Выбор вида активного метода обучения

3. Виды методов обучения

Поскольку важными характеристиками культуры компании являются уровень образования персонала, его профессионализм и умение работать в команде, то профессиональная подготовка и переподготовка персонала приобретает стратегическое значение.

Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям, в том числе и в области управления.

Процесс модернизации знаний и навыков должен носить постоянный характер, вот почему перед руководством компании встает задача создания обучающейся организации, умеющей использовать, полученный в процессе своей деятельности опыт, в целях корректировки методов работы для решения реальных проблем компании.

Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само содержание которой зависит от количества и вида учебных целей.

Выяснение целей обучения дает возможность ответить на следующие вопросы: когда и в течение какого периода проводится обучение? Каков наиболее подходящий метод обучения? Кто может предложить наиболее оптимальное содержание курсов и, таким образом, обеспечить обучение? Где его лучше проводить? При этом не следует забывать о личностных характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать.

Таким образом, хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Приемы и методы обучения, используемые для выпускников школ и институтов, могут быть совершенно непригодны для людей пожилого возраста.

Например, многие руководящие работники, сами поощряющие инициативу выбора наиболее подходящего метода обучения, обнаруживают, что им самим очень трудно избавиться от сложившихся стереотипов. Они действительно искренне верят, что обучение может происходить только на основе прослушивания лекций специалистов.

И это будет происходить до тех пор, пока кто-то не откроет им глаза на то, что существуют намного более разнообразные и эффективные подходы к обучению.

К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно — обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия.

Виды обучения: подготовка новых работников, переподготовка, повышение квалификации, развитие компетенции. Формы обучения: групповое и индивидуальное обучение. По длительности можно выделить долгосрочное и краткосрочное обучение.

Методы обучения делятся на традиционные и активные. К традиционным относятся лекции, семинары и учебные видеофильмы. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний.

Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы[6] .

Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом.

Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.

Также методы обучения персонала можно разделить на две группы[7] :

· обучение на рабочем месте : метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;

· обучение вне рабочего места : чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. Метод обучения на рабочем месте включает в себя следующие методы.

Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций. Метод бучения вне рабочего места включает следующие методы.

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты.

Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

Лекции позволяют преподавателю за короткое время передать большой объем информации и ответить на дополнительные вопросы. Современные лекции отличаются от тех, которые раньше читали в институтах. Сейчас чаще обращаются к интерактивному общению — проводят групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагают решить практические задачи.

Используют много наглядных пособий, таких как слайды, раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи по теме.

Семинары предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм.

Например, с приглашенными экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях — проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета.

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения — для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время — обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно.

Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств — аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.

е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.

Наставничество является традиционным методом обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определенной мере преодолеть этот недостаток.

Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д.

В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они обновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.

В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.

Источник: http://MirZnanii.com/a/160373-2/aktivnye-metody-obucheniya-personala-2

Интерактивные и активные методы обучения

В связи с переходом общества на все большую информационность и креативность сменяются и образовательные ориентиры. Традиционные методы с чтением учебников, заучиванием и решением упражнений постепенно уходят в прошлое.

Популярными и, казалось бы, приносящими гораздо больше пользы становятся интерактивные и активные методы обучения. Число учебных организаций, использующих их, все возрастает на фоне реформации образования.

Читайте также:  Тест «рисунок семьи» - помощь в определении семейных проблем

Активные методы обучения

Данные методы применяются, начиная с дошкольного образования.

Активные методы обучения в ДОУ включают в себя игровые моменты и проекты, направленные на заинтересованность, из которой должна возникнуть максимальная продуктивность образовательного процесса.

Активные формы и методы обучения должны помогать в подготовке дошкольника к предстоящей школьной жизни, где они же продолжают использоваться в преобразованном виде. Помимо игр, школьный вариант включает и различные другие виды подготовки.

Классификация активных методов обучения

Имеются разнообразные классификации подобных методов. Мы рассмотрим только несколько из существующего огромного перечня. Наиболее интересная и подробная классификация была составлена Смолкиным А.М. Сперва он разделяет активные методы на имитационные и неимитационные.

Эти названия говорят сами за себя. Имитационные предполагают воспроизведение какой-то ситуации, ее симуляции для того, чтобы познакомить с нею обучающихся. В основе их, как мы понимаем, лежит игровое начало.

Исходя из этого имитационные методы подразделяются на игровые и неигровые.

К первым относится:

  • деловая игра,
  • имитация разнообразных педагогических ситуаций,
  • выполнение педагогических задач,
  • инсценировка различной деятельности.

Неигровые методы включаются в коллективной мыслительной деятельности и работе по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

К неимитационным видам активных методов относятся различного вида лекции:

  • проблемная,
  • поисковая,
  • лекция с запланированными ошибками,
  • «лекция вдвоем»,
  • пресс-конференция,
  • эвристическая беседа,
  • лабораторные работы,
  • учебные дискуссии,
  • самостоятельная работа с литературой,
  • семинар.

Тестирование тоже относят к активным методам обучения неимитационного подвида.

Иные же подразделения существующих методов обучения основаны на разделении по различным типам: например, по типу деятельности участников, который может являться совершенно непредсказуемым и оригинальным – все зависит от характера предмета и действия выбранного учителем (преподавателем).

Классифицируют также по численности участников.

Таким образом, выделяют методы:

  • коллективные,
  • индивидуальные,
  • групповые,
  • диадные,
  • триадные и др.

В классификации по месту проведения выделяют следующие:

  • аудиторные,
  • внеаудиторные,
  • выездные
  • экскурсионные.

А в классификации по принципу использования техники выделяют методы с использованием ЭВМ и без использования таковых.

Наполнение же этих методов и непосредственную их реализацию можно выполнять по любому принципу и признаку – все зависит от креативности педагога и его свободной ориентированности в подаваемом материале.

В выборе игровых методов, которые непосредственно используют как активные методы обучения дошкольников, педагог, как правило, совсем не ограничен.

Разнообразные полезные и интересные игры для детей он может придумывать сам.

Но подобные методы применяются не только в сфере дошкольного, школьного или ВУЗовского образования, но используются и в подготовке работников на различных предприятиях или в разнообразных существующих организациях, где необходимо как можно теснее работать с существующим коллективом и с людьми вне его.

Помогают в этом методы активного социально-психологического обучения, подразделяющиеся на дискуссионные (это и всем известный «мозговой штурм», и групповая работа по анализу ситуаций), игровые (дидактические, деловые, управленческие и другие игры) и социально-психологические тренинги, помогающие преодолеть личностные барьеры и комплексы, мешающие работе, карьерному и личностному росту, а также помогающие «влиться» в коллектив.

Исходя из всего вышеизложенного, можно с уверенностью заключить, что методы активного обучения применяются на протяжении всего длительного процесса становления успешной личности, адекватной требованиям информационного века.

Активные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Как в ситуации с активными методами, применяющимися повсеместно, как в дошкольном, так и в ВУЗовском образовании и в образовании на предприятиях и в различных организациях, так именно дела обстоят и с интерактивными. В основном, конечно, на сегодняшний день в большей мере применяются интерактивные методы обучения в школе, со школы же их применение и начинается.

Классификация интерактивных методов обучения

Классификация интерактивных методов обучения подразумевает несколько главных ее типов, в которые входит:

  1. метод проектов, который зиждется на научной составляющей деятельности, где обучающийся учится ставить задачи и искать ключи к их решению.

    В данном методе также учащийся вырабатывает навык видения и распознавания актуальной проблемы для проекта, приобретая тем самым полезный опыт в деятельности подобного рода, которая станет со временем гораздо серьезнее и более востребованной;

  2. кейс-метод.

    Он заключается в даче и последующем разборе учащимися какой-либо неоднозначной ситуации, для решения которой нужно привлечь весь существующий багаж приобретенных знаний и найти и усвоить что-то из нового. Причем материал к поиску решений поставленных задач данного метода может находиться в совершенно разных областях и сферах науки, СМИ и пр.

    ;

  3. исследовательский метод, различающийся от предыдущих тем, что он целиком и полностью нацелен на научную сторону процесса изучения предмета или явления.

    В отличие от проекта он не настолько объемный, хотя в исследовании, принадлежащим этому методу необходимо также пошагово оформлять пути и способы изучения и результаты работы;

  4. дискуссии, состоящие, как правило, из полилога на проблемную тему и коллективного поиска путей ее решения. Этот метод помогает вырабатывать, помимо исследовательских, также навыки беседы и другие необходимые навыки.

Кроме данных подметодов, в интерактивные методы и формы обучения входит: «мозговой штурм», игровые методики, различные тренинги, ролевые и деловые игры и многое другое.

Безусловно, в использовании активных и интерактивных методов обучения существуют и недостатки, которые возникают или могут возникнуть в последующем у поколения, выросшем на данной системе образования. И заключаются эти недостатки в отказе от традиционных форм усвоения знаний, так как с помощью них всегда хорошо усваивается теория и азы различных ЗУНов.

При этом неоспорим и тот факт, что подобные инновационные методы обучения имеют ряд преимуществ, действительно способствующих развитию личности. Впоследствии, может быть, станет возможным органичное слияние двух подходов к обучению: традиционного и инновационного, включающего два описанных выше метода.

Пока же мы наблюдаем только вытеснение одного метода другими.

Интерактивные методы обучения: видеометод, кейсы, методы группового анализа

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7903-interaktivnye-i-aktivnye-metody-obucheniya.html

1.3 Классификация методов активного обучения

школа учебный творческий воспитанник

Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности.

Следует выделить, что различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:

· источники познания: вербальные, наглядные, практические методы обучения;

· методы логики: аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения;

· тип обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения;

· уровень познавательной самостоятельности студентов: репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения;

· уровень проблемности: показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения;

· дидактические цели и функции: методы стимулирования, организации и контроля;

· вид деятельности преподавателя: методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности и пр.

Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.

Рассмотрим классификацию методов активного обучения предложенную Смолкиным А.М. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях [8].

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым — анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

Схематично данную классификацию можно представить следующим образом:

Таблица 1. Классификация методов обучения по А.М. Смолькину

Активные методы обучения
Не имитационные Имитационные
игровые неигровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии деловая игра;педагогические ситуации;педагогические задачи и т.п. коллективная мыслительная деятельность;ТРИЗ работа;

Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод, что методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап — первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап — контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап — формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Не стоит забывать, что применение тех или иных методов не является самоцелью.

Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Отметим, что суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

Теперь рассмотрим такие основные понятия, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения.

Интересно выделить тот факт, что Н.В. Басова указывает, на существование более 200 определений понятия «метод». Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например, в философском словаре отмечается: «метод — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [9, 125].

В рассмотрении данного вопроса нельзя не обратиться к Г. Нойнер и Ю.К. Бабанскому, которые под методом обучения понимают «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, цели посредством проработки учебного материала» [10, 33].

Отметим точку зрения педагога М.Н. Скаткина, который дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами» [11, 69].

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что метод — это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом, метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности учащихся.

Рассмотрим следующую детерминанту, обучение — исторически изменяющийся процесс, в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.

Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования.

Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности [12].

Следующее немало важное понятие это активность обучаемых — их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Познавательная активность — это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность учащихся пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия [13].

Так, непосредственное вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

А.М. Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения — это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности.

Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися.

А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний.

Целью активных методов является, чтобы в усвоении ЗУН участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

В завершении рассмотрения проблемы, классификации методов активного обучения можно сделать следующий вывод преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/12797

Активные и интерактивные методы обучения

Активные методы обучения— методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения — это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

· вынужденная активность обучения;

· самостоятельной выработкой решений обучаемым;

· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечиваюти направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности.

Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей.

Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Наравне с активными методами обучения в образовательном процессе применяются интерактивные методы. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод –форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

При использовании интерактивных форм учитель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

§ обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологичес-кое преподнесение учебного материала;

§ исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дебаты, дискуссия) — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.

Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе.

К ним относят тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

ü ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

ü повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

ü растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

ü меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Игра как метод

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса– команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

· «Морской бой» — излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля.

Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

· «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

· «Математический банкир».Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи.

Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух.

В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

· Математический брейн-ринг.Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике.

Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.



Источник: https://infopedia.su/18x37bd.html

Ссылка на основную публикацию