Жизненный успех ребенка – заслуга его семьи

У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети

Родители, которые воспитывают счастливых и способных детей, имеют много общего.

Paul L Dineen/Flickr.com

Они учат детей навыкам социализации

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка наблюдали более 700 детей со всей Америки на протяжении 20 лет, чтобы найти связь между развитием социальных навыков в детстве и успешностью в 25-летнем возрасте.

Те же, кто в детстве с трудом налаживал контакт с другими, во взрослом возрасте гораздо чаще попадали в неприятные ситуации, в общем имели более высокие шансы быть арестованными и не могли похвастаться высоким социальным статусом.

«Это исследование показывает, что родители должны помогать детям развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект.

Это одни из самых важных умений, которые необходимы ребенку для того, чтобы быть подготовленным к будущему, — рассказывает Кристин Шуберт (Kristin Schubert), программный директор Фонда Роберта Вуда Джонсона, финансировавшего исследования.

— С раннего возраста эти навыки определяют то, будет ли ребёнок учиться или попадёт в тюрьму, получит ли он работу или увязнет в наркотических зависимостях».

Они ожидают многого от ребёнка

Используя данные национального опроса 6 600 детей, родившихся в 2001 году, профессор Нил Хэлфон (Neal Halfon) и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли обнаружить: ожидания родителей имеют огромное влияние на то, чего их дети достигнут в будущем.

«Родители, которые рассчитывали, что в будущем их ребёнок будет учиться в университете, кажется, подводили его к этой цели, независимо от семейного дохода и других факторов», — рассказал профессор.

Это подтверждается и так называемым эффектом Пигмалиона, описанным американским психологом Розенталем. Его суть заключается в том, что человек, который твёрдо убеждён в каком-либо факте, неосознанно действует таким образом, чтобы получить реальное подтверждение своей уверенности. В случае с детьми, они неосознанно стараются оправдать ожидания родителей.

Матери работают

Психологи обнаружили, что дочери работающих матерей идут в школу уже имея опыт самостоятельной жизни. В будущем такие дети зарабатывают в среднем на 23% больше, чем их сверстники, выросшие в семьях, где мамы не работали и всё время уделяли дому и семье.

Сыновья работающих матерей ярче проявляли тенденцию к заботе о детях и работе по дому: исследование показало, что они проводят на 7,5 часов в неделю больше ухаживая за детьми и помогая по хозяйству.

«Моделирование ситуации является способом подать сигнал: вы показываете, что является уместным в плане того, как вы себя ведёте, чем занимаетесь, кому помогаете», — говорит ведущий автор исследования, профессор Гарвардской бизнес-школы Кэтлин Макгинн (Kathleen McGinn).

Они имеют более высокий социально-экономический статус

Чем выше доход родителей, тем выше оценки их детей — такова общая закономерность. Эти данные могут нас опечалить, ведь многие семьи не способны похвастаться большим доходом и широкими возможностями. Что ж, психологи говорят: такая ситуация действительно ограничивает потенциал ребёнка.

Шон Риердон (Sean Reardon), исследователь из Стэнфордского университета, указывает, что статистическая разница в успешности детей из богатых и бедных семей только увеличивается. Если сравнивать тех, кто родился в 1990 году, и тех, кто родился в 2001 году, то можно увидеть, что этот разрыв вырос с 30% до 40%.

Они получили высшее образование

Исследование показало, что дети, рождённые матерями в подростковом возрасте, с меньшей вероятностью заканчивают школу и поступают в университет.

Исследование, проведённое в 2014 году под руководством психолога Сандры Танг (Sandra Tang), обнаружило, что матери, которые закончили школу и институт, скорее всего, вырастят ребёнка, который также получит высшее образование.

Психолог Эрик Дубов (Eric Dubow) обнаружил, что уровень образования родителей на тот момент, когда их ребёнку исполняется 8 лет, является определяющим на следующие 40 лет. Это означает, что именно от него во многом зависит успех ребёнка в будущем.

Они учат своих детей математике с ранних лет

Анализ поведения 35 000 дошкольников из США, Канады и Англии, проведённый в 2007 году, показал: раннее развитие математических способностей становится огромным преимуществом для ребёнка в дальнейшем. Почему так, не очень понятно, но факт остаётся фактом. Дети, которые с малых лет разбираются в числах и простейших математических понятиях, быстрее учатся читать.

Они развивают отношения со своими детьми

Sarah G/Flickr.com

Исследование, проведённое в 2014 году, показало, что дети, к которым относились с пониманием и уважением в первые три года жизни, не только лучше показывают себя в учёбе, но и способны устанавливать здоровые взаимоотношения с другими. К 30 годам большинство из них являются более успешными и образованными людьми.

Родители, которые чутко и внимательно относятся к своему ребёнку, дают ему ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы развиваться дальше и исследовать мир вокруг себя.

Они меньше подвержены стрессу

Научные исследования говорят: то количество времени, которое матери проводят наедине со своими детьми в возрасте с 3 до 11 лет, имеет небольшое значение для их развития. Но активное, интенсивное и навязчивое материнство может иметь разрушительные последствия.

Когда мать находится в стрессовом состоянии из-за попыток балансировать между работой и семьёй, она плохо влияет на своих детей.

Дело в том, что существует психологический феномен «заразительности» эмоций. Люди способны улавливать чувства друг друга подобно тому, как заражаются простудой.

Поэтому, когда один из родителей морально истощён или печален, это мрачное чувство передаётся и ребёнку.

Они ценят усилия, а не страх провала

В течение десятилетий Кэрол Двек (Carol Dwek), психолог из Стэнфордского университета, проводила исследования, в ходе которых обнаружила: дети (и взрослые) способны оценивать успех двумя способами.

Первый из них называется фиксированным мышлением. Люди, которые так думают, оценивают свои способности, интеллект и таланты как данность, как нечто, что уже нельзя изменить. Соответственно, для них успех измеряется лишь этой величиной и все силы они бросают на то, чтобы не только достичь поставленной цели, но и избежать ошибок любым способом.

Существует ещё перспективное мышление, направленное на принятие вызова. Неудача для такого человека является «трамплином» для дальнейшего роста и работы над собственными способностями.

Поэтому, если вы говорите ребёнку, что он успешно сдал тест потому, что у него «всегда было хорошо с математикой», вы приучаете его к фиксированному мышлению. А если вы скажете, что у него получилось потому, что он приложил все силы, малыш поймёт: он может развивать свои способности, и каждое следующее усилие будет приносить новый результат.

Источник: https://lifehacker.ru/successful-children/

4 родительские установки, от которых зависит успех ребенка во взрослой жизни

Почему одни дети вырастают и добиваются успеха, а у других, несмотря на старания, ничего не выходит? Нет, дело далеко не всегда в везении. Оказывается, будущий успех ребенка зависит от родительских установок.

Однажды во время тренинга, посвященного умению достигать поставленных целей, управляя своим подсознанием, ко мне обратился молодой мужчина и рассказал свою историю. Как оказалось, на протяжении многих лет он занимается предпринимательской деятельностью.

Однако несмотря на богатый опыт ведения бизнеса, достичь финансового успеха ему не удавалось — деньги его «не любили».

Поскольку в юности я все это испытала на себе и успешно преодолела, меня заинтересовал его случай. Вместе мы начали анализировать, почему так происходит.

Я попросила его описать образ денег. На лице мужчины появилось брезгливое выражение: «Это отталкивающий толстяк, который ездит на Lexus, пренебрегает всеми правилами и ругается матом. Он просто отвратительное животное! Такие деньги мне не нужны, потому что я не хочу превратиться в него», — раздраженно сказал мой собеседник.

Правда, в начале нашего семинара он говорил совсем другие слова, уверяя, что очень любит деньги!

Когда мы углубились в тему, выяснилось, что такое его отношение родом из детства.

Дело в том, что мальчик рос в небогатой семье, а в классе учились дети состоятельных родителей, которые далеко не всегда вели себя корректно, зато многое могли себе позволить. А он не мог.

Тогда-то и появилась установка — мол, я бедный, но классный парень, а они все мальчиши-плохиши, которые не заслуживают ни любви, ни уважения.

Вместе с этой негативной установкой в его детском сознании сформировалась другая: если он когда-нибудь станет богатым, то обязательно превратится в такого же человека без совести и чести.

Вывод, к которому мы с ним пришли в процессе анализа сложившейся ситуации:

ему удастся добиться ощутимой прибыли лишь после того, как он изменит внутреннюю установку на противоположную.

Забегая вперед, скажу: эта история имела продолжение — и весьма хорошее.

Установки — это стереотипы мышления и поведения. Они формируются в нашем сознании с самого детства и на протяжении всей жизни.

Даже взрослые люди редко отдают себе отчет в том, что эти установки (на успех или поражение), прочно укоренившись в сознании, оказывают на них большое влияние и стимулируют определенное состояние, поведение и представление о действительности.

Конечно, в процессе жизни некоторые из них можно и даже нужно обновлять в соответствии с новыми обстоятельствами. Это касается всего — и отношения к своей внешности, и того, что связано с бизнесом.

Ведь если родители заложили неверные установки, повзрослевший ребенок в один не самый прекрасный день может оказаться в стрессовой ситуации, откуда не сумеет выбраться без потерь. Но разве этого мы желаем своим детям?

Расхожая фраза о том, что детское подсознание — белый лист, на котором родители могут написать его будущее, отчасти верна.

Наши дети действительно начинают ощущать мир вокруг в зависимости от значимых событий, которые происходили с ними в раннем детстве при непосредственном участии нас, родителей. Дети считывают и запоминают эту информацию!

И от того, какие запреты и ограничения мы накладываем на них, в чем и как позволяем почувствовать свободу, во многом определяется их будущее. К слову, любовь или нелюбовь к себе, самовосприятие, самоуважение, которое без труда распознается окружающими, — тоже.

Так в чем же залог успеха ребенка в будущем? Вот несколько рекомендаций.

Стремитесь воспитать своего ребенка свободным человеком.

Предоставляйте ему выбор и учите самостоятельно нести ответственность.

Тогда он будет понимать, что можно поступить так или иначе и что успех может прийти в зависимости от принятого им (а не вами) решения.

В этом случае перед ним открывается множество возможностей, а его индивидуальность не вступит в конфликт с навязанными правилами. Иначе борьба с ограничениями отнимет у юного человека весь ресурс, и вместо поиска собственного пути в жизни он будет сражаться с чужими установками.

Человек, утративший индивидуальность, живущий «как все», превращается в робота, который действует по чужим шаблонам. Когда индивидуальность сталкивается с общественными установками, возникает конфликт, ведущий к хроническому стрессу.

Поощряйте ребенка быть таким, какой он есть, а не подтягивайте к своему идеалу.

Лучший пример тому — признанные в мире красавицы, которые, по правде говоря, не столь уж красивы. Их изюминка в том, что они не похожи на других.

Например, Анджелину Джоли непросто назвать безупречной, но индивидуальность этой актрисы долгое время у женщин вызывала зависть, а у мужчин — восторг.

Почему? Вероятно, потому, что однажды она поняла принцип дуальности (взаимодействия противоположностей) и мастерски им пользуется, оставаясь собой.

Каждый из нас обладает набором определенных черт и качеств — это касается и внешности, и характера, и манеры поведения. Нередко мы не принимаем в себе какие-то из них.

Мужчины, например, стыдятся своей слабости, ведь им с детства внушали, что для представителя сильного пола это «позорно».

Однако любое качество, принятое и позволенное себе, всегда может стать точкой роста, а загнанное внутрь — проблемой на долгие годы.

Приведу пример. Однажды клиент поделился со мной такой историей. Много лет подряд он представлял себя в образе предводителя войска, который боится выйти на поле боя.

Ему было горько от того, что он в собственных глазах был слабаком. Проговаривая эту ситуацию, мы пришли к выводу, что в этой его слабости как раз заключается сила. Ведь не всегда есть необходимость участвовать в битве физически: он может быть более эффективным в качестве командира, чем воевать на поле в качестве рядового бойца.

Осознание этого позволило ему освободить свой внутренний зажим и принять эту часть себя.

Читайте также:  Особенности развития детей в раннем детстве

Известное выражение «Посеешь случай — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер» — это не отвлеченная фраза.

Помните, что становление личности происходит в самом нежном возрасте, важно заложить в этот фундамент правильную основу самовосприятия.

Так, при положительном восприятии человек ощущает себя благополучной личностью, которая в момент успеха отдает должное собственным усилиям, а неудача не становится для него крушением мира и не заставляет остановиться.

Напротив, такие люди совершают очередную попытку для достижения поставленной цели.

Если же в сознании закрепился отрицательный образ себя, человек действует как неблагополучный и неприспособленный к жизни. Все свои достижения относит к случайному везению, а неудачи — к само собой разумеющемуся, потому и попыток выйти из них не делает.

И от того, какую из этих установок будут поддерживать родители, зависит программа на будущее.

Не ломать, а бережно направлять своих детей — вот главная задача взрослых.

Воплотить данные рекомендации в жизнь несложно. Просто не пытайтесь навязывать своим детям собственные установки (которые, кстати, далеко не всегда бывают правильными).

Научите обращать слабости в силу и принимать себя, тогда удастся воспитать человека, способного жить полноценной жизнью и в будущем реализовать собственное, а не чужое представление о счастье.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/4-roditelskie-ustanovki-ot-kotorykh-zavisit-uspekh-rebenka-vo-vzrosloi-zhizni.htm

Успех ребенка в жизни – заслуга семьи

С егодня многие говорят об успехе в карьере, в личной жизни. Успешный человек считается идеалом современности. Поэтому большинство родителей хотят воспитать успешного ребенка.

Что такое успех? Это достижение определенного уровня жизни, высоких результатов в деятельности. Очевидно, что успех нельзя подарить.

Родители могут обеспечить финансами и другими материальными благами, но просто так дать своему ребенку успех никто не сможет. Конечно, стартовые возможности у каждого ребенка разные.

Но сколько жизненных примеров доказывают нам, что без определенных качеств личности и черт характера, быть успешным не получится. Будь у тебя даже миллионное состояние, его нужно уметь сохранить.

Воспитанию успешного ребенка сопутствует воспитание трудолюбия. Труд часто ассоциируется с физической работой. Однако есть такие виды труда, без которых не обойдется сегодня ни один человек.

Начиная от самообслуживающего труда и заканчивая интеллектуальным трудом. Труд, по определению замечательного русского педагога К.Д.Ушинского, несет нравственное и психическое значение для человека.

Приучая ребенка к труду, нужно объяснять цель трудовой деятельности, учить предвидеть результат своего труда. (пусть даже маленький: «Уберем игрушки и в комнате поселится красота»), доводить начатое дело до конца.

Ребенок должен уметь планировать свою работу: «Чтобы в комнате было чисто, нужно сначала убрать игрушки, потом расставить книжки, убрать одежду в шкаф, а потом пропылесосить»Ценность труда ребенок может увидеть только на примере родителей. Отношение взрослых членов семьи к труду – залог успехов ребенка.

Усвоив формулу «успех – результат труда», он наверняка в будущем добьется хороших результатов.

Как воспитать успешного ребенка — Второе необходимое качество -“организованность”.Как вы думаете, какое первое средство для воспитания организованности? Вы угадали – режим дня. Но почему-то сами родители порой являются первыми нарушителями режима дня ребенка.

То в гостях задержались, то устали сильно и не хочется ребенка проконтролировать, то другие причины найдутся. А ребенок видит нашу непоследовательность и сам привыкает быть непоследовательным.

Честь и хвала тем родителям, которые приучили детей складывать портфель сразу после приготовления уроков, готовить одежду и обувь с вечера, заранее, а не в последнюю ночь, делать поделки и рисовать рисунки на конкурс. Кроме того, организованный человек должен уважать время.

Научите ребенка дружить со стрелками часов – и он избежит многих неприятностей. Уметь распределять время, быть пунктуальным – черты успешного человека.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/rabota-s-roditeljami/124274-uspeh-rebenka-v-zhizni-%E2%80%93-zasluga-semi.html

Успех ребенка – заслуга родителей

Как стать успешным человеком? Им надо начинать становиться еще в детстве. Стремление к успеху должно быть привито родителями. Высокого уровня интеллектуальные способности, напористость и уверенность в себе – три кита успеха.

Уверенность в своих силах и уважение к себе не передаются генетически. Эти два важных качества прививаются родителями с самого раннего возраста.

Если вы не хотите чтобы ваш ребенок стал неудачником, не стоит ругать его за двойки подобным образом: «Вот если будешь еще получать двойки, когда вырастешь, станешь дворником».

В моменты неудач родители должны поддержать, приободрить, успокоить, сказав, что это мелочи жизни, которые легко исправить – подучить предмет и получить пятерку.

Успешность детей – заслуга родителей. Выбор детского сада, школы, направленности класса, изучение английского языка в Москве – все это вы должны хорошенько взвесить, выбрав своему драгоценному чаду самый подходящий вариант. Но место обучения еще не говорит о качестве знаний. Чтобы обеспечить ребенку светлое будущее, надо следовать некоторым советам:

  • Раскрыть потенциал ребенка можно в первую очередь через общение с родителями. Кто, как не самые близкие и родные люди, могут выявить таланты своего чада и помочь в их развитии. Кого, как не родителей, слушают дети. Станьте для своего ребенка другом, давайте советы, больше поощряйте за успехи и не перебарщивайте с поучениями. Лучше усваивается та информация, которая подается мирным путем. Вечному вопросу отцов и детей в благополучной семье всегда найдется ответ. Непонимание пусть останется за порогом вашего дома.
  • Научите ребенка уважать себя. Любовь и уважение к себе – вовсе не признаки нарциссизма. Эти два качества, умело и вовремя привитые родителями, расширяют круг потребностей ребенка. А чем больше потребностей, тем больше целей и возможностей для их достижения. Кто-то считает автомобиль лишним источником растрат, а кто-то – необходимым средством для комфортного передвижения. Кто-то считает курсы английского языка в Англии необходимым для ребенка, который мечтает поступить на языковой факультет, а кто-то – лишней головной болью. Не уважающим себя родителям, конечно, трудно будет привить уважение к себе и ребенку.
  • Самостоятельность – твердый шаг на пути к успеху. Обычно самостоятельными дети становятся на примере своих родителей. Или на примере рассказов, услышанных от их родителей. С самого раннего возраста малыша надо приучать к самостоятельности. Кроме пользы для роста его как личности, это качество пригодится в детском саду и школе. Успешный человек, прежде всего, рассчитывает на свои силы.
  • Развивайте детское воображение. Мысли материальны, и, соответственно, чем их больше в голове, тем больше возможностей их воплотить в реальность. Именно мысли зарождают новые стремления. Родители, развивайте у своего ребенка воображение! Даже неудачи можно превратить в предмет мечтаний. Успокойте получившего двойку по математике малыша: «Ничего! У кого не бывает! Вот представь: станешь великим ученым-математиком и будешь вспоминать, как когда-то двойку схлопотал…».

Источник: https://mamysik.ru/fizicheskoe-i-rechevoe-razvitie/uspeh-rebenka-zasluga-roditeley.html

Влияние семьи и убеждений на успех ребенка во взрослой жизни

Дата публикации 02 августа 2017. Опубликовано в Статьи по воспитанию

Убеждения человека играют важную роль в его становлении, как личности. С детства люди росли в окружении тех или иных убеждений. Особенно трудная ситуация связана с теми детьми, в которых не верила семья или они с детства слышали негатив в свой адрес или просто в семье.

Ведь влияние семьи на подсознание, и, следовательно, успех огромно. Если семья не верит в ребенка, то достичь успеха он может только путем применения гигантской силы воли и проведения работы над собой.

Существуют типичные негативные финансовые установки, которые блокируют человеку путь к развитию и успеху.

Неверие родителей в своих детей

Это наиболее распространенная форма негативных программ. Неверие можно сравнить с вирусом в подсознании. Из-за неверия в ребенка развитие даже может остановиться, хотя не многие родители осознают это. Неверие рождается иногда из тотального контроля или иначе говоря, гиперопеки.

Нередко встречаются случаи, когда детей тянет, например, заниматься финансами и бизнесом, а родители всячески ограждают чадо от подобного шага, аргументируя это неверие «Подсудным делом» или «Неспособностью к математике». А ведь наличие финансовой жилки в ребенке отнюдь не всегда зависит от его оценок и способностей в школе по техническим и точным предметам.

Поэтому родителям стоит научиться фильтровать свои выражения в адрес ребенка и прекратить блокировать его успех негативными установками.

Упор на интеллект ребенка, моральное давление

Еще один распространенный вариант негативного поведения в семье. Например, в спорах родители могут часто оперировать такими фразами, как «У тебя мозгов не хватает», «А тебе есть, чем думать?» и прочими, обидными для ребенка.

Ведь таким способом родители ставят под сомнение интеллектуальные способности ребенка, что порождает его низкую самооценку и неспособность к решительным действиям. Что делать в данном случае? Ребенок может просто научиться игнорировать подобные ехидные замечания от семьи, но на это нужна огромная сила воли.

Можно применить более логичный метод – сесть и спокойно поговорить. Моральное давление на ребенка – не самый лучший способ помочь ему добиться успеха.

Сравнение ребенка с другими детьми

Каждый ребёнок по своей природе уникален. Но, к сожалению, не все родители осознают это. Зависть к тем семьям, в которых родились или вундеркинды, или более быстро растущие дети нередко накладывает свой отпечаток на психику родителей.

Поэтому дети часто слышат обидные сравнения в свой адрес, например, такие: «Да Катя в твоем возрасте уже руководящей должности достигла!», «А на что ты вообще способен?», «Ну-ну, сначала удержись на работе.», «Заплатишь, когда разбогатеешь. Хотя денег у тебя и так не будет».

Подобные выражения откладывают на психике ребенка не самый лучший отпечаток. Ребенок может сам научиться абстрагироваться от подобных замечаний или действовать в жизни по своему плану, не реагируя на критику других.

Порой ведь даже самые медленно развивающиеся дети достигают больших успехов, чем те, кому удалось все и сразу в более размеренном темпе становления личности.

Светлана, www.vitamarg.com

Источник: http://www.vitamarg.com/deti/article/7984-vliyanie-semi-na-uspekh-rebenka

Семья: секреты успеха

Счастливые браки заключаются на небесах. Так утверждают мудрые люди. Мужчина и женщина, вступая в брак, мечтают о счастливых семейных отношениях. Из чего состоит это счастье и где его взять? На эти вопросы тяжело ответить сразу однозначно.

Счастливая и успешная семья – это кропотливый, ежедневный и совместный труд всех ее членов. Те, кто мечтают найти себе спутника жизни, который сделает их счастливыми, получат огромное разочарование и неправильное представление о настоящей семье.

Те семьи, что пережили самые трудные моменты совместной жизни, выдержали жизненные испытания и не расстались, обрели крепкие семейные узы. У каждой счастливой семьи секреты успеха отличны от других супружеских пар, но есть основные моменты, на которых базируются прочные отношения. Специалисты в области построения семьи подскажут, как обрести ключи от счастья.

Первостепенное условие для обретения счастливых отношений – это прочный фундамент, состоящий из взаимных теплых и сердечных чувств любящих супругов. В каждой семье время от времени происходят конфликты, ссоры по поводу разных вопросов.

В любых ситуациях муж и жена должны знать, что они любимы друг другом. И ничто не повлияет на отношения между партнерами. Эти чувства должны быть настолько сильными, чтобы хватило на двоих, если один из них скупится на взаимность. Терпением и любовью можно растопить лед в душе другого супруга.

В жизни может происходить так, что супруги живут вместе под одной крышей, растят детей, внуков, но счастливыми их назвать нельзя. Зачастую это бывает в браках по расчету или по взаимной договоренности. В таких семьях выполнение повседневных обязанностей может превратиться в тягостную повинность друг перед другом и нанести непоправимую психологическую травму.

Для достижения успеха одной любви не хватает. Все может перегореть, если один из супругов не хочет принимать отрицательные черты характера другого. Идеальных людей не существует. Есть умение находить положительные моменты в неприятных чертах характера и воспринимать партнера таким, каков он есть.

Переделывать кого-то на свой лад – только тратить силы и время. Стоит обсудить конфликтные моменты вместе и прийти к общему компромиссу. Без обоюдного желания найти выход из спорных ситуаций просто невозможно.

Доверие между мужем и женой – признак открытых и честных отношений. Без доверительных чувств появляется некая недосказанность во многих вопросах, в том числе и интимных.

Это срабатывает, как снежный ком, с нарастающим неизбежным конфликтом. Если не побороть страх признания о сокровенном желании, чувство недопонимания будет расти.

Обоим партнерам надо учиться, как рассказывать, так и выслушивать волнующие проблемы.

Как пережить период ссор?

После «медовых» месяцев у каждой пары возникает период ссор и противоречий. Главное в этот период — набраться терпения и выдержать такое испытание с достоинством.

Нельзя переходить на оскорбления и унижения супруга, а также обвинять только одну сторону. Насколько возможно, постарайтесь перевести драматическую ситуацию в шутку. С юмором легче потушить огонь скандала.

Еще поможет умение прощать и не держать злости на супруга.

Совместная цель или дело объединяет мужа и жену. Очень важно принимать общие решения и выполнять вместе поставленные задачи. Ответственность должна распределяться на обоих, а не сваливаться на кого-то одного. Это поможет справиться с неприятностями и сплотиться.

Одной из общих целей и задач семьи является воспитание детей. Условия успешного воспитания заключаются в личном примере взаимоуважения матери и отца. Недопустимо скандалить или выяснять отношения в присутствии детей. Это в их глазах подрывает авторитет одного из родителей, что приведет к дальнейшему непослушанию и добавит конфликтных ситуаций.

Нельзя превращать партнера в браке в своего подчиненного, лишая его свободы выбора, права собственного «я». Каждый супруг должен чувствовать свою необходимость и уверенность в создании счастливых семейных отношений.

Поддерживайте друг друга в счастье и в горе, дарите друг другу подарки, цените счастливые моменты, уделяйте внимание каждому члену семьи, не позволяйте посторонним (даже родителям) вмешиваться в семейные отношения – все это залог успеха счастливой семьи.  

Видео по теме статьи

Источник: http://webdiana.ru/dom-i-semya/otnoshenia/5818-semya-sekrety-uspeha.html

Семья, как фактор успеха

Поздравляю вас с праздником  День Семьи. Этот христианский праздник, прославляющий основу человеческого счастья, любви, благополучия, уходит корнями в глубокую древность. В этот светлый день принято молиться о благе семьи, с особым уважением вспоминать святых Петра и Февронью, их любовь преданную и красивую, положившую начало этому празднику.

Брак Петра и Февронии, даже спустя много веков, остается для христиан эталоном семейной жизни. Они являются покровителями семьи и брака. Памятники, памятные доски Петру и Февронии установлены во многих городах России.

Петр – второй сын Юрия Владимировича, князя Муромского. На престол Мурома он вступил в 1203 году. Но задолго до этого Петр заболел страшной болезнью, проказой. Бессильны оказались все придворные лекари, никто не мог ему помочь.

Однажды во сне он увидел, что спасти его может только дочь бортника, крестьянка Феврония из деревни Ласковой Рязанского уезда.

Феврония была мудрой, она знала не только лечебные травы, но и могла лечить разные недуги. Дикие звери и те слушались ее. При своей обворожительной красоте она оставалась доброй и благочестивой.

Больной князь дал слово жениться на ней, если она сможет его исцелить. У Февронии получилось победить болезнь князя. Однако последний не сдержал своего слова, за что и поплатился – болезнь снова вернулась к нему. В очередной раз обратились к Февронии за помощью. И снова она вылечила князя, выйдя на сей раз за него замуж.

Но теперь бояре не захотели видеть рядом со своими знатными женами княгиню из простолюдинок. Не стал спорить князь с боярами, взял свою жену, сел в лодку и поплыл по реке Ока. Жили они просто, но радовались ежедневно своему счастью и тому, что рядом.

В Муроме же в это время в погоне за престол началась смута, разногласия доходили до убийств. Осознали бояре свою ошибку и позвали князя вернуться на престол. Его благочестивая супруга не только помогала мужу советами и делами, но и смогла завоевать признание и любовь горожан.

Согласно легенде умерли они не только в один день, но и в один час – 8 июля 1228 года. Похоронили их вместе. А  в 1553 году по обету Ивана Грозного над их мощами в городе Муроме была построена соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

 На многие века стали Петр и Феврония  символом красивой любви, сильной и верной.

Сегодня много рассуждают на тему того, что семья, как институт разрушается, традиционные брачные отношения сменяют пробные и гостевые браки. Все это не находит подтверждения даже в официальной статистике. У каждого человека есть потребность в нормальных, постоянных отношениях.

Людям необходимы для уверенности, ощущении защиты стабильность, поддержка близкого человека. Для психологического комфорта и счастья необходимы хорошие, теплые  отношения  в семье, а не всенародный успех.

Любовь толпы не отличается надежностью. Завтра могут появиться новые кумиры,  и вместо роз придет забвение. Если рядом нет надежной, счастливой семьи, то остается одиночество.

Люди, добившиеся профессионального успеха, но не сумевшие выстроить свои  семейные отношения, по сути, не очень счастливы. Им не хватает обычного человеческого тепла

Если рассматривать семью как фактор успеха, то следует брать во внимание родительскую семью, свою собственную, семьи своих детей и даже свой род.

При этом на ближайшее окружение и семью, как фактор успеха, приходится не менее 50% влияния на жизненный успех человека. Это тот рассол, та среда, в которой происходит формирование человека. Его успешность или неуспешность, формирование способностей во многом зависят от энергии наследственности, от того насколько состоялись в этой жизни родители, характерен ли успех для рода в целом.

Отсюда становится понятным, насколько важно сохранять семейные связи, общность с родственниками. О влиянии отношений с родителями на успех читайте здесь.

Собственная семья – это самый близкий круг. Часто говорят, что успех мужчины наполовину принадлежит его жене, которая вдохновляет, поддерживает, обеспечивает надежный тыл. Конечно же, из общего правила есть исключения, но слов из песни не выбросить.  Аналогично и женщине легче найти свое призвание и состояться в нем, если есть поддержка со стороны мужчины.

Стремясь к успеху,  человек укрепляет свой род, создает модель поведения для своих детей и внуков. Поскольку многие представления о жизни передаются по наследству.

Пока дети растут, успех в семье во многом складывается из возможности дать им лучшее воспитание и образование. Нравственные ценности, здоровье, желание стать самостоятельными и успешными, как и образование являются самыми важными составляющими наследства.

Когда дети подрастают и становятся успешными, они тоже в немалой степени влияют на успех родителей.

Они словно подтягивают их за собой в изменившихся жизненных условиях, дарят им чувство молодости и ощущение гордости за себя, за своих детей. Не меньше радости доставляют и успехи внуков.

При формировании взрослых, теплых отношений между поколениями в семье, успех передается подобно эстафетной палочки.

И не смотря на то, что с каждым поколением приходят какие-то изменения, отрицания, род будет успешным, если есть преемственность.

Семья, как фактор успеха, может проявиться и в неблагоприятных  условиях. Хотя это скорее исключение. Здесь сказывается закон отталкивания от противного. Человек не хочет оставаться в среде неблагополучных родственников и принимает решение жить иначе. Это тоже дает стимул  и силы.

Крепкая семья – это самый сильный фактор не только успеха, но и счастья.

Верующие люди при неудаче в личной жизни, безуспешной попытке создать семью обращаются к святым Петру и Февронье со словами чудотворной молитвы:

Если Вам понравилась статья «Семья, как фактор успеха», то не забудьте поздравить с праздником семьи своих друзей.

Источник: http://dobrovira57.ru/put-k-uspehu/semya-kak-faktor-uspeha

15 качеств родителей, у которых есть успешные дети

«Если дети не моют посуду, значит, кто-то делает это за них», – говорит Джулия Лицотт-Хаимс, бывший декан Стэнфордского университета и автор книги «Как воспитать взрослого». «Маленькие дети должны помогать с домашними делами, чтобы внести свой вклад в общее дело», – говорит она.

Джулия считает, что дети, которые помогают дома, вырастут хорошими сотрудниками компаний, чуткими и способными самостоятельно выполнять задачи. Это мнение основано на исследовании Harvard Grant Study.

2. Они учат детей общаться

Исследователи Университета Пенсильвании и Университета Дюка изучили 700 детей. Первая волна исследования проводилась, когда дети ходили в детский сад, вторая – когда исследуемым исполнилось 25 лет. Оказалось, что коммуникабельные дети, которые сотрудничали со сверстниками, гораздо чаще получали высшее образование и работали полный рабочий день.

Те, кто имел ограниченные социальные навыки, чаще совершали преступления, употребляли алкоголь или стояли в очереди на социальное жильё.  

«С раннего возраста эти навыки могут определять, пойдёт ли ребенок в колледж или тюрьму», – считает директор программы Фонда Роберта Вуда Джонсона Кристин Шуберт.

3. У них большие надежды 

Это стало ясно на основе опроса 6600 детей, родившихся в 2001 году. Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон и его коллеги обнаружили, что ожидания родителей в отношении своих детей оказывают огромное влияние на достижение. 

В 96% случаев детям удавалось поступить в колледж, если их подбадривали родители. При этом, дети родителей, не настаивавших на получении дальнейшего образования, поступали в колледж в 57% случаев. Здесь срабатывает эффект Пигмалиона – если один человек что-то ожидает от другого, то тот может это сделать.

4. Они неконфликтные 

По словам профессора Университета штата Иллинойс Роберта Хьюза, дети из семей, где случаются конфликты, имеют тенденцию к тому, чтобы самим вырасти более конфликтными.

Если в семье нет или мало ссор, то дети, как правило, вырастают спокойными.

Также доказано, что дети, живущие в неконфликтной семье с одним родителем более психологически здоровы, чем живущие в конфликтных семьях с мамой и папой.  

Ещё один факт: если после развода отец продолжает общение со своими детьми, то они живут лучше.

5. Они честно спорят перед детьми 

Иногда дети становятся свидетелями конфликтов родителей. Важно, чтобы их решение было честным и справедливым. Помните, что в будущем ребёнок может принять плохой или хороший пример поведения в конфликтной ситуации.

6. Они имеют высшее образование

Психолог Университета штата Мичиган Сандра Танг в 2014 году установила, что, если матери закончили колледж, их дети имеют больше шансов также поступить в колледж. 

Другое исследование затронуло 14 тыс. детей, поступивших в детский сад с 1998 по 2007 год. Оно показало, что дети, рождённые от мам, которым не исполнилось 18 лет, реже оканчивают среднюю школу и поступают в колледж, чем рождённые от мам старше 18 лет.  

Третье исследование в пользу данного тезиса провёл нью-йоркский психолог из Государственного университета Боулинг Грин Эрик Дубоу. В нём приняли участие 856 человек. Оказалось, что если в 8-летнем возрасте у ребёнка были родители с высшим образованием, то через 40 лет выросшие дети добивались больших успехов в работе, чем их сверстники.

7. Они рано начали учить детей математике

В 2007 году были изучены данные 35 тыс. дошкольников из США, Канады и Англии, которые показали, что раннее развитие математических навыков может стать огромным преимуществом в будущем.

8. Они развивают отношения со своими детьми

В 2004 году были изучены 243 человека, родившиеся в бедных семьях. Если в первые три года ухода за детьми родители уделяли им много внимания, то в будущем дети хорошо учились, имели здоровые отношения с родителями и были более успешны в 30 лет.

«Это говорит о том, что инвестиции в ранние отношения между родителями и детьми могут привести к долгосрочным доходам, которые накапливаются в будущем», – отметил соавтор исследования психолог Университета Миннесоты Ли Раби.

9. У них меньше стресса

«Материнский стресс плохо воздействует на детей», – считает социолог из Государственного университета Боулинг Грин Кей Наймагути.

Эмоциональное заражение – психологический феномен. Люди «ловят» чувства друг от друга, они словно простужаются, – объясняет Наймагути. Исследования показывают, что, если близкий человек счастлив, то это «заразит» и других людей. Также работает и негатив. Если у родителей плохое настроение или постоянный стресс, то это эмоциональное состояние может быть передано детям.

10. Они работают вне дома

Согласно исследованию учёных из Гарвардской школы бизнеса, дочери работающих матерей чаще ходят в школу и зарабатывают на 23% больше по сравнению с их сверстниками, которых воспитывали матери, оставшиеся дома. Сыновья работающих матерей больше склонны к занятию домашними делами и уходу за братьями или сёстрами. 

11. Они имеют более высокий социально-экономический статус

По словам Шона Реардона из Стэнфордского университета, разрыв в уровне успеваемости детей из семей с высоким и низким доходом составляет 30-40%. Как отметил автор книги Drive Дэн Пинк, чем выше доход для родителей, тем выше оценки их детей.

12. Они авторитетны

Исследование 1960 года, проведённое психологом Дианой Баумриде из Калифорнийского университета в Беркли, установило три типа стилей управления детьми: 

  • Разрешающий: родитель не наказывает, а постоянно принимает запросы ребёнка. 
  • Авторитарный: родитель пытается сформировать ребёнка и контролировать его на основе стандартов поведения. 
  • Авторитетный: родитель пытается рационально направить ребёнка. 

Идеалом является авторитетный стиль. При нём ребёнок растёт с уважением к власти, но не чувствует себя задушенным жёсткими ограничениями.

13. Они учат смотреть вперёд

В 2013 году психолог из Университета штата Пенсильвания Анджела Дакворт выиграла грант в фонде МакАртура за раскрытие мощной черты, определяющей успех личности. Её назвали «песчинкой».

Песчинка – это стремление поддерживать интерес к достижению очень долгосрочных целей. Речь идёт о том, чтобы учить детей воображать и фиксировать будущее, которое они хотят создать.

14. Они дают детям простые имена

Многие исследования доказывают, что имя ребёнка влияет на его жизненный успех. С точки зрения карьеры, люди с именами, которые являются общими и легко произносятся, оказались более успешными, чем люди со сложными именами.

15. Они за здоровое питание

Успешные люди признают, что хорошие привычки в еде помогают сосредоточиться и быть продуктивными в течение дня. По мнению доктора Кэтрин Штайнер-Адэр, пищевые привычки детей требуют участия родителей. Им важно показать хороший пример в здоровом питании, тогда дети его скопируют.  

Источник: businessinsider.com

Источник: https://www.Sravni.ru/text/2017/4/20/15-kachestv-roditeley-uspeshnyh-detey/

«За успехами ребёнка стоит поддержка семьи»

В те незапамятные времена, когда я училась в школе, родителем школьника можно было быть и не быть одновременно. Так было с моей мамой. Сходив пару раз на родительские собрания, раздражившись на учительницу, она завязала с любыми школьными делами. Даже в дневнике подписываться отказывалась. Говорила: «Сама подпишись, ты что, подписываться не умеешь?».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

И так или примерно так было у большинства моих друзей и знакомых. Школьная жизнь оставалась нашей, детской. Ну и немного учительской. Но больше все-таки нашей!

Сейчас все по-другому. Согласно Закону об образовании в РФ, родители — участники образовательных отношений.

У родителей по закону есть и права, и обязанности, по личным соображениям есть свои ожидания, представления и требования в этих самых узаконенных образовательных отношениях.

Я и по долгу службы, и по профессиональным убеждениям активно поддерживаю отношения с родителями своих учеников. И я не могу не замечать, что быть родителем школьника в наше время очень трудно.

На маму ещё только первоклассника обрушивается: и должны или не должны учебники, и нравится или не нравится форма, и сдавать или не сдавать деньги, и вступать или не вступать в комитет. К тому же все школы разные, в них ещё и разные формы обучения, и не понятно, повезло с учительницей или нет.

Даже напрашивается идея создания цикла вебинаров «Школа для родителей школьников». В них можно раскрыть отдельные аспекты взаимодействия родителей со школой, проговорить права и обязанности, дать практические подсказки, помочь снизить родительскую тревожность.

Ведь именно они, тревоги и волнения, мешают иногда родителям так построить свои отношения со школой и учителями, чтобы это помогло, облегчило жизнь их ребёнку.

И вот на какие моменты стоит обратить свое снимание уже сейчас. Это общие подходы. Они, я уверена, сработают в любой ситуации.

Это не вы учитесь в школе

Ваш ребёнок уникален. Мне кажется, это базовый постулат здорового родительства. Вполне может быть, что его проблемы и достижения в школе будут совсем не такими, как это было у вас.

Если у вас в школе были проблемы с математикой, математичкой, учебником математики или соседом по парте на уроках математики (нужное подчеркнуть), это не значит, что у сына или дочери (можно оба подчеркнуть) должны эти проблемы быть.

Все эти наши «математика — это очень сложный предмет», «я в школе ненавидела математику» и «у нас в генах нет математических способностей» — это не что иное, как программирование ребёнка на проблемы

Почему бы не дать ему шанс самому сформировать своё отношение к математике, физике, географии или английскому языку (вы знаете, что делать). Генетическое наследование, кстати, в большинстве случаев происходит нелинейно. (Это автор статьи соскучился уже по урокам биологии и, видимо, скобочкам.) В общем, не факт, что ваши отсутствия каких-то талантов будут обязательно унаследованы.

На практике бывает ещё парадоксальнее, когда не наследуются таланты. Одна моя коллега, учитель русского языка, пригласила на поговорить папу девочки, которая неплохо успевает по большинству предметов, но не учит правила и исключения на её уроках. А это же русский! Мы-то знаем, что там и правила, и исключения, всего в избытке.

И вот она этому папе и говорит, дескать, не учит, помогите, проконтролируйте, я вот это и это задала, пусть к следующему уроку выучит, а я похвалю, глядишь, распогодится… А он ей говорит, что не будет он её заставлять учить. Потому что он никогда сам не учил, у него врождённая грамотность, и по русскому всегда были только пятёрки.

Сначала предложите помощь

Другая моя коллега, с которой мы вместе занимались на обучающем семинаре, исполняла роль родителя школьника в обучающей деловой игре.

Задачей их группы было составить подобие кодекса родителя для решения проблем своего ребёнка в школе. И она внесла в этот кодекс самым первым пунктом: «Спросить, нужна ли ребёнку помощь».

Я не помню, что там дальше было, какие пункты. А этот момент запомнила очень хорошо, хотя дело было семь лет назад.

Комментируя свою позицию, она сказала примерно следующее:

— Мои дети часто рассказывают мне о проблемах и трудностях, с которыми они сталкиваются в школе. Я всегда очень переживаю о каждой ситуации. Мне хочется тут же кинуться на помощь, защитить, оградить своего ребёнка. Но я каждый раз нахожу в себе силы спросить»Тебе нужна моя помощь?». И почти всегда получаю ответ, что не нужна.

Мне кажется, что если ребёнок может сам справиться с ситуацией, он должен справляться сам. Потому что это его жизнь, его опыт, его развитие, его взросление

Роль родителей в такой ситуации — выслушать, поддержать морально, выразить доверие и поддержку. Если же мы кидаемся решать проблемы своего ребёнка, забыв его спросить, есть ли в этом необходимость, мы идем на поводу у своих эмоций, своего гнева, своих тревог. Разве такое наше поведение демонстрирует ребёнку доверие, веру в его силы?

На чьей вы стороне

Я понимаю родительство так, что родитель всю жизнь работает над тем, чтобы быть на стороне ребёнка, стараясь преодолевать собственные психологические сложности так, чтобы они не слишком усложняли ребёнку жизнь. На своей работе я встречаю очень много семей, которым это удаётся.

Ещё одна моя коллега как-то за чашкой чая мне сказала: «Я тридцать лет работаю в школе и давно заметила, что самые талантливые мальчики — те, которых безусловно и безоговорочно любят их мамы». Я стала присматриваться и к мальчикам, и к девочкам. Нашлись, конечно, и исключения.

Но в подавляющем большинстве за успехами ребёнка стоит поддержка семьи. Но правильная поддержка. Ведь «пойду в школу, покажу училкам, кто громче требует» — это не поддержка

Это выход собственных эмоций, самоутверждение, подкармливание собственного эго.

И «я найму тебе лучших репетиторов», и «я буду жаловаться во все министерства», и «я знаю, что мой мальчик всё знает про клетку, а вы ему двойку специально ставите» — это тоже все больше про собственные амбиции и тревоги, а не про любовь к детям.

Помощь должна быть такой, чтобы именно помочь ребёнку справиться, поверить в себя, в свои силы. С помощью и поддержкой родителей ребёнок становится сильнее, свободнее, увереннее, оптимистичнее.

Конечно, проще и удобнее во всех проблемах в школе видеть только вину школы и учителей. Тем более, что школа ох как не без греха, и создаёт, и провоцирует массу проблем. А дальше каждый родитель делает свой выбор.

Кто-то становится приверженцем семейного обучения, совмещая роли учителя и родителя. Кто-то транслирует свой негативный опыт в комментариях из серии «школа зло», «калечит психику», «ничему не научили» и подобное.

Мне очень повезло работать в школе, где в подавляющем большинстве родители настроены на конструктивное выстраивание упомянутых выше образовательных отношений. Спасибо!

Источник: https://mel.fm/blog/lyudmila-nekrasova/30492-za-uspekhami-rebenka-stoit-podderzhka-semi

Статья на тему: Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка

Родительское собрание в 3 классе

Тема: Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка.

Цель: Активизировать воспитательную деятельность семьи; обсудить проблему роли семьи в развитии школьных успехов ребёнка; наметить пути решения этой проблемы.

Ход родительского собрания

I. Вступительная беседа

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи: «Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка».

С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силахи возможностях, умение бороться с трудностями – всё это зарождается в дружной, теплой атмосфере Дома.

Как считал швейцарский психолог Жан Плаже, переломный момент в познавательном развитии ребенка происходит в возрасте от 5 до 7 лет. У дошкольников нет достаточного объема и стратегии памяти, необходимых для понимания многоплановости мира.

К началу учебы в школе детское мышление трансформируется, способности памяти увеличиваются. У некоторых детей более совершенные способности могут развиваться к пяти годам, в то время как у других такие способности проявляются только к семи.

Замечено, что дети, которые отставали от своих сверстников на раннем этапе обучения (первый, второй классы) часто догоняли одноклассников во втором или третьем класе, а их отстование было продиктовано окружением и возможностями.

Хотя хорошая успеваемость напрямую связана с их генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияние биологические, невролгические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства, самооценку, мотивацию и факторы успеха.

На мотивацию успеха влияют взаимоотношения в коллективе, атмосфера в классе и в школе. Но, безусловно, большое влияние на обучающего оказывает семья.

По уровню влияния семей на успешность обучения младших школьников семьи можно разделить  на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении

Результаты успеваемости

Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)

Достаточный уровень

Родители не ценят успехи детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от их способностей)

Низкий уровень

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощеряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Высокий уровень

Родители ценят успех и ожидают хорошей успеваемости (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Выше среднего уровень

Независимо от фактических познавательных способностей детей родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребенка и поощерять его трудолюбие.

II. Основные направления сотрудничества семьи и школы.

  1. Необходимо участие родителей в жизни школы (чтение книг совместно с ребенком, привлечение ребенка к обучающей деятельности; совместное участие в выставках, спортивных праздниках, днях здоровья; а также совместная работа учителя и родителей).
  2. Родительская стратегия (степень контроля, устанавливаемого родителями дома; степень домашнего тепла и внимания; уважение роли ребенка в семье; степень отзывчивости родителей, терпимости к поведению своих детей)

III. Обсуждение вопроса. Обмен мнениями.

IV. Заключительная часть.

Учителя не в состоянии обеспечить мотивацию и поддержку в объеме, необходимом для того, чтобы заинтересовать детей с низкими способностями в достижении успеха. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

V. Индивидуальные беседы.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/01/31/rol-semi-v-razvitii-shkolnyh-uspehov-rebyonka

Ссылка на основную публикацию