, кубики с кубиками. Или находить все деревянные предметы и все пластмассовые. Показывать малышу, что мячик можно катать.

А из кубиков получается замечательная башня, которую потом можно поломать. Показывайте ребенку, как собирать пирамидку, как играть с юлой, как открыть матрешку. Вот малыш удивится, когда в матрешке увидит такую же куклу.

Главная задача родителей, расширять кругозор их ребенка. Не забывайте в этом возрасте и про музыкальные занятия. Они должны сопровождаться словесными песнями. Это будет способствовать развитию речи ребенка. Если хотите, чтоб Ваш кроха стал говорить как можно раньше, уделяйте особое внимание пальчиковым играм.

Нравственное и эстетическое воспитание на данном этапе развития включает в себя развитие доброго отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, деткам, животным. Нужно учить малыша бережно относиться к игрушкам. Хвалите малыша, когда он что-то делает правильно и хорошо.

С восторгом воспринимайте каждое его достижение, даже самое маленькое.

Если ребенок что-то делает плохо, сделал больно Вам или другому малышу. Обязательно пресекайте это. Строгим голосом говорите ему «нельзя», потому что больно. Или назовите другую причину, по которой Вы вводите запрет. Говоря нельзя голос должен быть строгим, лицо серьезное.

Не улыбайтесь и не спускайте на тормоза запрет. Ребенок по интонации поймет, что он сделал что-то не правильно. Не забывайте, главным примером поведения, является взрослый, которому малыш подражает.

Если ребенок постоянно Вас бьет, пересмотрите свое поведение с мужем, возможно, он берет пример именно с Вас.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/67970457-48935456/

Воспитание ребенка до года

Существует ли воспитание ребенка до года? Многие мамы и бабушки  отмахнутся и скажут — какое там воспитание, ел бы хорошо да в весе прибавлял, вот вам и все воспитание.<\p>

Незнание «основ детской психики», непонимание как формируется нервная система ребенка и его дальнейшее развитие впоследствии могут привести к сбоям в процессе роста и развития малыша.

Неумение и непонимание потребностей  ребенка до года также могут существенно осложнить его дальнее благополучие.

Что же хочет малыш? На что маме стоит обратить внимание, воспитывая ребенка до года?

Воспитание ребенка до года — как оно связано со взрослой уверенностью в себе?

Появившись на свет, малыш, пройдя адаптацию, привыкнув к температурную режиму, смене обстановки и т.д. начинает активно изучать окружающий мир.

Сделать это без помощи мамы он не может, мама для малыша является «всем миром», зеркалом — через маму малыш видит себя — если мама смотрит на малыша любящими глазами, готова  рассказать и показать все вокруг — малыш понимает — все в порядке, я в безопасности, я нужен, можно смело двигаться вперед, изучать этот  мир.

Во взрослой  жизни такой человек уверен в себе и в своих силах.

Если мама уставшая, ей никто не помогает, она не высыпается, ей трудно воспитывать ребенка до года.

Она, безусловно, будет его кормить, купать, гулять с ним, но в ее глазах будет усталость, и она будет думать — когда же закончится этот день.

Считывать в таком состоянии потребности малыша очень сложно и малыш  чувствует — то, что мне интересно — это не важно, во взрослой жизни такие люди неуверенны в себе, с трудом пробуют в своей жизни что-то новое.

Получается главное в воспитании ребенка до года — отдохнувшая мама, которая может удовлетворить потребности малыша.

Потребности ребенка до года

Самая главная потребность малыша первого года — общение со взрослыми людьми.

Воспитание ребенка до года — это прежде всего качественное общение мамы и малыша, чем больше мама будет разговаривать с малышом, рассказывать о том, что происходит вокруг — тем лучше малыш будет развиваться в дальнейшей жизни.

Комментируйте все свои действия, рассказывайте  малышу обо всем, что Вас окружает, это намного лучше, чем молча автоматически делать ежедневные  дела.

Как еще воспитывать ребенка до года

Чем активнее малыш,чем любознательнее — тем быстрее и интереснее он развивается.

Возможности  детского мозга безграничны, поэтому насколько интересной Вы сделаете окружающую среду, настолько малышу будет комфортно в ней.  <\p>

Как обустроена детская малыша? Какие игрушки его окружают? На что он смотрит? Чем играет?

Скучно просто лежать в кроватке, можно придумать, что подвесить к люстре (какой-нибудь блестящий предмет) — малыш будет наблюдать за ним.

Или возле кроватки повесить картины, он с удовольствием будет их разглядывать.

Воспитывая ребенка до года, заботясь об его окружающей среде, главное — не перестараться.

Слишком много стимулов — тоже плохо. Пусть  у ребенка  будет несколько погремушек, несколько картин, которые через время можно менять.  Перестимуляция также вредна в воспитании ребенка до года, как и недостимуляция.

Игры в воспитании ребенка до года

Дети очень любят слушать потешки, рассказывайте их с интонацией, комментируя свои действия — более благодарного слушателя Вы не найдете.

Главное, играя с потешками, делать это от души, а не потому что «так надо».

Маленькие дети очень чувствительны и если Вам это неинтересно, то и малыш не проявит никакого любопытства к народному фольклoру.

Месяцев с 7-8 дети очень любят играть в «ку-ку», накройте малыша платочком, комментируя — а где мой малыш? А вот мой малыш? После этого Вы можете сами спрятаться опять же комментируя — а где мама? А вот мама…

Что самое главное в воспитании ребенка до года

В начале статьи я писала, что мама является для ребенка до года «всем миром, вселенной» через которую он познает окружающий мир.

Поэтому самое главное в воспитании ребенка до года — это отношения, которые складываются между мамой и малышом, способность мамы слышать, что на самом деле сейчас хочет малыш — почему он кричит — он голодный, или может быть ему скучно и он требует новых впечатлений, или просто хочет, чтобы мама взяла его на ручки?

Если мама «читает» и отвечает на потребности малыша — я могу с уверенностью сказать, что в воспитании ребенка до года мама настоящий профи!

Более подробно о воспитании ребенка до года Вы можете прочитать в книге «Воспитание ребенка до года. Первый год жизни —  самый важный?»

Источник: http://mamafresh.ru/vospitanie-rebenka-do-goda/

Воспитание ребенка до года

Обычно родители начинают задумываться о том как вести себя с ребенком только где-то после того как ребенку исполнится год – полтора.

До того как ребенку исполнится полтора — два года, мамы и папы чаще всего озабочены тем, как пеленать, как высаживать, как купать ребенка. И только когда чадо начинает устраивать скандалы по поводу того, что не хочет гулять, одеваться или кушать; не дает родителям ничего делать, вечно ходит за мамой и хнычет, когда она не занята игрой или развлечением ребенка, вот тогда что-то меняется.

Родители начинают читать книги по воспитанию, узнают, что делать со скандалящим ребенком, как без ссор и истерик покушать и погулять итд. Все что проявляется в 2-3 года, начинает формироваться раньше — с рождения. Именно воспитание ребенка до года, определяет его поведение в будущем.

Так же было и в нашей семье с первым ребенком.

Читайте также:  Наказывать ребенка или нет

Я не задумывалась о воспитании ребенка до года, и даже казалось смешно – какое может быть воспитание, ведь малыш так мал, ему и надо что только кушать, спать, быть с мамой.

Бабушкины слова, начиная от советов допаивать водичкой, заканчивая вздохами «ох, избалуешь ты его, будет вечно висеть на руках» не воспринимались нами. Ведь нам-то сейчас известно что «любовью не испортишь»!

И вот сейчас, когда у меня появился второй ребенок, а я перечитала массу литературы по воспитанию до года и не только, пообщалась с консультантом по уходу и грудному вскармливанию, я начала понимать что подразумевается под воспитанием для детей до года.

Поняла, что имеют в виду бабушки говоря «воспитывать надо пока лежит поперек лавки, когда вдоль ляжет, поздно будет».

Кстати сказать, ширина лавки была 55-60 см, то есть воспитывать предлагалось с самого рождения! Я уже писала о воспитании и развитии и правильном уходе за новорожденным.

Во-первых, для меня, наконец, стал ясен смысл фразы «ребенок при маме, а не мама при ребенке». Не смотря на то, что я слышала раньше ее много раз, я не могла понять истинно смысла.

Будучи взрослым состоявшимся человеком, именно мама ведет ребенка по жизни, она имеет свои дела, обязанности интересы, она знает, как ухаживать за ребенком, она не выпадает из жизни и не посвящает себя ему, а продолжает полнокровно жить вместе с ребенком. Пожалуй это и есть самое главное в воспитании ребенка первого года жизни. А не время введения прикорма, количество прогулок или высаживание, как думают многие.

И уж точно не умение ребенка читать и считать до года. Вообще ребенок может легко научится читать в 3-4 года, если все остальные моменты в воспитании были налажены до года. Кстати, вот как я считаю правильно учить ребенка читать.

В наше время это достаточно тяжело осуществить, так как часто маме предоставляют отпуск по уходу за ребенком, и молодая женщина оказывается за бортом. Ей нечего делать, кроме как ухаживать за малышом, и она полностью отдает свое время ему, считая, что теперь это и есть ее работа.

И постепенно становится ребенку нянькой, она находится при нем и эту тенденцию очень тяжело переломить. Бывает и другой путь, когда мама сразу же выходит на работу и ребенок не дополучает внимания и любви (и опять находится не при маме, а с няней или бабушкой, в роли няни), а мама постоянно томится от чувства вины.

Я долго обдумывала все это, пытаясь понять как лучше. Сейчас я бы посоветовала всем молодым мамам найти для себя хорошее интересное хобби, которому можно бы было посвящать много времени, которое будет давать подпитку творческому потенциалу и «согревать душу».

Это даже может быть дело очень схожее с вашей работой (если вы нашли себя в своей работе), но хорошо если бы вы делали ее, не задумываясь о финансовой стороне вопроса.

Например, я программист и в свободное время, мне нравится поковыряться и изучить новые технологии, но все же, я считаю, что еще лучше, если это будет что-то что можно делать руками – шить, вязать, плести из бисера, бумаги, валять шерсть.

Ручную работу я считаю важной потому что, взрослея, ребенок начинает мыслить сначала предметно и только потом абстрактно. Ему интересно смотреть, трогать, щупать все вокруг и ваша предметная деятельность будет стимулировать его развитие.

Важные мелочи в воспитание ребенка до года:

Кроме общей линии поведения, есть и много «важных мелочей». Одной из таких является уверенность мамы, что с ее ребенком все хорошо, что он здоров.

Если мама нервничает по поводу любого крика и вздоха малыша, озабочено смотрит на него и так же озабочено говорит, малыш тоже будет нервничать, невольно поддаваясь программе «со мной что-то не так, я болен, я не такой как надо».

Когда родился Марк, у меня тоже были моменты, когда я не могла понять, почему он кричит и нервничает, я начинала беспокоиться, озабочено смотрела на малыша, пытаясь то сменить пеленку, то надеть другую распашонку, то приложить к груди, то поносить столбиком. Мне казалось, что я должна отгадать, что он хочет, и как только я отгадаю, все пойдет как надо.

Каково же было мое удивление, когда я отказалась от этой мысли и перестала суетиться, я просто брала малыша на руки и говорила уверенным тоном «Марк, у тебя все хорошо, ты сыт и рядом с мамой». К моему удивлению такая установка работала гораздо успешнее, чем суета и попытка хоть что-то сделать. Итак, в воспитании ребенка первого года жизни важна уверенность!

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем. С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. Сразу хочу сказать, что на сегодня я уверена, что при возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту.

А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

Кроме правильного прикладывания к груди, важно помнить, что именно мама должна научить ребенка обращаться с грудью. Именно мама решает, в какой позе кормить ребенка и какой грудью. Мама определяет допустимое поведение, например, разрешать ли ребенку трогать другую грудь во время кормления или кормиться не лежа, а сидя.

В воспитании, особенно в воспитании ребенка с рождения и до года, особенно важна линия поведения: мама главная, есть вещи, которые решает мама, опираясь на желания малыша. Например, в какой позе кормить ребенка.

Если прикладываем ребенка к груди ночью, то хорошо кормить лежа (и спать заодно). И даже если ребенку нравится кушать грудь, когда мама сидит, он должен принять тот факт что мама сейчас будет кормить его лежа. То же самое и с холдингом (ношение на руках).

Если маме удобно в данный момент взять ребенка в позу колыбельки, то «воспитанный малыш» не будет тут же начинать кричать и требовать чтобы его носили только столбиком. Как бы то ни было, у ребенка есть потребность быть рядом с мамой.

А вот уже «как быть рядом», в какой позе — лежа, столбиком и т.д. – определяет мама.

У ребенка есть потребность быть рядом с мамой, какое-то время он может проводить на ручках, но какое-то время может спать один или просто лежать на коврике где-то рядом.

Начиная с 3 месяцев такие откладывания, во время бодрствования становятся необходимы малышу. Таким образом, у него есть возможность развивать свои моторные навыки, учиться переворачиваться и ползать.

Я считаю, что лучше класть ребенка на спину, и класть где-то с боку игрушку или интересную вещь.

Если же подвесить что-то сверху (как это сделано, например, у развивающих ковриков), то необходимости переворачиваться и ползти не возникнет и ребенок так и будет лежать и глазеть вверх.

Бывает, что ребенок бурно протестует против откладывания.

Я не думаю что ребенка можно «разбаловать» ношением на руках, я просто знаю, что у мамы могут возникнуть дела, которые невозможно выполнить, держа ребенка на руках (помыться, перевернуть горячие котлеты или достать хлеб из хлебопечки).

Даже если вы используете слинг (я писала о том, что лучше слинг или коляска), вы все равно не сможете помыться в нем вместе с ребенком. Поэтому «воспитанный малыш» не будет возражать, если после нескольких часов пребывания на ручках, он 10 минут проведет на коврике.

Надеюсь что такие нехитрые советы, помогут начинающим мамам с правильным определением линии поведения и в воспитании деток на первом году жизни.

Другие статьи о воспитании.

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Источник: http://ideas4parents.ru/vospitanie-2/vospitanie-rebenka-do-goda.html

Воспитание ребенка от 0 до 2 лет — Психологос

Младенческий период длится от рождения до года. Что воспитывать в это время?

Нужно приучать ребенка правильно пользоваться родителями.

Ситуация: Кристоф, 8 месяцев, полностью на грудном вскармливании. Недавно у него выросли первые зубки. Вдруг он начал больно кусать маму за грудь. Задача — Кристофа нужно научить правилу: «во время кормления нужно быть осторожным с зубками».

Его мама применяет тайм-аут: со словами «Это было очень больно!» она кладет его на игровой коврик. И отворачивается на одну или две минуты, не обращая внимания на плачущего Кристофа. По окончании этого времени она берет его и говорит: «Мы попробуем еще раз, но будь осторожен с зубками!» Теперь Кристоф пьет аккуратно.

Если он укусит еще раз, мама опять сразу же положит его на коврик и оставит без внимания, и ждет 1-2 минуты, чтобы снова приложить к груди.

Еще один пример:

  • Историю Пауля, 8 месяцев, вы уже знаете из первой главы. Он был всегда крайне недоволен, плакал по нескольку часов в день, несмотря на то, что мама постоянно развлекала его новыми аттракционами, которые помогали лишь на короткое время.

Я быстро договорилась с родителями, что Паулю необходимо выучить одно новое правило: «Я должен каждый день в одно и то же время развлекать себя сам. Мама в это время занимается своими делами». Как он мог его выучить? Ему еще небыло года. Невозможно просто отвести его в комнату и сказать: «Теперь играй один».

После завтрака, как правило, у него было самое хорошее настроение. Поэтому мама решила выбрать это время для уборки на кухне. Посадив Пауля на пол и дав ему несколько кухонных принадлежностей, она присела и глядя на него сказала: «Теперь мне нужно убраться на кухне». Следующие 10 минут она занималась домашней работой. Пауль хотя и был поблизости, но не находился в центре внимания.

Как и ожидалось, через несколько минут кухонная утварь была закинута в угол, а Пауль с рыданиями вис на маминых ногах и просился на руки. Он привык, что все его желания сразу исполнялись. И тут произошло то, на что он совсем не рассчитывал.

Мама взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне». Пауль, конечно, возмутился. Он повысил громкость ора и пополз к маминым ногам. Мама повторила все то же самое: взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне, малыш.

После этого я снова буду с тобой играть» (заезженная пластинка).

Все это повторилось еще раз.

В следующий раз, как было оговорено, она пошла чуть дальше. Она посадила Пауля в манеж, стоящий в пределах видимости. Мама продолжила уборку, несмотря на то, что его вопли сводили с ума.

Каждые 2-3 минуты она поворачивалась к нему и говорила: «Сначала мне нужно убраться на кухне, потом я снова смогу с тобой играть». Через 10 минут все ее внимание снова принадлежало Паулю.

Она была рада и горда тем, что выдержала, хотя из уборки практически ничего не вышло.

Так она поступала и в последующие дни. Каждый раз она заранее планировала чем она будет заниматься – убираться, читать газету или завтракать до конца, постепенно доводя время до 30 минут. На третий день Пауль уже не плакал. Он сидел в манеже и игрался.

Потом уже она не видела необходимости в манеже, если только ребенок не висел на ней так, что невозможно было двигаться. Пауль постепенно привык, что в это время он не является центром внимания и ничего не добьется криком. И самостоятельно решил все чаще играть в одиночестве, вместо того, чтобы просто сидеть и орать.

Для них обоих это достижение было очень полезным, поэтому точно так же ввела еще полчаса свободного времени для себя во второй половине дня.

Читайте также:  Как разрушается характер

От года до двух лет

Многие дети, стоит им только закричать, сразу получают то, что хотят. Родители желают им только хорошего. Они хотят, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Всегда комфортно. К сожалению, этот метод не работает. Наоборот: такие дети – как Пауль – всегда недовольны. Они много плачут, потому что выучили: «Криком добывается внимание».

С самого раннего детства они зависимы от родителей, поэтому не могут развить и осознать свои собственные способности и склонности. А без этого не получается найти себе занятия по душе. Они так и не понимают, что у родителей тоже есть потребности.

Тайм-аут в одной комнате с мамой или папой является тут возможным решением проблемы: ребенок не наказан, остается рядом с родителем, но тем не менее не получает желаемого.

  • Даже если ребенок еще очень мал, применяйте «Я-послания» во время «Тайм-аута»: «Я должна убраться» «Я хочу доесть мой завтрак» «Я должна позвонить». Слишком рано для них быть не может. Ребенок видит ваши потребности и одновременно вы лишаетесь возможности отругать или упрекнуть малыша.

Последний пример:

  • Помните Патрика, «ужас всей группы»? Двухлетка кусается, дерется, вырывает игрушки и бросается ими. Каждый раз мама подходит и ругает его. Почти каждый раз она обещает: «Если ты сделаешь это еще раз, мы пойдем домой». Но никогда не выполняет.

​​​​​​​Как можно тут поступить? Если Патрик сделал больно другому ребенку, можно сделать короткое «заявление». Встать на колени (присесть), глядя прямо на него и держа его руки в своих сказать: «Стоп! Прекрати сейчас же!» Можно отвести его в другой угол комнаты, и не обращая на Пауля никакого внимания, утешать «жертву».

Если Патрик еще раз кого нибудь укусит или ударит, нужно сразу же действовать.​Поскольку он еще мал и выслать из комнаты его одного нельзя, мама должна покинуть группу вместе с ним. Во время тайм-аута она хотя и находится рядом, но не обращает на него особого внимания. Если он плачет, можно сказать: «Если ты успокоишься, мы снова сможем зайти».

Тем самым она подчеркивает позитивное. Если плач не прекращается, они оба идут домой.

Тут тоже тайм-аут: Патрика увели от детей и кучи интересных игрушек.

Как только ребенок некоторое время мирно играет, мама садится к нему, хвалит и дарит свое внимание. Тем самым акцентируя внимание на хорошем.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vospitanie-rebenka-ot-0-do-2-let

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года) – Секреты Здоровья

Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте.

Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и нужно.

Как организовать воспитание ребенка до года? На какие аспекты сделать упор в столь раннем возрасте?

Воспитание ребенка до года условно можно разделить на 4 основных этапа. Каждый этап включает в себя по три месяца жизни. Нужно понимать, что только в возрасте первого года кроха развивается и растет максимально быстро. Наряду с физическим и эмоциональным развитием, можно привить ему многие навыки, которые в будущем обязательно пригодятся.

Ребенок этого возраста очень нуждается в материнской ласке и внимании. Не нужно лишать его этого, боясь «приучить к рукам». Но в то же время необходимо ненадолго оставлять бодрствующего младенца одного в кроватке, чтобы он привыкал осознавать себя как отдельного человека, а не как часть матери.

Очень важна гигиена новорожденного ребенка. Он должен быть всегда чистый, чтобы грязный памперс или распашонка в пятнах «детской отрыжки» не были нормой, а вызывали дискомфорт. Так уже с первых месяцев кроха будет привыкать к чистоте и порядку.

Кроме того, нужно уделить внимание физическому развитию – гимнастике и массажу, выкладывать ребенка на животик. Каждую из процедур тоже нужно проводить в строго определенное время. Со временем эти процедуры перерастут в обязательную зарядку и поддержание хорошей формы.

Очень важно на этом этапе начать приучение новорожденного к четкому режиму. Режим устанавливает не мама, а сам ребенок. Тогда это произойдет без стресса, само собой. Нужно присмотреться к малышу, заметить, что он начинает просить кушать, засыпает и просыпается примерно в одно и то же время.

Это и должно стать основой режима, который в дальнейшем надо поддерживать, слегка меняя под нужды семьи и подрастающего крохи. Это приучит малыша к порядку и будет полезно на протяжении всего периода детства.

Также важно разговаривать с ребенком, петь песенки, декламировать стихи. Это научит малыша слышать и слушать. Уже в этом возрасте можно приучать грудного малыша к игрушкам, которые разовьют сенсорику, слух, зрение. Это различные по своим звукам и фактуре погремушки, воздушный шарик, привязанный к руке, мобиль в кроватку, подвесные игрушки в коляске, развивающий коврик и т.д.

Каждое утро нужно начинать с гигиенических процедур – умывание, подмывание, замена памперса и т.д. Со временем это будет привычным ритуалом

В период второго этапа нужно практиковать и развивать все то, что началось на первом этапе – приучение к гигиене, режиму, игрушкам, гимнастике. Кроме этого, второй этап характеризуется началом привития навыков общения и эстетического воспитания.

Малыш уже начинает разговаривать с мамой, выражать голосом свои эмоции. В этот период важно, чтобы он как можно больше слышал речь. Необходимо часто разговаривать с ребенком, включать музыку, песни, рассказывать сказки и т.д.

На этом этапе можно расширить ассортимент игрушек, добавив мяч, прорезыватели для десен, резиновые игрушки для ванной, мягкие большие кубики. Дети в этом возрасте любят рвать бумагу. Можно отдать ребенку старый журнал, но следить за тем, чтобы оторванные куски не были проглочены.

Малыш уже начинает ползать и сидеть, поэтому массаж и физическое развитие особенно важны. Гимнастику можно разнообразить новыми укрепляющими упражнениями на фитболе, приобрести мягкий массажный коврик.

Нужно терпеливо относиться к ребенку, нельзя кричать, показывать ему свое раздражение и усталость. Если такие всплески раздражения будут часто происходить в присутствии младенца, то кроха вскоре начнет вести себя так же. Дети – это отражение родителей, надо помнить об этом каждую минуту

На этом этапе ребенок становится очень подвижным, поэтому стоит заранее создать дома безопасное пространство (поставить заглушки на розетки и специальные замочки на нижние ящики). Нельзя кричать на ребенка и запрещать познавать мир, но следует сделать все, чтобы он не смог залезть туда, куда не надо.

Многие детки в этом возрасте начинают ходить, поэтому физическое развитие по-прежнему находится на одном из первых мест в воспитании. Массажный коврик, ходунки, хождение за руки и у опоры – все это способствует укреплению нужных мышц.

На этом этапе начинается первый прикорм. Можно добавить к основным гигиеническим процедурам мытье ручек перед едой и надевание нагрудника.

Также нужно вытирать ребенку ротик во время еды салфеткой и следить, чтобы столик, за которым ест малыш, был чистым. Если одежда была испачкана во время еды, то необходимо переодеть кроху в чистое.

Эти мелочи очень важны – они позволят воспитать аккуратность и чистоплотность.

Ближе к 9 месяцам можно начать знакомство крохи с горшком. Несколько раз в день нужно высаживать ребенка на горшочек. Не стоит держать его силой и дожидаться обязательного мочеиспускания или дефекации. Такие действия вызовут у ребенка только отвращение и неприятие.

Очень важно на этом этапе познакомить ребенка со словами – «молодец», «правильно», «нельзя», «нет». То есть ребенок должен понимать, что есть вещи, которые ему нельзя делать, а некоторые действия, наоборот, вызывают радость и поощрение.

Нужно терпеливо, раз за разом объяснять ему значение этих слов, иначе малыш просто не будет на них реагировать. При объяснении нужно смотреть ребенку в глаза, говорить с ним, держать за руки, чтобы он понял, что речь идет о важных вещах.

Развитие речевых навыков стоит поощрять и всячески этому способствовать – разговоры, сказки, песенки, четкое проговаривание новых слов, музыкальные игрушки. Нельзя сюсюкать и говорить с ребенком на «детском» языке. Это вредно и не принесет пользы в речевом развитии. Только четкая и правильная речь. При ребенке нужно избегать матерных слов и сленга.

К игрушкам можно добавить яркие книги из прочных материалов (толстый картон, пластик), музыкальные и игровые центры, развивающие слух, речь и мелкую моторику, детские музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, синтезатор). Такие игрушки, кроме общего развития, очень способствуют эстетическому воспитанию малыша.

К ежедневной гигиене можно добавить знакомство с зубной щеткой. Щетку надо купить с маркировкой «для детей до года». Пасту использовать пока не нужно – малыш вряд ли сможет прополоскать рот. Можно показывать крохе, что делать со щеткой на личном примере. Так ребенок лучше поймет назначение нового предмета

На этом этапе по-прежнему важно большое значение уделять физическому развитию и воспитанию. Необходимо развивать навыки ходьбы, поощрять ребенка, если он пытается сам встать и пойти.

Не страшно, если он будет падать, главное, не делать из этого трагедию и не пугать ребенка. Он из-за негатива и испуга может совсем прекратить самостоятельные попытки ходить.

Не стоит прекращать занятия гимнастикой, наоборот, надо добавлять новые, более сложные упражнения.

В этом возрасте можно приучать ребенка играть самостоятельно, ненадолго оставляя его одного. Разумеется, нельзя уходить далеко. Нужно проверять малыша, чтобы он был в порядке. На собственном примере нужно показывать крохе, что необходимо бережно относиться к домашним животным, растениям, игрушкам.

Необходимо постоянно общаться с ребенком, играть вместе, показывать «пальчиковые спектакли», читать вместе книги, гулять, проговаривать все, что происходит на улице и дома. Это не только разовьет речь, но и заложит основы эстетического воспитания. Также нужно практиковать употребление запрещающих слов – «нельзя», «нет» и поощряющих – «молодец», «умница», «правильно», «можно».

Ближе к году можно приучать малыша кушать самостоятельно. Пусть сначала он ест руками, совсем скоро у него будет хорошо получаться кушать ложкой

Существует два основных подхода к воспитанию детей до года:

Методика получила развитие в первой половине ХХ века. Есть семьи, где такой подход практикуется и сегодня. Метод основан на приучении к «самостоятельной жизни» с пеленок. Основные принципы:

  • Минимальный контакт с матерью.
  • Искусственное вскармливание.
  • Установка четкого режима и норм поведения.
  • Категоричный запрет на совместный сон.

Основатели методики Уильям и Марта Серз (90-е годы прошлого века). Метод основан на более близком общении родителей и ребенка.

  • Максимальный контакт с матерью, особенно в первый год жизни.
  • Только грудное вскармливание, которое продолжается как можно дольше.
  • Не запрещен совместный сон крохи и родителей.
  • Отсутствие режима.
  • Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.

Конечно, эти два подхода диаметрально разные. Каждый из них имеет своих поклонников и противников.

Современный прогрессивный метод к воспитанию детей – это некий симбиоз этих двух подходов, который основан на том, что близость матери важна и нужна крохе для правильного психоэмоционального развития, но не стоит перегибать палку и лишать ребенка права на самостоятельность.

Есть несколько основных моментов, которые крайне важны в процессе воспитания:

  • В воспитании малыша должны быть задействованы и мама, и папа.
  • Основа воспитания – систематичность. Не будет толку, если что-то делать один раз, только ежедневная практика принесет результат.
  • Режим – это не только возможность для мамы отдохнуть и получить несколько свободных часов, но и приучение крохи к порядку и систематичности.
  • Спокойствие и уверенность мамы – залог грамотного воспитания и хороший пример для малыша. Постоянно раздраженная, кричащая мама может воспитать только нервного, непослушного ребенка с неустойчивой психикой.
  • Близость мамы очень важна, но и давать ребенку время побыть наедине с собой, сделать что-то самому нужно обязательно. Так с младенчества воспитывается самостоятельность.

Специалисты сегодня дают некоторые рекомендации, но по большому счету, позволяют мамочке самой решать, как воспитывать ребенка до года и после. Никто не может знать малыша лучше, чем его собственная мать. Именно на этом должно быть основано воспитание крохи.

Источник: https://o-detyah.ru/rebenok-do-3-x-let/vospitanie-rebenka-do-goda-kak-vospityvat-novorozhdennogo-do-1-goda-sekrety-zdorovya

Ссылка на основную публикацию