Законы и закономерности процесса обучения

Законы и закономерности процесса обучения

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.

Закон единства и целостности педагогического процесса.Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).

Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.

Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.

Закономерности в педагогике – это выражение действия законов в конкретных условиях. Их особенностью является то, что закономерности в педагогике носят вероятностно-статистический характер, т. е. невозможно предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов в процессе обучения.

Закономерности проявляются и выделяются в основном на основе эмпирического метода, т. е. опытным путем. Выделяют два вида закономерностейобучения.

1. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий.

2. Внутренние закономерности процесса обучения устанавливают связи между его компонентами: между целями, содержанием, средствами, методами, формами. Таких закономерностейв педагогике очень много.

Вот некоторые из них:

1) обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер. Эта закономерность выявляет связь между обучением и воспитанием;

2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Следуя этой закономерности, процесс обучения не может быть состоявшимся, если нет целостного коллектива учеников и учителя, если отсутствует их единство;

3) прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в новый материал;

4) в процессе обучения кроме дидактических законов действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности.

Характеристика принципов обучения

Принцип развивающего и воспитывающего обучениянаправлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

1) обращать внимание на личность ученика;

2) научить учащегося мыслить причинно.

Принцип сознательной активностиосуществляется при соблюдении следующих правил:

1) понимание целей и задач предстоящей работы;

2) опора на интересы учащихся;

3) воспитание активности у учащихся;

4) использование проблемного обучения;

5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.

Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

1) использовать наглядные предметы;

2) изготавливать совместно учебные пособия;

3) использовать технические средства обучения.

Принцип систематичности и последовательности.Ему соответствуют следующие требования:

1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

3) должна существовать логическая урочная система;

4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

Принцип научностипроходит при использовании следующих правил:

1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

3) необходимо использование научных терминов;

4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

5) необходимо поощрение исследовательской работы.

Принцип доступностиоснован на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

2) учет возрастных особенностей учащихся;

3) доступность, использование аналогий.

Принцип прочностиоснован на следующих правилах:

1) систематическое повторение учебного материала;

2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

3) использование логики в обучении;

4) применение различных норм и методов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики.Для реализации этого принципа следует:

1) практикой доказывать необходимость научных знаний;

2) информировать учащихся о научных открытиях;

3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

4) приучать учащихся применять знания на практике.

Принцип завершенности процесса обученияоснован на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:

1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Лекция 9. Образование

Образование как общественное явление и педагогический процесс

Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и физические способности наших детей:

1) кружки;

2) секции;

3) курсы;

4) студии и др.

Знания и навыки, которые усваивает ребенок, так обширны, что родитель попросту не в силах выступить еще и учителем, освоить с детьми на дому полный объем нужного материала. Труд школьного учителя и воспитателя детского сада является дополнительным к домашнему обучению и воспитанию.

В целом педагогический процесснацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей. Однако зачастую та сила, которую воспитатели хотят выработать в детях, не предохраняет их от трагедий, от жестоких и мучительных неудач, от безрадостной и даже бессмысленной жизни.

Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья.

Человек оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее, чем представление о нем, принятое в современной системе педагогических ценностей.

«Яркая личность», «человек с сильным характером» – эти понятия могут быть одинаково приложимы не только к всецело положительным, высоконравственным натурам, но часто, увы, и к натурам противоречивым, своевольным, а то и прямо одержимым демоническим началом.

Современное образование и воспитание не затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в жизни.

Это возможно, если научить его употреблять силы души и тела для служения высшим идеалам и ценностям, а не для угождения своим слабостям.

«Новое время» принесло с собой радикальный поворот «к проблемам ребенка и детства», исследовало ребенка в деталях, добралось до самых глубин детской души. Но как собрать целое из этого пестрого и разнокалиберного «конструктора»? Налицо изобилие различных, подчас противоречивых концепций и теорий.

Одни ратуют за дисциплину и распорядок, другие защищают свободу ребенка и индивидуальный подход. А. Рогозянский говорит: «Одни стремятся интенсифицировать процесс обучения и развития, другие считают: пусть все происходит плавным, естественным образом.

Одни хотят уберечь детей от дурных влияний и продлить „розовое детство“ своих подопечных, другие возражают: нужно готовить ребенка ко встрече с реальностью – и советуют учить плавать, разом бросая детей в глубокую воду». Каждая позиция выглядит по-своему выигрышной и аргументированной.

Но вместе с тем установить общую истину, привести все теории к единому знаменателю не представляется возможным. Все объясняется просто: исполнением никаких формальных правил нельзя заменить живого участия в детской жизни.

Образование и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося.

9.2 Содержание образования

Важная социальная функцияобучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Под содержанием образованияследует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Составные части каждого направлениясодержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знаниев педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыкисостоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания :

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:

1) содержание образования строится на строго научной основе;

2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;

3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;

4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;

5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;

6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;

7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;

8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт.

Содержание образованиясостоит из четырех основных структурных элементов:

1) опыт познавательной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – знаний;

2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;

3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;

4) опыт эмоционально-ценностных отношений.

Каждый из вышеперечисленных видов социального опыта обладает специфическим видом содержания образования:

1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;

2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня;

4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека.

Читайте также:  Дифференциация и индивидуализация в обучении

Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности.

С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов.

Все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.

Лекция 10. Обучение

Методы обучения

Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения характеризуется тремя признаками, он определяет:

1) цель обучения;

2) способ усвоения;

3) характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы обучения – конкретно-исторические формы получения знаний, они изменяются с изменением целей и содержания образования.

Усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:

1) осознанного восприятия и запоминания;

2) применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;

3) творческого применения.

Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Методы обучения в практике многих учителей обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности главным образом на первых двух уровнях. Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения.

С понятием «метод» связаны еще два понятия: «средство» и «прием».

Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т. е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. Это слово учителя, учебники, пособия, книги, справочная литература, учебные лаборатории, технические средства обучения и т. д.

Прием – это деталь метода. Например, рассказ – это метод обучения; сообщение плана – это прием активизации внимания, способствующий систематичности восприятия.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x5ef.html

Педагогика: конспект лекций

Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.

Закон единства и целостности педагогического процесса. Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).

Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении. Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.

Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности. Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.

Закономерности в педагогике – это выражение действия законов в конкретных условиях. Их особенностью является то, что закономерности в педагогике носят вероятностно-статистический характер, т. е. невозможно предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов в процессе обучения.

Закономерности проявляются и выделяются в основном на основе эмпирического метода, т. е. опытным путем. Выделяют два вида закономерностей обучения.

1. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий.

2. Внутренние закономерности процесса обучения устанавливают связи между его компонентами: между целями, содержанием, средствами, методами, формами. Таких закономерностей в педагогике очень много. Вот некоторые из них:

1) обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер. Эта закономерность выявляет связь между обучением и воспитанием;

2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Следуя этой закономерности, процесс обучения не может быть состоявшимся, если нет целостного коллектива учеников и учителя, если отсутствует их единство;

Психология bookap

3) прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в новый материал;

4) в процессе обучения кроме дидактических законов действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности.

Источник: https://bookap.info/okolopsy/sharohina_pedagogika_konspekt_lektsiy/gl32.shtm

Законы и закономерности обучения

Законы и закономерности процесса обучения исследовали И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.П. Подласый, Н.Н. Палтышев, Б.С. Гершунский и др. Законы процесса обучения, как и законы вообще, иерархизованы и имеют, во-первых, неодинаковый уровень общности (всеобщий, общий, специальный), т.е.

речь идет об охватываемом ими «пространстве» (площади). Во-вторых, они относятся к разным звеньям учебного процесса, о которых мы только что говорили.

В учебном процессе также проявляются закономерности психологические, гносеологические, логические, социальные, кибернетические, так как учебный процесс имеет и соответствующие аспекты. Дидактика, естественно, пользуется данными этих наук, но не в прямом заимствовании, а в качестве материала.

Специфика дидактических законов и закономерностей, по И.Я. Лернеру, состоит в том, что она отражает «устойчивые зависимости между всеми тремя элементами обучения — деятельностью преподавания, деятельностью учения и объектом усвоения, т.е. содержанием образования».

Что касается конкретно сформулированных законов и закономерностей процесса обучения, то И.Я. Лернер (1980) делит их на 2 вида:

а) «присущие всякому обучению, где бы и когда бы оно не возникало»;

б) закономерности, которые проявляются не всегда, а в зависимости «от характера деятельности обучающего и обучающихся и средств, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются»‘. В книге, опубликованной двумя годами позже, И.Я. Лернер приводит конкретные примеры закономерностей (или то, что в нашем понимании — законы обоих видов):

1) воспитывающий характер обучения;

2) целенаправленное взаимодействие обучающего, обучаемого и изучаемого объекта;

3) обучение происходит только при активной деятельности учащихся;

4) соответствие целей ученика целям учителя, который учитывает способы усвоения изучаемого содержания.

Этот же исследователь называет еще и другие законы.

Закономерности второй группы, по И.Я. Лернеру, многочисленнее (до 13). Причем, автор исследования этот список законов процесса обучения не считает исчерпанным.

Большой интерес представляют суждения и взгляды исследователя И.П. Подласого по вопросу законов процесса обучения. Ученый группирует эти законы (он их называет закономерностями) по компонентам системы целостного процесса обучения. Этих групп 7: общая и 6 групп конкретных. Общее количество этих закономерностей доходит до 82. В группе общих закономерностей И.П.

Подласый сформулировал закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, управления обучением и стимулирования. Конкретные закономерности структурированы так: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Мы приводим в качестве примера по одной закономерности из каждой группы, надеясь, что заинтересованный читатель обратится к монографиям этого исследователя.

Общая закономерность: цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

Дидактическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.

Гносеологическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться.

Психологическая закономерность: продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.

Кибернетическая закономерность: эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.

Социологическая закономерность: развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

Организационная закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.

Такой широкий спектр законов целостного процесса обучения, бесспорно, «находка», ориентир для педагогов-исследователей, методистов, авторов учебных средств для учащихся. Вместе с тем очевидна и громоздкость приводимых закономерностей для преподавателя-практика.

Нужно выбрать «золотую середину» и дать портативную систему соподчиненных, лаконично сформулированных законов процесса обучения. Ею мог бы пользоваться учитель-практик в повседневной деятельности.

Очевидно, необходимо оставить столбовые, так сказать, генеральные законы, и дать их в структуре и системе, построенной по принципу иерархии, а не только рядоположенно. Эта задача чрезвычайно сложна, и ее решение ждет новых исследователей.

Современные дидактические исследования и практика позволяют в качестве основных законов обучения выдвинуть следующие.

1. Обучение есть четырехсторонний процесс взаимодействия цели, обучающего, обучаемого и содержания образования. Это основные компоненты, без любого из них нет обучения как процесса. Отсутствует цель — нет системы.

Отсутствие обучающего в данный момент можно восполнить самообразованием, но это не означает полного отсутствия обучающего, например, составителя программы, учебника и пособий, программированного курса.

В этом случае обучающий присутствует до момента самообразования, он задает учащемуся цель, определяет содержание и предлагает методику изучения материала.

Из этого закона вытекает целый ряд частных законов, характеризующих взаимодействие цели с преподавателем, учеником, содержанием обучения: взаимодействие преподавателя с учеником, обеспечивающим со-процесс или, точнее, бинарный процесс, состоящий из двух частей; взаимодействие преподавателя и ученика с содержанием образования и др. Процесс обучения, подчиняющийся этим частным законам, будет закономерным, а результат — предсказуемым с большой вероятностью.

2. Закон педагогической гармонии по Н.Н. Палтышеву, в дидактическом процессе означает гармоническое сочетание и взаимосвязь всех его атрибутов (компонентов и элементов): содержания и форм, методов и средств, организации управления. Этот закон, имеющий давнюю историю, найден (выведен) опытным путем и нуждается в теоретическом обосновании.

3. Обучение развивает и воспитывает личность. Это положение признают теоретики и практики, но не все называют его законом. Но оно действует объективно как закон, проявляется всегда и всюду, при любой системе и типе обучения. Из него вытекает много других положений-законов, подчиненных ему и тоже относящихся к разным этапам и звеньям процесса обучения.

Эти три закона занимают верховенствующее положение в дидактическом процессе. Из них происходят и им подчиняются многие частные законы, а затем — принципы и правила обучения, обеспечивающие желаемый результат.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/20320.html

22. ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Похожие главы из других книг

Психотерапия в практике Павлов Игорь Степанович

2. Психотерапия неврозов, общие вопросы, закономерности психотерапевтического процесса С тех пор как W. Gullen в 1776 г. ввел термин «невроз», его рамки клинических проявлений расширялись, суживались или вообще его существование пытались отрицать как самостоятельную форму заболевания, но понятие «невроз» продолжает существовать и его актуальность только возрастает.

Теория доказывания в уголовном судопроизводстве Белкин Анатолий Рафаилович

2.1. Общие закономерности процесса доказывания Доказанное примерами никогда нельзя считать полностью доказанным Готфрид Вильгельм Лейбниц

Введение в языкознание: курс лекций Даниленко Валерий Петрович

27. ДИАХРОНИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА. ВИДЫ ЗВУКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ Диахроническая фонетика – наука об истории звуковой стороны языка.

Звуковые изменения подразделяются на два вида – количественные и качественные.

Первые связаны с возникновением или исчезновением тех или иных звуков (фонем) в слове и языке в целом, а другие – с переходом одного звука (фонемы) в другой. Количественные изменения

Основы теории обучения на неродном для учащихся языке Сурыгин А. И.

Читайте также:  Как нарисовать розу поэтапно карандашом для детей, в вазе, гуашью для начинающих и др: пошаговые инструкции с фото и видео

Глава 3. Закономерности и принципы обучения на неродном языке

Педагогика Сластенин Виталий Александрович

ГЛАВА 11 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Закономерности обучения

Теория обучения Автор неизвестен

2. Противоречия процесса обучения Поскольку обучение является живым и постоянно развивающимся процессом, для него свойственно наличие различных противоречий.

Теория обучения Автор неизвестен

4. Закономерности и принципы обучения Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением.

Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения.

Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря раскрытию их возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Теория обучения Автор неизвестен

5. Законы обучения Кроме основных закономерностей обучение, как и любой другой вид деятельности человека, имеет свои законы. Благодаря этим законам возможно выявление внутренних связей процесса обучения, они отражают его развитие. Наука выделяет ряд основных педагогических законов.

Теория обучения Автор неизвестен

22. Характеристика процесса обучения Процесс – это смена состояний системы деятельности. Эта система реализуется, прежде всего, самими людьми и не существует отдельно от них. Процесс обучения понимается в совокупности с содержанием образования. Педагогическая теория должна выявлять разнообразные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает.

Теория обучения Автор неизвестен

49. Интенсификация процесса обучения

Педагогика: Шпаргалка Автор неизвестен

16. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Военная педагогика Автор неизвестен

3.1.2. Закономерности обучения военнослужащих

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) Автор неизвестен

14. Закономерности и этапы педагогического процесса Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие. 1.

 Закономерность динамики педагогического процесса – величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.

Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) Автор неизвестен

29. Сущность процесса обучения Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) Автор неизвестен

32. Закономерности обучения, их классификация Одной из своих функций дидактика как наука имеет познание процесса обучения.

Результатом этого познания является выявление закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса, который рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного процесса. 1. Дидактический компонент, обобщающий дидактические характеристики процесса.

Теория обучения [Конспект лекций] Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 2. Закономерности и принципы обучения

Источник: https://librolife.ru/g4433828

Понятие закона, закономерности и принципы обучения

Проблема педагогических законов, закономерностей и принципов обу­чения является одной из наиболее актуальных в науке. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествля­ются законы и закономерности.

Понятия «закон» и «закономерность» употребляются в педагогике как философские категории. Закон — это необходимое, существенное, устойчи­вое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи.и отноше­ния, а те, которые отражают явление в его целостности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наибо­лее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы об­щества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы.

Отсюда педагогический за­кон это категория, обозначающая объективные, существенные, необходи­мые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорга­низации, развития и функционирования^.

Итак, закон отражает объективные, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорга­низацию, изменения и развитие. Если же такой характер связи наблюдает­ся при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи выражают за­кономерности.

Всовременной дидактике больше сформулировано закономерностей, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.

В философии закономерность — более широкое понятие, чем закон. Закономерность — результат совокупного действия множества законов. Поэтому закономерность выражает многие связи и отношения, тогда как закон отражает определенную связь, определенное отношение.

Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют по­нять общую картину развития дидактических процессов.

Однако они не со­держат непосредственных указаний для практической деятельности, а явля­ются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии.

Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы) это основные (общие, ру­ководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы обучения по своему происхождению являются теоретиче­ским обобщением педагогической практики. Они носят объективный ха­рактер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятель­ность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.

В то же время принципы носят субъективный характер, так как отража­ются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, не­умение следовать их требованиям не отменяют их существования, но дела­ют процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Соблюдение принципов обучения — важнейшее условие эффективно­сти процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.

Отдельные стороны применения того или иного принципа обучения раскрывают дидактические правила. Правила вытекают из принципов обу­чения.

Правила обучения — это конкретные указания учителю, как надо посту­пать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Некоторые теоретики-дидактики и учителя-практики выступают против выделения и строгого следования правилам обучения, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творче­ского применения на практике.

Однако категоричное отрицание правил обучения является неправомер­ным. Практический опыт обучения чаще всего закрепляется в правилах. Поэтому надо следовать правилам, но подходить к ним творчески.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1391;

Источник: https://poznayka.org/s10812t1.html

Шпаргалки — Теория обучения — 4. Закономерности и принципы обучения

Страница 4 из 56

4. Закономерности и принципы обучения

Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением.

Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения.

Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря раскрытию их возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения – объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они

преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.

Закономерности обучения также можно поделить на два вида:

1) объективные, присущие процессу обучения по его сущности, проявляющиеся как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования;

2) закономерности, проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой обучающим и обучающимся деятельности и средств, следовательно, и содержания образования, которым они пользуются.

Таким образом, процесс обучения – объективный процесс, окрашенный субъективными особенностями его участников.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-teoriya-obucheniya/4-zakonomernosti-i-printsipi-obucheniya

Закономерности процесса обучения

Теория обучения, как и любая наука, стремится к познанию и формулированию общих законов, которым подчиняются изучаемые ею процессы, предметы и явления.

Однако педагогический процесс слишком сложен, подвержен влиянию многих факторов, в том числе таких, которые невозможно учесть заранее.

Это делает чёткое и безоговорочное формулирование законов обучения невозможным, во всяком случае, в настоящее время.

Закономерности обучения — недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих при обучении связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на дидактический процесс.

Существует достаточно много подходов к выделению закономерностей обучения.

Так, Ю.К. Бабанский выделил закономерности как ряд зависимостей обучения:

1) от потребностей общества;

2) от процессов образования, воспитания и развития как сторон целостного педагогического процесса;

3) от возможностей учащихся и внешних условий.

И.П. Подласый выделяет в структуре закономерностей обучения общие (выражающие зависимость учебного процесса от его целей, содержания, методов обучения, характера управления учебным процессом и т.д.) и конкретные закономерности (дидактические или содержательно-процессуальные, психологические, организационные и др.).

Н.В. Бордовская и А.А. Реан подразделяют закономерности обучения на внешние (проявляющиеся как зависимости обучения от общественных условий) и внутренние (связи и зависимости между компонентами дидактического процесса: целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, между учителем и учеником).

Примеры конкретных закономерностей обучения:

— чем активней ребёнок в учебном процессе, тем выше результат обучения;

— если учитель доступно для детей излагает новый материал, то они лучше его поймут;

— чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебного материала, тем он лучше воспринимается и запоминается;

— если многократно повторить некоторое действие, то потом его можно будет выполнять не задумываясь, автоматически;

— как бы хорошо ни был усвоен учебный материал, он всё равно забывается, если его периодически не повторять и т.д.

Принципы обучения

Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П.

Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П.И. Пидкасистый и В.В.

Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от преподавателя…

Читайте также:  Общее понятие о методологии

— исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;

— применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;

— быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;

— поощрять исследовательские работы школьников;

— находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала. Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:

— использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;

— разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
— не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;

— изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.

Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.

Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения.

Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным.

Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:

— добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;

— ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;

— обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;

— изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний. Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности:

— использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;

— используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;

— при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;

— тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;

— в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении.

Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.

В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:

— использовать возможности взаимообучения;

— организовывать соревнование и партнёрство учащихся;

— обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа;

— вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые элементы;

— учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;

— использовать в обучении реальные жизненные ситуации и требовать от учащихся самостоятельного понимания, видения различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Источник: https://studopedya.ru/2-27596.html

Закономерности и принципы обучения

Закономерности — относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития.

На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения.

Закономерности процесса обучения базируются на общих закономерностях развития личности, выявленных в педагогических и психологических исследованиях.

Напомним, что основная закономерность педагогического процесса   связана с возможным  изменением характера взаимодействия субъектов при протяженном, достаточно длительном их контакте.

Закономерность просматривается в последовательном развитии взаимодействия как  переходе от воздействия, влияния взрослого, к его взаимодействию  с ребенком, (учеником, воспитанником).

Эта закономерность описывает возможный, наиболее позитивный и продуктивный, вариант развертывания  взаимодействий субъектов в педагогическом процессе и раскрывает сущность интерактивного характера взаимодействия учителя и ученика.?

         Переориентация процесса обучения, от подхода, ориентированного на освоение предметных знаний, к подходу, ориентированному на развитие личности ученика средствами учебного предмета, выводит на первый план  самоопределение ученика, его поведение в будущих ситуациях неопределенности, его умение решать задачи, умение осуществлять самооценку. Таким образом, в современной школе фиксируется следующая закономерность – становление целостности личности школьника  зависит от степени развития в учении способов понимания, коммуникации, рефлексии, проектирования, что позволяет обеспечить реализацию процесса обучения как действенного фактора развития личности.

Важной закономерностью процесса обучения является взаимосвязь рационального и эмоционального в обучении. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным сделанный еще в 70-х годах прошлого века следующий вывод Л. И.

Интельсона: «Обсуждаются и содержание, и методы обучения, и предметная и умственная деятельность учащихся, и цели и результаты обучения. Только о чувствах и переживаниях ученика в ходе обучения почти ничего не говорят.

А между тем учится живой человек, а не ЭВМ и для него….

эмоциональные переживания являются не просто спутниками обучения, а одним из основных условий… подчеркивание эмоциональных предпосылок обучения сегодня особенно важно для нашей педагогической психологии, педагогики, методик. Эта важнейшая проблема как-то выпала из поля зрения[1]».

Процесс познания может вызывать положительные эмоции, содействующие, побуждающие, подкрепляющие познание при отсутствии утилитарных результатов. «Значение этой точки зрения для педагогики невозможно переоценить.

Она ставит в центр внимания педагога как обязательное условие подкрепление научения интересом, удовлетворением, радостью – вообще активными привлекательными для учащихся переживаниями»[2]. М.А.

Данилов считал, что тайна успешного обучения и умственного развития заключается в способности развивающейся личности видеть познавательную задачу и стремиться найти её решение; ключ к разгадке этой тайны можно выразить немногими словами: радость познания и творческого труда.[3] Г.И.

Щукина экспериментально доказала, что эмоциональность учителя, его умение создавать на уроке положительный эмоциональный тонус является мощным стимулом формирования познавательно интереса [4].

В дидактических исследованиях найдено немало закономерностей, раскрывающих характерные особенности современного процесса обучения, которые подтверждают общий закон обучения, сформулированный в 30-годы прошлого века в работах Л.С. Выготского, буквально звучавшего так: обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой.[5].

Важной закономерностью, характеризующей современный процесс обучения, является расширение связей классического дидактического отношения учитель Þ учебный материал Þ ученики с образовательной средой школы, общества, мира, что позволяет выявить предпосылки перехода процесса обучения в образовательный процесс, ориентированный  на самореализацию школьника и «снятие обучения учением» (М.Н.Данилов).

Закономерность лежит в основе принципа, как руководства к действию. Напомним, что принцип – это некая руководящая идея, основное правило построения деятельности или механизма, а закономерность – это устойчивая взаимосвязь явлений, зависимость их друг от друга.

Учитель, зная закономерности процесса обучения, имея представления о целях обучения, содержании и методах обучения, использует свои знания для организации процесса обучения, руководствуясь принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в педагогике на определенном этапе общественного развития.

Итак, принципы обучения возникли из обобщения практики обучения, в них отражены объективные закономерности, типичные в явлениях учебного процесса. Принципы и закономерности не являются один раз и навсегда установленными, они могут меняться под влиянием развития общества, различных социокультурных факторов.

Так, предложенные принципы природосообразности (Я.А. Коменский) и культуросообразности (Ф.А.

Дистервег) оказались актуальными и сегодня, однако их содержание изменилось, стало более точным (принцип природосообразности – обучение основывается на представлениях о возможностях возраста, определяется развитием; сегодня – природосообразность дополняется социосообразностью, что связано с развитием представлений о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурно-зависимом феномене; возрастосообразность реализуется через отбор содержания, соответствующих возрасту технологий освоения учебного материала, предлагаемые задания, доступное возрасту оформление учебной литературы. Культуросообразность сегодня – обусловливает необходимость соответствия содержания образования изменяющейся культуре, отражающей общечеловеческое, национальное и индивидуальное, с целью становления культурной, гражданской и личностной идентичности ученика.

Открытие новых закономерностей приводило к формулировке новых принципов. «Развитие принципов обучения идет одновременно с развитием всего учебного процесса. В различные эпохи существования школы принципы обучения актуализируют либо одни, либо другие вопросы обучения[6]» – писала в учебнике «Педагогика школы» Г.И. Щукина в 70-е годы прошлого века.

Соотношение трактовок некоторых классических и современных принципов дидактики, характеризующих особенности процесса обучения как педагогического процесса можно представить следующим образом.

Изменение содержания принципов обучения

Таблица

Классическое понимание принципа

Современное понимание принципа

Принцип научности

Основу обучения составляют объективные научные (предметные) знания, ложных знаний быть не может, могут быть только неполные. необходимости установления соответствия Содержание образования должно соответствовать целостной (естественнонаучной и гуманитарной) картине мира, современным проблемам бытия и способам получения новых знаний  с целью развития способности понимать и решать задачи современного мира и становления нравственной позиции личности

Принцип доступности

Обучение строится от известного к неизвестному, от простого к сложному, определяет усвоение готовых знаний и умений. Доступность определяется умением учителя выступать квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска и освоения нового и  базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип прочности

Основой эффективности обучения является повторение. Прочность знаний определяется гибкостью и практической применимостью знаний.

Принцип сознательности и активности

В обучении необходимо активное отношение к поставленным задачам. Значимой становится постановка учащимися собственных задач в обучении, выход за рамки алгоритма.

Принцип наглядности

При сохранении преимущества рациональных вербальных способов обучения для подкрепления восприятия используются невербальные формы. В условиях «визуализации культуры» наглядность начинает играть не подчиненную, а самодостаточную и иногда агрессивную роль. Доминирование вербальной культуры в ее письменной форме, характерное для XX века, сменяется символикой образов виртуального пространства: при работе с компьютерными системами нет анализа понятия, для принятия решения требуется целостное восприятие образа

[1] Л.И. Интельсон, Лекции по современным проблемам психологии обучения, Владимир, 1972, с.25

[2] Л.И. Интельсон, Лекции по современным проблемам психологии обучения, Владимир, 1972,с.24

[3] М.А.Данилов . Процесс обучения в советской школе. М., 1960

[4] Г.И.Щукина. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971, с. 169

[5] Подробнее см.: Выготский Л.С.  – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.

[6] Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. чл-кор. АПН СССР Г.И. Щукиной. – М., «Просвещение», 1977.

Источник: http://kursak.net/zakonomernosti-i-principy-obucheniya/

Ссылка на основную публикацию